С 3D-игрушками, ходилками, шифровками и опытами внутри

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то, причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств, на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р, поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.

Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых, для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых, у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.

Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Предисловие

Предлагаем вам словарик русских народных пословиц, поговорок и крылатых выражений. Надеемся, что эта книга не только поможет вам выполнять домашние задания по русскому языку и литературному чтению, но и научит правильно выбрать и к месту употребить образное слово или выражение. Ведь человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость и выразительность, сверяет своё поведение и мысли с мнением предыдущих поколений. Постичь пословицы – это значит глубже познать жизнь и обычаи своего народа, свою Родину.

Пословицы и поговорки – короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, Родине. В них запечатлён опыт народа, его идеалы. Они хранят историю страны, отражают русский характер. Пословицы впитали в себя все тонкости и оттенки отношения народа к окружающей жизни. Знание русских народных пословиц и поговорок поможет вам получить сведения о русском народе, и, в конечном итоге, о самом себе – задуматься над своим мировоззрением, оценить свои поступки.

Русский язык богат образными выражениями и крылатыми словами. Термином «крылатые слова» обозначают попавшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты и образные выражения, изречения исторических деятелей, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными.

В словарик включено около 3000 пословиц и поговорок, а также 100 широко распространённых крылатых выражений с подробным толкованием их смысла. Весь материал расположен в алфавитном порядке, а раздел с пословицами и поговорками рассортирован ещё и тематически – по ключевым (опорным) словам, которые определяют основную смысловую нагрузку включённых в них выражений. По ключевым словам легче найти нужную пословицу или поговорку, часто тематическая подборка выражений, относящихся к опорному слову, может быть интересна сама по себе. К устаревшим словам в скобках курсивным шрифтом даны пояснения.

Русские народные пословицы и поговорки

Август лето кончает.

Август собирает, а зима поедает.

Август-батюшка заботой-работой мужика тешит.

В августе мужику три работы: и косить, и пахать, и сеять.

В августе серпы греют, вода холодит.

Кому работа, а нашим бабам и в августе праздник.

Кто в августе спит, тот голодный будет ходить.

На зимний стол август готовит разносол.

Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

А́збука

Азбука – к мудрости ступенька.

Азбука наука, а ребятам му́ка.

Азбуки не знает, а читать садится.

Азбуку уча́т, во всю избу кричат.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Апре́ль

Апрель всех напоит.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель с водой, а май с травой.

В апреле земля преет.

Не ломай печей, ещё апрель у плечей.

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Ба́сня

Баснями закрома не наполнишь.

Баснями сыт не будешь.

Соловья баснями не кормят.

Безде́лье

Безделье – мать пороков.

Безделье – сестра болезни.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем.

Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

От безделья и лопата ржавеет.

От безделья и то рукоделье.

Бережли́вость

Бережливость дороже богатства.

Бережливость лучше прибытка.

Кто не бережёт копейки, сам рубля не стоит.

Маленькая бережливость лучше большого прибытка.

Му́ка не му́ка, а бережливость – наука.

Бога́тство

Бедность плачет, богатство скачет.

Богатство – грязь, ум – золото.

Богатство – спеси родня.

Богатство родителей – порча детям.

Богатство с деньгами, голь с весельем.

Богатством ума не купишь.

Доброе братство лучше богатства.

Залез в богатство, забыл и братство.

Краденое богатство исчезает, как лёд тает.

Не с богатством жить – с человеком.

Нищета прочней богатства.

При сытости помни голод, а при богатстве – убожество.

Учение лучше богатства.

Брат

Брат брата не выдаст.

Брат братом, сват сватом, а денежки не родня.

Брат брату головою в уплату.

Брат за брата не ответчик.

Брат он мой, а ум у него свой.

Брат сестре не указ в стряпне.

Брат – так брат, а не брат – так отдай мой крест да лапти.

Брата родного знаешь, а ума его не знаешь.

Братская любовь пуще каменных стен.

Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.

Брату сват, да и нам родня.

Свой своему поневоле брат.

Бума́га

Бумага всё стерпит.

Бумага от стыда не краснеет.

Бумага терпит, перо пишет.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Перо скрипит, бумага молчит.

Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки.

Быль

Быль – трава, небыль – вода.

Быль за сказкой не угонится.

Быль молодцу не бесчестье.

Быль молодцу не укор: конь на четырёх ногах и тот спотыкается.

Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.

Быль, что смола, а небыль, что вода.

Век

Век без ошибки не проживёшь.

Век веку не указывает.

Век долог, всем полон.

Век долог, да час дорог.

Век ждать – век прождать.

Век живи, век учись.

Век изжить – не рукавицей тряхнуть.

Век не верёвкой мерян.

Век прожить – не поле перейти.

Век протянется – всего достанется.

