Первоклассный день. Автор — Юлия Лавренченко. Источник иллюстрации: Изображение от nizovatina на Freepik
Коррекционные сказки для подготовки к школе
25 августа 2017 20:01
Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников, для подготовки к школе
Для школьников такие приятные вечера часто остаются в памяти как воспоминание о беззаботном детстве. Родители все реже читают детям вслух. Школьники читают сами, и, скорее всего, не сказки, а программные произведения. Но бывают моменты, когда хочется вернуться в мир детства, вновь почувствовать теплоту и единство семьи.
Вместо скучных нотаций я слушала волшебную сказку про принцев и принцесс, мир животных и мир предметов. В поступках героев мы находили свои ошибки, узнавали свои действия. Порой было стыдно, но мы знали, что такое случалось и с другими и они изменились, значит, есть надежда, что изменимся и мы. Не было ни криков, ни скандалов, ни бесполезных нравоучений, а были сказки-метафоры, которые помогали думать, развиваться и мечтать.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками я использую метафоры в индивидуальных беседах, в групповых занятиях, на классных часах. Один-два раза в неделю дети встречаются со сказкой-метафорой (2 раза в неделю — I четверть; 1 раз в неделю — II, III и IV четверти). Иногда перерабатываю литературные произведения для определенной проблемы, иногда придумываю сама. Некоторые мои истории дети объединили в серию «Лесная школа».
Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.
Сказки о героях из Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить.
Сказки для школьной адаптации
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию — школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Первая сжазка Создание «Лесной школы»
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.
И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.
Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники — книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.
Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.
— Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? — спросил у Сороки Сторож-Крот. — Ведь в
школе не играют, а учатся!
Сорока важно ответила:
— Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
— А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! — удивился Крот.
— Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок — значит, пора на урок. А если на уроке
звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! — затрещала Сорока.
— Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
— Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, — ответила Сорока.
— Это верно! — подхватил Еж. — Именно так делают настоящие школьники.
— Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.
— Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.
— Да, — подтвердил Еж, — узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.
— Пора, пора! — объявляет всему лесу клен.
— В школу, в школу! — шепчет березка.
Вторая сказкаБукет для учителя.
В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.
А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», — ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.
Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!»
Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.
Третья сказкаСмешные страхи
Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно — в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников — это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.
Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути.
Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.
Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо!» — произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.
Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.
— Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! — торжественно произнес Еж.
Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.
— На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, — спокойно произнес Еж. — Вы расскажете, как
вас зовут, чем любите заниматься.
Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.
После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.
Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.
Четвертая, сказкаИгры в школе.
На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.
— Да, попрыгать-то здесь особенно негде! — произнесла Белочка.
— Почему? — возразил Волчонок. — А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.
Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре.
Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.
Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.
— А что же ты делала? — поинтересовался Еж.
— Я играла с орешками, — честно призналасьБелочка.
— Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, — обратился Еж ко всему классу. — Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры, — продолжал Учитель.
— Можно прыгать и бегать! — радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.
— Можно, — согласился Еж. — Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в
классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?
— Испачкаются, сломаются столы или стульчики! — ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.
— Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! — забеспокоился Зайчонок.
— Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! — подсказал ребятам Еж.
— Это точно, — согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили: — Но во что же нам играть во
время отдыха на перемене?
Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами.
— Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? — спросил Медвежонок.
— Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь еще и на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, — объяснял Учитель.
— А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать соревнования? — предложил
Заяц.
— И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! –
размечтался Лисенок.
— Молодцы, ребята! Здорово придумали! — похвалил Учитель. — Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеек», «Тише едешь — дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?
— На уроке не играют, а учатся! — важно произнес Медвежонок. — А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?
— Правильно, Медвежонок! — согласился Еж. — Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить.
А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка? — Да, — тихо произнесла она. — Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.
— Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.
Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм.
Так весело и интересно прошел первый день в Лесной школе.
Пятая сказкаШкольные правила
На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.
— Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! — сказал Еж. — Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
— Мне мама говорила, — произнесла Белочка, — что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
— А мне папа говорил, — продолжал разговор Волчонок, — что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
— «Правило» — значит делать правильно” — подвел итог Медвежонок.
— Молодцы! — похвалил всех Учитель. — А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
— Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, — улыбаясь, произнес
Волчонок. — Как мы вчера с Белочкой.
— Да, и неприятностей будет много, — согласилась с другом Белочка. — А я не люблю неприятности.
— Неприятности никто не любит, — подтвердил Учитель. — Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
— Как у Вас так интересно стихи получаются? — удивился Заяц.
— А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
Конечно, согласны! — хором ответили ученики.
— Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.
Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
Готово! — обрадовался Лисенок. — В школе «Здравствуй» говорят и с улыбкой дарят взгляд!
— Отлично, Лисенок!
Второе правило потруднее:
До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.
— Можно я попробую? — предложил Зайчонок. –
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!
— Молодец, Зайчонок!
Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
— Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, — проворчал Медвежонок.
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.
— Очень хорошо, Медвежонок!
Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
— Это легко! — воскликнул Волчонок.
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.
— Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?
Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
— Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка.
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!
— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Еж. — Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.
Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.
Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!
После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педагогу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.
—-
Терапевтические сказки для адаптации ребенка к школе
Предлагаемые тридцать “лесных” сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Создание “Лесной школы”
Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники – книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.
– Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки Сторож-Крот. – Ведь в
– Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
– А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивился Крот.
– Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок – значит, пора на урок. А если на уроке
звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока.
– Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
– Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, – ответила Сорока.
– Это верно! – подхватил Еж. – Именно так делают настоящие школьники.
– Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот.
– Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока.
– Да, – подтвердил Еж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
– Пора, пора! – объявляет всему лесу клен.
– В школу, в школу! – шепчет березка.
А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. “Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник”, – ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.
Лисичка волнуется: “Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!”
– Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, – волновался за подружку Лисенок.
– Не знаю, – ответила Белочка, – я действительно не могу усидеть на месте спокойно.
– Ничего, – успокоил ее Зайчонок, – там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.
– Перемены? – удивился Волчонок. – А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.
– Это правильно! – поддержал друга Медвежонок. – Для этого мы в школу-то и идем.
– Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, – объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.
– Поживем – увидим, – проворчал Медвежонок, – а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.
– А какой он – учитель? – поинтересовалась Белочка. – Добрый он или злой?
много знал и умел.
– А я хочу, чтобы добрым был, – продолжала Белочка, – чтобы все разрешал.
– Представь себе, что тогда за уроки будут! – удивился Лисенок. – Одному разрешили кричать,
другому скакать, а третьему в игрушки играть!
Все ребята-зверята весело засмеялись.
– Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, по мочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, – закончила свои рассуждения Белочка.
– А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, – тихо произнес Зайчонок.
– Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? – удивился Волчонок. – Смелее! Пусть будет учитель
такой, какой он есть, а не выдуманный!
– А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! – воскликнула Белочка.
– Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! – обрадовался Лисенок.
“Наверное, нашему учителю будет очень приятно!” – подумали завтрашние первоклассники.
Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно – в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников – это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.
Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. “Спасибо!” – произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.
– Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! – торжественно произнес Еж.
– На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, – спокойно произнес Еж. – Вы расскажете, как
– А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? – прозвучало над заячьим ушком.
– Я? Не-не-не знаю! – дрожащим голосом прошептал Зайчонок.
– Кто тебя так напугал? – забеспокоился Учитель.
еще будут наказывать хворостинками.
Все первоклассники рассмеялись.
– А что еще рассказывал твой братишка про школу? – продолжал спрашивать Еж.
учеников Вы больно ими колете.
Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.
– Да, твой братишка – фантазер! – с улыбкой сказал Учитель-Еж. – Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.
– А ты любишь бегать и прыгать? – уточнил Учитель.
– Очень! – радостно ответил Зайчонок.
– Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.
– Да, попрыгать-то здесь особенно негде! – произнесла Белочка.
– Почему? – возразил Волчонок. – А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.
Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил Учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.
– Я не слышал! – сказал запыхавшийся Волчонок.
– Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, – попросил Учитель.
А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.
– Как у тебя получилось, Белочка? – обратился к ученице Еж.
– А я ничего не смогла сделать, – произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.
– Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?
– А что же ты делала? – поинтересовался Еж.
– Я играла с орешками, – честно призналась Белочка.
– Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, – обратился Еж ко всему классу. – Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры, – продолжал Учитель.
– Можно прыгать и бегать! – радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.
– Можно, – согласился Еж. – Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?
– Испачкаются, сломаются столы или стульчики! – ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.
– Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! – забеспокоился Зайчонок.
– Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! – подсказал ребятам Еж.
– Это точно, – согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили: – Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?
– Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? – спросил Медвежонок.
– Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь еще и на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, – объяснял Учитель.
– А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать соревнования? – предложил Заяц.
– И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! – размечтался Лисенок.
– Молодцы, ребята! Здорово придумали! – похвалил Учитель. – Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: “Ручеек”, “Тише едешь – дальше будешь”, “Путанка” и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?
– На уроке не играют, а учатся! – важно произнес Медвежонок. – А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?
– Правильно, Медвежонок! – согласился Еж. – Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить.
– Да, – тихо произнесла она. – Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.
– Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.
– Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Еж. – Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
– Мне мама говорила, – произнесла Белочка, – что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
– А мне папа говорил, – продолжал разговор Волчонок, – что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
– “Правило” – значит делать правильно” – подвел итог Медвежонок.
– Молодцы! – похвалил всех Учитель. – А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
– Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, – улыбаясь, произнес Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.
– Да, и неприятностей будет много, – согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.
– Неприятности никто не любит, – подтвердил Учитель. – Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
– Как у Вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.
– А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
Конечно, согласны! – хором ответили ученики.
– Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.
Готово! – обрадовался Лисенок. – В школе “Здравствуй” говорят и с улыбкой дарят взгляд!
– Отлично, Лисенок!
– Можно я попробую? – предложил Зайчонок. –
– Молодец, Зайчонок!
– Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок.
– Очень хорошо, Медвежонок!
– Это легко! – воскликнул Волчонок.
– Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?
– Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка.
– Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, – порадовался за своих учеников Еж. – Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.
В школе учитель проверял домашнее задание. Ребята порадовали учителя своими ответами. Только Белочка еще не показала свой рисунок. Она не могла найти альбом в своем портфельчике.
– Может быть, ты расскажешь свое правило, Белочка? – предложил Еж.
– Но мне без рисунка трудно будет вспомнить стишок! Сейчас найду! Я ведь его точно положила! – чуть не плача произнесла Белочка.
– Хорошо, давайте поможем Белочке! – обратился к ребятам Учитель.
Заяц и Волчонок стали помогать ей, вытаскивать все содержимое портфеля на парту, чтобы быстрее найти пропажу. Чего только не было в портфеле у Белочки. Кроме школьных предметов на парте лежали орешки, веточки, бантики, цветочки, фантики от конфет и даже сухие грибы. Еж и ученики с интересом смотрели на все эти сокровища.
– Ой, вот он, мой альбомчик! – обрадовалась находке Белочка.
– Ну, что же, покажи всем, Белочка, свой рисунок, – улыбаясь, произнес Учитель.
Белочка похвасталась своим произведением, прочитала стишок, но вместо ожидаемого восторга почему-то увидела удивление. Дети продолжали рассматривать “раскопки”.
– Что вы так смотрите? – обратилась к товарищам Белочка.
– Как же у тебя все это поместилось в школьном портфельчике? – спросил Медвежонок.
– А мне мама пришила много кармашков на портфель, вот поэтому все и влезло! – продолжала хвастаться Белочка.
– Конечно, можно раскладывать и так, но сколько времени мы потратили на поиск твоего альбома?! – возразил Учитель.
Белочка немного задумалась. А Еж обратился ко всему классу:
– Ребята, а как вы собираете свой портфель, чтобы было удобно готовиться к урокам?
– Я тетрадки и учебники убираю вместе, – поделился своим опытом Волчонок.
– А когда ты их кладешь в портфель или вытаскиваешь, тетрадочки, наверное, сминаются? – предположил Учитель.
– Да, сминаются, – подтвердил Волчонок.
– А я раскладываю все по порядку, по кармашкам, чтобы тетрадочки лежали отдельно, учебники отдельно, карандаши и ручки в другом кармашке, – рассказывал Заяц.
– Это правильно, – похвалил его Учитель. – Ведь нам школьные предметы будут нужны долгое время, поэтому, чтобы их сохранить такими же красивыми, о них приходится заботиться.
– Как это заботиться? Они же не живые! – поинтересовалась Белочка.
Правильно раскладывать, одевать в обложечки, вовремя ремонтировать, лечить. Заботиться, ухаживать за вещами необходимо так же, как за живыми существами, тогда они будут верно нам служить. А если мы будем к своим вещам равнодушны, то они могут убежать, как посуда в сказке “Федорино горе”.
Ребята засмеялись, но потом с грустью посмотрели в свои портфели.
– Я не хочу, чтобы мой портфельчик убежал! – произнес Лисенок.
– И я не хочу! – прошептали все ребята.
– Тогда будем ухаживать, заботиться о своих портфелях, не обременять их лишними вещами, – завершил разговор Учитель.
На перемене каждый ученик проверил свои вещи в портфеле, разгладил смятые листочки в тетрадках, поточил карандашики, распределил все по отделениям.
Белочка целый вечер наводила порядок. Она перебирала школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель и воскликнула:
– Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится!
Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими картинками и легла спать.
Тихо и осторожно вылезает из портфеля карандаш и чихает:
– Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На самое дно запрятала!
– Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим – в русском языке! – пожаловалась тетрадка.
– Ха, удивили! – воскликнул ластик. – Посмотрите на меня! Я весь грязный, мною с платья липкую конфетку стирали!
– А ведь портфель – это дом для школьных предметов, – проворчали учебники.
– Не ожидала, что буду рядом с такими соседями, как грибы и всякие безделушки! – простонала шариковая ручка.
– Ничего! Терпите! Тоже мне важность – школьные предметы! – ответил крупный сушеный гриб.
– Мы красивее и веселее вас, хоть и “безделушки”, – с обидой пропищали бантики.
– Нас хозяйка больше всех любит! – продолжали орешки.
– Ах, это правда! – в один голос произнесли школьные предметы. – Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы.
– Так может быть, пойдем искать другую школьницу или школьника, которые будут заботиться о нас, – предложил портфель.
– Наверное, это правильное решение! Собираемся в дорогу, – предложили учебники.
– И нас возьмите, пожалуйста! – попросили игрушки. – Нас она тоже не любит, мы сломаны и разбросаны.
– Нужны! Нужны! – закричала Белочка, вскакивая с кровати. – Прошу вас, останьтесь! Я о вас буду заботиться, любить! Простите меня, пожалуйста!
В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши.
“Неужели мне это приснилось? – подумала Белочка. – Или все произошло на самом деле?!”
Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а потом осторожно, нежно стала их убирать на свои места, шепча и приговаривая:
Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать.
Утром, когда мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась:
– Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогда не видела!
– Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить! – улыбаясь, произнесла Белочка.
И ей показалось, что вместе с ней улыбался портфель со школьными предметами.
В школе Белочка рассказала друзьям свой сон. Первоклассники весь день ходили под впечатлением.
– А я думаю, – предположил Заяц, – что это Белочке не приснилось, а все было на самом деле.
– Наверное, когда она крикнула, то все вещи остановились, притворились неживыми, неговорящими, – рассудил Лисенок.
– На всякий случай я буду более внимательным к своим вещам, – с опасением проговорил Медвежонок.
– Уж лучше лишний раз убрать, чем потом остаться без портфеля и школьных предметов, – подтвердил Волчонок.
В этот день Учитель похвалил всех учеников за аккуратность.
– Молодцы, ребята! И в тетрадях, и на партах, и в портфелях у вас полный порядок! Пора поиграть в “Госпожу аккуратность”.
– А кто она такая? – удивилась Белочка.
– Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная женщина на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой Госпоже удавалось приучить их к аккуратности во всем. Блестели от чистоты и порядка школьные принадлежности, тетрадки, одежда, игрушки, прически и прочее, прочее, прочее. Ее называли “Госпожа Аккуратность”, она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль. Однажды к Госпоже Аккуратность обратилась злая колдунья Лень с просьбой раскрыть ей свой секрет. Колдунья хотела помешать доброму делу. “Пусть все люди станут грязнулями, будут больше радовать меня!” – рассуждала Лень. Но Госпожа Аккуратность улыбнулась и ответила: “Все свои секреты я уже рассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям”. Тогда колдунья Лень решила заколдовать всех людей, чтобы они забыли секреты аккуратности. И люди стали лениться. Но все же каждый мальчик или девочка помнили один из секретов Госпожи и могли научить своих друзей и знакомых.
С той поры люди играют в игру “Госпожа Аккуратность”, и я вас сейчас научу играть в нее, – обратился Еж к ребятам. – В коробочке лежат маленькие листочки бумаги с секретными вопросами. По очереди, отвечая на каждый вопрос, мы сможем найти помощников “Госпожи Аккуратвости” среди вас. Вы готовы?
– Конечно, готовы! – ответили школьники.
– Первый секрет “Чистого тела”. Кто знает, как умываться, мыть руки и чистить зубы? – прочитал записку Учитель.
– Я знаю и смогу научить других! – воскликнула Белочка. – И она рассказала, как это делать правильно.
– Будешь нашей помощницей, – объявил всему классу Еж. – А вот другой вопрос из коробочки: кто знает секрет “Чистых вещей”?
– Это мой секрет! – обрадовался Медвежонок.
– Я много раз помогал маме чистить, стирать, гладить и убирать вещи в шкафчик. Могу это делать сам и научить других.
– Хорошо, и ты будешь нашим помощником, Медвежонок! А вот других помощников, хранителей секретов “Чистой тетради”, “Чистой парты” и “Чистого портфеля”, позвольте объявить мне. И я предлагаю полюбоваться тетрадочкой Зайчонка, портфелем Лисенка и партой Волчонка. Вы согласны стать нашими помощниками?
– Мы будем рады! – согласились ученики.
– Тогда слушайте и запоминайте! Все помощники в школе называются дежурными. Они помогают учителю и ученикам, стараются быть внимательными и вежливыми. А самое главное, замечания своим товарищам и советы произносят шепотом.
– Конечно, чтобы не услышала колдунья Лень! – догадался Лисенок.
Учитель улыбнулся и продолжил:
– Наши помощники-дежурные всю неделю трудятся, обучают своим секретам. А в конце недели, в пятницу, назначают новых дежурных, новых хранителей секретов Госпожи Аккуратности.
– А как же мы сможем узнать новых помощников? – спросил Лисенок.
– Правильно, Лисенок, у помощников будут значки. И сейчас я их достану из коробочки и приколю к одежде каждого дежурного.
Все школьники приготовились к этому торжественному моменту.
В классе зазвучала музыка и Учитель прикрепил значки помощникам.
Гордые, радостные школьники всю перемену разглядывали рисунки на значках. Оказалось, что они все разные. На одном значке была нарисована щетка с курточкой; на другом – мыло с полотенцем; на третьем – тетрадочка; на четвертом – парта; а на пятом – портфель. Ребята-зверята, конечно, догадались, что за секреты скрывались за этими рисунками, какому помощнику они принадлежали.
Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам Госпожи Аккуратности. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно, и даже обидно для окружающих.
– Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! – кричал на Зайчонка Лисенок.
– А я не дам тебе свою линейку! – отвечал Зайчонок.
– Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! – ворчала Белочка на Волчонка.
– Не прикасайтесь к моему костюмчику! – отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры.
Учитель-Еж наблюдал за этим явлением, недовольно покачивая головой.
– Ребята, вам пора лечиться! – обратился он к школьникам.
– Но мы ведь все здоровы! – удивились ученики.
– К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.
– А что же теперь делать? Как лечиться? – заволновались ребята.
– Есть одно средство, про которое мне рассказала фея Доброта, – ответил Еж. – Это добрые поступки, только ведь не все знают, что это такое.
– Это когда делаешь что-то приятное своему другу, – предположил Зайчонок.
– Или своей маме, – продолжала Белочка.
– Или учителю, – тихо произнес Волчонок.
– Или себе, – важно вставил Медвежонок.
Все ученики рассмеялись.
– Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью,а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружающим и себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к доброму поступку – это
услышать просьбу о помощи.
– А второй шаг? – спросили ребята.
– Второй шаг – это стремление помочь, но предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, – ответил Учитель.
– Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? – волновался Волчонок.
– Можно дать ему карандаш, – подумав, ответила Белочка.
– Или обратиться вместе с ним к другим ученикам, наверняка, есть у кого-то запасная ручка, – предложил свой вариант Лисенок.
– А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, – грустно произнес Зайчонок.
– Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если у Зайца из-за него были бы неприятности? – спросил Учитель.
– Если он настоящий друг, то сам бы отказался от такой жертвы, – ответил Медвежонок.
Все ученики задумались.
– Но как же быть с жадностью? – задал вопрос Зайчонок.
– Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то жадность быстро исчезнет, и вы будете снова здоровыми, – ответил ученикам Еж.
– Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, – продолжала волноваться Белочка.
– Это называется бережливостью, а не жадностью, – объяснил учитель. – Но если к вам обратились с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят.
– А если не выполнят, сломают, например, нечаянно? – беспокоилась Белочка.
– Тогда вспомним наше правило: “Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет, – покупает”, – напомнил всем Волчонок.
– Да, чуть не забыл, чтобы вылечиться от жадности, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков!
Так мне сказала Фея, – вспомнил Учитель.
– А делиться угощеньями – это тоже добрый поступок? – спросил Волчонок.
– Конечно! И мы продолжим наш разговор о добрых поступках, а сейчас нам пора завтракать! – ответил Учитель.
Подарки в день рождения
Тема подарков актуальна для многих детей, да и взрослых тоже. Что подарить другу, близкому человеку, учителю? Иногда дети бросаются в крайности: то покупают дорогие вещи, которые трудно принять имениннику, то небрежно раскрашивают открытки. Как принимать и дарить подарки, расскажет детям эта сказка.
Завтра день рожденья у Белочки. Она пригласила в гости всех своих школьных товарищей, и ребята готовят подарки для Белочки. Каждый по-своему относится к подаркам. Лисенок, например, долго изучал свою комнату с игрушками, чтобы выбрать ту, с которой уже не жалко было бы проститься. И он выбрал игрушку-копилку, правда она уже была облезлой, но зато он точно не нуждался в ней.
– А ведь очень полезная вещь для Белочки! – уговаривал сам себя Лисенок.
Не забудь поделиться страницей с друзьями:
Первоклассный день
— Я так боюсь завтрашнего дня! Как же теперь будут проходить мои будни в школе, — поделилась Маришка своими переживаниями с подушкой.
— Понимаю, я бы тоже очень переживала, — ответила подушка. — Мы всегда боимся того, чего не знаем.
— Закрой глазки, я расскажу тебе волшебную сказку, — вдруг сказало одеяло, заботливо накрывая девочку.
Маришка прикрыла глаза и стала слушать сказку. Ей было так хорошо и уютно в этот момент! Она не заметила, как расслабилась и уснула с улыбкой на лице.
Утром девочка проснулась и сладко потянулась, с благодарностью глядя на свои подушку и одеяло. А затем умылась, позавтракала и собралась вместе с родителями в школу. Настроение у Маришки было прекрасное, но внутреннее беспокойство все равно не покидало ее.
Когда девочка оказалась в школе, то увидела, как перила на крылечке помахали ей и радостно поприветствовали:
— Привет, Маришка! Рады тебя видеть!
Девочка улыбнулась и помахала рукой в ответ школьному крылечку. Когда она вместе с учительницей и другими ребятами вошла в класс, то услышала голос парты:
— Маришка, добро пожаловать! Вместе мы узнаем много нового и интересного!
Когда девочка села за парту, то услышала голос школьной доски:
— Приветствую вас, друзья! Сегодня у вас начинается новая жизнь. Но вам не стоит этого бояться. Вместе с вашей учительницей вы пройдете увлекательный путь к новым знаниям. Она и ваши родители обязательно помогут вам на этом пути и поддержат в трудную минуту. Помните всегда: вы справитесь с любыми задачами, в добрый путь!
Маришка оглянулась по сторонам, улыбнулась своим одноклассникам, а затем тихо произнесла вслух:
— Какая ты приветливая и добрая, моя школа! Зря я так переживала. Теперь я ученица первого класса и знаю, что моя новая жизнь будет увлекательной и полной удивительных открытий.