Как открыть онлайн школу вязания

На запуск потратили меньше миллиона рублей

Начали с курсов по иллюстрации. Сначала открылись на GetCourse — это платформа для онлайн-школ, которые создают свои курсы. С ее основателем Маратом Нигаметзяновым мы работали в «Студии Лебедева». Он нас и пригласил на площадку. Но через месяц работы GetCourse попросила у нас 70% от бизнеса. Они увидели в нас конкурентов своему флагману на тот момент — студии рисования Вероники Калачевой.

Мы ушли, собрали свой сайт и начали проводить курсы в соцсетях. Работало это так: мы отправляли студентам по почте инструкцию, создавали группы в «Фейсбуке» и «Телеграме». Выкладывали там видео, проводили вебинары. Домашние работы проверяли по почте. Социальные сети на том этапе вовлекали пользователей в обучение лучше платформ. Полностью на свою платформу мы переехали в 2020 году, сохранив чаты в «Слаке» и «Телеграме». Мы всегда дружили с дизайнерами, в 2016 году сделали курсы и по дизайну.

На первое время мы решили открыть для школы ИП, пока бизнес не вырастет. ИП позволяет быть более мобильным. Например, проще было платить гонорары фрилансерам. Это «первое время» продолжалось четыре года. Сейчас у нас ООО. Бизнес стал больше, поэтому нужно было зафиксировать партнерство. На открытие ИП и услуг юриста потратили 30 000 . На ООО — 40 000 .

К моменту запуска курсов с иллюстраторским агентством работало уже более 100 клиентов. Годовая выручка составляла 35 млн рублей. Поэтому деньги взяли из кассы студии.

На запуск школы потратили около 600 000 . Но не единовременно, а постепенно оплачивали расходы.

Деньги вернули быстро — в первый год работы школы. Потратили средства на пять первых курсов, разработку сайта и зарплату единственной сотрудницы — директорки и координаторки школы в одном лице. Она продюсировала съемки, договаривалась с медиа о публикациях, следила, чтобы в образовательных группах процессы шли гладко. Операторы были на фрилансе.

Сначала мы думали, что школа — это еще одно направление иллюстраторского агентства. Но  получили много положительного фидбэка, и стало понятно, что это отдельный большой бизнес. Поэтому отделили эти проекты друг от друга.

Первые пять курсов были по анатомии, акварели, дизайну персонажей, скетчингу и меловому леттерингу. Анатомия была важна, потому что многие иллюстраторы на тот момент приходили в профессию самоучками. И часто забывали, что на руке пять пальцев, а не три. Акварелью тогда рисовали все, персонажей и меловой леттеринг часто заказывали клиенты. Скетчинг, техника быстрых набросков, — это начало рисования. Этот курс прошел в школе около 20 раз.

На каждую из этих программ записалось по 30 человек. В первом месяце наша выручка составила 800 000 .

Преподавателям платили 30% от выручки за каждый поток. Программы тогда разрабатывали преподаватели с нашей помощью, снимал и монтировал видео один оператор.

Первые полгода студии мы работали вдвоем из дома. Потом сняли пространство в усадьбе Головиных, с пятиметровыми потолками и колоннами. Мы перекрасили стены в белый, купили мебель и технику. В этом офисе провели семь лет, пока команда не разрослась до десяти человек. Тогда переехали помещение на Покровке. На фото — здание нашего нынешнего офиса на Мясницкой

Административные расходы — зарплату , бухгалтера, аренду офиса, воду в кулере — делили с агентством

Платной рекламы не было. Мы анонсировали выход курсов на площадках агентства. Вокруг него тогда сформировалось комьюнити заинтересованных людей. Поэтому запустилось сарафанное радио, о проекте написали медиа. Еще про курсы написали наши иллюстраторы и преподаватели на своих страницах. Мы попросили друзей из индустрии — дизайнеров и художников — рассказать о нас в своих соцсетях. Причем не гигантских блогеров, а ребят, у которых небольшая, но вовлеченная аудитория.

Расходы на запуск школы в 2015 году — 630 000

Съемка и монтаж первых курсов

Международная школа завтрашнего дня

Кратко: почти как в школе, только по «Зуму»
Возраст учеников: 
Сколько стоит:  в год, для москвичей есть бесплатная программа

Сроки проведения аттестаций по всем предметам определены заранее — выбрать свой темп обучения не получится

«Международная школа завтрашнего дня» максимально похожа на обычную школу: ученики ходят на уроки строго по расписанию, сдают аттестацию по графику и пользуются классическими школьными учебниками.

Главное отличие в том, что уроки проходят по «Зуму». Правда, видеозапись занятия не сохраняется: если пропустил — придется нагонять тему самостоятельно.

По каждому предмету урок проходит раз в неделю. Оценки ставят только за промежуточные контрольные работы и тесты, которые ученики сдают дистанционно. Очное присутствие может понадобиться только на ОГЭ и ЕГЭ, а москвичам дополнительно после 8 класса и на диагностиках Московского центра качества образования.

Перед началом обучения школа проводит обязательный тренинг для родителей, на котором рассказывают, как все устроено: от технических аспектов до юридических тонкостей.

Как открыть онлайн-школу с нуля

При открытии онлайн-школы необходимо пройти ряд этапов:

Расходы и время, потраченное на каждый из этапов, будут зависеть от масштабов вашей деятельности, от выбранной ниши и ваших возможностей. Кто-то начнёт, потратив несколько тысяч рублей на рекламу, кому-то придётся серьёзно вложиться на каждом из этапов.

7 шагов создания онлайн-школы

https://youtube.com/watch?v=QEOA949bZd0%3Ffeature%3Doembed

Начальный этап

На начальном этапе необходимо чётко оформить картинку будущего бизнеса сначала в своей голове, а затем на бумаге. Сперва необходимо выбрать нишу. Чем шире ниша, тем больше у вас конкурентов, тем сложнее занять место на рынке. Чтобы отстроиться от соперников, рекомендуется сузить нишу до разумных пределов. Примером широкой ниши могут быть кулинарные курсы, более узкие ниши — курсы для дошкольников, курсы для тортоделов или курсы полезного питания.