День долог, век короток.

Должен век, а платежу нет.

Каков век, таков и человек.

На веку – не на боку: всего будет.

На наш век хватит.

Ночь темна́ не на век.

Старая пословица век не сломится.

У до́лга и век долог.

Ве́ра

Вера без дел мертва.

Вера и гору с места сдвинет.

Веру к делу применяй, а дело к вере.

На что и мера, коли есть вера.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

Слову – вера, хлебу – мера, деньгам – счёт.

Весе́лье

В весёлый час и смерть не страшна.

В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

В трудный час нужна стойкость, в час веселья нужна бдительность.

Веселье делу не помеха.

Веселье лучше богатства.

Где нет любви, там нет и веселья.

Где умному горе, там глупому веселье.

Жил-был молодец: в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал.

За весельем горесть ходит по пятам.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

Кому веселье, а мне и полвеселья нет.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Кто людей веселит, за того весь мир стоит.

На новоселье всегда живёт веселье.

Нет лучше веселья, кому сердечная радость.

От лишнего веселья работа тоскует.

Печали – на гривну, веселья – на грош.

Резвился, веселился, да в яму и свалился.

Весна́

Весенний день год кормит.

Весенний лёд толст, да прост, осенний тонок, да цепок.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Весна, что девушка: не знаешь, когда заплачет, когда засмеётся.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна, зажги снега, заиграй овражки.

Весна-весница – подснежников царица.

Весной ведро воды – ложка грязи; осенью ложка воды – ведро грязи.

Весной день упустишь, годом не вернёшь.

Весной оглобля за одну ночь травой обрастёт.

Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.

Весной сутки мочит, а час сушит.

Весной, что рекой прольёт, – капли не видать; осенью ситцем просеет – хоть ведром черпай.

Вода с гор потекла, весну принесла.

Как зима ни злится, а всё ж весне покорится.

Красна весна, да голодна.

Кто весной потрудился, тот осенью повеселился.

Кто спит весною, плачет зимою.

Ласточка весну начинает, соловей кончает.

Матушка-весна всем людям красна́.

Одна ласточка не делает весны.

Потрудись весной – сытым будешь зимой.

Прилетел кулик из заморья, принёс весну из неволья.

Ранняя весна ничего не стоит.

Увидел грача – весну встречай.

Хороший год по весне видно.

Щедра весна на тепло, да скупа на время.

Ве́тер

Ветер в поле не поймаешь.

Ветер кручины не развеет.

Ветер попутный – прямо в зубы.

Ветром море колышет, молвою – народ.

Ветру пути не заказаны.

Ветры дули – шапку сдули, кафтан сняли, рукавицы сами спали.

Держать нос по́ ветру.

И соломинка показывает, куда ветер дует.

Ищи ветра в поле.

Каким ветром вас сюда занесло?

Кто сеет ветер, пожнёт бурю.

На семи ветрах.

Откуда ветер подует, туда он и клонится.

Собака лает – ветер носит.

Вода́

Беда, что вода: нечаянно на двор приходит.

Бездонную кадку водой не наполнишь.

В лес дров не возят, в колодец воду не льют.

В решете воду носить.

Вилами на воде писано.

Вода и землю точит, и камень долбит.

Вода-то близко, да ходить склизко.

Воду в ступе толочь – вода и будет.

Воду варить – вода и будет.

Вола зовут в гости не мёд пить – воду возить.

Где воды не было, там и сухо.

Где солнце пригреет, там и вода примелеет.

Года – что вода.

Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити.

Их водой не разольёшь.

Как с гуся вода.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Масло с водой не смешаешь.

Мельница сильна водой, а человек едой.

Много воды утекло с тех пор.

На сердитых воду возят, а на дутых – кирпичи.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Обжёгшись на молоке, дует на́ воду.

Овёс любит хоть в воду, да в пору.

От воды навару не будет.

По которой воде плыть, ту воду и пить.

Под лежачий камень вода не течёт.

Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.

Порою – и хлеб с водою.

После пожара за водой не бегут.

Посмотрись в воду на свою природу.

Разлитую воду не соберёшь.

Снегу надует – хлеба прибудет; вода разольётся – сена наберётся.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Чёрной души ни живой, ни мёртвой водой не отмыть.

Чистая вода – для хвори беда.

Что в воду упало, то пропало.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Во́здух

В запас воздухом не надышишься.

Воздуха словами не наполнишь.

Люди работали, а он воздухом торговал.

Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.

Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.

После сильной грозы воздух становится чище.

Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.

Во́лга

В ложке Волгу не переедешь.

Видно, Дунай с Волгой не сольются.

Волга – плыть долго, а Дунай – широко.

Волга всем рекам мать.

Волга добрая лошадка: всё свезёт.

Волга-матушка широка́ и долга́.

Знать ямскую (дорогу) по столбам, а Волгу – по крутым берегам.

На словах – Волгу переплывёт, а на деле – ни через лужу.

Не Стенька (Разин): на ковре по Волге не поплывёшь.

Просит осётр дождя, в Волге лёжа.

Во́ля

Больше воли – хуже доля.

Была бы доля, да нет воли.

В своём ломте своя воля.

В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково.

Волей-неволей, а ступай.

Вольному воля, спасённому рай.

Воля губит, неволя изводит.

Воля и труд дивные всходы дают.

Воля портит, а неволя учит.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Воля не воля – такая наша доля.

Где воля напрягается, как тетива, там муравей одолевает льва.

Дай волю на ноготок, а он возьмёт на весь локоток.

Дай волю на палец – всю руку откусят.

Дай волю осоту (сорняк) – и огурцов на белом свете не станет.

Добрая воля сильнее рассудка.

Если воля тверда – цели достигнешь всегда.

Железная воля – не всякого доля.

И сила есть, да воли нет.

Коровы с поля – пастуху воля.

Лакома овца к соли, а коза к воле.

Не в воле счастье, а в доле.

Неволя крушит, а воля губит.

От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется.

Своя воля: хочу смеюсь, хочу плачу.

Там своя воля, а тут своя доля.

Хороша воля с умом да с деньгами.

Хочешь как хочешь, а не хочешь – опять твоя воля.

Чьё поле, того и воля.

Чья воля старее, та и правее.

Воро́на

В своём гнезде и ворона коршуну глаза выклюет.

Ворон ворону глаз не выклюет.

Ворон каркал, каркал, да и докаркался.

Ворона в павлиньих перьях.

Ворона за море летала, да лучше не стала.

Ворона летела, собака на хвосте сидела.

Ворона не оборона, а сорока не без порока.

Ворона прямо летает, да за море не попадает; касатка (ласточка) крюками летает, да за море попадает.

Ворона сове не оборона.

Ворона стоя спрячется.

Вороне соколом не бывать.

Воронёнку гнездо – родима хата.

И собаки облаяли, и вороны ограяли (окаркали).

Пуганая ворона куста боится.

Сердце соколье, а смелость воронья.

Старый ворон не каркнет даром: либо было что, либо будет что.

Вре́мя

Время – как воробей: упустишь – не поймаешь.

Время – лучший лекарь.

Время дороже золота.

Время за нами, время перед нами, а при нас его нет.

Время и камень долбит.

Время идёт – как птичка несёт.

Время летит безвозвратно.

Время научит, что делать.

Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.

Время подойдёт, так и лёд пойдёт.

Время придёт – слёзы утрёт.

Время разум даёт.

Время творит чудеса.

Всему своё время и место.

Всякому делу время.

Иное время – иное бремя.

Не время дорого – пора́.

Не время собак кормить, когда волк в стаде.

Нельзя повернуть время вспять.

Оттягивать да откладывать – только время воровать.

Придёт время – будет и наш черёд.

Придёт время – будет и пора́.

Придёт время, и мы ногой топнем.

Придёт время, прорастёт и семя.

Часы на стене, а время на спине.

Глаза́

Бесстыжих глаз и дым неймёт.

В глаза выхваляют, а за очи ругают.

В глаза льстит, а за глаза пакостит.

В глаза не хвали, за глаза не кори.

В глазах – как лисица, а за глазами – волк.

В глазах мил, а за глаза постыл.

Глаз чёрный, взгляд бойкий, обычай волчий.

Глаза – бирюза, душа – сажа.

Глаза – зеркало души.

Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

Глаза боятся, а руки делают.

Глаза как плошки, а не видят ни крошки.

Глаза на мокром месте.

Глазами кос, да душою прям.

Глазами окинешь, да тут же покинешь.

Глазам-то стыдно, а душа-то рада.

Глядит да глазами хлопает, молчит да руками разводит.

За глаза и про царя говорят.

И один глаз зорок – не надобно сорок.

И хлопает глазами, и рассуждает руками, а всё не впрок.

Идти куда глаза глядят.

Кто смотрит глазами смелости, тот будет в целости.

Кто старое помянет, тому глаз вон.

Лучше один раз своими глазами увидеть, чем сто раз услышать.

На то глаза, чтобы текла слеза.

Наглеца узнаешь по глазам, как осла по ушам.

Не в бровь, а в глаз (очень метко).

Не верь чужим речам, а верь своим глазам.

Не глаза видят, а человек, не ухо слышит, а душа.

Один глаз на нас, другой на Арзамас.

Одни слепы глазами, другие – сердцем.

Он, как оса, лезет в глаза.

Правда глаза колет.

С глаз долой – из сердца вон.

Свой глаз – алмаз, а чужой – стёклышко.

Строгие глаза не гроза.

Стыд не дым – глаз не ест.

У страха глаза велики.

Фома на гудке играть, а Ерёма глазами мигать.

Хоть глаз выколи (темно).

Хоть наплюй в глаза: ему всё божья роса.

Чего глаза не видят, тем сердце не бредит.

Чужой ворох ворошить – только глаза порошить.

Год

Без работы день годом станет.

В день на год не наешься.

В хороший год хорош и приплод.

Год – не неделя: всё будет, да не теперя.

Год годовать – не век вековать.

Год году не равен.

Год кончается, а зима начинается.

Год лёгок, да час тяжёл.

Год на́ год не приходится.

Год не неделя, а все дни впереди.

Год прожить – не лукошко сшить.

Год прожить – не реку переплыть.

Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.

Не хвались в год, хвались в три года.

Неделя год кормит.

Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году.

Уплыли годы, как вешние воды.

Голова́

Бе́ды головы – от уст.

Без мужа, что без головы, а без жены, что без рук.

В голове вертится, а на память не идёт.

В голове нет, и в шапку не накидаешь.

В голову бить – разуму не добыть.

Выше головы не прыгнешь.

Выше головы носа не поднимай.

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Голова кру́гом идёт.

Голова не колышек: не шапку на неё вешать.

Голова от поклонов не болит.

Голова по волосам не плачет.

Голова прикована, а уму воля дана.

Голова с лукошко, а мозгу ни крошки.

Голова уда́тна (удачлива), да лень перекатна.

Голова хвоста не ждёт.

Голова, что чан, а ума ни на капустный кочан.

Голову любит, а волосы дерёт.

Дурная голова ногам покоя не даёт.

За Отечество головы положим.

Из пустой клети – сыч или сова; из пустой головы – пустые слова.

Как снег на́ голову (неожиданно).

Кто станет доносить, тому головы не сносить.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Лоб широк, а в голове тесно.

На словах его хоть выспись, на деле и головы не приклонишь.

Не ломай головы и рук над тем, что тебе не дорого и не любо.

Не сносить ему головы на плечах своих.

Одна голова на плечах, и та на ниточке.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Петушиным гребнем головы не расчешешь.

Повинную голову меч не сечёт.

Потерявши голову, по волосам не плачут.

Рыба гниёт с головы, а чистят её с хвоста.

С больной головы на здоровую.

Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы.

У умной головы сто рук.

Хватился шапки, как головы не стало.

Храбрость – от головы, резвость – от ног.

Новое на «Алых парусах»

«Учитель, вдохнови меня на творчество»Ш. Амонашвили

Как нарисовать черёмуху

В лесу начал снег таять, полая вода поднялась и затопила медвежью берлогу. Проснулся Медведь — ахти, горе какое! — под б.

Мир культуры

В середине 1870-х годов Чайковский, уже известный автор четырёх опер, трёх симфоний, двух квартетов и других сочинений,.

Любование стихами Басё

Басё — это имя давно уже стало символом Японии. Поэт, философ, монах, мастер, придавший утонченную завершенность жанру х

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность.

Наши публикации в социальных сетях

О крайностях в воспитании /Жан-Жак Руссо/

О детстве /Януш Корчак/

О воспитании /Макаренко А

О воспитании /А. Макаренко/

Чему можно научиться /Иоганн Вольфганг Гёте/

С 3D-игрушками, ходилками, шифровками и опытами внутри

Характеристики

Возрастное ограничение: 0+

Обложка: Твердый переплет

Дата выхода: 30 июня 2022

Тираж книги: 15 000

Вес: 0. 428 кг

Формат: 138×212 мм

Время прочтения: 20 часов 48 минут

Оплата производится в момент получения заказа. Наличными или картой.

Доставка почтой России

Банковской картой на сайте

Visa, MasterCard, Maestro, МИР

Теги

35 место в рейтинге Топ 100 книг месяца

Другие издания

Заказать тираж книги для вашей компании

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫКуконос Светлана ГригорьевнаметодистГОУ ДПО “Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования”, г. Донецк, Донецкая Народная Республика

Рис. 1 – Результаты участников онлайн-марафона по методике «Решение педагогических ситуаций» Таким образом, по итогам первого месяца работы онлайн-марафона, можно сделать вывод, что данная форма работы востребована и интересна для педагогов. Этому подтверждением являются отзывы участников (см. рис.

Forbidden

Request ID: 2022-07-06-22-44-33-05FA16C60A288E25Client IP: 185. 231. 235

Запрос заблокирован, оставьте заявку в службе технической поддержки по ссылке в отдел “ЗИ и УЦ. Защита информации” с указанием Request ID в текстовом виде.

Please contact the technical support service by link in the “Department PI and CA. Information protection” specifying the Request ID in text format.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *