Цель и задачи исследования.
Социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления в вуз. Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, при этом все же стабильно проявляются мотивы, не утрачивающие своего значения при различном укладе общественного строя.
Цель исследования выявить особенности мотивации учебной деятельности студентов первого курса МОУ ВПО МИЖ.
Исходя из целей исследования, мы определяем его задачи:
1. Изучить Психолого – педагогическую литературу по проблеме;
2. Подобрать методы и методики исследования;
3. Провести анализ полученных результатов.
Исследование проводилось в МОУ ВПО МИЖ г. Жуковского. В исследовании принимали участие 42 студента первого курса (9 студентов специальности «Антикризисное управление», 6 студентов специальности «Педагогика и психология», 27 студентов специальности «Прикладная информатика в экономике»). 19 студентов женского пола и 23 студента мужского пола. Исследование проводилось в 2008 – 2009 учебном году.
Методы оснащения исследования
Для проведения исследования мы использовали метод теоретического анализа, сравнительный метод и такие методики как «Мотивация обучения в вузе Т.И. Ильиной», «Изучение мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана, В.А. Якунина».
Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находится в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности.
Для определения мотива обучения в вузе мы воспользовались методикой Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получения диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Данная методика имеет высокую валидность и надежность.
В курсовой работе приводится текст методики, алгоритм обработки данных, краткая инструкция по их интерпретации (См. приложение 1).
Результаты исследования по данной методике представлены в Таблице 1 и круговых диаграммах 1, 2, 3.
Из таблицы видно, какое количество первокурсников из общего числа испытуемых выбрали тот или иной мотив.
Мы видим, что 55% испытуемых выбрали Мотив №3 («получение диплома»). Что может свидетельствовать о неадекватном выборе студентом вуза, профессии.
Рассмотрим, как отличается выбор мотива у девушек и юношей.
Из диаграммы 2 видно, что большой процент девушек выбирают мотив №1 «приобретение знаний». Так сложилось, что девушки более честолюбивы и с большей ответственностью относятся к выбору профессии и вуза.
Из диаграммы 3 мы видим, что 78% юношей выбирают Мотив №3 «получение диплома». Это свидетельствует о том, что для юношей основным мотивом поступления в вуз является социальные мотивы (отсрочка от армии, семейные традиции). Также мы наблюдаем, что у юношей отсутствует мотив №2 «овладение профессией». Вероятно, что отсутствие данного мотива является следствием современной проблемы трудоустройства. Многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании, не могут устроиться на работу по выбранной профессии.
Вывод: Результатыисследования по методике «Мотивация обучения в вузе» показали, что на первом – стартовом – этапе перехода абитуриента к студенческим формам жизни и обучения ведущую роль играет мотив «получение диплома», на втором месте – мотив «овладения профессией», а на третьем месте – мотив «приобретение знаний».
Для изучения мотивов учебной деятельности студентов мы воспользовались методикой «Изучение мотивов учебной деятельности студентов». Методика предложена А.А. Реаном и В.А Якуниным. Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и заложены в инструкциях. В исследовании мы использовали Вариант 2. Данная методика дает возможность определить наиболее значимые мотивы учебной деятельности, из 16 предложенных.
Каждый мотив оценивается по 7-балльной шкале. Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива. Также проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности студента, по всей выборке определяется частота того или иного мотива.
Результаты исследования представлены в таблице 2 и столбиковых диаграммах 4 и 5. А также индивидуальные протоколы (См приложение 5)
Каргина Елена МихайловнаПензенский государственный университет архитектуры и строительствакандидат педагогических наук, доцент кафедры “Иностранные языки”
АннотацияСтатья посвящена анализу результатов исследования мотивации обучения в вузе. Выделяется доминирующий мотив учебной деятельности. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.
Kargina Elena MikhaelovnaPenza State University of Architecture and ConstructionPhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department
AbstractThe article is devoted to the analysis of research results of motivation of training in higher education institution. The dominating motive of educational activity is allocated. Research was conducted in control (traditional educational institutions) and experimental groups (educational institutions of the University complex) entrants, students of various courses, young specialists.
– «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);
– «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);
– «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Методика позволяет выразить доминирование того или иного мотива количественно.
Анализ результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах начинающих обучение в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства по данной методике показывает закономерность, выраженную в таблице 1.
Таблица 1. Результаты тестирования с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» в группах начинающих обучение в ПГУАС
В контрольной группе начинающих обучение в ПГУАС преобладает число баллов по шкале «Получение диплома» (9 баллов из 10 возможных). Меньшее количество баллов по шкале «Приобретение знаний» (7,6 баллов из 12,6 возможных). Минимальный результат по шкале «Овладение профессией». Количественные результаты по данной методике подтверждают результат, полученный в контрольной группе начинающих обучение в ПГУАС с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности», разработанной А.А. Реаном и В.А. Якуниным: доминирующим мотивом в указанной группе является мотив получения диплома. При этом абитуриенты мало задумываются о необходимости получения знаний и практически не связывают свое обучение в вузе с овладением будущей профессией.
В экспериментальной группе максимальное внимание уделяется приобретению знаний (11,3 балла из 12,6 возможных). При этом, под влиянием профессиональной мотивации в учебных заведениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс», получение знаний учащиеся связывают с приобретением профессии (8,1 балла из 10 возможных). Минимален результат в баллах по шкале «Получение диплома» – 4,6 балла из 10 максимально возможных. Полученный результат, как и в контрольной группе, соответствует результату, полученному по предыдущей методике определения ведущих мотивов обучения в вузе.
Аналогичная методика была предложена студентам выпускных курсов (4-5 курсы) ПГУАС (см. таблицу 2)
Таблица 2. Результаты тестирования с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» в группах выпускников ПГУАС
В контрольной группе выпускников ПГУАС произошли значительные изменения:
1) Увеличился результат в баллах по шкале «Овладение профессией» – с 5, 9 баллов в группе начинающих обучение в вузе до 7,8 баллов у выпускников вуза. Это стало возможным благодаря профессиональной мотивации и профессионально ориентированному обучению в высшем учебном заведении Ассоциации УУК.
2) Снизился средний количественный результат по шкале «Приобретение знаний» – с 7,6 баллов в группе абитуриентов до 6,1 балла в группе выпускников. Студенты больше внимания стали уделять непосредственно практике овладения профессией, а не только теоретическим знаниям.
3) Несколько снизился количественный показатель по шкале «Получение диплома» – с 9 баллов в группе начинающих обучение до 8,1 балла в группе выпускников. Но результат по этой шкале превосходит результаты по двум другим шкалам.
Следовательно, несмотря на все положительные тенденции в контрольной группе выпускников (увеличение позиций по шкале «Овладение профессией», снижение показателей по шкале «Получение диплома»), доминирующим мотивом учебной деятельности в контрольной группе был изначально и остался вплоть до окончания вуза мотив «Получение диплома», что свидетельствует о ложности мотива выбора данной конкретной специальности и вуза. Этот же результат, но без количественных показателей, был получен предыдущей тестовой методикой.
В экспериментальной группе также произошли изменения:
1) Снизился показатель по шкале «Приобретение знаний» с 11,3 баллов в группе начинающих обучение до 10,6 баллов в группе выпускников. Как и в контрольной группе это является свидетельством переноса внимания с получения теоретических знаний, умений, навыков, на непосредственное овладение профессией.
2) В результате профессиональной мотивации в вузе, продолжающем традиции учебных заведений Университетского учебного комплекса, увеличился средний результат в баллах по шкале «Овладение профессией» – с 8,1 до 9,4 баллов.
3) Несколько возрос результат по шкале «Получение диплома». Незначительность увеличения – с 4,6 баллов в группе начинающих обучение до 5 баллов в группе выпускников – позволяет связать данный прирост с приближающимся моментом окончания вуза, волнением, связанным с защитой диплома.
Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»
Мотивация обучения в вузе (Т. Ильина)
При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые
в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок подкорректирован автором книги без изменения их смысла.
Отметьте ваше согласие знаком «+»или несогласие — знаком «—» с нижеследующими утверждениями.
1. Лучшая атмосфера на занятии — атмосфера свободных высказываний.
2. Обычно я работаю с большим напряжением.
3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.
5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.
6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.
8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.
10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.
13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.
14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).
15. Самое замечательное время жизни — студенческие годы.
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
18. При возможности я поступил бы в другой вуз.
19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец.
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.
33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.
35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.
40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
43. Мой выбор данного вуза окончателен.
44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.
45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.
46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
47. Меня привлекают удобство, чистота, легкость будущей профессии.
48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.
Исследования мотивов учебной деятельности студентов ВУЗа
Во время прохождения практики изучались и отрабатывались навыки основных видов деятельности психолога, а также исследовались мотивы обучения студентов первого курса дневной и заочной формы обучения.
Для этого было проведено исследование, испытуемыми в нем выступили 93 студента Минского института управления, обучающихся на первом курсе специальности «Психология» в возрасте от 18 до 45 лет. Среди них 43 студента дневной и 50 студентов заочной форм обучения.
Диагностические исследования проводились по 2 методикам:
1. Методика «Мотивация обучения в вузе» (предложена Т. И. Ильиной). В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
3. Тест – опросник МУН. Предложен А.А. Реаном. В нем имеются две шкалы: мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. Опросник состоит из 20 вопросов, позволяющих диагностировать мотивационную сферу личности. Обработка результатов происходит по измерению мотивации боязни неудачи и мотивации успеха (см. приложение 3).
Также были проанализированы средние баллы аттестата абитуриента при поступлении и проведена беседа. Основным вопросом беседы являлся мотив поступления в данный вуз.
Существуют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Так, после беседы со студентами можно отметить стабильно проявляющиеся мотивы поступления в ВУЗ.
Основными мотивами поступления в вуз являются: большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения (50% опрошенных студентов); соответствие профессии интересам и склонностям (21% опрошенных студентов); профессия развивает творческие возможности (17% опрошенных студентов); хорошая материальная обеспеченность профессии (12% опрошенных).
Имеются различия в значимости мотивов у студентов дневной и заочной форм обучения. У студентов дневной формы обучения мотивами поступления в вуз были: легкость, с их точки зрения, поступления (51% опрошенных студентов); повышение интеллектуального уровня (13% опрошенных); необходимость во времени для самоопределения (18% опрошенных); престижность диплома о высшем образовании (18% опрошенных). Студенты заочной формы обучения отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям (33% студентов); некоторые ссылаются и на семейные традиции (7%); и самый главный мотив – это возможность передвижения по служебной лестнице (60% студентов).
Итак, рассмотрим поподробнее полученные данные по каждой из методик.
Методическое обеспечение: методика «Мотивация обучения в вузе» (см. приложение 1).
Методика предложена Т. И. Ильиной. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
По результатам проведенного исследования мотивации обучения студентов в вузе с помощью табличного редактора Excel (Мастера диаграмм) были построены диаграммы (рис. 2.1 и 2.2).
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы: преобладающие мотивы обучения у студентов дневного и заочного отделений имеют существенные различия. Так, у студентов дневного отделения в значительной мере проявилась ориентация на приобретение знаний (48,8 %), что, возможно, свидетельствует о том, что у них на первоначальном этапе обучения преобладает любознательность, стремление к получению новых знаний, т.к. практически вся группа испытуемых (дневное отделение) получает высшее образование впервые (см. рис. 3.1). Ориентация на овладение профессией у «дневников» проявилась у 11,6% диагностируемых, обучающихся по специальности «Психология», т.е. у данной группы в достаточной мере обозначилось стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. У 37,2 % студентов дневного отделения ведущим мотивом обучения в вузе выступил мотив получения диплома, а именно, стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
Рис. 2.1 Мотивация обучения студентов в вузе (дневное отделение)
У студентов 1-го курса заочного отделения специальности «Психология» составляющие мотивации обучения распределились следующим образом: заинтересованность в приобретении знаний выявили лишь 38% учащихся в отличие от 48,8% студентов «дневников»; мотив овладения профессией психолога проявился только у 6% испытуемых, зато мотив получения диплома превалирует у 48% студентов заочного отделения (см. рис. 2.2). Такой значительный процент по данной составляющей учебной мотивации можно объяснить тем, что многих из «заочников», по их словам, руководство на предприятиях обязывает получить высшее образование, либо предлагает освободить занимаемую должность без наличия такового, некоторые поступают в вуз из нежелания идти в армию (представители мужского пола), определенная часть студентов банально поступила ради престижности диплома о высшем образовании (именно диплома, а не образования). Последнее свидетельствует о девальвации высшего образования. Ценностью становятся не знания, образование, а документ.
Рис. 2.2 Мотивация обучения студентов в вузе (заочное отделение)
В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает — никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе (А. А. Реан, 1990).
Рассмотрим полученные данные по методике «Мотивация успеха и боязни неудач» А.А. Реана (см. приложение 2). Специфика мотивации учебной деятельности несомненно зависит от личностных особенностей учащихся: от потребности в достижении успеха или, наоборот от лени, пассивности, нежелания совершать усилия над собой, устойчивости к неудачам (фрустрации). Поэтому возникла необходимость диагностировать мотивацию успеха и мотивацию боязни неудачи. Мотивация успеха носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь положительных результатов.
А вот мотивация боязни неудачи носит отрицательный характер. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий – вот что определяет его деятельность.
Полученные результаты по данной методике также можно представить в виде определенной диграммы (см. рис. 2.3)
Рис. 2.3 Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи (дневное отделение)
Итак, после обработки данных выяснилось, что на первом курсе доминирует мотивация на успех. Она встречается у 86% студентов. Мотивация боязни неудач встречается только у 14% студентов. А вот, что касается заочной формы обучения, то здесь мотивация на неудачу составляет только 6% студентов от всего количества опрошенных (50 человек), и у 94% студентов доминирует мотивация на успех (см. рис. 2.4).
Рис. 2.4 Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи (заочное отделение)
В эмпирического изучения было выявлено, что у некоторых студентов доминирует мотивация боязни неудач, что отрицательно влияет на академическую успеваемость.
Для уменьшения процента таких студентов была проведена коррекционная работа, которая включала в себя блок упражнений.
Цель тренинга: самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.
§ открыть и осознать свои взгляды и привычки;
§ создать новые вдохновляющие интерпретации;
§ жить радостно, ярко, воплощая в жизнь свои самые заветные мечты.
Возраст: студенты учебных заведений.
Состав участников: 15-20 человек.
Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут.
Прежде всего, это осознанное решение просто стать самим собой, обрести подлинную внутреннюю свободу. Помешать в этом могут привычки, лень, страх. Помогут страстное желание, готовность рисковать, терпение и последовательность. Чего в Вас больше? – К тому Вы и придете!
Почему важен личностный рост: Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.
§ Орг. момент – 4 минуты
§ Вступление – 5 минут
§ Цель задачи – 3 минут
§ Разминка – 5 минут
§ Основная часть – 5 часа 20 минут (320 минут)
§ Рефлексия – 20 минут
§ Орг. конец – 3 минуты
Ход тренингового занятия:
1. Разминка Упражнение «Веселый мячик» – 5 минут
2. Упражнение «Дюжина» – 15 минут
3. «Анализ моментов на которые мы теряем время» – 15 минут
4. Упражнение «Интонация» – 15 минут
5. Игра «Угадай стиль общения» – 20 минут
6. Упражнение «Автопилот» – 15 минут
7. Игра «Сотворение мира» – 25 минут
8. Упражнение «Я такой, какой я есть» – 15 минут
9. Игра «Я в будущем» – 15 минут
Перерыв 20 минут.
10. Упражнение «Если бы +, то я стал бы +» – 20 минут
11. Упражнение «Зато +» – 25 минут
12. Упражнение «Фигурные построения» – 15 минут
13. Упражнение «Ступеньки» – 10 минут
14. Упражнение «Доведи за меня до конца» – 20 минут
15. Упражнение «10 заповедей» – 10 минут
16. Упражнение «5 шагов» – 10минут
17. Упражнение «Слалом» – 40 минут
18. Упражнение «Событие» – 20 минут
19. Упражнение «Подарок» – 15 минут
Все рассаживаются на места в круге.
– Здравствуйте. Мы + и сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.
Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. Ильиной
От всего сердца прошу вас не проходить мимо
и помочь бедному выпускнику в написании диплома!
Ваша помощь по-настоящему важна и ценна для нас.
Заранее благодарим и желаем вам успехов!
О1 – Морфологический тест жизненный ценностей
О2 – Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
О3 – Опросник «Факторы профессионального развития» М. Д. Петраш.
О4 – «Анкета кризисных событий и переживаний для студентов» В.Р. Манукян.
Текст опросника МТЖЦ
ИНСТРУКЦИЯ: просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльной шкале:
Пожалуйста, поставьте напротив номера вопроса значение своим цветом (любым, каким душа пожелает).
1. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию
2. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знании
3. Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся
4. Общаться с разными людьми, участвовать в общественной деятельности
5. Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же чем и я
6. Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов
7. Испытывать антипатии к другим
8. Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня
9. Создавать что-то новое в изучаемой мною области знании
10. Быть лидером в моей семье
11. Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью
12. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей
13. Чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок
14. Позлословить, когда у людей неприятности
15. Учиться чтобы «не зарывать свой талант в землю
16. Вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки
17. Применять свои собственные методы в общественной деятельности
18. Состоять членом какого-либо клуба по интересам
19. Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость
20. Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему
21. Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии
22. Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми
23. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом
24. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью
25. Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение
26. Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях
27. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры
28. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни
29. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее
30. Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании
31. Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде
32. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе
33. Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга
34. Чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников
35. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность
36. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность
37. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью
38. Полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби
39. Придумывать новые упражнения для физической разминки
40. Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой
41. Какое впечатление моя работа оказывает на других людей
42. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень
43. Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния
44. Твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно-политических вопросах
45. Знать свои способности в сфере хобби
46. Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки
47. Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был
48. В работе быстро достигать намеченных целей
49. Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение
50. Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи
51. Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер
52. Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам
53. Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и т.п.)
54. Учиться, чтобы «не затеряться в толпе»
55. Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах
56. Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность
57. Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности
58. Учиться, получая при этом удовольствие
59. Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье
60. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми
61. Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению
62. Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий
63. Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах
64. Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса
65. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину
66. Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье – кто-то другой
67. Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей
68. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия
69. Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение
70. Не говорить с умыслом неприятных вещей
71. Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать
72. В супружестве быть всегда абсолютно надежным
73. Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась
74. Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же
75. Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство
76. Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу
77. Чтобы приемы моей работы изменялись
78. Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей
79. Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения
80. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности
81. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.)
82. Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы
83. Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов
84. Быть полезным для общества
85. Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби
86. Чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей
87. Внимательно следить за тем, как я одет
88. Чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами
89. Чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю
90. Тщательно планировать свою семейную жизнь
91. Занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение
92. Чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моем увлечении
93. Заниматься общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения
94. Чтобы увлечение занимало большую часть моего свободного времени
95. Чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке
96. Всегда охотно признавать свои ошибки
97. Чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем у других
98. Чтобы уровень моего образования помог бы мне занять желаемую должность
99. Чтобы супруг (супруга) получала высокую зарплату
100. Иметь собственные политические убеждения
101. Чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся
102. Иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте
103. Не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться
104. Перед началом работы четко ее распланировать
105. Чтобы мое образование давало возможность получения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы)
106. В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению
107. Тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте
108. Не завидовать удаче других
109. Иметь высокооплачиваемую работу
110. Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность
111. Вести себя за столом дома так же, как и на людях
112. Чтобы моя работа не противоречила моим жизненным принципам
ИНСТРУКЦИЯ: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие – знаком «-»с нижеследующими утверждениями.
3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по-моему мнению необходимых для моей будущей профессии.
5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.
13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.
24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.
48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.
Опросник “Факторы профессионального развития” М. Д. Петраш
Не согласен – отметьте цифрой 1,
Скорее не согласен” – 2,
Скорее согласен – 3,
Согласен – 4.
Пожалуйста, не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что правильных и неправильных ответов не существует.
1. Я испытываю неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом.
2. Я замечаю, что с возрастом состояние здоровья все больше сказывается на моей работоспособности.
3. Я с уверенностью могу сказать, что нахожусь в хорошей физической форме.
4. Я делаю регулярно комплекс упражнений, который помогает поддерживать жизненный тонус.
5. Я не ощущаю значимых достижений и успехов в самореализации (позитивных результатов своего труда).
6. У меня бывают конфликты на работе.
7. Я уделяю достаточно времени сну и отдыху, чтобы чувствовать себя полным сил и энергии.
8. Если бы начать профессиональную деятельность сначала, я бы выбрал более высокооплачиваемую работу.
9. Я целеустремленный человек.
10. Я испытываю определенные трудности во взаимоотношении с разновозрастными коллегами.
11. Я все больше убеждаюсь, что моя жизнь не вполне осмысленна.
12. Я бы поменял место работы, если бы представилась такая возможность (уйти с прежнего места работы, но остаться в профессии).
13. Я не вижу возможности реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации.
14. Считаю, что мои жизненные взгляды определились.
15. У меня есть планы профессионального роста на будущее.
16. Я достаточно хорошо контролирую свое поведение, умею сдерживаться в ответ на резкие замечания.
17. У меня существуют выработанные для себя жизненные цели.
18. Я распознаю сигналы начала конфликта и использую техники эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
19. Я работаю над собой, стремлюсь к совершенствованию профессиональных знаний и навыков.
20. Я осуществил многое из того, что планировал.
21. Я с большим желанием передаю свой опыт и знания коллегам.
22. В отношениях с коллективом я достаточно дружелюбен, правильно воспринимаю критику.
23. Я быстро и легко адаптируюсь в новом коллективе.
24. У меня существует поддержка со стороны коллег и друзей, которые мотивируют и вдохновляют меня.
25. Работа с людьми все больше меня утомляет.
26. При возникновении экстремальной ситуации я испытываю сильное эмоциональное напряжение.
27. Сравнивая свои успехи с успехами своих сокурсников, считаю, что моя профессиональная карьера не сложилась.