Начинающие бизнесмены часто пренебрегают формулированием цели и миссии проекта, считая это занятие глупостью и развлечением для больших корпораций. Однако понимание цели и миссии необходимы как самому предпринимателю для разработки стратегии развития, так и его потенциальным клиентам для принятия решения о покупке.

Когда вы поняли, каким хотите видеть свой бизнес, необходимо максимально подробно описать своих клиентов.

В качестве примера неудачного описания целевой аудитории для курсов фотографии можно привести такой: «женщины от 25 до 35 лет со средним доходом». Это описание очень расплывчатое и подходит для большинства видов современного бизнеса.

Чем точнее вы опишете свою аудиторию, тем тоньше будут настройки рекламы и тем быстрее эта аудитория сможет вас отыскать среди предложений конкурентов. Учитывайте возраст, географию проживания, пол, семейный статус, наличие или отсутствие детей и/или домашних животных, уровень образования, место работы, интересы, доход в цифрах, преследуемые цели и любые другие критерии, релевантные для вашего образовательного проекта.

Эти же курсы фотографии могут ориентироваться на целевую аудиторию, описанную следующим образом: студенты старших курсов, проживающие в регионах, заинтересованные в приобретении профессии для подработки без отрыва от учёбы, не делают спонтанных покупок, любят скидки, не готовы тратить большие суммы на дополнительное образование.

Разработка продукта

Необходимый элемент вашего продукта — план обучения. На этапе анализа потребностей целевой аудитории вы выделяете цели, для достижения которых люди пойдут учиться в вашу школу. План обучения отражает путь клиента к достижению этих целей.

Например, если человек хочет подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике, в курс необходимо включить учебные блоки по темам школьного курса математики, блок психологической подготовки, предусмотреть проведение пробных экзаменов в рамках курса.

Когда каркас курса готов, можно наполнять каждый из блоков релевантным контентом: теорией, задачами и тестами разного уровня сложности.

Выбор формата занятий в онлайн-школе во многом зависит от выбранной ниши. Если основы контент-маркетинга можно освоить по статьям из рассылки, то одних текстовых материалов едва ли хватит, чтобы научиться ремонтировать автомобиль. Кроме формы представления учебного материала (рассылка, видеоуроки, живое общение через мессенджеры и так далее), необходимо продумать и другие моменты:

Разрабатывая продукт, важно не погрязнуть в перфекционизме. Допиливать любую программу до совершенства можно бесконечно, но совершенный, с вашей точки зрения, продукт может оказаться ненужным вашей аудитории. Кроме того, каждый день вокруг стартуют сотни похожих друг на друга проектов. Чтобы избежать напрасной работы и быть уверенным, что ваша школа будет востребованной, продукт необходимо начинать тестировать уже в процессе разработки. Собирайте лояльную аудиторию и на льготных условиях (бесплатно, в обмен на обратную связь) предлагайте учёбу в вашей школе или отдельные уроки. Полученный фидбек поможет скорректировать направление работы.

Упаковка продукта

Когда учебный контент готов, а целевая аудитория описана, пора оформлять контент для конечного потребителя. Необходимо принять решение, нужен ли вашей школе отдельный сайт или вы готовы обойтись лендингом (специальная рекламная страница с описанием услуги и формой для сбора контактных данных) либо аккаунтом в социальной сети.

При создании собственного сайта необходимо подобрать хостинг, зарегистрировать доменное имя, надлежащим образом оформить сам сайт. Если сайт будет служить только рекламной площадкой, можно создать его и самостоятельно с помощью бесплатных конструкторов (например, wix.ru или wordpress). Сайт онлайн-школы должен содержать информацию о предлагаемых курсах (программа, цена, сроки, документ об окончании), отзывы довольных клиентов, расписание ближайших курсов, условия оплаты, контакты для обратной связи. Тексты и иллюстрации должны быть выполнены профессионально, сайт должен способствовать возникновению доверия к вашей школе, а ошибки в лексике и грамматике, плохое качество фотоматериалов, устаревший дизайн обычно отпугивают клиентов. Продающие тексты для сайта можно составить самостоятельно или заказать у фрилансеров-копирайтеров.

Онлайн-школы могут функционировать и на мобильных платформах

Если же вы планируете использовать свой сайт как платформу для онлайн-обучения, к его разработке придётся привлекать программистов, однако подавляющая часть онлайн-курсов сегодня функционирует на готовых специализированных платформах. Базовый функционал таких платформ позволяет создавать каждому студенту личный кабинет, в котором можно просматривать учебные материалы, отслеживать учебный прогресс, общаться с преподавателем и другими студентами. Платформы бывают платными и бесплатными и отличаются удобством использования и наличием дополнительных фишек, например, возмоожностью внедрить геймификацию. К числу наиболее популярных в России относятся:

Образовательные платформы часто позволяют принимать оплату за курс, поэтому не всегда целесообразно устанавливать систему оплаты на собственном сайте. Если же вы хотите самостоятельно собирать оплату за занятия, можно использовать Яндекс.Деньги, Web Money, Qiwi, Pay Pal или сервис Робокасса.

Обзор платформ для создания онлайн-курсов

https://youtube.com/watch?v=cQK5SWk6c-A%3Ffeature%3Doembed

Продвижение продукта и привлечение целевой аудитории

Для заработка недостаточно просто создать сайт и залить образовательный контент на учебную платформу. Необходимо позаботиться о постоянном потоке клиентов, то есть о рекламе. Доступны следующие базовые онлайн-каналы:

Бесплатные вебинары позволяют немного «прогреть» аудиторию, то есть до некоторой степени познакомить с предлагаемым продуктом. Продать что-то человеку, который уже о вас слышал, проще, чем тому, кто видит вас впервые.

Как продвигать онлайн-школу

https://youtube.com/watch?v=53u_i2qwmE8%3Ffeature%3Doembed

Статистика

Для успеха в глобальной перспективе необходимо анализировать показатели статистики. Помимо стандартной для любого бизнеса оценки эффективности рекламных кампаний полезно отслеживать и статистику по работе студентов над учебными материалами. Если учебная платформа, с которой вы работаете, не предоставляет такие данные, их можно собрать вручную, раздав фокус-группе анкеты. Вы поймёте, не перегружен ли курс, понятно ли изложены сведения, всё ли работает так, как вы задумали, удобно ли это людям и так далее. Эти сведения помогут выявить ошибки и улучшить курс.

