Успешные игроки сферы EdTech выделили десять трендов индустрии, которые наблюдались в текущем году и будут ждать нас в следующем
Интерактив — один из основополагающих подходов в онлайн-обучении
Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:
«Ученик должен не просто подключаться к уроку через Zoom и работать с документами и презентациями, но и применять свои знания на практике. Например, тренироваться на реальных кейсах и получать опыт от крупных игроков из самых разных сфер. Также продолжится активное включение в процесс элементов геймификации для удержания интереса к предмету. Все эти тренды диктует не только текущая ситуация в мире, но и изменение поведения потребителей рынка».
Интерактив подразумевает под собой не только сами задания, но и личное общение с преподавателем.
Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:
«Студенты не хотят смотреть видео в записи: им нужно живое общение с педагогом и одноклассниками. Не все игроки смогли предоставить такой формат из-за функционала платформы или отсутствия понимания соответствующей методологии».
Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:
«В 2020 году вопросы повышения мотивации, поиска новых форм коммуникации стали еще актуальнее, потому что обучение онлайн всегда конкурирует, например, с игрой, открытой на том же ноутбуке в соседнем окне. ИТМО, например, сейчас запускает антипрокрастинационный марафон, чтобы «подхватить» тех студентов, которые вместо учебы «зависают» в социальных сетях».
Пандемия погрузила нас в одну из версий будущего — мир тотальной цифровизации. В нем человек не сравнивает цифровой опыт с реальным, а начинает сопоставлять элементы своего цифрового опыта в целом, считает Булат Нуреев
Об авторе: Булат Нуреев, директор программы MOOVE для студентов от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС.
Попадая в цифровое пространство, потребитель, например, уже не соотносит одно банковское приложение с другим — он сравнивает впечатления, которые получил, пользуясь услугами онлайн-банка и покупая онлайн билеты на самолет.
Этот же феномен определяет и ситуацию в мире образования. В короткой перспективе пользователь может сравнивать похожие образовательные онлайн-программы в разных вузах. Но в среднесрочном горизонте он будет смотреть на степень вовлечения в образовательный цифровой опыт и опыт, полученный от других цифровых сервисов.
В 2021 году он может сказать: «EdX не дотягивает до Netflix, мне неинтересно. Я буду выбирать тех, кто сможет обеспечить мне ту же интенсивность вовлечения в образовательный процесс, которую дают игры, сериалы и другие элементы онлайн-экономики переживаний».
Преодолеть этот вызов — критически важно для рынка образования. Не спасет противопоставление «низкого и высокого» — развлечений и образования. Граница уже размыта, компьютерные стратегии подтверждают свою эффективность в развитии интеллектуальных способностей и soft skills у детей, а жанр документального кино переживает «бум» в мире во многом благодаря стриминговым платформам. Это поколенческий сдвиг. Поэтому образованию не остается ничего другого, как отойти от «трансляционной» образовательной парадигмы в сторону action learning, experiential learning, learning by doing, геймификации, управления вниманием аудитории и вовлечения ее в происходящее в новых образовательных форматах.

Онлайн-обучение развивается, форсированное пандемией и карантином. Исчезнут ли в будущем школы и вузы и будем ли мы учиться онлайн с той же легкостью, с которой делаем покупки в интернете, рассуждает Илья Залесский
Об авторе: Илья Залесский — руководитель образовательных сервисов «Яндекса».
Про переход образования в «цифру»
Текущий карантин показал, что школьная система образования не готова к новому формату. Вообще никто оказался не готов: детям сложно, учителям сложно, провайдеры легли под нагрузкой. Однако это «форсированное» развитие приведет к тому, что такое образование станет весомой альтернативной офлайну и полноценно встроится во все системы, дополнив традиционные. Например, раньше, чтобы выдавать школьные аттестаты, даже если ты учишь дистанционно, нужно было иметь здание. Сейчас же начала появляться подходящая для онлайна нормативная база.

В итоге онлайн-образование станет таким же нормальным явлением, как покупки в интернет-магазине. Мы, скорее всего, увидим соотношение 20 на 80 или даже 50 на 50 между онлайном и офлайном в зависимости от направления обучения. Если продолжать сравнение: в интернет-магазинах нормально покупать разные мелочи, то за машиной по старинке идешь в автоцентр.
Про школы будущего
Высшее и профессиональное образование — это всегда производная от экономики, школьное — отчасти от экономики, отчасти от общественных интересов.
В будущем, я уверен, люди будут учиться больше, так как требования будут расти, и свободное время будет увеличиваться. Я не удивлюсь, если школы изменятся очень мало, а высшее и дополнительное профессиональное образование уйдут в онлайн, кроме пары сотен самых элитных вузов.
Через каких-нибудь 20 лет в школах наверняка поменяются методики, они будут полноценно опираться на цифровые инструменты, но здания, расписание и классы останутся. Также увеличится вариативность: появятся школы, построенные в лесу, на воде, школы без учителей, самые разные. Этот процесс идет и будет только ускоряться.

Про востребованные навыки
Если кто-то ждал «сигнала» о необходимости переучиваться, то надвигающийся кризис стал таким явным «звоночком».
В «Яндекс.Практикуме» обучают IT-профессиям и регулярно смотрят на рынок труда, чтобы понять какие знания и умения эффективнее всего приводят к росту сотрудников.
Мы проанализировали 650 тыс. вакансий за последние три года и увидели, что знание разговорного английского увеличивает зарплату почти на 20%. Стало понятно, что английский язык — один из самых востребованных навыков.

Да, в вопросах перевода текста машина уже прекрасно справляется, и суть можно уловить, даже совсем не зная язык. Мы эту тенденцию увидели и со стороны работодателей — просто базовое знание английского в 2020 году никак не влияет на твою стоимость на рынке труда. Реально важен только разговорный язык, то есть умение объяснить свою мысль, аргументировать позицию и задавать вопросы коллеге, партнерам, руководителю. С этим машинный перевод пока не умеет справляться, и еще очень далеко до красивой картинки из фильмов про будущее, когда твоя речь автоматически переводится в процессе беседы.
В связи с этим мы недавно запустили в «Яндекс.Практикуме» новое направление — онлайн-сервис по изучению английского языка Флоу, инвестировав 50 млн руб. в разработку первой версии, исследования, создание методологии и экосистемы, которая помогает учиться. Сам продукт был задуман еще задолго до истории с пандемией, но так совпало, что релиз пришелся уже на разгар карантина. Мы понимали, что дальше «пилить и дотачивать» нельзя, необходимо выпускать его здесь и сейчас — многие люди сидят дома, переживают из-за работы. Образование в этой ситуации решает две задачи: помогает отвлечься и укрепить свои позиции на рынке.

Про преимущества диплома онлайн-курса
Также, как и любой диплом не из ТОП-5 вузов, диплом онлайн-курса не дает никаких преференций при трудоустройстве. Поэтому в первую очередь студентам нужны портфолио выполненных ими проектов. Работодателям не нужны люди с богатым знанием теории, им нужны те, кто придет и с первого месяца работы начнет приносить пользу.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Школа, которая заберет зарплату

Make School — американская школа программирования нового поколения, в которой нет оценок и тестов. Двухлетнее обучение бесплатно, но лишь до тех пор, пока ученик не получит работу: тогда он обязан два года платить школе 25% от зарплаты. Make School замотивирована дать такое образование ученику, чтобы он гарантированно нашел высокооплачиваемую работу.
Структура школы полностью исключает попадание в кредитную кабалу. Ученик заплатит в будущем. Или не заплатит, если в итоге не найдет работу – тогда он не будет должен школе и не станет банкротом.
На данный момент в школу ежегодно попадают только 50 студентов, имеющих хотя бы начальные знания объектно-ориентированного программирования.
Синергетический эффект

Мы увидели несколько разных экспериментальных подходов, которыми пользуются школы в разных уголках мира, познакомились с онлайн-курсами и концепцией самообразования. Можно ли на основе вышеперечисленного построить модель образования будущего?
Образовательная система будет строиться на основе сочетания лучших методик из разных подходов. В некоторых случаях (дошкольное образование) достойной замены офлайн-методикам придумать еще не удалось, но это не значит, что сфера детского образования не будет меняться. Здесь, как и везде, появятся свои инновационные стартапы.
Сейчас продолжается процесс перевода в онлайн того, что мы и так понимали десятки лет. Однако старые лекции претерпевают существенные изменения. Появляется аналитика – учителя понимают, какой пример работает хорошо, а какой следует исключить из программы.
Сами университеты не стоят на месте и стараются соответствовать прогрессу, включая в образование вовлекающие игровые элементы. Идут эксперименты по использованию виртуальной/дополненной реальности, адаптированной для дистанционного обучения.
Программы нейробиологии через интерфейсы мозг-компьютер позволят мозгу воспринимать образовательный курс на совершенно новом уровне. Куда это нас приведет? Возможно, к миру, где знания будут просто «записываться» в мозг, не требуя от учащегося вообще никакого напряжения.
Мы вошли в стадию прогресса, когда непрерывно учиться нужно всю жизнь, иначе в таких областях, как робототехника, ИИ, биоинформатика, легко проморгать смену трендов. При этом ВУЗы должны решить главную проблему современного образования – антагонизмом между теоретическими и практическими знаниями, актуальными знаниями и учением о том, как учиться.
И последнее. Если прямо сейчас вы выбираете будущую профессию, стоит проверить, сможет ли робот выполнять вашу работу.
Школа с самыми трудными заданиями

В 2013 году в Париже открылась школа кодинга «42» для начинающих разработчиков. Через несколько лет филиал появился в Калифорнии, но концептуально схожие проекты развиваются во многих странах мира. Школа, как и подобает элитному учебному заведению, предоставляет жилье, технику для занятий и учебный план, основанный на выполнении командных проектов. В школе нет преподавателей. Вместо них она дает реальный боевой опыт работы в сложных условиях.
Образовательный процесс выглядит занятно: студенты получают задания через интернет, находят ответы в интернете, вместе или поодиночке работают над IT-проектами. Школа работает круглосуточно и ежедневно, никакого графика занятий нет, а студенты могут приходить и уходить в любое время.
На почти три тысячи студентов приходится всего две дюжины сотрудников, которые выполняют лишь административные функции. Основная задача администрации – не мешать совместной студенческой практике.
Для попадания в школу нужно пройти жесткий отбор с конкурсом, на первом этапе которого необходимо сдать тест на IQ. Набравшие максимальный бал приглашаются на тестирование, которое длится месяц. Ежедневно абитуриенту дают сложные задания, требующие быстрого решения. По отзывам тех, кто прошел испытание, на этом этапе приходится работать по 100 часов в неделю. Такая программа заставляет мозг функционировать на пределе возможностей.
В конце, после успешного прохождения всех заданий, поступающему предложат полный курс обучения сроком от 3 до 5 лет. Но и последующие годы назвать легкими не выйдет: если в процессе учебы не выполнять задания на все 100%, то студент будет отчислен. В школе 42 жестко руководствуются принципом «пропасть не может быть перепрыгнута на 98%».
В конце первого года обучения студенты могут совмещать учебу с оплачиваемой интернатурой. После такого боевого крещения, IT-компании охотно берут выпускников на работу, хотя почти половина студентов даже не окончила среднюю школу. Видимо не зря школу кодинга 42 признали лучшим технологическим заведением по данным онлайн-платформы для программистов CodinGame.
Ключевые слова
студенты,
образование,
дистанционного обучение,
будущее технологий,
виртуальная реальность в обучении,
геймификация обучения
дистанционного обучение, образование, будущее технологий, студенты, виртуальная реальность в обучении, геймификация обучения
Обучение без учителя

AutoTutor and affective autotutor: Learning by talking with cognitively and emotionally intelligent computers that talk back
На волне роста интереса к перспективным образовательным методикам многие стали задумываться: а что если школа не нужна совсем тому, кто занимается самообразованием? Долгие годы самообучаться приходилось в сложных условиях. Если не брать в расчет гениальных людей, способных по одной библиотеке разобраться в любых человеческих знаниях, путь к обретению навыков в любой профессии сложен, и не обходится без учителя.
Сегодня очевидно, что в ближайшем будущем искусственный интеллект сможет не только оценивать тесты, но и сам готовить задания, анализируя уровень подготовки учеников. Уже прямо сейчас автоматизированные обучающие системы помогают учителям анализировать ответы учащихся, давать отзывы, искать и исправлять ошибки, составлять персонализированные планы обучения.
Так, система AutoTutor обучает основам компьютерной безопасности и физике, общаясь на естественном языке. Очевидно, что новое поколение чат-ботов, о котором мы уже рассказывали, также найдет применение в образовательных планах будущего.
Курсы программирования Rosalind, Skiliks, Codecademy автоматически проверяют каждое решение, дают подсказки и многократные попытки пересдачи.
Программа Knewton учитывает специфику обучения каждого ученика и студента, и разрабатывает для него персонализированный план обучения.
И все же одними роботами обойтись пока нельзя. Где взять живого учителя (и желательно бесплатно) для индивидуальных занятий? В эпоху цифровой экономики таким учителем стал интернет. Мир изменился, когда в 2001 году Массачусетский технологический институт стал выкладывать свои онлайн-курсы в открытый доступ. Сегодня существуют сотни, тысячи источников онлайн-знаний, но первый ваш образовательный голод утолят несколько популярных в России (и не только) проектов.
Появится много новых EdTech-проектов
Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:
«Развитие рынка онлайн-образования в России, вероятно, приведет к «буму» стартапов — появится больше сервисов, решающих точечные задачи и предоставляющих кастомизированные услуги. Но вопрос качества в EdTech пока не решен. В 2021-м на рынок выйдет множество компаний, желающих заработать на новом тренде, но далеко не все смогут сохранить свои позиции в долгосрочной перспективе. Объем венчурных инвестиций также вырастет: в 2020 году EdTech стал одним из немногих секторов, в котором количество венчурных сделок выросло в сравнении с прошлым годом».
«В ближайшем будущем EdTech-рынок ждет много новых игроков. Эта сфера привлекательна как для стартапов — из-за низких вложений для входа, так и для крупных компаний — из-за возможности занять новый рынок, инвестировать в молодые проекты, поделиться опытом и повысить известность бренда. Как минимум, в новые онлайн-проекты трансформируются образовательные оффлайн-компании, страдающие из-за ограничений пандемии».
«Вероятно, усилится роль корпоративных университетов, которые должны готовить сотрудников к новым реалиям. Скорее всего, мы увидим масштабные партнерства таких университетов с другими участниками индустрии — в первую очередь, с бизнес-школами. Кроме того, уже сейчас появляется все больше онлайн университетов — которые теперь запускают полноценные программы магистратуры и MBA. Также мы увидим рост числа международных партнерств, которые станут возможны благодаря онлайн-формату».
Университеты и бизнес продолжат активно сотрудничать

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Рост количества и доли совместных проектов вузов с другими участниками рынка станет трендом в сфере высшего образования в 2021 году: это будут, например, сетевые бакалавриаты и магистратуры, разработанные университетами совместно с бизнесом и онлайн-школами. Например, РАНХиГС запускает сетевые программы онлайн-бакалавриата вместе со Skillbox, а магистратуру с «Нетологией-групп».
«Корпорации активно идут в высшее образование, и это здорово. Сейчас подключаются медиа компании. С нетерпением ждем, когда ворвутся активно-развлекательные сервисы, игры».
Бросить учебу ради денег?

Мнение бизнесмена однозначно: высшее образование переоценено. Если человек хочет чем-то заниматься, чем-то полезным, кроме учебы, ему не нужно тратить время на престижный вуз и брать учебные кредиты.
Первые выплаты фонд Тиля совершил в 2010 году. В 2016 году на его гранты подали 6 тысяч заявок, однако деньги выдавали лишь на самые интересные проекты. Нельзя просто прийти с улицы: у вас должна быть сформированная идея бизнеса (лучше с бизнес-планом).
Персонализация как один из ключевых факторов развития индустрии
Образовательные продукты будут персонализироваться под нужды как заказчика, так и пользователя, отметили эксперты.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Если говорить о технологиях и подходах, меняющих сферу, в первую очередь стоит упомянуть предикативную аналитику и искусственный интеллект в целом. С их помощью можно подстраивать обучение под индивидуальные запросы, выявлять «труднодоступные» фрагменты в программе, предсказывать, кто из участников, скорее всего, не завершит обучение. К платформам с такими возможностями уже сегодня прибегают многие крупные компании, например, Ernst&Young, Международная гимназия Сколково, Bosch, Manpower Group и т.д. Скорее всего, тренд будет только укрепляться».

«В новом году многие будут выбирать именно гибкий формат обучения, который можно легко менять, исходя из профессиональных целей, личных интересов и возможностей. Здесь речь идет как о разработке персонализированных программ вместе с преподавателем, так и при помощи технологий, например, искусственного интеллекта. Предполагаю, что это изменит подход к разработке образовательных продуктов. А одним из самых актуальных для отрасли станет вопрос безопасности персональных данных».
Социальные связи важны
Любое элитарное образование подразумевает, что студенты не только получают знания, но и устанавливают между собой прочные отношения на всю оставшуюся жизнь. Если учебное заведение выполняет эту функцию, то социальные связи, полученные в его стенах, работают на выпускника в течение целой профессиональной жизни.
Онлайн-обучение подрывает этот важный элемент образовательного опыта, поскольку отсутствует живое общение в классе. Возможно ли воссоздать этот опыт в онлайн-среде — элемент большой дискуссии и локальных экспериментов в образовательном мире.

Zoom-вечеринки, онлайн игры, имплементированные в образовательный процесс — только первая проба пера. Развитие VR и AR инструментов позволят проектировать более интенсивный опыт, например, совместные путешествия.
Пока онлайн-образование, которое могло бы заменить полноценный образовательный опыт, находится на начальной стадии развития. Попытки вырваться в лидеры требуют изменения процессов в самих образовательных учреждениях и образовательных командах. Требования к скорости изменений кратно растут: если раньше школы могли позволить себе долго размышлять над форматами и методиками, то современные образовательные институты должны принимать быстрые решения: проектировать, внедрять экспериментальные форматы, оценивать эффективность — и либо вносить изменения, либо закрывать проект. Идет резкое заимствование практик управления проектами из цифровых компаний, которые умеют реализовывать короткие циклы разработки продукта.
В будущем на рынок могут прийти новые крупные игроки из других сфер.
В любой кризис индустрия становится очень уязвима к угрозе прихода новых игроков из других отраслей, которые могут попытаться использовать преимущество, которое они получили на своем домашнем рынке. Если тренд на цифровизацию образования окажется устойчивым, то тематикой образования могут заинтересоваться цифровые и медийные компании, которые захотят использовать свои наработки в части управления пользовательского опыта.
Думаю, что на глобальном рынке мы сможем увидеть интересные попытки, в том числе, слияний и поглощений, которые не слишком свойственны образованию, но привычны для других индустрий.
Пока российская образовательная индустрия кажется более устойчивой, потому что в большой мере существует на государственные средства. Но и в нашу страну это придет — и тогда те, кто не успел перестроиться, начнут проигрывать игрокам нового типа, в том числе глобальным. Поэтому большая трансформация отрасли все еще впереди.
Онлайн-обучение становится более качественным
Как отметили эксперты, из-за резко возросшего спроса на дистанционные образовательные продукты, а также из-за конкуренции, вырос и уровень зрелости индустрии.
«Последние пять-десять лет многие гипотезы в EdTech были поверхностными — теперь компании постепенно начинают опираться на данные и инсайты, полученные в результате дата-аналитики. Условно, онлайн-школа внедряет геймификацию не потому, что это классно и так делают все, а потому что доказано, что игровые механики эффективно работают. Сама EdTech-индустрия становится более зрелой, что отражается и на бизнес-процессах. Стартапы все реже используют «кустарные» методы и больше инвестируют в R&D, дизайн платформ и методики обучения. Этому способствует и растущая конкуренция».

«Качество образования вдруг стало очень прозрачным. Легко подсоединиться к лекции, семинару любого преподавателя или посмотреть запись. Образование в сети стало доступно всем, оценка качества тоже перешла в онлайн».
Онлайн-обучение продолжит активно развиваться в 2021 году
Переосмысление опыта пандемии даст толчок отрасли.
Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру:
«Скорее всего, все ранее сформированные тренды продолжат развиваться в 2021 году. Это, прежде всего, интеграция Zoom-подобных сервисов и массовых открытых онлайн-курсов в классическую систему образования, обучение по запросу, персонализация и геймификация, в том числе в школах, blended education, усиление ИТ-компонента и soft skills в школьных, вузовских программах, дополнительном и корпоративном образовании, а также переквалификация преподавателей в соответствии с этими трендами».
«Самое важное, что мы должны вынести из 2020 года и взять с собой в 2021-й, — это уже сложившиеся новые формы работы и преподавания, улучшение форматов коммуникации и wellbeing, т.е. ментальное, физическое, психическое, эмоциональное здоровье и равновесие. Раньше мы не уделяли достаточно внимания этому аспекту».
Школа, в которой всегда приходится ошибаться

Глава лаборатории исследования учебных процессов Национального института образования Сингапура Ману Капур уже несколько лет применяет необычную образовательную методику, которую сам он называет «продуктивный провал» («productive failure»). Метод нарушает привычную нам последовательностью лекций и практических занятий. Ученикам, вместо объяснения, сначала предлагают решить пример или уравнение самостоятельно.
Капур считает, что люди лучше учатся на своих ошибках. Ученики сначала решают (чаще всего безуспешно), а затем получают объяснение, как нужно было действовать правильно. Капур отмечает, что школьники и/или студенты учатся не просто решать уравнение по шаблону, а активируют участки мозга, отвечающие за работу с нетривиальными задачами повседневной жизни. Преодоление каждого препятствия тут действительно подвиг, опыт взаимодействия с которым надолго запоминается.
Такой подход помогает избавиться от шаблонизированного мышления, когда в процессе обучения мы легко запоминаем решение, а спустя какое-то время начисто о нем забываем.
Преподаватель становится режиссером
Современному человеку сложно долго удерживать внимание на одном предмете, люди все хуже концентрируются на одной теме в течение продолжительного времени.
Это значит, что современный онлайн-преподаватель не просто готовит содержание лекции, а продумывает, как он будет управлять вниманием студентов на протяжении всего отведенного времени, меняя и чередуя разные режимы работы с учебным материалом.
Например, время лекции составляет 90 минут. Первые 15 минут преподаватель посвящает обсуждению темы, на следующие 20 минут дает задание для работы группами, после проектной работы еще 15 минут обсуждает результат со студентами, затем проводит опрос, показывает видео и так далее. В этом смысле профессорская работа в онлайне все больше становится похожей на режиссерскую работу — с точки зрения управления драматургией процесса.
Пандемия — катализатор развития трендов
Пандемия способствовала развитию и проникновению онлайн-образования.

Илья Паршин, генеральный директор “Учи.ру”:
«Самый очевидный катализатор развития онлайн-образования — это, конечно, эффект пандемии. Именно он стал ключевым триггером ускоренного развития и масштабирования EdTech, с одной стороны, и распространения новых паттернов поведения аудитории, с другой. Но все инструменты, которые приобрели популярность в этом году, были созданы до пандемии. Тенденции — это что-то качественно новое, и как бы ни хотелось привести пример прорыва в EdTech — его не было. Даже мобильное обучение, первые инновации в сфере искусственного интеллекта и виртуальной реальности проявились в сфере онлайн-образования задолго до 2020 года».

Алексей Малеев, директор по дистанционным программам МФТИ:
«Пандемия — главный катализатор, который продолжает ускорять все процессы, связанные с цифровизацией образования и развитием различных онлайн-программ. Это уже давний тренд, но до сих пор процесс шел более плавно. С одной стороны, это был очень нервный переход — и для школ, и для вузов. С другой, — мы за полгода прошли отрезок, который в нормальных условиях занял бы несколько лет.
Вот один из наших примеров: в начале этого года мы планировали в десяти городах провести фестиваль по искусственному интеллекту и программированию RuCode. В марте мы поняли, что все надо срочно переводить в онлайн, иначе придется просто все отменить. В результате мы охватили гораздо большее количество регионов и участников, более того — по расходам все вышло дешевле. Это позволило нам провести еще один фестиваль осенью, выделить больше ресурсов на новые онлайн-курсы. Поэтому я считаю, что цифровизация открывает новые возможности с точки зрения доступности. И этот тренд будет активно развиваться и в 2021 году».

«Безусловно, главным триггером, оказавшим влияние на отрасль онлайн-образования, стал COVID-19. Как и в случае со многими другими индустриями, пандемия стала катализатором, ускорившим уже существующие процессы — в первую очередь, распространение дистанционного обучения. Те, кто относился к нему скептически, осознали, что такой формат действительно работает и имеет много плюсов. В первую очередь, гибкость с точки зрения графика: онлайн-образование вписывается в повседневную жизнь намного проще».
Некоторые эксперты выделили и другие факторы, повлекшие за собой развитие онлайн-обучения.

«Любой кризисный период вызывает бум на рынке образовательных услуг: многие теряют работу или хотят уйти из сферы, которая становится неперспективной. Экономический кризис для многих сопряжен с личностным кризисом. Поэтому в EdTech-отрасли растет спрос не только на учебные программы, но и на карьерные клубы, сессии с коучами и менторскую поддержку. Также развиваются системы мониторинга, например, онлайн-прокторинг.
Постепенно меняется траектория карьеры и форматы занятости. Удаленная работа становится нормой, а удаленные работники получают те же права, что и офисные сотрудники. В то же время компании отказываются от штатного персонала в пользу самозанятых — по данным Gartner, эту практику применяет уже треть организаций. Должностные рамки становятся все более гибкими — на передний план выходят не формальные обязанности, а навыки. Эта тенденция затрагивает и образовательные платформы, которые предлагают программы по soft skills или гибридные обучающие программы».
Школа подготавливает к работе

В General Assembly преподают базовую основу нового мира – курс цифровой экономики. Заплатив 8-10 тыс фунтов за 10−12-недельную программу, ученики получают курс, построенный на основе бесед с работодателями о реальных требованиях к необходимым навыкам соискателей.
Студенты получают помощь в подготовке презентации и с собеседованиями – здесь всё заточено на работу только с реальным миром. Как результат, 99% выпускников получают работу после курсов. Компании также могут нанять студентов и в процессе учебы, ознакомившись с их проектами.
Школы самообразования
Coursera — одна из самых известных образовательных платформ, предлагающая курсы ведущих университетов и организаций мира. Есть множество лекций на русском языке.
На платформе «Открытое образование» свои программы агрегируют высшие учебные заведения со всей России. Сейчас доступно 166 курсов по разным направлениям подготовки.
«Арзамас» собрал у себя огромное количество гуманитарных лекций.
Лекториум — самый большой видеоархив академических лекций на русском языке. Коллекция постоянно пополняется ведущими учебными заведениями России. Доступ к материалам бесплатный. 6200 часов видео.
Универсариум – открытая система электронного образования, которая собрала лекции ведущих университетов и преподавателей Москвы и некоторых других городов.
Лекторий МФТИ – это проект студентов, аспирантов, выпускников и сотрудников Физтеха, направленный на сохранение творческого наследия лекторов МФТИ и предоставления свободного доступа к материалам курсов МФТИ пользователям со всего мира.
Khan Academy — некоммерческий американский проект, в котором есть и русские лекции.
Это лишь несколько общеобразовательных проектов. В мире же существуют тысячи других, по всем направлениям человеческой деятельности. Возможно, вы знаете о каких-то других интересных курсах – напишите о них в комментариях.
Студенты меняются
Представим, что цифровое образование внезапно стало массовым и осталось с нами навсегда. Что изменится для студентов?

Цифровая трансформация высшего образования ускорится
«Набор на программы высшего образования все больше уходит в онлайн. Уже запущена государственная платформа для подачи документов через «Госуслуги». А Университет-2035 предлагает всем вузам проводить открытый отбор на программы на основе цифрового следа на своей платформе.
В будущем процессы по цифровой трансформации высшего образования будут углубляться. Уже сегодня большие корпорации и стартапы новой волны EdTech идут в ногу с государственной политикой по цифровизации экономики. Сбербанк развивает цифровую платформу для вузов, которая будет объединять жизнь онлайн с жизнью кампусов, а сами они объединяются с платформами и сервисами других участников рынка в сложные экосистемы.
Технологии из бизнеса переходят в высшее образование: agile, распределенные команды, продуктовый и клиентоориентированный подход и др. Меняясь в направлении EduScrum, сетевые кафедры ведут высшее образование и вузы вслед за финансовой, логистической и медиа индустриями в цифровую трансформацию».
Дистант проник во все сферы обучения
«EdTech развивался динамично последние пять-семь лет, но в последний год этот сектор показал стремительный рост и повышенное внимание инвесторов. Только в нашей нише, по данным Crunchbase, за последние полгода суммарный объем инвестиций в детские образовательные сервисы превысил $4 млрд, что почти вдвое больше показателей за аналогичный период прошлого года».

«Казалось бы, корпоративное онлайн-обучение — далеко не новая практика, но вплоть до пандемии лишь малая часть компаний постоянно прибегала к этому формату. Два месяца в начале карантина показали: при помощи доступных продуктов можно организовать тренинги и курсы любой сложности — от простых вебинаров до полноценных обучающих программ. Удаленно можно провести и обучающий семинар на несколько человек, и лекцию с командной работой в группах онлайн для сотрудников по всему миру.
Теперь нет нужды инвестировать значительные средства в аренду офисов и открывать корпоративные офлайн-университеты, оплачивая, в том числе, транспортные расходы приглашенных экспертов. Можно сэкономить, привлекая высококвалифицированных спикеров из других стран».
«Этот быстрый переход в дистанционный формат — точка бифуркации, которая показала уровень цифровизации каждого отдельного вуза. Большинство образовательных компаний начали анализировать цифровую инфраструктуру: как транслировать занятия, какую ВКС использовать, где хранить тонны контента, как защитить интеллектуальные права на выложенные в открытом доступе лекции и занятия. Каждый вуз с разной степенью решительности пересмотрел технологии обучения, продолжительность занятий, принципы организации расписания и т.д. Раньше мы не решались на эти перемены — отлично, что смогли сейчас.
Вузы начали заключать партнерства с медиа-компаниями и совместно запускать полноценные образовательные программы. В России, в отличии от США, до прошлого года они были единичными. Сотрудники вузов сами были вынуждены учиться, потому что многообразие цифровых технологий расширяется — а значит, можно применять все новые и новые инструменты».
Смешанное обучение становится стандартом
Эксперты отметили, что разделение на онлайн и оффлайн больше неактуально.
«В целом 2020 год стимулировал развитие гибридизации, в том числе смешанного обучения (blended learning). Мы уже экспериментируем с этим форматом и в сентябре вместе с РАНХиГС запустили бакалавриат с государственным дипломом по машинному обучению и работе с данными. Также стираются границы между онлайн- и офлайн-платформами: сервисы предлагают соединять разные виды образовательных практик».
«Смешанное обучение никуда не исчезнет — мы просто обязаны оставить выбор студенту, ходить очно на занятия или заниматься дома. Многообразие форм и методов доставки контента — перевернутые классы, чаты, игры, записи, стримы, — будет увеличиваться, развиваться. Также сохранится тренд к открытости данных — вузы должны стать более «прозрачными» и давать студентам доступ к контенту».
Онлайн-образование настоящего и будущего
Время на прочтение

Существенный разрыв между реальностью и образовательным процессом (особенно в том, что принято называть высшей школой) стал проявляться с развитием IT.
С другой стороны, сами работодатели стали больше смотреть на реальный опыт людей. Наличие хорошего диплома уже нельзя считать гарантированным «входным билетом» на прибыльную должность. Тренд подогревают истории успеха стартаперов и миллиардеров, которые бросили учебу ради бизнеса.
За последние двадцать лет образование уже пережило одну революцию, совершив переход в онлайн. Однако изменения только набирают обороты. В ближайшие десять лет образовательная система будет адаптироваться под запросы нового поколения. Как это происходит можно отследить уже сейчас, изучая самые амбициозные образовательные проекты.
Кризис современной системы образования

Образование стоит дорого. Оно стоит дорого и в России, но в США выпускник отправляется покорять мир с долгом в десятки тысяч долларов. Имея на душе такой кредит, трудно сделать выбор в пользу перспективного стартапа или заняться собственном бизнесом. Невозможно сделать выбор в пользу высокорисковых проектов, поэтому строительство карьеры начинается с нижней ступени.
Кризис доверия к системе образования вызван тем фактом, что вложенные в учебу деньги перестали отбиваться. Обладатель диплома, в конечном счете, занимает не ту должность, на которую рассчитывал. Работодателю не нужен сотрудник с высшей учебной степенью – ему нужен квалифицированный персонал с опытом.
Знания, которые дают в вузах, принято называть теоретическими по той причине, что они не могут считаться актуальными на момент выпуска. Бывает и так, что новые фичи в профессиях появляются, расцветают и умирают еще быстрее, чем проходит обучение в университете. Сотни лет образование не менялось – учитель выходил к доске, студент внимал и записывал материал.
Программисты знают об этом лучше всех: образование – это то, что ты вынужден сам вкладывать в себя. Кроме того, наряду со знаниями по профессии нужно уметь делать то, о чем многие даже не задумываются: работать под давлением, соблюдать дедлайны, импровизировать в сложных ситуациях, искать и обрабатывать большие данные, развивать навыки критического и абстрактного мышления.
ВУЗ часто не имеет подходящей технической базы, не делает упор на перспективные профессии, не дает никаких знаний по новым сферам деятельности. Сами студенты не всегда знают, что именно они хотят от будущей профессии (и хотят ли вообще), учатся по инерции после школы и не представляют о том, что их ждет на реальной работе.
Вовлечение на первом плане
Обычная, записанная заранее онлайн-лекция, конкурирует с книгой или с видеоматериалом: ее всегда можно отложить, а затем вернуться позднее. Лекция, которая проходит в Zoom, теряет магию присутствия, преподавательскую харизму.

Поэтому главный вызов образованию, который был обострен пандемией, — не цифровые инструменты, а образовательные методики, которые должны быть изменены и адаптированы к реальности дистантного взаимодействия. Концентрация на обсуждении и рефлексии уже заранее прочитанного или проделанного, кейс-метод, симуляции, проектная работа — все, что погружает студента не в пассивно-воспринимающую, а активную деятельную позицию — попадет в повестку образовательной трансформации. Во время онлайн-занятий они должны что-то делать, а не просто слушать: играть в онлайн-симуляции, реагировать, взаимодействовать — это ключевое отличие дистантного взаимодействия от физического.

Будущее высшего образования
Полтора года назад я с увлечением изучил онлайн курс «Introduction to Artificial Intelligence» (от Стэнфордского университета). Я был потрясен тем как много я научился в сравнении о курсами похожей тематики в моем университете. С того времени мне стали интересны изменения происходящие в системе высшего образования. И я решил сделать свой прогноз того как высшее образование измениться в будущем.
Изменится ли высшее образование в обозримом будущем?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны понять все ли в порядке в системе высшего образования. Если все нормально и все участники этого процесса довольны самим процессом, а также результатом, то, конечно, изменений можно не ожидать. Но если есть претензии, особенно у клиентов, то есть, студентов и выпускников, то нужно ожидать изменений.
Так есть ли проблемы у современного высшего образования? Если нас интересуют только США, западная Европа (и другие развитые страны) то можно предсказать что будут изменения в методологии обучения под влиянием технологии. Но сама система и ее принципы меняться не будут. Причина очевидна. Развитие страны построили хорошую сбалансированную систему образования. Есть возможность отфильтровать талантливых одаренных детей и дать им возможность получить образование бесплатно или по низкой цене. Такая система выглядит относительно справедливой, и, в общем, удовлетворяет требования общества. Конечно, в системе образования в развитых странах есть проблемы. По моему, самая большая проблема это стоимость. Но несмотря на это, дисбаланс не такой серьезный чтобы ускорить изменения.
А что в остальных (развивающихся) странах? Население там намного больше и система образования не такая справедливая. Значительная часть талантливых детей не имеет возможности получить адекватное образование, развить свои таланты. У таких детей есть выбор — платить непомерно высокую цену за качественное образование или доступную цену за высшее образование сомнительного качества. Или вообще не получать образование и потерять практически все шансы подняться по социальной лестнице. Именно по-этому, миллионы таких детей во всем мире нуждаются в альтернативе современной системе образования.
Из вышесказанного вывод: Да, система высшего образования нуждается в изменениях. Современная система не удовлетворяет потребности мирового сообщества.
Так как же решить проблему соотношения цена/качество в системе высшего образования? Как получить хорошее образование если ваши финансы крайне ограничены?
Станет ли онлайн образование (e-Learning) решением проблемы?
Уже 2 десятилетия ведутся разговоры о том как технология поменяет систему образования. Уже есть все предпосылки что-бы начать повсеместно использовать онлайн образование как альтернативу традиционному высшему образованию. Дистанционное образование намного дешевле. Но несмотря на это, онлайн образование так и не стало реальной альтернативой традиционному обучению в университете. Потому что обучение в университете это не только изучение курсов и сдача экзаменов. Это часть современной жизни, общение, построение взаимоотношений с многими людьми, особенная студенческая среда. Все эти вещи не могут быть компенсированы с помощью онлайн обучения.
В последние 2-3 года можно проследить рост интереса к обучению онлайн. По моему, больше всего привлекают внимание 2 направления развития:
Тем не менее, оба направления развития не решают проблем традиционного высшего образования и, пока, не могут быть альтернативой. Можно назвать несколько причин:
Проблема 1. Работодатели не доверяют образованию полученному онлайн.
Когда вы укажите в своем резюме в секции Образование «Я получил образование в таком-то университете через интернет» то работодатель отнесется к этому подозрительно. В лучшем случае вам устроят дополнительное собеседование чтобы проверить какой же уровень вашего образования. В худшем, ваше резюме просто проигнорируют. Если работодатель будет выбирать из 2-х кандидатов на должность и один из них учился «традиционно» а другой «онлайн», то, очевидно, первый будет иметь преимущество в подавляющем большинстве случаев. Это стереотип и нужно время и много положительных примеров чтобы его преодолеть.
Проблема 2. Онлайн курсы не дают практических умений.
Онлайн курсы это хороший способ получить новые знания. Тем не менее, как студент онлайн курса может попробовать свои знаний на практике? Для некоторых специальностей, таких как программирование это можно также сделать онлайн. Но что делать с физикой и химией? Нет способа практиковаться онлайн. И это проблема для большинства специальностей.
Проблема 3. Хаос и неопределенность.
Другая проблема связанная с этим это отсутствие стандартов описания курсов. Какие предварительные знания нужны для курса? Какие именно знания и умения могут быть получены? Каждый поставщик курсов пишет описание курса по своему. Кто-то пишет в секции предварительные знания — «базовые знания математики». Но это слишком широко. Если я хочу изучить курс «базовая химия» от Поставщик1 и потом курс «Advanced chemistry» от Поставщик2. Как мне знать что первый курс есть правильным предварительным курсом ко второму? Это проблема. Нужен один стандарт структурированного описания знаний и умений (skills).
Решим проблемы и получим Education 2.0
Можно ли решить проблемы описанные выше? Я предлагаю свое видение того как эти проблемы будут решаться и, по-ходу, менять систему высшего образования в течении следующих 10 лет.
Шаг 1. Стандарт описания умений и образовательный паспорт.
При написании резюме пр поиске работы, нужно указать свое образование. При наличии традиционного диплома об образовании можно просто указать детали диплома. Но как быть с образованием полученным онлайн (особенно если изучал курсы от разных поставщиков)? В будущем мы увидим рост количества и качества веб-сервисов предоставляющих услуги ведения и публикации истории образования — паспорта образования. Современные прообразы это OpenBadges (Mozilla), LinkedIn профиль и др. Такие сервисы помогут удобно показать уровень своего образования при поиске работы и частично решат Проблему 1.
Шаг 2. Специальные поисковые системы и рейтинги.
В ближайшем будущем проблема отсутствия практической составной процесса обучения будет решена. Первые решения будут предложены коммерческими провайдерами обучения онлайн. Такие компании будут искать партнеров что-бы предложить своим студентам практические занятия по теме курса в ближайшем тренинговом центре. Студенту будет предложено найти ближайшую организацию-партнера провайдера курса и получить практический опыт там. Это будут лаборатории для занять по физике/химии/биологии или компании предлагающие стажировку для студентов определенного курса. Большие провайдеры обучения разработают взаимовыгодные бизнес планы для сотрудничества с локальными «традиционными» университетами, колледжами и компаниями для обеспечения доступа до практических занять своим студентам как можно ближе к месту их жительства.
Это будут первые шаги на пути к решению Проблемы 2.
Шаг 4. Новые возможности для бизнеса.
Потребность в локальных партнерах для поставщиков онлайн курсов откроет новые бизнес возможности. Вначале в больших городах, потом т в городах поменьше появятся «учебные кафе» или «центры для совместного обучения» (co-learning по аналогии с co-working). Там будут предлагать индивидуальные или групповые сеансы работы в учебных лабораториях для выполнения практической части онлайн курсов. Это будет работать по типу современного коворкинга. Студент может пойти в «учебное кафе» и просто посидеть в онлайне изучая свой курс в спокойной атмосфере или для общения и дискуссий из другими студентами изучающими этот или похожий курс. Будут разные бизнес-модели вокруг этих возможностей. Некоторые центры «центры для совместного обучения» будут иметь контракты из поставщиками онлайн курсов и для студентов таких курсов посещение центра будет бесплатно (то есть, входит в стоимость оплаты за курс). Другие центры самостоятельно обучения не будут привязаны к определенному поставщику курсов и студент будет платить определенную цену за посещение (при этом учится по программе бесплатного онлайн курса). Процесс развития такого бизнеса окончательно решит Проблему 2. Также поможет решить Проблему 1, работодатели смогут быть уверенными, что кандидат на должность получил не только теоретические знания но и с практическими умениями все должно быть в порядке.
Позже, большие компании предложат сервис «все включено» для студентов обучающихся по свободной программе. Это будут общежития, где студенты смогут жить получая образование по своему персональному плану используя курсы от разных поставщиков (в том числе бесплатные). Цена за такой сервис не будет высокой. Студенту предложат только проживание, доступ в интернет, доступ в лаборатории и комнаты для групповых занятий. Процесс обучение будет личным делом студента. Как бонус, студенты получат свою особую студенческую атмосферу так важную в современной традиционной системе образования.
Шаг 5. Стандарт для «дерева умений» («skills tree»).
Провайдеры курсов начнут дискуссию и придут к пониманию важности единого стандарта описания требований и ожидаемого результата для курсов. Некоторая международная организация (например, ISO) создаст этот стандарт. Для каждого курса будет возможность указать какие знания и умения развиваются в этом курсе. Таким образом, использую «дерево умений» можно будет легко определить взаимоотношения между курсами от разных провайдеров и определить варианты пути развития для достижения определенных умений («education path»). Для каждого курса можно будет легко найти предварительные курсы используя взаимоотношения между умениями. Также легко можно будет найти альтернативные курсы от других провайдеров если отзывы об определенном курсе не понравились. Когда это будет сделано Проблема 3 будет решена.
Используя паспорт образования (education passport) и «дерево умений» можно легко определить соответствует ли образование конкретного человека нужному уровню или нет.
Шаг 6. Оценка курсов работодателями.
Онлайн курсы будут иметь 2 вида рейтингов. Один от студентов, другой от работодателей. Работодатель будет оценивать умения своего работника используя все то же «дерево умений». Эти оценки перенесутся на курсы на которых работник (бывший студент) развивал определенные умения. Такой рейтинг, возможно, будет более важным чем рейтинг от студентов. Это окончательно решит Проблему 1.
Шаг 7. Отдельные курсы vs пакеты курсов.
Традиционные университеты и колледжи будут терять клиентов (студентов) потому что все больше молодых людей будут выбирать обучение онлайн + практические занятия с использованием «центров совместного обучения». Университеты изменят свою бизнес модель чтобы иметь возможность конкурировать с Education 2.0 моделью. Они начнут продавать индивидуальные курсы вместо «пакетов курсов» как они делают сейчас (плати за год и учи все курсы почти без возможности выбирать). Студенты будут комбинировать курсы от традиционных университетов с онлайн курсами. У кого много лишних денег тот может купить много курсов от университета. Кто имеет ограниченные финансовые возможности будет использовать альтернативные бесплатные онлайн курсы и платить только за практические занятия (если без практики в лаборатории не обойтись).
В результате будут большие провайдеры курсов и co-learning сервисов (бывшие университеты и колледжи) и небольшие провайдеры предлагающие несколько курсов или даже только один курс. В том числе индивидуалы, которые личными силами создадут курс чтобы поделиться своим опытом по определенному предмету (и, возможно, заработать денег на этом).
Шаг 8. Университеты окончательно перейдут на новую модель под давлением новых реалий рынка образования.
Будет все тяжелее и тяжелее для традиционных университетов выживать в новых условиях. Некоторые просто обанкротятся и закроются. Некоторые примут новые правила игры, оптимизируют свою работу и станут большими провайдерами курсов и сопутствующих сервисов для студентов (общежития, лаборатории, условия для группового само-образования и тд). Пакеты курсов все еще будут предлагаться но по правилах открытого рынка («Купи 12 курсов сразу и получи скидку 15% !»).
Поприветствуем новую систему высшего образования – Education 2.
Шаг за шагом, плавно и органически мы получим новую систему высшего образования — Education 2.0.
Какие преимущества такой системы?
Изменения уже начались. Дети которым сейчас 12-14 лет будут иметь выбор когда придет время получать высшее образование. Нет монополии университетов!
Моя школа в online