Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российский Федерации направляет Стандарт “Цифровая школа” в части ИТ-инфраструктуры государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, для обеспечения в помещениях безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса (далее – Стандарт).
Настоящий Стандарт необходим для реализации субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта “Информационная инфраструктура”, входящего в состав национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации” (далее – региональный проект), и оснащении государственных (муниципальных) образовательных организаций, осуществляющих в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (далее – общеобразовательные организации), в целях формирования ИТ-инфраструктуры в соответствии с утвержденным стандартом для обеспечения безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, правила распределения и предоставления которых приведены в приложении N 34 к государственной программе Российской Федерации “Информационное общество”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313.
Приложение: на 26 л. в 1 экз.
УТВЕРЖДАЮМинистр просвещенияРоссийской ФедерацииС.С. Кравцов22 апреля 2021 г.
УТВЕРЖДАЮМинистр цифрового развития, связии массовых коммуникацийРоссийской ФедерацииМ.И. Шадаев22 апреля 2021 г.
Стандарт “Цифровая школа”в части ИТ-инфраструктуры государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, для обеспечения в помещениях безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса
I. Основные термины, сокращения и определения
II. Общие положения
1. Стандарт “Цифровая школа” в части ИТ-инфраструктуры государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, для обеспечения в помещениях безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса (далее – Стандарт) разработан для обеспечения выполнения Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта “Информационная инфраструктура”, входящего в состав национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”, и связанных с формированием ИТ-инфраструктуры в государственных (муниципальных) образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в соответствии с утвержденным стандартом для обеспечения в помещениях безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, приведенных в приложении N 34 к государственной программе Российской Федерации “Информационное общество”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2159, официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 18 декабря 2020 г.).
2. Стандарт разработан в целях унификации подхода к техническому оснащению ОО, формирования ИТ-инфраструктуры для обеспечения беспроводного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам (далее – информационные системы), к сети Интернет, а также обеспечения базовой безопасности образовательного процесса.
Требования настоящего Стандарта (в том числе к составу, функциональным требованиям и техническим характеристикам оборудования) являются минимально необходимыми. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении мероприятий по формированию ИТ-инфраструктуры в ОО вправе устанавливать требования, превышающие установленные настоящим Стандартом.
3. Результатом соответствия ОО Стандарту является:
3.1. Предоставление осуществляемого с использованием, в том числе посредством ЕСПД, доступа для ОО к информационным системам и к сети Интернет.
3.2. Оснащение ОО беспроводными сетями Wi-Fi с уверенной зоной покрытия во всех учебных кабинетах, школьной библиотеке, учительской, а при необходимости в актовом зале, столовой, вестибюле, коридорах, рекреациях (далее – помещения, оснащаемые беспроводными сетями Wi-Fi).
3.3. Осуществление видеонаблюдения за входными группами.
4. Применение созданной инфраструктуры обеспечивает:
безопасный доступ к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет;
соответствие сервисов безопасности ОО требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 32, ст. 4716) (далее – Требования), и приказу Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 465 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места учащегося указанными средствами обучения и воспитания” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2019 г., регистрационный N 56982) в части обеспечения безопасности входной зоны и возможность их подключения к информационным системам правоохранительных органов Российской Федерации и МЧС России.
5. Стандарт предусматривает следующие разделы:
5.1. подключение ОО к ЕСПД;
5.2. формирование ИТ-инфраструктуры для обеспечения в помещениях ОО беспроводного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса.
6. К оборудованию и комплектующим, закупаемым и используемым в целях соответствия Стандарту, предъявляются следующие требования:
6.1. наличие сертификатов соответствия, действующих на территории Российской Федерации, в том числе сертификатов соответствия требованиям, нормам и правилам, созданным для регулирования различных сторон образовательного процесса в целях обеспечения безопасности и комфорта учащихся при нахождении в ОО;
6.2. все оборудование должно иметь статус российского происхождения;
6.3. оборудование, удовлетворяющее техническим требованиям, но не имеющее статус российского происхождения, допускается в случае задокументированного отсутствия на момент проведения закупочных мероприятий оборудования, удовлетворяющего требованиям п. 6.2 Стандарта (отсутствие моделей оборудования, или неготовность производителей осуществить его поставку в требуемые сроки по среднерыночной стоимости для соответствующего типа и объема поставляемого оборудования);
6.4. оборудование и комплектующие к нему не должны быть сняты с серийного производства к моменту закупочных мероприятий;
6.5. наличие инструкций по эксплуатации или аналогичной документации (далее – эксплуатационная документация) на каждую единицу оборудования;
6.6. соответствие технических параметров, приведенных в эксплуатационной документации, поставляемой модели оборудования;
6.7. гарантия на поставляемое оборудование должна составлять не менее трех лет;
6.8. логистика по демонтажу, вывозу, ремонту и (или) замене, доставке и монтажу поставляемого оборудования должна осуществляться в рамках гарантийных обязательств Поставщиком оборудования.
7. Должна обеспечиваться техническая поддержка инфраструктуры, созданной в рамках Стандарта, для обеспечения ее непрерывного функционирования и ее применения в образовательном процессе.
8. Минимальные функциональные требования и технические характеристики оборудования указаны в приложении к Стандарту.
III. Подключение ОО к ЕСПД
9. В целях соответствия настоящему Стандарту ОО должна быть обеспечена доступом к информационным системам и к сети Интернет, в том числе с использованием ЕСПД. Предоставление услуги для ОО реализуется в рамках государственных контрактов на услуги ЕСПД.
10. Предоставление доступа к сети Интернет должно обеспечить совокупную пропускную способность из расчета необходимости обеспечения каждой подключенной ОО следующих параметров:
для ОО, находящихся в городских населенных пунктах, – не менее 100 (ста) Мбит/с по направлению “от”/”к” ОО;
для ОО, находящихся вне городских населенных пунктов, – не менее 50 (пятидесяти) Мбит/с по направлению “от”/”к” ОО;
для ОО, расположенных в труднодоступных населенных пунктах, подключенных по спутниковым каналам связи, – не менее 1 (одного) Мбит/с по направлению “от”/”к” ОО.
11. Каналы связи ЕСПД, задействованные в предоставлении услуги доступа к сети Интернет, должны использовать ВОЛС, за исключением Чукотского автономного округа.
12. Состав услуг, предоставляемых в рамках ЕСПД, должен включать:
услугу по предоставлению осуществляемого с использованием ЕСПД доступа для СЗО к информационным системам и к сети Интернет;
услугу “Передача данных”, обеспечивающую передачу данных для СЗО при осуществлении доступа к информационным системам и к сети Интернет с использованием единой сети передачи данных;
услугу “Защита данных”, обеспечивающую защиту данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа для СЗО к информационным системам и к сети Интернет;
услугу “Ограничение доступа к информации”, обеспечивающую ограничение для СЗО доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети Интернет;
услугу “Мониторинг и обеспечение безопасности связи”, обеспечивающую мониторинг и безопасность связи при подключении и предоставлении доступа для СЗО к информационным системам и к сети Интернет.
IV. ИТ-инфраструктура, обеспечивающая в помещениях ОО беспроводной доступ к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет и базовую безопасность образовательного процесса
13. ИТ-инфраструктура, обеспечивающая в помещениях ОО беспроводной доступ к информационным системам, а также к сети Интернет и базовую безопасность образовательного процесса должна предусматривать:
систему беспроводного широкополосного доступа;
систему видеонаблюдения за входными группами.
14. ЛВС должна включать в себя следующие элементы:
14.1. Шкаф телекоммуникационный внутриобъектовый, укомплектованный в том числе коммутационными панелями. Телекоммуникационный шкаф и устанавливаемое в него оборудование должно размещаться в отдельных помещениях, предназначенных для размещения технологического (телекоммуникационного) оборудования, а при их отсутствии – в сухих проветриваемых помещениях с ограниченным доступом в них посторонних лиц. Указанные помещения должны исключать возможность попадания воды (пара) на размещенное оборудование и его перегрева.
14.2. ИБП, позволяющий стабилизировать сетевое напряжение от внешней сети и поддерживать работоспособность оборудования, устанавливаемого в рамках формирования ИТ-инфраструктуры (сервисные маршрутизаторы, коммутаторы, точки беспроводного доступа, IP-камеры наблюдения за входными группами, видеорегистраторы/сервера видеонаблюдения), в течение не менее 15 минут при отключении основного электропитания. Мощность ИБП должна превышать максимальную мощность подключенного к нему оборудования, устанавливаемого в рамках формирования ИТ-инфраструктуры, не менее чем на 20%. Активное оборудование, не подключаемое к ИБП, должно быть подключено к электропитанию с использованием средств стабилизации напряжения электропитания.
14.3. РоЕ-коммутатор(ы) из расчета не менее 2 (двух) портов коммутатора на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi (рекомендуется не менее 3 (трех) портов на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi), для подключения точек беспроводного доступа с питанием по РоЕ, по одному порту коммутатора для каждой IP-камеры с питанием по РоЕ, использующейся для видеонаблюдения за входными группами, и не менее 20 резервных портов на здание ОО (для организации видеонаблюдения, оперативного переподключения к ЛВС оборудования из вышедших из строя портов коммутатора, подключения оргтехники и другого необходимого оборудования). Схема коммутации, необходимое количество коммутаторов и портов определяются по результатам проектирования.
15. СКС должна быть категории не ниже 5е. СКС используется для подключения точек беспроводного доступа и IP-камер. Количество портов СКС должно быть не менее чем 2 (два) порта 8Р8С (RJ45) на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводными сетями Wi-Fi (рекомендуется 3 (три) порта на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводными сетями Wi-Fi), в том числе предусмотрена организация портов СКС в других помещениях, оснащаемых беспроводными сетями Wi-Fi, для подключения точек беспроводного доступа и IP-камер для организации видеонаблюдения за входными группами в количестве не менее 2 (двух) штук на каждую используемую для входа/выхода входную группу здания ОО.
16. Элементы СКС должны соответствовать требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53246-2008 “Информационные технологии. Системы кабельные структурированные. Проектирование основных узлов системы. Общие требования”, утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2008 г. N 786-ст (Москва: Стандартинформ, 2009), межгосударственного стандарта ГОСТ 31565-2012 “Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности”, введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2012 г. N 1097-ст (Москва: Стандартинформ, 2013), и иметь все необходимые сертификаты для использования в жилых помещениях. При проектировании подключения элементов СКС и ЛВС к электрическим сетям руководствоваться национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50571.5.54-2013/МЭК 60364-5-54:2011 “Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрооборудования. Заземляющие устройства, защитные проводники и защитные проводники уравнивания потенциалов”, утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 976-ст (Москва: Стандартинформ, 2014).
Обеспечение подключения к электропитанию и заземлению в выделенном помещении для размещения телекоммуникационного шкафа производится ОО.
17. Система беспроводного широкополосного доступа должна включать в себя:
точки беспроводного доступа из расчета не менее 2 (двух) точек беспроводного доступа на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi (рекомендуется не менее 3 (трех) точек беспроводного доступа на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi);
контроллер Wi-Fi, позволяющий централизованно выполнять функции мониторинга, управления, обновления микропрограмм и настроек установленных в ОО точек беспроводного доступа, коммутаторов и маршрутизаторов.
18. Количество и расположение точек беспроводного доступа определяются по итогам радиопланирования и должны создавать в ОО устойчивую сеть Wi-Fi во всех помещениях, оснащаемых беспроводными сетями Wi-Fi.
19. Все точки беспроводного доступа должны быть подключены с помощью СКС к коммутаторам РоЕ.
20. Контроллер Wi-Fi должен быть совместим с аппаратной частью и программным обеспечением точек беспроводного доступа и сервисом авторизации пользователей.
21. Созданные в ОО Wi-Fi-сети должны быть подключены к сервису авторизации пользователей. Доступ к сети Wi-Fi должен проводиться с обязательной идентификацией и аутентификацией пользователя на базе ЕСИА.
22. Затраты на подключение к сервису авторизации пользователей должны включать:
– оказание сервиса авторизации пользователей на срок не менее 15 лет,
– оказание технической поддержки в части уровня доступности сервиса авторизации пользователей на срок не менее 15 лет,
при соблюдении следующих условий:
– корректная работа установленных точек беспроводного доступа,
– наличие и работоспособность подключения к сети Интернет,
– наличие и работоспособность подключения к ЕСПД,
– отсутствие обрыва ЛВС и СКС в здании ОО.
23. Авторизация в Wi-Fi-сети ОО должна быть доступна:
для педагогических работников;
с выданных устройств учащимся – в рамках проведения на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.
При этом учащимся, авторизованным в Wi-Fi-сети ОО, должен предоставляться доступ только к предварительно определенному перечню информационных систем и ресурсов в сфере образования, включая информационные системы платформы цифровой образовательной среды, без предоставления доступа к прочим ресурсам сети Интернет.
24. Система беспроводного широкополосного доступа должна обеспечивать возможность автономной работы персональных устройств педагогических работников по сети Wi-Fi с периферийными устройствами ОО (принтер, МФУ, и т.д.) при пропадании внешнего канала ЕСПД.