Как организовать продажи в онлайн-школе

https://youtube.com/watch?v=A1jmcDMBhLc%3Ffeature%3Doembed

Итоговая оценка финансовых и временных вложений

К расходам на запуск онлайн-школы стоит добавить также и расходы на официальную регистрацию бизнеса (ИП или ООО) и бухгалтерские услуги. Как успешно стартовать, так и завалить бизнес можно и на 30 000 рублей, и на полмиллиона. Чем меньше денег вы готовы вложить, тем больше придётся потратить своего времени и усилий, но если вы планируете онлайн-курс, где преподавать будете только вы, подготовить его можно даже за месяц. Более масштабные проекты могут готовиться от трёх до шести месяцев в зависимости от типа учебного контента, структуры школы и прочих моментов.

Более подробно о том, как запустить онлайн школу и заработать более 20 млн рублей, вы узнаете на бесплатном мастер-классе.

Платежи от клиентов

С самого начала мы работали официально. Нам хотелось сформировать образ надежной школы, поэтому мы принимали деньги через , а не на банковскую карту. Я самозанятая, поэтому мы проводили все поступления через приложение «Мой налог».

С каждого поступившего платежа мы отдавали:

  • комиссию за кассу — 3,5%;
  • налог для самозанятых — 4%.

Мы составили и разместили оферту в своей группе во «Вконтакте». Обошлись без помощи юриста: нашли шаблон документа в интернете, переписали под себя и выложили на всеобщее обозрение. В оферте подробно описали все условия обучения: как устроен курс, в какие сроки мы проверяем домашние задания, при каких условиях и как возвращаем оплату.

Чтобы принимать платежи официально и легально, мы подключили

Это первые деньги от продажи курсов: самый дешевый тариф стоил 1500 . Все поступившие платежи я проводила через приложение для самозанятых и платила с них налог

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Как мы расширяли линейку курсов

Во время интенсива мы поняли, что участники постоянно повторяют одни и  ошибки, а определенные темы даются им сложнее. Поэтому одновременно с «Салтычихой» мы пытались создавать и продавать другие курсы.

Курс по речевым ошибкам. В 9 из 10 сочинений ученики допускают речевые ошибки. этого можно потерять до 30 вторичных баллов на ЕГЭ по литературе — непозволительная роскошь для тех, кто планирует поступать на бюджет.

Мы проанализировали сочинения наших учеников, систематизировали все типы речевых ошибок и упаковали их в двухнедельный курс. Ребят ждали 13 видеолекций и 14 рабочих тетрадей на отработку каждой ошибки. Присоединиться к курсу можно было в любой момент: рассылал уроки в личные сообщения во «Вконтакте».

Но нам не удалось донести ценность курса до подписчиков. Мы показывали реальные сочинения: по смыслу в них все было прекрасно, но приходилось снимать баллы речевых ошибок. Это не сработало: курс купили лишь 4 раза — мы заработали на нем 11 250 .

Эллочка-людоедка рекламирует наш курс по речевым ошибкам

Рабочие тетради для курса: их можно распечатать и решать задания прямо в документе

Лекции и рабочие тетради отправлял из сервиса Senler. У нас уже был подключен тариф за 150  в месяц, куда входила отправка 2000 сообщений в сутки, — этого хватало с запасом. Проблем с настройкой бота не было: мы обошлись без сложных механик со множественными сценариями. Кроме того, в самом сервисе есть уроки, где объясняют, как и что делать

Интенсив по лирике. С прозой обычно все понятно: был князь Андрей — он пошел на войну — встретил Наташу Ростову — умер — вот что нам хотел сказать Толстой. А лирика часто субъективна и написана сложно, особенно если говорить о 20 веке.

Подписчики сами просили нас создать курс по анализу стихотворений. Нам это ничего не стоило: лекции уже записаны, оставалось только подобрать больше тем для сочинений. За несколько недель мы все подготовили и запустили рекламу. В итоге на курс пришла всего одна девочка, но мы все равно его провели.

Это был тот момент, когда пришло осознание: мы так и не поняли свою целевую аудиторию. Сегодня у подростков есть запрос на курс по лирике, а завтра они на него не приходят. Для нас осталось загадкой, что для них важно и как с ними работать.

Провели опрос: 53 человека сказали, что им нужен курс по лирике. В итоге только одна подписчица его купила

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Майский интенсив по сочинениям. Третий поток «Салтычихи» закончился 9 мая. В конце месяца мы решили провести двухнедельный интенсив и закрепить перед экзаменом самые важные темы. Задания подбирали индивидуально, чтобы каждый ученик отработал сложные для себя темы.

На интенсив пришли шесть человек, пять из них — старые клиенты. За две недели мы заработали 24 000 , хотя надеялись, что привлечет больше желающих.

С каждым участником майского интенсива мы созванивались и вместе составляли список тем для проработки

Доходы за год — 189 650

Рассылка сообщений во «Вконтакте»

Возврат оплаты курса

Розыгрыши книг среди подписчиков

Получается, за год на двоих мы заработали всего 99 955 .

Бит

Кратко: учебные группы с особой спецификой
Возраст учеников: с 3 лет и по 11 класс
Сколько стоит:  в месяц в зависимости от класса и программы

Школа помогает получить аттестат за 9 и 11 класс в том числе ученикам, которые находятся в других странах

Занятия в учебном центре «Бит» не ограничиваются школьными предметами. Малышам с трех лет предлагают развивающие программы, дошкольникам — подготовку к поступлению в первый класс, детям с ограниченными возможностями здоровья — отдельную программу по общеобразовательным предметам, а иностранцам — методики по освоению русского языка.

Для тех, кто ищет альтернативу обычной школе, «Бит» предлагает несколько вариантов учебы. Если школьник самостоятельно справляется с программой по учебникам, ему подойдет открытый доступ к тестам и базе знаний — можно выбрать тариф с ежемесячной консультацией преподавателей, а можно обойтись без них.

Старшеклассникам подойдет программа с углубленным изучением предметов для ЕГЭ и ГИА: алгебру, геометрию, русский язык и два предмета по выбору изучают на онлайн-уроках с преподавателями, а все остальное осваивают самостоятельно. Ученикам, которым нужны регулярные встречи с учителями по всем предметам, «Бит» предлагает тариф с гибким расписанием и небольшими группами: в зависимости от занятости ученик может выбирать занятия утром, днем или вечером.

В команде онлайн-школы есть тьюторы, психологи, дефектологи и логопеды, которые помогут определиться с будущей профессией, адаптироваться к дистанционному обучению и решить другие проблемы, которые могут возникнуть у школьника.

InternetUrok

Кратко: консервативная альтернатива обычной школе
Возраст учеников:  есть занятия для дошкольников
Сколько стоит: от 950  в месяц, первая неделя — бесплатно

В школе обещают экономить время ребенка: на уроки надо будет тратить в среднем четыре часа в день

Уроки проходят в соответствии с обычной школьной программой: учителя задают и проверяют домашние задания, проводят контрольные и ставят оценки. Еще к интернет-школе можно официально прикрепиться, а не переходить на семейное обучение — тогда следить за прохождением государственной аттестации будет школа, а не родители.

Ученик может не ходить на онлайн-уроки, а слушать их в записи, главное — вовремя выполнять домашние задания. А еще большую часть материала школьники проходят быстрее — просто , что учителя не тратят время урока на проверку посещаемости и никого не вызывают к доске.

Реклама группы

С продвижением группы проблем не возникло: до этого я уже работала с соцсетями, настраивала рекламу во «Вконтакте», знала о воронке продаж. Мы просто публиковали полезные материалы и продвигали их на аудиторию конкурентов. Наша база потихоньку росла — к концу учебного года мы набрали 4600 подписчиков.

Чтобы собирать аудиторию для рекламы, я использовала специальную программу — парсер. Это работает так:

Чтобы выводить отзывы учеников на страницу, мы подключили виджет за 49  в месяц. С помощью отзывов пытались привлечь внимание и доказать, что нам можно доверять, ведь у нас уже есть довольные выпускники.

Мы продвигали все посты из ленты. В среднем подписчик обходился в 10 . Если объявление съедало 15  и никого не приводило, то я его отключала

Самый популярный пост — анализ комедии «Недоросль». Он привел 822 подписчика, каждый из которых стоил нам 5,3

Фоксфорд

Кратко: школа-конструктор
Возраст учеников: 
Сколько стоит: от 3350 до 46 700  в месяц

В школе можно подобрать индивидуальную программу: чтобы подготовиться к конкретным экзаменам и развить сильные стороны ребенка

«Фоксфорд» поможет оформить документы для перехода на семейное обучение и проследит за прохождением аттестаций в школах-партнерах, подберет комфортную школу для написания всероссийских проверочных работ, если родители не хотят забирать личное дело ребенка из школы. А детям, которые продолжают ходить в обычную школу, но не справляются с отдельными предметами, предложит дополнительные курсы.

В «Фоксфорде» можно выбрать базовую или индивидуальную программу обучения. Базовая — это уроки как в обычной школе, только в ускоренном темпе благодаря тому, что учителя не отвлекаются на организационные вопросы. А в индивидуальную программу дополнительно включены углубленные курсы, на которых ученики готовятся к олимпиадам: можно учиться по одному из шести готовых образовательных маршрутов или сформировать собственный.

Занятия в «Фоксфорде» проходят по расписанию: у каждого ученика оно индивидуальное, но все уроки начинаются не раньше 10 утра и проходят в первой половине дня. Одновременно в «Фоксфорде» по одной и  программе занимаются несколько потоков, но с разными преподавателями — если темп или способ изложения материала ребенку не подходит, можно поменять учителя.

За успехами ребенка следит классный руководитель или личный наставник. Услуги наставника дороже, зато он поможет включиться в новый формат учебы, составит расписание подходящих олимпиад и научит планировать время и занятия.

Дополнительно можно получить консультацию тьютора и психолога. Тьютор проведет профориентационное тестирование и поможет сформировать индивидуальный образовательный маршрут. Психолог научит справляться со страхами и стрессами и адаптироваться к домашнему обучению.

Окупаемость и прибыль

В среднем стоимость всего курса от 10 до 15 тысяч рублей, одного занятия около 300 рублей. Всего в курсе примерно 30-40 занятий по 2 часа, 2 раза в неделю.

Калькулируем: одна группа из 10 человек при 2 разовых занятиях в неделю принесёт вам 300х10х9=27000 рублей в месяц.

Если вы наберете 3 группы, то в месяц заработаете 81 000 рублей, проводя только одно занятие в день.

При ведении ежедневно двух занятий вы сможете одновременно вести 6 групп, и ваш доход возрастёт до 162 000 рублей в месяц.

Таким образом, за один месяц вы сможете окупить свои вложения и дальше получать чистую прибыль. Рентабелен бизнес? Да, рентабельность видна невооруженным глазом.

Как открыть онлайн школу вязания

Курсы кройки и шитья

Обучение швейному делу является прекрасным способом сделать бизнес для человека, который добился мастерства в своей профессии настолько, чтобы начать обучать ему других. Как говорится, чем богаты — тем и рады. Это приносит немаленький доход, потому что желающих научиться самим шить одежду в наше время не убывает, а лишь увеличивается.

Это не только экономит семейный бюджет, но и позволяет выбирать стильные модели, сохраняя индивидуальность, подчеркивая достоинства, скрывая недостатки. Тем более, что для шитья сейчас есть все условия — в изобилии не только различные ткани, но и богатый выбор аксессуаров на любой вкус.

Как открыть онлайн школу вязания

Сколько получают преподаватели

Иногда мне кажется, что наша школа — это секта. Потому что ребята, которые попали к нам на черный круг, потом приводят своих знакомых. Есть и второй способ, как к нам может попасть преподаватель. Наши менеджеры следят за всеми дружественными дизайн-студиями. Смотрим, кому что интересно, кто кого публикует, и узнаем про новых людей.

Наш человек — это профессионал, у которого горят глаза от своей работы. Важно, чтобы человек был толерантен к чужой точке зрения, но имел свою голову на плечах. К нам редко попадают душнилы, и они у нас не задерживаются. Мы работаем с теми, кто любит людей, уважает их и верит в них

Преподаватели работают как физлица, ИП или самозанятые. Вопрос оплаты обсуждаем в первую очередь: говорим, какие у нас расходы и сколько мы заплатим. Бывает и так, что преподаватель сразу говорит, сколько хочет за курс. И мы продумываем нашу экономику от обратного: считаем, сколько нужно набрать студентов, сколько должен стоить курс, чтобы он мог заработать эту сумму.

Стандартная ставка преподавателя коротких курсов — это 25% от выручки. Но есть свои нюансы. Например, в программах, в которых мы не тратим много на производство или рекламу, платим авторам больше. В профессиях все устроено сложнее, мы выкупаем у преподавателей контент с теорией сразу на несколько лет, это около 15 000  за лекцию. Дальше считаем занятость преподавателей — сколько он или она провели вебинаров, сколько проверили домашних работ.

Онлайн-лицей

Кратко: индивидуальные учебные планы у каждого ученика
Возраст учеников: 
Сколько стоит:  в месяц

Пример урока по математике. Занятия могут проводиться так, а могут быть интерактивными, во время которых ученики и учителя работают вместе

В «Онлайн-лицее» учатся по индивидуальным образовательным маршрутам. На минимальном тарифе — только доступ к тестам, видеоурокам и электронной библиотеке школы. В остальных программах помогает куратор: если ученик не успевает за программой, куратор откроет доступ к курсам прошлого года или договорится с преподавателем о дополнительных занятиях.

К ОГЭ и ЕГЭ в школе готовят всех учеников 9 и 11 классов, но не на основных занятиях, а в дополнительное время: подготовка состоит из дистанционного модуля, который можно осваивать в любое удобное время, и онлайн-семинаров с преподавателями.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и тем, кому в школе скучно, онлайн-лицей предлагает заниматься индивидуально: это дороже, чем обычные занятия, зато позволяет готовиться не только к итоговой аттестации, но и к олимпиадам.

Как мы продавали курс

Мы решили продавать курс через стандартную вебинарную воронку, о которой рассказывают во всех книгах и уроках по продюсированию . План был такой:

Организовать вебинар было нелегко: мы на ходу разбирались с настройкой прямой трансляции на «Ютубе», готовили лекцию и презентацию. Участников завлекали розыгрышем: нужно было написать сочинение в формате ЕГЭ, авторы лучших работ получали бесплатные места на курсе или скидку 50%.

В результате на вебинаре побывало 40 человек, до конца досидели четверо. Двое выиграли бесплатные места и пришли к нам учиться. Еще одна девочка купила самый дешевый тариф за 1500 . В итоге нам предстояло работать весь октябрь за 1500  на двоих — без учета налога и комиссии за . Не самая радужная перспектива.

Но одна из девочек училась до мая и в общей сложности принесла нам 17 000  — это 8,7% нашего годового дохода. Так что вебинар был не таким уж провальным, как показалось изначально.

С помощью бесплатных полезных материалов мы привлекали подписчиков в рассылку, а уже потом предлагали купить наш курс

Мы рассылали своим подписчикам сообщения и приглашали их на вебинар

Слайд из презентации для вебинара. Во время трансляции мы разыгрывали бесплатные места на курсе и скидки среди тех, кто написал сочинение

Всего на курсе было три тарифа — мы дали им литературные названия

Лучшим участникам конкурса мы рассказали о победе в личных сообщениях

Подготовка к созданию онлайн-школы с нуля

Чтобы оценить потенциальные затраты на старт проекта, прежде всего необходимо определить нишу для школы и формат работы.

Если вы выбрали нишу, в которой сами прекрасно разбираетесь, и хотите преподавать и разрабатывать учебные материалы лично, ваши стартовые расходы будут ниже, чем у того, кто с самого начала захочет пригласить экспертов и преподавателей.

Онлайн-школа

Кратко: для тех, кто после уроков не против поучаствовать в клубах по интересам
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит: от 19 700  в месяц, первая неделя — бесплатно

Занятия проводятся не только по общеобразовательным предметам: еще есть финансовая и компьютерная грамотность

В «Онлайн-школе» предлагают стандартный набор для дистанционного обучения — начиная с простого доступа к базе знаний и заканчивая полноценным зачислением в школу, где преподаватели ведут онлайн-уроки и готовят к ЕГЭ. Еще ребенку с родителями поможет личный куратор, если будут проблемы в организации обучения.

Также «Онлайн-школа» приглашает на дистанционные занятия в собственной художественной школе. Здесь тоже все  — учат по академической программе и в конце выдают диплом. Условия такие же: помощь куратора и живые онлайн-занятия с преподавателями.

Производство может стоить 5 миллионов рублей

Расскажу о производстве курсов на примере годовых программ. Сначала мы выбираем тему, находим преподавателя, который готовый вовлечься в длительный проект. Методист, у нас в школе пять штатных методистов, работает над структурой: придумывает устройство курса, формат, упражнения.

Мы допускаем, что программа может измениться. Мы любим красивые идеи, и если в процессе появляется такая идея, которая поменяет всю структуру, но улучшит качество курса, то, скорее, мы будем рады эту структуру поменять. На разработку методисты тратят около двух месяцев.

Параллельно продюсер считает стоимость производства: зарплаты, аренду оборудования, гонорары фрилансеров. Затем выбираем участников проекта. Например, ребят, которые вместе с преподавателями проверяют домашнюю работу.

Преподаватели появляются в ключевых моментах, вебинарах, рассказывают теорию. Но когда на потоке больше 50 студентов, а часть задач — стандартная, с проверкой домашних работ справляются и помощники. Ими могут быть наши бывшие студенты, бывшие студенты наших преподавателей, либо менее известные преподаватели.

Давно для себя определила, что хороший учитель — тот, кто приводит студента во внутреннее движение. Мы находим людей, которые горят своим делом и могут заразить ученика любовью к профессии

За полгода до старта мы начинаем верстку лендинга и анонсируем программу. Даем рекламу и смотрим на отклик аудитории. Методисты в это время дописывают и дорабатывают курс с кураторами и преподавателями. За три месяца до запуска мы снимаем основные ролики. На съемках присутствуют методист и продюсер программы.

После запуска смотрим за тем, как проходит набор. Например, какие вопросы задают люди, которые раздумывают над поступлением. На этом этапе мы думаем, что можно изменить в курсе. Иногда меняем то, что будет происходить во втором, третьем и четвертом блоке. Иногда в процессе работы над программой методисту с преподавателем становится понятно, как лучше раскрывать темы в дальнейшем. Например, на определенную тему лучше привлечь другого преподавателя, который лучше знает предмет. Или домашние работы лучше делать другим способом. Стараемся оставаться гибкими.

Деньги на продакшен тратим не одномоментно, а постепенно, весь год, пока идет первый поток. Сейчас у нас уже много своего оборудования, но все равно часто арендуем. Каждый оператор работает со своей техникой, и задачи на съемках тоже разные. Например, особенности съемки зависят от того, сколько человек в кадре: один, два или пять. В школе работают несколько штатных операторов, некоторые из них занимаются только монтажом.

На первом потоке иногда бывают дополнительные расходы. Например, решаем снять звезду дизайна, которая случайно оказалась в Москве.

У программы есть куратор — это ее душа. Куратор накидывает крупными мазками основные образовательные модули, набирает главных преподавателей, плотно работает с методистом и продюсером, проводит основные вебинары, ведет студентов. Курсы состоят из нескольких модулей, у каждого — свой ведущий преподаватель.

Средняя цена длинной программы — 170 000 . За эти деньги студент получает теорию и практику, возможность познакомиться и подружиться с преподавателями, работать с ними. Студентам задают много домашних работ, они участвуют в вебинарах и портфолио-ревью, которые иногда длятся несколько дней. Все студенты получают доступ в дизайн-библиотеку на время прохождения обучения.

В школе есть проект «Беседы» — это интервью с художниками, дизайнерами, иллюстраторами. Если кажется мне интересным, я сажаю человека напротив камеры, задаю вопросы, чувствую вайб от человека, смотрю, чему он может научить. Так я знакомлюсь с новыми людьми и вывожу их на орбиту школы. В кадре — Наталья Брянцева, основательница ювелирной марки AVGVST

Мы сами придумываем программы и ищем кураторов. Быть учителем — большая ответственность. Прежде чем рассказывать студентам, как устроено, нужно привить им любовь к критическому мышлению, умению видеть особенности мира и с любовью стараться делать его лучше.

Проект «Беседы» — это мои собеседования, я смотрю, как человек думает, от чего горят глаза. Очень часто уже на этих съемках придумываю следующий курс или интенсив. Иногда мы предлагаем людям готовую идею напрямую — рынок небольшой, все друг друга знают.

через четыре потока после старта онлайн-курсов можно оценить их успешность. Первый поток часто не особо релевантный. Курс может набраться, например, удачной рекламы или популярности преподавателя. Но если четыре потока хорошо набираются студенты, доходят до конца и дают положительный фидбэк — все идет по плану. В среднем по школе, включая подписку на дизайн-библиотеку, 70% студентов доходит до конца. С другими 30% мы плотно работаем, чтобы понять, что пошло не так. Важно понять, почему они оставили обучение, и потом починить в программе. На годовых программах и курсах возвраты денег студентам составляют 10%. Чаще всего студенты отваливаются жизненных ситуаций, которые мешают им учиться. Около 10% из них просят перевести их на следующий поток.

Иногда мы долго раскачиваем преподавателей. Например, находим человека, договариваемся, что в будущем сделаем программу. И начинаются длительные переговоры

У нас преподает много людей, которые давно в профессии. Состоявшиеся и востребованные профессионалы очень много работают, им сложно выделить время для того, чтобы придумать программу, провести сотни часов с методистом, а потом со студентами. Наверное, это единственная сложность

Короткие курсы мы придумываем так: у нас есть три человека, условные менеджеры по поиску талантов, они придумывают курсы. Мы обсуждаем идеи на собраниях, потом «охотимся» за авторами. Иногда мы приходим к конкретным людям и спрашиваем: «От чего у тебя сейчас горят глаза?» На эту тему и делаем интенсив или курс.

Интенсивы и Netflix для дизайнеров

Сейчас в школе есть четыре продукта. Первый — дизайн-библиотека по подписке. Это пополняемая коллекция для самостоятельных занятий. Этот продукт мы видим как Netflix для дизайнеров. Программы можно смотреть, как сериалы по вечерам, и проходить проверочные тесты. В отличие от других курсов, здесь нет фидбэка преподавателей. В библиотеке 72 программы, стараемся добавлять в нее курсы из многих сфер: от типографики и моушен-дизайна и программирования.

Одни программы записываем специально для библиотеки, другие переезжают сюда, например, если у преподавателя не хватает времени провести несколько потоков онлайн-курса в год. Про онлайн-курсы я расскажу чуть позже.

Подписка на дизайн-библиотеку стоит 1984  в месяц и 4970  в год. Стоимость производства — от 30 000  до 70 000 . Зависит от количества лекций, сложности монтажа, занятости оператора.

Второй наш продукт — короткие онлайн-интенсивы. Сейчас открыта запись на 11 интенсивов, стоят они от 2250  до 22 500 . На продакшен мы практически ничего не тратим. Интенсивы — это вебинары. Обучение строится следующим образом: каждый вечер преподаватель объясняет материал дня. После лекции он отвечает на вопросы, которые можно задавать по ходу занятия в чате. Для студентов и преподавателя создаем закрытый чат в «Телеграме». Чтобы не повторять вебинар, или, например, когда он нам очень нравится, — нарезаем из него курс и добавляем в дизайн-библиотеку. В этом случае тратим на монтаж примерно 20 000 .

Есть и офлайн-интенсивы, на которые мы вообще ничего не тратим. Студенты учатся у нас в офисе, а преподаватели получают проценты от выручки. Пока это направление на паузе ковида.

Третий продукт Bang Bang Education — онлайн-курсы. Не путать их с курсами из дизайн-библиотеки. Онлайн-курсы длятся от двух недель до четырех месяцев. Студенты посещают онлайн-лекции, участвуют в вебинарах и делают домашние задания. Преподаватель их проверяет и дает советы. Общается группа в закрытом чате в «Телеграме».

Иногда онлайн-курсы состоят из скринкаста, и нужно только смонтировать материал. Монтаж стоит от 30 000  до 100 000

Короткие курсы из восьми лекций записываются за  В среднем тратим от 30 000  до 70 000 . Бывает, что производство обходится нам в 400 000 , например программа «Паттерны дизайн-менеджмента». Преподаватель Юрий Ветров был занят, и мы записывали лекции один-два раза в неделю. В этом курсе 37 лекций, и весь материал мы снимали около полугода. Но этот курс все равно было выгодно делать. Стоит программа 63 750 , проходит по три потока в год. В каждом потоке учится от 50 до 70 человек.

Полтора года назад мы открыли «профессии» — программы длиною около года. Они состоят из онлайн-лекций, мастер-классов и практических домашних заданий. Студенты смотрят лекции, делают задания, получают фидбэк от преподавателей и обсуждают с ними свою работу. Затем переходят к следующей задаче. В конце учебы защищают свой проект. После года обучения можно научиться профессии и выйти на рынок труда.

Мы готовим иллюстраторов, продуктовых и графических дизайнеров, режиссеров и продюсеров независимого кино, , художников, кураторов, 3Д и моушен-специалистов. Во всех программах много практики и общения с другими студентами и преподавателями. Многие студенты во время учебы получают предложения о работе. Например, несколько наших студентов работают у нас, чем мы гордимся.

Видеопродакшен годовой программы обходится примерно в 1,5 млн рублей. В эту сумму не входят зарплаты сотрудников, которые вовлечены в образовательный процесс. Когда школа была меньше, мы не считали расходы и прибыль с каждого курса, важна была общая картина. Сейчас мы сильно разогнались, и на каждый большой продукт продюсеры заполняют свои таблички. Себестоимость первого потока годовой программы — около 5 млн рублей. Проходят они раза в год.

Курсы и интенсивы занимают меньше 35% нашего дохода, а годовые программы уже более 50%. Остальные 15% — это дизайн-библиотека, офлайн, корпоративные и спонсорские проекты

Запуск нового формата — интенсив «Салтычиха»

К зиме 2020 года мы с Катей решили отказаться от годового курса и запустить короткий формат — интенсив на несколько недель. Были сомнения: мы сами не верили, что за условный месяц можно качественно подготовиться к экзамену. За это время не каждый осилит «Войну и мир», а тут — целый кодификатор.

В итоге мы действительно уместили всю программу в шесть недель, но компенсировали это интенсивностью обучения. Чтобы все успеть, ученикам нужно было заниматься и писать сочинения каждый день.

Нам было важно доводить детей до результата, а не просто брать с них деньги. Поэтому мы решили сделать правила еще более суровыми и выгонять с курса бездельников и обманщиков. Не сдал домашку в течение 24 часов или списал сочинение из интернета — вылетаешь.

Так родилась «Салтычиха» — наш жесткий интенсив. Этот курс мы назвали именем помещицы Салтыковой, которая мучила своих крепостных. Надеялись, что жесткие условия привлекут самых мотивированных ребят, которым нужны высокие баллы на экзамене.

В декабре 2020 года, перед стартом продаж, мы провели опрос в группе: 60 подписчиков позитивно отреагировали на такой формат. Нам было нечего терять — решили попробовать.

В рекламе интенсива мы делали упор на жестких дедлайнах. У нас было три тарифа стоимостью до 5000 , которые отличались только количеством жизней:

Если вылетел, но хочешь вернуться, нужно заплатить штраф — 1000 . Мы рассчитывали, что самым популярным будет второй тариф, из 11 учеников выбрали самый жесткий вариант — без права на опоздание. В итоге двое ребят вылетели с курса, а одна девочка заплатила штраф за просрочку. Еще двоим мы вернули деньги: они предупредили, что не смогут участвовать в «Салтычихе».

Мы построили интенсив на практических заданиях. Мы выкладывали лекции в закрытой группе, но не следили, их ученики. Главное — чтобы все вовремя сдавали сочинения. Мы разбирали их по критериям ЕГЭ, но не просто указывали на ошибки, а советовали, как написать лучше.

Чтобы повысить вовлеченность ребят, добавили еще один обязательный элемент — ежедневные отчеты о проделанной работе. В общем чате ученики писали, какие сложности у них возникли, где они ошиблись в тестах, что не поняли в прочитанном романе.

В конце концов наш учебный чат превратился в дружескую тусовку. Мы с ребятами обсуждали зарубежную литературу, историю, сериалы, хобби, обменивались мемами. Такая атмосфера поспособствовала тому, что большинство учеников дошли до конца интенсива, а многие из них записались на следующие потоки.

Мы дорабатывали правила интенсива от потока к потоку. Например, мы решили выгонять за плагиат, когда впервые столкнулись с обманом

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Так выглядит разбор сочинения: объясняем, какие ошибки допустил ученик, оцениваем работу по критериям ЕГЭ

В чате обсуждали с ребятами все подряд — от литературы до коллекционирования насекомых

Как открыть онлайн школу вязания

Как открыть онлайн школу вязания

Четыре месяца работы за копейки

В октябре 2020 года мы набрали всего трех учеников, но не могли их подвести, поэтому курс стартовал. За месяц мы планировали пройти теорию и все произведения из кодификатора до лирики Пушкина включительно.

И мне, и Кате ежедневно приходилось тратить по часу на работу с учениками. Время от времени подписчики основной группы обращались к нам за проверкой сочинений: такая услуга стоила 500 .

Целую неделю участники марафона читали «Преступление и наказание» и писали сочинения, которые мы проверяли по критериям ЕГЭ. Для марафона мы подготовили шесть постов и шесть видеолекций, где разбирали самые сложные темы романа — от евангельских мотивов до образа Петербурга. Для ребят это была хорошая возможность потренироваться, а для нас — показать свой подход к обучению.

В марафоне участвовали 40 человек, 15 из них написали сочинения. Те, кто сдал больше всего работ, получили бесплатные места на курсе. Мы думали, что главное — заманить людей на курс. А там мы очаруем их своим подходом, и на следующий месяц они останутся учиться уже за деньги.

Эта стратегия не сработала. Всего одна ученица из октябрьской троицы продолжила занятия в ноябре, а с марафона пришли еще 10 девочек. Судя по общению в чате, всем все нравилось, но никто из «марафонцев» не оплатил обучение в декабре. Мы с Катей продолжали работать практически бесплатно, что нас категорически не устраивало.

Мы проанализировали конкурентов и попытались разобраться, почему у них покупают, а у нас нет. Пришли к выводу, что основной формат подготовки к ЕГЭ — короткие курсы на несколько недель: школьники не хотят долго учиться, им нужен быстрый результат.

Некоторые конкуренты успешно продавали годовые курсы, но в основном это были крупные школы с большой базой подписчиков, огромным количеством отзывов и определенной репутацией. У нас ничего этого не было.

Неудивительно, что наш курс никто не покупал. Платить новичкам сразу за год рискованно, а покупать месяц из годовой программы нет смысла: в другой школе за это время можно пройти весь кодификатор.

Ежедневно в течение недели участники марафона писали сочинения по заданной теме, а мы их оценивали

Перспективы развития бизнеса

Открыв вначале курсы кройки и шитья, вы будете иметь множество вариантов для того, чтобы увеличить свой доход на её базе. Могут понадобиться самые небольшие дополнительные расходы на материалы и найм преподавателей. Что можно предпринять:

Ваша школа станет востребованным центром по обучению самым разным видам рукоделия. Ведь это людям приносит радость, дает возможность заниматься творчеством, делает жизнь интересной, вносит в неё красоту и разнообразие.

Какими были первые курсы

Рисовать на бумаге статуи и кубы — это одно, а рекламу для «Яндекса» или банков — другое.

Многие студенты школы — и тогда, и сейчас — уже были в профессии. Но им нужно было прокачивать навыки, чтобы в ней состояться. Мы давали и софт-скиллы, и хард-скиллы. Например, как читать бриф, как не впасть в состояние «художника может обидеть каждый», как защищать свою работу.

Мы практически сразу открыли курс по 3Д. Старались не просто учить работать с программами, а делать это с вывертом. Например, чтобы почувствовать форму, леттерингу учились, вырезая буквы из картошки. А иллюстрации рисовали на брифах из журналов, чтобы потом на работе все было знакомо и понятно. Тогда так никто не делал.

Не обошлось и без ошибок. Первые курсы мы запускали без методиста. Такой специалист разрабатывает образовательные программы, работает с преподавателями и улучшает курс от потока к потоку. Методисты в нашей школе появились через несколько лет после запуска. А тогда, в 2015 году, мы  решили записать сразу видео всех курсов, хотя опыта преподавания у нас не было.

Первыми преподавателями были иллюстраторы из нашего агентства. С этими людьми мы съели не один пуд соли, доверяли друг другу, поэтому пошли на эксперимент с онлайн-школой

Вначале съемки были очень простыми — лектор рассказывал на белом фоне. Наш черный круг мы придумали спустя несколько лет

Когда записали, смонтировали и провели первые потоки, стало понятно, что нужно внести в программу правки. В итоге перезаписали несколько уроков в курсах по меловому леттерингу и анатомии. плохо записался звук, преподаватели решили, что нужно изменить структуру повествования. Поэтому следующие курсы мы записывали, начиная со второго потока. Первый был репетицией, проходил полностью онлайн — в вебинарах, чтобы не расходовать зря деньги.

Важно, чтобы курс был нужен аудитории. Поэтому за  до старта мы его анонсируем, открываем продажи и смотрим, как реагируют люди. на новости программы, его сразу или вообще никак не реагируют.

Нам повезло: за все время существования школы мы закрыли всего пять-шесть курсов. Это немного, учитывая, что было около 300 программ.

Даже если курс не зашел — не сдаемся, а перепридумываем его: меняем название, описание, направление. Например, курс по современному искусству у нас полетел, когда мы назвали его «Что случилось с искусством за последние 100 лет». Изначально он назывался просто — «Современное искусство». А годовую программу по  мы изменили после нескольких итераций на «: дизайн цифровых продуктов».

Но иногда мы не оглядываемся на  Верим в курс и долго рассказываем, почему он классный.

Делаем это в тех случаях, когда считаем, что тема поможет рынку стать лучше. Например, так было с интенсивами про историю Баухауса или японский дизайн.

Одна из программ, где мы не ориентировались на фокус группы — курс по психологии «Остаемся адекватными». Мы его раскрутили, и он взлетел. Сейчас он переехал в дизайн-библиотеку под названием «Здоровые настройки»

Идеи для создания онлайн-школ и курсов

Онлайн-курсы можно создавать на разные темы и на разных площадках. Для монокурсов одного преподавателя достаточно закрытой группы в соцсети, более масштабные проекты (например, школа рисования Вероники Калачёвой) используют только профильные платформы.

Создатели онлайн-школы рисования для взрослых утверждают, что рисовать может каждый

Российские онлайн-курсы по разным видам рукоделия привлекают учеников со всего света. Школы вязания, вышивки, шитья, бисероплетения и изготовления украшений очень востребованы. Появляются даже мобильные приложения для обучения (например, такое приложение есть у Школы вязания Маргариты Тереховой).

Дизайнеры и иллюстраторы со склонностью к преподаванию тоже получили возможность монетизировать свои умения. Школы рисования для детей и взрослых открывают свои виртуальные двери всем желающим. Можно проходить как комплексные академические курсы живописи, так и осваивать конкретные техники.

Урок в онлайн-школе Lil School

https://youtube.com/watch?v=PhZ8qQbIej0%3Ffeature%3Doembed

Кулинарное искусство также можно осваивать в онлайн-режиме. Виртуальную школу поваров могут посещать дети и взрослые, любители и профессионалы.

Кстати, русскоговорящие жители западных стран часто учатся в российских онлайн-школах ещё и для экономии бюджета. В пересчёте на евро и доллары отечественные проекты предлагают более чем доступные цены на учёбу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *