Психология и педагогика
В современном мире цифровые технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, и образовательные учреждения не остаются в стороне, активно внедряя их в учебный процесс. Технологии используются в различных аспектах учебного процесса: от решения административных задач до выполнения домашнего задания в онлайн-режиме.
Ощутимые преимущества цифровых устройств делают их необходимым элементом в школе. Давайте рассмотрим исследования, которые показывают, как именно технологии могут облегчить процесс преподавания, и почему учителям не стоит их бояться.
Авторы
На странице медиатеки «Просвещения» представлены превью цифровых сервисов, которые сейчас создаются в издательстве. «ПРОвоспитание» находится в стадии активной разработки, но уже намечена дата его релиза и старта продаж — 22 ноября.
«ПРОвоспитание» задумывался как интегрированная система, в которой весь воспитательный процесс образовательной организации — под контролем советника директора и завуча по воспитательной работе.
Классный руководитель и учителя тоже получают доступ к сервису. У них будет функционал разработки собственного плана воспитательной работы: к примеру, в банке педагогических идей они могут дать свободу своей креативности, подчеркнуть возникшие во время мозгового штурма мысли и идеи, создать сценарии увлекательных мероприятий воспитательной направленности с нуля или выбрать из списка.
Цифровые технологии способны привлечь сегодняшних школьников даже к тем дисциплинам, которые изначально не вызывали у них интереса или казались им непосильными. Эти технологии позволяют внедрять новые методики обучения и ориентироваться на предпочтения школьников, что способствует привлечению отстающих учащихся и повышает их образовательные результаты.
Адаптивное и интерактивное обучение позволяет достичь наиболее высокого уровня освоения материала. Более того, использование гаджетов в учебном школьном процессе способствует развитию у учеников цифровой грамотности — одной из ключевых компетенций XXI века, необходимых для успеха в дальнейшей жизни.
Будущее современных школьников неразрывно связано с технологиями. Обучение с их помощью позволит им быстро адаптироваться и преуспеть в дальнейшей учебе, карьере и взрослой жизни. Поэтому важность внедрения цифровых устройств и приложений в школьные практики не подлежит никакому сомнению.
Цифровые инструменты в помощь учителю.
В процессе обучения и воспитания вопросы повышения мотивации учащихся стоят достаточно остро.
Мотив – это, прежде всего, побудительная причина к действию. Ответ на вопрос: зачем мне это? Начало деятельности. И от того, насколько успешно сформулирована эта причина, прожита и осознана, зависит в конечном итоге успех учебной деятельности. Мотивация – совокупность всех факторов, мотивов, влияющих на учебную деятельность. Как внутренних, так и внешних.
В отечественной и зарубежной науке вопрос классификации мотивов учебной деятельности изучен достаточно глубоко. Например, Г. Розенфельд выделяет следующие группы мотивов:
учение как радость от: работы, решения проблемы, общения с друзьями;
учение, как стремление достичь личной (материальной) выгоды;
учение на основе влияния друзей и других образцов для подражания;
учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора;
учение вследствие принуждения, давления;
учение из чувства ответственности;
учение на основе понимания значения профессии, жизненные установок, целей;
учение на основе жизненных потребностей.
Первая группа мотивов, включающая в себя положительные эмоции от новых побед, открытий, решений, творчества создает самую благоприятную атмосферу для учащегося. Три последних связаны напрямую с личностью ребенка, это его внутренние мотивы, позволяющие перейти от образования к самообразованию. Эти группы мотивов говорят о зрелости личности, сформированности самого главного жизненного навыка – умения трудиться, причем трудиться с удовольствием.
Создавать и поддерживать первую группу мотивов, превращать учение в радость, делать трудное – разрешимым, сложное – доступным, скучное – интересным современному учителю помогают цифровые образовательные ресурсы. Они универсальны, то есть подходят для любого предмета. Их можно применять на любом этапе урока, а также во внеурочной деятельности. Они современны и позволяют «говорить» с учащимися на одном языке. На сегодняшний день их довольно много.
На первом этапе работы с такими ресурсами у учителя могут возникнуть определенные трудности, от технических (низкая скорость интернета) до лингвистических (незнание английского языка делает некоторые ресурсы недоступными).
Одним из самых демократичных в этом плане является ресурс, который я использую в своей работе – – онлайн-конструктов тестов, кроссвордов, ребусов, опросов (
Данный ресурс удобен тем, что для его использования не требуется знание иностранного языка. Ресурсы доступны на русском, украинском, белорусском и английском языках. Доступ к конструкторам можно получить сразу после регистрации. Ну а дальше достаточно выбрать инструмент и приступить к работе.
