Помогите новичкам преодолеть барьер цены
В обучении с нуля курсы почти всегда самые дорогие, потому что они же самые длительные. Скорее всего, преодолеть барьер цены новичкам весьма непросто: изучать новую профессию с нуля люди идут в надежде на более высокий заработок, потерять кровно заработанные на этом этапе очень страшно.
Постарайтесь помочь потенциальным клиентам преодолеть барьер цены: предложите оплату частями с возможностью возврата стоимости, оплату по окончании курса или после трудоустройства.
Средняя стоимость курсов разного уровня подготовки:
Убедите учеников, что обучение быстро окупается
Обучение, как правило, требует немалых инвестиций, поэтому потенциальные студенты с трудом решаются на покупку. Если показать срок окупаемости курса, то это поможет преодолеть барьер цены.
Мы рассчитали, через сколько месяцев в среднем вернутся инвестиции в обучение за счет зарплаты. В большинстве направлений курсы окупаются за 1-2 месяца, быстрее всего в направлениях аналитики и программирования.
Выбирайте те специальности, в которых срок окупаемости самый короткий — сможете использовать эту информацию при продвижении курса.
Срок окупаемости курса по дизайну в месяцах:
![]()
Не забудьте про домашнее задание
Или все-таки забудьте? Ведь 90% курсов на рынке включают домашнее задание. Это ли не способ выделиться?
Возможно, но учтите, что работу дома придется восполнить: ученики должны максимально отрабатывать все задачи онлайн, но в индивидуальном режиме. Иначе материал не усвоить. Без домашнего задания цену придется снизить: в среднем такие курсы стоят значительно меньше.
Соотношение количества и средней стоимости курсов по управлению с домашним заданием и без него:
![]()
Динамика развития рынка онлайн-образования России

В 2019 году, до пандемии, по данным маркетингового агентства «Liberty Marketing», наибольший объем онлайн сегмента рынка образования приходился на направление высшего профессионального образования.
Модели монетизации образовательных стартапов
Поддержанные на старте инвесторами, проекты должны соответствовать их ожиданиям: стать прибыльными компаниями и повысить свою капитализацию. Большой вес в стоимости образовательного ресурса имеет стоимость бренда. В грамотном его продвижении очень помогут модели Freemium и Free Trial, они же позволят монетизировать ресурс.
Экспансия: Freemium и Free trial
Большинство игроков EduTech работают в сегменте b2c из-за его большей доступности. Один из таких игроков, российская платформа LinguaLeo, стартовав в 2010 году, применила модель Free Trial и предложила пользователям бесплатный пробный период, по истечении которого доступ становился платным. Впоследствии платформа перешла к модели Freemium.
Модель Freemium – это бесплатное предложение подписчикам части продуктов или полного курса с оплатой экзамена и сертификата – самая популярная среди образовательных онлайн-стартапов.
Представители «большой четверки» EduTech Coursera и edX являют собой примеры стартапов, добившихся популярности благодаря Freemium.
Эта модель универсальна и интернациональна: c нее начинали американские EnglishCentral и Duolingo. А китайская XuetangX, испанская ABA English и российская Puzzle English практикуют ее и сегодня.
ABA English предлагает пользователям два пакета услуг: free и premium. Первый, бесплатный, включает уроки, тесты для определения уровня знания языка и элементы интерактивной грамматики. А вот за premium, куда входят полноценный курс обучения, консультации с преподавателем и сертификат, уже надо заплатить. При этом чем более длительный курс вы покупаете, тем больше экономите. Месячный курс стоит $20, а самый объемный, двухлетний – $100 (чуть больше $4 в месяц).
«С конца 2016 года Puzzle English полностью окупает свои затраты и генерирует прибыль. Новых пользователей на нашу платформу привлекает модель Freemium, то есть возможность заниматься бесплатно с определенными ограничениями, а уже приобретать услуги их сподвигает качество наших сервисов и низкие цены», – комментирует Александр Антонов.
Выход на рынки b2b и b2c и платный продукт
В общем, модель Freemium хороша всем, но есть небольшая проблема: используя только эту модель, сложно сделать бизнес прибыльным. В полной мере недостаток Freemium ощутили Coursera и edX, которые, заполучив лояльность огромных аудиторий, остались без денег на развитие бизнеса. Обе платформы вышли на b2b- и b2g-рынки, предложив платные пакетные услуги корпорациям и государственным ведомствам. Они также предложили платные курсы и частным пользователям.
Udacity также освоила рынки b2с и b2b. Компания одной из первых начала продавать курсы, монетизируя их на платных продуктах: платят и корпорации, и пользователи. Первые – за талантливых онлайн-студентов, а вторые – за реальные карьерные возможности. Эта модель набирает популярность.
XuetangX, опираясь на поддержку государства, использует развитую инфраструктуру университетов для расширения круга пользователей, тоесть работает как на b2c, так и на b2b-рынках.
Успешно вышла на рынок b2b EnglishCentral. В 2016 году, благодаря партнерству с крупнейшей японской образовательной корпорацией Kirihara Shoten, платформа интегрировала свои интерактивные решения в электронные книги по изучению английского от Kirihara, расширив свое присутствие еще на 400 университетов Японии. Компания, продолжая работать с конечными пользователями, успешно реализовала и подход «сверху вниз» – EnglishCentral использовала уже имеющуюся инфраструктуру издателя в японских университетах.
Выходят на рынок b2b и российские проекты: в 2017 году Skyeng запустил обучение для корпоративных клиентов.
А вот для Duolingo выход на рынок b2b оказался не таким неудачным, с точки зрения Сергея Опарина. «Платформа планировала зарабатывать на продаже СМИ исправленного ее же пользователями переводного контента, а подписчикам продавать сертификаты. Но такой подход не сработал», – отмечает он.
В поисках оптимальной бизнес-модели
«Сейчас Duolingo ушли в такую модель: бесплатно могут заниматься только те, кто смотрит рекламу в приложении. Не хочешь рекламы – плати подписку», – рассказывает Опарин. Платформа пытается зарабатывать на продаже рекламы и на подписке. Возможность заниматься без рекламы стоит порядка $10 в месяц.
Продажа размещения рекламы на образовательном ресурсе или данных посетителей для таргетированной рекламы – возможные бизнес-модели образовательных онлайн-платформ. Однако применение рекламной модели в EduTech-проектах несет в себе риски: отток пользователей и отвлечение их от обучения.
На Западе MOOCs активно применяют краудфандинг (особенно успешна в этом плане edX). Модель перспективна, но в России пока не популярна.
Обмен опытом и гибридная модель монетизации
Образовательные онлайн-платформы постоянно перенимают друг у друга работающие бизнес-модели. Следуя за Udacity, Coursera и edX, другие игроки сферы EduTech начали активно сотрудничать с корпорациями, привлекая целевое финансирование от таких монстров, как Microsoft и Google, на разработку курсов по востребованным корпорациями специальностям. Получение дипломов и сертификатов топовых университетов – еще одна доходная перспектива. Например, ABA English зарабатывает на возможности получить сертификат Кембриджского университета.
Новым общим трендом стали онлайн-degrees – дистанционное присуждение ученых степеней. В 2015 году на Coursera появилась первая онлайн-МВА программа, сегодня это уже тренд.
Возможности постоянно расширяются: сегодня в режиме онлайн доступны уже и бакалаврские программы. Эта статья дохода очень перспективна. Например, всего в трех проектах Coursera, edX и Udacity на степень магистра претендуют более 7 тысяч человек; расчет прибыли только от этих трех проектов составляет $65 миллионов.
Индустрия онлайн-образования не стоит на месте. Конкурируя за пользователя, платформы разрабатывают новые подходы к монетизации. Сегодня набирает популярность смешанная или гибридная модель.
Гибридная модель предполагает сочетание онлайн- и офлайн-обучения: платные курсы с сопровождением, обратной связью, проверкой заданий и последующим получением дипломов. Эти курсы создаются на деньги компаний, заинтересованных в привлечении квалифицированных кадров. Применяется модель и при работе с университетами: в большинстве случаев студенты онлайн MBA-программ могут дистанционно пройти весь курс, но для финальной оценки и получения диплома должны прибыть непосредственно в университет.
Образовательные онлайн-ресурсы, использующие гибридную модель, формируют экосистемы, зарабатывая на встрече интересов пользователей и организаций. Например, Udacity одной из первых внедрила и до сих пор успешно применяет гибридную модель монетизации.
Ведущие MOOCs- и онлайн-платформы по изучению языков все дальше уходят от идеи бесплатности и ищут оригинальные работающие сочетания различных моделей монетизации. Продолжая применять Freemium для расширения аудитории, основные игроки EduTech предлагают платные продукты, дополнительные услуги и тестируют новые способы получения дохода.
Монетизация: интересные эксперименты
При управлении образовательным онлайн-ресурсом важно постоянно отслеживать изменения рынка и мониторить, насколько эффективны те или иные решения и подходы. «Образовательная сфера – мейнстрим на ближайшее десятилетие. Поэтому что-то можно оценивать каждый день и час, что-то – на более длинных горизонтах», – отмечает лидер продукта Tuted Антон Мишин.
Образовательная платформа Tuted использует механизм предоплаченных карт (по аналогии с токенами), а талантливые ученики могут расплатиться за занятия часами консультаций. «Мы экспериментируем с блокчейн-технологией: ее надежность, возможность исключить манипуляции с рейтингом, а также подходящие принципы построения учета выглядят очень привлекательными», – рассказывает Антон Мишин.
Иногда неординарные решения дают немалый доход. Так, например, Open edX – платформа для создания образовательного онлайн-ресурса с открытым кодом, разработанная и успешно распространяемая edX, помогает не только продвигать бренд, но и заработать на лицензиях.
Аргументируйте стоимость курса
Как мы уже говорили, клиента нужно убедить платить за обучение, поэтому приготовьтесь аргументировать, почему курс стоит именно столько.
Особенно это важно, если планируете установить цену выше средней. Как правило, стоимость курса сильно зависит от его длительности. Почти всегда. Только в курсах по управлению корреляция слабая.
![]()
Если хотите установить цену, соответствующую рынку, ориентируйтесь на линию тренда, а если понимаете, что ваш курс окажется выше нее — объясните клиенту причину. Может быть, у вас именитый преподаватель или личный наставник у каждого студента?
Распределение курсов по маркетингу в зависимости от цены и длительности:
![]()
Учите перспективным профессиям
Хотите легко набирать учеников на курс? Тогда выбирайте востребованные на рынке специальности и используйте это как конкурентное преимущество. А чтобы конкурировать было легче, обратите внимание на направления, в которых представлено мало курсов. То есть специалисты на рынке нужны, но их мало кто учит.
Мы назвали такие направления «Востребованными». Их немного, но они есть: например, в направлении аналитики это Data Engineering и финансовая аналитика.
Можете рискнуть и выбрать направление среди «Потенциальных», но убедитесь, что курсов и вакансий мало из-за того, что направление развивается, а не теряет спрос.
Перспективность курсов по аналитике в зависимости от их количества и вакансий на рынке:
![]()
Решите, кого планируете учить
У вас есть два пути:
Доли курсов по дизайну разных уровней подготовки в школах:
Три кита монетизации EduTech-проекта
Какую бы бизнес-модель не выработала образовательная онлайн-платформа, эффективно работать она будет при соблюдении трех условий.
Что я могу предложить аудитории, чтобы люди учились именно у меня и платили мне деньги? Ответ на этот вопрос ищет каждый руководитель образовательного онлайн-ресурса. «Казалось бы, очевидный вопрос, но важен продукт, его исполнение, даже если вас будут пытаться копировать, главное – задавать тренд, создавать новые продукты быстрее и качественнее, чем это могут делать конкуренты, удивлять пользователей, – говорит Александр Антонов. – Мы сами постоянно производим контент и ежедневно радуем клиентов обновлениями».
«Большая четверка» привлекает онлайн-студентов качественными курсами от ведущих университетов и экспертов. Успешные онлайн-платформы по изучению языков предлагают комплексные продукты, сочетающие самостоятельные занятия и индивидуальные дистанционные уроки с преподавателем.
![]()
ABA English добилась монетизации за счет собственной уникальной разработки обучения английскому на базе технологий виртуальной реальности. Ученики смотрят короткометражки, показывающие ситуации из реальной жизни, затем они «помещаются» в фильм и должны говорить на английском от имени героя. Это лишь часть методики преподавания языка, применяемой ABA English: ученики также выполняют грамматические задания и совершенствуют английский на индивидуальных дистанционных занятиях с преподавателями.
EnglishCentral предлагает сервисы на основе технологии распознавания речи и видеоконтент для самостоятельных занятий, а также индивидуальные уроки с преподавателями.
Duolingo разработала для пользователей геймифицированные сервисы для изучения разных языков, в том числе в 2017 году платформа предоставила онлайн-студентам возможность изучения сложнейшего китайского языка.
По мнению бывшего гендиректора компании LinguaLeo Ирины Шашкиной, привлекательный продукт не просто облегчает жизнь пользователя, но и обходит предубеждения. Платформа должна четко помочь клиенту разобраться в огромном массиве контента, «вручив» ему методику или алгоритм, которые сделают обучение эффективнее.
«Разрабатывая платформу, мы решили полностью уйти от привычного способа механического заучивания и сделать упор на современных трендах, аудио- и видеоматериалах. Такой контент позволяет лучше усваивать материал за счет вовлеченности студента в процесс», – объясняет директор по маркетингу EnglishDom Маргарита Кашуба. Процесс обучения помогает тренировать различные навыки: умение ставить задачи, вести переговоры, проходить собеседования.
«Помимо того, что нужно делать по-настоящему крутой продукт и самому в него верить, важно еще и заражать этой верой других», – отмечает Георгий Соловьев. Он рекомендует рассказывать клиентам, каким образом этот контент может пригодиться им прямо сейчас. Очевидно, что пользователи скорее выберут ту платформу, которая ведет коммуникацию со своей аудиторией.
Внятное позиционирование и узнаваемость бренда
Четкое описание продукта даст возможность быстро расширить круг пользователей. А для того, чтобы привлечь их внимание, существует проверенный рецепт – активные маркетинговые усилия. И тут на один из первых планов выходят соцсети, которые являются важнейшим каналом продвижения.
«Без социальных сетей продвижение онлайн-образования невозможно. Наша платформа – это b2c-продукт. А это означает, что наш путь к потребителю лежит именно через соцсети», – продолжает тему Маргарита Кашуба. Потенциал соцсетей еще и в том, что их аудитория постоянно расширяется по возрасту, поэтому проект в сфере МООС получает возможность привлечь учеников самых разных возрастных категорий. «И еще один фактор, о котором нельзя забывать, – это возможность управления общественным мнением о компании», – подводит итог Маргарита.
Честное и разумное ценообразование
Важное значение для пользователей имеет цена. Прозрачная модель ценообразования даст клиентам чувство обоснованности затрат. Обоснованные цены на продукт позволят привлечь больше пользователей и получить хорошие отзывы.
Популярные направления дополнительного профессионального образования (2019) Liberty Marketing

По данным IT-холдинга “TalentTech”, по итогам 2021 года, доля направления дополнительного образования для взрослых в онлайн сегменте составляло уже около половины объема рынка, порядка 26% приходилось на дополнительное школьное образование (ниже прогнозируемых значений), а 18% занимало высшее профессиональное образование. Доля высшего профессионального образования в общей структуре рынка онлайн-образования сократилась больше, чем ранее ожидалось и прогнозировалось.
Востребованность программ отдельных сегментов направления дополнительного онлайн-образования для взрослых, по итогам 2021 года, по сравнению с данными 2019 года, изменений практически не претерпела. Наиболее востребованными программами дополнительного образования среди обучающихся для взрослых в 2021 году, также, как и в 2019 году, были программы в сфере информационных технологий, управления бизнесом, продаж и маркетинговых коммуникаций, а также дизайна. Изменились, в основном, только проценты их долевого присутствия в общем рыночном объеме – произошло выравнивание показателей ранее отстающих сегментов относительно показателей направлений-лидеров. За одним явным исключением – сегмент «Образования для взрослых» стал одним из лидирующих на рынке онлайн-образования РФ.
Развитие технологий онлайн обучения уже на протяжении нескольких лет оказывает существенное влияние на трансформацию рынка образования в целом, меняя его структуру за счет изменения структуры спроса, формирует новые, уже необратимые тенденции его дальнейшего преобразования.
Выберите оптимальный формат обучения
Занятия бывают в режиме реального времени и в записи, и это один из больших вопросов перед запуском курса. Комбинированных форматов на рынке пока мало, поэтому стоит обратить внимание и на них.
Если же выбираете между онлайн и записью, оцените, сколько тех и других курсов уже есть на рынке и какая разница в цене. Например, по маркетингу и программированию курсов в записи мало, но, что удивительно, стоят они сравнительно дороже.
Фактор цены, кстати, немаловажен: не забудьте оценить затраты для разных форматов.
Соотношение количества и средняя стоимость курсов разных форматов по программированию:
![]()
Как достичь максимума
На рынке онлайн-образования выделиться среди конкурентов помогут длительность и стоимость курса, нагрузка, формат обучения и подход к специалистам разного уровня. И обязательно расскажите клиентам, что их будущая профессия востребована на рынке, стоимость курса оправдана, а инвестиции в обучение быстро окупятся.
Если хотите развиваться и после запуска курса, собирайте обратную связь от студентов, анализируйте результаты и продолжайте следить за рынком.
Не забывайте, что рынок онлайн-образования в России еще на стадии становления. Многие ниши свободны, спрос устойчиво растет и большое количество предпринимателей обращает внимание на этот сегмент. Если хотите занять свое место под солнцем, то действуйте смелее. А аналитика вам поможет не ошибиться.
Фото на обложке: Shutterstock/Rawpixel.comИзображения в тексте предоставлены автором
Продумайте стратегию ценообразования
Если будете работать в нескольких направлениях, то можете строить ценообразование по-своему в каждом. В одном направлении предлагать сравнительно дорогие курсы, а в другом установить цену ниже рынка.
Например, Skillbox предлагает сравнительно недорогие курсы по аналитике, однако цены на курсы по управлению здесь выше среднего.
Распределение курсов школы в зависимости от цены и длительности (на примере Skillbox):
![]()
ТОП 10 Российских образовательных сервисов по объему выручки за 2-й квартал, годовой период (2020) Skillbox


Посещаемость ряда образовательных онлайн-платформ выросла в течение 2020 года в 8 раз, до нескольких миллионов посетителей в сутки.
Выручка лидера рынка онлайн-образования России, компании «Skillbox», составила свыше 800 млн руб. по итогам 2019 года, (вдвое больше, чем в 2018 году), свыше 3 млрд руб. по итогам 2020 года и свыше 6 (6,5) млрд руб. в 2021 году.
Выручка компании «GeekBrains» составила порядка 900 млн руб. в 2019 году (вдвое больше, чем в 2018 году), порядка 2,2 млрд руб. в 2020 году и свыше 3 млрд руб. в 2021 году.
Чуть меньшей суммы выручки, от 1,5 до 2,1 млрд руб. (по данным из разных источников) в 2020 году, и 1,8 млрд руб.14 в 2021 году достигла «Нетология-групп».
Онлайн-школа «Skyeng» является лидером не только сектора изучения иностранных языков, но и одним из лидеров онлайн сегмента в целом, с выручкой 1,5 млрд руб. в 2019 году (против 1,1 млрд руб. в 2018 году), 4,1 млрд руб. в 2020 году и порядка 6 млрд руб. в 2021 году. Потенциальный объем сектора изучения иностранных языков рынка России, по мнению представителей компании «Skyeng», составляет порядка 1 млрд долл.
Помимо перспектив экспоненциального роста, формирующийся рынок обладает рядом особенностей, затрудняющих деятельность его участников, например, условной ограниченностью доли «теплой аудитории» – доли потребителей, находящихся на разной стадии готовности приобретения предлагаемых продуктов.
Конкурентная борьба между участниками рынка за условно ограниченную «теплую аудиторию» увеличивает стоимость рекламного продвижения, повышает себестоимость реализуемых продуктов и услуг за счет роста доли маркетинговых затрат, снижает рентабельность бизнеса и приводит к необходимости повышения стоимости реализуемых продуктов и услуг для потребителя с целью сохранения приемлемой нормы доходности.
Повышение цены, в условиях плотной, в том числе ценовой, конкуренции, в большинстве случаев, приводит к потере части потенциальной аудитории, к снижению оборота, доходов и долевого присутствия, при сохранении или увеличении доли постоянных затрат.
Необходимость увеличения доли «теплой аудитории» за счет формирования и активизации интереса потенциальных потребителей продуктов и услуг, также требует увеличения маркетингового бюджета.
В сложившихся условиях, преимущество получают крупные игроки рынка, обладающие значительными финансовыми ресурсами, что приводит к вытеснению с рынка менее финансово обеспеченных участников рынка, к активизации процессов коллаборации, слияния и поглощения.
В период с 2015 по 2021 год на рынке онлайн-образования России, в рамках укрупнения и консолидации сформировалось несколько крупных мультиструктурных EdTech-конгломератов, общая выручка которых, по итогам 2021 года, составила свыше 32 млрд руб. (44% доля рынка ТОП-100 EdTech-компаний).
Ведущий игрок на рынке онлайн-образования по итогам 2021 года группа компаний «VK» (бывшая Mail.Ru Group), в которую входят: Skillbox Holding (Skillbox, GeekBrains), Skillfactory, КЭСПА (школа английского языка), «Учи.ру» (TutorOnline, «КодКласс», «Ваш урок», «Якласс»), «Алгоритмика» (школа детского программирования), «Тетрика» (онлайн-подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и занятия по школьным предметам), «Умскул» (онлайн-школа подготовки к экзаменам) и бразильская языковая школа «Mentorama», 90% долей в которой владеет «Skillbox». Совокупная выручка группы компаний «VK» в 2021 году составила порядка 17 млрд руб. (23% доля общего рынка онлайн-образования ТОП-100 EdTech-компаний).
Группа компаний «Skyeng», в которую входят: «Skysmart» (детское направление) и онлайн-университет «Skypro», владеющий школой программирования «Кодиум» и онлайн-школой маркетинга и дизайна «QMarketing». Второй по величине, с выручкой порядка 10 млрд руб. в 2021 году, мультиструктурный игрок с 14% долей общего рынка онлайн образования России (ТОП-100 EdTech-компаний).
IT-холдинг «TalentTech», в который входят: «Нетология», «Фоксфорд», «EdMarket». Третий по объёму, с выручкой около 4 млрд руб. в 2021 году, мультиструктурный игрок рынка (5% доля общего рынка онлайн-образования ТОП-100 EdTech-компаний).
Компания «Яндекс», с онлайн-платформами «Яндекс.Практикум» и «Яндекс.Учебник», с выручкой около 4 млрд руб. в 2021 году (5% доля общего рынка онлайн-образования), делит с IT-холдингом «TalentTech» почетное третье место.
Отдельно необходимо отметить деятельность компании «Ultimate Education», основанной инвестиционным фондом «Ultimate Capital» в 2020 году, и, объединяющей EdTech проекты по направлениям: дизайн (Bang Bang Education), маркетинг (MAED), геймдев (XYZ), психология (Psychodemia), мода (Fashion Factory). Компания, при относительно невысокой, по сравнению с крупными EdTech-конгломератами, совокупной выручке за 2021 год в соответствии с официальной финансовой отчетностью порядка 500 млн руб., является перспективным мультиструктурным игроком рынка, владеющим сбалансированным портфелем инвестиционных проектов с высоким потенциалом роста.
В 2020 году свой далеко идущий интерес к рынку онлайн-образования России обозначил Сбербанк (СБЕР). Помимо уже действующего собственного корпоративного университета, была открыта цифровая платформа для школ «СберКласс».
Заявило о себе и государство. Компанией «Ростелеком», на технологической базе социальной сети «Вконтакте» группы компаний «VK» создана и модернизируется онлайн-платформа для обучения и общения школьников «Сферум».
Наличие на формирующемся рынке столь мощной концентрации мультиструктурных компаний, ведущих работу в различных сегментах рынка, существенно ограничивает возможности для успешного входа на рынок новых участников и их дальнейшего развития, с учетом условно ограниченной доли «теплой» (целевой мотивированной аудитории).
Сложность преодоления непонимания перспектив и востребованности современных технологических решений и инструментов онлайн-обучения, неприятия и отторжения необходимости изменения программ и формата обучения, со стороны представителей сектора формального российского образования (школ, колледжей, вузов), приводит к потере времени и дополнительным затратам, снижает мотивацию частного бизнеса и дистанцирует его от государственных образовательных программ.
В сложившейся ситуации, одним из наиболее перспективных решений для увеличения клиентской базы и оборота, масштабирования бизнеса и повышения рыночной стоимости, в том числе стартапов, является выход на более подготовленные (с высокой активностью целевой аудитории), свободные (с наименьшим конкурентным присутствием), и менее зарегулированные международные рынки.
Например, китайский рынок образования развивается в условиях жесткого регулирования со стороны государственных контролирующих структур, а ожидания частных игроков в отношении дальнейшего развития российского рынка образования и его онлайн сегмента, после поручения президента России Владимира Путина о рассмотрении вопроса об установлении государственного регулирования оборота информационной продукции для детей, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети интернет и использовании в сфере дистанционного школьного образования в России исключительно государственных информационных ресурсов, пока, достаточно настороженные.
В сложившихся условиях расширение бизнеса за счет выхода на международный рынок образования представляется собственникам бизнеса более оправданным, чем развитие внутри российского рынка, в том числе за счет возможности привлечения финансирования от международных инвестиционных фондов под нероссийскую юрисдикцию стартапа.
Первично, в качестве наиболее успешного примера на текущий момент времени, стоит упомянуть международную онлайн-школу изучения английского языка «NovaKid» из рейтинга ТОП-15 участников российского рынка онлайн-образования с выручкой по оценке Smart Ranking в размере 1,5 млрд руб. за 2021 год.
Созданная в 2017 году в России школа онлайн-изучения английского языка «NovaKid», уже в 2018 году вышла на рынок Турции и Польши, в конце 2018 года было зарегистрировано юридическое лицо в штате Делавэр в США, а в 2019 году школа стала работать на рынках Западной Европы: Италии, Испании, Германии. В 2020 году «NovaKid» вышла на рынок стран Магриба и Ближнего Востока.
Выручка «NovaKid», со слов представителей компании из открытых источников, составила порядка 500 тыс. долл. в 2018 году, 2 млн долл. в 2019 году и 9 млн долл. в 2020 году, при этом европейский рынок генерирует порядка 80% выручки школы, азиатский около 6%, а остальная часть выручки приходится страны Ближнего Востока.
Ориентировочная стоимость компании в 2021 году находилась в пределах 150 млн долл. США. За четырехлетний период, по итогам 2021 года, «NovaKid» было привлечено порядка 40 млн долл. инвестиций, по большей части от иностранных инвесторов, включая: BonAngels, Leta Capital, PortfoLion, LearnStart, TMT Investments, Owl Ventures, Goodwater Capital. При этом «NovaKid» изначально создавалась в качестве международной компании.
Отдельно следует отметить бразильский образовательный проект российских бизнесменов, онлайн-школу цифровых профессий «EBAC Online», открытую в 2020 году и уже в ноябре 2021 года достигшую месячной выручки в размере 1,3 млн долл. США.
В течение 2021 года компания привлекла в качестве инвестиций 12,5 млн долл. США от следующих, в том числе иностранных, инвесторов: Baring Capital, Begin Capital, AngelsDeck, Сергей Солонин. Ориентировочная стоимость компании в 2021 году находилась в пределах 82 млн долл. США.
В 2021 году «EBAC Online» был открыт офис в Мексике, а на 2022 год был запланирован выход на рынки Колумбии, Чили, Аргентины и Перу. По данным аналитической компании «HolonIQ», «EBAC Online» в 2021 году вошла в ТОП-100 многообещающих латиноамериканских EdTech-стартапов и является одним из EdTech-лидеров рынка Латинской Америки. При этом объем инвестиций в данный регион, по данным «HolonIQ», вырос с 2019 по 2021 год в четыре раза, c 73 до 299 млн долл. США.
Российско-британская образовательная компания «MEL Science» (изучение химии и физики с помощью практических опытов и AR/VR-технологий), начавшая работать в 2015 году и работающая в настоящее время в боле чем 40 странах, но ориентируемая в большей степени на рынок США, привлекла в 2020 году в качестве дополнительных инвестиций порядка 14 млн долл. США. Среди инвесторов компании: Яндекс, Sistema VC (АФК «Система»), Mubadala Investment Company, TMT Investments, Channel 4 Ventures, Российско-китайский венчурный фонд (РКИФ).
Российские компании продолжают активно выходить на международный рынок. Помимо стартапов изначально создаваемых в качестве международных, «NovaKid», «EBAC Online», «MEL Science», «Edstein», «SpeakerGuru», «Diductio», «BeSavvy», «Vectorly», «Hinted», «IntellectoKids» и других, не менее четверти из рейтинга крупнейших ТОП-35 EdTech-компаний России уже работают за рубежом, а вложения в международное развитие российских образовательных онлайн-проектов является мощным инвестиционным трендом 2021 года.
На международном рынке онлайн-образования уже присутствуют «SkyEng» (работает в Испании с 2019 года), «Skillbox» (в 2021 году приобрел 90% долю в бразильской онлайн-школе «Mentorama», первом российском EdTech проекте, запущенном в 2020 году в Бразилии), «Учи.ру», «Алгоритмика», «Яндекс.Практикум» и «ЯКласс», «iSpring», «Интернет Урок» (начал работать в Казахстане), «TutorOnline» (начал работать в Турции и Бразилии), и другие российские EdTech-компании.
По количеству стран присутствия и объему зарубежной выручки среди российских EdTech проектов, по данным «Smart Ranking», лидерство захватили детские онлайн-школы по иностранным языкам, математике и программированию, включая: онлайн-школу изучения английского языка «NovaKid», разработчика развивающих приложений, онлайн-курсов по математике, иностранным языкам, естественным наукам и искусству, а также мультфильмов для дошкольников и их родителей «IntellectoKids», международную онлайн-школу цифровых навыков для детей и подростков «Kodland», международную школу программирования для детей «CODDY», разработчика детских гаджетов в виде плюшевых медведей «Mishka AI» (Умный Мишка), международную школу математики и программирования «Алгоритмика».
Компания «Алгоритмика» была основана в 2016 году, по прошествии двух лет работала в 7 странах, а по итогам 2021 года присутствует уже в 37 странах и планирует выход на рынки Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Компания развивается за счет расширения сети партнеров одноименной франшизы.
Выручка компании «Алгоритмика» составила порядка 80 млн руб. в 2017 году и 155 млн руб. в 2019 году. В 2019 году долю в компании приобрела Mail.ru Group (VC), а в 2021 году «Алгоритмика» привлекла 10 млн долл. США в качестве инвестиций от двух инвестиционных фондов: Российско-китайского технологического инвестиционного фонда (РКТИФ) и инвестиционного фонда «Winter Capital Partners». За два года, в период с 2020 по 2021 год, по данным из официальной отчетности, выручка компании выросла больше чем в два раза, составив по итогам 2021 года порядка 434 млн рублей.
Компания «IntellectoKids» – первое мобильное приложение для детей было создано в 2017 году российскими разработчиками, а по итогам 2021 года, со слов представителей компании из открытых источников, приложения компании входят в ТОП-10 Apple App Store (категория Kids 5 & Under) в 40 странах мира и переведены на более чем 30 иностранных языков. Основная деятельность сосредоточена в Европе и США, осуществляется выход на рынок Китая.
В 2020 году «IntellectoKids» было привлечено в качестве инвестиций в первом раунде порядка 3 млн долл. США от ряда инвесторов, включая: Allrise Capital, Genesis Investments, VERSHINA Capital и QUONOTA Investments. При этом Genesis Investments уже инвестировал в компанию 1 млн долл. США ранее в 2019 году.
Компания «Kodland» (по данным из открытых источников является выпускником акселератора стартапов «Нетология-групп») была открыта в 2018 году, привлекла в качестве инвестиций 1,5 млн долл. США в 2020 году. В 2021 компания «Kodland» году вышла на рынки Малайзии, Индонезии, Аргентины, Испании и Индии.
Российская школа программирования для детей «CODDY» была открыта в 2016 году, В 2020 году «CODDY» открыла представительство в Нью-Йорке, в планах компании выход на рынки Испании и Италии. Партнеры одноименной франшизы работают в РФ, Украине, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Армении, Азербайджане, Грузии, Израиле, США, Германии, Латвии, Эстонии и Узбекистане.
Компания «Умный Мишка» (Mishka AI) была открыта в 2018 году, первыми внешними инвесторами выступили акселераторная компания «Starta», инвестиционный фонд «Тилтех» и ряд физических лиц. Стартап стал победителем акселератора «Sber500» в 2019 году и в дальнейшем принял участие в программе «500 Startups» в США. В период с 2020 по 2021 год «Mishka AI» запустила продажи локализованной версии продукта на рынке США под брендом «Smart Teddy». По итогам 2021 года, при выручке 1,3 млн долл. США, ориентировочная стоимость компании составляла порядка 15 млн долл. США.
Международная образовательная онлайн-платформа «Lectera» начала работать в 2020 году единовременно в нескольких странах, открыв филиалы в России, ОАЭ и США. Образовательные программы платформы основаны на собственной специально разработанной методологии быстрого обучения «Fast Education» и используют принцип «Money Education» (обучайся зарабатывать). В течение года запуска, по версии «HolonIQ» и «EdCrunch», компания «Lectera» стала одним из 100 лучших EdTech стартапов в России и странах СНГ. В 2021 году «Lectera» была удостоена престижной международной премии «EdTech Breakthrough Awards», как лучшая платформа для непрерывного обучения.
Первичные инвестиции в проект от пула частных инвесторов из Европы составили порядка 2,1 млн долл. США и по итогам 2021 года «Lectera» одна из немногих самостоятельных и независимых EdTech-компаний, 100% доля которых принадлежит одному собственнику. За период с 2020 по 2021 год компания «Lectera» привлекла порядка 200 тысяч пользователей из пятидесяти стран мира и, со слов представителей компании из открытых источников, достигла выручки свыше 5 млн долл. США в 2021 году.
Российская онлайн-платформа «Educate Online», запущенная в 2018 году, помогает всем желающим от 4 до 19 лет изучать иностранные языки, отдельные интересующие предметы или получить полноценное образование в зарубежных школах США, Канады, Великобритании и Швейцарии, в удаленном формате, и два диплома о среднем образовании: российский и зарубежный. Компания «Educate Online» реализует также программы подготовки и поступления в высшие учебные заведения за рубежом и программы карьерного планирования и заграничной стажировки.
В 2020 году платформа «Educate Online» привлекла в качестве инвестиций 650 тыс. долл. США от участников клуба «Angelsdeck», при поддержке сингапурского инвестиционного фонда «Altergate.vc.», который выступил синдикатором сделки. В 2021 году «Educate Online» привлекла в качестве инвестиций дополнительно 4 млн долл. США от ряда инвесторов, включая: «Xploration Capital», «TMT Investments», «Flyer One Ventures», «Softline» и «Angelsdeck». Привлеченные средства, помимо дальнейшего технологического развития проекта, должны быть направлены на расширение рыночной экспансии в странах Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока, а также создания международного сообщества студентов. По данным «Crunchbase», c 2018 года по 2021 год «Educate Online» совокупно привлёк инвестиций в пределах 5,4 млн долл. США.
На российском рынке онлайн-образования компания «Educate Online», по мере развития направления поступления в зарубежные вузы, будет в дальнейшем конкурировать с платформой «StudyFree».
Платформа для получения грантов и стипендий за рубежом «StudyFree» была запущена в 2018 году, в течение года при помощи акселерационной программы Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) увеличила стоимость среднего чека с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., достигнув средней месячной выручки в 2 млн руб. По информации из открытых источников «StudyFree» вышла на самоокупаемость за четыре месяца своего существования в 2018 году.
В дальнейшем было участие в акселераторе «Физтех.Старт» и победа в международном конкурсе «Seedstars». В 2020 году платформа «StudyFree» стала участником американских акселераторов «TechStars NYC» (Нью-Йорк) и «Berkeley SkyDeck» (Сан-Франциско), и привлекла по итогам 2021 года 2,9 млн долл. инвестиций от международных венчурных фондов, включая «Acrobator», «TMT Investments» и «I2BF Global Ventures». Помимо российского рынка компания работает также на рынках Африки, Бразилии, США и Индии.
Одним из стратегических партнеров «StudyFree» является компания по предоставлению студенческих кредитов «Prodigy Finance». В качестве основного конкурента компании «StudyFree» можно рассматривать канадскую компанию «ApplyBoard», которая стала «единорогом» в 2020 году, получив 75 млн долл. инвестиций при оценке стоимости компании в 1,5 млрд долл. США. По оценке голландского инвестиционного фонда «Acrobator» в 2021 году, мировой рынок подготовки студентов к поступлению в зарубежные вузы составляет порядка 15 млрд долл. США и растет на 2,5% ежегодно.
Виртуальный репетитор английского языка «Buddy.ai», в котором пользователю помогает учить слова и тренировать произношение мультипликационный робот «Бадди», был запущен в США российскими разработчиками в 2018 году. В 2020 году стартап «MyBuddy.ai.» стал победителем в международном конкурсе «Global EdTech Startups Awards».
Приложение «Buddy.ai» – это международный проект с собственным ноу-хау в сфере голосовых технологий и искусственного интеллекта, который работает по всему миру без каких-либо ограничений, помогая детям и взрослым практиковать разговорный английский. Обучение в приложении, основано на использовании игровых механик (Game-Based Learning) и методики интервального повторения (Spaced Repetition).
Наибольший интерес со стороны российских EdTech-компаний в 2021 году привлек рынок Бразилии. Помимо вышеперечисленных компаний, уже работающих на рынке Бразилии, SaaS-платформа «GetCourse», по данным из открытых источников, в рамках рыночной экспансии рассматривает Бразилию в качестве приоритетного рынка, похожего на Российский по сумме среднего чека и схожего объема экономики. Не менее 25% от привлеченных в качестве инвестиций 50 млн долл. США в 2021 году, запланированы «GetCourse» для вложения в международное развитие.
Существенный объем инвестиций в «GetCourse» обращает внимание на ещё один тренд развития рынка онлайн-образования в 2021 году, помимо увеличения конкуренции и стоимости интернет-продвижения, консолидации рынка и выхода российских компаний на зарубежные рынки: рост доли рыночного сегмента «creator economy» (экономика создателей). Выручка онлайн-курсов независимых авторов и онлайн-школ на платформе «GetCourse» продемонстрировала двукратный рост в 2021 году, а в ближайшие несколько лет количество производителей и количество потребителей онлайн-курсов может увеличиться в десятки раз.
По данным «GetCourse», в 2015 году каждый третий пользователь платформы покупал новый образовательный продукт в той же самой онлайн-школе повторно, в 2016 году повторную покупку осуществляли уже 40% пользователей, а в 2020 году доля таких пользователей выросла до 50%.
В 2021 году доли в компании «GetCourse» были приобретены инвестиционными фондами: Winter Capital, Goldman Sachs и Baring Vostok.
Приведенные примеры успешного запуска и развития российских ЕdTech-стартапов, в том числе на международных рынках, свидетельствуют о мощном, в том числе интеллектуальном, потенциале российских предпринимателей и разработчиков.
На мировом EdTech-рынке онлайн образования, по большей части, доминируют глобальные игроки, включая Coursera, Udemy, EdX и LinkedIn. Крупные локальные зарубежные игроки, по аналогии с такими компаниями российского рынка, как «SkyEng», «SkillBox» или «Like Центр», на международном рынке практически отсутствуют.
Таким образом конъюнктура мирового рынка технологий создает предпосылки и возможности для успешного международного развития российских технологических проектов, в том числе на рынке онлайн-образования.
В информатике, наряду с понятием “информация”, часто употребляется понятие “данные”. Данные – это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию.
Несмотря на то, что выводы любого аналитического исследования отчасти субъективны, из любой информации можно извлечь пользу, чего я Вам и желаю.

6. Liberty Marketing, 2020
7. Иные открытые источники информации.
Честность и ответственность
Исходя из предыдущих выводов и тезисов, мы приходим к такой картине рынка. Часть онлайн-школ занимается только методологией и упором на качественный образовательный продукт, другая часть делает упор только в маркетинг. И те и другие занимаются тем, что им больше всего понятно и близко.
К сожалению, методология, как и маркетинг, сложно совместимы между собой, так как маркетинг лежит на грани креатива и возможностей получения результата, тогда как методология ограничивает это творчество в разы. Тут же всплывает вопрос, что первично, маркетинг или продажи? Вопрос, на который ответить однозначно сложно, потому как нужно смотреть на ситуацию в целом.
Именно поэтому мы решили провести это исследование с целью показать, что происходит на рынке и к чему стоит стремиться каждому игроку. Наша цель — объединить тех, кто умеет продавать онлайн-курсы, с теми, кто умеет обучать. Дать понимание рынку, что разделяя себя и других, мы приходим к тому, что рано или поздно начинаем просто придумывать велосипед заново.
Но все-таки накопленный опыт маркетологов и методологов никому не повторить за пару месяцев. Успешный опыт крупных брендов, таких, как «Нетология», SkillBox, Geekbrains и многих других крупных игроков, — это работа большой команды, которая оптимизирует и выстраивает все бизнес-процессы, и постоянно работает над качеством продукта и качеством своего маркетинга. Тех, кто хочет легко и быстро заработать на онлайн-образовании, вырастить бизнес в этой сфере, может ждать разочарование.
На всех, кто является представителем рынка онлайн-обучения или позиционирует себя таковым, лежит большая ответственность. Мы должны быть честны в формулировках, а если конкретных показателей качества и результата у нас еще не существует, стоит задуматься, можно ли их ввести и как это сделать.
Мы можем задуматься о том, возможно ли сертифицировать онлайн-школы или выдавать знаки качества, описать работающие методологии и обучать им специалистов, которые будут подключаться к новыми игрокам, предложить проведение премий и наград, создать единую базу данных школ и отзывов.
В этой сфере в России уже формируется сильное отраслевое сообщество, задача каждого — научиться правильно управлять своим бизнесом и создавать результативное онлайн-обучение.
Фото в материале и на обложке: Unsplash
Найдите оптимальное соотношение длительности и стоимости
Длительные и недорогие курсы — редкость. Как и короткие, но дорогие. Никто не предлагает такие курсы.
А может быть здесь кроется выигрышная стратегия?
Подумайте, как вы можете занять свободное место, например, длительных и недорогих курсов? Предложите сопровождение по карьерной лестнице или постепенное изучение дополнительных навыков в облегченном режиме.
Распределение школ по средним цене и длительности их курсов по аналитике:
![]()
Выделяйтесь за счет длительности
Изучите, курсов какой длительности в вашем направлении мало. В дизайне мало интенсивов, а вот в программировании, например, почти нет курсов на 2-3 месяца. Может быть вот она — свободная ниша?
Но не забывайте, что все решает рынок. Если каких-то курсов нет, то они могут быть просто не нужны потребителям.
Длительность курсов по разным направлениям:
![]()
Выбирайте длительность в зависимости от уровня подготовки
Ожидаемо, что курсы для новичков более длительные: изучить нужно много, а студенты еще не разбираются в теме. Поэтому пробовать запускать интенсивы по обучению с нуля не рекомендуем, вряд ли вы так создадите хороших специалистов.
А вот профессионалов может заинтересовать постепенное совершенствование: предложите специалистам уровня Middle и Senior более длительный курс с комфортной нагрузкой.
Длительность курсов разного уровня подготовки:
![]()
Выделяйтесь за счет нагрузки
Как правило, курс отличается либо общей длительностью, либо с высокой недельной нагрузкой. Постарайтесь выбрать нишу, которая выделится на общем фоне.
Например, курсы по дизайну в среднем самые длительные, но недельная нагрузка сравнительно низкая. Нестандартным решением в данном случае будут короткие интенсивы. Но не забывайте про усваиваемость материала, сокращая курс.
Если хотите использовать другие конкурентные преимущества при запуске, то ориентируйтесь на средние показатели длительности и нагрузки в направлении.
Недельная и общая нагрузка по разным направлениям:
![]()
Структура рынка онлайн-образования России (2019) прогноз на 2023 год (Liberty Marketing)

В то же время, с учетом мнения опрошенных экспертов, ожидался рост онлайн сегментов направления среднего профессионального образования с 13% до 24%, и, дополнительного школьного образования до наибольшей 33% доли рынка онлайн-образования (Диаграмма 14). При этом в качестве драйверов развития онлайн сегмента в 2019 году, также, как и в 2021 году, выступали образовательные программы корпоративного обучения и дополнительного образования для взрослых.
Наиболее востребованные среди потребителей программ дополнительного образования для взрослых в 2019 году были сферы информационных технологий, управления бизнесом, продаж и маркетинговых коммуникаций, дизайна.
Онлайн-образование, объем рынка, PAM-TAM-SAM-SOM
Таким образом, когда речь идёт о рынке онлайн-образования, в частности об объеме российского рынка, подразумевается его гипотетическая расчетная величина. В расчетах учитывается текущее количество потенциальных потребителей, средняя стоимость продуктов и услуг, а также потенциал развития рынка с учетом имеющейся статистики и прогнозируемых изменений демографической ситуации, спроса и объемов продаж.
Данный расчет наглядно продемонстрирован в статье “Объем рынка онлайн-образования России (2021-2022) PAM-TAM-SAM-SOM”

Объем формирующегося рынка – это, по мнению автора данной статьи, условно бесконечная величина «абстрактной потенциальной осуществимости» с условно неограниченными перспективами развития, создаваемыми самими участниками рынка. При этом процесс формирования рынка предоставляет всем его участникам, гарантированные возможности для условно неограниченного развития бизнеса, увеличения клиентской базы и объемов реализации товаров и услуг, вне зависимости от количества игроков, присутствующих на данном рынке.
Основным общим трендом дальнейшего развития рынка онлайн-образования России является переход, в первую очередь частного бизнеса, от оцифровки (диджитализации) офлайн образовательных программ, к созданию новых методик и инструментов обучения, что обосновано требованиями возрастающей конкуренции между участниками рынка.
Потребитель уже пресытился псевдоинновационным форматом онлайн-обучения, ощутил на себе маркетинговый обман, включая низкое качество сервиса и коммуникационной поддержки, несоответствие рекламных обещаний результатам обучения, заимствование и переупаковку неактуальных программ обучения, столкнулся с некачественными и попросту устаревшими образовательными продуктами.
Формирующийся, но уже высококонкурентный рынок онлайн-образования России, требует новых решений и подходов, новых методик и инструментов, новых игроков рынка, которым, возможно, удастся повысить качество и эффективность образовательных программ, вывести рынок образования на более качественный уровень.
Современное образование должно обеспечивать новизну впечатлений, быстрые наглядные результаты, социальное взаимодействие и новый пользовательский опыт с возможностью скорейшего применения и закрепления приобретенных знаний и навыков на практике.
Искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные, игровые механики, автоматизация, микрообучение, геймификация, виртуальная и дополненная реальность (AR/VR) – это тренды развития рынка образования, которые «лежат на поверхности». Формирование комбинаторных конфигураций этих трендов – это путь формирования нового, современного, актуального, инновационного образования.
Конкуренция в сфере EduTech растет
Монетизация платформы онлайн-образования – цель, которой непросто добиться, и которая, естественно, требует значительных усилий всей команды стартапа. Главные «киты», на которых стоит любой проект в сфере EduTech, – качественный оригинальный контент и юзабилити продукта.
Если проект не имеет готовой инфраструктуры и поддержки, например, на государственном уровне, целесообразнее на пути к монетизации двигаться «снизу вверх», работая на b2c-рынке, напрямую с потребителем. При этом можно привлечь клиента «бесплатностью» неких базовых услуг, а далее – предельно четко описать продукт и разложить по полочкам за что, собственно, пользователь будет платить.
Важно при этом сохранять разумные цены и помнить: модель Freemium может сделать проект популярным, но чтобы получить прибыль, важна ее тонкая настройка: постоянный контакт с пользователем и нетривиальные решения.
Конкуренция в области EduTech увеличивается, а значит, каждая компания в погоне за монетизацией будет вынуждена развиваться и придумывать нестандартные ходы. В ближайшие годы это пойдет на пользу всей отрасли онлайн-образования.
Выберите формат для разных уровней подготовки
Если решили сконцентрироваться только на одном уровне, посмотрите, как обычно учатся специалисты: онлайн или по урокам в записи. Вполне возможно, что самые распространенные форматы и есть наилучшие. Но стоит убедиться — спросите целевую аудиторию.
Например, на уровне Middle мало занятий вживую, а что если именно их не хватает потенциальным студентам? Профессионалы же чаще учатся в режиме онлайн, но вдруг занятым специалистам хочется учиться в своем темпе и смотреть занятия в записи?
Доли курсов по маркетингу с онлайн-уроками на разных уровнях подготовки:
![]()
Определите свою специализацию
Курсы в нескольких направлениях могут себе позволить только гиганты онлайн-образования. Причем неизвестно, как это влияет на качество обучения.
Небольшие же школы, как правило, выбирают одну-две сферы, в которых будут запускать курсы. Это отличная стратегия для начала пути: вы сможете заработать репутацию и вырасти в будущем, как в свое время сделали GeekBrains.
Количество курсов, предлагаемых школами в разных направлениях:
![]()
Моя школа в online