Онлайн-обучение – тренд современной цифровой экономики. Множество ниш еще свободны, а это значит, что место под солнцем до сих пор может найти не только компания-гигант с миллионным капиталом, но и независимый эксперт, у которого есть время и 50-100 тыс. р. на первый запуск.
Первый шаг, который нам с вами надо сделать – это проверка идеи онлайн-школы на жизнеспособность. Надо оно кому-нибудь вообще или нет в современном мире.
В наш век информационных технологий, когда у людей катастрофически не хватает времени, многие предпочитают онлайн-образование живому обучению. Мировой рынок онлайн-образования постоянно растет, и по оценкам экспертов к 2023 году он увеличится почти в 2 раза.
Российский рынок, хотя и отстает в развитии, но также имеет большой потенциал. В Рунете появляются новые онлайн-школы, а живые мероприятия, тренинги уходят в прошлое. Люди хотят учиться, не выходя из дома, и современные технологии позволяют это делать.
Онлайн школа — современный и интересный бизнес, благодаря которому можно заниматься любимым делом, получать хороший доход и путешествовать по миру. Онлайн-образованию принадлежит будущее. Именно поэтому о запуске своего инфобизнеса стоит задуматься уже сейчас.
Если вы верите в себя, не боитесь конкуренции, мыслите стратегически, готовы постоянно совершенствоваться и осваивать новые технологии, собственная онлайн-школа — это то, что вам нужно. Сделайте семь первых шагов и начинайте свое дело! Удачи вам!
Как заработать много? Основное правило школы онлайн-обучения
Прежде, чем открывать школу, неплохо познакомиться с основным правилом онлайн-школ: Вкладывайте деньги в рекламу так, чтобы они возвращались».
К примеру, школа Коваль-Зайцева принесла за 9 месяцев 23 млн. руб. Из этих денег 9,2 млн. руб. составили расходы. В основном — на рекламу. Остальные 14 миллионов поделили пополам эксперт и продюсер проекта.
На рекламу должно уходить 30-40% от заработка. Нет необходимости тратить свои средства. Пусть это будут деньги от продаж. Нужно, чтобы вы, создав свою воронку продаж, вкладывали рубль и получали три рубля. Этой стратегии можно научиться здесь
Организация онлайн-школы
Мы не зря говорили о том, что в онлайн-образование может прийти любой желающий. Онлайн-школа — это, прежде всего, бизнес. И здесь действуют те же законы, что и для любого бизнеса, цель которого — получение прибыли. В нашем случае — от продажи информации, знаний. Вот что такое инфобизнес.
Что же нужно для того, чтобы его начать?
Найдите свою фишку
Делайте то, что вам интересно. Если вы интересуетесь английским языком, йогой или саморазвитием, привлекайте учеников в эту нишу. Ищите свои фишки, которые помогут вам продвинуться и победить конкурентов.
Не бойтесь конкуренции
Если вы думаете, что сможете развернуться в незанятой нише, то вы ошибаетесь. Если люди не идут в нишу, следовательно, услуги в этой области спросом не пользуются. К таким темам, например, можно отнести живые продажи в зале, при личных встречах и т.п. То, чем надо заниматься «вживую», в инфобизнесе не прокатят. Хотя, возможно, найдутся люди, которые смогут это опровергнуть.
Верьте в себя
Если вы будете верить в свои силы, то у вас все получится. Если вы “горите”, начиная любое дело, то рано или поздно успех придет к вам. Ничего не бывает сразу. Возможно, начиная бизнес, вы набьете немало шишек. Но ни одно новое дело не обходится без ошибок. Однако, если вы будете иметь определенные знания, то риски вы сведете к минимуму. Прямо сейчас у вас есть возможность узнать, как запустить свою онлайн школу
Шаг #1 – Быстрая проверка ниши (кому это все вообще надо)
Если вы думаете, что онлайн-школа – это обязательно какой-то крупный образовательный ресурс (типа онлайн-университетов), то вы ошибаетесь. Сегодня онлайн-школами принято называть то, что раньше называли «инфобизнесом». Но это слово приобрело сильный негативный окрас из-за тренеров-мошенников. Вот и придумали новую упаковку для старой идеи.
А суть осталась такая же. У вас может быть одна-единственная страничка в интернете, с которой вы будете продавать один-единственный курс или тренинг – и формально это уже будет «онлайн-школой».
При этом вам не понадобятся никакие лицензии или разрешения на «ведение образовательной деятельности». Но подробнее об этом мы поговорим ниже, в разделе «Юридические вопросы». А тут я просто хотел дать понять, что ваша онлайн-школа может быть совсем крошечной.
Это значит, что ваша тема (ниша) тоже может быть очень крошечной. Не обязательно делать онлайн-школу по похудению или открытию собственного бизнеса. Но тем ни менее, она все равно должна быть кому-то нужна. Иначе не имеет смысла со всем этим связываться.
3 способа оценить «масштабы рынка»
Способ #1 – Оценка конкурентов. Если у вас есть «живые» конкуренты – это на самом деле отлично! Значит, что в вашей нише есть деньги, и можно начинать спокойно работать. Клиентов хватит на всех. Главное, что они есть.
Введите в поисковой строке Яндекса те запросы, по которым вы хотели бы видеть свой сайт на первых местах. Посмотрите, кто сейчас находится в лидерах. Какие продукты они продают? Какая у них посещаемость? Кто у них главный эксперт? Сколько у этого эксперта друзей в социальных сетях? Есть ли у них группы вконтакте и фейсбуке? Сколько там участников? Насколько активно участники «лайкают» и «репостят» записи в группе?
Все это даст вам примерное представление о том, насколько конкурент сильный и живой. Чем больше конкурентов вы найдете – тем лучше. И чем они «активнее и живее» – тем лучше. Это я потом объясню, почему.
А вот если прямых конкурентов нет – это гораздо хуже. Но все равно еще не приговор.
Способ #2 – Проверяем группы вконтакте. Следующим шагом нам надо увидеть вашу целевую аудиторию «в лицо». Для этого отправляйтесь вконтакт и ищите группы, в которых состоят люди из вашей потенциальной целевой аудитории.
Если вы хотите сделать онлайн-школу по изучению испанского языка – найдите группы, где собираются те, кто хочет изучать испанский. Хотите обучать людей производству тракторных дизелей? Ищите группы, где собираются любители тракторных дизелей. Эти группы вам потом понадобятся, чтобы давать рекламу.
Нашли такие группы? Отлично. Не нашли? Печально, но не смертельно. Возможно, ваша ЦА просто не сидит вконтакте.
Способ #3 – Ищем ключевые запросы. Это самый сложный по исполнению способ, поэтому я приберег его напоследок. Вам надо открыть Яндекс.Вордстат и начать вводить разные запросы по вашей теме. Параллельно вы мониторите правую колонку с подсказками, что еще могут искать ваши потенциальные клиенты.
Если набирается много ключевых запросов – отлично. Значит своих клиентов вы найдете в любом случае. Вот если нет ни конкурентов, ни групп вконтакте, ни ключевых запросов – это уже тревожный знак. Но знаете, что я вам скажу? Даже в этом случае можно пробовать, если очень хочется.
Когда я делал свою первую онлайн-школу – эта тема не была нужна ровным счетом никому. А школа работает до сих пор.
Пример моей онлайн-школы по микро-теме
Еще в далеком 2012 году я сделал онлайн-школу по обучению переводчиков. Я сам по образованию переводчик, и поэтому написал небольшой практический курс на эту тему. Вот скриншот моего сайта, как он выглядит сегодня.
Посещаемость этого сайта около 300 человек в день. Больше я эту тему никак не продвигаю – только через сайт. Доходность составляет примерно 50 – 60 тысяч рублей в месяц.
Не очень много, скажите вы. Да, но для школы, которой я практически никак не занимаюсь – достаточно. Я мог бы давать дополнительную рекламу, активнее работать с подписной базой, сделать длинную серию продуктов, включить дорогие продукты, стоимостью в сотни тысяч рублей. И тогда доход был бы совсем другим.
Но в данный момент я занимаюсь только вторым своим проектом (это сайт, на котором вы сейчас находитесь).
А этот пример я хотел вам показать для того, чтобы вы поняли – даже в микро-нишах можно неплохо и пассивно зарабатывать. Казалось бы – ну кому нужны удаленные курсы переводчиков? А вот ведь ))
Поэтому не расстраивайтесь, если в данный момент ваша ниша кажется очень узкой и «никому не нужной». Возможно, вы просто пионер в этой области. Сейчас еще много свободных ниш.
А если вы уже определились с нишей – тогда переходим к шагу 2.
Шаг #5 – Как выйти на миллион в месяц (оборот 12 миллионов в год)
Автоматизация. Сотрудники. Масштабирование. Вот три кита вашего успеха.
Работать с живыми людьми всегда тяжело. Лучше сначала максимально автоматизировать процессы. Вашу рассылку будет отправлять автоматический качественный сервис. Ваши платежи будет принимать и обрабатывать сервис приема платежей.
Сначала платите за автоматизацию. Пусть даже вы потеряете на этом какие-то деньги.
Без людей вы скорее всего все равно не справитесь (хотя я уже много лет работаю всего с 1-2 помощниками). В первую очередь делегируйте рутину. Это обучение (наймите тренеров или отберите их из своих учеников) и клиентская поддержка (ответы на вопросы про курсы, организационные вопросы) – наймите человека, чтобы он разгребал всю вашу почту. Для миллиона в месяц этого будет достаточно.
Еще больше денег в рекламу! Если у вас узкая ниша и тратить деньги просто негде – сделайте еще десяток узких онлайн школ. Наймите тренеров, и повторите с ними схему, согласно этой инструкции. Как говорится, «одна онлайн-школа – рупь, а десять – уже червончик». Параллельно с быстрым способом продвижения делайте «долгий» – пишите статьи для SEO и все больше трафика получайте бесплатно.
Ваш Дмитрий Новосёлов
Проект №2. Онлайн-марафон по выживанию
После первого запуска я периодически возвращался к идее онлайн-школы. Сам посещал тренинги и курсы в онлайне, отслеживал, как ведут занятия эксперты, какие технологии применяют, как держат аудиторию.
С 2018 года мы с новым партнером начали организовывать корпоративные мероприятия – тимбилдинги на природе. Я решил запустить онлайн-школу по выживанию. Включился в процесс как инвестор, а мой партнер – как эксперт.
Конкурентов в нише было немного. Я сделал вывод, что отрасль перспективная, спрос есть, в нишу можно пробовать заходить.
После первого неудачного запуска я понял, что мне недостает знаний в маркетинге. Вот вам совет. Не надо пытаться сделать все самому. Лучше потратить больше денег, взять в команду грамотного эксперта в интернет-продвижении и делегировать задачу ему.
Мы тестировали два варианта: платная консультация и онлайн-марафон с продажей курса. Вариант с консультацией не зашел. Решили сосредоточиться на онлайн-марафоне.
Продюсер помог грамотно упаковать марафон. Он использовал наши материалы: фотографии, видео с походов и курсов по выживанию, подборка литературы, чек-листы, истории для постов и т. д.
Запуск провели во «ВКонтакте». Для привлечения трафика запустили таргетированную рекламу.
Всего на рекламную кампанию марафона я потратил 11 682 руб. В основную группу подписалось 310 человек. На рассылку марафона – чуть более 200 человек. На марафон записалось 130 человек. Из них на первый день пятидневного марафона пришло около 60.
Средняя стоимость 1 подписчика в нашу группу составила 37,5 р. Для сложных ниш допустимой планкой можно считать показатель в 40 р. за подписчика. Если получается дороже, значит, стоит перепроверить рекламную кампанию.
За 2 недели до марафона мы хорошо прогрели аудиторию: давали предварительные задания, люди активно работали. Также мы использовали элементы геймификации: поощряли активность, начисляли баллы, раздавали бонусы.
В первый день марафона что-то пошло не так. Сначала рассылка с приглашением на прямой эфир «улетела» на час раньше. Потом возникли проблемы с настройкой OBS: одна трансляция наложилась на другую. Долго фиксили звук. Пока все перенастроили, с десяток слушателей покинули эфир. В середине эфира в чат проник какой-то тролль и начал отвлекать аудиторию разными выпадами в наш адрес.
Мы учли недочеты и во второй день создали на марафоне рабочую обстановку, но большая часть аудитории был потеряна.
На пятом занятии марафона работали только 8 человек. Заявки были, нам написали много положительных отзывов, но продать онлайн-тренинг не получилось. Зато мы выяснили потребности нашей аудитории и собрали обратную связь, которую затем использовали в наших офлайн-мероприятиях.
Шаг #3 – 2 способа привлечения клиентов (быстрый и долгий)
Грустно признавать, но даже качество вашего продукта не будет так сильно влиять на уровень заработка, как мощный источник трафика. Чем больше ваш «входящий» трафик – тем больше денег вы получите. Вот так все просто. И вот два варианта, как этого добиться.
Быстрый способ
Сначала вам надо будет настраивать платную рекламу. Скорее всего, учиться этому тоже придется самостоятельно. Потому что специалисты по настройке рекламы стоят дорого. И совсем не факт, что они все сделают как надо.
В зависимости от вашего опыта, вы будете иметь результат от «1 рубля на 2» (то есть вложили 1 рубль в рекламу, заработали 2 рубля) – до «1 рубль на 6». И в итоге все сведется к тому, сколько денег вы тратите в месяц.
То есть больше всего зарабатывают те, кто тратят больше всего денег на рекламу, а не те, кто лучше всего её настраивает. Понимаете логику? Пусть у вас скромные «1 рубль на 2». Но если вы потратите 10 миллионов в месяц – ваш доход будет 20 миллионов.
Начинать можно и скромнее, конечно. Вложили тысячу – заработали две. Это быстрый способ, но лично мне он не нравится, потому что надо постоянно платить. Я предпочитаю вариант «0 рублей на 500 000».
Долгий способ
Помните пример моей онлайн-школы для переводчиков? Она работает именно за счет «долгого продвижения». Это SEO-продвижение сайта. Вы пишите 15-50 статей на сайт, они выходят на первые места в поисковых системах. И вы получаете несколько десятков тысяч целевых посетителей в месяц бесплатно!
Да, конечно, SEO вы за один вечер не запустите, как ту же самую рекламу. Но и результат от этого будет постоянный. То есть вы один раз пишите статьи, а они вечно (условно-вечно) приносят вам бесплатный трафик. Вот, что я люблю ))
После того, как у вас есть все компоненты онлайн-школы, можно заняться и чисткой хвостов.
Проблемы, которые нужно преодолеть
Существует много убеждений, которые мешают людям получать хороший доход при создании своей онлайн-школы. Так, многие считают, что: в продюсерский центр нужно обращаться только при создании стартапа.
Но если у вас уже есть свои онлайн-курсы, продюсерский центр, например, может вам помочь с их продажей. А именно, создать автоворонку, которая значительно увеличит доход.
При организации своей онлайн-школы, людям приходится сталкиваться с такой проблемой как нехватка знаний и опыта. Действительно, во всех тонкостях трудно разобраться самому. Поэтому нужно постоянно учиться и обучать людей, которые работают в школах: менеджеров, кураторов.
Мир вокруг нас постоянно меняется, как и сами технологии. Если вы реально хотите быть «на острие», нужно знать все передовые технологии и уметь их использовать.
Например, в последнее время чаще всего используют мессенджеры. На сегодняшний день — это самые продвинутые технологии. Очень выгодны продажи через чат бота с помощью мессенджеров Фейсбук и ВК. Современные технологии не только значительно упрощают работу школы, но и позволяют выйти на новый уровень доходов.
Шаг #4 – Юридические вопросы
Чтобы вести такую онлайн-школу, вам не нужно получать никаких сертификатов или лицензий. Просто делаете все по схеме выше и зарабатываете деньги. Единственная сложность – это прием платежей.
По закону, все продажи в интернете должны регистрироваться через онлайн-кассу. Это сложно и дорого. Вы можете арендовать такую кассу, но все равно получается дорого. К тому же, вам обязательно надо быть юридическим лицом. То есть вам надо открыть ИП. А это уже налоги.
Я лично выступаю за то, что налоги платить надо. Так будет гораздо выгоднее для вас самих. Серые схемы все равно ограничены по обороту. Например, в начале, вы можете принимать платежи напрямую от клиентов на свои электронные кошельки и карточку. Потом вы самостоятельно руками будете отправлять им ваши продукты.
Я именно так и делал в самом начале. Но сколько вы так проработаете? Как только вы превысите 1-2 заказа в день, это уже станет очень напряжным.
Поэтому в начале поступайте как хотите – работайте по-серому, укрывайтесь от налогов. Но рано или поздно надо выходить на белые схемы и автоматизировать все процессы.
Возвращаясь к вопросу про онлайн-кассы. Я пользуюсь сервисом Джастклик еще и потому, что он решает все вопросы с онлайн-кассой. Платежи фактически зачисляются на его счет, а не на мой. И мне не приходится ничего арендовать или покупать. Если рассматривать главного конкурента Джастклика – Геткурс, то там онлайн-кассы нет.
То есть вам придется самостоятельно подключать Яндекс-Кассу, а потом еще и онлайн-кассу. И вся эта система будет работать только через вас.
Как только ваша онлайн-школа достигнет того уровня, что вы сможете платить 990 рублей в месяц за автоматизацию – обязательно это сделайте. Только так вы сможете вырасти на миллион в месяц и выше.
Пять мифов об онлайн-школе
Сегодня существует не один миф о создании онлайн-школы. Предлагаем разобраться в этом вопросе.
Миф 1. Онлайн-школа — это хайп
Онлайн школы существуют не первый год. Их становится все больше, и люди хорошо на этом зарабатывают. На международной конференции “” ежегодно выступают эксперты, которые имеют свои школы с оборотом $1 млрд в месяц. Например, в 2000 школах Сергея Михайлова, которые находятся на платформе get course (система доведения онлайн-школы), суммарный доход составил 2,5 млрд. рублей в год. Каждые сутки в этих школах обучается 500 000 посетителей.
Онлайн-обучение — одно из самых перспективных направлений для стартапов, так как главное правило любого стартапа гласит:
«Запускай стартап в нишу, которая растет, и расти вместе с ней».
В этом смысле онлайн-образование — прекрасная возможность хорошо заработать. Новые технологии, которые не стоят на месте, дадут возможность получать хороший доход в этой нише всем желающим.
Миф 2. В нишу невозможно войти из-за высокой конкуренции
Конкуренция при запуске бизнеса — большой плюс. Она значит, что в подобных услугах нуждаются, и бизнес работает. Значит, есть возможность продвинуться в нише. Если, например, ресторан пользуется популярностью уже много лет, следовательно, его владелец хорошо зарабатывает. То же самое здесь. Если онлайн-школа существует достаточно давно, следовательно, те, кто ее запустил, имеют неплохой доход, и у вас есть шанс построить подобный бизнес.
Конкуренция — это еще и возможность подсмотреть ошибки, которые допускают предприниматели, работающие в одной с вами нише, и предложить клиентам лучшие условия. Например — онлайн-школа английского языка “Genius English» имела свою фишку: была запущена по методике управляемого обучения Германа Эббингауза. Идея этой методики в том, что человек может проходить эффективное обучение не более 20 минут в день, и, благодаря правильному повторению, великолепно усваивает материал.
Школа работает через автоворонку и приносит уже 17 млн рублей в год. Обучение проходит автоматизировано: посетители заходят на сайт, изучают урок, пишут тесты. В школе только несколько кураторов, которые работают онлайн, отвечая на вопросы клиентов. Большой плюс такой школы в том, что она не требует больших расходов на старте. Для ее запуска понадобились только вложения на разработку курсов и рекламу.
Миф 3. Необходимо быть экспертом в избранной сфере или иметь компетентного партнера
Прежде всего, определите для себя кто вы: эксперт или продюсер. Если эксперт — вам нужно обучать людей. Если продюсер — вы будете заниматься рекламой и упаковкой курса. Обычно люди видят автора курса, спикера, того, кто несет знания, продает и ведет свои курсы, но никто не видит продюсера, который находится в тени, организует весь процесс.
Второй вариант очень удобен в том случае, если вы хотите открыть онланй-школу, будучи не в теме. Тогда вы можете нанять экспертов, которые будут работать за гонорар или за проценты от продаж. Возможен и третий вариант, когда ваша школа станет работать автоматизировано, как “Genius English». То есть вам потребуется только разработчик курсов.
Миф 4. Тренер должен иметь опыт преподавания
Имея разработанный курс, с преподаванием справится практически любой эксперт. Тем более, в автоматизированной школе можно обойтись и без тренера.
Миф 5. Необходимо постоянное участие в процессе обучения
На самом деле, вам совсем не обязательно постоянно быть в самом процессе. Например, есть такая школа трейдинга Ивана Коваль-Зайцева. Она полностью автоматизирована. Весь процесс контролируется куратором, а сам эксперт общается с посетителями не чаще двух раз в месяц.
Шаг #2 – Создаем онлайн-школу за 1 вечер
Выше я говорил, что ваша онлайн-школа может состоять буквально из одной странички в интернете. Это не совсем так. Вот минимальный набор компонентов, который вам нужен для запуска.
Есть, конечно, варианты, как обойтись и без этого (например, если вы делаете запуски вконтакте). Но там будут свои сервисы и странички. Давайте для начала рассмотрим более классический вариант.
7 обязательных компонентов онлайн-школы
Источник трафика. Об этом мы подробно поговорим на Шаге #3. Если кратко – люди должны как-то узнавать о вашем предложении. Например – через рекламу. Главный секрет успешной онлайн-школы – это именно большой входящий трафик.
Бесплатные обучающие материалы. Это могут быть мини-книги или видеоуроки, или записи ваших вебинаров. Нам надо показать «товар лицом». После этого заинтересованным можно предложить еще больше информации (но уже за деньги). Как правило, мы даем людям бесплатные материалы в обмен на их емейл. Так мы собираем подписную базу.
Сервис для сбора емейлов. Сейчас есть разные сервисы – MailerLite, GetResponse, и прочие. Я пользуюсь сервисом JustClick. Он удобен тем, что там есть еще прием платежей, и много других хороших функций. Сейчас минимальная стоимость составляет 990р. в месяц.
Страничка для сбора емейлов. Это мини-лендинг, на котором вам надо будет разместить подписную форму. Вот, например, как выглядит моя подписная страничка –
Серия продающих писем. Если вы предложите подписчикам купить ваш продукт только один раз – этого скорее всего окажется недостаточно. Поэтому мы пишем серию из 5-50 писем, в каждом из которых делаем свое предложение. Чем чаще предлагаем – тем выше вероятность, что купят. Поэтому тут не надо стесняться и скромничать ))
Страничка с платным продуктом. Это собственно та страница, на которой человек уже может оформить заказ и внести оплату. Это самая длинная страница – она может занимать и 20-30 экранов. Вообще замечено, что чем длиннее лендинг с описанием платного продукта – тем выше у него конверсия (процент продаж).
Платный продукт. Тут, думаю, все понятно. Это серия видеоуроков или текстовых материалах, где вы пошагово доводите людей из точки А в точку Б.
А чтобы было понятнее, как все эти компоненты будут между собой взаимодействовать – вот вам инфографика.
Как деньги будут попадать в ваш карман (инфографика)
Давайте изобразим работу типичной онлайн-школы в виде блок-схемы (что куда вливается и откуда выливается). Вот, как это получилось у меня:
Ничего сверхъестественного, согласитесь?
Сколько времени у вас уйдет на то, чтобы собрать все компоненты воронки продаж для онлайн-школы? От одного вечера до бесконечности. Тут вы главное вот, что поймите. Гораздо важнее, чтобы все эти компоненты у вас просто БЫЛИ. Качество каждого отдельного компонента не так сильно влияет на итоговый результат.
То есть, вы можете месяцами «вылизывать» подписную страницу, но продаж не получите, если нет всех других компонентов. Поэтому просто делаем все эти 7 элементов, и быстро запускаем в работу.
Тем более, что самый важный из них все равно – самый первый. Вот о нем мы сейчас и поговорим.
Курсы онлайн обучения
Многие считают так: чтобы собирать людей для онлайн-обучения, нужно много времени и сил. На самом деле это выглядит совсем иначе. Секрет прост: необходима система, которая будет продавать ваши онлайн-курсы.
Можно рассматривать 2 модели продаж:
“Launch” — интересный формат, который позволяет запускать различные марафоны и зарабатывать при этом большие деньги. Но его минус в том, что launch:
Кроме того, при создании launch высока цена ошибки. Может плохо работать сайт, рассылка попасть в спам, и т.д.
Автоматизированная онлайн-школа или автоворонка — более надежна во всех отношениях. Ее плюсы в том, что она:
Есть дополнительное преимущество. Если воронка не работает или приносит маленький доход, ее легко переделать в короткие сроки. Стоит ее немного «подкрутить», и прибыль увеличится в разы. Нужно создать трафик, который будет окупаться и приносить заказы. Для этого можно использовать отдел продаж, а можно обойтись и без него.
Модель автоворонки предполагает либо полностью автоматизированное обучение, либо участие куратора и отдела техподдержки.
Как работает автоворонка? Клиент видит рекламу, заходит на ресурс и попадает на лендинг. Там он подписывается, получает письма перед вебинаром и оставляет заявку на обучение. Затем поступает звонок менеджера, клиент вносит оплату и получает доступ к курсу.
Важно помнить! Нужно не только сделать автоворонку, но и привлечь трафик, т.к. автоворонка без трафика — деньги, выброшенные на ветер.
Проект №3. Продажа видеокурса через блог
О третьем опыте я расскажу подробнее, потому что именно он принес мне долгожданный результат.
Когда я решил запустить обучение в онлайне в третий раз, я вел блог в интернете. Трафик в блог я привлекал через SEO.
К моменту начала работы над видеокурсом мой сайт зарабатывал в РСЯ и Adsense. Продажей курсов я намеревался повысить доходность блога.
Я пропустил через себя тонны информации по EdTech, активно общался с продюсерами и экспертами в социальных сетях. После марафона по выживанию решил раскрутить уже себя как эксперта. Я хорошо разбираюсь в WordPress, поэтому поставил задачу записать курс на эту тему.
Летом 2019 года я выделил 1,5 месяца на подготовку к запуску и сел за работу. Курс я решил записать сам и продавать его в записи, а не в живом виде. У меня нет времени на проведение живых вебинаров, поэтому я поставил себе цель максимально автоматизировать процесс обучения.
За год развития блога я собрал достаточно аналитических данных о своей аудитории из «Яндекс.Метрики», рассылок и опросов с обратной связью. У меня было понимание, кто приходит на мой сайт, что это за люди, чем они интересуются. Соответственно, в тестовой рекламной кампании я не нуждался.
Если вы еще не знаете, что вызовет интерес аудитории, то сначала продайте идею курса, а потом прописывайте программу детально. Если курс никто не захочет покупать, вы хотя бы не потратите время на его разработку. Если же вы уже знаете свою аудиторию, уверены, что ваша идея вызовет интерес, то можно сначала написать курс, а затем продавать его. Я сделал именно так.
Для начала я составил пошаговый план действий на ближайшие 3 месяца:
Анализ конкурентов и выбор ниши
Рынок онлайн-образования активно растет от года к году. Согласно исследованию edsurge.com, в США за первое полугодие 2019 года в 65 сделках в сферу EdTech было привлечено $962 млн.
В России рынок онлайн-образования растет на 20–25 % ежегодно. По данным исследования «Интерфакс Академия», по итогам 2020 года российский рынок EdTech может вырасти до 55-60 млрд руб. При этом доля России в мировом EdTech сегодня всего около 1 %.
EdTech в России – это дополнительное образование для взрослых. Преимущественно обучают digital-профессиям, прикладным профессиям, иностранным языкам. Распространено корпоративное обучение.
При выборе ниши я руководствовался данными этих исследований.
Цель моего курса – обучить контент-менеджеров новой профессии с нуля. Дать базовые навыки работы с WordPress, обучить основам SEO, оформлению материалов, азам верстки, познакомить с системами аналитики, поделиться источниками для поиска работы по новой специальности.
Перед тем как записывать курс, я пробежался по конкурентам, посмотрел, кто чему учит, каким инструментам, каких материалов, наоборот, не хватает. Посмотрел цены. Выписал интересные мысли в отдельный файл, провел мозговой штурм.
Что надо собрать во время разведки по каждому конкуренту:
Разработка посадочной страницы под курс
Для курса требовалось сделать подробную продающую презентацию, с которой могли бы ознакомиться будущие ученики. Чтобы ее можно было легко найти в интернете, разместите презентацию на одностраничном сайте (лендинге).
Перед тем как сесть за разработку продающего сайта, я изучил аналоги в сфере EdTech.
Лендинг я собрал на WordPress за 2 дня. Разработал прототип, написал текст, подобрал изображения на фотостоках, некоторые сделал сам в Adobe Photoshop.
Если вы не владеете графическим дизайном, наймите профессионального веб-дизайнера для разработки продающей страницы. Цены на разработку лендинга у профессионалов начинаются от 15 тыс. р. Фрилансер-студент сделает и за 5 тыс. р., но лучше не экономить. Советую найти копирайтера, который грамотно упакует все смыслы вашего продукта в текст. Опытные копирайтеры с большим числом отзывов берут за работу 100-300 р. за тысячу знаков. Но лучше найти специалиста, который оценивает работу не в знаках.
Запись видеокурса
Я записывал видеоуроки с нуля. Когда работаешь с видео, можешь остановиться в любой момент, перезаписать какой-то кусок, перемонтировать видео целиком, добавить недостающую информацию или вырезать лишнее.
Для записи курса я использовал программу захвата видео с экрана: FastStone Capture.
Непрерывную запись я вел по паре минут. Из коротких кусков собирал уроки по 3-10 минут. В монтаже мне помог Adobe Premiere Pro.
Всего я записал примерно 450 минут уроков (7,5 часов чистого времени), которые разбил на 7 тем. На создание 40-60 минут видео от идеи до записи я тратил 7-9 часов.
Я распределил уроки равномерно на 8 недель, по 2 урока в неделю. Курс изначально рассчитывался на взрослую аудиторию, которая уже работает и имеет не очень много свободного времени для повышения квалификации.
Подключение приема платежей на сайте
Чтобы автоматизировать прием оплаты, на первое время я решил использовать форму «Яндекс.Денег», а позже подключить платежный агрегатор.
Для приема платежей нужно иметь аккаунт в системе «Яндекс.Денег». У меня такой уже был.
«Яндекс.Деньги» предлагают три способа приема платежей:
Комиссии за прием денег:
- с кошельков – 0,5 %;
- с банковских карт – 2 %;
Для приема платежей через форму «Яндекс.Денег» не надо регистрировать ИП или ООО. Чтобы легализовать доходы от сайта, достаточно встать на учет самозанятым.
Я выбрал вариант с формой. Сделал две формы с разными тарифами: для базового курса и для продвинутого курса. Настроил редирект: когда человек переводит деньги, система перенаправляет его на страницу, где расписаны дальнейшие инструкции. Я в процессе приема оплат никак не участвую. Человек сам оплачивает доступ к курсу, сам приступает к обучению.
Сейчас я продаю два варианта курса:
Проектирование автоворонки
Автоворонка продаж – это автоматизированная система из десятков логических звеньев, которая ведет покупателя от возникновения интереса до оплаты. Автоматизация ликвидирует рутину и экономит время владельца онлайн-школы.
Моя первая автоворонка была классической:
Еще лет 5-6 назад автоворонки базировались исключительно на e-mail рассылках. Сегодня автоворонки – это громоздкие системы взаимосвязанных этапов, которые включают в себя и рассылки, и SMS-информирование, и автодозвоны, и чат-боты, и автовебинары, и интеграцию с CRM.
Автоворонки в последние годы сильно изменились. Сегодня, например, предпочтение отдается мессенджерам, а не e-mail.
Современные автоворонки проектируются специалистами под задачи заказчика и содержат сотни логических звеньев.
Я реализовал у себя в блоге более простую модель, без автодозвонов и SMS.
Серия продающих писем
Я выбрал 3 канала взаимодействия с подписчиками: e-mail, «ВКонтакте» и Telegram. Затем написал серию из 30 писем. Тексты писем адаптировал под каждый канал.
Я использовал в письмах прием сторителлинга. Не просто призывал пойти обучаться новой профессии, каждый раз я рассказывал историю, вызывающую эмоции.
Чтобы написать все 30 писем, я потратил два дня.
Настройка сервисов рассылок
Перед первым запуском я настроил два канала для сбора подписной базы:
Для рассылки по e-mail я выбрал сервис MailChimp. Он существует давно и успешно себя зарекомендовал. Сервисом можно пользоваться на бесплатной основе, пока база подписчиков меньше 2 000 человек. Минимальный платный тариф – $10 в месяц. Процент доставляемости писем около 99 %. Единственный минус MailChimp – отсутствие русификации.
Кроме MailChimp есть и другие сервисы. Вот 5 самых популярных сервисов email-рассылок:
За год в сервисе собралась приличная статистика. Открываемость по цепочке писем была в среднем 20,9 %. Процент кликов по ссылкам в письмах – 4,6 %. Это означает, что читает мою рассылку только каждый пятый.
Советую ставить самые мощные и интересные письма в начало. Первое письмо в цепочке прочли 61,7 % подписавшихся, тогда как до двадцатого письма добрались только 11,8 % читателей. Больше всего кликов в первых двух письмах. По остальным письмам кликабельность не превышает 1-3 %, а где-то равна нулю.
Для «ВКонтакте» я использовал Senler.
Доставляемость в Senler близка к 100 %. Тут нет спам-фильтров, не надо настраивать SPF, PTR и DKIM-записи. Без должного внимания к SPF, PTR и DKIM вы не сможете настроить email-маркетинг.
Для рассылок «ВКонтакте» вместо Senler можно еще использовать сервис «Гамаюн». Самую первую цепочку писем для предыдущего проекта я собирал именно в «Гамаюне». Он появился несколько раньше Senler. Функционал у сервисов в целом схожий. У «Гамаюна» на бесплатном тарифе доступна отправка 3 000 сообщений в день. Минимальный платный тариф стоит 500 р. в месяц.
Сейчас у меня в планах настроить еще чат-бот в Telegram. Мессенджеры демонстрируют высокую открываемость писем по сравнению с классическими рассылками – до 99 %. Следовательно, они эффективнее минимум в 5 раз.
Настройка форм захвата в блоге
Последним этапом стала настройка форм захвата на сайте. Какие элементы я настроил:
После подписки человеку улетает первое письмо с книгой. В течение месяца он получает от меня серию писем.
Как открыть автоматизированную онлайн-школу
Какие шаги нужно сделать, чтобы открыть собственную онлайн-школу?
Подготовка
На этом этапе лучше всего рассмотреть несколько кейсов, выбрать модель школы и решить все юридические вопросы.
Шаг второй. Выбор ниши
Выбор ниши — очень серьезный шаг. Вам нужно будет не только правильно оценить конкурентов и их потенциал, но также проанализировать целевую аудиторию, продумать, как наладить диалог с клиентом.
Выбор тренера или продюсера
Здесь необходимо заранее распределить роли и выбрать модель работы, чтобы не возникало проблем во время ведения курса.
Проектирование онлайн курса
На этом этапе предстоит, разработать оффер и сформировать онлайн курс, правильно его упаковать и создать продающую страницу для клиентов.
Подготовка продающего вебинара
На этом этапе вам нужно будет не только продумать тему и структуру вебинара, но и найти фишки для продажи.
Настройка онлайн-школы
Здесь необходимо определиться с выбором образовательной платформы, а также создать и настроить сам сайт и страницу подписки на вебинар.
Создание и настройка автоворонки
Один из шагов, от которого в дальнейшем будет зависеть ваш заработок. Поэтому нужно хорошо продумать структуру воронки и протестировать ее.
Немного про EdTech. Как сегодня работает бизнес на онлайн-обучении
В сфере EdTech крутятся огромные деньги. Обучают в интернете самым разным вещам: от психологии и кулинарии до иностранных языков и программирования.
EdTech (англ. «educational technology») – онлайн-образование. Также сюда относят новые технологии доставки цифрового обучающего контента до потребителя: соцсети, видео, VR, мобильные приложения.
Открыть онлайн-школу и зарабатывать на продаже знаний по силам любому эксперту. Однако одной идеи и желания обучить других людей будет мало. Потребуются знания, деньги, время.
Пошаговый план запуска онлайн-школы по упрощенной модели выглядит так:
Именно эта модель распространена сегодня в Рунете. В ней создание обучающего контента идет следом за продажами. Потому что на этапе входа в нишу онлайн-обучения неправильно сразу записывать обучающий курс, тратить кучу ресурсов.
В первую очередь, стоит грамотно упаковать программу и продать ее первым покупателям. Когда станет понятно, что в нише есть деньги, начинается подготовка курса.
Если эксперт никому не известен, то и доверие к нему не сформировано. Для знакомства с преподавателем и учебной программой тренинга проводят бесплатный онлайн-марафон или мини-курс. На нем аудитория получает первые результаты, разогревается. Так формируется доверие.
Другие способы собрать трафик:
Запусками в онлайне занимаются специально обученные люди – продюсеры. Существуют даже продюсерские центры, которые раскручивают экспертов и запускают онлайн-школы.
Эксперт, который не разбирается в продвижении, может предложить продюсеру поучаствовать в проекте за процент от прибыли или за фиксированный гонорар.
Второй вариант: обучиться продюсированию и попробовать самостоятельно. Профессии «продюсер онлайн-школ» учит, к примеру, TeachLine.
Сколько потребуется денег?
Из личного опыта. Чтобы собрать людей на вебинар и запустить первые продажи, понадобится минимум 50 тыс. р.
Эти деньги пойдут на оформление сообщества в социальной сети, покупку рекламы, подготовку материалов для бесплатного мини-курса или марафона. Если вы планируете делегировать часть задач другим людям (нанять того же продюсера), то бюджет увеличится.
Проект №1. Вебинары по AutoCAD
Желание открыть свою онлайн-школу появилось у меня после окончания вуза. Перед моими глазами уже несколько лет маячил успешный опыт знакомого.
На третьем курсе он организовал обучение 3D-графике для дизайнеров и архитекторов. Сначала приносил с собой проектор, искал свободную аудиторию в здании университета и проводил занятия там. К нему ходили учиться одногруппники, потом о курсах узнали студенты с других факультетов. Сарафанное радио работало хорошо. Знакомый переехал в отдельный офис, вложился в оборудование, улучшил образовательную программу. А через несколько лет запустил и онлайн-обучение по 3D-графике.
Все это время я наблюдал за его действиями и мотал на ус.
В 2015 году я записался на первый в моей жизни онлайн-курс по обучению заработку на интернет-магазинах и получил представление, как вообще преподавать удаленно, как настроить процессы, какие сервисы использовать.
В 2016 году мы со знакомым решили вдвоем запустить в онлайне обучение инженеров-проектировщиков, которые работают в AutoCAD.
Перед запуском я создал группу «ВКонтакте», оформил ее и наполнил полезным контентом. Разобрался с таргетированной рекламой. Также закупал рекламу напрямую в группах у администраторов, с кем-то договаривался по бартеру. Некоторые сообщества делали репосты бесплатно.
Я привлекал аудиторию при помощи таргета и разных пабликов. Затем все заинтересованные подписывались на группу «ВКонтакте».
Вебинары мы с партнером вели на платформе webinar.fm. Платил я за этот сервис 1 950 р. в месяц. Тогда не было ни прямых эфиров, ни возможности стримить через «ВКонтакте». На вебинарах мы продавали групповое трехмесячное обучение.
На рекламу самого первого вебинара я потратил 3 748 руб. (февраль 2016 г.):
Таргет я запускал на студентов старших курсов архитектурных и строительных вузов, а также на подписчиков сообществ, посвященных проектированию и строительству.
На вебинары записывалось от 20 до 40 человек. Посещала их примерно половина от общего числа записавшихся. Пока мы активно крутили рекламу, на нашу группу «ВКонтакте» подписалось около 500 человек.
Про сервисы автоматизации рассылок я тогда не знал. Бюджет был ограничен, поэтому я отправлял письма с приглашениями на вебинар вручную. Писал всем участникам группы «ВКонтакте» и просил их e-mail, чтобы сделать рассылку. Это занимало много времени.
Мы провели серию вебинаров, собрали людей, но выхлопа с обучения AutoCAD не получили.
На бесплатные вебинары люди охотно записывались, но оплачивать доступ к курсу не спешили. Позже я проанализировал наш кейс и решил, что мы допустили несколько просчетов:
Первый блин вышел комом. Однако решимости этот опыт не убавил.
Результаты и планы на будущее
В первые месяцы продаж не было вообще, зато потом, по мере роста подписной базы, продажи стали появляться.
Я затратил на весь проект 6 недель, уделяя ему по 4-8 часов в день и работая в одиночку. То есть примерно 180 часов. За последние 12 месяцев блог принес продаж на 388 тыс. р. в полупассивном режиме.
Путем несложных арифметических подсчетов можно выяснить, что один мой рабочий час стоит 2 155 р. Если соотнести этот уровень со стандартным офисным трудовым графиком (168 часов в месяц), то мой труд оказался эквивалентен зарплате в 362 040 р. Результатом я доволен.
Что вдвойне приятно, ценность моего рабочего часа в этом проекте будет расти со временем и дальше.
Кто-то, возможно, заметит, что 388 тыс. р. в год – это немного. Продажа обучения для меня – дополнительный заработок. И он на данном этапе не требует много времени. Я занимаюсь другими проектами, а обучение идет параллельно. Люди сами приходят на сайт, попадают в автоворонку, оплачивают курс и проходят его.
Какие цели и задачи я поставил по онлайн-школе на год вперед:
Ну и конечно же, буду наращивать трафик в блоге. Ведь рост продаж прямо пропорционален росту трафика.