Не секрет, что современные подростки очень активно пользуются мобильными средствами связи при выполнении домашних заданий, иногда даже на уроках. Если взять готовые тесты или задания из интернета, дети, забив первые строчки вопроса, тут же найдут и сам тест, и ответы к нему. Мотивация учить материал на нуле. Зачем, если можно найти готовое. Это касается даже таких индивидуальных творческих заданий, как сочинение по обществознанию, или обществоведческое эссе.
Для меня важным достоинством является уникальность материалов, которые учитель может создать на этой площадке. При конструировании тестов на данном ресурсе можно выбрать время прохождения теста, ограничить доступ ссылкой и паролем. В тест можно включить вопросы различных видов: с одним правильным ответом, с несколькими правильными ответами, с ответами в виде набора букв и цифр, с картинкой к вопросу, с развернутым ответом, который вы проверите сами. В настройках есть функция перемешивания вопросов каждый раз при прохождении теста. То есть ученик может получить другую последовательность вопросов и ответов, перепроверить себя, закрепить материал. Для доступа к тесту ученику необходимо отправить ссылку, либо он может набрать ее вручную в строчке своего браузера.
По отзывам ребят, такое тестирование делает процедуру контроля знаний более интересной. По окончании тестирования они сразу видят свой результат и оценку. Она им интересна не только как цифра, а именно как результат. Также есть возможность показа ошибочных и правильных ответов.
С некоторыми материалами и другими инструментами ресурса можно познакомиться по ссылкам:
Тест для 10 класса по разделу «Политическая сфера общества» –
Тест для 8 класса по главе «Личность и общество»
Кроссворд для 6 класса по истории Средних веков по теме «Научные открытия и изобретения
– тот ресурс, с которого можно начать увлекательное знакомство с цифровыми инструментами и платформами. Как показывает моя практика, цифровая дидактика мотивирует не только учащихся к обучению, но и учителя к саморазвитию.
Используемые источники и литература:
Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью. Тончева А.В. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6, ноябрь – декабрь 2013
Статья создана по материалам онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в педагога», проходившей 5 апреля 2018 г. в Сколково.
О цифровой школе
Михаил Кушнир, «Лига образования»
Об электронном учебнике
Не стоит путать электронный учебник с электронной версией бумажного учебника. Это совершенно другой, принципиально новый продукт, созданный на стыке содержания и технологий. На содержание учебника влияют все заявленные актуальные компетенции, подходы к проведению контроля и оценивания.
Три столпа, на которых держится электронный учебник:
Учителю сложно выстраивать программу самостоятельно. Гораздо удобнее, если все приемы, теория, практика и методика собраны в единый удобный продукт, в готовые дидактические единицы.
В электронном учебнике теория поддерживается наглядными материалами и хрестоматиями, практика — рабочими тетрадями и задачниками, методика — методическими пособиями и рабочей программой. Практика преобразуется в учебные игры, на стыке практики и методики действуют интерактивные практические работы, тренажеры (у платформы LECTA это интерактивные контрольные работы), на стыке методики и теории рождается новая форма работы в классе. Применяется весь спектр приемов, чтобы использовать новую технику в классах.
Андрей Ковалев, Российский учебник
Об электронном дневнике, журнале и бюрократических задачах
«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе — он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная. В этом смысле дублирование одних и тех же форм отчетности на «цифре» и на бумаге — совершенно бесполезное занятие. К сожалению, сейчас сочетание электронной и бумажной формы отчетности ведется довольно безалаберно».
Школьная бумажная отчетность должна и обязательно будет отменена. Обратимся к статистике: каждый год расходуется до 7,5 тонн бумаги на среднюю российскую школу. Масштаб бумажной отчетности на уровне РФ — более 370 тысяч тонн в год. Это, как минимум, не экологично.
Основные задачи, которые мы ставим перед собой как создатели электронного ресурса для школы — сократить временные и денежные затраты, создать защищенную оперативную систему коммуникации. Экономический эффект от отмены бумажной отчетности, по нашим расчетам, должен составить более 120 млрд в год, не говоря о том, что у учителя наконец-то появится свободное время. Бумагу нужно заменить на цифровую технологию везде, где это возможно.
Андрей Першин, «Дневник.ру»
О значении уровня технического оснащения школ
Не во всем мире школы хорошо оснащены. В Ирландии, например, на один школьный компьютер приходится по 20 учащихся, это явное отставание в плане технического оснащения. Россия в данном вопросе занимает средние позиции, и для масштабов нашей страны это вполне достойные показатели.
Валерий Никитин, «Я-класс»
Мы всегда идем от пользователя — учителя, ученика. Да, не во всех школах страны сейчас есть возможность каждому ученику выходить в электронный учебник через собственный планшет. Но пользоваться всеми благами нового цифрового продукта хочется уже сейчас, поэтому, даже если не у каждого вашего ученика есть подходящий планшет, вы можете провести урок ярко и интересно.
Наша редакция заботится о том, чтобы педагог мог на каждом уроке пользоваться удобным раздаточным материалом, распечатывать важнейшие слайды для учеников.
Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»
ОГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
Копия бумажного издания. ОГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
О едином образовательном пространстве и конкуренции
Единство — не то же самое, что единственность. Учить всех по единственному учебнику или программному продукту не просто необязательно: этого делать нельзя. Ведь единство возможно только при многообразии, и только тогда, когда у всех элементов системы выработаны единые ключевые принципы и миссия. Технологии в образовании могут и должны конкурировать между собой. Никакая цензура не поможет, нужен свободный выбор, а для выбора — рекомендации.
О комфортном внедрении цифровых технологий
Сервисы электронного учебника формируют свойства для новой цифровой образовательной среды. Они интерактивны и адаптивны: учитель может быстро, оперативно собрать данные, мнения, провести игру, показать видеоматериалы. С электронным учебником удобнее обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику — кому дать послушать аудио, кому показать картинку, а кому-то текст.
Ребенок имеет возможность выбирать темп обучения, а также тип деятельности. Таким образом формируются разные пути к одной цели.
Учителю электронный дневник позволяет легче выполнять формальные задачи: каждый сервис мгновенно отдает информацию в дневник, помогает вести контроль. Ускоряет подготовку к проведению урока, сдавать администрации тематическое планирование.
Информатика. 11 класс
Входит в Линию учебно-методического комплекта (УМК) «УМК Фиошина-Юнусова. Информатика (10-11) (У)»
Цель проекта ФИРО «Реформатика» — агрегирование различных сценариев по внедрению цифровой технологии в учебный и административный процесс и тиражирование этих сценариев другим участникам.
Участвовать в проекте могут все, совершенно бесплатно и без особых усилий: задавать вопросы, рассказывать о своем удачном или неудачном опыте внедрения цифровых технологий. Это площадка, где происходит активный обмен мнениями, педагоги помогают друг другу в решении различных задач по цифровизации образовательного процесса.
Мы обсуждаем инструменты для разработки ЭОР и приложений, инструменты для проведения вебинаров и конференций, вместе рассматриваем способы систематизации и хранения информации в вашей школе —в зависимости от того, какой у вас класс, каков уровень учащихся, есть ли в школе интернет и т.д.
Интеграция в цифровое общество дает возможность учителю стимул для саморазвития, участия в конкурсах. Для начала можно просто смотреть на сайте проекта открытые курсы, вебинары, осмыслять личный опыт других педагогов.
«По моему мнению, именно разработчики программных продуктов должны позаботиться о том, чтобы их продукт был внесен в реестр, проверен, и школам можно было бы им спокойно пользоваться. А педагогам, директорам школ я хочу дать совет. Выбирая платформу, сразу продумывайте механизмы интеграции, сопоставляйте каждую платформу с программой развития вашей образовательной организации, а может быть, даже вашего региона. Тогда процесс цифровизации пройдет более успешно и безболезненно».
Руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования «1С»
С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации “Российский учебник” по адресу lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!
Непомнящих Надежда Николаевна
учитель английского языка ВКК
ЧОУ “Школа-интернат №23 ОАО “РЖД”
Иркутская область, г. Слюдянка
Особенности применения цифровых технологий в образовательной практике
Развитие и цифровизация общества влечет за собой изменения и к подходам в организации и использовании образовательных технологий. Как указывает американский писатель и популяризатор технологий обучения и просвещения, основатель терминов «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты» Марк Пренски, цифровое поколение привыкло воспринимать информацию очень быстро, «они предпочитают визуальное представление информации её текстовой подаче, они привыкли получать мгновенную обратную связь и постоянное поощрение в виде наград и отдают предпочтение играм, нежели «серьёзному» делу».
Таким образом, появляются новые подходы и модели обучения, основанные на применении игровых и информационных технологий
(от англ. gamification – использование игровых механик и элементов в неигровом контексте);
(от англ. serious games – видеоигры, в которых основная цель – не развлекательная);
(от англ. games for learning – игры, непосредственно разработанные в целях обучения или имеющие вторичную образовательную ценность);
(от англ. game-based learning – подход в обучении, основанный на игре) и др.
Несмотря на то, что в геймификации и в эдьютейнменте присутствуют компоненты игры, эти два определения отличаются друг от друга.
В отечественной науке изучению методики эдьютейнмента посвящено достаточно много работ (Богданова О., Гуремина Н., Дьяконова О., Горбачева Е., Железнякова О., Кобзева Н. и др.).
А.Н. Кобзева указывает, что термин «эдьютейнмент», происходит от соединения двух слов «education» (образование) и «entertainment» (развлечение), и означает, по её мнению, внедрение различных форм развлечения, таких как фильмы, музыка, компьютерные игры и т. д., в систему образования.
Железнякова О.М. определяет эдьютейнмент как «цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы».
Само название «эдьютейнмент» говорит о направленности концепции исключительно на обучение с целью сделать этот процесс лёгким, увлекательным, даже «развлекающим». На основании существующих исследований можно констатировать, что понятие «эдьютейнмент» гораздо шире, чем просто игра. Н.Кармалова утверждает, что игра в эдьютейнменте является лишь одним из используемых элементов. Н.Кобзева также считает, что эдьютейнмент использует более широкий спектр инструментов, чем геймификация. Как утверждает автор, это практически всё, что связано с развлечением начиная от интересных видео и компьютерных игр и заканчивая экскурсиями и уроками, проведенными на природе.
, внедряемая в педагогическую практику – это процесс, направленный на образовательные целевые действия, сосредоточенный на использовании основных потребностей обучающихся, в целях более глубокого вовлечения их в процесс и достижения сильных показателей и высоких образовательных результатов.
Согласно исследованию Х.Дичева, наиболее часто геймифицируемыми предметами являются предметы, связанные с компьютерными и информационными технологиями (ИТ-сферой). Но, по мнению автора, это вовсе не означает, что эти предметы лучше подходят для геймификации. Среди общего числа предметов достаточно часто геймифицируются иностранный язык, математика, биология, психология, коммуникационные дисциплины.
в образовательный процесс внедряется как система, требующая изучения содержания обучения, и, соответственно, выбора подходящих игровых элементов и механик.
Важно отметить, что в образовании не должна подменяться созданием образовательных видеоигр, применением онлайн – обучения, использованием компьютерных игр и тренажеров. Одним из достоинств геймифицированного обучения является возможность образования системы, где успешность игры обучающегося определяется его навыками и знаниями, которые впоследствии он переносит в реальный мир. Прежде всего, целью геймификации является повышение внутренней мотивации, а не внешней, поэтому в ней подбираются игровые элементы, и не используются готовые игры. Здесь заключается расхождение понятий . В GBL используются готовые или построенные под тему игры (настольные, компьютерные или карточные) как инструмент или метод. Но в отличие от игрового обучения геймификация не предусматривает вовлечения обучающихся и участников в создание, дизайн их собственных игр и не использует ранее созданные производимые для коммерческого распространения видео и настольные игры.
Таким образом, геймификацией не являются: готовые созданные игры; симуляторы; теория игр.
Специфика геймификации в образовании определяется особенностями учебного процесса и является не только и не столько повышением вовлеченности обучающихся в процесс обучения, но и постепенного наращивания сложности реализации целей и задач. Отражается это в приобретении новых навыков и компетенций.
На сегодняшний день существует несколько компьютерных серверов и платформ, которые в той или иной степени соответствуют принципам и идеям геймификации:
– бесплатный веб-сайт для изучения языков, обладающий русским интерфейсом и платной платформой для перевода текстов. Сервис включает игровые элементы: организацию в виде дерева достижений; очки опыта; временные бонусы; уровни сложности; обратную связь и т.д.
Данная система закрытая и не имеет возможности вносить в процесс обучения какие – либо изменения и дополнения. Требует постоянного подключения к сети Интернет.
относится к сфере проектирования обучения. Этот сервис представляет собой игровой вариант балльно – рейтинговой системы. Игрой управляет учитель (мастер), который раздает баллы за успешные достижения. Существует система поощрений и наказаний. Система очков, которые получает или теряет персонаж, выглядит так:
✔ AP – это очки действия, которые начисляются мастером игры обучающемуся за правильное выполнение задания;
✔ HP – это очки здоровья, которые можно потерять за различные нарушения;
✔ XP – это очки опыта, которые набираются за работу на уроке и выполнение заданий;
✔ GP – это монеты, на которые можно приобрести снаряжение персонажа для прохождения на следующий уровень.
Для пользования ресурсом необходима регистрация и постоянный доступ в сеть Интернет. Положительным моментом ресурса является возможность отправлять сообщения педагогу (мастеру), выбор языка обучения (английский, русский), наличие бесплатного (но ограниченного) тарифа. Ресурс является разновидностью игры живого действия и предполагает наличие совместной деятельности и коммуникации, иерархию внутриигровых мотивов, общий предмет и способ деятельности, имитацию реальных процессов.
используется многими педагогами Европы и США. Ресурс представляет собой онлайн – симулятор, в открытом мире которого обучающиеся могут создавать из блоков всё, что захотят. Положительным качеством ресурса является возможность игрокам взаимодействовать с другими игроками, свободно, без страха ошибок, проявлять свои лучшие качества: творчество и нестандартность мышления. Ресурс, к сожалению, сложен для доступа педагогам из России, так как требует особое лицензированное программное обеспечение, подкрепленное различными учетными записями, официальный почтовый адрес учебного заведения из списка авторизованных центров.
Для геймификации учебного процесса существует также группа таких программных средств как образовательные квесты: (ресурс для проектирования заданий с выбором хода);
Среди сервисов, используемых для геймификации управления обучением можно выделить: (система управления поведением в классе); (контроль за успеваемостью); (доступ к образовательным курсам лучших учебных заведений мира); (метод повторения на основе уверенности) и т.д.
Среди сайтов – конструкторов игр можно выделить: (онлайн – конструктор учебных тренажеров) и (сопровождение обучения посредством независимых интерактивных модулей. Готовые модули могут встраиваться в содержание обучения. При регистрации педагог имеет возможность формировать свои классы, вводить в классы обучающихся пользователей и впоследствии отслеживать прохождение ими предложенных заданий и созданные учениками приложения в ходе проектной деятельности. Работа с подобным конструктором соответствует принципам новых ФГОС.
Инструменты реализации геймификации в образовательном процессе
Рассмотрев платформы и сервисы, обладающие потенциалом для геймификации обучения, следует остановиться и на цифровых инструментах, помогающих реализации геймификации в образовательном процессе.
Одной из таких технологий является cloud technologies – «облачные технологии». Простыми словами «облачные технологии» – это различные программные, аппаратные средства и инструменты, которые предоставляются пользователю в виде интернет – сервисов для реализации своих целей и задач.
Примером облачных технологий, используемых в образовательных целях, могут быть:
✔облачные хранилища данных;
✔интернет – библиотеки;
✔электронные журналы и дневники;
✔онлайн – конструкторы;
✔специализированные социальные сети;
✔программы для голосового, текстового и видеообмена (
✔специализированные хранилища видео и т.д.
позволяют обучающемуся выстраивать самостоятельно траекторию своего обучения, при наличии соответствующей мотивации и самоорганизации.
К инструментам современной мультимедийной дидактики, организуемым с помощью интернет ресурсов относятся:
✔веб – конференции;
✔чат – технологии;
✔веб – семинары;
✔онлайн – тренинги;
✔совместное коллективное творчество;
✔исследовательская работа в виртуальных лабораториях и т.д.
– для помощи выступающим быть ближе к своей аудитории, получить обратную связь в режиме реального времени. , помогающий создавать собственные интерактивные рассказы, отчеты, презентации.
Цифровые инструменты формирующего оценивания:
✔ Онлайн-конструкторы (например, конструктор тестов
✔ Конструкторы интерактивных рабочих листов (ИРЛ) (например,; бесплатный сервис для создания электронных пособий
как дидактический инструмент:
К облачным инструментам относят также различные генераторы составления кроссвордов, ребусов, тестов.
Ещё одним инструментом, который может использоваться педагогом является метод «рассказывания эмоциональных историй» – сторителлинг и педагогический сторителлинг: классический, активный, цифровой.
Таким образом, сегодня появляются новые модели и подходы, основанные на применении информационных и игровых технологий в образовании таких как, например, «эдьютейнмент» (от англ. edutainment – обучение через развлечение), «геймификация» (от англ. gamification – использование игровых механик и элементов в неигровом контексте), «серьёзные игры» (от англ. serious games – видеоигры, в которых основная цель – не развлекательная), «игры для обучения» (от англ. games for learning – игры, непосредственно разработанные в целях обучения или имеющие вторичную образовательную ценность), «обучение, основанное на игре» (от англ. game-based learning – подход в обучении, основанный на игре) и др. Подобные технологии позволяют учитывать особенности восприятия и обработки информации обучающихся (быстрый доступ к информации, вариативность её использования, интерактивность, визуальная подача информации), их интересы (адаптивные, индивидуальные образовательные траектории), эффективно выстраивать процессы коммуникации (механизмы быстрой обратной связи и внутригруппового общения), повышать уровень мотивации обучающихся.
Абушкин, Д.Б. Внедрение элементов геймификации в курс «Теоретические основы информатики» /Математика и информатика в образовании и бизнесе. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: Aegitas, 2020. – 421 с.
Акчелов, Е.О., Галанина Е.В. Новый подход к геймификации в образовании //Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. – №1 (32) – С.117-128.
Буров, В.А. Эдьютейнмент и геймификация в обучении иностранному языку: сходства и различия //Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. – Т.9. – №35. – С.8-17.
Геймификация образовательного процесса: методическое пособие /Под ред. М.В.Эйхорн. – Томск, 2015. – 39 с.
Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
Как внедрить в школу новейшие разработки и какими электронными сервисами пользуются продвинутые учителя? Опытом передовой «Газпром школы» поделился координатор проекта по развитию цифровых образовательных технологий, педагог-организатор Сергей Кутузов.
25 января 2018
Цифровое поколение
Летом 2017 года на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге министр образования и науки РФ Ольга Васильева отметила: «Учителя должны быть наставниками для своих учеников, „рожденных в цифре“. Это не революция, а необходимость, сравнимая с изобретением книгопечатания».
Педагоги, уже активно применяющие электронные системы в ежедневной работе, предлагают 10 шагов внедрения цифровых инструментов и сервисов в учебный процесс:
Продукты корпорации «Российский учебник»
«Российский учебник» предлагает свои эффективные инструменты для организации на уроках цифровой среды:
Электронные формы учебников — готовые медийные ресурсы с текстами грифованных учебников, тренажерами и множеством полезных функций. В рамках проекта «Школа, открытая инновациям», педагоги могут бесплатно получить электронные формы учебников в соответствии с имеющимися или заказанными бумажными учебниками корпорации, а также организационную и методическую поддержку.
LECTA — образовательная платформа c продукцией для педагогов, учеников и родителей. Сервис «Классная работа» внутри платформы предлагает дополнительные бесплатные презентации, тренажеры, видео- и аудиоматериалы, 3d-модели и конспекты уроков с этими интерактивными составляющими.
Онлайн-сервисы
В помощь учителю и ученикам также есть ряд зарекомендовавших себя онлайн сервисов:
Learningapps.org — ресурс для создания электронных тренажеров, тестов, опросов. В библиотеке можно найти разнообразные шаблоны и готовые материалы, однако упражнения на сайте могут содержать ошибки или недочеты и не соответствовать школьной программе.
Формы Google — очень простой универсальный инструмент для создания тестов, опросов, голосований, викторин, онлайн-квестов. Чтобы видеть и выполнять упражнения, ученику необходим Google-аккаунт.
Документы и
презентации Google — не просто замена известных Word и PowerPoint, а отличный инструмент для организации совместной работы учеников. Позволяет объединить усилия детей в создании проекта или отчета, в заполнении рабочей тетради.
Google Classroom — система управления виртуальным классом, в которой учитель может структурировать свои наработки из других Google-сервисов, выдавать задания ученикам и получать их результаты, подключать родителей к просмотру заданий и работ школьников.
«ЯКласс» — платный ресурс для создания тренировочных работ и домашних заданий. Есть обширный банк готовых упражнений.
Kahoot! и
Quizizz — англоязычные сервисы, позволяющие преобразовать обучение в игровой процесс. Превращают планшет или телефон ученика в пульт для голосования, что можно использовать для проведения тестов, опросов и викторин.
Цифровые технологии индивидуализируют учебный процесс, развивают у детей самостоятельность. Повышается качество образования, и речь идет не только о выполнении требований учебной программы: уроки начинают отвечать личным интересам и потребностям школьников.
Использование технологий оказывает долгосрочный положительный эффект на разные сферы жизни учащихся
Цифровые технологии приносят пользу не только при обучении в школе, положительный эффект их применения можно увидеть даже спустя несколько лет после окончания школы. В частности, использование компьютеров и доступ к онлайн-занятиям способно положительно сказываться на образовательной траектории ученика в течение нескольких лет после школьного обучения с использованием технологий. Кроме того, использование компьютеров может стать эффективным способом сокращения разрыва в качестве образования между сельскими и городскими районами, поскольку технологии предоставляют доступ к лучшим образовательным ресурсам, в том числе учащимся сельских школ. Например, в Китае был проведен масштабный эксперимент по внедрению компьютеров в учебный процесс и прослушиванию высококачественных занятий, записанных лучшими преподавателями страны, для учащихся из слаборазвитых сельских районов. Результаты показали, что ученики из экспериментальной группы в будущем дольше оставались в школе и демонстрировали более высокие когнитивные навыки даже через десять лет после знакомства с образовательными технологиями. На рынке труда они получали более высокий заработок и с большей вероятностью были заняты в профессиях интеллектуального труда.
Цифровые технологии помогают учителям индивидуализировать обучение и делать его инклюзивным
С помощью цифровых технологий учителя могут создавать персонализированные программы обучения, учитывая уровень знаний и потребности учеников, и, как результат, максимально раскрыть потенциал каждого из них.
Сегодня существует множество «умных» электронных учебников и тетрадей, делающих процесс обучения адаптивным, — когда каждый ученик работает с задачами и темами, которые соответствуют его уровню знаний на данный момент. По мере освоения учеником конкретной темы, цифровые учебники либо открывают ему новые задачи для изучения и закрепления, либо повышают сложность заданий в рамках текущей.
Адаптивное обучение также помогает при работе с учащимися с особыми потребностями. Экспериментальные исследования показывают, что использование технологий повышает интерес и успеваемость таких учеников. Например, учителя, которые использовали мобильные приложения и 3D-моделирование, стимулировали таким образом интерес школьников с ОВЗ к вычислительной технике и инженерным дисциплинам.
По данным за 2020 год, в 60% российских школ применялись обучающие компьютерные программы по отдельным предметам. Дальнейшее расширение такой практики позволит в полной мере развивать навыки учащихся, учитывая их индивидуальные таланты и потребности.
Цифровые технологии могут помочь учителям общаться с родителями и коллегами
С помощью цифровых технологий учителя могут удобным и привычным образом общаться с родителями учеников, а также обмениваться опытом и идеями с коллегами. Более 80% учителей являются пользователями социальных сетей и приложений для общения. Этот привычный формат коммуникации многие используют и в профессиональных целях.
Например, в России специально для образовательных коммуникаций запущен учебный профиль Сферум в VK Мессенджере, который позволяет установить быстрый контакт и поделиться нужными материалами с учениками и их родителями. Если ранее учителям приходилось связываться с родителями индивидуально, то сейчас с помощью объявлений в общих каналах связи можно эффективно доносить информацию до каждого родителя, сэкономив время и силы.
Кроме того, такие цифровые платформы создают площадку для построения доверительных отношений между учителями и родителями. Исследования показывают, что это может стимулировать вовлеченность учеников и повышать их мотивацию к учебе.
Кроме того, общие чаты для учителей могут создать дружескую и открытую атмосферу, где можно делиться опытом и получать поддержку от коллег.
Разделы сервиса «ПРОвоспитание»
Пользователи сочли его самым нужным — он предназначен для классных руководителей, учителей (в том числе педагогов дополнительного образования) и директоров, советников, завучей по воспитательной работе. Здесь представлены сценарии занятий и мероприятий. Заполняется раздел по разным модулям, классам и направлениям, есть фильтр по месяцам проведения. Если заблудитесь среди десятков идей, воспользуйтесь строкой поиска по названию.
Например, один из школьных уроков называется «Общечеловеческие ценности. Любовь и милосердие». Дальше прописывается направление воспитания — духовно-нравственное, эстетическое. Потом указываются цели занятия, месяцы проведения, классы, для которых оно предназначено, и источники, используемые в работе.
На страничке идеи три блока: подготовка (оборудование, организация пространства, домашнее задание и т.д.), сценарий и материалы. При написании сценария большое внимание уделяется визуальным объектам: картинкам, слайдам презентации, 3D-объектам, видеозаписям. Удобство в том, что материалы не нужно искать и готовить — они выстраиваются в соответствии с логикой изложения и представляют собой отдельные блоки, которые можно сразу вывести на экран. Сюда еще добавятся интерактивные задания.
Конструктор документов
Этот раздел заинтересует в основном заместителей директоров школ. Мы планируем доработать план воспитательной работы и для классных руководителей. Сейчас в сервисе есть два конструктора документов: «Рабочая программа воспитания» (базируется на примерной программе воспитания) и «Календарный план воспитательной работы» для всей образовательной организации на текущий год.
Когда пользовательский опыт расширится, можно будет планировать мероприятия на несколько лет вперед и без проблем ориентироваться в этих документах, ведь все находится в одном месте.
Все блоки доступны для редактирования, в них можно вписывать что-то свое или скопировать текст из других файлов, а потом, если понадобится, беспрепятственно перейти в следующий блок. После окончания работы нажмите «Сохранить» — и готовый PDF-файл с титульным листом в вашем полном распоряжении.
После нажатия «Опубликовать для всех сотрудников» он отобразится в разделе «Нормативные документы» у каждого работника организации, который подключен к сервису.
В календаре не нужно ничего придумывать самим, вы просто заполняете готовые пункты: дело (название мероприятия), классы, период проведения и ответственный сотрудник (выбираете из списка). Модули создаете самостоятельно или выбираете из предложенных.
Самоанализ воспитательной работы
С «ПРОвоспитанием» пользователи справились легко благодаря удобству сервиса и многочисленным подсказкам. Понятно, как писать сценарии, выбирать пособия — но как проанализировать собственную деятельность? В этом разделе 15 анкет, их основой стала примерная программа воспитания: для учителей (те, кто организует учебный процесс и внеклассные занятия), классных руководителей и завучей.
Завуч назначает самоанализ учителям школы. Они должны ответить на 10 вопросов анкеты с тремя вариантами. Есть три уровня оценки: высокий, оптимальный / допустимый и низкий. Во время прохождения руководитель может отслеживать результаты самоанализа сотрудника, видит всю процедуру: кто и в какое время проходит, сколько дней осталось, какие результаты. Все отчеты автоматически сохраняются. Причем участники опроса ориентируются не на то, как они видят ситуацию, а как с ней работают на практике.
Правильных ответов здесь нет. Анкеты сформированы только для того чтобы проанализировать воспитательную работу и улучшить ее, добавить свое экспертное суждение. Это не аттестация, не квалификационный экзамен и уж тем более не приговор. Несмотря на очевидную пользу, оценка все равно субъективна и абстрактна, и не факт, что дело обстоит именно так, как показала заполненная анкета.
Низкие показатели могут свидетельствовать о неопытности молодого учителя или нехватке ресурсов для работы. В конце концов, человек может просто разволноваться, растеряться. Самоанализ позволит дать своевременную и нужную рекомендацию, а вы уже сами выберете — прислушаться к ней или нет. От такого подхода выиграют все: и педагоги, и руководство, и ученики.
Учебные и методические пособия по воспитанию
В этом разделе хранятся документы образовательной организации, а также все нормативно-правовые документы.
Моя библиотека
Здесь находятся все идеи, которые вы сохранили, а также блок «Мои материалы».
Мои события
При публикации календарного плана воспитательной работы все запланированные мероприятия сохраняются в «Моих событиях». В ячейках месяца — иконки модуля с названиями событий, классами и ответственными сотрудниками. Если вы хотите ознакомиться с планом на год, в ячейках будут показаны иконки со всеми будущими мероприятиями, которые запланированы на месяц. Еще мы хотим добавить сюда напоминания о важных для школы событиях и подсказки.
Контакты
Сегодняшние школьники выросли в цифровом мире, им нравится использовать гаджеты в повседневной жизни и для учебы. Так, по данным Росстата, более 90% детей от 3 до 14 лет имеют дома персональные компьютеры, и 80% детей ежедневно пользуются Интернетом. Результаты исследований говорят о том, что ученики, не имеющие доступа к технологиям в школе, могут испытать снижение интереса к учебе.
В свою очередь, использование технологий в классе может помочь учителям сделать учебный процесс более вовлекающим. Например, при проведении в классе онлайн-квизов от учащихся требуются внимание и сосредоточенность, чтобы найти правильный ответ быстрее одноклассников. Исследования показывают, что именно такие виды уроков повышают интерес учащихся к предмету.
Цифровые технологии расширяют возможности обучения
По данным за 2021 год, все школы России были оснащены компьютерами, которые использовались в учебных целях. С расширением навыков учителей увеличиваются и их возможности для преподавания и донесения учебного материала до учащихся. Например, цифровые технологии позволяют представлять материал с использованием видео-, аудио- и других форматов, а также приложений, что способствует лучшему пониманию и запоминанию уроков. Визуализация материала бывает полезна в точных науках, а прослушивание и просмотр отрывков оригинальных произведений позволяют улучшить восприятие литературных произведений. Кроме того, сочетание в процессе обучения разных методик и техник способствует более глубокому раскрытию темы и удержанию внимания школьников.
Программы и приложения для обучения помогают и запоминанию материала учениками. Так, приложение для мобильных устройств по изучению иностранного языка можно использовать по дороге в школу, на переменах или в любой другой момент, что делает обучение легким и доступным.
Цифровые технологии позволяют сэкономить время и упростить процесс оценки знаний
С помощью цифровых технологий учителя могут быстрее проверять работы учеников и выставлять оценки, что позволяет им сосредоточиться на других аспектах обучения. На обучающих платформах есть тесты с автоматической проверкой ответов. Ученик может в удобное время пройти такой тест, узнать результаты и разобрать ошибки.
Исследования важности обратной связи в обучении показывают, что мгновенное получение результата позволяет удерживать внимание и интерес ученика, тогда как проверка, которая занимает несколько дней, может повлечь уменьшение его интереса к разбору неправильных ответов.
Учителя, в свою очередь, могут сократить время на проверку и выставление оценок. Популярность подобных методик постепенно увеличивается в российских школах. Например, в 2020 году программы для компьютерного тестирования учащихся использовались в 44% школ. Можно ожидать, что в будущем освоение технологий позволит снизить нагрузку учителей.