Проект использования цифровых технологий в школе полного дня

Статья создана по материалам онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в педагога», проходившей 5 апреля 2018 г. в Сколково.

О цифровой школе

Михаил Кушнир, «Лига образования»

Об электронном учебнике

Не стоит путать электронный учебник с электронной версией бумажного учебника. Это совершенно другой, принципиально новый продукт, созданный на стыке содержания и технологий. На содержание учебника влияют все заявленные актуальные компетенции, подходы к проведению контроля и оценивания.

Три столпа, на которых держится электронный учебник:

Учителю сложно выстраивать программу самостоятельно. Гораздо удобнее, если все приемы, теория, практика и методика собраны в единый удобный продукт, в готовые дидактические единицы.

В электронном учебнике теория поддерживается наглядными материалами и хрестоматиями, практика — рабочими тетрадями и задачниками, методика — методическими пособиями и рабочей программой. Практика преобразуется в учебные игры, на стыке практики и методики действуют интерактивные практические работы, тренажеры (у платформы LECTA это интерактивные контрольные работы), на стыке методики и теории рождается новая форма работы в классе. Применяется весь спектр приемов, чтобы использовать новую технику в классах.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Об электронном дневнике, журнале и бюрократических задачах

«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе — он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная. В этом смысле дублирование одних и тех же форм отчетности на «цифре» и на бумаге — совершенно бесполезное занятие. К сожалению, сейчас сочетание электронной и бумажной формы отчетности ведется довольно безалаберно».

Школьная бумажная отчетность должна и обязательно будет отменена.  Обратимся к статистике: каждый год расходуется до 7,5 тонн бумаги на среднюю российскую школу. Масштаб бумажной отчетности на уровне РФ — более 370 тысяч тонн в год. Это, как минимум, не экологично.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой как создатели электронного ресурса для школы — сократить временные и денежные затраты, создать защищенную оперативную систему коммуникации. Экономический эффект от отмены бумажной отчетности, по нашим расчетам, должен составить более 120 млрд в год, не говоря о том, что у учителя наконец-то появится свободное время. Бумагу нужно заменить на цифровую технологию везде, где это возможно.

Андрей Першин, «Дневник.ру»

О значении уровня технического оснащения школ

Не во всем мире школы хорошо оснащены. В Ирландии, например, на один школьный компьютер приходится по 20 учащихся, это явное отставание в плане технического оснащения. Россия в данном вопросе занимает средние позиции, и для масштабов нашей страны это вполне достойные показатели.

Валерий Никитин, «Я-класс»

Мы всегда идем от пользователя — учителя, ученика. Да, не во всех школах страны сейчас есть возможность каждому ученику выходить в электронный учебник через собственный планшет. Но пользоваться всеми благами нового цифрового продукта хочется уже сейчас, поэтому, даже если не у каждого вашего ученика есть подходящий планшет, вы можете провести урок ярко и интересно.

Наша редакция заботится о том, чтобы педагог мог на каждом уроке пользоваться удобным раздаточным материалом, распечатывать важнейшие слайды для учеников.

Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»

Проект использования цифровых технологий в школе полного дня

ОГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Копия бумажного издания. ОГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

О едином образовательном пространстве и конкуренции

Единство — не то же самое, что единственность. Учить всех по единственному учебнику или программному продукту не просто необязательно: этого делать нельзя. Ведь единство возможно только при многообразии, и только тогда, когда у всех элементов системы выработаны единые ключевые принципы и миссия. Технологии в образовании могут и должны конкурировать между собой. Никакая цензура не поможет, нужен свободный выбор, а для выбора — рекомендации.

О комфортном внедрении цифровых технологий

Сервисы электронного учебника формируют свойства для новой цифровой образовательной среды. Они интерактивны и адаптивны: учитель может быстро, оперативно собрать данные, мнения, провести игру, показать видеоматериалы. С электронным учебником удобнее обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику — кому дать послушать аудио, кому показать картинку, а кому-то текст.

Ребенок имеет возможность выбирать темп обучения, а также тип деятельности. Таким образом формируются разные пути к одной цели.

Учителю электронный дневник позволяет легче выполнять формальные задачи: каждый сервис мгновенно отдает информацию в дневник, помогает вести контроль. Ускоряет подготовку к проведению урока, сдавать администрации тематическое планирование.

Проект использования цифровых технологий в школе полного дня

Информатика. 11 класс

Входит в Линию учебно-методического комплекта (УМК) «УМК Фиошина-Юнусова. Информатика (10-11) (У)»

Цель проекта ФИРО «Реформатика» — агрегирование различных сценариев по внедрению цифровой технологии в учебный и административный процесс и тиражирование этих сценариев другим участникам.

Участвовать в проекте могут все, совершенно бесплатно и без особых усилий: задавать вопросы, рассказывать о своем удачном или неудачном опыте внедрения цифровых технологий. Это площадка, где происходит активный обмен мнениями, педагоги помогают друг другу в решении различных задач по цифровизации образовательного процесса.

Мы обсуждаем инструменты для разработки ЭОР и приложений, инструменты для проведения вебинаров и конференций, вместе рассматриваем способы систематизации и хранения информации в вашей школе —в зависимости от того, какой у вас класс, каков уровень учащихся, есть ли в школе интернет и т.д.

Интеграция в цифровое общество дает возможность учителю стимул для саморазвития, участия в конкурсах. Для начала можно просто смотреть на сайте проекта открытые курсы, вебинары, осмыслять личный опыт других педагогов.

«По моему мнению, именно разработчики программных продуктов должны позаботиться о том, чтобы их продукт был внесен в реестр, проверен, и школам можно было бы им спокойно пользоваться. А педагогам, директорам школ я хочу дать совет. Выбирая платформу, сразу продумывайте механизмы интеграции, сопоставляйте каждую платформу с программой развития вашей образовательной организации, а может быть, даже вашего региона. Тогда процесс цифровизации пройдет более успешно и безболезненно».

Руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования «1С»

С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации “Российский учебник” по адресу lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!

В данной статье говорится о современных цифровых технологиях, используемых на школьных уроках. В настоящее время с цифровыми технологиями мы встречаемся повсюду, образование также преуспевает в данном направлении. Педагог идёт в ногу со временем и со своими учениками и умело пользуется модными гаджетами и технологиями. В данной статье будут перечислены некоторые цифровые технологии, которыми необходимо владеть учителям.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовательном процессе, скринкаст, видеоскрайбинг, хромакей.

This article talks about modern digital technologies used in school lessons. At present, we meet with digital technologies everywhere, and education is also doing well in this direction. The teacher keeps up with the times and with his students, and skillfully uses fashionable gadgets and technologies. This article will list some of the digital technologies that teachers need to master.

Keywords: digital technologies in the educational process, screencast, video scribing, chromakey.

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых технологий в образовательной деятельности. Обеспеченность школ оборудованием растет, уже почти в каждой школе есть интерактивные доски, планшеты, хорошие компьютеры, очки виртуальной реальности и многое другое. В настоящее время создана образовательная среда, в которой возможно использование цифровых технологий и большинство учителей этим успешно пользуются.

Цифровые технологии — это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Цифровая образовательная среда дает принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов и т. д.

Благодаря множеству курсов, вебинаров, семинаров учителя знакомятся с новыми цифровыми технологиями, используемыми в образовании. Для стимулирования изучения данной темы проводятся разнообразные конкурсы на которых учителя делятся своими методами и приемами использования современных технологий. Чем большим количеством технологий владеет учитель, тем интересней и разнообразней, он может провести урок.

Цифровые технологии открывают учителю новые возможности, которые становятся безграничными. Демонстрация наглядности, которая возможна при использовании данных технологий проходит более успешно.

Существует огромное количество технологий. К современные цифровым технологиям относятся: технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика, «виртуальная реальность», технология «панорамных изображений», «3D моделирование», «образовательная робототехника», технология МСИ (использования малых средств информатизации), мультимедийный учебный контент, интерактивный электронный контент и т. д. Технологии мультимедиа гармонично внедряются в образовательный процесс.

Реальность такова, что ещё совсем недавно мы обсуждали информационные технологии, говорили о тенденциях их развития в России и в мире, обдумывая каждый про себя, на что он способен, чем из этих технологий может пользоваться в силу своих умений, а также технического обеспечения. Но оказалось, что тема использования цифровых технологий была так близка к повсеместному внедрению ее в практику, бежала за нами, а потом кажется совсем внезапно догнала и заставила подчиниться. И вот уже все, даже те, кто и не планировал своего развития в данном направлении, волею судьбы стали постигать новые вершины информационного образования. Каждый педагог в сложившейся ситуации выбрал себе наиболее удобные, понятные и продуктивные технологии. В свою очередь я поделюсь с вами своими фаворитами в этой области.

Умение использовать технологии — это жизненный навык и важный вид грамотности. В настоящее время идёт процесс внедрения информационных технологий в образование. Это отнимает много времени и сил, но в конечном итоге «технологии — это путь к новым знаниям и новому опыту». Со временем использование технологий становится для учителя привычным и легко осуществимым делом.

Неоценимыми помощниками учителя являются программы видеомонтажа и редактирования звука. При помощи таких программ можно создавать учебные видеоролики по разным темам учебной программы. Хочу рассказать вам сегодня, какими программами и технологиями пользуюсь я для создания мультимедийного контента. Видеоклипы я монтирую с помощью программы VideoPad Video Editor. Также пользуюсь программой oCam, которая мне нужна для того, чтобы получить скриншот экрана. Видеомонтажом необходимо уметь пользоваться, т. к. создание видеоматериала — необходимый навык, который используется учителем повсеместно. Создавать видеоурок, обрезать длинное видео, создавать и снимать что-то своё приходится учителю достаточно часто. Далее расскажу о моей любимой технологии, которой я пользуюсь очень часто.

Скринкаст — это цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, иными словами «видеозахват экрана», часто сопровождающийся голосовыми комментариями. Данная технология позволяет произвести запись пошаговой работы, комментируя голосом происходящее на экране. Существует очень много программ для создания скринкастов. Моей любимицей в настоящее время является программа под названием OBS Studio, это бесплатная программа, с помощью которой я могу записывать видеоуроки для своих учеников. Как это происходит? Включив запись, я объясняю ученикам материал, используя заранее подготовленные картинки, видеозаписи, презентации, могу объяснить, как работать с той или иной образовательной платформой, показать, где искать информацию и многое-многое другое.

Скринкасты могут понадобиться в тех случаях, когда у учеников нет возможности присутствовать на уроках онлайн.

Ещё одна очень интересная технология — видеоскрайбинг (это динамичное рисованное видео, которое состоит из сочетания рисования и увлекательного рассказа, дополнено анимацией и спецэффектами).

Популярность этого явления обуславливается несколькими причинами. Прежде всего, видеоскрайбы привлекают внимание и способны удерживать его на протяжении длительного времени. По своей стилистике они сильно отличаются от видеороликов. Еще одной причиной популярности стало то, что видеоскрайбинг создает эффект присутствия, вовлекая зрителя в происходящее. Сюжет будто разворачивается наяву, прямо на глазах зрителей.

Также существуют технология хромакей и технология создания видеоуроков с видеосопровождением учителя, с которыми я ещё только знакомлюсь.

Создавать видео могут и сами учащиеся, в каждом классе найдутся дети, которые любят рисовать и заниматься монтажом видео. Здесь конечно весомую роль играет обеспечение учащихся компьютерами, планшетами и доступ к сети интернет.

Учителю просто необходимо изучать цифровые технологии и развивать свою компетентность в данном направлении, этого требует современность.

Но как бы там ни было цифровые технологии уже вошли в нашу жизнь, и мы должны научиться ими пользоваться.

4. Применение технологии скринкастинга в разработке электронных учебных пособий. Видеркер М. А., Заживнова О. А., Романов В. В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehnologii-skrinkastinga-v-razrabotke-elektronnyh-uchebnyh-posobiy

6. Хромакей: технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, Ленков В. Г., Беляев А. В. URL: https://infourok.ru/material-k-mezhregionalnoy-nauchnoprakticheskoy-konferencii-hromakey-tehnologiya-sovmescheniya-dvuh-i-bolee-izobrazheniy-ili-kad-1952212.html

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, время, учитель, OBS, открытое образование, программа, уж, ученик.

Актуальность использования информационных технологий в образовании диктуется цифровизацией общества в целом. Внедрение современных технологий отвечает запросам цифровой экономики в подготовке высококвалифицированных специалистов. В статье раскрывается сущность понятия «цифровая трансформация образования», определяются достоинства и недостатки использования ИТ в школе.

Ключевые слова:

цифровизация образования, цифровая трансформация образования, информационные технологии, цифровые технологии, компетенции XXI века.

В настоящее время цифровые технологии (ИТ) стали использоваться во всем мире, что привело к значительным изменениям во всех областях человеческой деятельности. Модернизируется общий уклад жизни человека, отношения между людьми в процессе производственной деятельности, трансформируется экономика и современное образование.

— высокий уровень математической грамотности;

— основательную естественно-научную и гуманитарную подготовку;

— способности, которые часто называют «компетенциями XXI века»;

— прочные знания, умения и способности в области технологий (проектное мышление; цифровая грамотность;

— алгоритмическое мышление; направленное, или критическое, мышление и др.).

Критическое мышление состоит в способности ориентироваться в потоках данных, видеть причинно-следственные связи, отбирать нужное и формулировать выводы.

Креативность заключается в умении действовать не по шаблону, не теряться в изменяющихся и нестандартных условиях, смотреть на вещи под разным углом.

Коммуникационный фактор, являясь важным навыком, способствует умению приходить к общему мнению, не принося ущерб собственной точки зрения, умению не просто слушать человека, но и слышать его, умению эффективно взаимодействовать с окружающими.

Координация (по-другому, сотрудничество) связана с профессиональной областью и состоит в навыке формулировать общую цель и задачи ее решения, распределять обязанности, давать оценку результату.

Кроме того, новый Федеральный государственный образовательный стандарт обозначил задачу развития у каждого обучающегося умения к самообучению, т. е. способности управлять собственным учением. Цифровая трансформация образования должна решить эту задачу.

Прошло не так много лет с того момента, как школьный урок ассоциировался только с печатными учебниками и тетрадями, с обычной доской и мелом. Сейчас в процесс обучения могут входить разнообразные цифровые технологии: онлайн-курсы, электронные версии учебников с различным интерактивом, интернет-уроки, интерактивные доски, обучающие приложения для телефонов и планшетов, мультимедийные проекторы и др. Все перечисленные современные технологии помогут лучше усвоить учебный материал учащимся посредством увеличения наглядности и интерактивности в обучении (видеоролики, подача материала в виде презентаций, использованию ЭОР и пр.).

Цифровизация образования дает новые возможности для обучения, делает его интересным и персонализированным, внедряя соответствующие образовательные программы.

Информационные технологии могут применяться не только в урочное время, но и во внеурочное (на различных кружках, факультативах). Например, к использованию определенных практических знаний и технологий можно привить учеников во время кружков по робототехнике, программированию и т. д.

ИТ могут применяться на разных этапах процесса образования: для подачи материала, проверки полученных знаний, закрепления материала, самообучения и пр.

Рассмотрим информационные средства, которые могут быть использованы в образовательном процессе.

— общепользовательские (офисные инструменты, средства работы с Интернетом, общедоступные средства поиска информации, базы данных и т. п.);

— учебные компьютерные симуляторы и тренажеры;

— виртуальные лаборатории;

— обучающие игры;

— специализированные цифровые среды/инструменты (например, для разработки компьютерных программ, выполнения математических преобразований и вычислений, автоматизации проектирования и т. п.).

Цифровые средства должны составлять базу цифровых учебно-методических комплектов для изучения математики, информатики и технологии, а методика их использования должна быть естественной составной частью методических материалов.

Учебные симуляторы, тренажеры, виртуальные лаборатории и обучающие игры дают большое количество возможностей для разнообразия учебного контента. Класс будущего поколения обеспечен «умными» гаджетами, очками виртуальной реальности, специальным ПО и образовательным VR-контентом. Это делает возможным выполнение виртуальные лабораторных работ, практических занятий, проведение опытов в условиях, не имеющих вредных и опасных факторов для учащихся. Эксперименты, не доступные ранее в рамках образовательного процесса, сейчас стали вполне осуществимы в обычном классе (например, измерение уровня радиоактивного излучения, анализ изменений электрического тока в различных условиях, изучение принципов действия двигателя «изнутри» и пр.). С помощью VR-очков можно изучать историю, наблюдать исторические события и даже принимать участие в них. Данное обучение называется иммерсивным, оно создаёт «эффект присутствия» и дает возможность проживать неосуществимый в реальном мире опыт.

В качестве инструментов, расширяющих возможности традиционных УМК, могут выступать электронные системы управления обучением. Например, ЯКласс, Google Класс, iSpring Suite и др.

Возможности электронных систем в образовании очень разнообразны: индивидуальный подход к учащимся, что в свою очередь способствует развитию индивидуальных качеств личности (формирование внимания, запоминания, творческих способностей), увеличение наглядности в образовательном процессе, обучение проходит в занимательной, игровой и увлекательной для учащихся форме, что положительно влияет на эмоциональное отношение к обучению в целом, а также на поведение ребят.

Рассмотрим преимущества и недостатки внедрения ИТ в процесс образования, непосредственно для учеников.

Так достоинствами использования информационных технологий в школьной практике являются:

— овладение учениками компьютерных технологий, без которых невозможно представить их сознательную жизнь;

— более простое усвоение школьной программы, благодаря мультимедийности;

— повышение успеваемости;

— возможность получения доступа к учебным материалам, когда школьник болеет;

— возможность выбора скорости обучения с учетом индивидуальных и познавательных особенностей школьника;

К недостаткам использования информационных технологий для школьников могут заключаться в следующем:

— отвлекающий фактор для учеников. Исследования показывают, что цифровые устройства отвлекают детей от процесса обучения. Однако, отсутствие мультимедийности на уроке же не способствуют концентрации внимания;

— негативное воздействие на коммуникативные навыки учащихся и их взаимодействие с окружающими. У ребят, которые проводят много времени за работой в различных устройствах: телефонах, планшетах и т. д., падают навыки общения. Уменьшение количества коммуникаций с реальными людьми и практики в формулировании и высказывании собственных взглядов, влияние клипового мышления может способствовать снижению навыков самостоятельного мышления;

— снижение самостоятельности и умственной активности учеников. Для выполнения заданий не обязательно включать свои когнитивные способности, можно найти необходимую информацию в сети;

— разный уровень доступа к технологическим ресурсам. Не каждая семья может позволить купить планшет, смартфон, ноутбук;

— отсутствие уверенности в качестве информации, в сети она не всегда качественная и проверенная;

Ученики тесно связаны с цифровой средой, поэтому использование ИТ в образовательном процессе является необходимым компонентом жизни в современном развивающемся мире. Владение компетенциями XXI века — важная составляющая успешного человека.

ИТ имеют все возможности значительно повысить качество образования и усвоение учебной программы, и рассмотренные достоинства от их использования превосходят минусы.

Но не стоит забывать важность деятельности учителя. Только опытный, идущий в ногу со временем педагог, способен отобрать необходимый контент для учащихся, методически-верно построить и организовать учебный процесс с внедрением ИТ с максимально-возможной эффективностью и минимальными негативными последствиями для учеников.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, процесс обучения, цифровая трансформация образования, цифровая экономика, возможность, критическое мышление, образование, подача материала, процесс образования, учебная работа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *