Альтернативная история Азии
Альтернативная история Америки
Альтернативная история Африки
Альтернативная история Ближнего Востока
Альтернативная история Восточной Азии
Альтернативная история Восточной Европы
Альтернативная история Европы
Альтернативная история Западной Европы
Альтернативная история Северной Америки
Альтернативная отечественная история
Выход эксперимента из-под контроля
Договор с дьяволом
Избавление от бед
Контакт с внеземной цивилизацией
Любовь к врагу
Мифология народов мира
На заре фэнтези
Научные достижения в руках злодеев
Неосознаваемые ревность и зависть
Освобождение от врагов
Освобождение от тирании
От лица животного
От лица предмета или явления
По мотивам кино
Победа над болезнями
Победа над врагом
Победа над злом
Победа над обстоятельствами
Победа над собой
Победа над чудовищем
Потерянный и найденный
Пришельцы из других времен
Путешествие в будущее
Путешествие в прошлое
Путешествия в другие миры
Путешествия во времени
Самопожертвование во имя близких
Самопожертвование во имя веры
Самопожертвование во имя долга
Самопожертвование во имя идеи
Самопожертвование во имя любви
Туда и обратно
Честолюбие и властолюбие
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

В учебном пособии в единстве освещены вопросы возрастных особенностей детей “на старте” школьного обучения, психодиагностики их готовности к этому обучению, консультирования учителей и родителей по проблемам формирования психологической готовности к школе, разработки развивающих программ, призванных помочь первоклассникам более успешно включиться в школьную жизнь.

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их “незрелость”, недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.
Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка к школе, необходимо знать – что собой представляет современная школа.
Современная школа – продукт длительного исторического развития.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы – в игры с правилами.
И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, что бы ребенок успевал работать вместе с классом.
Развитие навыков учебной деятельности.
Учебная деятельность — это деятельность, направленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятельность самоизменения. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и неумеющего превращается в знающего и умеющего.
Учебная задача — главный элемент учебной деятельности. Не любая задача, взятая из учебника, является учебной, а только та, которая содержит в себе учебную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности характерно теоретическое отношение к действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольника главным является еще то, что должно быть достигнуто, т.е. цель то в теоретической (учебной) деятельности младшего школьника цель отступает на второй план, и главным становится то, как она может быть достигнута, т.е. способ действия.
Учебные действия — это предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов решения какого-то класса задач. Вся учебная деятельность состоит из учебных действий. Например, во время решения учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к необходимости введения единицы измерения. Особый класс учебных действий составляют действия самоконтроля и самооценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя.
Формирование действий самоконтроля
при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;
в ходе непосредственного выполнения определенных действий;
Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И только при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное формирование общей способности у учению.
Подготовка руки к письму
Содержательная сторона — это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется.
Двигательная сторона письма — это умение сохранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.
Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ребенок применит к новой для него деятельности.
По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все-таки является рисование.
Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель вес более усложняющегося представления о мире.
В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать.
Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.
Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма.
Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются плавностью линий и рисовать которые, нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (в книжках-раскрасках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть крупнее.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, дошкольный возраст, умение, действие, действие самоконтроля, навык, письмо, ручная умелость, головной мозг.
Учебное пособие
Книга, заявленная как
учебное пособие, на самом деле выходит далеко за
рамки учебного издания и потому рассчитана не
только на студентов, но и на широкий круг
практикующих психологов образования. Это
обусловлено прежде всего обсуждаемой авторами
проблемой психологической готовности ребенка к
школе, которая продолжает оставаться одной из
самых важных в работе школьного психолога. И
трудно предположить, что в будущем все
потенциальные первоклассники, перешагнув порог
школы, благополучно займут новую социальную
позицию ученика. Значит, этой книге не грозит
затеряться среди новинок психологической
литературы.
Издание состоит их двух равных по объему
самостоятельных частей, связанных тематически и
содержательно.
В первой части освещены теоретические вопросы
психологической готовности детей к школьному
обучению. Опираясь как на классические в
отечественной психологии исследования
Выготского, Эльконина, Запорожца, Божович, так и
на работы последних десятилетий, авторы подробно
описывают психологические особенности
дошкольного возраста, ставят проблему
психологической готовности ребенка к обучению в
школе, анализируют основные задачи в работе с
детьми, поступающими в школу. Специальное
внимание в пособии уделено вопросам
коррекционных занятий с дошкольниками и
младшими школьниками, которые оказались по тем
или иным причинам не готовы к переходу на новую
возрастную ступень. Эта часть полностью отвечает
требованиям, предъявляемым к учебным изданиям и,
вне всякого сомнения, может быть использована в
качестве учебного пособия при изучении
соответствующей дисциплины.
Вторая часть — «Приложения» — содержит описание
методик диагностики психологической готовности
к школе и развивающих занятий для детей старшего
дошкольного возраста. Эта часть носит выраженный
практико-ориентированный характер и может быть
адресована прежде всего практикующим дошкольным
и школьным психологам, а студенты найдут в ней
материалы, полезные при выполнении заданий
спецпрактикумов и спецсеминаров.
Между частями прослеживается тесная связь:
например, если в первой выделяются составляющие
психологической готовности (психомоторная,
эмоционально-волевая, личностная и
коммуникативная), то во второй дается описание
соответствующих диагностических методик.
Описанные приемы наверняка в большинстве своем
хорошо знакомы читателям, но, собранные вместе,
они могут лечь в основу разработки комплексной
модели психологического сопровождения
дошкольника и младшего школьника.
В заключение хочется обратить внимание на
авторский коллектив книги: авторы имеют и стаж
преподавания, и опыт практической работы, а это
значит, что проблема психологической готовности
им хорошо известна и с практической стороны, и
как область психологических знаний, подлежащих
усвоению.
Вера ПРАВДИНА
Всякая эмоция только обогащает жизнь.
Джон Голсуорси
Дошкольный возраст требует к себе особого
внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается
в школу – еще большего внимания. В этом возрасте
ребенок имеет массу изменений, не только
внешнего плана, но прежде всего внутреннего,
дающих понять как родителям, так и психологу свою
исключительность. Это и период перехода от одной
ступени развития к другой.
Особая актуальность изучения проблемы
психологической готовности ребенка к школьному
обучению связана с тем, что на сегодняшний день
именно несформированность у ребенка
психологической готовности к школе часто
является главной причиной проблем, возникающих у
ребенка в первый год обучения в школе.
Ежегодно множество родителей задается
вопросом готовности к школе. И тут важнее
всего определить, что лучше самому будущему
школьнику, насколько он готов к учёбе физически и
психологически. Многие полагают, что
готовность к школе определяется только знаниями,
но это самое большое заблуждение.
Детские психологи выделяют несколько
критериев готовности детей к обучению в
школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность
к концентрации внимания, умение строить
логические связи, развитие памяти, мелкая
моторика).
2. Эмоциональная готовность (мотивация к
обучению, умение сосредоточиться, управление
эмоциями).
3. Социальная готовность (потребность в
общении, коррекция поведения в коллективе,
способность обучаться).
В статье рассматривается изучение проблемы
мотивационной готовности к школе,
способствующей к дальнейшему снижению учащихся
к учению.
Известно, что наиболее большие трудности для
самих детей и взрослых связаны с нежеланием
детей – учиться. Заставить ребёнка учиться
невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому,
мотивационная готовность дошкольников к школе
является не менее важным аспектом
психологической готовности, чем, например
интеллектуальная готовность. Родители,
подготавливая ребенка к новому периоду жизни,
должны сформировать у него мотивацию к учебе,
ведь она является ключом к будущему успеху. От
успешности адаптации к школе зависит очень и
очень многое: ощущение успешности своей личности
у самого ребенка, его самооценка, причисления
себя к “удачливым” или же к “неудачникам”.
Целью статьи является разработка рекомендаций
для родителей и воспитателей,
педагогам-психологам, воспитателям предлагается
проективная методика для проведения диагностики
мотивационной готовности ребенка к школе.
Мотивационная готовность к школе начинается,
прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в
возможность быть лучше, т.е. стремлению к
совершенству. Самооценка – один из важнейших
механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку
преодолевать трудности. Считается, что
становление устойчивой самооценки как таковой
происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом
возрасте важно помочь ребёнку сформировать
адекватную самооценку, которая будет
способствовать преодолению возможных жизненных
сложностей, в том числе и школьных.
Как поднять интерес и положительное отношение
к школе? Прежде всего, выяснить, почему
отсутствует интерес у детей к школе.
Во-первых система мотивов, определяющих
желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут
быть адекватные (познавательный, социальный и
оценочный) мотивы и неадекватные (внешний,
позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в
той или иной степени присутствует в
мотивационной структуре ребёнка, но важно
установить какой мотив является доминирующим.
Во-вторых, у ребёнка возможна негативная
мотивация к школьному обучению. Причины её
выясняются индивидуально, в каждом конкретном
случае. Но как правило – это страх ребёнка перед
школой, который формируют сами родители
непосредственно или косвенно; ситуация в семье:
отрицательный пример старших детей –
школьников; пресыщение ребёнка самим процессом
подготовки к школе, занятиями по типу школьного
урока, усталость.
В-третьих, у многих детей, которые посещают
подготовительные курсы при школе, размыта грань
между будущей и настоящей “субботней” школой.
На вопрос: “Ты хочешь учиться в школе?”, дети
отвечают: “А я и так уже учусь в школе”. Интерес к
школе у некоторых детей также не выраженный,
поскольку у детей, посещающих подготовительные
курсы при школе, отсутствует некая интригующая
новизна предстоящего важного события –
поступления в школу.
И самое главное ему трудно будет учиться, если у
него не сформирована внутренняя позиция
школьника, которую следует рассматривать как
одну из составляющей мотивационной готовности к
школе. Внутренняя позиция школьника,
представляющая психологическую предпосылку к
овладению учебной деятельностью, не возникает на
занятиях по типу школьного урока, а формируется
преимущественно внутри ведущей деятельности
дошкольника – в игровой деятельности:
сюжетно-ролевой, дидактической, с правилами,
режиссёрской, а также через традиционные виды
дошкольной деятельности. Если ребёнок старшего
дошкольного возраста играет меньше, чем ему
требуется, а это часто происходит из-за
элементарного недостатка времени, выделяемого
на игру по остаточному принципу. В первую
очередь, много времени затрачивается на
репетиторов, на занятия по школьному типу, на
всевозможные кружки и секции и т.д. Лишившись
игры, дети не приобретают такие качества, как
самоконтроль, ответственность, осознанность,
умение действовать по правилу и инструкции, не
формируются социальные мотивы учения. В связи с
этим, возникает проблема: поведение ребёнка
остаётся ситуативным, непроизвольным.
Считается, что также самооценка ребёнка
становится к периоду обучения в школе
устойчивой, но всё же она зависит от мнения и
высказывания о нём взрослых – педагогов и
родителей. Например, тревога матери по поводу
возможных школьных проблем заражает ребёнка,
вселяет в него страх перед школой, снижает
самооценку. Некорректные высказывания родителей
о способностях или лучше сказать о
неспособностях ребёнка, о его несостоятельности
перед школой также способствуют понижению
самооценки. Преодоление тревожности, повышение
самооценки можно добиться посредством
совместных усилий педагогов и родителей на пути
продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя
ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с
более успешными детьми. Надо шаг за шагом
показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен
сделать, чтобы достичь больших успехов.
Рекомендации для воспитателей. Главный акцент
в развитии эмоционально-волевой готовности к
школе педагоги должны делать на воспитании
мотивов достижения цели: не бояться трудностей,
стремление преодолевать их и не отказываться от
намеченной цели.
Рекомендации для родителей. Поддерживать
интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его
вопросы, давать новые сведения о знакомых
предметах. В развитии волевой и эмоциональной
готовности может помочь использование примеров
из сказок и рассказов (чтение художественной
литературы, постановка сказок детского театра,
рассматривание картин, слушание музыки). А самое
главное, стараться не воспринимать занятия с
ребенком как тяжелый труд, радоваться и получать
удовольствие от процесса общения, никогда не
терять чувство юмора, ведь появилась прекрасная
возможность подружиться с ребенком.
Далее в статье предложена проективная
методика, применяемая в групповой и
индивидуальной диагностике детей. Задания
методики мной апробированы в подготовительной
группе детского сада. Методику можно проводить
как в начале, так и в конце учебного года, что
позволяет увидеть более четкую картину, начать
коррекционную работу и дать рекомендации
родителям и воспитателям.
Проективная методика (цветовой тест) на
определение мотивации учебной деятельности
дошкольника
Цель методики: диагностика и исследование
интереса дошкольника к учебе, развитие мелкой
моторики руки.
Инструкция: дошкольникам предлагаются
бланки-раскраски с нарисованными фигурами
(смайлик, солнышко, облачко, сердечко и звездочка)
(см. приложение) и 3 цветных
карандаша. Дети отвечают на вопросы психолога,
выбирают нужный цвет карандаша и закрашивают
фигурки.
Вопросы для детей:
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был
успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и
с удовольствием занимался. Зачастую ребенок,
имеющий хорошее интеллектуальное развитие,
трудно адаптируется к школе, при первой же
неудаче отказывается ходить в школу, не
испытывает интереса к выполнению домашних
заданий. Это происходит в результате
несформированной мотивационной готовности
ребенка к школе, отсутствия “внутренней позиции
школьника”. Таким образом, по окончании первого
года в школе у ребенка может выработаться
стойкое нежелание учиться. Родительская
заинтересованность в ребенке, поддержка со
стороны педагогов – главные условия его
благополучной адаптации к школе и успешной
учебы.
Список использованной литературы
- Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика
готовности к школе. СПб, 2002. - Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш
ребенок к школе? М., 1994. - Вьюнова Н.И. Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению – М.: Академический
проект, 2005.. - Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2001.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип
оценки умственного развития детей. М., 2003. - Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. М., 2002. - Рогов Е.И. Настольная книга практического
психолога в образовании. М., 2008.
Моя школа в online