Мультимедийные интернет-ресурсы для изучения школьной программы в начальных классах
Рабочая программа с
элементами дистанционного образования
2020-21 учебный год
Дистанционное обучение – это различные
модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и
обучающийся разделены во времени и в пространстве, поэтому
создается среда, с помощью которой происходит их общение в целях
обучения. Эта среда может представлять собой получение материалов
посредством электронной почты, учебных телевизионных программ,
учебных материалов на дисках, использования ресурсов Интернет,
цифровых образовательных ресурсов.
Дистанционное обучение рассчитано:
на учащихся, желающих приобрести новые знания, увлеченных тем или
иным учебным предметом,
на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в
традиционной форме по состоянию здоровья.
Скачано с www.znanio.ru
Хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов,
где представлен широкий выбор электронных пособий
Федеральная система информационно-образовательных ресурсов
(информационный портал)
Хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов
Материалы для изучения и преподавания математики в школе.
Тематический сборник: числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический
материал, задачи, игры, тесты
Коллекция книг,
видео-лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об
олимпиадах, научных школах по математике. Медиатека
Сеть творческих учителей. Методические пособия для учителя;
учебно-методические пособия; словари; справочники; монографии; учебники;
рабочие тетради; статьи периодической печати
«Учитель.ру». Педагогические мастерские,
Интернет-образование. Дистанционное образование. Каталог ресурсов «В помощь
учителю»
Краткая история математики: с древних времен до эпохи
Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия
Правильные многогранники: любопытные факты, история, применение.
Теорема Эйлера. Платоновы и Архимедовы тела. Биографические сведения о
Платоне, Архимеде, Евклиде и других ученых, имеющих отношение к теме.
Многогранники в искусстве и архитектуре. Занимательные сведения о некоторых
линиях Линии: определения, любопытные факты, примеры использования.
Гипербола, парабола, эллипс, синусоида, спираль, циклоида, кардиоида
Подготовка к экзаменам
Электронная школа «Знаника»
Интерактивное приложение для составления заданий
Тестирование
online 5-11 классы
Новые технологии в
образовании
Путеводитель «В мире
науки» для школьников
Мегаэнциклопедия
Кирилла и Мефодия
Сайты «Мир
энциклопедий»
Материалы
ЕГЭ и ГИА
Официальный
сайт ЕГЭ
Российский
обрнадзор
Федеральный
портал, огромное количество материала, в том числе онлайн-тесты ЕГЭ и
ГИА по всем предметам
Министерство
образования РФ
Открытый
банк заданий по математике
Для
классного руководителя и учителя-предметника
Все
о ЕГЭ
Российское
образование- федеральный портал, все предметы
Платное
тестирование, есть один бесплатный демотест
Задания
ИКТ
Много
интересного
ЕГЭ
тренер
Сеть
творческих учителей
Экзамены. Тематические
планы. Поурочное планирование. Методическая копилка. Информационные технологии
в школе
Новости,
методика и опыт преподавания учебных предметов, педагогические технологии,
учебные заведения, уровни и ступени образования, органы управления
образованием, образовательные сообщества и др.
Стандарты образования,
учебные планы, методические разработки, обмен опытом
Большая
коллекция публикаций по методики преподавания всех предметов школьной
программы, например: преподавание математики – 583
Новости.
Электронный журнал “Вопросы Интернет-образования”; книги учителю;
публикации. Отдельные разделы по всем предметам школьной программы (английский,
астрономия, биология, физика, химия и др.). Каждый раздел включает подборки
материалов и конкретные ссылки по темам: образовательные программы по
предмету; к уроку готовы; книжный компас
Дистанционное
образование: курсы, олимпиады, конкурсы, проекты, интернет-журнал
“Эйдос”
Много материала по
направлениям подготовки, пробное тестирование по разным предметам
Для
выпускников и абитуриентов, руководство по профессиям
Уроки
математики
Образовательный
портал «Российская электронная школа»
Росметодкабинет
РФ (для вебинаров)
Единый
урок
Тренажер
ВПР
Конструктор
грамот
Урок
РФ.
Тесты,
кроссворды, логические задачи, ВПР
Презентации по
математике
Технологические карты
уроков
Каталог бесплатных
видеоуроков
Бесплатные вебинары со
свидетельствами (с тестом)
Конспекты уроков и
презентации
Интерактивная рабочая
тетрадь
М – 6 – ВПР вариант 1
Библиотека видеоуроков
ИНТЕРНЕТУРОК.РУ
Просвещение – интернет-
магазин
Программы элективов по
всем предметам
Много
рабочих программ, дидактических материалов, уроков, презентаций
Подготовка
к ЕГЭ с 10 класса – шпаргалки, справочники, ссылки, темы, которых нет в учебнике.
Очень много полезной информации для проведения элективов
Доклад «Цифровые образовательные ресурсы при изучении математики»
Актуальностью данной работы является использование в работе ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Целями работы являются определение места ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в процессе обучения в математике.
Объектом исследования выступает процесс использования цифровых ресурсов как инструмента обучения в курсе математики.
1.Изучение учебно-методической литературы по программным продуктам по математике.
2. Разработка методики решения математических задач с использованием ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
3.Обучение учащихся использованию ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Одно из условий эффективной работы учителя математики – это использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Применение ЦОР на уроках математики, сочетая традиционные методы обучения, повышает качество усвоения учащимися нового материала, предоставляет широчайшие возможности для создания разнообразных заданий по математике, в традиционной и инновационной формах. Прежде чем применять цифровые образовательные ресурсы, необходимо ознакомиться с содержимым коллекций ЦОР по математике, которые имеются в сети Интернете проанализировать возможности их использования на уроках математики. Кроме того, необходимо изучить особенности современных цифровых образовательных ресурсов по математике, их существенные методики. Одними из наиболее удобных для использования на уроках считаю материалы, которые размещены на портале «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» – http://www.fcior.edu.ru . Чтобы можно было пользоваться ресурсами этого портала, на компьютер необходимо установить программу-проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 для ОС Windows. Чтобы успешно использовать ресурсы ЦОР на уроках, необходимо:
– отбирать материал по содержанию;
– структурировать учебный материал, включать учащихся в процесс обучения;
– выбирать типы заданий из ЦОР;
– применять интерактивные информационные обучающие системы;
– комплектовать иллюстративный ряд, графические изображения. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) www.fcior.edu.ru распространяет электронные образовательные ресурсы и сервисы для всех уровней и ступеней образования, производит каталогизацию всех выложенных материалов. Задания представлены информационного, практического и контрольного типов, которые объединены в автономные электронные учебные модули. Весь школьный курс математики состоит из разделов, тем и т.д. Коллекция содержит 1621 модуль по математике. Каждый модуль входит в определенный каталог в зависимости от указанных признаков (класса, типа, уровня сложности). Часть материала предназначена для базового уровня обучения математике, а часть – для углубленного уровня. Например, в 9 классе при изучении геометрической темы «Изучение графиков функции» для изучения нового теоретического материала используется несколько модулей, один из них модуль «Изучение графиков функций». Данный модуль состоит из 6 заданий. Каждое задание предназначено, чтобы на практике проверить усвоение учащимся исследование графиков функций; овладения умениями находить область определения, область значений, промежутки возрастания и убывания функции, экстремумы и нули функции, промежутки выпуклости и вогнутости. В каждом модуле все задания заданы параметрами. Это сделано для выбора индивидуальных заданий для одаренных и неуспевающих учащихся. Ученики проходят данный модуль самостоятельно, отдельные части есть возможность прослушать, выполненное задание могут проверить на правильность, если задание выполнено не правильно, найти ошибки и исправить, где они имеются. Понятие функции дается в 7 классе по алгебре. И лучше всего применять модуль «Что такое функция» , который содержит 5 заданий. Задания направлены на усвоение таких понятий, как:
– «значение функции», «аргумент», «график функции», «область определения функции»;
– умение находить значение функции, заданной формулой или графиком, и значение аргумента, при котором функция принимает указанной значение, если функция задана формулой или таблицей;
– умение определять принадлежность точек графику функции.
Многие модули дают возможность учителю осуществлять быструю обратную связь с учащимися, осуществлять контроль и объективно оценивать уровень усвоения знаний каждым учеником. Существуют модули с анимированными роликами со звуком. Состоят из логически законченных частей, каждая из которых может проигрывать отдельные блоки как последовательно, так и в любом порядке по желанию учащегося. Каждая часть имеет два блока: видеоряд и текст с сопровождением. Видеоряд можно увеличивать на весь экран (щелчок мышки по кнопке «увеличительное стекло с плюсом»). Этот режим проигрывает видеоряд без сопровождающего текста. Учащиеся самостоятельно изучают новый материал, если непонятно, есть возможность просмотреть его несколько раз. Как показывает опыт, такой метод изучения нового материала заставляет учащихся активно включаться в работу, пробуждается интерес к изучаемому материалу. Чаще всего такие модули старшеклассники изучают индивидуально, и только слабоуспевающие ребята объединяются в пары с более сильными, совместная работа помогает ребятам чувствовать себя более комфортно, проявлять инициативу. Примером может быть применение модуля «Чтение графиков», используемый в 9 классе при изучении функции и ее преобразований. Главное отличие данного модуля от предыдущих рассмотренных – это то, что здесь содержатся задания повышенной сложности, которые состоят из 3 уровней. Чтобы пройти каждый уровень, ученик должен два раза подряд правильно выполнить задание, не пользуясь ответом. Задание направлено на отработку умений учащихся использовать преобразования функций на графике
Очень интересно используются модульные системы для учащихся 5-6 классов. Чтобы заинтересовать детей, многие содержат анимацию, оформлены в виде комиксов, например задание в картинках, представленное на рис.5 по теме: «Перевод смешанного числа в неправильную дробь». Данный модуль представляет собой иллюстрированное задание в виде комикса. Задание направлено на отработку умения учащихся переводить смешанные числа в неправильную дробь. При решении задания учащемуся предоставляется возможность прочитать условие задания в классическом виде, использовать наводящие и пошаговые подсказки. В случае затруднения учащийся может посмотреть развернутое решение с ответом. Для проверки знаний использую тесты и упражнения с различными учебными целями. Но главное – это цели урока, задачи урока, индивидуальный подход в обучении, прогнозируемый результат.
ЦОР на уроках математики в условиях введения ФГОС предполагает индивидуальный подход ко всем учащимся, можно организовать работу в уровневых группах, в парах, индивидуальные образовательные траектории. Критерии оценки должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать, качество выполнения требуемого действия, чтобы считать обучение законченным. Это позволяет ученику самостоятельно оценить и скорректировать личные результаты обучения. На уроке учащиеся учатся определять условия, при которых должно выполняться задание; устанавливают источники информации, к которым могут обратиться для выполнения учебной задачи, выяснить способы, методику выполнения задания. Но учитель должен понимать, что ЦОР это не самоцель, а инструменты, позволяющие активизировать учебную деятельность учащихся, ресурсы призванные помогать интересно и доступно объяснять математические понятия, решать различные задачи, контролировать знания учащихся и т.д. А учителю в первую очередь следует четко определить цели и задачи урока, его место в учебном плане. Выбрать тип урока, форму урока, последовательность изложения учебного материала, ЦОР, способ подачи информации, продумать доступность и целостность изложения материалов урока, достаточность методических комментариев, набор упражнений, средств контроля и самоконтроля. Также, учителю важно помнить, что одним из основных условий эффективности ЦОРов является уместность их применения .
Живое общение учитель – ученик никто и никогда не заменит. Хочу остановиться на ещё одном способе применения ЦОРов, который, по моему мнению, способствует повышению эффективности урока – мультимедийная презентация. Я бы отметила наиболее эффективное применение следующих их типов:
– Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п. Такая презентация будет производить больший эффект, если приготовлена самим учителем, исходя из особенностей данного класса при соблюдении всех требований цветовой гаммы, шрифтам, наличию анимации.
– Наглядная демонстрация процесса, например, построение диаграмм.
– Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Это бесспорная возможность для учащихся применения своих творческих качеств, способствует развития навыков публичных выступлений, применению умения пользоваться программой PowerPoint. Например, ребята готовят презентации о жизни и научных открытиях учёных-математиков, о типах многогранников и их свойствах и т.д.. -Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
-Тренажеры. Выполнение заданий по карточкам – инструкторам с настроенными гиперссылками с подсказкой нужной формулы (для слабоуспевающих учащихся). Поэтому особенно хочется отметить роль тех презентации, которые выполнены самими учащимися, не только как продукт выполнения проекта, но и как результат составления какого-то алгоритма, например, «Решения квадратного уравнения», «Построения графика квадратичной функции». При составлении тестов, тренажеров, ученики самостоятельно изучают новый или дополнительный материал, закрепляют изученный материал, умения в процессе такой работы превращаются в навыки.
При использовании компьютерной презентации необходимо помнить:
– ученикам необходимо давать время не только для записи, но и для осмысления записанного, не стоит подгонять учащихся;
– при подготовке презентации необходимо соблюдать правила их оформления (сочетание цветов, шрифтов, анимаций).
Компьютерное тестирование – один из способов организации эффективного контроля. Оно позволяет учителю проверить различные аспекты знаний учащихся всего класса в короткий срок. Для тестирования использую приложение PowerPoint, а также тесты, составленные в приложении Excel. При составлении таких тестов стараюсь учесть интересы не только учителя, но и учащихся (узнать оценку, увидеть, где ошибся, и узнать, как правильно). Компьютерное тестирование провожу в классе, где установлено 6 компьютеров. При такой организации работы экономится время, и учитель получает полную картину знаний. Особенно, если вопросы для тестов он формулировал сам с учетом возможных ошибок своих учеников. Широкие возможности для проверки знаний учащихся и самоподготовки предоставляет Интернет, где можно найти он-лайн тесты, как тематические, так и для проверки знаний по темам. Такие тесты выбираются заранее, с адаптацией для конкретного класса и конкретной программы. Смело можно применять для учеников он-лайн тесты для подготовки к ГИА и ЕГЭ, составленные из упражнений открытого банка заданий, сканирование материалов. Оснащение современных классов позволяет превратить в ЦОР тетрадь любого ученика. Отсканировав страницу тетради, учитель получает возможность:
1. провести работу над ошибками;
2. предложить ученикам осуществить поиск ошибок;
3. проверить свою работу по предложенным ответам;
4. предложить ученикам сверить свою работу с эталонной;
5. предложить выставить оценку за данную работу.
В настоящее время в нашей стране идет подготовка и становление к новой системе образования. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь школы.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Выявлены педагогические условия развития творческой активности учащихся на уроках математики с использованием ЦОР: создается творческая информационно-образовательная среда при взаимодействии форм и средств обучения на уроках математики с применением ЦОР (ситуация успеха; работа в малых группах; проведение дискуссий при решении поставленной задачи и т.п.); расширяются и укрепляются межпредметные связи математики и информатики на основе интеграции предметных знаний при выполнении творческих заданий; поддерживается творческая активность учащихся с использованием цифровых образовательных ресурсов на уроках математики – способствуют творческой активности учащихся. Теоретически обосновано повышение уровня творческой активности учащихся через выполнение творческих заданий по математике с применением ЦОР.
Использование учителями цифровых образовательных ресурсов на уроках математики позволяет повысить уровень творческой активности и учебной мотивации, качество знаний учащихся.
Применение Интернет-ресурсов на уроках математикив начальной школе
Применение Интернетресурсов на уроках математики
в начальной школе
Современный этап развития системы образования в Российской
Федерации характеризуется обновлением, качественным изменением
структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к
его проектированию и практической реализации. Перед школой остро встала,
и в настоящее время остаётся актуальной, проблема самостоятельного
успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, а
также включая умение учиться. Сейчас невозможно представить
современную школу без компьютеров. Информационные технологии
охватывают весь учебный процесс – электронные учебники, контрольные
работы в режиме онлайн, тренажеры, электронный дневникВ этих условиях
современный учитель обязан уметь работать с общепользовательскими
инструментами: текстовым редактором, редактором презентаций и т.д.,
пользоваться ресурсами глобальной сети Интернет.
Из всего многообразия ресурсов Интернет наибольший интерес и
популярность завоевывает применение в учебном процессе вебсервисов,
построенных по технологии Web 2.0.
Уроки с данных сервисов решают следующие дидактические задачи:
⎯ усвоить базовые знания по предмету;
⎯ систематизировать усвоенные знания;
⎯ сформировать навыки самоконтроля;
⎯ сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому
предмету в частности;
⎯ оказать учебнометодическую помощь учащимся в
самостоятельной работе над учебным материалом
Информационные технологии могут сделать процесс, отвечающим
реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное
Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не
заслоняла собственно учебные цели.
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих
возрастных особенностей учащихся:
⎯ в начальной школе происходит смена ведущей деятельности
ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей
компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс
⎯ большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках,
ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности;
их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно
снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой
компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их
⎯ высокая степень эмоциональности младших школьников
значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же
на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную
напряженность и оживить учебный проц
⎯ мультимедиаучебники призваны автоматизировать все
основные этапы обучения, от изложения учебного материала до контроля
знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный
учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей
игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием
графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и
голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что
применяя Интернетресурсы в начальной школе, необходимо:
⎯ учитывать возрастные особенности младших школьников;
⎯ использовать разнообразные виды информационных ресурсов;
⎯ обучать детей правилам безопасного пользования Интернетом;
⎯ осуществлять контроль безопасности детей в Интернет
⎯ постепенно усложнять задачи использования учащимися
⎯ постоянно стремиться к повышению педагогического
Применение Интернетресурсов в начальной школе имеет ряд
характерных особенностей по сравнению со средним и старшим звеном. Эти
особенности обусловлены возрастными психофизиологическими
возможностями детей, а также социальными условиями их развития.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что
и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление,
контроль. Используются те же методы: объяснительноиллюстративный,
репродуктивный, частичнопоисковый и другие.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления
учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание
мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный
и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных
программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы,
которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное
воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют
достичь гораздо большего эффекта.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика
легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток
звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только
информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация
дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал
исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет
построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При
разработке презентации учитывается, что она:
⎯ быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно
⎯ вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи
⎯ усиливает воздействие выступления.
Следует отметить, что применение Интернетресурсов в начальной
школе должно выполнять определенную образовательную функцию,
помогать, ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её,
запомнить, а, ни в коем случае, не подорвать здоровье. Поэтому Интернет
ресурсы должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса,
а не основной.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа
в Интернете должна быть чётко продумана и дозирована, применение
компьютерных технологий на уроках должно носить щадящий характер.
Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать
цель, место и способ использования информационнокомпьютерных
Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических
средств. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового
материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа
на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты
более сложных вопросов. Использование богатых графических, звуковых и
интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный
эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы
незаметно для него, играя. Можно использовать в работе готовые
электронные учебники, самостоятельно составлять электронные цифровые
образовательные ресурсы к уроку, тестовые задания по отдельным темам,
использовать информационнокоммуникационные технологии для
оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций,
слайд – проектов, бюллетеней.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить
качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач –
наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.
На уроках для большей эффективности желательно использовать
предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели,
фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые
очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала
информацию, появляющуюся на экране – комментировать, по необходимости
сопровождать дополнительными объяснениями и примерами
Применяется информационно – коммуникационные технологии при
подготовке и проведении нетрадиционных форм урока и во внеклассной
деятельности при проведении классных часов, праздников, конкурсов,
родительских собраний. Выше было сказано о презентациях. Их
использование на уроках просто незаменимо. Урок от этого становится
интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании
электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к
предмету, и углубляются знания по предметам.
Элементы методики преподавания предметов с использованием
информационнокоммуникационных технологий могут быть такими:
1. Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного
материала (использование видеофрагментов с противоположными точками
зрения на одну и ту же проблему).
2. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме
тестирования, тест – опрос.
Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части,
логично соединённые друг с другом.
При обучении математике возможно применение большого числа
разнообразных сервисов Web 2.0. Рассмотрим некоторые из них. Так,
оценить знания учащихся в увлекательной форме позволяет очень простая и
бесплатная платформа Kahoot. Для работы учитель должен создать свой
аккаунт, составить задания и загрузить их в Kahoot. Имеется возможность
включения в задания фото и видеоинформации.
Можно дублировать и редактировать тесты, что позволяет педагогу
сэкономить много времени. При желании для каждого вопроса учитель
может установить время на его решение и баллы за ответ. Школьники,
выполняя задания на уроке, оцениваются по двум параметрам: правильность
и скорость. При этом обучающимся нет необходимости создавать
собственные учетные записи. Учитель сразу видит ответы на вопросы, что
позволяет выявить возникающие затруднения, уровень усвоения материала
как одним учеником, так и классом в целом.
Педагог может сохранить все результаты учащихся путем экспорта в
Excel-документ. Данная платформа позволяет провести учащихся и
рефлексию своей деятельности. Можно оценить тест по пятибалльной шкале,
выразить свое отношение к заданию, оценить соответствие теста изученным
темам и принять решение о рекомендации данного теста своим сверстникам.
Также Kahoot предоставляет возможность повторного прохождения
теста с учетом результатов первой попытки, тем самым сервис позволяет
выявить уровень знаний обучающихся между первым выполнением и всеми
последующими. К недостаткам Kahoot можно отнести англоязычный
В отличие от Kahoot другой веб – инструмент Quizizz дает
возможность ученикам дома выполнить тест или опрос как параллельно со
всем классом, так и в любое удобное для него время. Благодаря этому можно
использовать тесты, созданные в Quizizz, в качестве домашнего задания.
Все результаты пройденных тестов отображаются в личном кабинете
учителя и могут быть переведены в отметку. Данный сервис позволяет
каждому ученику работать в своем темпе, не дожидаясь ответов других
В сервисе Kahoot переход к следующему вопросу возможен только
после того, как все ученики ответят на вопрос. Сервис Quizizz предоставляет
возможность, создав аватар, следить за своим продвижением по турнирной
таблице. При этом работа может проходить как в команде, так и
индивидуально. Преподаватель может использовать готовые материалы, а
может создать и собственные. Данный сервис поддерживает русскоязычную
Таким образом, сервисы Kahoot и Quizizz помогают учителю и ученику
следить за состоянием процесса учения, позволяют проанализировать
результаты работы и выявить пробелы и проблемы.
Сервис LearningApps.предлагает большой выбор готовых заданий,
созданных самими пользователями данного ресурса (рис.1.).
Рис.1. Готовые задания сервиса LearningApps.
Для удобства поиска все интерактивные задания разбиты по учебным
предметам и по уровню сложности (задания для начальных классов, средней
школы, старшей школы, профессионального образования). Все
интерактивные модули данного сайта можно условно разделить на шаблоны
и инструменты. Шаблоны служат для разработки упражнений и игр.
Они сгруппированы по структурнофункциональному признаку:
⎯ выбор – упражнения на выбор правильных ответов;
⎯ распределение – задания на установление соответствия;
⎯ последовательность – на определение правильной
⎯ заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные
ответы в нужных местах;
⎯ онлайнигры – упражнениясоревнования, при выполнении
которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.
В сервисе LearningApps.имеются следующие инструменты,
позволяющие учителю готовить качественные электронные наглядные
пособия, аудио/видеоматериалы, а также дистанционно общаться с
учениками и коллегами: ментальная карта, блокнот, онлайнредактор,
аудио/видеоконтент, голосование, доска объявлений, календарь для
составления расписания в виде таблицы, чат для общения в сети.
Инструменты сервиса позволяют создавать интерактивные задания
различных видов, например, такие как викторины, сортировки, группировки,
классификации, ввод текста, кроссворды, ленты времени.
Учитель, выбирая тот или иной инструмент, ориентируется на
программный материал и цель создания приложения. Сервис предлагает
большой выбор готовых шаблонов, заполнить которые можно текстовой,
графической, звуковой и видеоинформацией (рис.2.). Можно также выбрать
готовое упражнение и, применив функцию «Создать подобное приложение»,
открыть его и ввести свои вопросы и ответы.
Рис. 2. Шаблоны сервиса LearningApps.
Приложения сервиса LearningApps.можно использовать на любом
этапе урока: на этапе мотивации, на этапе актуализации знаний, на этапе
изучения нового материала, на этапе закрепления и в качестве домашнего
задания. Здесь есть возможность использования групповой, индивидуальной
и фронтальной форм работы.
Выполняя предложенные задания, учащиеся, могут мгновенно
проверить свои теоретические знания по изучаемой теме, оценить свои
возможности, устранить пробелов в знаниях, добиться правильного
выполнения задания, тем самым повысив уровень собственной самооценки.
Работа в группах или парах дает возможность взаимопроверки знаний,
проявления взаимопомощи, оценки своих возможностей по сравнению с
одноклассниками. Таким образом, школьники получают обратную связь о
своем собственном продвижении, об уровне усвоения темы. Это позволяет
обучающимся поставить перед собой реальные цели для дальнейшего
изучения темы, повышения качества своих знаний.
Сервис LearningApps.обеспечивает и учителю обратную связь. Для
котором разместить списки классов. При этом сервис автоматически
выполняют задания, предложенные учителем.
С помощью инструмента «Статистика» преподаватель имеет
возможность отследить, кто из учащихся выполнил задания, кто нет, а кто
столкнулся с трудностями при их выполнении. В зависимости от результатов
учитель принимает решение о помощи отдельным ученикам, о проведении
дополнительных занятий на определенную тему.
Таким образом, использование сервиса LearningApps.позволяет
центром учебной деятельности сделать ученика, который, ориентируясь на
свои способности и интересы, выстраивает процесс познания, также стоит
отметить, что, используя данный Интернет сервис, появляется возможность
учета индивидуальных познавательных потребностей и возможностей
обучающихся, что способствует формированию учебной мотивации к
Использование ЭОР в образовательном процессе. Математика
Использование ЭОР в образовательном процессе. Математика
В последние годы в системе образования Российской Федерации продолжаются
работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий,
научнометодического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью
объединения наработок системы образования с новейшими информационными
Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что
учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а
приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения
образования, в практической деятельности и повседневной жизни.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними
процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются
процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и
электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).
Главной целью использования ЦОР и ЭОР, обеспечивающих изучение математик
на уровне основного общего образования, является повышение качества математического
образования и увеличение степени его доступности.
Типы и особенности электронных образовательных ресурсов
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
декабря 2010 г. № 1897 был утверждён Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (
Он включает в себя требования к структуре основных образовательных программ
условиям реализации основных образовательных программ и результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Стандартом предусмотрены три вида результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования:
• личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
• метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение
индивидуальной образовательной траектории;
• предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами.
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают
логическое и математическое мышление, получают представление о математических
моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания
при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями
решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс
школы с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой
проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых
образовательных ресурсов (
Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача будет состоять в разумном
использовании ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого
Использование в процессе обучения математике наряду с предметными
результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции,
общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием.
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества
образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного
•
•
• аттестация (контроль учебных достижений).
При работе с традиционным учебником обеспечивается только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей
самостоятельной учебной работы за счет использования активнодеятельностных форм
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно.
Важными следствиями активного использования ЦОР нового поколения в
школьном математическом образовании станут:
• переход от репродуктивного процесса обучения к активнодеятельностному;
• поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
• выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в
соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
• стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;
• реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное
использование ее прикладной составляющей.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают
– совокупность средств программного, информационного, технического и
организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых
носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это
мультимедиа ЭОР и они заслуживают отдельного рассмотрения.
Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов
используется представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с
помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что
человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного
воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности
объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые
объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение
одного из них вызывает соответствующие изменения других.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) это представленные в цифровой
форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты
виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы,
звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные
учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса
ЦОР обладает структурой, в которой выделяются следующие базовые классы:
•
• ЦОР простой структуры;
• ЦОР сложной структуры;
•
Рубрикатор ЦОР является формальным представлением иерархической
древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению
учебника, плану урока.
Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не
допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться
Примеры простых ЦОР:
•
• иллюстрация вместе с сопроводительным текстом;
•
•
• презентация в формате MS
• отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной
Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать
отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. Примеры сложных ЦОР:
• гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на
самостоятельные разделы (части, главы);
• электронный учебный курс по определенному предмету (программе),
выполненный на определенной технологической платформе или требующий
определенной среды (проигрывателя) для использования;
•
•
•
При характеристике ЦОР, изучении их функциональных, дидактических,
содержательных, эргономических особенностей следует обращать внимание на
• соответствие содержания ЦОР используемым примерным программам, Федеральному
государственному образовательному стандарту, учебникам математики, входящим в
федеральный перечень текущего учебного года;
• соответствие содержания ЦОР активнодеятельностным методикам и технологиям
• полноту отражения в ЦОР всех разделов школьного курса математики;
• наличие и качество методического сопровождения ЦОР;
•
✓ организация теоретического материала и возможность его применения как
✓ виды практикумов и упражнений в них;
✓ наличие подсказок при выполнении упражнений;
✓ виды контрольных заданий.
• эргономикодизайнерские показатели ЦОР:
✓
✓ навигация по ЦОР;
✓
Анализ ЦОР может включать в себя:
• структура ЦОР (анализ оглавления);
• способы представления содержания в ЦОР;
• особенности представления содержания теоретического материала ЦОР: полнота,
глубина, достаточность информации, доступность изложения, наличие выделений для
лучшего восприятия текста; соответствие материала дидактическим принципам;
• особенности иллюстративного материала ЦОР: виды иллюстраций, их
содержательность, наглядность, качество оформления, достаточность иллюстраций;
• справочный материал ЦОР, его виды, способы подачи, достаточность;
• особенности реализации практикумов;
• особенности материала для контроля знаний и умений учащихся;
• возможности методического сопровождения учебного процесса;
• возможности для формирования предметных умений учащихся,
• возможность достижения личностных результатов,
• возможность достижения метапредметных результатов, включая
формирование универсальных учебных действий (
•
Сеть федеральных образовательных порталов выступает основными
источниками информации для пользователей, интересующихся образованием. Порталы
представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные Интернет
ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы
содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных
ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о
специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных
Базовые федеральные образовательные порталы:
Федеральный портал «Российское образование»
Российский общеобразовательный портал
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
Федеральный портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании»
Российский портал открытого образования
Практическое задание №1.
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных
образовательных ресурсов. Но необходимо акцентировать внимание на двух коллекциях.
• Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового
поколения является Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
(ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернете:
Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР:
• модульная архитектура (учебный электронный модуль (ЭОР) – законченный
мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу);
• доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем, для
воспроизведение требуется установка плеера и в ряде случаев дополнительного
программного обеспечения, что несколько снижает доступность этих ЭОР и
предъявляет требования к ИКТкомпетентности пользователей);
• вариативность (содержательная вариативность: уровень сложности,
ориентация на различные учебники; стиль изложения учебного материала; форма
предъявления учебного материала);
• мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели;
анимации; иллюстрации и их различные комбинации);
• интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели,
интерактивные анимации, интерактивные задания разного типа с автоматизированной
В коллекции ФЦИОР в разделе «Основное общее образование» для предметной
области «а» присутствуют модули и задания различной направленности и для
работы с разными группами учащихся.
По функциям в учебном процессе:
• информационный модуль на знакомство с понятием,
• практическое задание на знакомство с понятием,
• контрольное задание на знакомство с понятием,
• модуль – практикум,
• модуль, содержащий задания повышенной сложности,
• модуль, содержащий задания исследовательского типа.
По типам заданий:
• задания, направленные на проверку уровня овладения понятием,
• задания, направленные на закрепление учащимися понятий,
• задания, направленные на отработку умений и навыков учащихся,
• задания, направленные на проверку овладения учащимся умений,
• задания, направленные на проверку усвоения умения,
• задания, направленные на проверку знаний и умений,
• задания, направленные на проверку усвоения способов действий.
По специальным потребностям:
• модуль для слабовидящих учащихся,
• модуль для слабослышащих учащихся с признаками отставания в
По профилю класса:
• задания для учащихся естественнонаучного или технического
• задания для учащихся гуманитарного профиля.
По уровням сложности:
• модуль для слабых учащихся,
• модуль для сильных учащихся
Вторая коллекция, которую необходимо рассмотреть, – Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов была создана в
период 20052007 гг. в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).
Целью создания Единой коллекции является сосредоточение в одном месте и
предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств,
предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в
соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного
В настоящее время в Единой коллекции размещено более 111 000 цифровых
образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В
ней представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников,
рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные
учебнометодические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции,
а также другие учебные, культурнопросветительские и познавательные материалы.
Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного Интернетресурса
является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в
образовательном процессе. При этом важно, что разработчиками методик являются сами
учителя, которые смогли поновому взглянуть на возможности использования ИКТ в
преподавании различных учебных предметов.
Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может
применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в УМК с различным
бумажным компонентом, на различных стадиях процесса трансформации школы и по
современным стандартам, и в преподавании в соответствии с новыми стандартами.
Важно отметить, что все ЦОР Коллекции обеспечены лицензиями на право их
использования в образовательном процессе.
Доступ к единой коллекции цифровых образовательных ресурсов открыт через сеть
Интернет для учителей и учащихся, родителей и администраторов образования. В ней
каждый пользователь сможет найти самые разнообразные материалы по интересующей их
теме. Она является технологической инфраструктурой для доставки в каждую школу
образовательного контента, который предоставляет всем учащимся равный доступ к
качественному образованию с учётом их индивидуальных потребностей и особенностей.