Посмотрите еще
Здоровье по Дарвину. Почему мы болеем и как это связано с эволюцией
Энергия, секс, самоубийство. Митохондрии и смысл жизни
Скелеты в шкафу. Драматичная эволюция человека
Генный апгрейд. Почему мы пользуемся устаревшей моделью тела в новой модели мира и как это исправить
Лекция «Язык, мозг и гены»
Отпечатки жизни. 25 шагов эволюции и вся история планеты
Микроб редко приходит один. Как микроорганизмы влияют на нашу жизнь
Жизнь на грани. Ваша первая книга о квантовой биологии
Почему мы до сих пор живы? Путеводитель по иммунной системе
Что за безумное стремленье!
Правила передачи звуков (фонем) буквами в составе морфем и слов.
Правописание морфем регулируется в русском языке следующими принципами — фонематическим, традиционным, фонетическим.
Фонематический принцип орфографии является ведущим и регулирует большинство всех написаний. Данный принцип «заключается в том, что одна и та же буква обозначает фонему в сигнификативно сильных и слабых позициях» . Ему соответствует частнометодический принцип сопоставление звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в одной и той же морфеме. Приведем примеры реализации данного принципа:
− правописания безударных гласных: безударный гласный определенной морфемы проверяется ударным гласным той же морфемы (дома – до́м, на площа́дке – на стене́);
− правописание согласных в слабой позиции: парный по глухости/звонкости согласный, находящийся не перед гласными, сонорными и не перед в, определенной морфемы проверяется согласным, находящимся перед гласными, сонорными и перед в в той же морфемы (гриб – грибы).
В различной литературе встречаются вариативные названия данного принципа: фонематический, морфофонематический.
Традиционный принцип орфографии заключается в том, что узаконено написание, закрепленное традицией: проверка слабой позиции гласных и согласных сильной позицией невозможна из-за того, что в тех же морфемах звук (фонема) в сильной позиции не встречается. Принцип регулирует:
− написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека);
− корней с чередованиями (слагать — сложить);
− дифференцирующих написаний (ожёг — ожог);
− правописание гласных после шипящих и ц (шелк — шов, цирк — цыпле-нок);
− написание разделительных знаков (въедливый, вьюга);
− мягкого знака после непарных по твердости/мягкости согласных в грамматической функции (нож — рожь).
Фонетический принцип орфографии «заключается в том, что написание соответствует звуковому облику слова». Принцип регулирует:
− написание приставок на з/с (разбить, растить)
− написание приставок раз-/рас-/роз-/рос- (рассы́пать – ро́ссыпь);
− окончания –и в родительном, дательном и (или) предложном падежах имен существительных на –ия, -ий, -ие в соответствии с произношением (к ли́нии, о ге́нии, о волне́нии);
− буквы ы после ц (цыплёнок, скворцы, сестрицын, бледнолицый);
− правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (играть-сыграть).
Правописание морфем регулируется и морфологическим принципом, который заключается требовании единообразного написания одних и тех же морфем. В соответствии с данным принципом пишутся слова тип контригра (ср. игра), сверхизысканный (ср. изысканный), дезинформация (ср. информация), в которых сохраняется облик корня, вопреки правилу графики писать ы после букв, обозначающих твердые звуки (фонемы).
Специальные орфографические упражнения
Для формирования умения писать слова с изученными видами орфограмм используются специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям М.Т. Баранов относит списывание и диктант (кроме творческого и свободного).
Списывание как специальное орфографическое упражнение опирается в первую очередь на зрительную и моторную виды орфографической памяти. Определенную роль в формировании правописного умения играет естественное проговаривание во внутренней речи, т.е. речевые кинестезии, производимые учеником в момент письма. Учитывая последнее, необходимо ориентировать учащихся на обязательное послоговое орфографическое проговаривание записываемого. Это приучит их к самоконтролю. Списывание существует в двух формах: с пропуском орфограмм (в этом случае оно называется осложненным) и без пропуска орфограмм (списывание текста без пропусков называется). Неосложненное (без пропуска орфограмм) списывание используется для обучения детей умению находить орфограммы, графическому обозначению условий выбора правильных написаний. Осложненное списывание учит школьников выбору орфограммы из ряда возможных написаний, которые по отношению к ней являются ошибочными. При решении орфографической задачи учащийся осуществляет ряд мыслительных действий, связанных с поиском места пропущенной орфограммы (в морфеме или между морфемами) и остальных условий выбора. При осложненном списывании учащиеся, прежде всего, указывают морфему, в которой пропущена буквенная орфограмма, или две соседние морфемы, если пропущена небуквенная орфограмма. Далее учащиеся вспоминают остальные условия выбора и решают, какая орфограмма была пропущена, во время списывания вставляют ее.
Осложненному списыванию может предшествовать либо зрительная, либо словесная, либо зрительно-словесная подготовка учащихся. Зрительная подготовка состоит в восприятии отдельных слов, правописание которых затрудняет учащихся. Они записываются на классной доске или проецируются на экране; в них графически обозначаются условия выбора изучаемых орфограмм. Далее учащиеся списывают текст упражнения, вставляя пропущенные орфограммы. Словесная подготовка заключается в (предварительном, до записи) обосновании выбора орфограмм на месте пропусков. Зрительно-словесная подготовка сочетает в себе элементы обоих видов подготовки.
Для развития и совершенствования орфографического навыка важную роль играет письмо по памяти.
Диктант как специальное орфографическое упражнение опирается на слуховую и речедвигательную орфографическую память. Вместе с тем играет роль и зрительная, и моторная память. В процессе восприятия диктуемого пишущий, прежде чем записать услышанное, мысленно определяет фонемный состав слов, который запоминает и воспроизводит на письме в виде букв. Если школьник приучен к этой деятельности, то он, как правило, должен достаточно грамотно писать.
Рассмотрим различные виды диктантов, разграничиваемые по времени объяснения диктуемого:
– предупредительный (с целью предупреждения орфографическим ошибок записи слов с орфограммами предшествует работа над правилом, которое необходимо применить);
– комментируемый (объяснение орфограмм привлечением соответствующих правил совпадает с записью слов, их содержащих, что позволяет сформировать у учащихся умение применять изученные орфографические правила письма);
– объяснительный (орфографические правила воспроизводятся после записи диктанта с целью проверки сформированности правописного умения);
– комбинированный (сочетание предупредительного, комментируемого, объяснительного и контрольного диктантов).
Обучающие диктанты имеют две формы подготовки учащихся: зрительную и словесную. Зрительная подготовка заключается в предварительном чтении либо всего текста предстоящего диктанта, либо отдельных слов из него, правописание которых может затруднить учащихся. Отдельные слова записываются на классной доске, а вовремя диктовки стираются с нее. Для диктантов со зрительной подготовкой в учебниках предусмотрены специальные упражнения. В качестве диктантов со зрительной подготовкой можно использовать и упражнения учебника.
Словесная подготовка — это обоснование выбора орфограмм на основе применения орфографических правил. Она бывает до записи диктуемого (в этом случает говорят о предупредительном диктанте), во время записи (в этом случае говорят о комментированном диктанте). При использовании предупредительного диктанта объясняемые слова с новым видом орфограммы или с трудной, ранее пройденной орфограммой целесообразно записать на доске и в тетрадях учащихся. Применяя комментированный диктант, целесообразно предупредить ошибки не во всех подряд словах, а лишь в тех, где имеются трудные случаи в применении правил.
Из числа диктантов, классифицируемых по характеру записи диктуемого, для формирования орфографического навыка особенного внимания заслуживает словарный диктант. Рассмотрим разновидности словарного диктанта, разработанные А.А. Косолапковой:
– Словарный диктант с подсказкой.
Подсказка: Орфограмма находится в окончании существительного после буквы, обозначающей шипящий звук, написание буквы гласного звука зависит от того, находится ли гласный под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение и вставьте орфограмму.
– Словарный диктант с грамматическим заданием.
1) Ветошь, пейзаж (определите род и склонение существительных).
2) К гвардии, к алее, в санатории, в ущелье (определите падеж, напишите рядом со словом его начальную форму).
3) Колышет, дышит (определите спряжение глагола, выделите окончание).
4) Рассмотреть, расписать (выделите приставку и корень, определите, с глухого или звонкого начинается корень).
5) Не хочу, не был (определите часть речи).
– Словарный диктант с самопроверкой.
Учащиеся пишут диктант, причем учитель называет параграфы, к которым нужно обратиться для самопроверки. Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант, обозначают орфограммы.
– Словарный диктант с продолжением.
Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Далее следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта учащиеся подбирают и записывают рядом слово с той же орфограммой:
Станция Конструкция (на –ция)
Шёпот Щёки (щека́)
Крыжо́вник Шо́рох (запомн.)
– Словарный диктант с сопоставлением.
Учащиеся записывают слова и словосочетания, объясняют написание, обозначая орфограммы. После этого проводится самостоятельная работа – преобразование текста словарного диктанта в соответствии с заданием. Преобразование должно быть связано с изменением написания при изменении определенных условий:
Неосвещенная улица – не освещенная солнцем улица.
Незаконченная повесть – повесть не закончена (кр. прич.).
Изжаренная рыба – жареная рыба.
Неширокая (узкая) дорога – не широкая, а узкая дорога.
Вырасти – выросли и т.д.
– Словарный диктант с элементами игры.
Превратите имена нарицательные в имена собственные:
птица орел – (город Орел);
цветок роза – (девочка Роза);
воздушный шарик – (собака Шарик);
наша школа – (повесть “Школа”);
плодородная земля – (планета Земля).
– Словарный диктант на основе загадок.
Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму.
Гласные после букв шипящих и ц:
В золотой клубочек
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!
– Словарный диктант с усложнением дидактического материала
Учащимся даются слова без орфограмм, их задача – изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы в нем появилась орфограмма:
честен – честный
клу́бы – клуб
щуба – щубка
мир – мири́ть
свет – освети́ть
– Выборочный словарный диктант
Учащимся предлагается на выбор из каждых трех продиктованных учителем слов во время диктанта записать только одно слово с названной орфограммой.
Пример: Запишите слова с орфограммой в приставке (в корне, в суффиксе):
Прибыл, чёрный, жучок.
Циферблат, расщелина, замочек и т.д.
– Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Перед тем как написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой.
– Словарный диктант с обобщением.
Вариант 1. В процессе написания словарного диктанта составляется таблица, на основе которой и делается последующее обобщение: записать слова в три столбика.
Правописание букв безударных гласных в корне слова
Гласные, проверяемые ударениемЧередующиеся гласныеНепроверяемые гласные
Слова: наращение, морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное, приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, больной, росток.
Вариант 2. После написания словарного диктанта: пол-окна, по-русски, кое-кто, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по-видимому, спортивно-авиационный, орлиный, откуда-то, изжелта-зеленый, пол-Рязани, где-либо, перебежчик – учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем учащиеся называют этот общий признак и формулируют общее правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.
Вариант 3. После написания словарного диктанта учащиеся получают задание: сгруппировать слова по каким-то общим признакам:
− по типам орфограмм;
− по видам орфограмм;
− по местоположению орфограмм;
− по определенным отличительным признакам (две-три группы слов).
При написании каждого из видов диктантов можно делать графические обозначения условий выбора орфограмм.
Неспециальные орфографические упражнения
Орфографические умения формируются также при выполнении упражнений, развивающих учебно-языковые, пунктуационные и коммуникативные умения. К ним относятся творческие и свободные диктанты изложения и сочинения. Орфографические функции неспециальных упражнений заключаются в обучении школьников применению правил в нестандартных ситуациях. При выполнении перечисленных упражнений внимание учащихся сосредоточено на выполнении неорфографических заданий. Кроме того, дети относительно свободны в выборе словесных средств при передаче содержания исходных текстов и при оформлении самостоятельно подобранного содержания в процессе написания сочинения.
Творческий диктантсостоит в расширении пишущим диктуемого за счет включения отдельных слов, словосочетаний. Работа по орфографии при написании творческих диктантов происходит в первую очередь над орфограммами во вставляемых словах.
Свободный диктант как вид упражнения по русскому языку заключается в чтении учителем исходного текста по абзацам и в свободном пересказе учащимися диктуемого. Работа по орфографии при написании свободных диктантов непосредственно не связана с изучаемой орфограммой. Она обеспечивает закрепление умения писать слова с ранее усвоенными орфограммами.
Изложение не может применяться непосредственно для формирования умения пользоваться изучаемым в данный момент орфографическим правилом. Изложения способствуют закреплению орфографических умений, над которыми ранее велась работа с помощью специальных орфографических упражнений.
Неспециальным орфографическим упражнениям можно отнести конструирование, подбор слов определенной структуры и сочинение.
Конструирование заключается в образовании форм слов, в составлении словосочетаний и предложений (в том числе по опорным словам). При выполнении указанных видов упражнений учащиеся попутно работают над орфограммами.
Подбор слов определенной структуры, например с такой-то приставкой, с таким-то корнем.
Сочинение не применяется непосредственно для формирования конкретного орфографического умения. Наибольший эффект в работе по орфографии сочинения обеспечивают после ознакомления с рядом орфограмм, когда требуется учить детей самостоятельному применению усвоенных орфографических правил.
На уроках орфографии педагогу следует активно применять творческие упражнения, позволяющие сочетать работу над правописной нормой с работой по развитию связной речи учащихся. Так, например, в процессе творческого диктанта можно предложить следующие приемы работы: составление текста по данным словам, словосочетаниям; запись воспринятых предложений с установкой на замену указанных слов; запись под диктовку начала пословицы или поговорки с целью самостоятельного воспроизведения концовки.
Одним из эффективных средств обучения русскому языку наряду с учебником являетсяорфографический словарь. Его применение развивает зрительную память и орфографическую зоркость учащихся, обогащает их словарный запас, формирует умения самостоятельного поиска необходимой лингвистической информации, дает возможность учителю использовать разнообразные приемы для организации работы на уроках орфографии при объяснении, закреплении, повторении и обобщении материала.
При обучении правилам орфографии, их повторении и обобщении часто используется орфографический разбор, представляющий собой вид языкового анализа, который включает обнаружение в словах орфограмм, их объяснение с привлечением изученных орфографических правил, указание способов проверки написаний. Орфографический разбор может быть полным, когда анализу подвергаются все орфограммы, имеющиеся в слове, и тематическим, выборочным, когда разбираются орфограммы на определенную тему.
Орфографический разбор может быть устным и письменным. При проведении письменного орфографического разбора используются условные обозначения, функция которых строго регламентирована: орфограмма (буква, пробел, слитность) подчеркивается одной линией, условия выбора орфограммы – двумя. В необходимых случаях выделяется значимая часть слова, в которой находится орфограмма или которая влияет на выбор написания: подъезд, кое-кто, ни у кого, непрочитанная книга (нет зависимого слова), прочитанная.
Разновидность орфографического разбора является морфемно-орфографический анализ слова . Данный вид разбора развивает орфографическую зоркость учащихся, обогащает их словарный запас, тренирующий ум. Учащимся предлагается определить лексическое значение слова, разобрать его по составу (или выделить только корень) и вставить пропущенную букву.
Пример:прим..рять ссорящихся – прим..рять костюм
ч..стота волн – ч..стота комнаты
Для проведения письменного орфографического разбора привлекаются дифференцирующие значки и графическое комментирование орфограмм. На этапе осмысления учащимися орфографических правил эффективно привлечение их графических схем и алгоритмов
Примеры графических схем:
Правописание Н и НН в именах прилагательных и причастиях
Работа над орфограммой и орфографическим правилом
Работу с учащимися над орфограммой педагог должен организовывать с учетом основных линий общего психологического развития ребенка. К таким линиям следует отнести наблюдение, мышление, практическое действие. На основании данных составляющих психического облика личности можно выделить три этапа в изучении орфограмм и орфографического правила:
1 этап — ознакомление с орфограммой;
2 этап — осмысление и запоминание орфографического правила;
3 этап — применение изученного правила в процессе письма (на материале слов, словосочетаний, предложений, текстов).
Также при организации работы над орфограммой педагог должен учитывать, что орфографические правила не однородны по своей структуре:
правило-аксиомаЧа, ща пиши с буквой а
правило-условиеВ суффиксе уменьшительно-ласкательных имен существительных среднего рода перед ц на месте безударного гласного пишется буква и, если ударение предшествует суффиксу, и буква е, если ударение стоит после суффикса (на окончании): ма́слице, но пальтецо́
Рассмотрим организацию учебной деятельности учащихся на каждом из этапов на примере работы над темой «Гласные о, е после ж, ч, ш, щ, и ц в окончаниях имен существительных и имен прилагательных» .
1 этап — ознакомление с орфограммой.
Ознакомлению с орфограммой предшествует актуализация опорных знаний, навыков и умений, которые необходимы для понимания учащимися правила, структуры, орфографического действия и повышения эффективности управления им со стороны учителя.
Перед изучением указанной орфографической темы целесообразно провести беседу, определив следующий круг вопросов:
− Какие звуки по производимому ими акустическому впечатлению обозначаются буквами ж, ч, ш, щ (шипящие)?
− Какие слова относятся к лексико-грамматическим классам имен существительных и имен прилагательных; какую значимую часть слова квалифицируют как окончание.
Следующий важный элемент – мотивация учебной деятельности школьников: на примере нескольких слов учащиеся убеждаются в том, что после ж, ч, ш, щ и ц в окончаниях имен существительных и имен прилагательных пишется то о, то е. Соблюдение орфографической нормы предполагает знание определенного правила (в нашем случае правила-условия), регламентирующего ее действие.
Далее, организуется наблюдение над специально подобранным языковым материалом, который предъявлен без каких бы то ни было обозначений:
врачо́м– ту́чей – межо́й–ко́жей
чужо́й –све́жему большо́й – хоро́шей
Можно предложить учащимся ответить на вопросы и выполнить задания:
– Прочитайте слова, поставьте в них ударение.
– Какой частью речи являются данные слова?
– Подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки, и букву ц двумя чертами.
– Какие буквы пишутся после ж, ч, ш, щ, и ц? Подчеркните их одной чертой.
– В какой значимой части имен существительных и имен прилагательных находятся буквы о и е?
– Когда в окончаниях имен существительных и имен прилагательных после ж, ч, ш, щ и ц пишется о, а когда – е?
2 этап — осмысление и запоминание орфографического правила.
Осмысление орфографического правила начинается с того, что его формулировка сверяется с той, которая дана в учебнике. Учитель вместе с обучающимися анализирует:
− структуру правила;
− условия, от которых зависит написание;
− норму, действующую при данных условиях;
− последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.
Учитель организует учебную деятельность школьников таким образом, чтобы облегчить им усвоение и запоминание орфографического правила. С этой целью учащимся:
а) предлагается несколько раз про себя прочитать правило, запомнить условия, при которых действует данная норма, а затем – орфографическую норму;
б) назвать условия, при которых пишется о, при которых пишется е;
в) указать орфографическую норму, действующую при данных условиях:
– в окончаниях имён существительных и прилагательных;
– после шипящих и ц;
Затем условия и норма объединяются в формулировке орфографического правила.
Далее необходимо осуществить проверку усвоения орфографического правила учащимися. Целесообразно предложить учащимся:
1) воспроизвести изученное правило;
2) составить схему отражающую сущность изучаемой орфограммы, что способствует запоминанию.
После проверки усвоения правила учащимися их необходимо ознакомить с последовательностью мыслительных операций, результатом соблюдения которой станет умение применять изученное правило при решение орфографической задачи. Сначала надо установить, если ли буква, обозначающая шипящий звук, или буква ц перед окончанием в форме имени существительного или имени прилагательного; если есть, определить, находится ли гласный окончания под ударением; если гласный звук окончания под ударением, после ж, ч, ш, щ и ц пишем о, если без ударения – е.
Учащимся можно предложить следующий алгоритм:
1) выяснить, есть ли в слове шипящие и цперед о, е;
2) установить, в какой части слова находятся о, е;
3) определить часть речи;
4) поставить ударение;
5) сделать вывод.
При осмысление орфографического правила активно применяются алгоритмы.
3 этап — применение изученного правила в процессе письма.
В основе формирования умения применять изученное правило лежит указанная последовательность мыслительных операций: после восприятия слова с изучаемой орфограммой необходимо найти в нем шипящие и ц; выяснить, находятся ли они перед окончанием; установить, к какому лексико-грамматическому классу принадлежит рассматриваемое слово; определить ударный слог; сформулировать орфографическую норму.
Формирование орфографического умения начинается с выполнения заданий на обнаружение изучаемой орфограммы и ее объяснение. Первый тип заданий предполагает задание на нахождение изучаемой орфограммы в данных словах с изучаемой орфограммой, которые даются без пропуска букв.
Например: творцом, чащей, горячему, врачом, большом, тучей, чужому, циркачом.
Задача учащихся – подчеркнуть изучаемую орфограмму.
Второй тип заданий направлен на нахождение слов с изучаемой орфограммой среди слов, содержащих сходные орфограммы.
Например: столбцом, черный, стережет, расческа, грачом, бледнолицему, свежему, решетка, большой, цоколь.
Задача учащихся – найти слова с изучаемой орфограммой и подчеркивают в них изучаемую орфограмму.
Третий тип заданий нацелен на обоснование написания букво, е после ж, ч, ш, щ и ц в формах имен существительных и имен прилагательных без пропуска и с пропуском букв (ключо́м; сторожем).
Дальнейшее самостоятельное применение школьниками изучаемого орфографического правила осуществляется при выполнении системы упражнений, формирующих, развивающих и совершенствующих орфографические умения и навыки.
Методика работы над словами с непроверяемым написанием
Для обучения умению писать слова с непроверяемыми орфограммами в методике орфографии применяются следующие методы:
− Послоговое орфографическое проговаривание; слова опирается на речедвигательную (кинестетическую) орфографическую память. Слово с непроверяемой орфограммой орфографически четко проговаривается по слогам учителем (например, мо-ло-ко), затем учащиеся хором произносят это слово несколько раз по слогам.
− Многократная запись слова с непроверяемой орфограммой использует возможности моторной (пальцедвигательной) орфографической памяти. Опыт работы показывает, что целесообразно одно и то же слово писать четыре-пять раз.
− Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой увеличивает количество усваиваемых слов. Это упражнение необходимо, так как многие учащиеся не переносят умение писать данные слова на другие однокоренные. Наиболее целесообразной при этом является запись однокоренных слов столбиком, в котором корни слов располагаются друг над другом.
−Привлечение этимологического анализа слова для запоминания его написания.
Пример: бельё–бе́лый, ветчина– ве́тхий, окно–о́ко, противник–про́тив.<
Данный метод применяется только в том случае, если имеется простая понятная детям этимология и если этимологически исходное слово имеет ударную гласную в корне слова .
− Использование данных языка-источника.
Пример: патриот– лат. patria, планета– лат. plane, филиал– лат. filius, территория – лат.terra, традиция– лат. trado, грандиозный– лат. grandis, лаборатория– лат.labor, орбита<– лат. orbis, портфель – лат. porto, экстремист– лат. exstremus, вагон– нем. Wagen, фестиваль– нем. Fest, стадион– англ. Stadiumи др.
−Проверка безударного гласного сложным словом.
Пример: корабль –линко́р, корреспондент–собко́р, ветеринар–ве́тлече́бница и др.
−Группировка и запись слов по орфографическим признакам:
а – а о– о е– и
гара́нтия локомоти́в пессими́зм
фанта́зия компози́ция скептици́зм
анса́мбль моноло́г деликате́с
Определенную роль играет зрительное восприятие ряда слов с тождеством непроверяемых орфограмм. Этот факт целесообразно использовать для составления словарных таблиц с той или иной одинаковой орфограммой. Подобные наборы слов составляются из ранее усвоенных слов, а также преподносятся новые для учащихся слова. Таблицы вывешиваются в классе на срок, достаточный для усвоения правописания слов (на две-три недели).
− Организация семантико-словообразовательной и лексико-семантической работы:
Греческие или латинские корниЗначениеПримеры
Слова для справок: термометр, температура, терморегуляция; хронометр, хронометраж, хронология; мобильный, автомобиль, мобилизация;
м..крофон, с..норные (согласные), м..рфема, п..даль, с..нитар, педитар, с..ната, м..кроклимат, с..натория, с..нитария;
переведите сложные слова на русский язык с учетом значения составляющих их частей: автобиография, биология, геология, география, демократия, монолог, орфография;
Д л я с п р а в о к: глаз, шар, вода, красивый, носить, жизнь, право, действие, земля, человек, десять, говорить;
Пространство так называемых непроверяемых написаний, требующих от учащихся запоминания, сузится, если не пренебрегать известными приемами, объединяющими написание слов.
Рассмотрим последовательность работы над словом с непроверяемой орфограммой, предложенную М.Т. Барановым:
1) Изучаемое слово записывается на классной доске и в тетрадях учащихся, в нем подчеркивается непроверяемая орфограмма, ставится знак ударения, выделяется корень. Учитель при этом ставит перед учащимися задачу запомнить выделенные орфограммы в этих словах, так как они не могут быть проверены правилами.
2) Делается запись слова по слогам.
3) Орфографическое проговаривание слова по слогам сначала учителем, потом учащимися (учащиеся хором проговаривают его несколько раз (два-три).
4) Производится запись слова несколько раз (четыре-пять), подбираются однокоренные слова и записываются учащимися.
5) Проводится этимологический анализ слова, если он оказывается возможным, включается после послогового орфографического проговаривания.
Повторение, обобщение и систематизация орфографического материала и совершенствование орфографических навыков
Составляющими процесса автоматизации орфографического навыка учащихся, «чтобы грамотность приросла к кончику пера» , являются:
Повторное изучение орфографических правил, их обобщение и систематизация, в процессе чего устанавливаются внутрипредметные связи и отношения, обеспечивают прочность знаний и умственное развитие учащихся; повторение, обобщение и систематизация осуществляются с привлечением свободных таблиц, алгоритмов на более сложном языковом материале, предусматривающем разграничение смешиваемых орфограмм.
Для восстановления в памяти учащихся структуры орфографического действия на этапе обобщения и систематизации полезные следующие задания.
1) Доказать, что для правильного выбора букв о, ё, ё после букв, обозначающих шипящие, и ц слово нужно разобрать по составу и определить часть речи.
2) Сформулировать условия, от которых зависит выбор букв о, а в корнях: -зар-//-зор-; -лаг-//-лож; -кас//-кос; -равн//-ровн-.
3) Назвать действия, которые нужно произвести, чтобы правильно написать приставки на –з- (-с-) и установить, в основе каких действий лежат знания по фонетике, каких – по словообразованию.
4) Установить, что нужно знать и уметь, чтобы правильно написать (слитно или через дефис) сложные имена существительные и имена прилагательные .
Для совершенствования орфографических навыков изученные орфограммы на этапе обобщения и систематизации группируются по общности условий, регулирующих действие правописной нормы, в результате чего организуется работа над такими темами.
Руководство обобщенным действием осуществляется с привлечением алгоритма, который составляется в классе коллективно под руководством учителя и который позволяет учащимся восстановить последовательность мыслительных операций при решении орфографической задачи, с опорой на обобщающие таблицы, схемы, с использованием опорных конспектов;
На этапе обобщения внимание и интерес школьников к изученному материалу поддерживаются благодаря использованию создаваемых учителем интерактивных таблиц-презентаций, а также творческим заданиям:
−составить сводную таблицу, полно отразив сущность сопоставляемых явлений;
− разобрать опорные сигналы, индивидуальные опорные карты, облегчающие выбор правильного написания, соответствующие требованиям зрительного усвоения: 1) информационная насыщенность; 2) яркость и контрастность; 3) минимум текста и графических обозначений; 4) закрепление знаков примерами (в то числе при домашнем припоминании); 5) возможность текстовой интерпретации.
− подобрать текст диктанта для обобщения и систематизации указанных правил;
− данный без купюр текст подготовить для использования в качестве тренировочного упражнения, заменив орфограммы-буквы двумя точками;
− воспользовавшись скобкам при обозначении слитных, раздельных и дефисных орфограмм, составить словарный диктант по обобщаемой теме;
− выступить с учебным сообщением по систематизируемому материалу.
Никогда не научится писать без ошибок тот, кто только идеально выучил правило, но ученик, проявивший интерес к закономерности языка, сфокусировавший на ней внимание, увидевши ее в системе конкретных и ярких структур, готов ответить на призыв учителя интересом и активностью, поскольку учебная мотивация сформулирована .
Предупреждение орфографических ошибок
Языковый материал, предназначенный в учебник по русскому языку для развития орфографических навыков, предъявляется таким образом, чтобы учащиеся имели возможность видеть слово с изучаемой орфограммой (запомнить его орфографический «облик»), объяснять его написание и только потом самостоятельно решать орфографические задачи, вставляя пропущенные буквы.
Опытные учителя, формируя орфографическую «политику» в классе, заключают с учащимися крайне важный для них «договор»: «Не знаешь, как писать, не пиши». Действие такого договора отменяется только при выполнение контрольных работ. Для решения орфографической трудности учащийся может обратиться к орфографическому словарю, к учителю либо писать с пропуском, что не будет квалифицировано как ошибка.
Учитель должен уметь прогнозировать и предупреждать орфографические ошибки. Самыми частотными из них являются ошибки на правописание букв безударных гласных, проверяемых ударением. С целью предупреждения ошибок работа над словами, содержащими безударные гласные, ведется систематически: такие слова выписываются из домашнего упражнения; из текста, над которым ведется работа на уроке русского языка и литературы. Они проговариваются орфографически, к ним подбираются проверочные слова (можно по аналогии: Костя пришел в костюме, Павел – в пальто; Кот, который сидел в котле, съел котлету и др.), записываются с обозначением морфемы с безударным гласным.
Предупреждению ошибок служат зрительный предупредительный диктант и диктант «Проверяю себя», а также индивидуальные орфографические словари и общий классный словарь. Он может быть настенным, если на плакате разместить от 10 до 40 слов, тематически объединенных, при написании которых ошибается большинство учащихся. Такой словарь вывешивается в классе на продолжительное время.
Как средство предупреждения орфографических ошибок можно рассмотреть опыт использования орфографической доски. Их содержание составляют:
Работа по орфографии при изучении других разделов
− попутное повторение;
− словарно-орфографическая работа.
В совокупности они позволяют не только поддерживать на определенном уровне орфографические умения учащихся, но и укреплять, совершенствовать их.
Попутное повторение пройденного по орфографии. Повторение должно быть регулярным, организованным в определенной системе. Методика орфографии выявила следующие два направления в работе по повторению изученных орфограмм:
− работа над изучаемыми орфограммами в данной грамматической теме;
− работа над изученными в других темах орфограммами с одинаковыми опознавательными признаками.
Например, в ходе изучения темы «Имя существительное» рассматривается пять видов орфограмм. Три вида уникальны, т.е. не имеют аналогий: буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя; согласные в суффиксе -чик (-щик); гласные в суффиксах -ек (-ик). Два вида орфограмм имеют аналогии среди ранее изученных орфограмм: не с существительными и не с глаголами; гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных и гласные о, е, ё в корне слова и в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. Орфограммы, не имеющие аналогий, повторяются изолированно, сами по себе, а орфограммы, имеющие аналогии среди ранее изученных, повторяются компактной группой.
В процессе попутного повторения используются следующие виды работ: − вставка пропущенных орфограмм (с обоснованием или без обоснования их выбора);
− дополнительные словесные орфографические задания;
− группировка слов по указываемому орфографическому основанию;
− составление и заполнение орфографических таблиц.
Регулярное выполнение перечисленных видов работ способствует закреплению, поддержанию орфографических умений учащихся на должном уровне.
Словарно-орфографическая работа. Сущность ее заключается в работе над правописанием отдельного слова. Для нее используются слова как с непроверяемыми, так и с проверяемыми орфограммами, но имеющими те или иные трудности. Для усвоения правописания слов, заключающих в себе орфографические трудности, необходимо пяти-восьмикратное обращение к ним. Слова берутся из проверенных учителем домашних упражнений, из контрольных диктантов, изложений и сочинений. Вводятся отобранные слова в опрос учащихся при проверке домашнего задания, в обучающие упражнения, предлагаются в качестве домашнего задания для запоминания их правописания.
Словарно-орфографическая работа реализуется в следующих формах: заучивание правописания трудных слов, подбор однокоренных слов, словарно-орфографические диктанты, письмо по памяти.
Заучивание правописания трудных слов может осуществляться с помощью словарей, составляемых в обучающимися, настенных таблиц, учебников.
Словарно-орфографические диктанты являются эффективным средством формирования и совершенствования правописных умений учащихся. Словники для них составляются учителем на основе затруднений конкретного классного коллектива учащихся, которые они испытывают в данное время при выполнении обучающих упражнений, в процессе написания контрольных диктантов, изложений и сочинений. Эти словники и соответственно словарные диктанты целесообразно называть «По следам выполненных упражнений» и «По следам контрольных диктантов (изложений, сочинений)». Словарно-орфографические диктанты являются обучающими. Разумеется, через какое-то время (его преподаватель должен уловить в результате наблюдений за детьми, а также регулярных проверок тетрадей) необходимо проводить контрольные словарно-орфографические диктанты.
Повышает орфографическую грамотность школьников подбор ими однокоренных слов к словам с трудными орфограммами. Это упражнение, расширяя количество слов с трудными орфограммами, обеспечивает многократность записи.
Работа по орфографии должна продолжаться и при изучении синтаксиса. Орфографические умения требуют длительной и постоянной тренировки. Это необходимо, потому что с каждым новым учебным годом учащиеся сталкиваются с огромным количеством незнакомой для них лексики, с новыми жанрами учебно-научной речи.
В методике преподавания русского языка выявлены специфические формы организации работы по орфографии в VIII-IX классах.
В этих классах программа не предусматривает конкретного содержания работы по орфографии в связи с изучением синтаксиса и пунктуации. Оно определяется учителем в зависимости от уровня владения школьниками орфографическими умениями. В работе по орфографии в VIII-IX классах реализуются следующие направления:
− повторение знаний по орфографии;
− выявление орфографических затруднений учащихся данного класса и их преодоление;
− систематизация орфографических умений по группам орфограмм;
− орфографическая подготовка к контрольным работам, в том числе по развитию связной речи;
− повторение орфографии при подготовке к ГИА.
Для работы по орфографии в процессе изучения синтаксиса и пунктуации необходимо прочное знание учащимися следующих орфографических понятий: орфограмма, неорфограмма, орфографическое правило, условия выбора орфограмм, место орфограмм в слове, опознавательные признаки орфограмм. Учащиеся должны уметь по образцам письменного обозначения условий выбора орфограмм восстанавливать формулировки орфографических правил.
Целесообразно организовать повторение орфографических понятий в самом начале учебного года как в VIII, так и в IX классах.
В связи с подготовкой к ГИА основной учебной задачей является закрепление системного представления об орфографии, о ее связи со всем языком. В наибольшей степени эту задачу решает, во-первых, систематизация орфографических понятий, во-вторых, применение упражнений, носящих обобщающий характер.
Систематизация знаний по орфографии осуществляется на основе сопоставления основных орфографических понятий: орфограмма и неорфограмма; орфограмма и орфографическое правило, орфограмма и ее место в слове; тип орфограммы и условия ее выбора; опознавательные признаки орфограмм и условия их выбора. Каждое из указанных сопоставлений сопровождается выполнением соответствующих упражнений.
Задачу систематизации орфографических знаний и умений решают в первую очередь следующие виды упражнений: составление обобщающих таблиц и заполнение их примерами, группировка слов по видам орфограмм.
Работа по орфографии в процессе развития связной речи учащихся
Повторение орфографии связано со всеми видами работ по развитию речи учащихся. Значительное место в ней должна занимать словарно-орфографическая работа, проводимая в процессе написания изложений и сочинений.
Орфографическая подготовка учащихся к изложениям
При пересказе исходного текста в ученической работе используются слова из этого текста и слова из словарного запаса детей. Этот факт определяет следующее содержание орфографической подготовки к изложениям: повторение определенных орфографических правил и работа над конкретной группой слов из исходного текста изложения. Объем содержания орфографической подготовки варьируется в зависимости от видов изложения: для подробных и выборочно-подробных он будет одним, для сжатых и выборочно- сжатых — другим.
Предварительная орфографическая подготовка учащихся. Содержание
работы по орфографии на этом этапе определяется учителем в результате орфограммного анализа слов исходного текста по двум направлениям: выявление видов изученных орфограмм и их распространенности и составление словника слов, имеющих те или иные орфографические трудности.
Первый источник позволяет выделить орфографические правила, которые следует повторить в первую очередь при орфографической подготовке к пересказу конкретного исходного текста. Их повторение необходимо для предупреждения орфографических ошибок в «своих» словах, которые учащиеся могут употребить в пересказах исходного текста. Предвидение этой лексики осуществляется в соответствии с особенностями использования детьми в своих изложениях лексики пересказываемого текста.
Второй источник − орфографический микрословник, который обеспечивает словарно-орфографическую подготовку учащихся к пересказу конкретного исходного текста. В микрословник отбираются следующие группы слов: все слова, имеющие те или иные орфографические затруднения; слова, тесно связанные с сюжетом и выражающие основную мысль исходного текста. Большинство слов, входящих в эти группы, используются учащимися в своих пересказах, поэтому предварительная орфографическая работа над ними предупреждает появление орфографических ошибок. Слова из составленного словника группируются либо по видам орфограмм, либо по общности орфографических трудностей. Затем эти группы распределяются по двум-трем (трем-четырем) урокам и используются в качестве словарно-орфографических диктантов, материала для составления предложений (словосочетаний) и т.д. В процессе выполнения упражнений учащиеся обосновывают выбор орфограмм, подбирают однокоренные слова, расширяя тем самым количество слов с трудными написаниями.
Целесообразно рекомендовать учащимся запоминать правописание слов, над которыми работали на уроке.
Непосредственная орфографическая подготовка учащихся. Ее содержанием являются отдельные слова из исходного текста, связанные с изобразительно-выразительными средствами, специальные слова, а также собственные имена и собственные наименования. Орфографическая работа над ними ведется в процессе анализа содержания и выразительных средств исходного текста. Соответствующие группы слов записываются; в них учащиеся объясняют выбор орфограмм. Детям рекомендуется запомнить правописание слов, над которыми велась работа.
Орфографическая подготовка учащихся к сочинениям
Содержанием этой работы являются орфографические словники, составляемые учителем в соответствии с темами сочинений. Тема сочинения подвергается микротемному анализу, а содержание микротемы – лексическому анализу. Таким образом, предвосхищается основная лексика каждой микротемы сочинения, которую могли бы употребить школьники в своих работах.
На основе орфограммного анализа составляется орфографический словарик, используемый в дальнейшем для словарно-орфографической подготовки к конкретному сочинению.
Для предварительного этапа орфографической подготовки из составленного орфографического словника отбираются слова, тесно связанные с основной мыслью и основой содержания предстоящего связного высказывания. Если преподаватель в предыдущие годы давал школьникам для сочинения данную тему, то целесообразно использовать прежние материалы, приспособив их к уровню развития новых учащихся. Отобранные слова группируются по видам орфограмм и включаются в поурочные планы очередных трех-четырех уроков для составления словосочетаний, предложений, сочинений по опорным словам. В момент работы над ними производится объяснение выбора орфограмм. Учащимся рекомендуется запомнить правописание этих слов.
На непосредственном этапе орфографическая подготовка учащихся состоит в объяснении выбора орфограмм в словах, используемых для выражения отношения пишущего, для изобразительно- выразительных целей. Организуется эта работа при составлении рабочих материалов.
Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися — это один из важных этапов в процессе формирования орфографических навыков. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.
Предупреждение орфографических ошибок в письменных работах учащихся
В методике орфографии имеется два понимания сущности предупреждения ошибок: предупреждает их появление вся система работы по орфографии (Н.Н. Алгазина, Л.К. Назарова) и непосредственное предупреждение ошибок в отдельных словах перед выполнением тех или иных письменных упражнений (М.Т. Баранов).
Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок имеет две формы: самоконтроль учащихся за выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.
Самоконтроль ученика — намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления. Самоконтроль у школьников развивается с помощью следующих приемов:
− послогового орфографического проговаривания;
− пословного сравнения написанного с печатным текстом;
− проверка написанного с помощью орфографического словаря;
− морфемное членение слова с целью нахождения орфограмм в выделенных частях слова.
Послоговое орфографическое проговаривание, одновременно сопровождаемое зрительным восприятием написанного, позволяет найти описки и орфографические ошибки, нарушающие фонемный состав слов. Оно используется как при списывании, так и при написании диктантов. Полезно оно и при проверке изложений и сочинений. Следует добиться того, чтобы учащиеся постоянно использовали послоговое орфографическое проговаривание при проверке написанного.
Пословное сравнение написанного с печатным текстом применимо при списывании. Используя этот прием самоконтроля, учащиеся могут идти от печатного текста к рукописному или от рукописного к печатному.
Проверка написанного с помощью орфографического словаря полезна при выполнении учащимися любых работ. Предварительно учащимся следует сообщить о том, что в орфографическом словаре нет сведений об окончаниях слов. Он дает нормы правописания букв в остальных частях слов, а также небуквенных написаний. Проводить проверку всех слов ученического рукописного текста с помощью орфографического словаря нецелесообразно, поэтому учащимся нужно указать отдельные виды орфограмм, которые либо нельзя проверить правилами, либо трудно это сделать.
Членение слова на морфемы как прием самоконтроля полезно в любых случаях, когда ученик проявляет сомнение в правильности написания букв в выделенных частях слова.
Знакомство с перечисленными приемами самоконтроля происходит постепенно.
Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок организуется учителем перед выполнением как обучающих упражнений, так и контрольных работ. В обоих случаях проводятся различные виды словарно-орфографической работы. В качестве упражнений, предупреждающих орфографические ошибки, используются зрительные и предупредительные диктанты, работа с орфографическим словарем.
Существенную роль в работе по предупреждению орфографических ошибок играет повторное выполнение упражнений, которое особенно эффективно в слабом классе. В методике орфографии существуют две формы применения таких упражнений: повторное полное их использование для новых целей и словарно-орфографическая работа на основе лексики ранее выполненных упражнений.
Повторная работа над ранее выполненными упражнениями предлагается спустя 3-4 урока, когда навык написания слов начинает угасать и поэтому нуждается в подкреплении. Для повторного выполнения целесообразно использовать упражнения, заключающие в себе элементы систематизации и разнообразные орфограммы. Повторному выполнению упражнения может предшествовать словарно-орфографическая работа над допущенными детьми ошибками.
Правила переноса слов с одной строки на другую.
Правила переноса слов с одной строки на другую основывается на морфемном принципе с элементами традиционного: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не во-йна, ра-збить. В соответствии с традиционным принципомне переносится и не оставляется на строке одна буква слова (юла, яма); одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются (кас-са).
При переносе слов со строки на строку учащемуся приходится решать вопросы о звуковом и буквенном составе оставляемых и переносимых частей слова в силу слогового принципа переноса слов в русском языке. Методика орфографии в этом случае предлагает наблюдения над слоговым составом слова в качестве одного из частных методических принципов.