Кому подойдет?
Ученикам 1-4 классов
Описание курса
Если очень хочется натренировать память и запоминать кучу полезной информации просто и легко — помогут мнемотехники! На уроках ребята в игровом формате научатся запоминать всевозможную информацию с помощью метода ассоциаций, метода рифмы, сторителлинга и многих других методов! Обязательно затронут тему запоминания чисел и иностранных слов, а также поймут, как всевозможные предметы и звуки помогают запомнить любую информацию.
Количество учеников в группе
До 8 учеников в группе.
График занятий
2 раза в неделю по будням после 11:00 по мск.
Технические требования к онлайн-занятиям
Все занятия рекомендуем посещать с ноутбука или компьютера.
Материалы для занятий
Блокнот/тетрадь для записей, письменные принадлежности.
Что такое мнемотехника?
Искусство запоминания посредством специальных приемов и техник, основанных на построении связей и ассоциаций – это мнемотехника или мнемоника, что одно и то же. Она отличается от зубрежки, т.е. технического запоминания, возможностью восстановить информацию, воссоздав в голове логическую последовательность, заменив абстрактные объекты и факты понятиями и представлениями.
Обучение мнемотехнике мобилизует естественные механизмы памяти мозга, которые позволяют восстанавливать информацию из хранилища в оперативную память достаточно быстро. Правильный подход к освоению и использованию мнемотехник открывает возможность сокращать длительные программы обучения с нескольких лет до нескольких месяцев. С использованием мнемотехник составляются эффективные программы изучения иностранных языков, освоения новых профессий.
Что это и кому она нужна?
В методическом арсенале мнемоники присутствуют самые различные средства запоминания: визуализация, аудиальное, кинестетическое представление, модификации, связывания и упрощения, т.е. все, что помогает построить ассоциативные цепочки с уже имеющейся информацией. Обычно к упражнениям по мнемотехнике прибегают самые разные категории взрослых, в частности:
Как можно видеть, необходимость в изучении упражнений по мнемотехнике присутствует в самых разных профессиях. Но, по сути, данные упражнения станут полезными для любого взрослого, т.к. навык запоминания не может быть лишним даже с учетом наших повседневных привычек, когда нам нужно купить несколько видов продуктов, заехать в несколько мест, запомнить имена новых людей при знакомстве, т.е. мнемоника полезна для каждого.
Давайте же теперь рассмотрим упражнения на память для начинающих взрослых.
В мире огромных потоков информации запоминать нужные данные нет особой необходимости, потому, что самые нужные из них можно добыть без усилий, например, отправив запрос в поисковую строку браузера в Интернете.
Мозг современного человека перестраивается на энергосбережение – это своеобразный способ защитить сознание от перегруза, гигабайтов информации, которой день ото дня становится больше, она буквально везде: в смартфонах, компьютерах, телевизоре, на билбордах, в играющем в транспорте радио и т.д.
Но находиться онлайн мы можем далеко не всегда, время от времени возникают ситуации, когда что-то помнить необходимо: студентам на экзаменах, специалистам разных профилей при исполнении обязанностей, соискателю на собеседовании, ученым на конференции. Способность запоминать можно наработать, для этого существуют различные приемы мнемотехники или мнемоники, доступные абсолютно каждому человеку.
Поговорим об обучении мнемотехнике, разберемся, зачем и всем ли она нужна и как ей научиться. Забегая вперед, отметим: любое обучение в группе или под присмотром куратора, преподавателя – самое эффективное. Образовательная программа должна быть структурированной, подаваться последовательно.
Обучиться мнемотехнике бесплатно можно самостоятельно, а можно освоить это искусство значительно быстрее на программе «Мнемотехники». Присоединяйтесь, чтобы научиться быстро и надолго запоминать имена, лица, числа, цифры, иностранные слова, профессиональные данные и многое другое.
Знаменитый российский писатель, драматург, телеведущий Эдуард Николаевич Успенский в свое время написал стихотворение «Жил-был слоненок», последние строки которого мы хотели бы привести:
И помнит очень твердо,
И даже очень твердо.
Я сам его запомнил,
Но только позабыл»
Все стихотворение написано в шутливой форме, поэт рассказывает историю про слоненка (а может, даже и не слоненка), с которым приключились события, также не имеющие стопроцентного подтверждения, что понятно из уст рассказчика, явно страдающего забывчивостью.
Не знакомо ли это вам: вы начинаете рассказывать какую-нибудь историю и понимаете, что забыли многие детали? В такие моменты мы пытаемся вспомнить все, что упускает наше активное сознание, часто приходим к нужному ответу, а часто решаем опустить незначительные нюансы, отчаявшись в попытках напрячь память.
Проблема развития, сохранения, тренировки памяти остается популярной среди современного поколения, потому что в нашу жизнь все активнее проникают средства сохранения информации, ее носители. К примеру, если вам нужно записать чей-то номер телефона, вы не станете напрягаться и пытаться запомнить последовательность цифр, как бы это сделал обыватель двадцатого века, не будь у него под рукой ручки с бумагой. Скорее всего, вы откроете клавиатуру в телефоне, наберете номер и сохраните его в памяти телефона. Обратите внимание на последние два слова предыдущего предложения.
Да, именно память машин, автоматизированных систем, различного рода гаджетов переносит на себя часть нагрузки с человеческой, что и является главной причиной того, что мы помним гораздо меньше, чем наши предки. Но как воспрепятствовать этому процессу? Ответ на данный вопрос дает такое направление знаний как мнемоника (мнемотехника).
Для каждой программы сделан адаптивный дизайн для мобильных телефонов и планшетов. Программу можно проходить с мобильного устройства из любого браузера.
Курсы, предоставляемые в формате подписки на определенный срок – это обычная практика в онлайн-образовании. Так продают курсы Нетология, Курсера и множество площадок. Продавать бесконечную подписку, по нашим оценкам, нужно по цене примерно x2 (в 2 раза дороже), чтобы окупить издержки на хранение данных, поддержку, создание новых упражнений и т.п. Мы бы могли это делать, но есть ещё 1 эффект (который мы выявили): пользователи не проходят бесконечные курсы до конца, а ограниченные во времени – проходят. У нас по некоторым курсам конверсия в последний урок почти 50-60%, это в 5 раз выше, чем у большинства площадок. Мы лучше будем ограничивать срок и потом продлять на 5-7 дней, чем давать бесконечный доступ, который не выгоден ни нам, ни учащимся.
Но если вы всё-таки считаете, что вам нужен доступ более длительный срок, например, на год или навсегда, то вы можете купить PRO-подписку сразу на все программы на данной странице: https://4brain.ru/pro.php.
Программы 4brain можно приобрести не только на свой аккаунт, но и в подарок близким и друзьям. Для этого выберите на данной странице (https://4brain.ru/programms.php?gift=1) необходимый продукт и оплатите его. После оплаты вы получите на свою почту специальный промо-код и ссылку для активации, которые вы сможете подарить другому человеку.
Наш сайт подключен к интернет-эквайрингу, и вы можете оплатить подписку банковской картой Visa, Mastercard или МИР, выпущенной в любой стране мира. После выбора вам откроется защищенное окно с платежной страницей процессингового центра, где необходимо ввести данные вашей банковской карты. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure. Если ваш банк поддерживает данную технологию, вы будете перенаправлены на его сервер для дополнительной идентификации. Информацию о правилах и методах дополнительной идентификации уточняйте в банке, выдавшем вам банковскую карту.
Процессинговый центр защищает и обрабатывает данные вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.0. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. Процессинговый центр не передает данные вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure. В случае, если у вас есть вопросы по совершенному платежу, вы можете обратиться в службу поддержки клиентов платежного сервиса по электронной почте.
Предоставляемая вами персональная информация (имя, адрес, телефон, email, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере. Мы рекомендуем вам проверить, что ваш браузер достаточно безопасен для проведения платежей онлайн, на специальной странице. Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует процессинговый центр. Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.
Да, любую программу вы можете приобрести для сотрудников компании и оплатить со счёта организации, если итоговая сумма будет более 30 тысяч рублей. Для этого заполните заявку на странице https://4brain.ru/lnd/?cb=b2b. Мы оперативно подготовим все необходимые документы, чтобы вы смогли оплатить подписки и начать развивать сотрудников своей компании.
Да. Однако есть несколько условий. Во-первых, это можно только при старте нового потока, но не на этапе предзаписи на новую программу. Во-вторых, это можно сделать по специальной ссылке, которая действует только для потоковых программ: https://4brain.ru/pay/inv.php?prod=C,50,1.
Просто выберите удобный способ оплаты, например, картой. Оплата пройдет в нужной валюте, по курсу вашего банка или платёжной системы на текущую дату.
Курсы мнемотехники
Мы собрали более 10 лучших курсов по обучению мнемотехники в нашей подборке от образовательных центров. 1 раз в неделю мы обновляем информацию и вносим дополнения. У нас есть удобные фильтры, ориентируясь на которые вы можете подобрать курс под себя! Также есть онлайн чат в котором вам помогут с подбором!
Найдено: 3 курсов
Отфильтровать
( в месяц)
Мнемотехника. Развитие памяти: как запоминать легко для детей
0 отзывов о школе
Курс мнемотехники от Викиум
Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.
Курсы для детей Мнемотехника Айтигенио
Выдается диплом / сертификат
Разовьем способность быстро запоминать и надолго удерживать большое количество нужной информации
38 отзывов о школе
Как запоминать легко для детей от Фоксфорд
Курс предназначен для учеников средней и старшей школы, которые хотят улучшить свою память. После обучения ребенок будет лучше запоминать любую информацию.
Сферы внедрения мнемотехники
Искусство запоминания широко используется в разных сферах жизни. Особенно полезна мнемотехника в программах работы с необычными детьми, в частности, в коррекционной педагогике и психологии.
В гуманитарных вузах использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию, запоминанию слов, улучшению лексики тоже используют, но преимущественно прогрессивные педагоги, в общеобразовательной литературе приемы мнемоники пока повсеместно не внедрены.
Анастасия Михайловна Гайдукова, ассистент кафедры государственного университета гражданской авиации в Санкт-Петербурге, описывает проблему усвоения иностранных языков у студентов и в качестве решения предлагает применение методов мнемотехники. Один из эффективных способов повысить запоминаемость лексики – замена абстрактных объектов понятиями, дополненными визуальными, аудиальными и кинестетическими представлениями, связывающими объекты уже имеющейся информацией. Возникающие ассоциации качественно упрощают запоминание.
Прокачивать умение запоминать большие объемы информации за пределами образовательных учреждений необходимо ряду разных специалистов: ученым, врачам, программистам, статистам и т.д. Отдельно отметим ораторов, выступающих перед аудиторией. Обычно они ведут лекции по намеченному плану, и, как правило, имеют конспект или костяк изложения, но часто ли вы видите спикеров, преподавателей, политиков, которые читают по бумажке, не отрывая от нее глаз?
Чему вы научитесь
Хочуровская Надежда Юрьевна
Двигаемся к практике
Замечали, что вам довольно трудно запомнить точные даты, последовательность цифр, формулы, расположение объектов в комнате, цвет волос человека, с которым вы только что разговаривали? Знакомьтесь, это точная информация, и именно она и является наиболее проблематичным объектом при запоминании. Мы более легко можем пересказать содержание повести или рассказа, а порой и романа, но почему наша память работает именно так?
Все дело в образах. Прочитывая какую-нибудь историю, мы создаем в своей голове живые образы, наделенные конкретными чертами, окутанные сетью художественного повествования. Мы примерно понимаем, как они выглядят, оцениваем их моральную составляющую, симпатизируем им или, наоборот, недолюбливаем. Таким образом, понятие, которое напрямую связано с эффективным запоминанием, – это образ. Поэтому мнемотехника завязана в основном на данном понятии.
Еще одна вещь, которую нужно прояснить с самого начала, заключается в том, что существует правило мнемонического квадрата. Данное правило состоит из «углов квадрата», т.е. четырех главных пунктов, описанных далее:
Итак, познакомившись с главными правилами для создания образов при упражнениях по мнемотехнике для взрослых, приступим непосредственно к самим правилам.
Упражнение №1. Ассоциативная нелепая связь
Пожалуй, самое популярное и забавное упражнение среди мнемотехник. Суть его кроется в самом названии:
Представьте сначала, как ребенок ест большой ложкой что-то вкусное, но это происходит на веранде той самой дачи вашего друга, затем появляется собака, символизирующая зоомагазин, которая неожиданно оказывается на беговой дорожке (ассоциация с фитнес-центром), как вдруг после пробежки она начинает быстро читать книгу «Маленькая хозяйка большого дома», и последнее слово названия этого произведения приведет вас в финальный пункт назначения среди ваших планов.
Казалось бы, такая несуразная история, но она оказывается действенным помощником для запоминания не только последовательности действий, но и слов на иностранном языке, каких-то изображений и т.д. Почему она является эффективной?
Рассмотрим следующее упражнение для начинающих взрослых по мнемотехнике.
Упражнение №2. Буквенно-цифровой код (БЦК)
Эта методика обширно применяется при запоминании числовой информации. Если вы собираетесь презентовать какой-то материал и при этом желаете оперировать цифровыми данными, но вам никак не запомнить все эти показатели и динамику их изменений, то это упражнение точно для вас.
Сущность его заключается в следующем: ряд от 0 до 9 мы кодируем при помощи букв русского алфавита, затем пытаемся создать цепочки слов, связанные между собой действием, располагаем их в чертогах разума и вуаля – цифры и числа в памяти. Если вы с трудом поняли, что было описано, не пугайтесь – сейчас мы разберем все гораздо подробнее и на примере.
На самом деле, уже существует так называемая кодификация цифр и выглядит она следующим образом:
Почему именно эти буквы? Большая часть из них – это первые буквы выписанных цифр, а другие – либо парные им, либо взятые по причине использования других. Эта кодировка считается принятой среди мнемонистов, она активно применяется в БЦК, хотя вы спокойно можете придумать свою, ведь пользоваться вы будете сами. Однако самое главное здесь – это составить подобный код и хорошенько его выучить.
После того, как мы разобрались с кодом, самое время составлять слова, основанные на сочетании цифр. К примеру, у вас есть последовательность чисел 93 876, и именно данное число вам необходимо не забывать. Перво-наперво его нужно разбить на двузначные числа (93, 87 и остается 6). После этого обращаемся к нашей кодировке:
Получается, число 93 876 – это предложение «Река вся шумит», и, выделяя из этих слов согласные, мы можем понять, что за число скрыто.
Единственным минусом данного метода является наличие пары букв, присваиваемой какому-то числу, потому что при составлении слов человек может запутаться. Тем не менее, практикуя данный метод, опытные мнемонисты достигают поразительных результатов и успешно внедряют данный метод в повседневную и официально-деловую жизнь.
Обратите внимание, что при составлении образов обязательным является включение какого-то действия – при его активации, при связывании с другими объектами посредством действия память строит более прочные нейронные связи.
Также выше мы описали так называемые «чертоги разума» (или метод римской комнаты, метод локации, метод Цицерона, дворец памяти), под которыми подразумевается немного другое запоминание числовой информации, построенное на основе места, которое вы очень хорошо знаете, например, ваша комната в доме или ваш сад и т.п.
При использовании данного метода задача состоит в том, чтобы расположить цифры (или числа) в конкретных местах выбранной локации, к примеру, число 23 на фоторамке (потому что там ваша сестра, которой сейчас 23), число 58 на люстре (ведь она в форме восьмерки, и можно представить, как пятерка на ней повесилась), а цифру 9 расположить на ручке окна. И вот вы заходите в комнату, смотрите на фото, однако видите плохо, потому что люстра не включена и открываете окно, чтобы впустить еще больше света. Так и получается число 23 589.
Немного иное применение упражнения БЦК описывает в видеоролике Евгений Буянов, один из основателей 4brain:
Переходим к следующему методу запоминания.
Упражнение №3. Приемы для последовательностей
Всем известна фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которую мы часто применяем при воспоминании о последовательности цветового спектра радуги. На самом деле, эта фраза – яркий пример мнемотехники, но далеко не единственный, причем вы можете составлять такие последовательности сами, развивая также и свое воображение. Другими примерами здесь служат запоминание месяцев с 30 и 31 днями по костяшкам кистей, обращение к стишку про Ивана при перечислении падежей («Иван родил девчонку, велел тащить пеленку») и т.д.
Видеоблогер Егор Сенцов делится еще кое-какими приемами. В частности, чтобы запомнить расположение планет солнечный системы собственно от самого Солнца по удаленности, блогер прибегает к нехитро й фразе, которую несложно запомнить: «Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты!» Неслучайно в этой фразе каждое слово начинается с заглавной буквы – так мы легче запоминаем планеты, зашифрованные по их первым буквам, т.е. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Единственное, что нужно помнить, это то, что первым идет именно Меркурий.
На самом деле, ответ не так сложен, и таится в самой фразе – это корень из двух. Тем не менее здесь мы уже не выделяем заглавные буквы, зато считаем количество букв в каждом слове и получается:
Сравните цифру со словами. Ведь действительно получается! Точно так же Егор предлагает и запоминать последовательность цифр в числе π, но только уже не просто с помощью фразы, а с помощью дополнительного приема – рифмизации. Суть его похожа на уже описанный метод, однако в данном случае мы вводим стихотворную форму, с которой запоминать и того интереснее и легче! Взгляните:
«Это я знаю и помню прекрасно –
Вновь считаем количество букв в каждом слове и у нас выходит вот что:
И вот, у вас в арсенале уже 11 знаков после запятой в числе пи! Делитесь в комментариях, как вам такой метод. Возможно, вы уже пользуетесь какими-то другими техниками запоминания для взрослых. Рассказывайте, нам будет интересно узнать, что мы упускаем. И переходим к заключительному упражнению.
Упражнение №4. Метод фонетических ассоциаций (МФА)
Данное упражнение для взрослых, начинающих заниматься мнемотехникой, мы советуем именно тем, кто стремиться выучить иностранные языки. Суть его сводится к трем несложным шагам:
Ну что ж, и здесь самое время для примера. Пусть вам необходимо выучить английский язык, и слово boring никак не хочет запоминаться. Тогда необходимо воспользоваться МФА! Перевод этого слова «скучный», а по звуковой ассоциации слово напоминает имя «Борис» или его уменьшительно-ласкательную интерпретацию «Борик». Следовательно, мы соединяем значение «скучный» и имя «Борик» и представляем себе какого-нибудь парня Бориса, который скучно и занудно постоянно что-то рассказывает. Будет отлично, если у вас есть знакомый Борис и в голове вы навесите на него ярлык «скучного человека», даже если это не так. Либо можно выбрать какую-нибудь публичную личность с именем Борис и также охарактеризовать человека в своей голове.
Очень многие современные онлайн-словари в мобильных приложениях предлагают свои варианты запоминания, в частности, путем составления целых предложений, где выделяются главные слова или их части для заучивания. В качестве примеров можно привести следующее:
Кроме того, некоторые длинные и составные слова можно разбивать на части и также создавать забавные образы для запоминания из более простых слов. Приведем примеры и для данного метода:
Да, рассмотренные примеры довольно необычны, однако очень действенны. Попробуйте данную мнемотехнику в своей практике изучения и убедитесь в этом сами. Неслучайно в обоих примерах мы привели три части речи – имена существительные, имена прилагательные и глаголы – чтобы доказать вам, что при желании любую часть речи можно превратить в нестандартный образ.
Надеемся, что вы заинтересовались мнемоникой, и рассмотренные выше упражнения будут отличной практикой для изучения этой увлекательной, веселой, полезной и эффективной одновременно техники.
Какие возможности открывает мнемотехника?
Понятие мнемотехники наверняка у многих на слуху – оно стало активно использоваться в век избытка информации в окружающей среде, но не многие решаются освоить мастерство запоминания, потому что не понимают, зачем это нужно.
Искусство запоминания информации осваивают преимущественно те люди, которым это напрямую необходимо: ученики, студенты, врачи, языковеды, профессора, эксперты разных областей. С помощью мнемотехники при обучении языкам можно легко запоминать слова, поэтому ее принципы применяются практически во всех программах языковых школ.
Как уже было упомянуто, искусство мнемотехники улучшает оперативную память человеческого мозга, извилины начинают работать эффективнее:
Мнемотехника способствует развитию внимания, воображения, образного мышления, способности к визуализации. При освоении искусства мнемоники активизируются оба полушария, в то время как у обычного человека в повседневной жизни преобладает только одно:
За 12 занятий научимся запомнить любую информацию очень удобными и простыми способами!
700 ₽
за 1 занятие
8 400 ₽ за курс или рассрочка 4700 ₽ в 2 платежа.
Как научиться приемам мнемотехники?
Не будем погружаться в историю, отметим лишь, что запоминание нашим предкам и даже поколению, на которое не оказала существенное влияние эра гаджетов, развитие памяти все же было свойственно. Значит, наша задача – научиться запоминать информацию и восстановить, а затем и расширить способности мозга.
Приемы мнемотехники – это не большой секрет, скрытый от публики. Очень много методов можно найти в литературе, в Интернете, у носителей знания о мнемонике. Освоить искусство запоминания можно самостоятельно или в группе обучения в специализированных школах, в том числе на 4brain.
Самый простой способ – обучение мнемотехнике онлайн. Для этого не нужно никуда ходить, записываться, достаточно найти некоторые приемы, подобрать подходящие и заниматься. Но не спешите идти искать упражнения – ниже мы расскажем о самых популярных, эффективных и универсальных техниках.
Самостоятельное обучение
Начнем с самого простого – самостоятельного изучения мнемотехники. Это освоение некоторых приемов и регулярная тренировка – все же мнемоника предполагает наработку навыков.
Первым делом следует определиться, зачем нужно изучать мнемонику: запоминать слова, факты, обучить ребенка или освоить искусство самостоятельно, что называется, для себя. Затем, отталкиваясь от потребности, выявить наилучшие приемы. Или использовать их все вместе.
Далее рассмотрим основные универсальные техники запоминания, которые используются в разных программах обучения.
Начальные буквы или эффект края
Опыты показали: максимальная эффективность мозга приходится на начало познавательного процесса (чтения, лекции, просмотра новостей), далее снижается и снова фиксируется в конце. Этот прием можно отследить в фильме «17 мгновений весны», где главный герой таким способом переключал внимание собеседника. Подобным образом строится новостная лента: если приятных и позитивных событий не произошло, чтобы не оставлять у зрителей горький осадок, последним сюжетом всегда ставят какой-то приятный ролик – обратите внимание на этот прием.
В структурных группах (статьи, брошюры, информационные тексты) важная информация концентрируется в начале и в конце текста. Обращайте на нее внимание, если нужно запомнить какие-то данные.
Правило Миллера
Психолог Джордж Миллер в 20 веке провел серию экспериментов с группой людей и выявил следующее: в среднем кратковременная память способна вместить одновременно 9 двоичных чисел, 8 десятичных, 7 букв алфавита и 5 простых слов. Итого 7±2 элемента. Это правило используется при составлении программ мнемоники и разного рода обучений.
Если нужно что-то запомнить, старайтесь, чтобы в количестве элементов было не более семи (подгрупп, предметов, фактов и т.д.) Больше оперативная память может не записать в полном объеме.
Эффект изоляции (Ресторфф)
Этот метод запоминания основывается на фиксации в памяти одного объекта, наиболее выделяющегося среди предложенных информационных элементов. Иными словами, чем выразительнее предмет, тем проще его запомнить. Этот прием используют пиарщики, специалисты по рекламе, маркетологи, стараясь выделить продаваемый продукт в сознание потребителя и подчеркнуть его значимость.
При изучении и структурировании информации по методу Ресторфф старайтесь выделять факты, элементы в группы и фиксировать их образ. Делать это надо так, чтобы группы не были похожи друг на друга, чтобы каждая из них становилась яркой и запоминающейся.
Метод Цицерона
Метод Цицерона или метод римской комнаты – старый и самый простой метод структурирования информации. Он подключает ассоциативное и образное мышление.
Суть метода такая: предметы, факты и элементы, которые нужно запомнить, мысленно расставьте в любом знакомом помещении в определенном порядке. Понаблюдайте за ними – так картинка зафиксируется в памяти. Принципиально, чтобы пространство было знакомым вам: это может быть комната, офис, рабочий стол, улица, холл, крыльцо – все, что известно вашей памяти в деталях.
Впоследствии будет достаточно вспомнить это помещение, и предметы в нем будто сами встанут на места. Собственно, так Цицерон и поступал: перед выступлениями он прогуливался по своему парку и мысленно расставлял по местам темы и вопросы, которые будут входить в речь.
Ментальные карты Бьюзена
Еще один прием мнемотехники – ментальные карты Тони Бьюзена, диаграмма связей или майндмэппинг. Нет, это не колода, которую можно купить в магазине. Карты нужно создавать самостоятельно. Информацию предстоит структурировать и фиксировать ее в блок-схемы.
Как работать с картами: возьмите лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. В центре листа расположите какой-нибудь образ, который будет символизировать информацию, это может быть круг или квадрат, облачко, домик или солнышко – символизм необязательно будет иметь значение.
По большому счету, такой метод заменяет конспект. Структура изображения на листе может быть любой, в ней могут фигурировать разные образы, в отличие от сухого конспектирования.
Метод используется в мнемонике для запоминания текстов, а также в психологии для постановки целей в терапии и тренингах.
Числа-буквы
Этот прием подойдет для запоминания длинных чисел, номеров телефонов, любой важной информации, в которой есть цифры.
Методика запоминания заключается в ассоциативном замещении цифр буквами. Принцип обычно такой: к каждой цифре записывается согласная буква. Далее эти буквы по порядку разбиваются на пары, к ним подбираются слова, с которых они и начинаются. Затем из слов составляются предложения, которые могут быть не совсем логичными, но запоминающимися.
Аналогичным образом к каждой букве или цифре можно подобрать 3-4 слова – своеобразная «вешалка» из букв, которые можно сложить в слово или предложение, вспоминая которую, мозг сможет вспомнить целую историю.
Числа-образы
Еще один интересный способ запомнить цифры – ассоциировать их с предметами. Например, 0 – пончик, 1 – доска, 2 – шея лебедя и т.д. Образы должны быть понятны и близки вам. Далее возвращаемся к методу Цицерона, по которому предметы нужно расставить в помещении и заменить их, либо из этих образов можно составить историю. Когда методика ассоциаций цифр и образов отточена, человеку становится проще запоминать числе впредь.
Система фонетических ассоциаций
Метод фонетических ассоциаций используется при изучении иностранных языков. Его суть в поиске слов в родной речи, похожих на иностранные. Совсем необязательно, что они будут схожи по смыслу. Фонетическая ассоциация помогает учить язык быстрее за счет восприятия иностранной речи как чего-то близкого.
Если вы волнуетесь и соприкасаетесь с действительно большим количеством людей, запомнить в лицо и по имени удастся не всех, например, при знакомстве с большим количеством людей в условиях сжатого времени (к примеру, на форуме, при переходе на новую работу, на вечеринке). В мнемонике существуют способы вспомнить, как зовут того или иного человека. Рассмотрим два метода:
Запомнить лицо человека поможет активный контакт с ним при знакомстве и общении. Зрительная память успеет зафиксировать образ или ключевые черты лица, которых будет достаточно, чтобы узнать нового знакомого при встрече.
Практика показывает, что лучше запоминаются черты, кажущиеся вам негативными или неэстетичными – очень большие или близко посаженные глаза, залысины. Этим способом пользуются многие люди. Одна из его модификаций – назвать про себя собеседника и его особенность при знакомстве. Например, «Вася, большие уши».
Мозг зафиксирует и имя, и отличительную черту, по которой при встрече он идентифицирует ее и сопоставит с человеком. Главное в такой ситуации – не проговорить это тайное ассоциативное прозвище вслух!
Рифмы и ритмы
Прием рифмовки используется в изучении иностранных языков. Метод запоминания знаком каждому из раннего детства, когда мы учили первые стишки. Агния Барто, Корней Чуковский писали специально для малышей, поэтому стишки «Идет бычок, качается», «Муха-Цокотуха» запоминаются именно ритмом и простой рифмой. Кто-то даже в ладоши прихлопывал при проговаривании «Му-ха по-по-лю по-шла, му-ха де-неж-ку на-шла».
При обучении мнемотехнике самостоятельно следует попробовать этот метод запоминания. К нужной информации подбирайте рифму и запоминайте слова попарно, их также можно соединить с мотивом какой-то песни. Номер машины, телефона или домофона можно разбить на такты: «три-четыре-пять», «восемь-пять-один», так проще запомнить нетипичные сочетания цифр.
Метод Айвазовского
Приемы запоминания больших объемов информации были знакомы нашим предкам. Благодаря мнемонике поэты фиксировали в памяти стихи, их мотивы, запоминали пейзажи в деталях и лица со всеми морщинками, тонами и дефектами.
Метод работает довольно просто. Смотрите на объект 3-5 секунд, затем закройте глаза и попробуйте восстановить в памяти, как выглядит объект. Постарайтесь вспомнить как можно больше деталей, задавайте себе вопросы касательно предмета. Через несколько секунд откройте глаза и снова посмотрите на объект, фиксируя внимание на новых подробностях, которые ранее не отметили. Повторите процесс воспроизведения в воображении.
Методом Айвазовского пользуются разведчики, у которых есть минимум времени для запоминания ключевых данных о противнике. Этот прием мнемотехники используется в обучении рассказыванию – подбор вопросов для уточнения деталей способствует развитию речи и логической последовательности повествования.
Последовательное самостоятельное обучение приемам мнемотехники требует от человека усидчивости и самодисциплины – методы нужно повторять регулярно, снова и снова возвращаясь к занятиям. Кроме того, подбирать методы мнемоники нужно самостоятельно, а их огромное множество. Благо, найти их не проблема.
При самостоятельной работе полезно изучать мастер-классы для помощи в обучении мнемонике – тренеров можно смотреть онлайн или офлайн. Они помогут структурировать и упорядочить полученные самостоятельно знания и сделать их более эффективными.
Обучение в онлайн-группе
В противовес самостоятельной работе есть групповые программы обучения мнемонике. Их преимущество в упорядоченности информации и правильном построении материала в ходе уроков от простого к сложному. Тренеры дозируют информацию, стимулируют каждого обучающегося к выполнению заданий, хотя личную ответственность за результат, разумеется, несет сам ученик, прилагая необходимое количество усилий, времени и усердия.
Обучение мнемотехнике в СПб, Москве и любом другом городе возможно в двух форматах:
Организованная программа обучения даст результаты гораздо быстрее, чем самостоятельное обучение с поиском подходящих для вашего случая приемов. Соответственно, если вы хотите научиться искусству мнемоники как можно скорее, присоединяйтесь к нашей программе «Мнемотехники». Всего за 5 недель вы узнаете, на что способны ваши мозг и память, научитесь запоминать информацию надолго без зубрежки и записей в блокноте.
Помните: лучшее время получать новые навыки – сейчас! А чтобы закрепить основные тезисы статьи, предлагаем пройти небольшой тест:
Заключение
Преимущество всех рассмотренных упражнений в том, что их несложно выполнять одному, совершенно бесплатно и в домашних условиях. Но помните одну вещь: мнемотехника – это только лишь совокупность приемов и техник для запоминания. Да, вы тренируете память, воображение, развиваете креативное мышление, еще и получаете заряд положительных эмоций. Однако ваши способности даются от рождения.
Не стоит надеяться на то, что после изучения мнемотехники вы станете настоящим вундеркиндом. Ведь даже упомянутый Джошуа Фор в своем выступлении на TED Talks, рассказывая про Чемпионат по запоминанию, указывал на то, что все участники обладают совершенно заурядной памятью. А то, что они демонстрируют на соревновании, – всего лишь хорошо натренированный навык. Вот что важно в мнемонике – приобретение нового и полезного навыка, поэтому не жалейте времени и усилий, ведь они точно не будут потрачены зря.
Желаем вам успехов и предлагаем пройти небольшой опрос:
Отзывы о курсе
Оцените курс по пятибалльной шкале
Расскажите ваши впечатления о курсе