25. Система видеонаблюдения за входными группами должна включать:
1) видеорегистратор или сервер видеонаблюдения из расчета 1 (один) видеорегистратор или сервер видеонаблюдения на здание ОО;
2) не менее 2 (двух) IP-камер, подключенных к видеорегистратору/серверу видеонаблюдения в ОО, на каждую используемую для входа/выхода входную группу здания ОО:
а) внешняя IP-камера, размещаемая на внешней стене здания или конструкции крыльца, со сценой обзора “входная дверь здания со стороны улицы (входной площадки)”;
б) внутриобъектовая IP-камера, размещаемая на стене или потолке здания, со сценой обзора “входная дверь со стороны вестибюля здания”.
26. Записи данных с IP-камер должны производиться локально на видеорегистратор/сервер видеонаблюдения в круглосуточном режиме с глубиной хранения не менее 31 суток в соответствии с пунктом 30 Требований с возможностью установки дополнительного сервиса по онлайн-мониторингу и автоматическому взаимодействию с информационными системами правоохранительных органов Российской Федерации и МЧС России, позволяющему обеспечить возможность дистанционного доступа к видеорегистратору/серверу видеонаблюдения по запросу правоохранительных органов Российской Федерации и МЧС России.
Параметры записываемых данных с IP-камер должны удовлетворять следующим условиям:
разрешение видеоизображения: не менее 1920×1020 пикселей;
частота кадров: не менее 5 кадров в секунду;
цветность изображения: в соответствии с текущим основным режимом работы IP-камеры (день/ночь);
запись звука: синхронно с видеоизображением со встроенного или внешнего микрофона (при наличии).
27. При настройке системы видеонаблюдения должен быть обеспечен функционал доступа к записям IP-камер, хранящимся на видеорегистраторе/сервере видеонаблюдения, в том числе с использованием сети Интернет с ограничением доступа только для авторизованных пользователей.
ПРИЛОЖЕНИЕк стандарту “Цифровая школа”
Минимальные функциональные требования и технические характеристики оборудования, закупаемого и используемого в целях соответствия стандарту “Цифровая школа” при формировании ИТ-инфраструктуры для обеспечения в помещениях ОО безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса
1. Элементы ЛВС:
Количество и тип оборудования для каждой ОО определяются по результатам проектирования.
2. Элементы системы беспроводного широкополосного доступа:
3. Элементы системы контроля за входными группами:
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 26 апреля 2021 г. N ОК-П13-070-14720 “О направлении стандарта “Цифровая школа”
Текст письма опубликован не был
Поддержите ОУЗС если вам был полезен наш материал
Поддержать
Аналитическая справка по проекту приказа Министерства просвещения РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ «Об утверждении стандарта «Цифровая школа»»
Согласно п. 3 Стандарту будут соответствовать только такие образовательные организации, реализующаие образовательные программы среднего (полного) общего и (или) среднего профессионального образования (ОО), которые оснащены беспроводными сетями Wi-Fi c уверенной зоной покрытия во всех учебных помещениях, школьной библиотеке, учительской, в актовом зале, столовой, вестибюле, коридорах, рекреациях. Кроме того, ОО должны осуществлять видеонаблюдения за входными группами, иметь оснащение не менее чем 25% своих учебных кабинетов средствами организации видео-конференц-связи для применения дистанционных образовательных технологий и (или) средствами видеонаблюдения для контроля за процедурой проведения государственной итоговой аттестации и безопасности обучающихся, а также располагать средствами отображения информации не менее чем в 30% учебных кабинетов. П. 5.5 предусматривает оснащение учебных кабинетов в ОО средствами организации видео-конференц-связи для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, обеспечения равных доступных возможностей для образования обучающихся вне зависимости от места их проживания, контроля за процедурой проведения государственной итоговой аттестации и безопасности обучающихся. Раздел IV Стандарта устанавливает технические требования к ИТ-инфраструктуре, обеспечивающей в помещениях образовательных организаций беспроводной доступ к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет. Согласно ему эта инфраструктура должна предусматривать систему беспроводного широкополосного доступа и систему видеонаблюдения за входными группами. Система беспроводного широкополосного доступа должна включать в себя:
Созданные в ОО Wi-Fi cети должны быть подключены к платформе аутентификации и авторизации пользователей. Доступ к сети Wi-Fi должен проводиться с обязательной идентификацией и аутентификацией пользователя на базе ЕСИА.
П. 5 раздела V устанавливает, что с выдаваемых учителям персональных устройств посредством систем беспроводного доступа должен быть обеспечен доступ к используемым в ОО информационным ресурсами и системам:
· сервисы для работы с цифровым образовательным контентом;
· электронный журнал;
· электронное расписание;
· учет освоения дополнительных образовательных программ;
· информационно-коммуникационная образовательная платформа;
· электронная отчетность и др.
Почему этого нельзя делать с помощью проводов, а обязательно необходимо делать только беспроводным способом, похоже так и останется тайной разработчиков Стандарта.
· видеорегистратор из расчета 1 видеорегистратор на здание образовательной организации, либо сервер видеонаблюдения;
· не менее 4-х IP-камер, подключенных к видеорегистратору/серверу видеонаблюдения в образовательной организации.
· На каждый вход/выход должны быть установлены 2 IP-камеры, а именно:
· внешняя IP-камера, размещаемая при входе/выходе из образовательной организации. Место установки камер – внешняя стена учебного заведения или конструкция крыльца. Сцена обзора – подход к входной двери, прилегающая территория;
· внутриобъектовая IP-камера, размещенная во входной группе. Место установки камеры – стена учебного заведения или потолок. Сцена обзора – входная дверь.
Записи данных с IP-камер должны производиться локально на видеорегистратор/сервер видеонаблюдения в круглосуточном режиме с глубиной хранения не менее 31 суток (пп. 4 и 5 данного раздела).
Раздел VII устанавливает, что средства организации видео-конференц-связи в учебных кабинетах ОО для применения дистанционных образовательных технологий могут включать:
· средства организации видео-конференц-связи;
· систему видеонаблюдения;
· систему видеоаналитики.
Камеры, используемые в средствах организации видео-конференц-связи и системе видеонаблюдения за процедурой проведения государственной итоговой аттестации могут использоваться в целях контроля за безопасностью образовательного процесса в рамках системы видеоаналитики. При этом необходимо обеспечить запись и хранение данных с видеокамер на видеорегистраторе и/или сервере образовательной организации в течение срока, установленного требованиями безопасности.
Система видеоаналитики должна позволять в круглосуточном режиме осуществлять мониторинг образовательного процесса, а также осуществлять распознавание лиц, фиксировать количество вошедших и вышедших, контролировать оставленные предметы, скопление людей, дым и огонь. При создании системы видеоаналитики могут быть реализованы интеграции с:
1. федеральной информационной системой биометрических учетов (ФИСБУ) МВД России для поиска преступников и подозреваемых;
2. системами 112 и «Безопасный город» (пп. 1, 5, 6).
Мы видим, что системы школьной видеоаналитики с самого начала задумывается в таком виде, что может быть интегрирована с биометрической системой МВД. С одной стороны, это может позволить органам правопорядка оперативно среагировать на проникновение на территорию учебного заведения преступников и подозреваемых. Однако, с другой стороны, биометрические данные школьников могут оказаться в руках МВД и, в случае построения полицейского государства, все молодые люди в нашей стране начиная со школьного возраста будут автоматически попадать под тотальное наблюдение и не менее тотальный контроль. Каким будет этот «колпак» даже в том случае, если биометрия школьников не будет передана МВД, дает представление Приложение к Стандарту «Цифровая школа», посвященное функциональным требованиям и техническим характеристикам оборудования. Из него следует, что система видеоаналитики обеспечивает мониторинг учащихся на основе бесконтактной биометрической идентификации по лицам с использованием IP-видеокамер и должна соответствовать следующим требованиям:
– основной тип идентификаций по лицам;
– максимальное число лиц в кадре при обработке не менее 5 шт.;
– скорость распознавания не более 400 мс на одного человека;
– вероятность ложноотрицательной идентификации не более 15%;
– вероятность ложноположительной идентификации не более 1%;
– объем базы данных для одного объекта контроля не менее 2000 лиц;
– дополнительный тип идентификаций по эмоциям (радостный, нейтральный, сердитый, грустный).
Итак, мы видим, что учету и фиксации подлежит абсолютно все, вплоть до эмоций. Таким образом, речь идет о тотальном видеоконтроле над обучающимися. Поскольку о получении предварительного согласия на его осуществления в проекте приказа ничего не сказано, этот видеоконтроль фактически нарушает статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Ее следующая статья определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Здесь же мы видим, что неотчуждаемые права человека ставятся гораздо ниже интересов цифровизаторов. Поскольку персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), то подобный подход нарушает и статью 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О персональных данных”, согласно которому обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Поскольку речь идет об образовательных услугах, то авторы стандарта «Цифровой школы» заодно нарушают и п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому граждане имеют право получать государственные и муниципальные услуги как в электронной форме, так и в иных формах по выбору заявителя.
Подобные технологии уже существуют и в нашей стране. Так, пермская IT-компания уже разработала систему психодиагностики по видеопотоку, которая может анализировать настроение школьников в течение долгого времени. Проект с использованием этой технологии запустят в пилотном режиме в четырех школах города. Нейросеть следит за детьми каждую секунду урока, потом формируется массив данных. Пробный запуск уже прошел в одной из школ города в партнерстве с Пермским филиалом ПАО «Ростелеком». Система была подключена к камерам ЕГЭ, которые уже были установлены в кабинете. Глаз камеры постоянно смотрит на учеников, находящихся в процессе своей естественной постоянной учебной активности, а программное обеспечение идентифицирует, где какой ребенок, и с периодичностью три раза в секунду производит скрининг постоянно меняющихся эмоций детей. Итогом работы системы в течение дня является табличный отчёт, в котором полностью указаны имена учащихся и результирующее состояние — наиболее частое у конкретного ребенка в течение дня. Система выдает нам анализ по человеку в течение дня, недели, месяца (Работает через камеры для ЕГЭ. В Перми готовятся запустить систему распознавания эмоций школьников). Понятно, что с помощью этой аналитики при желании легко можно сделать оргвыводы применительно не только к самим детям, но также их родителям и педагогам. Сейчас системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц на платформе Orwell уже есть в 1608 школах в 12 регионах. Теперь ими планируется охватить более 43 тысяч школ. Камеры установят в коридорах, залах, на лестницах школ, а также на прилегающей территории. Оправдывают это обеспечением безопасности учеников, отслеживанием времени их посещения школы и выявление посторонних на территории. Камеры подключат к платформе Orwell (система видеонаблюдения с возможностями компьютерного зрения), а также встроят в них модуль распознавания лиц производителя NtechLab. С помощью него система также будет отслеживать рабочее время сотрудников. Подрядчиком выступает Национальный центр информатизации, который входит в «Ростех». Общая сумма контрактов превышает 2 млрд руб. (Все российские школы оборудуют системой «Оруэлл» с функцией распознавания лиц от NtechLab). Весьма симптоматично, что разработчики платформы назвали ее именем известного английского писателя, активно стремясь превратить нашу обычную жизнь в описанную им антиутопию со всевидящим оком «Большого брата». Начать они решили со школы, чтобы с детских лет приучить ребенка к тому, что постоянная слежка и контроль за ним являются нормальным явлением. В период, когда психика человека в наибольшей степени подвержена влиянию, создатели всех этих систем как в Китае, так и в России пытаются полностью вытравить из детей чувство свободы и собственного достоинства, превратив их в управляемые с помощью технологий биообъекты. Китайский опыт объясняет, почему Приложение к Стандарту «Цифровая школа» устанавливает в числе требований к оборудованию и идентификацию детей по эмоциям. Подобного тотального контроля не существовало ни в нацистских, ни в сталинских лагерях, но он становится возможным в оруэлловской антиутопии ХXI века отечественных цифровизаторов.
Помимо морально-нравственного, правового и психологического аспектов данный вопрос имеет еще одну важную сторону. Поскольку научных исследований о последствии влияния Wi-Fi на организм детей не проводилось и его безопасность не доказана, то его массовое внедрение с использованием высокоскоростного Интернета становится абсолютно безответственным экспериментом Министерства просвещения РФ над здоровьем детей. Поскольку речь идет об эксперименте, то подобная безальтернативность прямо противоречит ст. 21 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Здесь же мы имеем дело с попыткой опыта над миллионами детей. Необходимо вспомнить и п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, который прямо устанавливает: «Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям». Насколько известно, в отношении данного Стандарта не проводилось никаких исследований, которые бы гарантировали его безопасность для психического и физического здоровья детей, всесторонне оценивали ее влияние на организм детей и персонал школ, отсутствуют соответствующие СанПиНы и нормативы. Поскольку Стандарт предполагает достаточно длительное нахождение ребенка за компьютером, неизбежно становится вопрос о необходимости соблюдения требования п. 1 ст. 27 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”: «Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека». Пп.8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) прямо устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя «обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность». Исследователи отмечают, что длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях организма учащихся: на зрение, нервную систему, костно-мышечный аппарат человека, осанку и электромагнитное изучение (Мартынова З. Е. Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся). Необходимо подчеркнуть, что п. 3.1.2 Гигиенических нормативов и специальных требований к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования прямо и недвусмысленно определяет: «Использовать системы беспроводной передачи данных в образовательных организациях для создания локальной вычислительной сети, подключения к сети Интернет, для подключения периферийных устройств ПК не рекомендуется. При использовании системы беспроводной передачи данных расстояние от точки WiFi до ближайшего рабочего места должно быть не менее 5 м. В учебных помещениях, на этажах, в отдельно стоящих зданиях для обучающихся начальных классов не допускается установка и использование системы беспроводной передачи данных, а также использование беспроводного подключения периферийных устройств ПК». Таким образом, требование Стандарта, чтобы беспроводные сети Wi-Fi обеспечивали уверенную зону покрытия не только всех учебных помещений, но и столовой, вестибюля и коридоров прямо противоречат разработанным учеными Гигиеническим нормативам. Для обеспечения здоровья как детей, так и педагогов должны быть разработаны отдельные СанПиНы для соответствующего оборудования в школах, гарантирующие безопасные для человека уровни различных излучений в помещениях. В противном случае «Цифровая школа» не будет являться безопасной средой, что является прямым нарушением статьи 42 Конституции РФ, гарантирующей каждому человеку право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В этом случае должен вступить в действие п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020): «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается».
Из п. 4 Стандарта становится ясно, для чего потребуется создаваемая инфраструктура «Цифровой школы». Она должна обеспечить бесплатный и доступный онлайн цифровой образовательный контент для 100% образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Даже если он сразу и не будет использоваться полностью, создается материально-техническая основа для полного перехода на цифровое «обучения» по всем предметам начиная с начального образования и до старших классов. К этому образовательному контенту должны иметь доступ все педагоги и все обучающиеся, причем не менее 50% педагогических работников должны использовать сервисы для работы с цифровым образовательным контентом. Установив норматив для педагогов, Стандарт вводит их и для обучающихся:
· не менее 20% занятий проводится с использованием цифрового образовательного контента;
· не менее 10% лабораторных и практических работ проводится с использованием интерактивных электронных образовательных материалов, в том числе виртуальных лабораторий, симуляторов и т.д.;
· не менее 10% занятий проводится с использованием компьютерного класса;
· для обучающихся по запросу (для обеспечения доступности и непрерывности образовательного процесса в случае эпидемий, карантина; для лиц с ограниченными возможностями здоровья; для обучающихся малокомплектных школ) доступно обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронное обучение;
Таким образом, мы видим, что цифровой образовательный контент вводится не для улучшения процесса образования по решению того или иного педагога, а потому что «так надо» и Стандарт нормативно устанавливает тот минимум занятий, меньше которого педагоги не имеют права его использовать. Кроме того, формулировки типа «не менее 20% занятий», «не менее 10% занятий» без каких-либо пояснений весьма странно видеть в нормативном документе. От чего следует высчитывать эти 10% и 20%? От занятий в день, в неделю, в четверть, в год? Из проекта приказа этого понять невозможно, что создает основу для его произвольного толкования на местах и, в конечном итоге, при формально одинаковой программе разного уровня цифровизации в той или иной школе. Однако и этим авторы проекта приказа не ограничиваются. П. 8 раздела VII требует, чтобы обучающиеся, находящегося вне учебного кабинета, с персональных устройств должны иметь возможность:
1. подключения к платформе для работы с цифровым образовательным контентом, в том числе в целях выполнения домашних заданий онлайн и(или) дистанционного взаимодействия с педагогическим работником;
2. подключения к информационно-коммуникационной образовательной платформе, а также доступ к информационным сервисам, системам и платформам по развитию талантов, портфелю достижений.
Поскольку и этим может быть нанесен вред здоровью детей, к этим разделам Стандарта относится то, что было сказано выше относительно Wi-Fi. Однако п. 4.9 Гигиенических нормативов и специальных требований к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования определяет, что продолжительность использования электронных средств обучения, в частности персонального компьютера, для учеников 5-9 классов не должна превышать 30 мин. на уроке, 60 мин. суммарно за день в школе и 120 мин. суммарно за день дома (включая досуговую деятельность). Для учеников 10-11 классов этот показатель должен составлять соответственно 35, 70 и 170 мин. Как видим, и здесь разработчики Стандарта совершенно не учитывают требования Гигиенических нормативов. В целом вполне можно согласиться с оценкой этого проекта приказа, данного ранее РИА «Катюша»: «Если будет принят новый проект приказа Минпросвета и Минцифры, утверждающий стандарт «Цифровая школа», очень скоро сами школы, и занятия, и учителя, и ученики изменятся до неузнаваемости. Это уже не какое-то теоретизирование, а совершенно конкретный документ, внедряющий обязательные лимиты для использования «цифрового образовательного контента» и требующий установки системы биометрического видеомониторинга за детьми и подростками. Вместе с анонсированными недавно министром Кравцовым цифровыми портфолио обучающихся этот стандарт (имеющий, к тому же, все признаки антиконституционности) призван добить традиционную школу и утвердить «цифровую образовательную среду».
«Цифровая школа», которую цифровизаторы хотят внедрить на всей территории всей Российской Федерации, в конечном итоге может привести к замене традиционного обучения ребенка в школе его самостоятельным обучением в заочной форме дома за экраном компьютера, а педагога превратить в некоего «тьютора-навигатора цифрового мира». Результаты этого видны уже на примере столицы: «Московские родители, на детях которых отрабатывают пилотный проект Московской электронной школы, массово бьют тревогу на предмет ухудшения здоровья детей и падения качества знаний. Однако до настоящего момента ответов на многочисленные жалобы московских родителей не дано» (Дистанционное электронное образование как эксперимент над детьми. Что делать?). Внедрение «Цифровой школы» приведет к установлению тотального электронного контроля за детьми и их родителями и, в конечном итоге, приведет к уничтожению традиционного очного образования, что является страшной угрозой всему будущему нашей страны.
В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта приказа Министерства просвещения РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ «Об утверждении стандарта «Цифровая школа»», который представляет угрозу правам и свободам наших граждан, равно как и всей системе образования в Российской Федерации.
Подготовлен проект стандарта оснащения школ беспроводным доступом к Интернету
12 января 2021
michaeljung / Depositphotos.com
Минпросвещения России и Минцифры России подготовили проект совместного приказа об утверждении стандарта “Цифровая школа”. Документ размещен1 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проекта завершится 17 января, а общественное обсуждение – 25 января. В проекте стандарта содержатся требования к оснащению общеобразовательных государственных школ и организаций среднего профессионального образования для формирования ИТ-инфраструктуры в целях беспроводного доступа к информационным системам, к Интернету. Также проект предполагает нормы и требования к обеспечению безопасности образовательного процесса и созданию условий для применения дистанционных технологий и электронного обучения. Отмечается, что тем самым будут обеспечены равные доступные возможности для образования обучающихся вне зависимости от места их проживания.
В частности, прописывается унифицированный подход к техническому оснащению общеобразовательной организации, а именно, к:
Проект также предусматривает требования к поставщикам оборудования, к примеру, поставщик должен предоставить гарантию на поставляемое оборудование на срок не менее трех лет. Поставщиком должна осуществляться логистика по поставке и монтажу оборудования, а также его ремонт и замена в рамках гарантии.
Прописываются требования к ИТ-инфраструктуре, обеспечивающей в помещениях беспроводной доступ к информационным системам и Интернету. Она должна включать локальную вычислительную сеть, структурированную кабельную систему, систему беспроводного широкополосного доступа, систему видеонаблюдения за входными группами. Для каждой системы также прописаны требования по наличию конкретных характеристик и элементов.
Стандартом предполагается, что не менее 60% учителей должны быть обеспечены ноутбуком или планшетным компьютером с доступом к сервисам для работы с цифровым образовательным контентом, к электронному журналу, электронному расписанию, электронной отчетности и другим подключенным в школе сервисам.
Общеобразовательная организация должна иметь минимум один стационарный и (или) мобильный компьютерный кабинет с не менее чем 16 автоматизированными рабочими местами. При этом стационарный компьютерный кабинет должен включать ноутбуки и/или персональные компьютеры с монитором как для учеников, так и для учителя, а также пакет ПО для обучения языкам программирования. Мобильный компьютерный кабинет должен включать ноутбуки/планшетные компьютеры, средства для зарядки или тележку-хранилище для ноутбуков/планшетных компьютеров с системой подзарядки, ПО с возможностью подготовки к ГИА (опционально), ПО для цифровых лабораторий (опционально).
Также проект содержит приложения к приказу, в которых предусмотрены функциональные требования и технические характеристики закупаемого оборудования, в том числе для хранения информации.
1 С текстом законопроекта “Об утверждении стандарта “Цифровая школа” и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/01-21/00112182).
Теги:
защита детей,
инициативы,
информационная безопасность,
информационные технологии,
образование и наука,
права человека,
правоприменение,
профессиональные стандарты,
профессия,
физлица,
цифровые права,
электронные госуслуги,
электронный документооборот,
юрлица,
Минпросвещения России,
Минцифры России
Моя школа в online