Лучшая система обучения, которая поможет вам быстро и успешно выучить узбекский основана на следующих принципах:
Индивидуальные занятия
Для достижения успеха в обучении крайне важно, чтобы вы учились в своем темпе.
Занимаясь по нашему курсу, вы решаете сами, сколько времени вы хотите потратить на урок, хотите ли вы изучать лексику или грамматику, слушая Superlearning-музыку или нет.
Занятия в игровой форме
Многие недооценивают тот факт, что первоначальная мотивация изучать иностранный язык быстро проходит.
Важно, чтобы обучающая программа предлагала вам разнообразные задания и мотивировала вас с помощью игровых элементов на то, чтобы вы каждый день продолжали учить иностранный язык.
Вот почему вы можете в наших курсах, например, набирать баллы за выученный материал, и обменивать их на бонусы и подарки, или сравнивать свои результаты с успехами других учащихся.
Долгосрочный эффект занятий
При изучении языка очень важна память.
Только если вы действительно сможете запомнить на долгий период то, что вы выучили, вы освоите иностранный язык.
Тестируя наших пользователей, мы установили, что занимаясь по технологии Superlearning, вы запоминаете слова на 32% быстрее, чем при использовании обычных методов обучения.
Как преподают узбекский язык на онлайн-курсах
Десять лет изучения узбекского языка в школе не научили многих русскоязычных узбекистанцев говорить на государственном языке. Выучить язык сегодня предлагают частные онлайн-курсы. «Газета.uz» спросила основателей трёх таких школ об идее запуска уроков, трудностях и запросах студентов.
Об идее создания курсов узбекского языка
Я живу в России уже 15 лет. Мне очень хотелось, чтобы мои дети владели узбекским языком хотя бы на зачаточном уровне. Я привозила сюда узбекоговорящую няню, ставила узбекские мультики, мы пытались говорить на узбекском дома. Но такие точечные подходы работают не очень хорошо. Потому что первым языком для ребёнка будет язык детского сада, школы и YouTube-канала. Узбекский (или любой другой) язык перевесит, если большая часть среды и информации, которая окружает ребёнка, поступает на узбекском.
Идея создать онлайн-курсы узбекского языка пришла ко мне после того, как я узнала о существовании таких курсов по грузинскому языку. Для меня это стало сюрпризом, потому что Узбекистан и его население значительно больше Грузии.
Я хотела создать такой курс, чтобы люди, живущие за рубежом, имели доступ к узбекскому языку. Не будучи филологом и преподавателем, я занималась организацией. У меня было понимание, что за онлайн-форматом будущее. В этом отношении мы предвосхитили пандемию. К ее началу наша школа существовала уже два года.
При изучении темы я поняла, что у нас крайне мало учебников, самоучителей — это просто чудо, если найдёшь. Нашла какую-то методичку для англоговорящих иностранцев на английском языке, которые изучают узбекский. Нашла один учебник узбекского языка, который издавался в России. И очень древний самоучитель 1967 года автора Бакиева. Вот и всё. Остальное — какие-то очень разрозненные источники.
Для организации онлайн-курсов я провела более 80 интервью с преподавателями и нашла настоящих педагогов с большой буквы — знатоков узбекского языка и практиков. Они отталкиваются от потребностей ученика. Их основная задача — научить человека говорить по-узбекски. Много времени посвятила онлайн-маркентингу и онлайн-менеджменту, потому что наш преподавательский состав разбросан по всему миру.
Через месяц после запуска курсов я поняла, что моя основная аудитория, испытывающая потребность в изучении узбекского языка, находится в самом Узбекистане. Люди жаловались, что им нужен узбекский, но они не могут найти учителей, нормальные курсы.
Сегодня 90% учеников uzbekonline.ru — это люди из Узбекистана самых разных национальностей и профессий. В основном студенты старше 30 лет. Всю свою жизнь они прожили в Узбекистане, учили узбекский язык на протяжении 10 лет в школе и почти все говорят, что у них стойкое отторжение программы, потому что их заставляли учить стихи и читать вслух. «А у вас не так? Чем вы отличаетесь», — спрашивали они.
Мы сразу начали получать хорошие отзывы. Люди говорили, что мы помогаем им начать говорить на бытовом уровне.
Часть наших студентов начинает совсем с нуля. Другие немного говорят, но хотели бы развить. Такие учащиеся показывают очень большой прогресс при условии, что они занимаются.
В этом и была наша задача — за три месяца научить общаться на бытовом уровне: прийти к врачу, пойти на базар, купить билет. И мы реально выполняем своё обещание при условии, что человек занимается.
Преподавателям, которые разрабатывали методику, я поставила задачу: не усложнять. Мы даём самые распространённые правила, без которых вообще невозможно заговорить, понять характер и суть языка. Поэтому я не искала глубоких учёных. Им может казаться, что нужно обязательно дать всё. Считаю, что лучше знать 300 слов и использовать их, чем знать 5000, но не использовать.
За основу мы берём ферганский диалект узбекского языка, который считается литературным. Урок построен таким образом: сначала теоретическая часть, когда объясняется правило, его использование, затем нужно выполнить различные упражнения на закрепление этого правила. Например, найти недостающее слово, сказать скороговорку по заданной теме.
Любой материал всегда можно пересмотреть, переслушать, потому что повторение — важный фактор для изучения языка. В школе в лучшем случае запоминаешь 30%.
Если четыре года назад онлайн-доступа к изучению узбекского языка почти не было, то сейчас рынок ожил: есть курсы, есть репетиторы, много материала в соцсетях. Все прекрасно понимают необходимость узбекского языка. Поэтому мы открыли уроки для уровня B1 и B2. Мы сами разработали методику, критерии и тестирование студентов на определение уровня владения языком.
Наша программа для студентов со средним знанием языка в том числе состоит из фильмов, песен, книг, новостей, выступления дикторов. Но на уроках для начинающих студентов такие материалы использовать рано.
Нужно понимать, что любой результат требует усилий. Если человек очень занят, мы предлагаем гибкий график. Слушать уроки за рулем, одной рукой варить суп, второй — делать упражнения, в удобное время заниматься. 30-минутный урок можно дробить. Кроме того, мы не рекомендуем заниматься три часа в день.
О языковом барьере и способах изучения языка
Особенно сильный языковой барьер у студентов узбекской национальности, живущих в Узбекистане. Если в их семьях не говорили на узбекском языке, их особенно мучает произношение.
Для его устранения у нас есть уроки аудирования, где нужно сначала прослушать запись, затем наговорить услышанное аудио-сообщением. Это хорошая практика, потому что человек сначала себя послушает, часто перезапишет — и так несколько раз.
Кроме того, у нас есть закрытый чат для активностей. Предподаватели дают скороговорки, которые нужно произнести. Когда слышишь, что в окружении люди тоже говорят с ошибками, начинаешь понимать, что это нормально и ты такой не один.
Нам часто пишут: «Зачем идти на курсы? Нужно просто выйти замуж за узбека / пойти в махаллю / на базар / в армию на два месяца». Такой метод работает с людьми с блестящей памятью, способностями к изучению языков, которые очень легко схватывают. Но таких людей немного.
Я не рассматриваю эти рекомендации всерьёз, потому что сама оказывалась в ситуации болезненного тотального погружения в язык. Я была в Италии, где информация была только на итальянском. На третий месяц я заговорила на итальянском с огромными ошибками. Это был дикий стресс, который никому не пожелаю.
Чтобы его избежать, необходима минимальная база: понимать времена, отличать глагол от наречия.
Вся моя деятельность всегда была связана с английским языком. Шесть лет я работала в TIS (Tashkent International School, Ташкентская международная школа — ред.), где имела возможность учиться у иностранных экспертов в области педагогики. Но все признают, что TIS — место, не имеющее какое-либо отношение к Узбекистану. Узбекского языка в программе нет, редко рассказывают об истории и культуре нашей страны.
Это стало меня напрягать, я потеряла интерес к английскому языку и начала проникаться узбекским. Также тревожило, что я всегда чувствовала себя гостем в своей стране. Иностранцы рассказывали об Узбекистане, а я понимала, что ничего этого не знаю. Стала беспокоиться о том, как мои дети выучат узбекский.
Вскоре появились первые студенты: девушка казашка, кореец, американка и африканка. Тогда я ещё не знала, что тюркоязычных нужно разделять, но опыт всё равно был интересным.
В преподавании мне помог опыт. Я составила программу, обсудила её с преподавателями Вестминстерского университета, показала её своим однокурсникам и лишь потом вынесла в массы.
В июне 2021-го я решилась преподавать русскоязычным: было страшно идти в эту аудиторию, потому что я не люблю изучать грамматику, не преподаю через грамматику, не очень хорошо разбираюсь в частях речи, не очень хорошо знаю терминологию лингвистики.
О минусах преподавания узбекского языка в школах и сложности узбекского языка
Узбекский язык — это тюркский язык, а тюркские языки — агглютинативные. Они имеют строй, при котором доминирующим типом словоизменения является агглютинация — «приклеивание» различных суффиксов или префиксов, каждый из которых несёт только одно значение.
Самый простой пример «Вы из Узбекистана?». В русском языке это три слова, в английском — четыре, а в узбекском — одно «Узбекистонданмисиз». Это свойство языка нужно понимать, оно упрощает его понимание. В узбекском очень длинные слова, и с этим можно только смириться. Но грамматика очень лёгкая, и это бонус языка. Простые падежи, будущее и настоящее время не меняет глагол. Произношение может быть сложным из-за горловых звуков.
Минусы преподавания узбекского в школах налицо. Контент учебников прошлых лет не был применим к текущей жизни детей. В русскоязычных классах узбекский начинали учить со второго класса. В начальной школе уже был Алишер Навои, Бабур, прекрасный независимый Узбекистан с его красивой природой. Но детям неинтересно про независимость, им интересно про Хагги Вагги.
Кроме того, не было понимания, что преподавать, а оно должно быть во всех классах. В английском языке есть 100 слов, которые нужно выучить на начальном уровне. В узбекском такой список тоже должен быть. Из этих слов должны составляться учебники. Также нужно учитывать, что в учебниках для детей, изучающих узбекский язык как иностранный, должны быть слова из повседневной жизни ребёнка. Но в старых учебниках встречались слова, которые не использует даже носитель узбекского языка того возраста, для которого этот учебник написан. Нужно использовать посильный возрасту учащихся вокабуляр.
Более того, в начальной школе детей на уроках узбекского языка учат писать и читать. Я считаю, что раз мы с детства учимся сначала слышать и слушать, потом говорить, а затем уже читать и писать, то и уроки узбекского языка должны строиться через коммуникацию. С ребёнком нужно говорить, чувствовать его нужды. Без этого обучение не будет успешным.
Чтобы человек заговорил, он должен слышать речь. Потому что текст — не про произношение, особенно в Ташкенте. Человек смотрит в распечатку, делает упражнения, а выходя на улицу, он не понимает речь. Это особенно важно людям, для которых узбекоязычная среда — в новинку, то есть для тех, кто приехал в Узбекистан.
При разработке курса я пыталась ориентироваться на методику Дмитрия Петрова, который заявляет, что за 16 часов можно выучить любой язык. Главное — понять, как спрягаются глаголы в разных временах. Однако этот метод не сработал, потому что уроки превращаются в зубрежку и потому что мой мозг работает ситуативно, а не по таблицам, особенно в стрессовой ситуации, коей является разговор на новом для человека языке.
Я преподаю узбекский язык «для выживания» по своей методике. Работаю со взрослыми людьми, потому что дети требуют больше внимания и полной самоотдачи. Продолжительность курса — 4-5 недель. Я даю знания, которые помогут человеку выжить: спросить дорогу, купить еды, лекарства, вызвать скорую. Для этого уровня необязательно говорить идеально. Здесь важно именно говорить.
За курс человек научится говорить так, чтобы его поняли. Стараюсь, чтобы человек более-менее правильно использовал окончания.
Я сразу начала преподавать в Zoom. В первое время взаимодействовала с учениками на протяжении всего занятия: объясняла теорию по презентации, просила задавать вопросы. Вскоре ученики попросили записывать теоретическую часть, чтобы они смотрели её перед занятием и приходили практиковаться.
Стала делать видеоуроки, а в Zoom приглашать носителей языка, чтобы ученики и носители, разбиваясь на пары, могли пообщаться в «онлайн-комнате». Через 20 минут беседы они рассказывали, что узнали друг о друге. Я быстро выгорела, потому что запись видеоуроков отнимает массу времени. Кроме того, видео-уроки дают грамматику, а как заставить человека говорить?
Ведь если ты решаешь как учитель давать теорию, будь добра давать столько же практики. А у меня практики было мало.
В июле этого года я продумала все темы «языка выживания» и разбила их на несколько блоков: про себя, семью, работу, хобби, про покупки продуктов, одежды, про поход в аптеку, а также форс-мажор. Один блок я оставила на темы по запросу. Например, русскоговорящий офтальмолог может попросить помочь ему с составлением диалога на узбекском языке для обслуживания клиента при выборе очков.
Все эти темы я загрузила на онлайн-платформу, где можно не только выполнять упражнения в текстовом формате, но и записывать аудиосообщения. Ко всей теории придуманы упражнения. За их выполнение на платформе ученик получает балл. Но он не получает балл, если не делает упражнение, в котором нужно отправить голосовое сообщение.
У меня также есть система бонусов. Тем, кто наберёт много баллов, дарю один-два индивидуальных занятия. Тем, кто набирает меньше баллов, дарю свою книгу на русском или узбекском языке. Кроме того, настоятельно прошу студентов сделать себе подарок по окончании курса, ведь они потратили время.
Zoom при этом остался. Ещё придумала формат small-talk — это короткие созвоны со студентами, которые я записываю. Первое время они общаются только со мной, а затем с носителями языка, которых я приглашаю. Со мной они репетируют одну тему, а с носителями практикуют. Так мы отслеживаем динамику.
Об учебных материалах
Когда меня спрашивают про учебники, я обычно рекомендую двухтомник для уровней А1, А2, В1, В2 Нигоры Азимовой. Его можно найти на «Амазоне». Стоит он 90 долларов. К нему прилагается видеоматериал, но когда моя ученица заказала его, диски не пришли. Современный хороший учебник — это учебник, у которого есть аудио или видеоматериал.
Другой учебник — это самоучитель Алексея Арзамазова. Подойдёт русскоязычным студентам.
Со словарями у нас беда. Когда я преподавала английский, мы с детьми ходили в посольство США на вечера кино. Узнала, что посольство издало свой англо-узбекский словарь. Когда Узбекистан издаст словарь?
У меня есть толковый словарь старого и нового образцов, а также советский русско-узбекский. Отсутствие словаря — это одна из проблем, очень важных и решаемых проблем.
О способах изучения узбекского языка и языковом барьере
У языкового барьера много разных причин. Это психологический вопрос, с которым нужно разбираться: над кем-то смеялись в детстве, кого-то заставляли учить непонятные стихи. Бывает, что человек не воспринимает свой голос на этом языке, поэтому я прошу студентов записывать речь, слушать её и свыкнуться с мыслью, что это их голос.
Меня радует, что узбекский язык меняется. Я слежу, как говорят известные блогеры. Интерфейс моего телефона на узбекском языке, и мне очень нравится, что Telegram нанял очень хорошего переводчика, который классно перевёл эмоджи. Узбекский язык гаджетов вытесняет заимствованные слова. Все, конечно, не вытеснить, но это и не нужно. Всё это помогает учить язык. Перевести интерфейс телефона на узбекский язык — минимум, который может сделать человек, желающий его выучить.
Другой способ — говорить с незнакомцами, продавцами, таксистами. Одна из моих учениц, американка, учила французский и русский. По её словам, носители этих языков постоянно цепляются к ошибкам, поэтому человек учит и совершенствует их, чтобы не испытывать стыд за ошибки.
Но с узбекским языком, по её мнению, всё иначе. Люди здесь счастливы, если вы можете два слова с ошибками выговорить. Это идеальная среда для изучения узбекского языка. Очень хорошо, что наши люди не смеются над ошибками.
Можно говорить с самим собой, читать состав продуктов, вывески или заголовки новостей на узбекском и родном языке, а затем сравнивать их, чтобы понять порядок слов, увидеть похожие или одинаковые слова.
Также в своём канале я публикую отрывки из книг. Например, публиковала две главы «Маленького принца». Планирую загружать упражнения на узбекском языке по книгам в приложение.
В прошлом году я также делала небольшой курс по разбору нескольких эпизодов спектакля «Узбекча ракс» («Узбекский танец» — ред.). В конце мы со студентами сходили на спектакль в театр им. Хамзы.
В этом году на новый год планирую сделать курс «Узбекский язык по фильму “Один дома”».
У меня нет курса для продвинутого уровня, и я не знаю, буду ли его делать. Но книги, спектакли, фильмы позволяют давать разные уровни сложности.
Автор курса Qiziqarli o’zbek tili
Об опыте преподавания
Моя научно-исследовательская работа посвящена научно-методическим основам обучения узбекскому языку как иностранному (по андрагогической модели обучения).
Я преподаю узбекский язык иностранцам с 2015 года. Начала ещё во время учёбы в магистратуре. К каждому уроку готовилась отдельно, потому что не могла найти необходимые ресурсы и не знала методики преподавания иностранного языка.
Мой ученик был учителем корейского языка, и он немного рассказал мне о методологии. Глубже погрузиться в эту сферу мне удалось после того, как я устроилась на работу в Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы имени Алишера Навои.
В 2018 году мы сформировали команду проекта MOTUL для преподавания узбекского языка. Организовывали семинары и занятия. В 2019-м году вместе с моим научным руководителем, кандидатом медицинских наук Саодат Адиловой разработали программу O’zbekona.
О недостатках преподавания узбекского языка в школах
Узбекский язык в школах изучают 12 лет, но учебники не охватывают четыре аспекта изучения: чтение, аудирование, разговорную речь и письмо. Они предназначены только для обучения лексике и грамматике, поэтому предмет «Узбекский язык» всегда был самым скучным для студентов.
Другая проблема заключалась в том, что раньше не готовили учителей, которые могли бы преподавать узбекский как второй язык и как иностранный. Такие кадры стали появляться с 2018 года, однако их и сейчас не хватает.
Наша методика нестандартная. Она основана на интегративном подходе, который широко распространён в мире и позволяет выучить язык за короткое время. Ученики проекта MOTUL осваивают разговорный узбекский на уровне B2 за 12 месяцев. Дальше можно изучать деловой узбекский язык.
Для каждого уровня мы подбираем слова в зависимости от частоты их употребления. Словарь литературного узбекского языка мы не используем и не учим диалектам. Наша задача — научить языку как средству общения. На изучающих узбекский язык влияет диалект того региона, в котором они его изучают. Иностранцы в Ташкенте могут выучить ташкентский диалект прямо на улице. Человек, который знает один диалект, сможет понять литературный и разговорный узбекский язык и ответить.
К сожалению, международные стандарты преподавания узбекского языка как иностранного не разработаны в соответствии с отечественной методикой. Из-за этого в сфере много проблем. Мы не можем сохранить узбекский язык за счёт иностранцев. Его сохранение, в том числе литературной формы — обязанность узбекского народа.
Иллюстрация: Эльдос Фазылбеков / «Газета.uz».Все права на графические материалы авторства «Газеты.uz», а также на текст принадлежат изданию «Газета.uz». С условиями использования материалов, размещенных на сайте интернет-издания «Газета.uz», можно ознакомиться по
Специализированные курсы
Подробнее о нашей ценовой политике
Наши отличия от других школ
Языковая школа “Language Life” предлагает широкий выбор онлайн курсов узбекского языка:
а также индивидуальные программы обучения и комбинации различных курсов!
По Скайпу в языковой школе Language Life
Узбекский язык (самоназвание: Oʻzbek tili) – тюркский язык, государственный язык Республики Узбекистан, также является региональным языком в девяти северных провинциях Афганистана. Интересно, что современный узбекский язык имеет сложную диалектную структуру и диалекты современного разговорного узбекского генетически разнородны. Узбекский язык сложился под влиянием сразу нескольких языков – согдийского, персо-таджикского, арабского и русского. Любопытна также и история письменности узбекского языка. До 1928 года узбекский язык использовал арабский алфавит, затем использовалась письменность на основе латинского алфавита. Впоследствии применялась кириллица. В 1992 году стала снова использоваться латиница, но фактически в настоящее время продолжается параллельное использование кириллицы и латиницы.
Языковая школа Language Life предлагает частные и групповые онлайн-уроки узбекского языка с профессиональными преподавателями – носителями языка. С нами вы можете учить узбекский язык независимо от вашего уровня, так как большинство наших учителей прекрасно говорит по-русски. Наши курсы узбекского языка были разработаны, чтобы удовлетворить потребности широкого круга студентов, а применение новейших технологий превращает процесс обучения в увлекательную игру. Вы можете выбрать любой из предлагаемых курсов или запросить курс, разработанный специально для ваших нужд.
У нас вы также можете пройти тест на уровень узбекского языка.
Пилотный проект первой в Узбекистане полноценной дистанционной школы запускает Leader School. Её директор Фируза Вахабова рассказала об особенностях проекта и о том, как дистанционное образование может оперативно решить системные задачи национального образования.
Негосударственное образовательное учреждение Leader School с этого учебного года пилотирует проект первой в Узбекистане полноценной дистанционной школы. О целях проекта и специфике дистанционного обучения в школах «Газете.uz» рассказала председатель Ассоциации негосударственных образовательных учреждений страны, учредитель и директор Leader School Фируза Вахабова.
— Расскажите, пожалуйста, о целях проекта, что сделано на данный момент и каким вы видите конечный результат? Какие организации являются участниками и спонсорами проекта?
— Качественное образование важно для развития человеческого капитала и для устойчивого развития. Мир сильно изменился, детей от гаджетов оторвать практически невозможно. Они стали частью их жизни, и использовать возможности технологий в образовании для создания ценного человеческого капитала — это верное решение.
Целью проекта по созданию дистанционной школы как раз является обеспечение доступа к качественному образованию не только на территории страны, но и за её пределами.
Мне часто приходится бывать в зарубежных командировках, и во время этих поездок я встречаю наших соотечественников, которые заинтересованы в том, чтобы дать детям национальное образование, особенно в части культурного контекста.
Население страны динамично растёт, количество учащихся ежегодно увеличивается. Пандемия стимулировала развитие дистанционных методов обучения, и даже после снятия карантинных мер спрос на услуги дистанционного обучения остался. К примеру, учреждения высшего образования стали активно использовать разные платформы, недавно вышло правительственное постановление, регулирующее дистанционное обучение в вузах.
Однако современные решения по качественному дистанционному обучению именно школьников у нас отсутствуют, и мы в своей стратегии развития школы одной из целей определили создание дистанционной школы.
Так как мы образовательное учреждение, прежде всего занимающееся образовательными услугами, мы понимали, что техническое решение проекта будет сложно осуществить без консалтинговой помощи. Поэтому мы обратились в ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития — ред.) за технической поддержкой. Консалтинговые услуги в разработке стратегии оказала международная компания New Generation. Инвестором на этапе разработки прототипа и проведения исследования выступила сама школа Leader School.
Разработка проекта состояла из трёх частей с февраля 2021 года по август 2022 года. Сначала мы разработали стратегию дистанционной школы. Анализировали аналогичные школы за рубежом, их функционал, алгоритмы работы, изучали возможные IT-решения для разворачивания школы. На следующем этапе мы создали прототип. Развернули платформу, подключили к эксперименту детей. Они тестировали платформу, делали замечания и по интерфейсу, и по содержанию — по всему. То есть это была реально живая работа. Мы задокументировали весь накопленный опыт.
В настоящее время продолжается работа по разработке дидактических и диагностических материалов по школьным предметам, а также материалов для онлайн-лагеря и для психодиагностики.
В конце августа Министерство народного образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования и Ассоциация негосударственных образовательных учреждений приняли совместное постановление об апробации проекта среди семиклассников ташкентских школ и получили разрешение от Кабмина на проведение эксперимента. По результатам эксперимента у нас будет возможность сделать выводы и совершенствовать проект.
Наше видение конечного результата — первая в Узбекистане лицензированная дистанционная школа, предоставляющая возможность учащимся с 1-го по 11-й класс получить качественное образование в рамках государственных стандартов на узбекском и русском языках. Важной характеристикой является контент, разработанный по принципам современной дидактики и психолого-педагогических требований к обучению.
— Почему ваша школа заинтересована в этом проекте?
— 20 лет назад мы проявили инициативу и создали одно из первых частных образовательных заведений в стране. Это был огромный вызов, поскольку отсутствовала нормативно-правовая база, опыт и доверие со стороны родителей. Несмотря на трудности, мы проложили маршрут для частного образования и преодолели все преграды. Сейчас частные школы открываются по всей стране, действует профессиональное сообщество, но спрос на качественные образовательные услуги очень высок.
Мы давно перестали быть школой в классическом понимании, а трансформировались в центр передовых образовательных технологий. Наши сотрудники скрупулёзно собирают и анализируют все новинки в образовании по всему миру, тестируют на практике и внедряют их. В то же время нас постоянно посещают делегации из других стран для изучения нашего опыта.
Мир очень динамичен. Цифровые технологии пронизывают все сферы жизнедеятельности, а для образования открывают фантастические возможности. Для нас это отличная возможность одновременно предоставить доступ к качественным образовательным услугам такому количеству детей, которое не сможет вместить ни одно здание в стране.
Я посвятила 40 лет развитию образования и считаю, что вопрос дистанционного образования, если не зацикливаться на том, возможно, негативном отношении к этому виду образования, сложившемуся из-за особенностей его внедрения во время пандемии, также может оперативно решить системные задачи национального образования.
Главная из таких проблем — это недостаточное количество квалифицированных педагогических кадров. В том числе в регионах. И дистанционная школа как раз предоставляет возможность получить доступ к качественному контенту, разработанному лучшими педагогами страны, а также получить своевременную поддержку учителя.
К тому же дистанционная школа даёт возможность молодому учителю ознакомиться с эффективными методами подачи материала и адаптировать онлайн-урок для проведения в офлайн-формате с детьми своей школы. Таким образом, дистанционная школа в некотором роде решает проблему с педагогическими кадрами.
Право на образование имеют все дети, и дистанционное образование может обеспечить доступ к образованию для детей из различных социальных групп, для детей с особыми потребностями, по разным причинам не имеющих возможность посещать школу. Кроме того, не секрет, что есть дети, которые по причине занятости домашними обязанностями не ходят в школу, или есть родители, которые девочек не отправляют учиться. Полноценная дистанционная школа позволяет решать и эти проблемы.
— Если при реализации проекта изучался зарубежный опыт, можете ли вы назвать страны, где детям школьного возраста разрешено обучаться онлайн, не посещая традиционную школу?
— Возможность получать образование дистанционно существует в различных странах. Часть платформ предоставляет услуги для действующих школ при реализации смешанного обучения, для обучения при вынужденном переходе на дистанционное обучение в период пандемии или для тех, кто учится на home-schooling (домашнем обучении). Дистанционное обучение при этом реализуется действующими школами со своими учениками, которые по необходимости используют возможности платформы.
Законодательно не посещать общеобразовательную школу разрешено во многих странах Европы и в США, но изначально это было связано с развитием home-schooling — семейного, домашнего обучения.
Онлайн-школы успешно функционируют по всему миру. Первые школы начали создаваться в начале 2000-х годов. Достаточно сильные позиции у школ в Европе и США. К примеру, в Великобритании дистанционные школы King’s InterHigh, Wolsey Hall Oxford. В США — NC Virtual. Вообще, в США порядок работы онлайн-школ варьируется в зависимости от штата.
Обучение в именитых дистанционных школах может стоить от 2000 до 15 тысяч долларов в год, а количество учеников варьируется от 100 до 3000.
На постсоветском пространстве онлайн образование стартовало значительно позже, но также набирает обороты: Российская электронная школа, интерактивные образовательные платформы Учи.ру, Якласс, дистанционная школа «Фоксфорд». В Украине — это Оптима, Джерело, Альтернатива и другие. В Казахстане — платформа «Билимал». Часть из них как раз из того формата, который всецело закрывает среднее образование в онлайн-формате.
В Узбекистане среди русскоязычного сегмента распространены различные русскоязычные платформы стран СНГ с образовательным контентом для школьников.
Однако самостоятельное прохождение курсов на платформах других стран обеспечивает лишь возможность получения дополнительного образования. Кроме того, все зарубежные школы нацелены на базовые программы своих стран. Содержание учебной программы не соответствуют государственным требованиям Узбекистана и не переведено на узбекский язык. Прохождение программ таких школ учениками из Узбекистана не предусматривает выдачу аттестата государственного образца.
Студия, где снимаются видеоуроки.
— В чём отличие проекта от существующих на данный момент решений для обучения онлайн, например, Хан Академия, государственный проект «Онлайн-школа» (уроки по ТВ) или многочисленные онлайн-курсы, предлагаемые частными организациями (prep. uz и т
— Давайте сначала мы с вами попытаемся определить, что такое традиционная школа. Традиционная школа — это, как правило, параллельные уроки по 40−45 минут каждый. Обычно урок начинается с переклички, дальше идёт повтор предыдущего материала, на которое тоже учитель тратит некоторое время, и остаётся примерно 30 минут чистого времени. А если мы возьмём стандартный класс в 25−30 человек, получается, что на каждого ребенка остаётся одна минута. С учётом того, что есть ещё объяснение нового материала, остается ещё меньше времени, и на уроке мы не можем охватить всех учеников. При этом в классе собраны дети с разными темпераментами и у каждого свой темп работы.
Мы пытаемся апробировать полноценную онлайн-школу: то есть не дополнительные услуги к традиционной школе, а школа, где есть своё расписание, обучение в синхронном и асинхронном формате, журнал, дневник, табель и, соответственно, в конце обучения выдаётся документ государственного образца.
Асинхронная часть — это записанные видеоуроки, которые длятся от 8 до 10 минут. Ребёнок получает основной материал, который ему надо освоить в рамках государственных стандартов. Уроки не в виде «говорящей головы», а в виде увлекательного диалога с ребёнком, с анимацией, помогающей активизировать внимание.
Синхронная часть — это уже полноценная школа, где есть расписание, классный руководитель, вебинары. Дети распределяются по «кабинетам», решают задания, работают над проектами, обсуждают, что они сделали дома. Ребёнок заходит на свой курс, он видит свои тесты, задания, достижения, заметки, отзывы. Каждый день, проходя тесты и выполняя задания, он получает свою оценку.
Наличие этой синхронной части и отличает наш проект от других проектов. Плюс, например, если мы рассмотрим Хан Академию, то там только несколько основных предметов, а мы предполагаем полноценную школу со всеми предметами по школьной программе.
Кроме того, в указанных вами сервисах, как правило, идёт односторонняя коммуникация: ученик не может задать вопросы лектору, отсутствует командная работа и классная работа. В нашем проекте мы предусматриваем интерактив и возможность получения обратной связи от учеников в виде домашних заданий, самостоятельных проектов с обсуждением прогресса каждого ученика.
Процесс подготовки видеоурока.
— В контексте Узбекистана, учитывая, что есть места, неохваченные скоростным интернетом, или есть семьи, где нет соответствующих устройств (компьютера, планшета и т. ), не создаст ли проект предпосылки для неравенства (например, у семей, живущих в городах или семей, которые могут позволить себе покупать гаджеты или оплачивать высокоскоростной интернет, будет доступ к дистанционному образованию, а у других — нет)?
— Рассмотрим ситуацию на двух уровнях — государства и семьи. Любое государство заинтересовано в большом количестве учёных, инженеров, врачей, управленцев, предпринимателей. Для того, чтобы это обеспечить, необходимо время и колоссальные вливания в образование. В этом контексте решить вопрос с доступом к скоростной сети и покупкой гаджетов проще, чем вопросы строительства тысяч новых зданий, подготовки десятков тысяч высококлассных учителей и содержания всей этой инфраструктуры.
Теперь перейдём на уровень семьи. Мне сложно представить родителей, которые не мечтали бы об успешном, обеспеченном и счастливом ребенке. Частично этого можно достичь, обеспечив материальными благами детей на несколько поколений вперёд. Но не факт, что дома, квартиры, машины, переданные по наследству, гарантируют карьерный рост, счастье и самореализацию.
Каждая семья осознанно или неосознанно делает выбор, инвестировать в школьное образование или экономить на нём. Как правило, в краткосрочной перспективе такая экономия приводит к большим затратам на репетиторов, а в долгосрочной — к тому, что мечта о следующем успешном поколении так и не сбудется.
Поскольку немногие семьи могут пока себе позволить посещение частных школ, наш проект призван облегчить доступ к качественному образованию не «за все деньги мира». В данном случае речь о равном доступе к лучшим учителям и образовательным методикам вне зависимости, например, от столичной прописки или других факторов.
Процесс записи урока.
— В дистанционном образовании ребёнок должен нести ответственность за свою траекторию образования. По вашим наблюдениям, насколько они готовы к этому?
— Всему нужно учить, и этому в том числе. И вот здесь мы решаем сразу несколько задач. Первое. Мы повышаем цифровую грамотность ребёнка, который уже живёт в этом мире цифровых технологий. Второе. Мы поддерживаем мотивацию. Например, утром отправляем напоминание: «С добрым утром! А ты помнишь, что сегодня тебе нужно пройти то-то, сделать вот это и вот это?»
В дистанционной школе как раз растёт вот эта ответственность за свой образовательный маршрут. Функция учителя смещается больше на фасилитатора — мотиватора. Ребенок получает задания, получает фидбек (обратную связь) от учителя — тьютора, и ответственность больше ложится на ребёнка. Это требует от ребёнка самостоятельности.
Параллельно мы даём такие курсы, через которые ребёнок учится, как, например, фокусироваться на конкретной проблеме, как воспринимать информацию и так далее. Такие психологические курсы тоже являются частью проекта. Мы формируем навык учиться — сейчас это называется «мета-навык», и это один из главных навыков современного образования. Это навык учиться, развиваться и постоянно чувствовать потребность в самосовершенствовании.
— Как в онлайн-школе предполагается развитие таких важных навыков, как общение, социализация, адаптация к социуму, умение работать в командах?
— Во всём мире идёт трансформация образования. Передовые страны находятся в поиске инновационных форматов и форм образования. Традиционные атрибуты, такие как парты, доски, учебные кабинеты постепенно уходят в прошлое, и их заменяет абсолютно другая среда — open space, coworking. Появляются такие форматы, как Рroject-based learning (PBL — обучение на основе проектов), Research-based learning (RBL — обучение на основе исследований).
Образование ориентируется на развитие компетенций ученика и его творческих способностей, критического мышления, умения работать и коммуницировать в команде, учиться быстро и эффективно. При этом очень важны академические знания, которые должны быть доступны всегда и везде.
Зачастую как проходит обучение в нашей традиционной школе? Ребёнок несколько часов подряд только слушает — он просто пассивный слушатель. Он ничего не создаёт, не нацелен на работу в команде.
Дистанционная школа помогает осуществлять новые подходы в обучении, например, метод «перевёрнутый класс», при котором дети приходят ознакомлёнными с темой, а в школе вместе с одноклассниками уже возможна коллаборация и работа в команде над проектами. Это как раз помогает развитию у детей навыков 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.
— Изучалось ли мнение родителей? Как они относятся к тому, чтобы ребёнок школьного возраста обучался онлайн?
— Вовлечённость родителей в процесс обучения ребёнка очень важна. Часто, отдавая детей в школу, родители перекладывают груз ответственности за ребёнка на школу. Знаете, когда ребёнок учится в начальной школе, он всё делает ради родителей, чтобы понравиться папе и маме. Потом уже смещение идёт. А что скажет учитель? А потом, уже в средней школе — а что скажет мой друг — ровесник? А заинтересованность родителя в успехах ребёнка на каждом этапе должна быть. Поэтому нужно выстроить работу школы с родителями.
На стадии разработки прототипа дистанционной школы мы привлекали и родителей. Родителям мы предоставляли учебный план, отражающий ключевые плановые учебные активности, а также цели и ожидаемые результаты по прохождению каждого урока. Их мнение также учитывалось в разработке проекта.
По результатам апробации проекта уже не в рамках одной нашей школы, а города Ташкента у нас будет возможность изучить мнение ещё большего круга родителей.
Беседовал Комил Джалилов
Приведи друга и
Если вы уже являетесь нашим учеником, порекомендуйте нас друзьям и получите скидку!
Попросите вашего друга заполнить поле «По рекомендации» в нашем формуляре, и получите скидку 10 евро при оплате 10 уроков и 5 евро при оплате 5 уроков.
Цены на уроки узбекского языка
Стоимость занятий зависит от выбранного курса, длительности и типа уроков (индивидуально или в группе), а также от количества уроков. Подробнее о нашей ценовой политике и условиях оплаты здесь.
Наши преподаватели узбекского языка
Все наши учителя узбекского – носители языка с опытом преподавания по Скайпу, и большинство из них говорит по-русски
Отзывы наших учеников
Судьба предоставила возможность познакомиться с Амалией. Первое общение меня удовлетворило, но были ещё сомнения, как моя дочь будет воспринимать информацию по Скайпу. Я была приятно удивлена, что занятия по Скайпу могут давать отличные результаты. Дочери очень нравятся занятия с Амалией, и она даже с удовольствием делает домашние задания! С третьего урока я без страха оставляю дочь одну с преподавателем.
Преподаватель Амалия очень тактичная, умеет с ребёнком найти общий язык и интересно подаёт материал. Она преподаёт с любовью, строга, но всегда улыбается. Мы даже подружились и с нетерпением ждём встречи в Греции, когда поедем в отпуск к моему мужу!
Иван и Юлия,
Мы начали изучать французский с нуля, также это наш первый опыт обучения по Cкайпу. У нас были некоторые опасения, но оказалось, что при хорошей скорости интернета это просто индивидуальное занятие с массой преимуществ. Мы не тратим время на дорогу, а заниматься мы можем совершенно в любом месте, даже в путешествии 🙂
Обучение идет легко и приятно, каждого урока ждем с нетерпением. Мы слушаем записи, делаем упражнения, по электронной почте получаем все необходимые документы. Мари очень хороший преподаватель, занятия проходят быстро и интересно. Она внимательна к мелочам, что очень важно в самом начале обучения. Материалы так же очень хорошо подобраны.
Что касается работы самой школы, все происходит очень оперативно: списались с Юлией, она подобрала нам преподавателя, мы перевели деньги и сразу же приступили к занятиям.
Занимаюсь с Клэр английским по Скайпу около месяца. После каждого занятия она дает мне домашнее задание и на уроке мы обсуждаем его, а также можем поговорить и на другие темы. Клэр образованная и всесторонне развитая девушка, с ней можно разговаривать на любые темы. Считаю эти уроки очень эффективными, поскольку они помогают преодолеть психологический барьер и совершенствуют речь. Я замечаю, что некоторые фразы, выражения я уже начинаю говорить не задумываясь над переводом.