Этой весной школьники и родители впервые столкнулись с дистанционным обучением. Тогда многие были недовольны самим процессом. Возмущались насчет большого объема классной работы. Новую тему нужно было разобрать самостоятельно, плюс к этому — выполнить домашнее задание. Многих это застало врасплох, ведь чтобы объяснить ребенку новый материал, нужно вспомнить его самим. Кроме этого, были и есть ситуации, когда интернет не работает, и процесс обучения автоматически откладывается на потом
Когда дети 1 сентября пошли на торжественную линейку, родители мысленно перекрестились, возлагая надежды на то, что школы будут работать в обычном режиме. Но уже спустя месяц, на одном из заседаний ЧСПК (чрезвычайная санитарно-противоэпидемическая комиссия) было принято решение перейти на дистанционную форму обучения. Чтобы узнать о том, как проходят будни школьников и учителей в настоящий момент, корреспонденты «ТГ» провели опрос среди свердловчан, а также побывали в Комсомольской СШ на уроках онлайн.
В пустых классах работа кипит
Переступив порог учебного заведения, первое, что бросилось в глаза – пустые коридоры и полная тишина. Лишь незначительные стуки дверей на втором этаже давали понять, что в здании кто-то есть. Однако, несмотря на это, в школе вовсю кипела работа. Первым классом, в который я зашла, стал кабинет русского языка и литературы. Обстановка была очень непривычной: перевернутые вверх стулья, как при уборке класса, учительница сидела за своим столом, общаясь с детьми онлайн. Как только закончился урок, Елена Михайловна рассказала о процессе обучения:
— Готовиться к урокам стало сложнее, — говорит Елена Белоусова. — Например, чтобы вести онлайн-конференции, нужно как минимум владеть современной техникой (ноутбук должен «тянуть» несколько программ, благодаря которым, проводятся уроки). Кроме этого, каждому ребенку нужно уделить внимание не лично, а онлайн. Когда идет обычный урок в классе, ты видишь их глаза, и уже в самом процессе понимаешь, кто понял тему, а кто нет. Тем, кто нуждается, я могу повторить пройденный материал. В дистанционном обучении ребенок должен больше работать самостоятельно, но хочу сказать, что все преподаватели всегда на связи, так что дети могут обратиться за помощью к учителю в любой момент.
Конечно же, никакие современные технологии не могут заменить живого общения с детьми. Мне как учителю этого очень не хватает. Но есть и свои плюсы. Если раньше в практике мы не использовали некоторое программное обеспечение, то сейчас мы с этим на «ты». Единственное — работать в таком режиме сложно преподавателям взрослого поколения, ведь они привыкли к живому общению с детьми. Но если возникают трудности, учителя информатики всегда придут к нам на помощь.
В школе такая тишина, потому что детей практически нет. Занимаются лишь те немногие, кто посещают уроки очно-заочно — выпускники. Но и тут есть свои нюансы: одиннадцатиклассники учатся всем составом, а вот ученики 9-го класса разделены на две группы. Чтобы не было большого скопления детей, для каждой группы выделен отдельный кабинет. В общем, даже во время дистанционного обучения у преподавателей нет пункта под названием «отдых». Практически все их время занято работой: планы, тетради, школьная документация, освоения новых платформ обучения, а также подготовка детей к предстоящим олимпиадам, а выпускников – к сдаче экзаменов.
«Дистанционное обучение – оптимальный вариант сейчас»
— Кроме того, что я учитель, я еще и мама. Поэтому в первую очередь забочусь о здоровье своего ребенка. Дистанционное обучение – это оптимальный вариант в связи со сложившейся ситуацией в нашей Республике, — говорит Елена Белоусова. — И если это обязательная мера, то ее нужно принять. Моя дочь – девятиклассница. Очень хорошо, что учащиеся 9-х и 11-х классов перешли на очно-заочную форму обучения, так как у ребят впереди экзамены. На уроках они получают необходимую информацию, дома — консультации от учителей в онлайн-режиме. Не могу сказать, что такой вид обучения пагубно сказывается на уровне знаний моего ребенка. Если ученик усидчив и дисциплинирован, он будет получать необходимые знания и вне школы. Во многом это зависит от самих родителей, которые должны привить ребенку тягу к знаниям, ответственность и самоконтроль.
Онлайн-обучение дает возможность быть самостоятельным каждому ребенку. Моей дочери нравится чувствовать себя взрослой. Она познакомилась с новыми программами, подключается к конференциям с учителями, осваивает новые платформы. Учебный день проходит очень быстро, так как она увлечена процессом. Домашние задания выполняет самостоятельно, и это тоже ее отлично организует. Для себя я нашла много полезной информации и даже опыта в помощи своему ребенку при обучении, теперь я точно знаю, на какой платформе можно найти необходимый материал для дочери, в случае, если ей что-то непонятно. Учёба идёт без сбоев и весьма интенсивно.
Единственный минус — это нехватка личностного общения со сверстниками, невозможность социализироваться в полной мере.
«Не хватает шума в коридоре школы»
— Конечно, ничто не может заменить живого общения учителя с учениками, однако пандемия вносит свои коррективы не только в нашу жизнь, но и в образовательный процесс, — рассказывает завуч по воспитательной части Татьяна Ивановна Равковская. — Еще год назад мало кто из нас задавался вопросом: «Что такое дистанционное образование?». Весной 2020 года переход на данную форму обучения вызвал шок у всех: учителей, детей и родителей. На данный момент мы более подготовлены к такому режиму. Многие преподаватели освоили новые информационные технологии, более молодое поколение учителей помогает погрузиться в мир цифровых возможностей старшим коллегам. Для организации дистанционной работы главной образовательной онлайн-платформой является сайт школы, также учителя используют разнообразные возможности «Российской электронной школы», для проведения онлайн тестов — «Google-формы», видеоконференций – Zoom, Skуpe.
Безусловно, у такого вида обучения есть свои плюсы и минусы. Среди положительных сторон можно отметить то, что школьники учатся под руководством преподавателя самостоятельно получать знания, правильно планировать свое время, ответственно относиться к выполнению полученных заданий. Одним из недостатков является нехватка современных технических средств, как у учащихся, так и у преподавателей (ограничение скорости, отсутствие устойчивой интернет-связи, личных мобильных устройств, веб-камер и т.д.), поэтому учителя подходят к данному вопросу индивидуально, учитывая возможности каждого ребенка.
Меня как учителя начальных классов радует, что 1-4 классы переведены на очно-заочную форму обучения, а не на дистанционную, таким образом дети получают возможность посещать школу не менее 3-х раз в неделю.
Мы, учителя, с нетерпением ждем возвращения в обычный режим обучения, ведь так не хватает привычного шума в школьных коридорах, искренних эмоций и любознательных детских глаз.
Будем надеяться, что в скором времени пандемия закончится, и процесс обучения для детей, родителей и преподавателей вернется в привычный режим. Потому дистанционное обучение не дает возможности полноценно получить детям знания.
Что по этому поводу думают родители, чьи дети учатся дистанционно
— В дистанционном обучении есть и плюсы, и минусы, на мой взгляд. Плюс его в том, что дети находятся в безопасности, и надеюсь, что они не заболеют! Минус — очень большая нагрузка на родителей, особенно тех, которые работают! А так разницы не замечаю, мы и раньше много времени проводили за уроками! Дочь, конечно, хочет в школу, соскучилась за друзьями, общением!
А еще проблематично учиться онлайн, когда интернет такого качества!
— Я плюсов не вижу. Считаю, что вирус уже никуда не уйдет, он останется с нами, а детей учить надо. Лично я пока могу помочь своему ребенку, но не всегда новую тему могу объяснить без нервов. А что делать тому, кто работает или не понимает тоже? Так что у меня только минусы!
— Моя дочка в этом году пошла в первый класс (Свердловская ООШ №3). После длительных каникул перешли на очно-заочную форму обучения. Ребенок посещает школу три раза в неделю, во вторую смену. Первая проблема возникла именно с посещением. Очень неудобно отводить ребенка к 11 часам в школу, и забирать в 14.30. Группы продленного дня сейчас нет, то есть нужно подстраиваться. Из учебной программы убрали все предметы творческого направления. Конечно, меня радует, что после месяца вынужденных каникул больше сделан акцент на чтение и письмо, но мне кажется, ребенку сложно. Домашних заданий стало больше, некоторые предметы теперь полностью изучаются самостоятельно. Так как я работаю и прихожу домой в 6 часов, за уроки мы садимся только к 7 вечера, и, конечно, это совсем неправильно, но по-другому у нас не получается. Дочка еще маленькая, чтобы делать домашнюю работу самостоятельно, поэтому приходится контролировать весь процесс. Очень надеюсь, что в ближайшее время школьное обучение вернется к нормальному формату. Мне как человеку, далекому от педагогики, объяснять ребенку некоторые предметы очень тяжело.
— Дочке нравится. Сложно то, что я на работе, а она дома одна. Учится, копается, разбирается. И если у ребёнка возникают вопросы или что-то непонятно, ей нужно дождаться меня с работы или хотя бы дозвониться (что не всегда возможно), чтобы я объяснила, а потом продолжать выполнять д/з.
Бывает такое, что пропадает интернет или выключают свет на пару часов. Тогда сидим и ждём с моря погоды, когда всё заработает.
По основным предметам уроков задают не больше, чем обычно, как мне кажется. А вот по таким предметам, по которым при обычном учебном процессе д/з не задают, сейчас нужно выполнять проекты, рефераты и т.п. (ИЗО, физкультура, музыка). На это иной раз совсем нет времени.
Ещё один больной вопрос — запись стихотворений на видео. Память в телефонах переполнена. Актёрскими способностями обладают не все. Даже если стихотворение выучено, записывать его приходится в течение двух часов, а то и больше.