Когда мы говорим о маркетинге, то, зачастую, думаем только об экономической выгоде. Образовательный маркетинг выходит за рамки данного суждения. Это принципиально новая сфера маркетинга, которая имеет существенные отличия от других (производственных) областей, свою специфику и в следствие нуждается в особых механизмах и условиях реализации.
Образовательный маркетинг фокусируется на школах, университетах и образовательных центрах. Данный инструмент позволяет учреждениям провести диагностику (анализ, исследование, оценку) текущей ситуации, выявить сильные и слабые стороны, уровень компетентности и условия, определить целевые аудитории и произвести их сегментацию, а затем разработать стратегии, которые позволят этим учреждениям удержать учащихся и привлечь новых.
Образовательный маркетинг можно охарактеризовать как процесс обмена образовательными услугами между институтами и их пользователями. В этом процессе образовательные институты должны разработать стратегии, которые позволят им удерживать и привлекать учащихся, а также предлагать услуги, которые будут повышать результативность учеников и поддерживать их в будущем.
Предмет маркетинга в образовании – это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуги продуктов в условиях рынка. Целью маркетинга в образовательной сфере образования является укрепление отношений между образовательным учреждением и потребителем. Для потребителя важно наличие хорошей репутации у предприятия, а само образовательное учреждение желает установить долгосрочные отношения с потребителями. Задача маркетинга в сфере образования заключается не только в привлечении новых потребителей, но и в адаптации к поведению конкурентов.
Таким образом, каждой образовательной организации необходимо занять свое особое место на рынке. А значит, необходимо разработать эффективную маркетинговую стратегию.
Для того чтобы правильно повести стратегический анализ необходимо:
Для проведения такого анализа целесообразно использовать Бостонскую матрицу или SWOT-анализ. Анализ учебного заведения предполагает использование таких показателей, как: материальные, финансовые характеристики, кадровые возможности, организационные характеристики и т.д.
В качестве примера рассмотрим языковой центр изучения иностранных языков «Контекст», который располагается по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 220 А, 2 этаж.
SWOT анализ языковой центра «Контекст»
Сильные стороны: удобное месторасположение относительно транспортных узлов (ул. Красноармейская); положительные отзывы, хорошая репутация; скидки для постоянных клиентов; конкурентоспособные цены; уникальные авторские разработки курсов (летний лагерь на море); возможность начать обучение в любое время года; сильные и квалифицированные преподаватели, носители языка; в школу обращается много корпоративных клиентов; сотрудничество с крупнейшим вузом юга России –ЮФУ; сотрудничество с международными компаниями.
Слабые стороны: близкое территориальное месторасположение относительно крупных сетевых конкурентов «Language Link», «Пилот», Alliance Francaise; языковая школа располагается рядом с сексшопом; небольшое помещение, шум с нижнего этажа; не все кабинеты технически оборудованы.
Возможности: расширение клуба, открытие новых филиалов; внедрение новых направлений и программ обучения, а также других иностранных языков; привлечение инвесторов с целью расширения деятельности школы; создание собственной интерактивной онлайн платформы; организация поездок заграницу.
Угрозы: появление новых конкурентов; эмоциональное выгорание сотрудников; невозможность занять долю рынка и как соответствие неполучение прибыли; сложность набора группы на достаточно высокие уровни (B 2+).
Сопоставив внешние и внутренние факторы, приходим к следующим решениям:
возможности и сильные стороны
В школу обращается много корпоративных клиентов среди которых есть IT компании, с которыми можно заключить взаимный договор на безвозмездной основе. Языковая школа предоставляет услуги по усовершенствованию технического английского, а IT компания создает языковому центру интерактивную онлайн платформу; есть возможность заключить договор с зарубежными партнерами (организациями) с целью реализовать обмен студентами или прохождение стажировок в вузах (школах) заграницей; ввиду положительных отзывов, хорошей репутации и конкурентоспособности на рынке, необходимо открыть новые филиалы, что будет способствовать увеличению прибыли.
возможности и слабые стороны
Сменить географическое положение, переехать в более просторный офис, закупить новое оборудование.
угрозы и сильные стороны
Привлекать молодых специалистов ЮФУ работать в языковой школе; предоставлять сотрудникам стажировки или повышение квалификации; разработать новый формат (онлайн) курсов для высокого уровня владения языком.
угрозы и слабые стороны
Провести действенную пиар-компанию для привлечения новых клиентов; представить свой бренд единственным и неповторимым на рынке школ иностранных языков; использовать другие инструменты маркетинга для продвижения языковой школы в социальных сетях.
Анализ сильных и слабых сторон языковой школы показал, что необходимо сконцентрироваться на продвижении бренда, переехать в более просторный офис и заключить ряд взаимовыгодных соглашений. Для повышения узнаваемости центру необходимо разработать план маркетинговых коммуникаций. Основные маркетинговые мероприятия это – продвижение школы в сети Интернет и социальных сетях, сотрудничество с детскими садами и школами, а также клиентоориентированная политика и фирменные стандарты обслуживания.
Онлайн-образование – быстро растущий мировой тренд. В частности, это стало перезагрузкой для всей сферы образования. Использование возможностей интернета оказывает большое влияние на изменение подходов к преподаванию иностранных языков, которые неизбежно ведут к изменению в методике
Анализ состояния рынка языковых онлайн-школ, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок языковых онлайн-школ
Часть 1. Обзор российского рынка языковых онлайн-школ
1.1. Определение и характеристики российского рынка языковых онлайн-школ1.2. Динамика объема российского рынка языковых онлайн-школ, 2017–2021 гг.1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ1.4. Структура рынка языковых онлайн-школ по ФО1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке языковых онлайн-школ в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов2.3. Профили основных игроков
Часть 3. Анализ потребления языковых онлайн-школ
3.1. Оценка объема потребления языковых онлайн-школ на душу населения3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России3.3. Описание потребительских предпочтений3.4. Ценовой анализ
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 5. Прогноз развития рынка языковых онлайн-школ до 2026 года
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка
Отрывок из исследования
В России разрабатывается огромное количество программ, нацеленных на эффективное и качественное цифровое предоставление образовательных услуг. В планах – появление драйверов технологического развития по всей стране, что даст толчок для развития регионов России. Смена экономического устройства страны, повышение производительности и конкурентоспособности невозможны без перехода к прогрессивным технологиям. Будет обсуждаться внедрение новых образовательных подходов и методик, отвечающих времени и запросам современного общества.
Использование возможностей интернета оказывает большое влияние на изменение подходов к преподаванию иностранных языков, которые неизбежно ведут к изменению в методике. Увеличивается число занятий иностранным языком, проводимых дистанционно.
На сегодняшний день можно разделить всю массу информационных технологий на пять категорий:
Компьютерные технологии обеспечивают доступность учебных материалов в любом месте и в любое время суток, что сокращает время поиска информации и дает возможность обучаться в индивидуальном темпе, а применение видеоматериалов позволяет, при необходимости повторно просматривать видеосюжет (наиболее интересных или трудных мест), что облегчает понимание и усвоение изучаемой темы.
Онлайн обучение включает в себя все составляющие стандартного учебного процесса: цели, методы, средства обучения, контент, взаимодействие с преподавателем. Система контроля знаний усиливает дисциплину, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, формирует творческое отношение к предмету и стремление развивать свои способности.
Диаграмма 1. Динамика объема рынка языковых онлайн-школ, 2017–2021 гг., млрд руб.
Диаграмма 3. Структура рынка языковых онлайн-школ в РФ по ФО, %, 2021 г.
КачествоОдной из главных проблем становится низкое качество образовательных продуктов. Порог входа на рынок онлайн-образования небольшой, поэтому в эту нишу приходят много недостаточно профессиональных людей, единственная цель которых — заработать денег. И потребителям зачастую становится очень сложно определить, в какой школе можно получить достойное образование, а где они просто потратят деньги впустую. Отрицательное влияние фактора.
ТехнологическиеИскусственный интеллектС помощью искусственного интеллекта (ИИ) можно подстраивать обучение под индивидуальные запросы, выявлять «труднодоступные» фрагменты в программе, предсказывать, кто из участников, скорее всего, не завершит обучение.
Есть разные примеры использования ИИ в онлайн-обучении, почти все они подпадают под варианты использования, перечисленные ниже:
Многие из них можно комбинировать и использовать вместе, чтобы сформировать более богатую среду обучения на базе искусственного интеллекта.Возможность бесплатного обученияВ период пандемии многие интернет-ресурсы открывали бесплатный доступ к своим курсам. Также есть достаточное количество обучающих видео в свободном доступе на YouTube.
Удобство онлайн-форматаОнлайн дает возможность учиться на протяжении всей жизни, совмещая обучение с работой и семьей. Большую часть программы можно осваивать в удобном ритме по собственному расписанию, не нужно тратить время на дорогу. Классические очные программы не могут предложить такой гибкости.
ПолитическиеЛицензированиеОнлайн-школе не обязательно иметь образовательную лицензию, однако ее можно получить. Основная цель – маркетинг, поскольку клиенты склонны больше доверять школам, у которых есть лицензия.
Перечислим «плюсы» наличия лицензии:
Однако есть и «минусы»:
Завершая оценку факторов воздействия на рынок языковых онлайн-школ, обобщим ключевые из них в рамках STEP-анализа.
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок языковых онлайн-школ
По результатам выполненного STЕP-анализа, факторы макросреды оказывают на развитие рынка языковых онлайн-школ в большей степени положительное влияние. Среди наиболее положительных факторов на рынке отмечаются: глобализация, восстановление платежеспособности населения, удобство онлайн-формата, возможность работать без лицензии, внедрение искусственного интеллекта, возможность использования материнского капитала, стабилизация валютных курсов, улучшение значений ВВП.
Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере языковых онлайн-школ в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., раз
Диаграмма 10. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере языковых онлайн-школ, за 2017–2021 гг., сут. дн.
В целом анализ отраслевых финансовых коэффициентов в сфере языковых онлайн-школ показывает низкую валовую рентабельность и рентабельность прибыли до налогообложения, при этом показатели отраслевых значений абсолютной и текущей ликвидности, финансовой устойчивости свидетельствуют о способности большинства предприятий погашать текущую задолженность за счет имеющихся текущих (оборотных) активов.
Оценка долей крупнейших операторов на рынке языковых онлайн-школ выполнена аналитиками ГидМаркет прогнозных данных выручки компаний в 2021 г.
Диаграмма 12. Доли крупнейших конкурентов на рынке языковых онлайн-школ в 2021 г., %
Онлайн-сегмент окончательно признан всеми участниками рынка. Инвесторы, образовательные организации и, что самое главное, пользователи рассматривают онлайн-обучение как естественную альтернативу офлайну.
Диаграмма 15. Критерии выбора онлайн-школы иностранного языка, баллы
Часть 5 Прогноз развития рынка языковых онлайн-школ до 2026 года
ДиаграммыДиаграмма 1. Динамика объема рынка языковых онлайн-школ, 2017–2021 гг., млрд руб.Диаграмма 2. Структура рынка языковых онлайн-школ по видам, 2021 г., %Диаграмма 3. Структура рынка языковых онлайн-школ в РФ по ФО, %, 2021 г.Диаграмма 4. Динамика ВВП РФ, 2012-ноя. 2021 гг., % к прошлому годуДиаграмма 5. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, руб. за 1 доллар США, 2016–2021 гг.Диаграмма 6. Динамика реальных доходов населения РФ, % к прошлому году, 2012–сен. 2021 гг.Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ, млн чел., на 01 янв. 2012-2021 гг.Диаграмма 8. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере языковых онлайн-школ в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., %Диаграмма 9. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере языковых онлайн-школ за 2017–2021 гг., разДиаграмма 10. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере языковых онлайн-школ, за 2017–2021 гг., сут. дн.Диаграмма 11. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере языковых онлайн-школ, в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., %Диаграмма 12. Доли крупнейших конкурентов на рынке языковых онлайн-школ в 2021 г., %Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка языковых онлайн-школ (ТОП-5) в России, 2017–2021 гг., %Диаграмма 14. Объем потребления языковых онлайн-школ на душу населения, 2017–2021 гг., руб./чел.Диаграмма 15. Критерии выбора онлайн-школы иностранного языка, баллыДиаграмма 16. Прогноз объема рынка языковых онлайн-школ в 2021–2026 гг., млрд руб.
ТаблицыТаблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок языковых онлайн-школТаблица 2. Валовая рентабельность отрасли языковых онлайн-школ в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., %Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере языковых онлайн-школ в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., разТаблица 4. Основные компании-участники рынка языковых онлайн-школ в 2021 г.Таблица 5. Основная информация об участнике №1 рынка языковых онлайн-школТаблица 6. Основная информация об участнике №2 рынка языковых онлайн-школТаблица 7. Основная информация об участнике №3 рынка языковых онлайн-школТаблица 8. Основная информация об участнике №4 рынка языковых онлайн-школТаблица 9. Основная информация об участнике №5 рынка языковых онлайн-школТаблица 11. Индексы потребительских цен на рынке языковых онлайн-школ по Российской Федерации в 2017-ноя. 2021 гг., %Таблица 12. Средние цены на рынке языковых онлайн-школ, руб./занятие 45 мин., 2021 г.Таблица 13. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка языковых онлайн-школ
Научная статья Original article УДК 338
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ ОНЛАЙН-ШКОЛ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И
ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ A STUDY OF THE COMPETITION OF ONLINE ENGLISH SCHOOLS AND A STUDY OF THE DEMAND FOR EDUCATIONAL SERVICES
Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Аннотация. В статье показаны результаты маркетингового исследования, проведенного в апреле 2022 года с целью изучения спроса на образовательные услуги конкурирующих онлайн-школ английского языка. Опрошены жители России, потребители образовательных услуг. В опросе приняли участие покупатели разного пола (60% женщин и 40% мужчин) в возрасте от 19 до 35 лет (95% от выборки), с разным уровнем доходов. Все изучали английский язык: опрошены целевые потребители услуг онлайн-школ английского языка. Результаты исследования показали, что в настоящее время изучение английского языка является неотъемлемой частью жизни людей. Начинается изучение иностранных языков в начальной школе, а дополнительно и в более раннем возрасте, продолжается в средней школе, и позже в старших классах, системе среднего и высшего образования. Знания языков необходимы людям при обучении в образовательных организациях, а также во время путешествия за рубеж, общения с друзьями, профессиональной карьеры и общего развития. Обучение английском языку проводится как в специализированных образовательных учреждениях (школах, колледжах, вузах), в частных онлайн-школах, так и самостоятельно.
Проведенный сравнительный конкурентный анализ показал, что стоимость занятий онлайн-школ (рассматривались Skyeng, Skillbox, Englishi, Фоксфорд, Инглекс) варьируется в диапазоне от 490 до 1200 рублей, продолжительность урока составляет от 30 минут до 1 часа, чаще 45 минут, а длительность курса от 3 до 6 месяцев, по окончанию курса выдается сертификат. Изучая спрос и критерии выбора услуг образовательных курсов онлайн-школ, можно отметить, что с позиции обучающихся продолжительность курса английского языка должна составлять от 6 до 12 месяцев – с занятиями два раза в неделю по 45 -60 минут в малых группах. Программы курсов английского языка должны быть разно уровневые, с учетом потребностей целевой группы потребителей
образовательных услуг. Приемлемой стоимостью обучения в онлайн-школе является сумма до 25.000 рублей за курс, по окончании обучения необходим сертификат. Abstract. The article shows the results of a marketing research conducted in April 2022 to study the demand for educational services of competing online English schools. Interviewed residents of Russia, consumers of educational services. The survey involved buyers of different sexes (60% women and 40% men) aged 19 to 35 years (95% of the sample), with different income levels. Everyone studied English: the target consumers of the services of online English schools were surveyed. The results of the study showed that at present the study of English is an integral part of people’s lives. The study of foreign languages begins in primary school, and additionally at an earlier age, continues in secondary school, and later in high school, the system of secondary and higher education. Knowledge of languages is necessary for people when studying in educational institutions, as well as when traveling abroad, communicating with friends, professional career and general development. English is taught both in specialized educational institutions (schools, colleges, universities), in private online schools, and independently.
The conducted comparative competitive analysis showed that the cost of classes in online schools (Skyeng, Skillbox, Englishi, Foxford, Inglex were considered) ranges from 490 to 1200 rubles, the lesson duration is from 30 minutes to 1 hour, more often 45 minutes, and the duration of the course from 3 to 6 months, at the end of the course a certificate is issued. Studying the demand and criteria for choosing the services of educational courses of online schools, it can be noted that from the perspective of students, the duration of the English language course should be from 6 to 12 months — with classes twice a week for 45-60 minutes in small groups. English language course programs should be of different levels, taking into account the needs of the target group of consumers of educational services. The acceptable cost of studying in an online school is up to 25,000 rubles per course, a certificate is required upon completion of training. Ключевые слова: маркетинговое исследование, спрос, критерии выбора, образовательные услуги, английский язык, опрос
Keywords: marketing research, demand, selection criteria, educational services, English, survey
В настоящее время изучение английского языка является неотъемлемой частью для путешествия за рубеж, профессиональной карьеры и в целом для мировоззрения. Изучение английского языка не зря вводятся со времен начальной школы, чтобы дети с легкостью изучали транскрипции, произношение, стили разговора. Начальная школа позволяет ребенку изучать английский с помощью традиционных и развлекательных
методики. Сейчас, у школьников и студентов есть больше возможность для изучения английского языка — это ТВ-каналы, блоггеры, онлайн-школы и другие варианты.
Цель маркетингового исследования – выявление конкурирующих онлайн-школ английского языка и изучение спроса на образовательные услуги. В России самые популярные онлайн школы английского языка это:
Проводя сравнительный конкурентный анализ (таблица 1), можно отметить, что стоимость занятий варьируется в диапазоне от 490 до 1200 рублей, продолжительность урока составляет от 30 минут до 1 часа, чаще 45 минут, а длительность курса от 3 до 6 месяцев, по окончанию курса выдается сертификат.
Таблица 1. Конкурентный анализ онлайн-школ по английскому языку
Он лажи-школ а. Стоимость за 1 урок Длительн о схъ урока Длительно сгь к^рса Документ о завершении курса Мобиль ное приложе ние
https -J!skyeng.rvL 790 ру5. 45 мин с преп о д а^ ател ем 6 месяцев Сертификат +
Skill box https ://eng. skUlb ox.r lb’ https i//en glex.ru.’ 490 руб. 20 мин само стоятель но и 25 мин с преп одав ател ем 6 месяцев Сертификат +
1130 руб. 45 мин с преп о д ав ател ем 3 месяца С ерти фикат –
Фоксфорд https ://foxford.m/ 990 руо. 1 час с преп о д ав ател ем. 6 месяцев С ерти фикат –
Изучая спрос на услуги онлайн-школ английского языка в апреле 2022 года было проведено маркетинговое исследование потенциальных потребителей образовательных услуг. Выборка 25 респондентов, жителей России (15 женщин – 60% и 10 мужчин – 40%), что показано на рисунке 1. Половина (52%) опрошенных – люди в возрасте от 19 до 25 лет, 40% составили респонденты от 26 до 35 лет. Подростковая категория от 14 до 18 лет -4%, также 4% составляют люди от 36 лет до 45 лет (рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение респондентов по возрасту
Большая часть опрошенных имею доход от 20.000 до 35.000 рублей в месяц (56%), 28% имеют доход от 35.000 до 45.000 рублей, по 8% имеют свыше 45.000 рублей и от 10.000 до 20.000 рублей в месяц. Дополнительным открытым вопросом был задан группе лиц, получавших доход до 20.000 рублей, самыми распространёнными ответами были, что такой доход получают студенты, которые имеют частичную занятость, выплаты стипендий или гос. помощь от государства. Также респонденты указали, что получают помощь от родителей (рисунок 3).
# До 10.000 рублей
• От Ю.000 до 20.000 рубоей Ш От 20.000 до 36.000 рублей
# От 35.000 до 45.000 рувоей
• Свыше 45.аоо руСпей
Рисунок 3. Распределение респондентов по уровню доходов
Местонахождение респондентов разделились на города как: Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Волгоград и Самара. Во время обучения местонахождение школьника или студента не имеет значение, так все онлайн-курсы не привязаны к определенной точке (рисунок 4).
# г.Саикгг-Пегербург ф г.Самара
ф Г.Нижний НОВГОрОД
Рисунок 4. Распределение респондентов по месту жительства
В онлайн-школе можно приступить к обучению английского языка уже имея как базовые школьные знания, так и без знаний иностранного языка. В ходе опроса выявлено, что чаще люди, приходящие на обучение, уже имеют навыки английского языка благодаря таким источником как: чтение книг, просмотр фильма на английском языке с субтитрами, знания, получаемые благодаря путешествиям за рубеж и самостоятельного обучения. Некоторые респонденты изучали язык в школе и в онлайн-школах, но по определенным последствиям «бросали» дальнейшее обучение и решили восстановить знания через некоторое время, что видно из рисунка 5.
Иаучал в-школе Иэучэг е шк&пе+репегитор изучаю «ивдтоятельно Изучаю а очлайн-шкйле Изучаю при пу^шмт&кяу Смотрю фильмы с субтитрами Чита» книги Провожу онлайн общение на. .
Рисунок 5. Как изучали английский язык респонденты
Отмечено, что респонденты, которые занимаются изучением английского языка всерьез уже занимаются 60% – меньше 6 месяцев и 40 % – от 6 месяцев до 1 года.
Ф Меньше 6 мйсйцйн ф От 6 иве. до 1 гола Ф Больше года
Рисунок 6. Как давно люди изучают английский язык
Изучения английского языка позволяет людям самостоятельно понимать разговор с собеседником, читать книги, путешествовать, при этом в последнее время знания английского языка нужны для работы в таких сферах как продажи, 1Т-направление, туризм, перевозки и других. Благодаря обучению, 44% опрошенных уже могут самостоятельно вести диалог с собеседником, 36% могут составлять предложения и умеют их писать без ошибок, 8% отметили, что произношение слов уже без сильного акцента, и понимают речь собеседника без словаря (рисунок 7).
4 Могу разГСВарИЗДТЬ самоотонГСП ^нс
их напнса1ь Сен сшибок Ш Рэагавэривакз без акц&ита 9 Понимаю р^нь ссбесел ни <л А Друг™
Рисунок 7. Имеющиеся навыки английского языка при обучении
В ходе опроса отмечено, что студенты, которые оплатили обучение в онлайн-школе уже добились разных результатов (рисунок 8): за короткое время начали понимать собеседника во время разговора (44%), чисто писать без ошибок (32%), изучать И-сферы для работы (20%), устанавливать новые связи с международными студентами по обмену
ф Пиннмн1ь собеседника при радовдо Ф Чистописание
Рисунок 8, Что хотят совершенствовать изучая английский язык в онлайн-школе
Изучение английского языка должно проходить в удобной, спокойной и комфортной социальной обстановке. Так для лучшего изучение языка онлайн-школами предлагаются различные варианты занятий: групповая большая команда до 10 человек, групповая команда до 5 человек и индивидуально. Индивидуальный график составляется заранее на несколько месяцев либо на весь курс обучения. Респонденты разделили свои пожелания так: 48% выбрали группу до 5 человек, 32% выбрали больше группу до 10 человек и 20% выбрали индивидуальный курс (рисунок 9).
Рисунок 9, Предпочтения по групповым и индивидуальным занятиям
Качество и количество материала должно быть нормированным, чтобы вся информация усваивалась в легкой форме. В обычной среднеобразовательной школе проходит по 2 урока в неделю. В онлайн школах обычно соблюдается такой же ритм, но при этом, можно выбрать до трех раз в неделю. Обучающиеся онлайн-школ, отметили, что удобнее заниматься 2 раза в неделю (80%), а 12% выбрали 1 раз в неделю и 8% выбрали 3 раза в неделю (рисунок 10).
Р исуно к 10. Регул яр н о сть з а няти и
Длительность урока также важно при изучении материала: 52% выбрали длительность урока в 45 минут, 44% выбрали 1 час, 4% выбрали 2 часа длительность урока, что видно из рисунка 11.
Для наилучшего изучения английского языка предлагается 2 системы обучения (рисунок 12): 1 система – ведение урока только на английском языке и 2 система – это русско-английская система, где можно задать вопросы, если они появляются. В ходе опроса, респонденты выбрали обучение с учетом русско-английской системы – 56% и 44% выбрали чистую английскую методику.
Рисунок 12. Как должен проходить урок с позиции обучающихся
Максимальное время на обучение которое готовы потратить респонденты это 12 месяцев (52%), также 48% выбрали 6 месяцев обучения, что показано на рисунке 13.
Рисунок 13. Длительность обра зова тельного курса
Стоимость образовательных курсов является критерием выбора образовательных программ онлайн-школ. Выявлено, что большая часть респондентов готовы заплатить за обучение от 15.000 до 25.000 рублей за весь курс (68%). Минимальную цену, которую готовы заплатить от 10.000 до 15.000 рублей (32%), что видно из рисунка 14.
Рисунок 14, Приемлемая стоимость курса обученияв онлаин-школе
Подтверждающим документом обучения в онлайн-школах является сертификат, однако вузы, проводящие обучение в смешанном формате могут выдавать дипломы или удостоверения о курсах повышения квалификации или переквалификации. Нужно отметить, работодателям необходимы подтверждающие документы знаний работников о владении английским языком при приеме на работу или для продолжения трудовой деятельности. Респондентам чаще необходим сертификат (72%) после окончания курсов английского языка (рисунок 15).
Рисунок 15. Документ об окончании курса
Выводы. Проведя маркетинговое, можно сделать вывод, что английский язык является вытребованным образовательным продуктом онлайн-школ. Продолжительность курса должна составлять от 6 до 12 месяцев – с занятиями два раза в неделю по 45-60 минут в малых группах. Программы курсов английского языка должны быть разно уровневые, с учетом потребностей целевой группы потребителей образовательных услуг. Пользуются спросом, как системы обучения только на английском языке, так и русско-английский вариант. Приемлемой стоимостью обучения большинство потребителей онлайн-школ указали сумму до 25.000 рублей за курс. По окончании обучения необходим сертификат.
1. Акопян С.К., Григорян К.М., Лебедева Т.Е., Булганина С.В. Критерии выбора курсов немецкого языка в Нижнем Новгороде//Московский экономический журнал. 2021. № 10.
2. Волкова А.Ю., Путилина Е.А. Перспективы дистанционного обучения иностранному языку. В сборнике: Lingua Academica: Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Н.А. Крашенинниковой. 2020. С. 150-154.
3. Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В. Современн ая технология обучения иностранному языку: проектирование и опыт — Москва, 2021.
5. Никонов Р.В. Организационно-педагогическое обеспечение межкультурного образовательного пространства языковой школы//Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 1. С. 43-49.
6. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.
7. Дружков А.С., Лазутина А.Л. Актуализация внедрения информационных технологий в сфере сервиса в условиях цифровизации // В сборнике: Инновационные технологии управления. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С. 126-128.
8. Романовская Е.В., Пермовский А.А., Бакулина Н.А., Гнездин А.В. Развитие экономики на основе использования современных цифровых технологий // Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. №5,. С. 15-19.
9. Шобонова Л.Ю. Сущность и структура мета профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 69-73.
10. Шобонова Л.Ю., Голубева О.В., Григорян К.М., Мухина Е.С., Голубев А.А. Значимость роли изучения английского языка в жизни и профессии современной молодежи // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 7 (41). С. 169-174.
11. Sundeeva L.A., Lukina E.V., Shobonova L.Y., Kutepova L.I., Smirnova Z.V. Forms and teaching methods in the system of continuing professional education // Propositos y representaciones. 2021. T. 9. № S1. C. e806.
1. Akopyan S.K., Grigoryan K.M., Lebedeva T.E., Bulganina S.V. Kriterii vybora kursov nemeckogo yazyka v Nizhnem Novgorode//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. № 10.
2. Volkova A.YU., Putilina E.A. Perspektivy distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku. V sbornike: Lingua Académica: Aktual’nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki. Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. N.A. Krasheninnikovoj. 2020. S. 150-154.
3. Lomakina T.YU., Vasil’chenko N.V. Sovremennaya tekhnologiya obucheniya inostrannomu yazyku: proektirovanie i opyt — Moskva, 2021.
5. Nikonov R.V. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie mezhkul’turnogo obrazovatel’nogo prostranstva yazykovoj shkoly//Uchenye zapiski Zabajkal’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. T. 16. № 1. S. 43-49.
6. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
7. Druzhkov A.S., Lazutina A.L. Aktualizaciya vnedreniya informacionny’x texnologij v sfere servisa v usloviyax cifrovizacii // V sbornike: Innovacionny’e texnologii upravleniya. Sbornik statej po materialam VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mininskij universitet. 2020. S. 126-128.
8. Romanovskaya E.V., Permovskij A.A., Bakulina N.A., Gnezdin A.V. Razvitie ekonomiki na osnove ispoFzovaniya sovremenny’x cifrovy’x texnologij // Russian Economic Bulletin. 2019. T. 2. № 5. S. 15-19.
9. Shobonova L.YU. Sushchnost’ i struktura meta professional’noy kompetentsii prepodavatelya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial’naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2010. T. 16. № 3. S. 69-73.
10. Shobonova L.YU., Golubeva O.V., Grigoryan K.M., Mukhina Ye.S., Golubev A.A. Znachimost’ roli izucheniya angliyskogo yazyka v zhizni i professii sovremennoy molodezhi //
Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. № 7 (41). S. 169-174.
11. Sundeeva L.A., Lukina E.V., Shobonova L.Y., Kutepova L.I., Smirnova Z.V. Forms and teaching methods in the system of continuing professional education // Propositos y representaciones. 2021. T. 9. № S1. S. e806.
Московский экономический журнал, 2022, № 5.