Основные качества современных педагогических технологий
• Системность
• Научность, концептуальность
• Диагностичность
• Действенность
• Управляемость
• Результативность
• Воспроизводимость
Быстрая связь «учитель-ученик», «учитель-родитель» при возникающих проблемахУченик с ОВЗ, находясь
дома, чувствует себя частью классного коллектива и может в режиме реального времени участвовать в учебном процессеВозможность проводить дистанционные уроки с трансляцией через Skype
Слайд 11Система работы в iclassРабочая программа индивидуального обучения (составленная на основе примерной
программы, авторской программы Босовой Л.Л. и программы курса, взятой с сайта i-сlass)Материально-техническая база (компьютер с сканером, видеокамерой, принтером и обязательны выходом в Интернет)Система теории, практических индивидуальных заданий для учащегося, которые можно выполнять онлайн (тесты) или офлайн ( в прикладных программах и затем загружать на сайт)Занятия могут проводится очно и дистанционно с применением Интернета.
Вспомогательные технологии на основе ИКТ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ОСНОВЕ ИКТ
Компенсаторная
Техническая помощь для облегчения традиционных в образовании видов
деятельности: чтения и письма;
Дидактическая
Педагогическая помощь в использовании ИКТ для создания подходящей
учебной среды и образовательных ресурсов;
• Коммуникационная
Коммуникативная помощь для участия в системах сетевого взаимодействия
Основная цель применения вспомогательных технологий при обучении лиц с
ОВЗ – предоставление им возможности общаться (в письменной или устной
форме). Это достигается с помощью разнообразных устройств ввода данных
и инструментов, которые поддерживают письменную речь, чтение,
рисование.
Основные типы средств ИКТ
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СРЕДСТВ ИКТ
Стандартные технологии
компьютеры, имеющие встроенные функции настройки для лиц с ОВЗ
Доступные форматы данных (альтернативные форматы)
– доступный HTML;
– говорящие книги системы DAISY;
– «низкотехнологичные» форматы (система Брайля)
• Вспомогательные технологии ( устройства, продукты, оборудование,
программное обеспечение или услуги, направленные на усиление,
поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ОВЗ)
– слуховые аппараты, инвалидные кресла;
– устройства для чтения книг с экрана;
– клавиатуры со специальными возможностями;
– речевые тренажёры Go Talk («Гоу Ток»);
– «Duxbury Braille Translator» – программа, которая осуществляет
двунаправленный перевод : обыкновенный шрифт – азбука Брайля;
– «Кликер 6» – говорящий текстовый редактор программы позволяет писать при
помощи клавиатуры или картинки. Каждое слово можно увидеть и услышать.
Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий Докладчики: Зенкина С.В. – доктор педагогических наук, профессор Жемаева Е.М. – аспирант НИИ социальной педагогики РАО
Надомное образование Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе в соответствии с действующим Перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому. Расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка!
Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом: для 1-4 классов – 8 уроков в неделю; для 5-8 классов – 10 уроков в неделю; для 9 классов – 11 уроков в неделю; для классов – 12 уроков в неделю. В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей- инвалидов могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N “Об индивидуальном обучении больных детей на дому”. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно- гигиеническими требованиями.
САНПИН: Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать: для детей 6-10 лет- 15 мин; для детей лет – 20 мин; старше 13 лет – мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).
Оптимальное количество занятий в течение дня: – для детей 6-10 лет– 1 занятие; – для детей лет – 2 занятия; – старше 13 лет – 3 занятия.
Что же такое дистанционное обучение (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий ДОТ)? интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. Дистанционное обучение это новая, специфичная форма обучения, совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, Индивидуализация обучения
Технологии дистанционного обучения Кейсовые технологии, Сетевые технологии, ТВ-технология
Кейсовые технологии Сетевые технологии ТВ- технология Реализуется с помощью специального набора («кейса») учебно- методических материалов, скомплектованного, согласно образовательной программе учебного предмета, и передаваемого учащемуся для самостоятельного изучения: текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно- методических материалов, их рассылке через компьютерные сети и современные коммуникации при организации регулярных консультаций у преподавателей (тьюторов) традиционным или дистанционным способами. Обеспечения учащихся учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных. – Использовании сети Интернет для обеспечения учащихся доступом к информационным и учебно-методическим материалам, для интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса и проведения аттестационных мероприятий; – Изучение материала осуществляется с помощью видеоконференций, вебинаров, чатов, форумов; лабораторные занятия организуются с помощью автоматизированного или виртуального лабораторного практикума через Интернет; – Консультации с учителем могут проходить в режиме off-line (электронная почта, форумы на сайтах учебных подразделений) или on-line (видеоконференции, чаты на сайтах учебных подразделений). – Программа сетевого обучения состоит из отдельных курсов (модулей). В качестве контроля используются компьютерные тестирующие системы, защита разработанных проектов и также традиционные формы: собеседования, консультации, проводимые в режиме видеоконференции. Редко применяемый вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения и спутникового вещания для доставки обучаемому учебно- методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей- тьюторов.
Виды дистанционного обучения ( обучение с использованием ДОТ )
Чат-занятия. ! Веб-занятия. (вебинары) ! Телеконферен ция. Телеприсутст вие. Сочетание электронных образовательны х ресурсов (ЭОР) и сети Интернет ! Учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникац ий. Проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Аудиоконференц ия, видеоконференц ия (видеоконферен цсвязь) Набор технологий, позволяющий пользователю получить впечатление того, что он находится и/или воздействует на место, отличное от его физического местоположения. Обучение осуществляется на основе изучения материалов компакт-дисков и интернет- технологий.
ЧАТ (с англ. – разговор, в сети Интернет Чат – это такая страница, где вы можете в реальном времени общаться с другими посетителями). Такое общение происходит в режиме набора текстов. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
ВЕБ-ЗАНЯТИЯ дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным (по очереди) характером взаимодействия учеников и педагогов.
Электронная почта наиболее распространённый сервис интернета, т.к. является исторически первой информационной услугой Off -line пересылка и получение электронных сообщений («письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. обратная связь с учителем!
Для того, чтобы дистанционное обучение приносило результаты, при разработке программ дистанционного обучения нужно учитывать не только технические и технологические моменты, связанные с организацией данного процесса, образовательные стандарты, САНПИН, но и специфику заболевания, особенности и условия формирования личности обучаемых. Поэтому мы предлагаем следующую логику: Форма и специфика заболевания Формы обучения Виды дистанционног о обучения Специфический контент ЭОР
Формы ДЦП Двойная гимиплегия Спастическая диплегия Гемипаретическая форма Гиперкинетическая форма Атонически-астатическая форма
Двойная гимиплегия Самая тяжелая форма заболевания. Двигательные функции рук и ног практически отсутствуют из-за повышенного тонуса мышц. Психическое развитие ребенка находится на уровне умственной отсталости, речь отсутствует. Для обучения детей с такой формой заболевания можно предлагать видеоматериалы (обучающие фильмы). Индивидуальные занятия со специалистом.
Гемипаретическая форма Эта форма заболевания характеризуется поражением односторонних руки и ноги. При этой форме поражена одна сторона тела. Тяжелее поражается верхняя конечность. Правосторонний гемипарез встречается чаще, чем левосторонний. Легкая степень умственной отсталости наблюдается 25 – 35% случаев. Речевые расстройства наблюдается у 20 – 35% детей. У 40 – 50% наблюдается судорожный синдром. Возможны элементы дистанционного обучения (вебинары, форумы, видеоконференции, прохождение электронных учебных модулей). ЭОР на развитие речи, функций мозга (право- или левополушарного развития, в зависимости от поражения: правое – логика, левое – эмоциональность, творчество)
Гиперкинетическая форма В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются насильственные движения (гиперкинезы), мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Интенсивность гиперкинеза усиливается под влиянием эмоциональных раздражителей. Нарушение речи встречаются в 90% случаях, нарушение слуха – в 25 – 30%, ЗПР – в 50%. Трудности в обучении могут быть связаны с тяжелыми расстройствами речи и произвольной моторики из-за гиперкинезов. Возможны элементы дистанционного обучения (вебинары, форумы, видеоконференции, прохождение электронных учебных модулей).
Атонически-астатическая форма Эта форма характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации движений, равновесия. Речевые расстройства наблюдаются в 60 – 70% случаях, имеет место ЗПР. Активные виды дистанционного обучения (форум, чат, видеоконференции и др.) малоэффективны, но возможно прохождение дистанционных курсов по учебным предметам и работа со специальными электронными ресурсами, развивающими речь.
Специализированное оборудование и программное обеспечение Программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи Клавиатура с большими кнопками Компьютерный джойстик, набор цветных выносных компьютерных кнопок Клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода Графический планшет
Формы ДЦПВиды ДОТЭОР Двойная гимиплегия ТВ-технология видеоматериалы (обучающие фильмы) Спастическая диплегия Виды ДОТ, связанные с развитием способов коммуникации: форумы, чаты, видеоконференции, вебинары, работа с электронными учебными модулями – Усиленные мотивирующие компоненты в ЭОР – Элементы, развивающие пространственное восприятие, внимание – Учебные видеоролики, видеофильмы, анимации, элементы интерактивного взаимодействия Гемипаретическая форма элементы дистанционного обучения ЭОР на развитие речи, функций мозга Элементы, развивающие пространственное восприятие, внимание Гиперкинетическая форма элементы дистанционного обучения ЭОР, развивающие речь ПО экранного доступа с синтезом речи Атонически- астатическая форма Активные виды дистанционного обучения ЭОР, развивающие речь Полноценные модули электронных учебных курсов
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как контент дистанционных курсов. Работа с ЭОР без сети (локальной, глобальной) и с использованием сети. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) из коллекции: Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Особенности ЭОР Усиленные мотивирующие компоненты (системы поощрений, контроля, управления собственной деятельностью) Развитая система навигации по содержанию ЭОР Элементы, развивающие пространственное восприятие, внимание Учебные видеоролики, видеофильмы, анимации, элементы интерактивного взаимодействия и коммуникации(обязательно с озвучиванием, но без резких звуков) Важная мысль: мы должны не только создавать и адаптировать контент ЭОР для реализации обучения субъектов данной категории, но и предлагать соответствующие ресурсы для развития того или иного нарушения.
Сегодняшнее время и современные технологии дают нам шанс помогать тем, кому эта помощь необходима.
” Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. ” — Транскрипт
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
через Интернет значительно расширяет образовательные возможности детей, особенно тех, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дает им шанс получить полноценное образование. Ученики могут заниматься в более гибком режиме и удобном темпе, сохраняя возможность прямого общения со своим преподавателем. Дистанционное обучение
ОБУЧЕНИЮ ПОДЛЕЖАТ ДЕТИ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ 1 11 КЛАССОВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. ПНП «Образование» «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
Оборудование для школьника Цифровые лаборатории Электронные приборы Специальное оборудование
Нижегородский ресурсный центр дистанционного образования детей
Нормативная документация ЦДО Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года “Об образовании” Федеральный закон от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 года 137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”, утверждающий “Порядок использования дистанционных образовательных технологий” Постановление Правительства Нижегородской области от “О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 27 августа 2009 года 62 Приказ министерства образования Нижегородской области от а “О развитии дистанционного образования детей-инвалидов на территории Нижегородской области”
Основные задачи ЦДО: -оказание поддержки обучающимся в освоении образовательных программ общего образования; – социализация и реабилитация обучающихся; – формирование у обучающихся положительной мотивации к обучению.
Курс для родителей (36 часов)
ЭЖ в ЦДО
РАСПИСАНИЕ В ЦДО
КУРСЫ В ЦДО
С О В Р Е М Е Н Н Ы Е Т Е Х Н ОЛ О Г И И
И Н К Л Ю З И В Н О ГО О Б РА З О В А Н И Я
Выполнили: Полканова О.
Аннаев А.
17.1-715
2 аспект развития инклюзии
2 АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИИ
2.Разработка
инклюзивной
политики
Развитие ДОО
для всех
Организация
поддержки
разнообразия
Инклюзивные технологии
Борисова Н. В. – кандидат педагогических наук, профессор
Организационные
Педагогические
1.
1.
2.
3.
Технологии проектирования и
программирования
Технологии командного
воздействия учителя и
специалистов
Технологии организации
структурированной,
адаптированной и доступной
среды
2.
3.
4.
5.
Технологии, направленные на
освоение академических
компетенций
Технологии коррекции учебных и
поведенческих трудностей
Технологии, направленные на
формирование социальных
компетенций, в т.ч. принятия,
толерантности
Технологии оценивания
достижений
Технологии,
индивидуализирующие
образовательный процесс
В ходе образовательного процесса проходит как
общение педагога с ребенком в режиме онлайн, так и
выполнение обучающимися заданий, присланных ему в
электронном виде, с последующей отправкой
р е зул ьтато в п о п о ч те .
Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности
• прямое обучение социальным навыкам,
• формирование социальных навыков через
подражание,
• организация групповых видов активности, в
том числе и игровых
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон №
273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
вводит в российское образовательное пространство
два принципиально новых для нашего общества
понятия: инклюзивное образование и особые
образовательные потребности (ООП).
Пункт 27 ст. 2 Закона звучит так:
«Инклюзивное образование — обеспечение равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей»
Н Е О Б Х О Д И М Ы М У С Л О В И Е М О Р ГА Н И З А Ц И И
Д И С ТА Н Ц И О Н Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я Я В Л Я Е Т С Я А К Т И В Н О Е
ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК
• Проходит дистанционный урок следующим образом:
• 1) педагог находится в дистанционной оболочке, а
именно в классе, по материалам которого
планируется проведение урока;
• 2) для оперативной связи с обучающимся
используются чат, скайп, обмен внутренними
сообщениями;
Слайд 2Установление контакта с учащимся и его семьейСтупень первая
Технологии организация инклюзивного образования
Кузьмина Ольга Сергеевна,
к.п.н., доцент кафедры
дефектологического
образования ОмГПУ
Технологии организации инклюзивного образования
• Технология создания адаптивной
образовательной среды, соответствующей
потребностям всех детей.
• Технология включения всех участников
образовательного процесса.
• Технология организации инклюзивного
образования в общеобразовательных школах и
детских садах.
• Технология поддержки и тьюторского
сопровождения интегрированных детей.
• Технологии психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии.
ОСЬ А. Создание инклюзивной культуры
• Раздел А.1. Построение школьного сообщества
• Раздел А.2. Принятие инклюзивных ценностей
Это способствует созданию безопасного, терпимого сообщества,
разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех
своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является
основой общих достижений.
Развитие школы становится при этом
постоянным и непрерывным процессом.
1 аспект развития инклюзии
1 АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИИ
1.Создание
инклюзивной
культуры
Построение
дошкольного
сообщества
Принятие
инклюзивных
ценностей
Слайд 1Дистанционные технологии как ресурс инклюзивного образования
(из опыта работы)
или «Мои ступени
Чипчина Е.Е., Средняя школа № 53 г. Ульяновска
Игровые технологии
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дидактические игры
наглядные
демонстрационный материал,
опыт
раздаточный материал,
раздаточный материал,
игры с игрушками,
игры-инсценировки.
словесные
(в основе – накопленный
детей, их наблюдения).
Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они
применяются на этапе закрепления и повторения материала, включая игрызагадки, игры на составление высказываний
Технология включения всех участников образовательного процесса (Т. Бут, М. Эйнскоу)
Три аспекта развития инклюзии:
• разработка инклюзивной политики
• развитие инклюзивной практики
• создание инклюзивной культуры
ОСЬ А
Ось В
Ось С
Эффективным средством организации образования
детей с ограниченными возможно стями здоровья
я в л я е т с я д и с т а н ц и о н н о е о бу ч е н и е . Д и с т а н ц и о н н о е
о бу ч е н и е п р е д с т а в л я е т с о б о й ко м п л е к с
о б р а з о в ат е л ь н ы х у с л у г, п р е д о с т а в л я е м ы х д е т я м с
ограниченными возможно стями здоровья с помощью
информационно-образовательной среды,
базирующейся на средствах обмена учебной
информацией на расстоянии.
Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТРЕБУЕТ
ПОДДЕРЖКИ СО СТОРОНЫ КОМАНДЫ
ПРОФЕССИОНАЛОВ
В идеале такая команда состоит из:
Педагога
Психолога
Логопеда
Дефектолога
Тьютора
Социального работника
Врача-педиатра
Специалистов по охране и гигиене труда
Ассистента педагога (сопровождающего)
ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК
3) педагог инициирует контакт со студентом в начале урока, объявляет цель и задачи
урока, план проведения, приглашает обучающегося к общению в программах для
онлайн взаимодействия;
4) в течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, педагог
находится в классе и доступен в программе для оперативного онлайн взаимодействия
(чат, скайп);
Слайд 18Система дистанционной внеурочной деятельности Дистанционная форма внеурочной деятельности (Skype, почта)Дистанционные конкурсы
и олимпиады Высокая мотивация при участии в конкурсной деятельностиУчастие семейного и дружеского социума в подготовке проектов
О Р ГА Н И З А Ц И О Н Н Ы М И П Р И Н Ц И П А М И
Л Ю Б О Г О Д И С ТА Н Ц И О Н Н О Г О
ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
А) интерактивность;
Б) самостоятельность обучающихся;
В) гибкость учебного материала.
Интерактивность означает возможность слушателей реагировать на
содержание и форму учебного процесса, воздействовать на
преподавателя, давая обратную связь по уровню усвоения основных
дидактических единиц.
Самостоятельность предполагает активность учащихся в освоении
учебного материала, в умении задавать вопросы и выбирать
индивидуальную стратегию освоения учебного материала.
Гибкость учебного материала означает, что программа и сам
учебный материал подбирается с учетом запросов слушателей, исходя
из их потребностей. Это ведет к тому, что учащиеся могут учиться по
индивидуально выстроенной программе и в индивидуальном для них
темпе .
«Тьюторское сопровождение обучающихся»
педагогическое
сопровождение
реализации
обучающимися,
включая
обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ) и
инвалидностью,
индивидуальных
образовательных
маршрутов, проектов
организация
образовательной среды
для реализации
обучающимися, включая
обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью,
индивидуальных
образовательных
маршрутов, проектов
организационнометодическое
обеспечение
реализации
обучающимися,
включая
обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью,
индивидуальных
образовательных
маршрутов,
проектов
ИКТ – технологии
ИКТ – ТЕХНОЛОГИИ
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
П О З В О Л Я Е Т О П Т И М И З И Р О В АТ Ь У Ч Е Б Н У Ю С Р Е Д У,
О БЕСП ЕЧ ИВА Я А Л ЬТ ЕР НАТ ИВ НЫ Й И , Ч ТО О СО БЕННО
ВАЖНО, ДОСТ УПНЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ФОРМАТ
ЦИФРОВЫХ ОБРА ЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
БЛАГОДАРЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРАММНЫХ
СРЕДСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ РА ЗРАБОТКИ У ЧЕБНЫХ
КУРСОВ, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ МОЖЕТ
БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНО РА ЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ:
– В КАЧЕСТВЕ ТЕКСТА НА САЙТЕ В
ИНТЕРНЕТЕ;
– АНИМИРОВАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ;
– ВИРТ УА ЛЬНОЙ РЕА ЛЬНОСТИ;
– МУЛ ЬТ ИМЕДИЙНО ГО ; П Р ОДУ К ТА , В К Л ЮЧ А Я
ЦИФРОВУЮ ЗВУКОЗАПИСЬ И ВИДЕО.
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ МОГУТ БЫТЬ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ РАЗНООБРАЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ
УЧАСТНИКАМИ
Ассоциативно-рефлекторная теория И. Павлова – И. Сеченова
Когда ребенок видит незнакомый для него
объект, у него возникают ассоциативные связи
неустойчивого, временного характера. Они очень
быстро распадаются. Но стоит ребенку опять
столкнуться
с
определенными
словами
(терминами, определениями и пр.), связи
восстанавливаются, и он опять включается в
работу.
Слайд 9Система i-classСтупень третья
СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Средствами дистанционного обучения могут быть:
– учебники и учебные пособия на бумажных носителях;
– учебники и учебные пособия на компакт-дисках;
– аудио учебно-информационные материалы;
– видео учебно-информационные материалы;
– тренажеры с удаленным доступом;
– компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и
мультимедийном вариантах.
• компенсация – функциональная
перестройка высшей нервной
деятельности, процесс возмещения или
замещения нарушенных или утраченных
функций, т. е. своеобразный процесс
перестройки организма,
• коррекция – способ компенсации, как
совокупность педагогических и лечебных
мер, направленных на исправление тех или
иных сторон в развитии
Технологии коррекционной работы в условиях инклюзии
• 1. Технологии, направленные на освоение академических
компетенций при совместном образовании детей с
различными образовательными потребностями.
• 2. Технологии коррекции учебных и поведенческих
трудностей, возникающих у детей в образовательном
процессе.
• 3. Технологии, направленные на формирование
социальных (жизненных) компетенций, в том числе
принятия, толерантности.
• 4. Технологии оценивания достижений в инклюзивном
подходе.
Этапы организации тьюторского сопровождения
1)
2)
3)
4)
5)
Существуют общие этапы индивидуального
сопровождения ребенка:
сбор информации о ребенке,
анализ полученной информации и собственные
наблюдения,
совместная с другими специалистами выработка
рекомендаций и составление ИОПа
(индивидуального плана работы с ребенком),
решение поставленных задач,
анализ ситуации развития ребенка, корректировка
стратегии.
Слайд 3Первый опытУчитель Классный руководитель
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игровые приёмы в обучении и воспитании
– обеспечивают занимательность занятий;
– учитывают индивидуальные особенности;
– активизирую познавательную деятельность, культуру речи;
– налаживают процесс сотрудничества учителя и ученика.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно,
сосредотачиваться, проявлять инициативу. Развивается мышление, память,
внимание, наблюдательность.
Игра выполняет важнейшие функции:
– социализации;
– коммуникативную;
– диагностическую;
– коррекционную;
– развлекательную.
Путь формирования понятий
ощущение
Отображение
вещи или
явления в
отдельных
свойствах
восприятие
Отражение
вещи или
явления в
целом
представление
понятие
Внутреннее
абстрагиров
ание
образов
Обобщение
представлений
Сущность построения коррекционно-образовательного процесса
Сущность построения коррекционнообразовательного процесса
КР способы
КР способы
КР средства
Исходное
состояние
Психологические
механизмы учения
Конечный
результат
Слайд 4Социальные сети как ресурс общения С родителями С учащимися
Ресурсы
материальные средства,
подготовленные кадры,
материально-техническое,
учебно-методическое обеспечение.
Необходимо перераспределить эти ресурсы, как
это делается во многих странах, на основе
принципа «ресурсы идут за учеником».
Поддержка
• Поддержка
со
стороны
команды
профессионалов: психологи, логопеды, специальные
педагоги, инструкторы ЛФК, социальные работники,
врачи, координатор инклюзивного образования.
• Важна поддержка и помощь со стороны
родителей.
• Позиция поддержки учителя подразумевает
открытость и желание, необходимость работы в
команде.
Поэтому учитель должен быть достаточно гибок,
должен уважать индивидуальные различия, может
слушать и применять рекомендации других членов
команды, чувствует себя уверенно в присутствии
другого взрослого в классе, согласен работать с
другими специалистами в одной команде.
Технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными
потребностями
• Технологии дифференцированного обучения:
уровневой дифференциации, функциональной
дифференциации, смешанной
дифференциации
• Технологии индивидуализации
образовательного процесса
• Нейропсихологические технологии
Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии
1. Технология оценки особенностей и уровня развития
ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем.
2. Технология построения адаптированной образовательной
программы для детей с ОВЗ по каждой отдельной
компетенции или предмету.
3. Технология выделения детей группы риска по различным
видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой).
4. Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений,
формирование эмоционального принятия и группового
сплочения.
5. Технология
проведения
междисциплинарных
консилиумов специалистов.
6. Технология
коррекционно-развивающей
работы
с
включаемыми детьми и другими субъектами.
7. Технология психокоррекционной работы с различными
участниками
образовательного
процесса
(педагогами,
специалистами, родителями, администрацией).
Этапы организации инклюзивного образования
• Подготовительный этап: принятие решения,
изучение возможностей, подготовка педагогов и
междисциплинарной команды, подготовка
специальных средств, установка сотрудничества.
• Адаптационный этап: тренинги командного
взаимодействия, включение нескольких детей с
ОВЗ, работа ПМП консилиума, реализация
технологий сопровождения, включение родителей,
формирование позитивного отношения.
• Этап полного включения: создание условий для
включения всех детей, включение всех педагогов и
родителей, поддерживается доступная и
развивающаяся среда, обобщение результатов.
Компоненты технологии
• научный: технология является научно
разработанным
(разрабатываемым)
решением
определённой
проблемы,
основывающимся
на
достижениях
педагогической
теории
и
передовой
практики;
• формально-описательный:
технология
представляется моделью, описанием целей,
содержания, методов и средств, алгоритмов
действий, применяемых для достижения
планируемых результатов;
• процессуально-деятельностный:
технология есть сам процесс осуществления
деятельности, объектов и субъектов, их
целеполагание, планирование, организацию,
реализацию целей и анализ результатов.
Технологии коррекции трудностей в обучении и поведении
• технологии нейропсихологического подхода в
коррекции учебных трудностей (А.Р. Лурия, Л.С.
Выготский, Дж. Хинд, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева,
Т.Ю. Хотылева),
• технологии психолого-педагогической системы
формирования и развития речевого слуха и
речевого общения у детей с нарушениями слуха
(система Э.И. Леонгард),
• технологии прикладного анализа поведения АВА
(Applied Behavior Analysis) и др.
Технология – системный способ организации
совместной деятельности субъектов
образования, направленный на достижение
обозначенных целевых установок, с
привлечением дидактических средств
обучения, создающий условия для реализации
индивидуальных образовательных и
профессиональных траекторий развития
обучающихся с учетом их индивидуальноличностных характеристик.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Гальперина)
этап мотивации (создание личностного отношения
к усвоению действий);
этап формирования ориентировочной основы
действия;
этап выполнения действия во внешней,
развернутой форме, с реальными материальными
предметами;
этап выполнения действия в плане громкой речи;
этап выполнения действия в плане речи про себя;
этап выполнения действия в плане внутренней
речи.
Педагогические технологии
инклюзивного образования
Игровые технологии
Технология уровневой
дифференциации
ИКТ-технологии
Домашнее обучение
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И Н К Л Ю З И В Н О Е О Б РА З О В А Н И Е
(В КЛЮЧ А Ю Щ Е Е ) – ЭТО
О Б РА З О В А Н И Е , П Р И К О Т О Р О М В С Е
ДЕТИ, НЕСМОТР Я НА СВОИ
Ф И З И Ч Е С К И Е , И Н Т Е Л Л Е К Т УА Л Ь Н Ы Е И
ИНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ВКЛЮЧЕНЫ В
О Б Щ У Ю С И С Т Е М У О Б РА З О В А Н И Я И
ОБУ ЧАЮТСЯ В
О Б Щ Е О Б РА З О В АТ Е Л Ь Н Ы Х Ш К О Л А Х
ВМЕСТЕ СО СВОИМИ СВЕРСТНИКАМИ.
Спасибо за внимание!
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дидактические игры
по числу участников
Коллективные
е
Групповые
Индивидуальны
Задания в отдельных играх необходимо индивидуализировать, даже в играх
коллективных. Если ученики слабо успевают, то, чтобы они все-таки приняли
участие в игре, необходимо посильные для них задания. Выполнение
небольшого задания вселит уверенность, активизирует ученика на
выполнение более сложных заданий. Ученикам, успешно овладевшим
знаниями, следует давать в игре более усложненное задание, чтобы у них
поддерживался интерес к игре.
Игровые технологии в жизни школьника имеют большое коррекционное
воздействие и являются одним из эффективных методов формирования
положительной мотивации к любому предмету.
Принцип интерактивности предполагает, что
специалист, живущий в городе, должен получать
своевременную и полную информацию об
ученике. Для этого необходимо соблюсти целый
ряд условий:
– проведение диагностических исследований,
позволяющих производить мониторинг как уровня
предметной подготовки, так и
психофизиологического состояния ученика;
– технической возможность своевременной
обратной связи;
– структурирования учебного материала, которое
бы позволяло учащемуся ориентироваться в нем и
сохранять учебную мотивацию.
Принцип самостоятельности означает, что
учебный материал должен быть представлен со
значительной избыточностью, давая, таким
образом, возможность ученику самому выбирать
тип и характер заданий, способ презентации
нового материала (с помощью письменного текста
или мультимедийной презентации с элементами
анимации или видеофильма). При этом, на первых
этапах обучения, учитель или тьютор может
помогать учащемуся советами, но при этом не
должен брать на себя полного руководства
учебным процессом. Большое значение для
формирования активности ученика имеет
материал, выложенный на сайте сопровождения.
Именно там ученик может найти дополнительные
информационные справочные материалы,
видеозаписи фрагментов занятий с комментариями
специалистов, положения и регламенты
осваиваемой деятельности.
• Видение. Это приверженность основным
принципам инклюзивного образования и
готовность к его введению. В инклюзивной
школе каждого принимают и считают
важным членом коллектива.
• Определение в школу. Включение детей в
общий учебный процесс, а не сегрегация по
способностям (в специальные школы, в
специальные классы).
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ -ИНВАЛИДОВ.
Выполнил:
Долгополов Евгений
О Б РА З О В А Н И Е Д Л Я В С Е Х Я В Л Я Е ТС Я Н Е О Т Ъ Е М Л Е М О Й
С О С ТА В Л Я Ю Щ Е Й Б Л А Г О П О Л У Ч Н О Г О О Б Щ Е С Т В А . Р Е А Л И З А Ц И Ю
ТА К О Г О О Б Р А З О В А Н И Я М О Ж Н О О С У Щ Е С Т В И Т Ь С П О М О Щ Ь Ю
Д И С ТА Н Ц И О Н Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я .
1. Проведение комплексного углубленного
изучения ребенка.
2. Определение целевых ориентиров в
дальнейшей коррекционно-развивающей
работе.
3. Выделение этапов работы согласно
индивидуальным особенностям развития
ребенка (алгоритма).
4. Подбор коррекционно-развивающих способов
организации деятельности педагога и ребенка.
5. Отбор специальных приемов, методов, средств,
способствующих обучению и развитию ребенка.
6. Проведение коррекционно-развивающих
мероприятий.
7. Повторное комплексное изучение.
Слайд 22Проектная деятельность с применением дистанционных ресурсов
Условия правильности понятия
Условия
правильности
восприятия
Условия
правильности
представлений
Условия
правильности
понятий
Наблюдения преимущественно натуральных
объектов. Упражнения, уточняющие
восприятие. Точное и образное слово педагога.
Вопросы педагога. Зарисовка по памяти.
Упражнения по узнаванию и различению.
Постановка проблемы. Логика изложения
информации педагогом. Упражнения в
определении, сравнении, классификации.
Система повторения, связывающая и
развивающая понятия. Вопросы, требующие
обобщений. Запоминание рисунков,
пиктограмм, схем. Вопросы, связывающие
понятия с умениями и навыками. Задачизадания, практикующие понятия,
познавательные задачи. Опорные конспекты.
Графы логической структуры понятий.
5 компонентов
Адаптированный учебный план: имеется в виду не только и не столько адаптация
учебного плана, сколько адаптация содержания образования и способов его
подачи учащимся. Митчелл считает – это самой сложной задачей, с которой
сталкиваются педагоги.
Адаптивная оценка: оценка – не должна быть инструментом для «сортировки»
учеников.В случае использования оценки для «сортировки», учащиеся с особыми
образовательными потребностями неизбежно окажутся худшими, получив
«клеймо» неудачников и снижение мотивации. Такие дети, как правило,
вытесняются из школы.В инклюзивной школе оценка должна соответствовать
следующим критериям:объективность, информативность, обеспечение обратной
связи. Т.е. оценка должна давать информацию о том, каковы достижения у
ребенка, какие трудности в обучении он испытывает и в чем их причины.
Методики оценки должны учитывать конкретные виды инвалидности или
проблемы ученика.
Адаптивное преподавание: И.О. требует от педагога владения широким набором
стратегий и методик обучения. Имеются в виду не только разнообразие методик,
разработанных для массовой школы, но и специальные методики обучения детей с
ограниченными возможностями в развитии.
Признание права на инклюзивное образование: И.О. основано на том, что все
педагоги, ученики и их родители признают право учащихся с особыми
образовательными потребностями на обучение в общеобразовательных школах, и
необходимые для этого дополнительные ресурсы.
Адаптированная среда: доступ к зданию и всем кабинетам, опознавательные
знаки и символы, специальные средства.
Технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл)
• Комплекс условий позволяет создать адаптивную
образовательную среду, которая будет
соответствовать потребностям всех детей. Причем
выполнение каждого условия является
обязательным. Эти условия Д.Митчелл выразил в
виде формулы: И.О.= В + О + 5К + П + Рс + Рк .
• В – видение
• О – определение в школу
• 5 К – это 5 компонентов
• П – поддержка
• Рс – ресурсы
• Рк – руководство
ОСЬ С. Развитие инклюзивной практики
• Раздел С.1. Управление процессом обучения
• Раздел С.2. Мобилизация ресурсов
Ось показывает направление развития практики обучения, отражающей
инклюзивную направленность культуры и политики школы. При
внедрении такой практики,
на уроках обязательно учитывается
разнообразие потребностей учащихся, а ученики поощряются к
активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и
знаниях, полученных вне школы.
ОСЬ В. Разработка инклюзивной политики
• Раздел В.1. Развитие школы для всех
• Раздел В.2. Организация поддержки разнообразия
Эта ось показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во
всех школьных планах. Принципы включения каждого ученика в
образовательный процесс и школьную жизнь поощряют всех сотрудников
и учащихся школы в том, чтобы участвовать в этой работе с самого первого
этапа и минимизируют давление исключающих практик.
Слайд 5Мессенджеры как ресурс дистанционного обученияСтупень вторая
Дист анцио нно е о бучение
пр ед полага е т с о с т а вле ние на
ка жд о го уч е ника
инд ив ид уа ль но го
ка ле нд а р но -т емат иче с кого
планир о вания и пр о ведение
д и с т а н ц и о н н ы х ур о ков ,
кото рые пр оходя т по з а р а не е
с о с т а вле нному р а с пис а нию .
Слайд 19Девушка-берёзкаМордовская народная сказкаПример проекта для конкурса «Мастер ИТ» учащейся с ОВЗ
3 аспект развития инклюзии
3 АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИИ
3.Развитие
инклюзивной
практики
Мобилизация
ресурсов
Управление
процессом
обучения
Обязательным в инклюзии становится
• Изменение способов подачи информации
предполагает предоставление детям с ОВЗ
особых условий по сравнению с их
одноклассниками, в частности, изменения сроков
сдачи, формы выполнения задания, его
организации, способов представления
результатов.
• Модификация предполагает некое изменение
задания или теста, которое меняет стандартную
процедуру его проведения, или изменение
требований, предъявляемых к уровню знаний
учащегося с ОВЗ.
Технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей
Тьюторское
сопровождение
–
это
педагогическая
деятельность
по
индивидуализации
образования,
направленная на выявление и развитие образовательных
мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных
ресурсов для создания индивидуальной образовательной
программы.
Принцип индивидуализации
образования
Принцип открытости
Принцип построения и
реализации ИОП, ИОТ,
ИКРМ
Принцип расширения образовательного
пространства каждого учащегося
Слайд 27
Учиться – все равно, что плыть против течения
отнесло назад.
Китайская пословица
Слайд 17Дистанционная внеурочная деятельностьСтупень четвертая
Организация образовательного процесса
включает:
1. Наличие плана (программы) по внедрению технологий совместного
обучения и развития в учреждении инклюзивного образования.
2.Внесение изменений и дополнений в Устав учреждения, в другие
локальные акты.
3.Организационно-правовая база образовательного учреждения
(приказы, локальные акты, должностные инструкции).
4. Наличие специальных помощников (тьюторов или ассистентов).
5.Наличие адаптированной основной общеобразовательной программы
и описание работы по организации психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ.
6.Наличие программы психолого-педагогического сопровождения детей
с ОВЗ.
7.Наличие психолого-медико-педагогического консилиума, в состав
которого входят педагоги учреждения.
8.Наличие индивидуального образовательного маршрута, позволяющего
детям с ОВЗ выстраивать индивидуальную траекторию развития и
отражающего рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
9.Наличие договоров о сотрудничестве с другими организациями,
занимающимися образованием детей с ОВЗ.
Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе
• Предметом
оценки
выступают
как
достигаемые
образовательные результаты, так и процесс их достижения,
а также мера осознанности каждым обучающимся
особенностей его собственного процесса обучения. При
этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в
целом, проводимую, например, в форме портфолио,
презентаций,
выставок
и
т.п.)
используется
дифференцированная оценка (вычленение в работе
отдельных
аспектов,
например,
сформированность
вычислительных умений, выразительность чтения, умение
слушать товарища, формулировать и задавать вопросы и
т.д.), а также самооценка и самоанализ обучающихся.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно
Домашнее обучение
ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ – ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ПРИ
КОТОРОМ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННО ПОСЕЩАЮТ РЕБЕНКА И ПРОВОДЯТ С НИМ
ЗАНЯТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПО МЕСТУ ЕГО ПРОЖИВАНИЯ.
В ТАКОМ СЛУЧАЕ, КАК ПРАВИЛО, ОБУЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СИЛАМИ
ПЕДАГОГОВ БЛИЖАЙШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОДНАКО В
РОССИИ СУЩЕСТВУЮТ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ НАДОМНОГО
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ ВЕСТИСЬ ПО ОБЩЕЙ ЛИБО
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, ПОСТРОЕННОЙ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
УЧАЩЕГОСЯ.
ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКУ ВЫДАЕТСЯ АТТЕСТАТ ОБ ОКОНЧАНИИ
ШКОЛЫ ОБЩЕГО ОБРАЗЦА С УКАЗАНИЕМ ПРОГРАММЫ, ПО КОТОРОЙ ОН
ПРОХОДИЛ ОБУЧЕНИЕ.
Технология организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах и детских садах (отечественный подход)
1. Организация образовательного процесса.
2. Психологическая готовность
администрации и работников учреждения.
3. Учебно-методическое обеспечение.
4. Информационное обеспечение.
5. Финансовое обеспечение.
6. Материально-техническое обеспечение.
7. Кадровое обеспечение.
Руководство
Необходимо руководство на всех уровнях:
• правительственном,
• региональном,
• местном,
• а также на уровне директоров школ и
учителей.
Все участники процесса должны понимать и
уметь объяснить идеологическую основу
инклюзивного образования.
Слайд 15Плюсы i-classДоступ к огромной современной информационной средеСистема общения внутри системы (почта,
форумы)Методическая система для курса и каждого урокаПроектная и творческая деятельность (конкурсы, выставки проектов)Возможность для учащегося дополнительно заниматься в удобное время в своем темпеМониторинг индивидуальных достижений через внутреннюю систему оцениванияМожно использовать для остальных детей в классе как дополнительные информационные ресурсы
Слайд 16Минусы i-classДоступ к системе органичен по времени обучения конкретного обучающегосяНаличие у
учителя опыта работ с соответствующим оборудованием и ПОНеобходим постоянный выход в ИнтернетБольшие временные затраты учителя на подготовку к уроку и проверку работ, если ребенок не находится на индивидуальном обучении
Слайд 28Список информационных ресурсовСайт РЕШУ ОГЭ https
Босовой Л.Л.) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/Онлайн-олимпиада Фоксфорд https://foxford.ru/