Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта (вакансия в архиве)

Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора

Ментор выстраивает с менти долгосрочные отношения, в которых помогает подопечному развиваться и решать возникающие проблемы (оптимизируя процесс обучения с позиции своего богатого опыта). Для этого он применяет практики коучей, тренеров и фасилитаторов.

  • — специалист, который помогает достигнуть профессиональных и жизненных целей (изначально чисто спортивный термин). В этом он похож на ментора. Ключевая разница — коуч может не быть экспертом в стеке подопечного. Например, вы работаете в стеке Python/Django, доросли до мидла и хотите стать руководителем отдела бэкенда. Вашим коучем может стать руководитель отдела фронтенда со стеком HTML/CSS/JavaScript/TypeScript. Вместе вы будете работать над поведением, привычками, навыками и знаниями, которые не зависят от стека напрямую.
  • — специалист, который развивает конкретные навыки до оговоренного уровня. Хотите изучить React — тренер объяснит основные концепции, посоветует обучающие материалы, будет проводить код-ревью. Есть проблема с креативом — тренер расскажет о техниках креативного мышления и покажет, как их применять.
  • — специалист, который помогает настроить коммуникацию в группе. Он работает с групповыми процессами и косвенно может помочь вырасти всем участникам группы по отдельности (это и развитие soft skills, и, например, тюнинг Scrum).

Еще одно важное отличие — уровень знаний менти. К тренеру можно прийти с нулевым опытом. Он поможет изучить основы и развить базовые навыки. Тренером может быть даже не человек, а сервис — онлайн-тренажер.

Допустим, вы хотите изучить верстку сайтов. Не обязательно сразу искать наставника. Велика вероятность, что ему будет слишком скучно объяснять основы HTML и CSS. Разумнее начать с изучения простых концепций — самостоятельно или с помощью онлайн-тренажеров.

Например, на freeCodeCamp есть бесплатный курс по адаптивной верстке. Там нет живых тренеров. Зато есть четкая программа обучения и онлайн-тренажер, в котором можно попрактиковаться. Формат урока — немного теории и практика для закрепления полученных знаний.

Подобные тренажеры есть и для тех, кто уже изучил основы и хочет прокачать навыки. Например, если вы знаете базовые концепции SQL, можно порешать задачи на SQL Academy. Если вы изучили основы Python или JavaScript, потренируйтесь на задачах в Codewars. Хотите лучше понимать алгоритмы — добро пожаловать на LeetCode. Для прокачки таких навыков не нужны специальные наставники.

Менторы обычно требуются людям, у которых уже есть опыт, но его не хватает, чтобы перейти на качественно новый уровень. Ментор со своим опытом и советами выступает в качестве катализатора роста.

Можно выделить несколько групп менти:

МентиПортрет
Начинающие специалистыЭто могут быть люди, только закончившие технический университет или прошедшие профессиональные курсы. Они знают основы, ориентируются в профессии, но им не хватает навыков для работы в хороших компаниях. Некоторые выбирают обучение через практику: например, устраиваются в веб-студию и безостановочно пилят типовые проекты ради пресловутого «коммерческого опыта» в резюме. Другие продолжают обучение, в том числе с помощью наставников. Третьи — успешно совмещают работу в «галере» и обучение. Люди из других профессийЭто люди, которые прошли или проходят профессиональные курсы. Они хотят сменить профессию или остаться в ней, но получить дополнительные навыки. Допустим, некоторые врачи изучают Data Science — это помогает в доказательной медицине. Джуниоры и мидлыЭто могут быть неопытные разработчики, тестировщики, аналитики, дизайнеры, которые хотят поменять вектор развития или выйти на новый уровень. Часто они приходят к наставникам за решением конкретных задач. ТимлидыЭто специалисты, которые уже прошли путь от джуниоров до руководителей, но уперлись в потолок из-за нехватки менеджерских навыков и/или софт скиллов. У них тоже есть конкретные задачи, для решения которых они ищут менторов.

Когда нужен и не нужен ментор

Ментор нужен, когда:

  • У вас есть цель, но вы не понимаете, как ее достичь.
  • Вы уже двигаетесь к цели, но не видите положительных результатов.
  • Вам хочется расти в профессиональном плане, но непонятно, как и куда.
  • Вам нужно найти решение в сложной ситуации, с которой раньше не сталкивались.

Ментор не нужен, когда:

  • Вы сами все знаете в своей профессии или понимаете, где достать недостающие знания. В таком случае подумайте о том, чтобы стать ментором для других.
  • Вы можете ставить цели и прописывать пути их достижения без посторонней помощи.
  • Вас все устраивает и не хочется ничего менять.
  • Вам хочется найти свои слабые стороны без определенной цели. В таком случае можно обойтись отдельными курсами, изучением различных техник или консультациями со специалистами.

Обязанности ментора

Мы разобрались, что такое ментор. Давайте посмотрим, какие у него обязанности по отношению к менти.

  • Устанавливает вместе с подопечным явные цели и задачи.
  • Берет на себя инициативу в отношениях, но позволяет подопечному взять на себя ответственность за его рост, развитие и планирование карьеры.
  • Обязуется развивать отношения в течение определенного периода времени.
  • Обязуется встречаться с подопечным на регулярной основе.
  • Активно слушает подопечного.
  • Предоставляет откровенную, честную и конструктивную обратную связь.
  • Сохраняет конфиденциальность.
  • Анализирует цели и задачи подопечного.
  • Признает конфликты и разрешает их с заботой, приглашает к обсуждению разногласий с подопечным и при необходимости привлекает третью сторону для помощи.
  • Поддерживает профессиональные отношения, не вторгается в личную жизнь подопечного.

Чтобы менторство приносило пользу, наставник создает безопасную и уважительную обстановку, в которой подопечный не стесняется задавать вопросы.

У менти тоже есть обязанности. Без их выполнения в наставничестве нет никакого смысла.

  • Определяет первоначальные цели обучения и меры успеха вместе с наставником.
  • Остается открытым, ищет обратную связь.
  • Принимает активное участие в собственном обучении и помогает управлять процессом.
  • Планирует общение с наставниками.
  • Выполняет взятые на себя обязательства и идет на осознанный риск, пробуя новые варианты и модели поведения.

Ментор не несет ответственности за результат. Он делится опытом. Последнее решение — за подопечным. Он может последовать совету, принять его к сведению, проигнорировать. Но всегда важно объяснять свое решение, потому что менторство — это двухсторонний процесс обучения.

Как работает менторинг

Ментор и менти могут выбрать тот формат взаимодействия, который им комфортен и помогает решать поставленные задачи. Но есть фазы, которые в той или иной степени будут присутствовать в любом наставничестве. Разберем их на примере.

Допустим, в компанию приходит новый разработчик. Его задача — влиться во фронтенд-проект. В компании поддерживается наставничество, поэтому новичку выделяют ментора. Вместе они проходят четыре фазы.

Знакомство и определение задач

Новичок знакомится с ментором, рассказывает о своем опыте и о пуле задач, для решения которых ему требуется помощь. Например, он имеет схожий опыт разработки на Vue. js, а на этом проекте используют React Context. Еще ему нужно помочь влиться в команду. Чтобы достичь этих целей, ментор и менти:

  • Оговаривают формат взаимодействия — например, ежедневные часовые встречи.
  • Решают, как измерять результаты — например, через месяц подопечный должен самостоятельно закрывать таски, инициировать митинги и проводить код-ревью.
  • Договариваются о границах и темах, обсуждение которых останется между ними.

Цель этого этапа — обсудить и зафиксировать договоренности между сторонами.

Разработка и анализ

На этом этапе подопечный самостоятельно составляет план своего развития. Например, расписывает, какими источниками пользоваться, чтобы быстрее изучить React, планирует выстраивание коммуникаций внутри команды.

Наставник анализирует план, корректирует его, дает советы, учитывая сильные и слабые стороны подопечного.

Работа и вмешательство

Подопечный начинает работать над проектом по плану, который ранее обсудил с ментором. При необходимости обращается за советами и уточнениями.

Наставник поддерживает подопечного, помогает ему добиваться поставленных целей. Для этого он использует разные методы: проводит код-ревью, дает советы, просто внимательно слушает.

Наблюдение

На этом этапе ментор меньше участвует и больше наблюдает. Он видит результаты работы. Например, подопечный берет и закрывает таски без помощи коллег, организовал первый митинг, выступил на ретро и рассказал о новой фиче.

Ментор и менти двигаются к завершению сотрудничества, подводят итоги. После этого этапа цикл наставничества может повториться, но уже с другими задачами.

Фазы могут меняться местами, сливаться, исчезать в зависимости от задач, уровней наставника и подопечного. Формат определяют участники. Главное, чтобы он устраивал и ментора, и менти.

Как стать ментором

Чтобы стать ментором, достаточно иметь значимый опыт в профессии/индустрии и желание поделиться им с другими людьми. Чтобы стать хорошим менторов, нужно обладать (и развивать в себе) соответствующие навыки.

Главное для ментора — быть экспертом в той сфере, где хочет развиваться подопечный. Еще он должен:

Создавать атмосферу доверия. Подопечному должно быть не стыдно даже спросить, как отцентрировать. Но ментор не отвечает на этот вопрос сам. Он развивает самостоятельность и учит пользоваться Stack Overflow.

Уметь поощрять — очень редкое качество, особенно при наставничестве в IT. В менторстве не должно быть страдания и взаимной боли.

Понимать цели и реальную ситуацию, не бояться озвучивать даже неутешительные вердикты. Например, если к ментору приходит джун с желанием стать сразу тимлидом, возможно, придется, объяснить ему, что до этого придется пройти еще несколько стадий развития.

Кроме как есть еще вопрос, зачем становиться ментором. Здесь у каждого наставника свой ответ. Но есть общие преимущества:

  • Работа с чужими задачами помогает по-новому взглянуть на свои задачи, даже если они на другом уровне сложности.
  • Менторство помогает почувствовать себя нужным и востребованным специалистом.

И главное — менторство помогает развиваться не только подопечному, но и наставнику. Он прокачивает лидерские способности, менеджерские компетенции, навыки принятия решений, улучшает коммуникацию.

Где найти ментора

Когда вы знаете, что такое менторство, возникает следующий вопрос — где найти такого специалиста, который поможет вырасти?

Лучший вариант — на работе. Если в компании поддерживают наставничество, то новички оказываются практически в идеальных условиях. Они могут получить опыт не только с точки зрения технологий и инструментов, но и с точки зрения корпоративных процессов, а также традиций.

Если нет возможности найти наставника на текущем месте работы, необходимо расширить зону поиска до всей индустрии. В приоритете — люди, которые уже выступают в качестве наставников или публичных экспертов. Например, спикеры на различных конференциях, авторы обучающих статей, блогеры.

Еще один большой участок — профессиональные чаты. Люди с опытом и умением объяснять вычисляются в них очень быстро. Можно обратиться к ним за помощью напрямую и договориться об условиях сотрудничества.

Кроме чатов есть профессиональные площадки. Например, знаменитый Stack Overflow. Их плюс в том, что у пользователей есть профили, в которых можно посмотреть их вопросы, ответы и общий вклад.

Есть и отдельные площадки, цель которых — соединять менторов и менти. Например, для поиска наставника в сфере IT подходят Solvery, GetMentor, mkdev. Там менторы заполняют профили, в которых указывают, с чем они готовы помочь и сколько стоят их услуги.

Развивается менторство и в онлайн-школах. Например, в некоторых онлайн-школах есть отдельный тариф — обучение программированию с наставником. В том или ином виде наставники присутствуют на всех онлайн-курсах. Разница лишь в том, сколько у них одновременно подопечных. От этого напрямую зависит качество менторство. Идеальное наставничество — это индивидуальная работа с человеком.

Как извлечь максимум пользы от работы с ментором

Главное — выполнять обязанности менти перед ментором, о которых мы говорили выше. Нужно быть готовым к тому, что придется делать домашние задания, регулярно встречаться, рассказывать об успехах и неудачах.

Не нужно стесняться задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми. Уточнение деталей, просьбы еще раз объяснить непонятную концепцию — все это помогает усвоить знания глубже, чем прослушивание с мыслями «разберусь потом».

Стоит быть готовым к изучению дополнительных источников: статей, книг, курсов. Составлять список необходимо вместе с наставником, который поможет упорядочить источники.

Книги о менторстве, обязательные к прочтению

  • «Делай как я! Руководитель как играющий тренер», Гарвардская школа бизнеса — хорошая книга для начинающих наставников, которая поможет быстро узнать про основные принципы менторства. Не дает новой информации наставникам с опытом.
  • «Талантливые сотрудники», Джеффри Лайкер и Дэвид Майер — книга о программе развития сотрудников, которая помогла Toyota стать великой компанией. В первую очередь подходит производственным компаниям, но часть советов применима в других сферах.
  • «Коучинг и наставничество», Эрик Парслоу и Мелвилл Лидхем — теория наставничества и практические примеры внедрения менторинга.
  • «Элементы Менторинга: 65 ключевых элементов», Брэд Джонсон и Чарльз Ридли — что делают отличные наставники, что делает наставника отличным, как наладить успешные отношения между наставником и подопечным, как работать с проблемами, что значит быть честным наставником и как прекратить отношения. когда оно исчерпало себя.
  • «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее», Барбара Оакли. Эта книга описывает, как правильно учиться. Ментору она может быть полезна для понимания того, как доносить сложную информацию до подопечных.

Если хотите узнать о наставничестве больше, посмотрите это видео с конференции:

https://youtube.com/watch?v=yxtFgqUc_Tw%3Ffeature%3Doembed

Здесь ментор с опытом рассказывает про уровни самих наставников, инструменты менторинга и процесс наставления.

Виды менторства

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Все зависит от того, для чего нужен наставник, каковы масштабы бизнеса и задачи (цели) обучения. Выбор вида менторства напрямую влияет на конечные результаты проделанной работы, роль ментора в процессе и взаимодействие между двумя сторонами.

Принято выделять 3 основных типа менторства.

Коллективный менторинг

Наименее распространенный из видов. Обычно к коллективному менторингу прибегают крупные фирмы. Также подобные мероприятия проводятся на саммитах, форумах или крупных ивентах. Собираются группы менти и группы менторов-наставников, они начинают общаться и взаимодействовать между собой.

Самое главное при выборе коллективного типа менторинга – подобрать реальные инструменты и выделить конкретную цель. Иначе бизнес-конференция или фасилитация может превратиться в доклады на отвлеченные темы от спикеров, которые не помогут в развитии бренда.

Групповой менторинг

В данном случае собирается группа протеже с общими задачами и целями, а ментор взаимодействует со всеми ними одновременно. Кто может входить в группу менти? Люди, объединенные общими интересами, сотрудники одной и той же фирмы или рабочий коллектив.

Всяческие экспертные мастерские и бизнес-завтраки обычно встречаются в крупных компаниях. Их задача – провести время с пользой, обменяться опытом и пообщаться с единомышленниками. Помимо этого, участники могут поолучить советы и рекомендации, а также улучшить свои профессиональные качества.

Индивидуальный менторинг

Или же «face-to-face» – то есть ментор работает с протеже один на один, индивидуально. Такие встречи могут оставаться анонимными и проходить как дистанционно, так и очно. Именно индивидуальный менторинг считается наиболее результативным, поэтому он так популярен. Во время процесса менти может:

  • продолжить дело ментора;
  • замотивировать его продолжать развиваться и двигаться дальше;
  • поделиться творческими задумками и собственной энергией;
  • воплотить в жизнь планы ментора;
  • поддерживать его, помогать с повседневными задачами.

Главные особенности индивидуального подхода – это:

  • более доверительные отношения между участниками процесса;
  • фокусировка на решении конкретной проблемы конкретного человека;
  • повышенная эффективность.

Сюда, например, относится наставничество на рабочем месте (новичков обучают опытные сотрудники) и карьерный менторинг. Впрочем, такой формат подходит не только физическим лицам, но и подразделениям или компаниям целиком.

Отличие менторства от других форм обучения

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Возьмем тот же коучинг – похожих черт действительно много, кроме того, есть общая цель: доведение ученика до необходимого результата. Однако коучинг не предполагает «выдачу» конкретных подсказок и инструкций, а потенциал участника раскрывается через наводящие вопросы.

Экспертиза, опыт и удачные кейсы из практики коуча не играют никакой роли – в процессе обучения их даже не касаются. Путь к успеху клиент выбирает сам, а коуч лишь подталкивает его к правильным решениям и помогает раскрыть скрытые таланты или способности.

Соответственно, работа с коучем не предотвращает ошибок и неверных ходов, так как они нужны для самостоятельного развития. Более того, он может даже не быть экспертом в выбранной области, а просто иметь тренерский опыт и некоторые академические знания.

Что касается консалтинга – здесь тоже все не так равнозначно. Консультант не несет ответственности за выборы клиента, а просто подбирает необходимые активности и проводит анализ. Из сходств с менторингом – большой опыт консультанта, наличие кейсов или готовых проектов в сфере.

В отличие от консультантов, менторы ставят перед собой одну основную цель: дать такие рекомендации и советы, чтобы протеже сам достиг желаемой цели. А значит, они несут и мотивирующую функцию.

Кто может стать ментором

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Ментором может стать любой специалист, желающий помочь другим людям и имеющий достаточно профессионального опыта. Некоторые менторы даже не берут денег за консультацию, потому что им достаточно развития компетенций, возможности делиться экспертизой и получать новый опыт.

Успешные кейсы менти – еще одна мотивация для ментора, желающего как можно скорее обрести положительную репутацию в своих кругах.

Причиной для пробы себя в качестве ментора может стать:

  • простой интерес к данному занятию;
  • возможность получить новый опыт и вдохновиться, работая с учениками;
  • сезонность бизнеса (продажи идут летом, зимой можно побыть ментором);
  • желание поучаствовать в «энергообмене» и помочь другим так же, как когда-то кто-то помог вам.

Работая с менти, профессионал несет большую ответственность. Это можно сравнить с воспитанием ребенка – при неправильном подходе на профессиональной карьере подопечного останется неизгладимый след.

Отсутствие обратной связи, учета прогресса, гиперопека или внушение чувства неполноценности не только отрицательно скажутся на профессиональных качествах менти, но и могут нарушить его психологическое здоровье.

Говоря проще, хорошим ментором будет только тот человек, который желает помочь менее опытным коллегам с различными задачами, хочет и может качественно передавать собственные знания в отрасли. А не тот, который хочет повысить самооценку или заработать как можно больше денег.

Без материального стимулирования, правда, не получится выстроить контакт ни с одним опытным ментором. Стоит позаботиться о достойном вознаграждении и обсудить его на первой встрече. Главное, чтобы обоим участникам процесса было комфортно.

Как найти ментора для бизнеса

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Помимо классического «спросить у знакомых и знакомых знакомых», вы можете использовать несколько других способов поиска ментора (таким же методом можно подобрать себе и менти).

На специальных сайтах

Площадки подобного плана работают очень просто: вы оставляете заявку, выбираете наставника, списываетесь с ним и обговариваете условия. В интернете представлено много российских и англоязычных сервисов для поиска менторов по разным дисциплинам и специальностям.

  • ADPList. Англоязычная площадка, которой пользуются сотрудники многих международных фирм. Можно обменяться опытом с жителями других стран, выбрав одного из менторов в качестве наставника.
  • Pair Up. Главная фишка этого сервиса – тридцатиминутные видеозвонки для участников. Сайт нацелен на людей, занимающихся различными видами творчества и ищущих вдохновение.
  • Solvery. Сервис для поиска менторов, на котором прошло обучение уже более 1200 человек. Основное направление – это программирование. Можно сформулировать запрос на сайте, выбрать ментора и начать занятия.
  • Mkdev. Еще один вариант для людей, занимающихся программированием. На сайте можно как получить консультацию, так и стать ментором самому. План обучения для каждого клиента составляется индивидуально, всего представлено 56 направлений.

Можно заметить, что сильнее всего менторство в России развивается именно в IT. Поэтому найти себе программиста-наставника будет не так сложно. Наткнувшись на сложную тему, гораздо результативнее побеседовать с более опытным специалистом, чем провести 10-15 часов в интернете, листая гайды и мануалы.

В сообществах и каналах

Для более результативных поисков используем фильтры: указываем локацию и название профессии. Получившиеся результаты просматриваем, подписываемся на понравившихся спикеров. После изучения группы или чата можно либо напрямую написать его автору (участнику) и попросить дать консультацию, либо просто разместить объявление в открытом доступе.

В университетах

ВШЭ, МГУ и другие крупные университеты всегда имеют группы с новостями для выпускников. Ориентируясь на факультет, можно быстро найти сообщество и задать в нем вопрос о поиске ментора.

Просто оставьте запрос на стене/обсуждениях сообщества либо вступите в беседу группы (если такая имеется) и задайте вопрос там.

На работе

Ваш штат достаточно большой? Обратите внимание на коллег: возможно, где-то «затесался» более опытный сотрудник, с которым вы найдете общий язык. Он, как никто другой, будет вас понимать – ведь работает в одной фирме вместе с вами. А вам, в свою очередь, не придется рассказывать ему об организации и погружать в какие-то мелкие рабочие моменты.

Сотрудничать с наставником, являющимся вашим коллегой по совместительству – это очень удобно и практично. В поисках наставника вы можете обратиться к коллегам лично (в офисе или на собрании), оставить объявление или пост в общем чате компании.

Либо напрямую идите к специалисту, занимающему желаемую вами позицию, и просите его «поднатаскать». С большой вероятностью коллега не откажется, если предложенные условия покажутся ему привлекательными.

На что нужно обратить внимание при выборе ментора

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Менторство играет важную роль в предпринимательстве, поэтому лучше не набирать себе «советчиков с улицы». Не стоит также руководствоваться только опрятным внешним видом, внешностью или общим первым впечатлением – будьте внимательны к мелочам:

  • Личные качества – важны. Вы не обязаны полностью сходиться в темпераменте, складе характера и взглядах (наоборот, ментору-интроверту лучше всего подойдет менти-экстраверт). При этом с будущим ментором вам должно быть приятно находится радом и разговаривать, он должен вызывать доверие и симпатию. Заранее ознакомьтесь с соцсетями заинтересовавшего вас человека, посмотрите записи с конференций или видеоролики.
  • А оно вам надо? Если вы привыкли занимать пассивную позицию, несамостоятельны и плохо переносите изменения, варианта два – отказаться от этой идеи или найти такого консультанта, который будет относиться к вам с особым трепетом.
  • Оцените уровень профессионализма. Ваш карьерный путь должен быть похож на путь самого ментора – например, если человека устроили на вакансию HR-родственники, а вы добились ее самостоятельно, то он вряд ли чем-то сможет вам помочь. Если же вы оба вышли из одной сферы и двигаетесь по одной и той же логике, то такой ментор вам подойдет.
  • Установите конкретную цель. Вы хотите стать художником комиксов и работать на крупное издательство? Тогда и в менторы ищите себе художника, работающего с комикс-издательством. Предприниматель, выбранный вами «в учителя», должен уверенно стоять на ногах и достигнуть той цели, которую вы ставите перед собой.
  • Подумайте, чем вы можете быть полезны. Отношения должны быть двусторонними – менти, не заинтересованный в процессе, не будет интересен ментору (и наоборот). Опытом стоит делиться «в обе стороны», как и идеями и/или наработками.

Желательно, чтобы у будущего наставника был опыт обучения других людей, помощи и сопровождения предпринимателей. Новичкам тяжело сохранять объективность и оказывать методическую поддержку – их советы всегда «проходят через призму» личного опыта и собственного бизнеса.

Для снижения рисков соберите максимум информации о менторе, ознакомьтесь с его выступлениями, сайтом компании, публикациями и материалами. Подумайте, насколько комфортно будет работать с таким человеком и похож ли он на вас по ценностям или взглядам.

Сколько стоят услуги бизнес-ментора

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Сотрудничество обычно принимает две формы: «полноценное» или «разовое».

Менторинг в пакетном, полноценном формате состоит из нескольких десятков встреч. Таким образом, наставник работает с менти в течение 3-6 месяцев, пока результат не будет достигнут. Соответственно, один месяц такого обучения будет стоить от 30 до 200 тысяч рублей, в зависимости от квалификации и количества встреч. Цена уже включает консультационное сопровождение и конкретное количество созвонов по видео или личных бесед.

«Разовые» встречи подходят предпринимателям, столкнувшимися с единичными внезапными трудностями. В зависимости от уровня ментора, одна консультация может стоить от 2 до 30 тысяч рублей.

Дороговато? Не стоит расстраиваться – это отличные вложения в свое профессиональное будущее. Если денег не хватает, то найти бесплатного ментора хоть и сложно, но возможно. Например, если вы готовы предоставить консультанту услуги по бартеру или он заинтересован в проекте (или хочет себе «в коллекцию» конкретный кейс).

Как работать с бизнес-ментором

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

На первой установочной сессии вы расскажете специалисту о своих ожиданиях от сотрудничества, планах и мечтах. Ментор предложит вам один из нескольких вариантов дальнейшего развития событий, оценит ваши шансы и объяснит, конструктивны ли ваши предложения.

Советую записывать профессиональные вопросы, которые вы давно хотели задать специалисту. Давно волнующие проблемы можно будет обсудить с ментором. Основная задача этапа изучения друг друга – определить, комфортно ли вам с ментором.

При выборе долгосрочного сотрудничества этот процесс может занять более месяца. Например, если вы решили посещать встречи в течение года. При краткосрочных целях хватит и одного длительного занятия.

Ментор должен сформировать перечень того, что нужно изменить, изучить, сделать объектом фокуса и какие навыки наработать. Вместе с ним составляется план развития с крупными целями, которые разбиваются на более мелкие задачи. Для каждой из них устанавливается временной диапазон.

Промежуточные результаты обсуждаются каждую встречу. На онлайн- или офлайн-консультациях вы сможете задавать появившиеся вопросы, просить помощи в формировании задач. Важно, чтобы главной темой обсуждения были именно практические действия.

Предлагаю несколько советов, которые сделают процесс еще проще и удобнее.

Соотносите ожидания с прогрессом

Не стоит делать выводы, опираясь только на память. Работать с ожиданиями и прогрессом следует на бумаге или в электронном варианте, оставляя заметки или составив таблицу. Так прогресс будет отображаться конкретно и точно.

Ожидания от обучения, не оправдавшиеся у менти – логичная причина дискомфорта и неопределенности. Именно поэтому критерии оценки и желаемые результаты лучше оговорить еще перед началом сотрудничества, не ставя при этом невыполнимых, фантастических целей.

Давайте обратную связь

Вы можете индивидуально выбрать форму обратной связи, но без фидбека процесс будет идти слишком медленно или вообще окажется безрезультатным. Пусть это будет формат письменных отзывов, сообщения или устный диалог.

Как и менти, ментор нуждется в обратной связи. Это спасет от «додумывания» с обеих сторон, а сами консультации будут проходить максимально корректно и объективно.

Будьте самостоятельны

Сам процесс консультирования предполагает, что подопечный решает проблемы самостоятельно и обращается к ментору только в случае непредвиденных ситуаций. Тогда, когда он попадает в тупик и не видит выхода.

Наставники часто пренебрегают этим правилом и пытаются решить все проблемы за своих менти, чтобы процесс шел быстрее и (псевдо)результативнее. Получают, правда, обратный эффект – ученик становится ленивым и неорганизованным.

Как бороться? Всегда до последнего пытайтесь самостоятельно выполнить поставленную цель. Тратьте на это больше времени, задействуйте новые и старые навыки. Не бегите к наставнику после первой неудачи – так вы никогда не добьетесь результатов.

Выстраивайте доверительные отношения на равных

Без хороших отношений между подопечным и наставником образовательный процесс не получится. Менти не должен обесценивать свой опыт и знания, а ментор – не «завышать» свой авторитет, опыт и квалификацию.

Желание развиваться может легко отбить пренебрежительное отношение со стороны ментора. А вот дружеские, теплые отношения и взаимопонимание точно ускорят процесс достижения цели.

Резюме

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Обращаться за услугами менторов или самому заниматься наставничеством – сугубо ваш личный выбор. Однако именно работа с консультантом в большинстве случаев помогает преодолеть, казалось бы, «потолок» в профессионализме или застой в развитии компании.

Не стесняйтесь делиться опытом и получать его от других людей – всегда приятнее учиться на чужих ошибках.

Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора

Ментор выстраивает с менти долгосрочные отношения, в которых помогает подопечному развиваться и решать возникающие проблемы (оптимизируя процесс обучения с позиции своего богатого опыта). Для этого он применяет практики коучей, тренеров и фасилитаторов.

  • — специалист, который помогает достигнуть профессиональных и жизненных целей (изначально чисто спортивный термин). В этом он похож на ментора. Ключевая разница — коуч может не быть экспертом в стеке подопечного. Например, вы работаете в стеке Python/Django, доросли до мидла и хотите стать руководителем отдела бэкенда. Вашим коучем может стать руководитель отдела фронтенда со стеком HTML/CSS/JavaScript/TypeScript. Вместе вы будете работать над поведением, привычками, навыками и знаниями, которые не зависят от стека напрямую.
  • — специалист, который развивает конкретные навыки до оговоренного уровня. Хотите изучить React — тренер объяснит основные концепции, посоветует обучающие материалы, будет проводить код-ревью. Есть проблема с креативом — тренер расскажет о техниках креативного мышления и покажет, как их применять.
  • — специалист, который помогает настроить коммуникацию в группе. Он работает с групповыми процессами и косвенно может помочь вырасти всем участникам группы по отдельности (это и развитие soft skills, и, например, тюнинг Scrum).

Еще одно важное отличие — уровень знаний менти. К тренеру можно прийти с нулевым опытом. Он поможет изучить основы и развить базовые навыки. Тренером может быть даже не человек, а сервис — онлайн-тренажер.

Допустим, вы хотите изучить верстку сайтов. Не обязательно сразу искать наставника. Велика вероятность, что ему будет слишком скучно объяснять основы HTML и CSS. Разумнее начать с изучения простых концепций — самостоятельно или с помощью онлайн-тренажеров.

Например, на freeCodeCamp есть бесплатный курс по адаптивной верстке. Там нет живых тренеров. Зато есть четкая программа обучения и онлайн-тренажер, в котором можно попрактиковаться. Формат урока — немного теории и практика для закрепления полученных знаний.

Подобные тренажеры есть и для тех, кто уже изучил основы и хочет прокачать навыки. Например, если вы знаете базовые концепции SQL, можно порешать задачи на SQL Academy. Если вы изучили основы Python или JavaScript, потренируйтесь на задачах в Codewars. Хотите лучше понимать алгоритмы — добро пожаловать на LeetCode. Для прокачки таких навыков не нужны специальные наставники.

Менторы обычно требуются людям, у которых уже есть опыт, но его не хватает, чтобы перейти на качественно новый уровень. Ментор со своим опытом и советами выступает в качестве катализатора роста.

Можно выделить несколько групп менти:

МентиПортрет Начинающие специалистыЭто могут быть люди, только закончившие технический университет или прошедшие профессиональные курсы. Они знают основы, ориентируются в профессии, но им не хватает навыков для работы в хороших компаниях. Некоторые выбирают обучение через практику: например, устраиваются в веб-студию и безостановочно пилят типовые проекты ради пресловутого «коммерческого опыта» в резюме. Другие продолжают обучение, в том числе с помощью наставников. Третьи — успешно совмещают работу в «галере» и обучение. Люди из других профессийЭто люди, которые прошли или проходят профессиональные курсы. Они хотят сменить профессию или остаться в ней, но получить дополнительные навыки. Допустим, некоторые врачи изучают Data Science — это помогает в доказательной медицине. Джуниоры и мидлыЭто могут быть неопытные разработчики, тестировщики, аналитики, дизайнеры, которые хотят поменять вектор развития или выйти на новый уровень. Часто они приходят к наставникам за решением конкретных задач. ТимлидыЭто специалисты, которые уже прошли путь от джуниоров до руководителей, но уперлись в потолок из-за нехватки менеджерских навыков и/или софт скиллов. У них тоже есть конкретные задачи, для решения которых они ищут менторов.

Когда нужен и не нужен ментор

Ментор нужен, когда:

  • У вас есть цель, но вы не понимаете, как ее достичь.
  • Вы уже двигаетесь к цели, но не видите положительных результатов.
  • Вам хочется расти в профессиональном плане, но непонятно, как и куда.
  • Вам нужно найти решение в сложной ситуации, с которой раньше не сталкивались.

Ментор не нужен, когда:

  • Вы сами все знаете в своей профессии или понимаете, где достать недостающие знания. В таком случае подумайте о том, чтобы стать ментором для других.
  • Вы можете ставить цели и прописывать пути их достижения без посторонней помощи.
  • Вас все устраивает и не хочется ничего менять.
  • Вам хочется найти свои слабые стороны без определенной цели. В таком случае можно обойтись отдельными курсами, изучением различных техник или консультациями со специалистами.

Обязанности ментора

Мы разобрались, что такое ментор. Давайте посмотрим, какие у него обязанности по отношению к менти.

  • Устанавливает вместе с подопечным явные цели и задачи.
  • Берет на себя инициативу в отношениях, но позволяет подопечному взять на себя ответственность за его рост, развитие и планирование карьеры.
  • Обязуется развивать отношения в течение определенного периода времени.
  • Обязуется встречаться с подопечным на регулярной основе.
  • Активно слушает подопечного.
  • Предоставляет откровенную, честную и конструктивную обратную связь.
  • Сохраняет конфиденциальность.
  • Анализирует цели и задачи подопечного.
  • Признает конфликты и разрешает их с заботой, приглашает к обсуждению разногласий с подопечным и при необходимости привлекает третью сторону для помощи.
  • Поддерживает профессиональные отношения, не вторгается в личную жизнь подопечного.

Чтобы менторство приносило пользу, наставник создает безопасную и уважительную обстановку, в которой подопечный не стесняется задавать вопросы.

У менти тоже есть обязанности. Без их выполнения в наставничестве нет никакого смысла.

  • Определяет первоначальные цели обучения и меры успеха вместе с наставником.
  • Остается открытым, ищет обратную связь.
  • Принимает активное участие в собственном обучении и помогает управлять процессом.
  • Планирует общение с наставниками.
  • Выполняет взятые на себя обязательства и идет на осознанный риск, пробуя новые варианты и модели поведения.

Ментор не несет ответственности за результат. Он делится опытом. Последнее решение — за подопечным. Он может последовать совету, принять его к сведению, проигнорировать. Но всегда важно объяснять свое решение, потому что менторство — это двухсторонний процесс обучения.

Как работает менторинг

Ментор и менти могут выбрать тот формат взаимодействия, который им комфортен и помогает решать поставленные задачи. Но есть фазы, которые в той или иной степени будут присутствовать в любом наставничестве. Разберем их на примере.

Допустим, в компанию приходит новый разработчик. Его задача — влиться во фронтенд-проект. В компании поддерживается наставничество, поэтому новичку выделяют ментора. Вместе они проходят четыре фазы.

Знакомство и определение задач

Новичок знакомится с ментором, рассказывает о своем опыте и о пуле задач, для решения которых ему требуется помощь. Например, он имеет схожий опыт разработки на Vue. js, а на этом проекте используют React Context. Еще ему нужно помочь влиться в команду. Чтобы достичь этих целей, ментор и менти:

  • Оговаривают формат взаимодействия — например, ежедневные часовые встречи.
  • Решают, как измерять результаты — например, через месяц подопечный должен самостоятельно закрывать таски, инициировать митинги и проводить код-ревью.
  • Договариваются о границах и темах, обсуждение которых останется между ними.

Цель этого этапа — обсудить и зафиксировать договоренности между сторонами.

Разработка и анализ

На этом этапе подопечный самостоятельно составляет план своего развития. Например, расписывает, какими источниками пользоваться, чтобы быстрее изучить React, планирует выстраивание коммуникаций внутри команды.

Наставник анализирует план, корректирует его, дает советы, учитывая сильные и слабые стороны подопечного.

Работа и вмешательство

Подопечный начинает работать над проектом по плану, который ранее обсудил с ментором. При необходимости обращается за советами и уточнениями.

Наставник поддерживает подопечного, помогает ему добиваться поставленных целей. Для этого он использует разные методы: проводит код-ревью, дает советы, просто внимательно слушает.

Наблюдение

На этом этапе ментор меньше участвует и больше наблюдает. Он видит результаты работы. Например, подопечный берет и закрывает таски без помощи коллег, организовал первый митинг, выступил на ретро и рассказал о новой фиче.

Ментор и менти двигаются к завершению сотрудничества, подводят итоги. После этого этапа цикл наставничества может повториться, но уже с другими задачами.

Фазы могут меняться местами, сливаться, исчезать в зависимости от задач, уровней наставника и подопечного. Формат определяют участники. Главное, чтобы он устраивал и ментора, и менти.

Как стать ментором

Чтобы стать ментором, достаточно иметь значимый опыт в профессии/индустрии и желание поделиться им с другими людьми. Чтобы стать хорошим менторов, нужно обладать (и развивать в себе) соответствующие навыки.

Главное для ментора — быть экспертом в той сфере, где хочет развиваться подопечный. Еще он должен:

Создавать атмосферу доверия. Подопечному должно быть не стыдно даже спросить, как отцентрировать. Но ментор не отвечает на этот вопрос сам. Он развивает самостоятельность и учит пользоваться Stack Overflow.

Уметь поощрять — очень редкое качество, особенно при наставничестве в IT. В менторстве не должно быть страдания и взаимной боли.

Понимать цели и реальную ситуацию, не бояться озвучивать даже неутешительные вердикты. Например, если к ментору приходит джун с желанием стать сразу тимлидом, возможно, придется, объяснить ему, что до этого придется пройти еще несколько стадий развития.

Кроме как есть еще вопрос, зачем становиться ментором. Здесь у каждого наставника свой ответ. Но есть общие преимущества:

  • Работа с чужими задачами помогает по-новому взглянуть на свои задачи, даже если они на другом уровне сложности.
  • Менторство помогает почувствовать себя нужным и востребованным специалистом.

И главное — менторство помогает развиваться не только подопечному, но и наставнику. Он прокачивает лидерские способности, менеджерские компетенции, навыки принятия решений, улучшает коммуникацию.

Где найти ментора

Когда вы знаете, что такое менторство, возникает следующий вопрос — где найти такого специалиста, который поможет вырасти?

Лучший вариант — на работе. Если в компании поддерживают наставничество, то новички оказываются практически в идеальных условиях. Они могут получить опыт не только с точки зрения технологий и инструментов, но и с точки зрения корпоративных процессов, а также традиций.

Если нет возможности найти наставника на текущем месте работы, необходимо расширить зону поиска до всей индустрии. В приоритете — люди, которые уже выступают в качестве наставников или публичных экспертов. Например, спикеры на различных конференциях, авторы обучающих статей, блогеры.

Еще один большой участок — профессиональные чаты. Люди с опытом и умением объяснять вычисляются в них очень быстро. Можно обратиться к ним за помощью напрямую и договориться об условиях сотрудничества.

Кроме чатов есть профессиональные площадки. Например, знаменитый Stack Overflow. Их плюс в том, что у пользователей есть профили, в которых можно посмотреть их вопросы, ответы и общий вклад.

Есть и отдельные площадки, цель которых — соединять менторов и менти. Например, для поиска наставника в сфере IT подходят Solvery, GetMentor, mkdev. Там менторы заполняют профили, в которых указывают, с чем они готовы помочь и сколько стоят их услуги.

Развивается менторство и в онлайн-школах. Например, в некоторых онлайн-школах есть отдельный тариф — обучение программированию с наставником. В том или ином виде наставники присутствуют на всех онлайн-курсах. Разница лишь в том, сколько у них одновременно подопечных. От этого напрямую зависит качество менторство. Идеальное наставничество — это индивидуальная работа с человеком.

Как извлечь максимум пользы от работы с ментором

Главное — выполнять обязанности менти перед ментором, о которых мы говорили выше. Нужно быть готовым к тому, что придется делать домашние задания, регулярно встречаться, рассказывать об успехах и неудачах.

Не нужно стесняться задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми. Уточнение деталей, просьбы еще раз объяснить непонятную концепцию — все это помогает усвоить знания глубже, чем прослушивание с мыслями «разберусь потом».

Стоит быть готовым к изучению дополнительных источников: статей, книг, курсов. Составлять список необходимо вместе с наставником, который поможет упорядочить источники.

Книги о менторстве, обязательные к прочтению

  • «Делай как я! Руководитель как играющий тренер», Гарвардская школа бизнеса — хорошая книга для начинающих наставников, которая поможет быстро узнать про основные принципы менторства. Не дает новой информации наставникам с опытом.
  • «Талантливые сотрудники», Джеффри Лайкер и Дэвид Майер — книга о программе развития сотрудников, которая помогла Toyota стать великой компанией. В первую очередь подходит производственным компаниям, но часть советов применима в других сферах.
  • «Коучинг и наставничество», Эрик Парслоу и Мелвилл Лидхем — теория наставничества и практические примеры внедрения менторинга.
  • «Элементы Менторинга: 65 ключевых элементов», Брэд Джонсон и Чарльз Ридли — что делают отличные наставники, что делает наставника отличным, как наладить успешные отношения между наставником и подопечным, как работать с проблемами, что значит быть честным наставником и как прекратить отношения. когда оно исчерпало себя.
  • «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее», Барбара Оакли. Эта книга описывает, как правильно учиться. Ментору она может быть полезна для понимания того, как доносить сложную информацию до подопечных.

Если хотите узнать о наставничестве больше, посмотрите это видео с конференции:

Здесь ментор с опытом рассказывает про уровни самих наставников, инструменты менторинга и процесс наставления.

Трачу на менторство около часа в день

Первого ученика нашел на форуме DOU — там есть топик для поиска менторов. Написал 20-ти людям, поговорил с каждым по телефону — в итоге до конца дошли только двое.

У всех учеников был запрос получить первую работу. Но кто-то хотел упорядочить знания, а кто-то — научиться с нуля.

Обычно я спрашиваю у человека, где он находится сейчас, зачем ему нужен ментор. Если человек совсем ничего не знает о программировании, провожу небольшую лекцию, рассказываю, что это такое.

Потом даю задания, сложность зависит от уровня знаний. Некоторые придумываю сам, некоторые где-нибудь подсматриваю и модифицирую. Если вижу, что у ученика пробел в какой-то теме, изменяю условия, помогаю разобраться, пока все не станет понятно.

Когда замечаю, что знания уже уверенные, а код — чистый, предлагаю составить резюме. Просматриваю, подсказываю и вперед!

Пару раз приходил запрос на менторство от тех, кто уже работает, но они не оставались надолго: обычно у работающих есть сеньор в команде и его можно спрашивать, как ментора.

Графика у меня нет: я отвечаю, когда есть время, и не тороплю учеников с решениями задач. Сейчас у меня четыре ученика и я трачу на менторство около часа в день — иногда меньше, иногда больше.

Менторство — не только для джунов

Я думаю менторство — это желание помочь другому человеку стать лучше, научиться чему-то. Как показывает жизнь, человек обучается быстрее, если его направлять. Задача ментора — научить и структурировать знания того, кто к нему пришел.

Ментор нужен тогда, когда есть цель, которую сложно достигнуть одному. Поэтому если мидл хочет дойти до позиции техлида или даже СТО — ему не помешает найти кого-то, кто сможет его направлять. Так что менторство — не только для джунов. Я иногда думаю, что было бы круто найти ментора и себе.

Плавать хотят многие, выплывают — не все

В отличие от классического обучения, у менторства нет какой-то программы. Процесс идет как идет. Ментор дает обратную связь по уже решенным задачам, помогает ученику самому понять, где ошибка.

При менторстве 99% — это самостоятельная работа. Другими словами, ментор бросает в воду и смотрит, как выплывает человек. Но плывут немногие. Большинство людей тонет после первого задания — особенно новички. Просто получают задачу и перестают отвечать на сообщения.

Один раз ученик не пропал, но помочь ему все равно не удалось. Это был парень лет 20-ти. Он написал, сказал, что хочет попробовать с нуля выучить программирование.

Стандартная схема, когда я даю задачи и ученик их выполняет, ему не подошла. Поэтому какое-то время мы созванивались, я показывал свой экран и чуть ли не на пальцах пытался объяснять. Сначала у меня даже появился какой-то азарт — научить человека. Но в какой-то момент я просто понял, что не каждый может научиться программировать.

Через несколько месяцев таких занятий я написал, что бессилен. Ему нравилась верстка и он пробовал верстать до менторства, так что я посоветовал ему заняться ею: JavaScript ему неподвластен.

Позже я думал, почему не получилось, но точно сказать не могу. Возможно, ему было тяжело учиться из-за проблем в отношениях с его девушкой. Он даже просил советы на эту тему, но я решил не брать на себя ответственность за его личную жизнь.

Один из лучших учеников — 13-летний ребенок

Случай выше — единичный. Обычно, если меня и спрашивают вне занятий, то о ситуациях по работе.

Например, самому молодому моему ученику 13 лет. Он молодец, уже выучил JavaScript и сейчас ищет работу, переживает — стоит ли скрывать возраст. Я посоветовал сразу говорить правду — утаивание информации занимает много энергии. Думаю, он вполне может найти себе какой-то part time. Я бы взял такого кандидата.

Но вообще я не считаю, что всем со школьной скамьи нужно учиться программировать — разве что в гимназиях и лицеях с математическим уклоном. А вот сделать какой-то кружок по программированию для всех желающих было бы здорово.

Чтобы стать ментором, нужно просто попробовать

Чтобы быть хорошим ментором, нужно быть практикующим специалистом. Языки программирования развиваются, появляются новые фичи. Я хоть и работаю, но иногда все равно не могу с ходу ответить на какие-то вопросы. Если чего-то не знаю, то иду и разбираюсь сам, а потом пытаюсь объяснить 🙂

Также нужно любить это дело. Только так это будет нравиться и не надо будет прилагать усилия и страдать.

Если хотите быть ментором, но не уверены, насколько у вас будет получаться — просто попробуйте. Но это чисто мое мнение, основанное на личном опыте. Есть люди, которые менторят и говорят: «У меня час стоит столько-то». У меня менторство немного другое. Разные подходы — разные советы.

Да и ученики разные, кому-то будет лучше так, кому-то — по-другому. Но самое простое, что можно сделать — это найти себе trainee и попробовать довести его до джуна.

Я не Бог, не оракул и не гугл. Менторство глазами ментора и менти

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Привет, Хабр! Меня зовут Георгий Могелашвили. Я создатель GetMentor. dev — открытого сообщества IT-наставников из разработки, управления, продукта, аналитики и дизайна, готовых делиться с людьми своими знаниями и опытом. От других похожих площадок мы отличаемся тем, что многие наши менторы готовы помогать людям бесплатно. Зачем это им — далее в посте.

На недавней встрече со SkillFactory мы обсудили с ментором и менти основные моменты: почему люди приходят к ментору, как должна проходить встреча, как к ней готовиться и чего ожидать. В качестве ментора мы позвали Игоря Полянского, Head of Global Product Analytics в Gett, а в роли менти выступал Артём Мосеев, техлид команды backend-разработки компании YCLIENTS.

Кто такие ментор и менти

Ментор – в переводе с латыни «наставник, учитель, мастер». По одному из древнегреческих мифов, Ментор был другом легендарного Одиссея, царя Итаки. Он был старым, мудрым и опытным человеком. Из-за возраста он не смог участвовать в Троянской войне, поэтому Одиссей, уходя в многолетний поход, доверил Ментору воспитание своего сына Телемаха и заботу о своем доме. Имя стало нарицательным и сейчас ментором называют человека, который обучает и оказывает поддержку. В русском языке аналогом слова ментор является наставник. Существуют споры, что это разные понятия, однако я придерживаюсь мнения, что наставник и ментор — тождественны и отвечают за одно и то же: помощь своему подопечному (менти) знаниями и опытом.

Зачем нужна встреча с ментором

Ключевой вопрос, с которого мы приступаем к любой задаче, — зачем? В случае с менти всё очевидно: получить совет от более опытного коллеги, найти решение в сложной ситуации, поделиться опытом, предупредить ошибки. Но с ментором всё не так однозначно.

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Игорь Полянский (ментор):

У меня в голове есть разные определения менторства и того, как оно может проходить. Первое: человек приходит с конкретной задачей, чаще всего это: “Хочу стать руководителем”. В таком случае ты выступаешь как ментор стартапа. Твоя задача — помочь эту задачу решить.

Второй вариант: человек хочет найти советчика, умную голову рядом. В непонятной ситуации, где у человека экспертизы нет, эта голова  предоставит экспертизу со стороны и поможет разобраться.

Третий вариант я называю “бизнес-психотерапия”. К тебе приходит человек и говорит, что всё потеряно, “боже, у меня тут такие страшные вещи происходят!”. А рядом сидишь ты, ментор с холодной головой, такой бывалый морской волк, и говоришь: “Нет, чувак, не всё потеряно. Всё в порядке. Не ты первый, не ты последний”.

Мне лично больше всего нравится как раз первый вариант: когда ты решаешь конкретную проблему или задачу. Это позволяет систематизировать свой собственный опыт.

Последнее, но не менее важное: ты улучшаешь свою карму и поднимаешь моральный настрой.

Да, один из способов бороться с выгоранием — это перестать работать и начать учить работать других, передавать свои знания дальше по цепочке. Помимо этого, проговаривание собственного опыта помогает его систематизировать, а решение чужих задач развивает тебя как профессионала.

Чего ожидать от встречи

С причинами определились. Другой вопрос — ожидания. Менторство — это не волшебная палочка, которая исправит все проблемы и разом прояснит ситуацию. Это процесс, требующий усилий с обеих сторон и синхронизации ожиданий, и важно знать, что ты можешь получить от встречи с ментором, а что — нет.

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Артём довольно точно определил, что стоит ожидать менти от встречи.

Артём Мосеев (менти):

Во-первых, я жду, что рано или поздно мы сформулируем проблему и будем понимать её одинаково. Зачем мы собрались, какую проблему мы хотим решить.

Я жду, что ментор сможет погрузиться в мой контекст. Он может иметь готовое решение на основе его опыта в его компании, но мой случай уникальный. И я надеюсь, что он быстро поймёт различия и применит свою экспертизу к моему случаю.

Также ожидаю, что он не просто скинет инструкцию. Я хочу понимать, почему он выбрал этот вариант, из чего он выбирал, по каким критериям успешности.

Готовых решений в менторстве априори быть не может. Но ментор может подсказать, в какую сторону копать, и обозначить критерии оценки успеха. Здесь нельзя давить авторитетом: нужно объяснять, что и почему ты предлагаешь. Ведь если цель — помочь менти на карьерном пути, то нужно помочь ему решить не только текущую проблему, но и последующие, устранять ошибочные когнитивные паттерны и прививать полезные.

Также важно, чтобы между участниками выстроились правильные отношения.

Игорь Полянский (ментор):

Первое, что я сразу говорю, — я не Бог, не оракул и не Гугл. Я делюсь своим опытом, могу давать тебе советы с его высоты и стараюсь задавать тебе правильные вопросы. При этом, я, как любой человек, могу ошибаться, поэтому всё, что я говорю, не нужно воспринимать за истину в последней инстанции. Критическое мышление у менти должно работать на протяжении всей сессии.

Конечно, нужно соблюдать баланс, чтобы всю встречу не занимало обсуждение какого-то одного момента. Например, один менти оспаривал каждую мысль, и мы практически не сдвигались с места.

Второе — я не сделаю работу за тебя. Я могу помочь советом, могу задать правильные вопросы, направить куда нужно, могу даже помочь каким-то ресурсами, познакомить с нужными людьми, сказать, где конкретно копать, и так далее. Но инициатива должна исходить от тебя. С инициативными менти гораздо больше хочется помогать.

Как готовиться к встрече с ментором

Менторство немного похоже на репетиторство. Чтобы встреча прошла успешно, нужно, чтобы оба участника подготовились. Менти нужно сформулировать проблему (а правильно сформулированная проблема — наполовину решённая проблема), ментору — ознакомиться с ней и обдумать возможные решения.

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Игорь Полянский (ментор):

Обычно перед встречей я прошу человека написать свободным текстом, что он хочет получить от менторства, какая у него проблема, чего он хочет достичь. Из того, что человек пишет, кристально понятно, какие у него ожидания. Если у меня появляются опасения на этом этапе, я обязательно их отдельно проговариваю, прям по пунктам.

К первой встрече я заранее формулирую вопросы. Но в процессе появляются какие-то действия, которые уже требуются от меня: накопать информацию, познакомить с каким-то человеком, спросить ещё чьего-то совета. Это уже мне нужно сделать к нашей следующей встрече.

Заявка Артёма на менторство выделялась среди других проработкой, подробным описанием, рассказом о себе, о контексте. Он старается подробно описать, что хочет обсудить: к чему прийти, какую проблему не может решить. Это избавляет от дополнительных вопросов: а сколько человек в команде разработки, как деплоите, какие дополнительные флаги используете? Кроме того, важна гибкость мышления.

Артём Мосеев (менти):

Ты должен быть готов принять что-то новое для себя. То есть ты приходишь, и тебе вдруг рассказывают, что у компании нет тестировщиков, пишут тесты программисты. Для кого-то это может быть блокером, и мы потратим полчаса на обсуждение этой проблемы.

И ментору, и менти нужно писать заметки. Ментору — чтобы к следующей встрече знать, какие задачи были у менти и как он по ним продвинулся. Менти — чтобы зафиксировать обещания и на следующей встрече описать прогресс. Лучше делиться результатами заранее, чтобы ментор мог планировать диалог. Без заметок нельзя — спустя неделю уже будет сложно восстановить контекст.

Чего точно не хочется увидеть на встрече?

У ментора и менти свои антипаттерны. Менторы сталкиваются с завышенными ожиданиями.

Игорь Полянский (ментор):

Не нужно ожидать, что проблему решат за тебя. Это самое, самое плохое, что может ожидать менти.

Иногда человек (особенно, если он платит деньги) ожидает, что ты за него сделаешь большую часть работы. Он уже рассматривает тебя часто не в качестве ментора, а в качестве консультанта. Вот тут нужно провести очень чёткую границу, в какой области лежит ответственность каждого.

У менти другая проблема — авторитарность ментора.

Артём Мосеев (менти):

Я абсолютно не воспринимаю, когда мне говорят декларативно. Мне точно нужно знать, почему ты так решил. Ещё не хотелось бы, чтобы ментор не пытался погрузиться в мой контекст. Может, его решение работает в 90 % случаев, но не сработает в моём.

Главное — вести конструктивный диалог, с аргументами “против” и “за”.

Когда встречу с ментором можно считать успешной?

Заключительный вопрос: как понять, хорошо ли прошла встреча? Сиюминутных результатов нет: как мы помним, ментор не даёт готовые решения, но размечает путь и предлагает свои варианты.

Вакансия Ментор/репетитор по математике (онлайн-школа) в Казани, работа в компании Парта  (вакансия в архиве)

Для Артёма ключевой критерий — получил ли он ответы на свои вопросы. Возможно, вопрос был только вершиной айсберга, и встреча помогла углубиться дальше — это тоже хорошо.

Игорь как ментор занимается чаще рабочими задачами. В таком случае результатом  всегда должен быть план действий.

Игорь Полянский (ментор):

Даже если вы не можете сказать по завершении встречи, что вы до конца разобрались в проблеме и у вас нет стратегического плана на год вперёд — должны родиться хотя бы несколько первых шагов. Если такой план есть, он понятен вам обоим, то я думаю, что встреча прошла успешно.

Отдельный вопрос — мотивация. Ментор всё-таки немножко коуч, и от встречи с ним что-то должно проясниться.

Артём Мосеев (менти):

После встречи должны остаться положительные эмоции. Чтобы ты был не выжат, а, наоборот, замотивирован дальше копать.

Игорь Полянский (ментор):

Если мы говорим о бизнес-психотерапии, такое тоже бывает. В этом случае ты судишь об успешности встречи по своим ощущениям. И они обычно позитивные, если получилось человеку поднять настроение, убедить его, что проблемы нет. Или она меньше, чем он ожидал. Или дать понять, что он не один.

С точки зрения мотивации мне кажется, всё зависит от мастерства менторов. У меня в своё время были разные менторы. После встреч с некоторыми из них я был как выжатый лимон, но я был удовлетворён, потому что эти люди жёстко и без прикрас говорили правильные вещи. С другими, наоборот, ты радуешься, а потом начинаешь рефлексировать: “Эх, а к чему в итоге пришли?”, и кажется, что ни к чему.

Я в первую очередь за практический результат. А мотивация — это очень хороший, но побочный эффект, который может как возникнуть, так и не возникнуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *