Что такое электронное обучение
Электронное обучение (от английского Electronic Learning, или просто e-Learning) — это система обучения при помощи интернета и электронных технологий. Смысл заключается в том, что ученик использует гаджеты для учёбы.
Онлайн-обучение стало особенно популярным в последние годы. Многим удобно учиться дома: не нужно тратить время на дорогу и сборы, нет привязки к конкретному месту. Но у образования онлайн есть и минусы — некоторым тяжело концентрироваться без очного присутствия преподавателя, особенно тем, у кого-то не оборудовано рабочее место дома.
Давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки электронного обучения.
Плюсы электронного обучения
Если школьник учится через интернет, он самостоятельно планирует расписание. Легко совмещать образование онлайн с дополнительными секциями и кружками — например, не придётся жертвовать утренней тренировкой в бассейне в угоду уроку за партой.
Персонализация программы
Учите то, что интересно вам! Можно подстраивать учебный план под индивидуальные амбиции и запросы. Школьник хочет поступить на мехмат МГУ? Не проблема — делаете акцент на физику и математику. Школьника интересуют гуманитарные науки? Концентрируетесь на языках, истории, праве.
Свобода доступа
Другое преимущество электронного обучения — независимость от локации. Неважно, где школьник — в Европе, Азии, Штатах или Новой Зеландии. Всё, что нужно для обучения — компьютер или планшет с выходом в интернет. Можно учиться из любой точки планеты, и это делает образование доступным.
Экономия
Если в традиционной учёбе нужно покупать канцелярию, школьную форму, учебные пособия, рабочие тетради, цветы учителям, ранец и вдобавок регулярно скидываться на нужды класса и родительского комитета, то электронное обучение не предусматривает ни одной из перечисленных трат. Все учебники и пособия — цифровые, а заниматься и получать образование онлайн можно хоть в пижаме.
Качественные знания
Обычная школа не гарантирует качество знаний: многое зависит от конкретного педагога или политики администрации школы. Плюс электронного образования — вы сами выбираете учителей, учебники, программу. Соответственно, знания будут качественнее, чем при учёбе по навязанным стандартам.
Минусы электронного обучения
Перестроиться на новый лад не всегда легко. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учёбы в онлайн-формате. Всё будет по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Но появятся новые обязанности — вовремя подключиться к вебинару или выполнить домашку на сайте до дедлайна.
✅ Решение — выбрать платформу, где адаптироваться помогут наставники.
Отсутствие лицензий у некоторых школ
Онлайн-школ много, но не у всех есть подтверждающие документы.
Лицензия на образовательную деятельность — это важный документ для учебных заведений. Он необходим организациям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. Даже электронное обучение не снимает с организации ответственности перед законом.
✅ Решение — проверять документы курсов или онлайн-школ.
Неподготовленность учеников
Часть населения лишена возможности учиться в онлайне, поэтому электронное образование может показаться страшным и непонятным.
✅ Решение — найти платформу с дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом и научиться правильно учиться онлайн.
Нехватка кадров
Другой минус электронного образования — недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в онлайне. Электронное и очное обучение сильно различаются. Педагог должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было ярко, понятно и интересно.
✅ Решение — выбирать онлайн-курсы с проверенными учителями, которые давно работают на дистанционке и знакомы с особенностями электронного образования.
Отсутствие живого общения
Если школьник экстраверт и учится в онлайне, ему может не хватать общения со сверстниками, ведь вся учёба проходит за компьютером. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда достаточно.
✅ Решение — компенсировать нехватку общения посещением секций, кружков, путешествиями и экскурсиями.
Резюме
Вот сводная таблица плюсов и минусов электронного образования. Отметим, что каждый недостаток легко компенсировать. Например, в адаптации помогут наставники, а социализация восполняется на дополнительных занятиях.
Преимущество 1. Не нужно рано просыпаться и тратить время на дорогу
Уроки в «Домашней школе Фоксфорда» начинаются в 10:00 по московскому времени. У ребёнка есть возможность выспаться, позавтракать и спокойно приступить к занятиям. Не надо спешить на школьный автобус, мёрзнуть на холоде и мокнуть под дождём — а это существенные преимущества дистанционного обучения.
Расписание «Домашней школы Фоксфорда» комфортно для спортивных и творческих ребят. Уроки по базовым курсам проходят в первой половине дня, а по углублённым и олимпиадным — ближе к вечеру. Днём дети могут спокойно посещать свои секции и кружки (либо смотреть занятия в записи).
А как в обычной школе? Ученики «привязаны» к расписанию школы. Занятия обычно начинаются в 8 утра и длятся до 13–15 часов. Если учесть время, затрачиваемое на дорогу, и объём домашних заданий, получается, что у ребёнка весь день занят школой. Совмещать учёбу со спортом или творчеством практически невозможно.
Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда», помимо базовых школьных дисциплин, могут выбрать углублённые и олимпиадные курсы по предметам, которые им нравятся или необходимы для поступления. Это называется индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ), что является несомненным преимуществом дистанционного обучения.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» действует шесть ИОМов, в каждом — до пяти дополнительных курсов:
Определиться с направлением обучения помогает тестирование и специалист по профориентации.
А как в обычной школе? Дети изучают от 15 до 20 дисциплин плюс добровольно-принудительная проектная работа и внеурочная деятельность. Многие предметники считают свой урок главным и задают колоссальные по объёму домашние задания. Деление на гуманитариев и технарей начинается в лучшем случае в 8 классе, а профориентация — в 10–11. Старшеклассники вынуждены тратить время на ненужные предметы вместо того, чтобы готовиться к ОГЭ и ЕГЭ.
В «Домашней школе Фоксфорда» нет дневников — детям не ставят «двойки». И в этом состоит важное преимущество дистанционного обучения. Прогресс помогает отслеживать рейтинг, который ребёнок набирает при просмотре занятий и выполнении заданий. А свои знания ребята демонстрируют во время аттестаций. На семейном образовании они сдаются всего несколько раз в год, а в случае анскулинга — только перед ОГЭ.
Сегодня контрольная по алгебре, завтра — по физике, послезавтра — по литературе, и так по кругу. Получая «неуды», дети нередко теряют интерес к учёбе, особенно если оценка занижена из-за поведения или банальной личной неприязни.
Если ученик «Домашней школы Фоксфорда» чего-то не понял или хочет углубить познания в какой-либо теме, он может задать вопрос в чате онлайн-занятия и тут же получить ответ. Преподаватели «Фоксфорда» — профи своего дела, они всегда внимательны и доброжелательны к ребятам.
А как в обычной школе? Не все учителя любят свою работу. Многие не скрывают (даже перед учениками) недовольство низкой зарплатой и школьной бюрократией. На свои вопросы дети нередко получают ответы вроде «читай учебник» или «надо было на уроке слушать» либо не получают их вовсе.
В «Домашней школе Фоксфорда» дети никогда не выпадают из учебного процесса. Если не получилось посмотреть урок онлайн, всегда можно включить запись. Причём не только на компьютере, но и с мобильных устройств.
Преимущество дистанционного обучения в виде записи занятий позволяет:
А как в обычной школе? Если ребёнок пропустил урок, ему придётся брать домашку у одноклассников и самому или с родителями разбираться в теме. Чем дольше «прогул», тем сложнее восполнить пробел в знаниях. Многие ребята вынуждены переносить простуду на ногах, а семейный отдых возможен только на каникулах.
При поступлении в «Домашнюю школу Фоксфорда» к каждому ученику прикрепляется наставник, который впоследствии нередко становится ему другом.
Наставники домашней онлайн-школы «Фоксфорда» помогают ребятам распределять нагрузку и справляться с трудными заданиями, а родителей информируют о прогрессе их детей. Если ребёнок начнёт терять интерес к учёбе или загрустит, наставник его обязательно поддержит.
А как в обычной школе? Зачастую родители из-за работы не успевают следить за оценками детей и тем более помогать с домашками. Школьники порой остаются один на один со своими проблемами и начинают тихо ненавидеть учёбу.
Хотите узнать, какие ещё есть преимущества дистанционного обучения, как выбрать онлайн-школу и какие возможности открыты перед учениками домашней онлайн-школы «Фоксфорда»? Запишитесь на бесплатную консультацию.
Плюсы домашнего обучения
Самый важный плюс домашнего обучения — это системный подход, при котором ребёнок развивает свои сильные стороны. Это довольно-таки сложно воплотить в формате традиционной школы, где пока ещё «уравнительно» преподносится материал и оцениваются знания. Ещё одно несомненное преимущество — сбалансированная нагрузка и более быстрое прохождение школьной программы, ведь экономится колоссальное количество времени. Но обо всём по порядку.
Индивидуальная программа
Возможность корректировать программу под интересы и запросы ребёнка — один из несомненных плюсов индивидуального обучения на дому. Можно подстраивать расписание под себя — не только в плане времени, но и наполнения. Если обычно дети изучают только школьную программу, то в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно построить индивидуальный образовательный маршрут.
Большой выбор преподавателей
Поступив в онлайн-школу, ребёнок может попробовать учиться у разных преподавателей одного предмета и остановить выбор на том педагоге, с которым интереснее и понятнее всего. Яна Негина, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда», вспоминает, что вне семейного образования это не всегда работает:
«В обычной школе из интересных предметов делают такие, на которых хочется заснуть. Постепенно у меня накапливалось отвращение к предметам, которые на самом деле мне интересны».
Если на домашнем обучении стиль педагога вгоняет в тоску — можно легко сменить преподавателя и найти того, с кем подросток на одной волне. Нет нужды заниматься с нелюбимыми педагогами и потихоньку ненавидеть школу.
Экономия времени
Ещё один плюс домашнего обучения детей — то, что время используется эффективнее. Не нужно тратить его на:
Сэкономленное время можно отвести на дополнительные кружки, секции, отдых и общение с близкими.
Забота о здоровье
Обучение дома во многом положительно сказывается на здоровье. Самое очевидное: ребёнок высыпается. Уроки в онлайн-школах начинаются, как правило, не раньше 10 утра. Дома вы можете быть уверены и в качестве пищи, которую ест школьник. Ну и главное — это нагрузки. Из-за того, что в онлайн-школах существенно экономится время, процесс учёбы более сбалансирован. Например, в онлайн-школе «Фоксфорда» ученики получают до 50% меньше нагрузки, чем в обычной школе, без потери качества знаний. Учась дистанционно, школьники могут проходить программу быстрее, чем в традиционной школе.
Минусы домашнего обучения
Но семейное обучение — это не просто уроки в расслабленном режиме с чашкой чая за компьютером. Дистанционная школа требует большего уровня осознанности от ребёнка и семьи.
Финансовые траты
На первый взгляд может показаться, что домашнее образование стоит дорого. Онлайн-школы, несомненно, платные. Но на обучение в государственной школе тратится ощутимая часть семейного бюджета. Вспоминаем хотя бы сборы на шторы, учебники, ремонт, интерактивную доску, охрану. Для учёбы в школе нужен большой набор канцелярских принадлежностей, форма, а нередко и оплата транспорта. Дополнительные образовательные услуги в государственных школах, продлёнка — всё это оплачивается родителями. А если уровень подготовки к ЕГЭ или ОГЭ в школе невысокий, то нужно нанимать репетиторов.
Повышенная ответственность
Другой вероятный минус домашнего обучения заключается в том, что не все готовы брать на себя обязательства по организации учебного процесса ребёнка. Однако мамам и папам вовсе не обязательно играть роль педагогов. Все хлопоты по образовательному процессу можно возложить на помощников. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» является одним из них.
Стоит ли переходить на домашнее обучение
Познакомившись с особенностями домашнего образования, мы выяснили, что онлайн-обучение даёт возможность развивать сильные стороны ребёнка и положительно влияет на физическое и ментальное здоровье ученика. Но это возможно только при высоком уровне организованности ребёнка и готовности его семьи создать подходящие условия. Чтобы вам проще было принять решение, мы представили наглядно все плюсы и минусы обучения на дому в таблице.
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Сомнения по поводу перехода на режим дистанционного обучения нормальны и вполне объяснимы. Родители могут тревожиться за ребёнка и переживать, что приняли неверное решение. В статье разберу основные плюсы и минусы образования в режиме онлайн. Выбор всегда за вами.
Возможность выбора школы. Вы сами выбираете учебное заведение. В офлайн формате же ребёнок прикреплён к районной школе без возможности выбора, где качество образования может быть существенно хуже.
Возможность учиться, находясь в любой точке земного шара. Уроки проходят в режиме онлайн, и для присутствия на занятии достаточно бесперебойного подключения к интернету и ноутбука. Ребёнок может находиться с семьёй в путешествии или на спортивных сборах, и он всегда сможет оказаться на уроке.
Обучение с зачислением. Ученик не просто присутствует на уроках и пользуется сервисами для самопроверки — он в официальном порядке зачисляется в онлайн-школу. В будущем это позволит ему сдать экзамены в 9 и 11 классах и получить аттестат государственного образца (речь тут только про те онлайн учреждения, что получили государственную лицензию с приложением, документы, дающие право проводить аккредитации).
Высокие результаты обучения. Если школьник не понял сложную тему, он может дополнительно позаниматься с педагогом и выполнить несколько заданий на тренажёрах. Учитель сам заинтересован в том, чтобы его подопечный усвоил новый материал.
Возможность поступить в крупный вуз. Дистанционное образование помогает школьникам воспитать в себе самостоятельность и выработать мотивацию для успешной учёбы. По окончании 11 классов ребята сдают ЕГЭ на высокие баллы и поступают в ВУЗ своей мечты.
Сложность получения практического опыта. На некоторых предметах (например, физике или химии) нет живой практической работы. Но можно заказать дополнительные курсы по этим специальностям с хорошей скидкой или дополнительно приобрести наборы юного физика/химика.
Отсутствие живого общения с одноклассниками. Онлайн-школьник, условно, не выходит из дома и не общается со сверстниками. Однако все ученики присутствуют на уроке в одно и то же время, могут общаться в общем чате и выходить отвечать «к доске». Дважды в месяц по выходным проводятся классные часы, где дети могут общаться на разные темы.
Неполноценные уроки физической культуры. Школьник не посещает спортзал и занимается дома. При этом, занятия построены таким образом, чтобы он смог укрепить и развить свои мышцы, не покидая собственной комнаты. Все, что потребуется для домашней физкультуры — коврик и спортивная форма.
Высокая учебная нагрузка. Школьник проводит много времени за уроками: сначала он на занятиях, а потом подолгу выполняет домашнее задание. Хотя, по моему опыту, есть учреждения, где нагрузка рассчитана с учётом действующих в России нормативов. Если ребёнок тратит много времени на уроки из-за того, что не понял тему, он всегда может обратиться к учителю, чтобы тот объяснил ему сложный материал. Такое практикуется в онлайн-гимназии №1.
За обучение в онлайн гимназии нужно платить. Стоимость уроков в цифровой школе сопоставима с ценами на обучение в традиционных частных школах офлайн-формата. Кроме прочего, в эти тарифы входят лекционные материалы, проверка домашнего задания, классные часы в присутствии педагога и других учеников.
В некоторых школах есть возможность сэкономить: предусмотрены скидки на обучение для отличников, сестёр и братьев, а также тех, кто оплатил всю сумму по договору на год вперёд.
Выводы
Как видите, положительные стороны перевешивают отрицательные. Да и на минусы можно посмотреть под разными углами. Как бы высокопарно не звучало, но я считаю, что за онлайн-образованием будущее.
А вы что думаете по этому поводу? Был ли у вас опыт перевода детей школьного возраста в онлайн-гимназию? Мой сын год отучился дистанционно, поэтому смогу ответить на ваши вопросы.
Учеба на удаленке — вечный повод для споров.
Кажется, большинство читателей Тинькофф Журнала поддерживают эту идею и считают, что технологии изменят образование к лучшему. Собрали главные аргументы — получилось 11 причин, почему удаленка делает жизнь учеников и преподавателей проще.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Онлайн-лекции намного легче воспринимать и запоминать
Лекции по математике, которые были у меня в универе, ни в какое сравнение не идут с теми, что я прослушал на «Курсере». Это как небо и земля.
На «Курсере» вовлеченность на порядок выше по нескольким причинам:
Может, и заходит полтора часа бормотания и бесконечных формул на доске, которые нужно переписывать в тетрадь, не успевая подумать, но мне такой вариант не кажется оптимальным.
Удаленка экономит всем время и позволяет больше успевать
Получаю второе высшее на вечернем и работаю. Для меня дистанционное обучение — чудо чудесное. И вот почему:
В итоге нормально себя чувствуешь, больше спишь и лучше усваиваешь материал. Если есть вопросы, можно написать в чат преподавателю. Да и с однокурсниками легко связаться в любом мессенджере.
Удаленка снижает нагрузку на преподавателей без потери качества обучения
Я почти 25 лет преподаю. Последние два года только онлайн. И меня, и учеников все устраивает.
В чем разница между голосом с экрана и голосом кафедры? Физическое присутствие преподавателя в комнате практически не влияет на качество усвоения информации, во всяком случае для людей старше 14 лет.
Вопросы можно задавать в чате «Зума». Информацию лучше видно, если преподаватель выводит ее на экран, а не пишет мелом на доске. Слышно хорошо, если преподаватель говорит в микрофон. Общаться с однокурсниками можно через все мессенджеры мира. профессионал доносит знания — только вы получаете их в уюте собственного дома.
Признаться, мне в жизни хватает общения. У меня около уроков в день, включая выходные. И тут очень кстати, что я дома и никуда не надо ехать или идти. Налил себе кофе или чаю и молча отдыхаешь без людей. Хотя я очень люблю свою работу.
На удаленке можно учиться, даже когда болеешь
Получаю второе высшее, гуманитарное, на заочном. Занятия по субботам. Год учились дистанционно, и это было просто волшебно.
Не надо в дождь, холод, жару ехать в электричке к первой паре в универ. Простыла — это не мешает присутствовать на занятиях. При этом ты не рискуешь ни других зацепить, ни себе навредить еще больше. Ты не жуешь всухомятку, а можешь нормально пообедать. Кашляешь — под рукой горячий чай.
У преподавателей все аналогично. Некоторые из них возрастные, думаю, им было особенно комфортно.
Преподаватель показывает презентации — делаешь скрины, и у тебя есть наглядный материал для дальнейшей подготовки к экзаменам. Ты делаешь доклад, защищаешь курсовую — у тебя есть демонстрация экрана и презентация. Преподаватель доволен дополнительными усилиями, а ты тихонько прокачиваешь скиллы по презенташкам. Посещаемость, кстати, близка к 100%. И экзамены сдают отлично или хорошо тоже почти 100%.
На удаленке ученики не списывают друг у друга
Не понимаю преподов, которые называют дистанционное обучение профанацией и говорят, что процесс преподавания сильно отличается. Я репетитор, у меня 95% учеников переведены на онлайн после того, как я подхватил ковид. Мне нравится заниматься через «Зум», дети все хорошо усваивают и не списывают. Видимо, это вопрос мотивации.
Как студент могу сказать, что дистанционка мне понравилась. Прежде всего — экономия времени на дорогу. Никаких нудных лекций на полтора часа: многие темы нам записали в укороченном виде, так как вуз оплачивал факт лекции, а не ее продолжительность. Иногда даже просто скидывали конспекты, которые я, например, воспринимаю лучше, чем бубнеж под презентацию.
Удаленка помогает избежать детских травм и буллинга
До сих пор разгребаю детские травмы от школы, а прошло уже больше 20 лет с окончания. И били, и издевались, и чего только не было. Школа обычная. Такой социализации врагу не пожелаю. Помню, как шла после вручения аттестата, дрожа от радости, что больше никогда.
Хотя у меня была и любимая учительница, которой я очень благодарна, это не перевешивает негатива. А адекватная социализация у меня была в кружках — даже подруга оттуда осталась до сих пор. школа, может быть, и подходит, и даже нужна — сильным, стрессоустойчивым и не знаю каким еще. Решать такие вещи нужно индивидуально с каждым ребенком.
На онлайн-занятиях больше времени уходит на полезные задания и меньше — на суету
Школы в том виде, в котором они есть сейчас, появились в индустриальную эпоху: родители весь день на производстве, дети — в образовательных учреждениях. Меняется экономика — меняется и формат обучения. Детям нужны оценки других авторитетных взрослых и оценка себя в группе, но для этого не обязателен формат, когда 30 человек собрали по признакам возраста и места жительства и усадили за парты.
У нас в 90-е типичный урок был такой: 15 минут — проверка домашнего задания. Произвольный чувак идет к доске и рассказывает. Остальные 29 человек заняты своим делом. Еще 20 минут — устный рассказ по теме урока, — пересказ учителем параграфа из учебника. Остальные 10 минут — «лес рук» на вопросы учителя к классу. КПД для ученика низкий, но раньше варианта получше не было. Сейчас появилась вариативность и возможность индивидуального подхода. Зачем от этого отказываться?
На удаленке легче определить таланты ребенка и подтянуть знания
Для нашего ребенка удаленка стала благом. , вскрылись все слабые места школьных учителей. Кто и очно ничего не давал, тот и на дистанте не смог организовать ни себя, ни детей. Кто опаздывает, тот и там опаздывал, путался в заданиях, спрашивал то, что не задавал или забыл задать. ни пели на собраниях, стало очевидно, что все немного не так.
, много олимпиад и программ тоже перевели на дистант, открылись новые возможности. На пригласительных турах стал понятен общий уровень подготовки ребенка, сильные и слабые стороны. Итог: школу поменяли без сожаления и жалости со стороны ребенка, который держался за круг общения, но понял, как интересно учиться с новыми детьми.
Ученикам с плохим зрением удобнее заниматься онлайн
У половины учеников проблемы со зрением. Если класс старомодный, со ступеньками, то видно от силы первым трем рядам.
Со слышимостью самое. Если перед вами двое разговаривают, ничего больше не слышно. Другое дело с микрофоном.
Удаленка позволяет больше внимания уделять кружкам и другим интересам
Посещение школы, несомненно, расширяет круг общения ребенка, причем принудительно. У каждого в памяти есть любимая учительница, а также одна совсем нелюбимая. С учениками тем более — хочешь не хочешь, а приходится общаться даже с теми, кого во дворе за километр обойдешь.
Когда началась удаленка, я позавидовала школьникам и посочувствовала студентам. Основная масса детей вполне способна освоить школьную программу удаленно. Больше времени можно уделить физкультуре и кружкам — там и общение по интересам будет. Очно нужны лишь практические занятия по естественным предметам и контрольные.
Удаленка хороша тем, что все можно делать в своем режиме. Ответственный и усидчивый ребенок все равно будет заниматься. Способный, но безответственный будет выявлен на контрольных, и ему придется догонять — только в ускоренном режиме и в записи. Не очень способный и безответственный по старинке будет учиться офлайн. Когда таких в классе всего несколько, их можно заставить не отвлекаться, и необходимый минимум они усвоят.
На удаленке можно учиться из любого места и чаще бывать на улице
При моем лицее был чудесный яблоневый сад, и весной там было очень красиво. Я всегда хотела там позаниматься. Но вместо того, чтобы усесться под сенью деревьев и поучить любимую биологию, я сидела в маленьком помещении, где пахло потом после урока физкультуры, а подо мной расшатывался стул.
К биологии больше интереса не было, несмотря на то, что я была лучшей в лицее, участвовала в олимпиадах, создавала научные проекты. Рамки, в которые меня втиснули, не способствовали плодотворному обучению. Вечером, сидя на террасе с котом под боком, я делала в три раза больше, чем в школе.
С юридической точки зрения онлайн-школы занимают промежуточное положение: такие занятия могут быть оформлены как заочное обучение или как семейное.
Разница в аттестациях: за графиком контрольных работ заочников следит школа, к которой они прикреплены, а если ребенок на семейном обучении — родители.
Аттестации для школьников на семейном обучении обычно проходят очно в школе, которую выбрали родители. А вот для заочников возможны варианты: некоторые онлайн-школы предлагают сдать экзамены лично в школах-партнерах, но большинство проводят контрольные дистанционно — за исключением ОГЭ и ЕГЭ и диагностик Московского центра качества образования.
В этой статье — 8 онлайн-школ, которые могут стать альтернативой обычной школе. У всех школ есть лицензии и аккредитации на ведение образовательной деятельности — это значит, что они помогут сдать аттестацию для перевода в следующий класс.
InternetUrok
Кратко: консервативная альтернатива обычной школе
Возраст учеников: есть занятия для дошкольников
Сколько стоит: от 950 в месяц, первая неделя — бесплатно
В школе обещают экономить время ребенка: на уроки надо будет тратить в среднем четыре часа в день
Уроки проходят в соответствии с обычной школьной программой: учителя задают и проверяют домашние задания, проводят контрольные и ставят оценки. Еще к интернет-школе можно официально прикрепиться, а не переходить на семейное обучение — тогда следить за прохождением государственной аттестации будет школа, а не родители.
Ученик может не ходить на онлайн-уроки, а слушать их в записи, главное — вовремя выполнять домашние задания. А еще большую часть материала школьники проходят быстрее — просто , что учителя не тратят время урока на проверку посещаемости и никого не вызывают к доске.
Фоксфорд
Кратко: школа-конструктор
Возраст учеников:
Сколько стоит: от 3350 до 46 700 в месяц
В школе можно подобрать индивидуальную программу: чтобы подготовиться к конкретным экзаменам и развить сильные стороны ребенка
«Фоксфорд» поможет оформить документы для перехода на семейное обучение и проследит за прохождением аттестаций в школах-партнерах, подберет комфортную школу для написания всероссийских проверочных работ, если родители не хотят забирать личное дело ребенка из школы. А детям, которые продолжают ходить в обычную школу, но не справляются с отдельными предметами, предложит дополнительные курсы.
В «Фоксфорде» можно выбрать базовую или индивидуальную программу обучения. Базовая — это уроки как в обычной школе, только в ускоренном темпе благодаря тому, что учителя не отвлекаются на организационные вопросы. А в индивидуальную программу дополнительно включены углубленные курсы, на которых ученики готовятся к олимпиадам: можно учиться по одному из шести готовых образовательных маршрутов или сформировать собственный.
Занятия в «Фоксфорде» проходят по расписанию: у каждого ученика оно индивидуальное, но все уроки начинаются не раньше 10 утра и проходят в первой половине дня. Одновременно в «Фоксфорде» по одной и программе занимаются несколько потоков, но с разными преподавателями — если темп или способ изложения материала ребенку не подходит, можно поменять учителя.
За успехами ребенка следит классный руководитель или личный наставник. Услуги наставника дороже, зато он поможет включиться в новый формат учебы, составит расписание подходящих олимпиад и научит планировать время и занятия.
Дополнительно можно получить консультацию тьютора и психолога. Тьютор проведет профориентационное тестирование и поможет сформировать индивидуальный образовательный маршрут. Психолог научит справляться со страхами и стрессами и адаптироваться к домашнему обучению.
Бит
Кратко: учебные группы с особой спецификой
Возраст учеников: с 3 лет и по 11 класс
Сколько стоит: в месяц в зависимости от класса и программы
Школа помогает получить аттестат за 9 и 11 класс в том числе ученикам, которые находятся в других странах
Занятия в учебном центре «Бит» не ограничиваются школьными предметами. Малышам с трех лет предлагают развивающие программы, дошкольникам — подготовку к поступлению в первый класс, детям с ограниченными возможностями здоровья — отдельную программу по общеобразовательным предметам, а иностранцам — методики по освоению русского языка.
Для тех, кто ищет альтернативу обычной школе, «Бит» предлагает несколько вариантов учебы. Если школьник самостоятельно справляется с программой по учебникам, ему подойдет открытый доступ к тестам и базе знаний — можно выбрать тариф с ежемесячной консультацией преподавателей, а можно обойтись без них.
Старшеклассникам подойдет программа с углубленным изучением предметов для ЕГЭ и ГИА: алгебру, геометрию, русский язык и два предмета по выбору изучают на онлайн-уроках с преподавателями, а все остальное осваивают самостоятельно. Ученикам, которым нужны регулярные встречи с учителями по всем предметам, «Бит» предлагает тариф с гибким расписанием и небольшими группами: в зависимости от занятости ученик может выбирать занятия утром, днем или вечером.
В команде онлайн-школы есть тьюторы, психологи, дефектологи и логопеды, которые помогут определиться с будущей профессией, адаптироваться к дистанционному обучению и решить другие проблемы, которые могут возникнуть у школьника.
Онлайн-лицей
Кратко: индивидуальные учебные планы у каждого ученика
Возраст учеников:
Сколько стоит: в месяц
Пример урока по математике. Занятия могут проводиться так, а могут быть интерактивными, во время которых ученики и учителя работают вместе
В «Онлайн-лицее» учатся по индивидуальным образовательным маршрутам. На минимальном тарифе — только доступ к тестам, видеоурокам и электронной библиотеке школы. В остальных программах помогает куратор: если ученик не успевает за программой, куратор откроет доступ к курсам прошлого года или договорится с преподавателем о дополнительных занятиях.
К ОГЭ и ЕГЭ в школе готовят всех учеников 9 и 11 классов, но не на основных занятиях, а в дополнительное время: подготовка состоит из дистанционного модуля, который можно осваивать в любое удобное время, и онлайн-семинаров с преподавателями.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и тем, кому в школе скучно, онлайн-лицей предлагает заниматься индивидуально: это дороже, чем обычные занятия, зато позволяет готовиться не только к итоговой аттестации, но и к олимпиадам.
Алгоритм
Кратко: российская и британская программа
Возраст учеников:
Сколько стоит: 24 900—49 900 в месяц в зависимости от класса и программы, стоимость индивидуальных планов рассчитывается отдельно
На ютуб-канале школы можно посмотреть, как проходят уроки: ученики могут переписываться друг с другом в общем чате, присылать ответы на задания учителю в личный чат и даже «выходить к доске» с помощью аудио- и видеосвязи
«Алгоритм» предлагает сразу две программы: общеобразовательную российскую и британскую, которая готовит школьников к экзаменам в зарубежных вузах. Чтобы ребенок успевал проходить обе программы, занятия идут в разное время: в первой половине дня — российская школа, во второй — британская. В российской школе можно учиться с первого класса, а в британской только с 10 лет. Заниматься можно как очно, так и онлайн, но сдавать экзамены A-level все равно придется очно — в центре на Лубянке.
Дистанционные уроки в «Алгоритме» — это полноценные семинары, во время которых преподаватель дает задания, слушает ответы, пишет на виртуальной доске и корректирует ошибки учеников в прямом эфире. Чтобы такие занятия были эффективными, группы ограничены: больше 14 человек в «класс» не набирают.
Для учеников на семейном обучении есть несколько разных форматов:
И в российской, и в британской школе занятия ограничены общеобразовательными предметами, но если ребенок учится по индивидуальной программе, то может изучать любые курсы. Кроме английского языка в «Алгоритме» есть дополнительные курсы по испанскому, французскому, немецкому и китайскому, в том числе и такие, которые помогут подготовиться к международным экзаменам.
IBLS
Кратко: для тех, кто готов учиться самостоятельно
Возраст учеников:
Сколько стоит: от 2700 в год для москвичей и 65 812 в год для всех остальных
Видео с демонстрацией заочного учебного процесса в школе
IBLS предлагает всего два формата обучения: заочное и семейное. В первом случае ребенок прикрепляется к частной московской школе МШСО — кроме дистанционной аттестации ученику придется приезжать в школу для прохождения всероссийских проверочных работ и диагностик МЦКО. А ученики, которые находятся на семейном обучении, могут вообще не появляться в школе, пока не придет время сдавать ОГЭ и ЕГЭ.
Основные блоки учебных материалов — готовые видеолекции и демоверсии аттестационных работ — доступны в обоих форматах обучения. Дополнительно заочники могут записываться на онлайн-уроки, во время которых преподаватели в прямом эфире помогут закрепить самостоятельно пройденный материал и ответят на возникшие вопросы. Школьники на семейном обучении вместо этого получают доступ к тестам-тренажерам — такие задания с автоматической проверкой выявят пробелы в знаниях по конкретным темам.
Проходить программу в строгом соответствии с календарно-тематическим планом не обязательно: ученики могут выстраивать собственные образовательные маршруты и регулировать темп обучения.
Для родителей, которые перевели детей на дистанционное образование, школа МШСО совместно с МГИМО организует специальную программу профессиональной переподготовки: чтобы помочь ребенку справиться с новыми условиями обучения, родителям самим потребуется стать в определенной степени учителями.
Международная школа завтрашнего дня
Кратко: почти как в школе, только по «Зуму»
Возраст учеников:
Сколько стоит: в год, для москвичей есть бесплатная программа
Сроки проведения аттестаций по всем предметам определены заранее — выбрать свой темп обучения не получится
«Международная школа завтрашнего дня» максимально похожа на обычную школу: ученики ходят на уроки строго по расписанию, сдают аттестацию по графику и пользуются классическими школьными учебниками.
Главное отличие в том, что уроки проходят по «Зуму». Правда, видеозапись занятия не сохраняется: если пропустил — придется нагонять тему самостоятельно.
По каждому предмету урок проходит раз в неделю. Оценки ставят только за промежуточные контрольные работы и тесты, которые ученики сдают дистанционно. Очное присутствие может понадобиться только на ОГЭ и ЕГЭ, а москвичам дополнительно после 8 класса и на диагностиках Московского центра качества образования.
Перед началом обучения школа проводит обязательный тренинг для родителей, на котором рассказывают, как все устроено: от технических аспектов до юридических тонкостей.
Онлайн-школа
Кратко: для тех, кто после уроков не против поучаствовать в клубах по интересам
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит: от 19 700 в месяц, первая неделя — бесплатно
Занятия проводятся не только по общеобразовательным предметам: еще есть финансовая и компьютерная грамотность
В «Онлайн-школе» предлагают стандартный набор для дистанционного обучения — начиная с простого доступа к базе знаний и заканчивая полноценным зачислением в школу, где преподаватели ведут онлайн-уроки и готовят к ЕГЭ. Еще ребенку с родителями поможет личный куратор, если будут проблемы в организации обучения.
Также «Онлайн-школа» приглашает на дистанционные занятия в собственной художественной школе. Здесь тоже все — учат по академической программе и в конце выдают диплом. Условия такие же: помощь куратора и живые онлайн-занятия с преподавателями.
В шестой класс я перешел, гордясь прилипшим кредо хулигана. Вскоре дневник начал пухнуть от двоек и замечаний.
Мать стала частым гостем школы, куда её вызывали для бесед.
— Лариса Петровна, у Сережи огромные проблемы с успеваемостью. Контрольная по математике – два, русский – два. А домашнее он и вовсе не делает, — распекала классная маму.
— Тебя мама одевает, обувает, кормит? – вмешивался социальный педагог. – Вижу, одевает. А ты что? В сущности своей у тебя одна единственная обязанность – учиться. А ты что? Вот, Лариса Петровна, посмотрите – его тетрадь. Сереж, я тему объясняла сегодня? А задание давала? Ну. А ты чего? Ничего не написано. Ну. И так весь месяц, полюбуйтесь.
Я прятал глаза, сбивчиво извинялся, а потом, как это водится, обещал все исправить.
Но вместо этого стал прогуливать школу.
А через месяц меня поймали на краже. Слоняясь октябрьским утром, мы с компанией оказались в магазинчике, где с витрины на нас дразняще смотрел дорогой шоколад. Казалось бы, украсть шоколадку – такой пустяк. Можно было и глаза закрыть. Но глаза никто не закрыл.
— Сергей. Это Пра-во-на-ру-ше-ни-е. Понимаешь? Ты преступил закон. Ты, можно сказать, преступник! Понимаешь? И тут уже ни я, ни мама тебе не помогут. Теперь твое наблюдательное дело будет храниться в ми-ли-ци-и. А мама будет платить штраф, — повторяла социальный педагог на учебном совете..
— А тебе что, еды дома не хватает? Мама тебя не кормит? Ты почему такое себе вообще позволяешь? – вторил сотрудник ПДН, приглашенный на беседу.
— Сережа! А я ведь говорила, – причитала мать.— Ну что теперь делать? Виктория Михайловна, ну что теперь делать?
— А ничего. В сущности, теперь он уже все сделал. Теперь будете стоять на учете. В ми-ли-ци-и. Городской учет. А дела там хранятся по семьдесят лет. Я правильно говорю? Теперь обещаниями не отделаешься.
На учет меня действительно поставили. И не успел я порадоваться новому статусу – учетники самые крутые и отпетые – как меня потащили к продавщице. Извиняться. Но самое страшное и неотвратимое наказание ждало впереди.
Отныне я должен был посещать футбольную секцию при школе. Руководитель секции, он же учитель физкультуры с угрожающей фамилией Стальной и не менее угрожающим прозвищем Сталин, слыл чуть ли не людоедом. Поговаривали, что Вадим Юрьевич прошел все мыслимые и не мыслимые горячие точки и теперь у него иногда клинило голову. Впрочем, проверять никто не рисковал. Хватало высеченного профиля физрука, гортанных обрывистых фраз, наводящих ужас, и режущего слух свистка. А сама секция служила чем-то вроде наказания для провинившихся. Сюда, как в ссылку, отправляли всех прогульщиков и нарушителей дисциплины.
Футбол мне никогда не нравился. И эта нелюбовь усугублялась тем, что прокуренные к двенадцати годам легкие (к тому моменту курил я уже как два года) напрочь отказывались правильно функционировать во время долгих и утомительных пробежек.
Я задыхался и все время старался отлынить от тренировок, но грозный физрук неустанно следил за тем, чтобы все выкладывались на полную.
— Ссаный футбол. Ненавижу, — цедил я сквозь зубы мантру после каждой тренировки. И однажды попался.
— Да? А что же ты тогда навидишь? – громыхнуло над головой. В дверном проеме высилась грозная фигура. – Ну, Орлов. Что навидишь-то?
Вопросы физрука барабанили по затылку, обрушивали потолок на плечи. Раздевалка разом сузилась и опустела.
— Раз взрослый, то давай и поговорим по-взрослому. Хочешь?
— Нет! – выпалил я.
— Орлов, взрослого человека от ребенка отличает одна вещь. Знаешь, какая? Умение отвечать за свои слова. Пойдем.
Повинуясь, я поплелся за физруком. Вымеряя опустевший спортзал шажищами, он вещал:
— Я разрешу тебе не ходить на футбол и договорюсь и с твоей матерью и с директором, да хоть с самим чертом! Но ты мне должен кое-что пообещать.
— Что? – недоверчиво проблеял я.
— Ты должен мне пообещать, что вместо себя приведешь кого-то еще. Знаешь, я и сам не в восторге от тебя. Здоровый пацан, а толку на поле от тебя ноль. А у нас в конце четверти соревнования между школами. Так что думай сам, решай сам.
— А если не найдешь, придется тебе хорошенько подготовиться к соревнованиям. Сроку тебе неделя. Понял, нет? Свободен.
Стоит ли говорить, что никакой замены не нашлось. Никто не хотел добровольно отдаваться в рабство физруку-садисту. Все знакомые крутили пальцем у виска и называли дураком, стоило только заговорить о школьной секции. Не помогли ни уговоры, ни угрозы, ни увещевания.
— А теперь, Орлов, мы будем готовиться к соревнованиям. Усердно готовиться. И если мы их выиграем, ты свободен. Понял, нет? – довольно улыбнулся тренер спустя неделю.
Потянулись дни подготовки к соревнованиям. Вадим Юрьевич решил, что двух тренировок в неделю мало и железной волей ввел нам пятидневный график. Обливаясь потом и проклиная себя, физрука и отмазавшихся знакомых, я, как исступленный, наматывал круги по залу, отрабатывал передачи и пасы. Пришлось бросить курить.
— Где прогресс, мешки? Играете, как беременные. Передача! Пасуй. Орлов, ты слепой или кривой? Итить твою мать, девочки.
Вскоре, не заметив улучшений, физрук ввел новое правило: плохо играешь на тренировке – остаешься после и убираешь зал. Играли мы одинаково плохо почти все, но чаще всего новому наказанию подвергался Паша (он загремел в команду за то, что разрисовал в кабинете физики все плакаты. Подрисовал какому-то физику гитлеровские усы, а легким росчерком Пашиного маркера Макс Планк стал Максом Панком). Но и этого изуверу казалось мало.
— Степанов! Когда было Куликовское сражение? Что? Неправильно! Еще десять кругов.
И бедный Степанов наматывал по скрипучим доскам зала еще десять кругов.
— Трофимов, что такое катет? Не знаешь? Еще десять кругов.
И растерянный Трофимов пускался вслед за Степановым.
Теперь, приходя после тренировок домой, я и думать не мог о том, чтобы ускользнуть на улицу. Распластавшись на кровати, я нырял в учебники и старался запомнить как можно больше. Уж очень не хотелось наматывать бесконечные круги после тренировки.
Приближались соревнования. На кону стояла моя свобода. Как назло за несколько дней матча начались итоговые контрольные. Внезапно раздобревший Стальной разрешил нам не приходить на тренировки и готовится к учебным испытаниям.
— Ну что, готовы? – спросил Вадим Юрьевич в день соревнований. – Стас, ты, кажется, математику завалил, да? Ну, тогда на скамью запасных. Сегодня не играешь. Остальные на поле.
— Но Вадим Юрич! Мы же так долго готовились! Почему скамейка? Пожалуйста, – взмолился Стас. Недопуск до игры означал многое. Означал пожизненное рабство в команде.
— Перепишешь контрольную – будешь играть. Все. Понятно, нет? Остальные погнали.
Игра не задалась с первых минут. Команда двадцать седьмой школы, с которой мы встретились на поле, была подготовлена куда лучше. У них и форма была, в то время как мы играли каждый в своей одежде, и запал в глазах. К тому же, соперников пришла поддержать целая куча народу. Облепив стены вдоль зала, болельщики двадцать седьмой размахивали самодельными плакатами, визжали, кричали, топали ногами и взрывались аплодисментами после каждого гола в наши ворота. Не помогли нам ни наставления тренера, ни долгожданная свобода, стоявшая на кону. Матч мы проиграли.
— Молодцы, — вырывал меня из кошмара голос Стального. – Нет, я не об игре. Играете вы по-прежнему, как беременные. Зато каждый из вас получил то, зачем сюда пришел. Ты, Влад, кажется и двух слов не мог связать на английском, а теперь отлично шпрехаешь. Ты, Орлов, был еще той шантрапой, а теперь погляди – все четверки. И курить бросил. Красавец. Мужчина!
Голос физрука обволакивал раздевалку, струился по стенам и потолку. В его словах не было прежних стальных нот, была, скорее, усталость, истома, наступающая после удачного завершения работы. Вадим Юрьевич еще долго что-то говорил, но я не слушал. Лишь робкая догадка, зародившись где-то в глубине, росла и заполняла всего меня. Мы свободны! Не знаю, почему именно физрук стал нашим воспитателем и кому вообще в голову пришла идея проворачивать такие эксперименты, так наставлять на путь истинный, но, черт возьми, мы были свободны!
— И вот еще что, — обрубил физрук сам себя, добавляя привычной чеканности голосу. – Запомните: не доходит через голову – дойдет через ноги. Понятно, нет? Свободны.
Интерес к школьному веб-образованию в России растет ежегодно. Увеличивается и число предлагающих такие услуги школ. Какие есть плюсы и минусы у обучения в кругу семьи и стоит ли игра свеч?
Об авторе: Петр Сергеев, научный руководитель образовательной онлайн-платформы «Учи.ру».
В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году. По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников). Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.
Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе. Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам. Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье. Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.
Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.
Правовые особенности домашнего обучения
Согласно «Закону об Образовании» (273-ФЗ), существует только два варианта получения образования - в школе (образовательной организации) и дома. В старших классах семейное образование называется «самообразованием», но смысл самого процесса остается прежним.
Итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.
В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.
Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.
Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.