К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

Что такое интерактивное обучение

Интерактивное обучение — это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением».

Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.

В образовании используют три метода обучения: пассивный, активный и интерактивный. Пассивный метод предполагает одно действующее лицо — учителя, который управляет ходом занятий, а ученики выступают в роли слушателей. Часто такую форму практикуют на лекциях в университете.

При активном методе учитель и ученики взаимодействуют друг с другом на протяжении занятия. Есть и третий вариант — интерактивный, о котором мы расскажем ниже.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

С развитием интернет-технологий всё большую популярность набирает дистанционное обучение (ДО).

В статье мы расскажем, какие существуют основные виды и формы дистанционного обучения, какие у них достоинства и недостатки. А еще разберемся, кому подходит дистанционное обучение.

Еще больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое дистанционное обучение в школе

Формат обучения на расстоянии зародился ещё несколько веков назад. История дистанционного образования берёт свои корни в Европе XVIII века — правда, тогда вместо цифровых технологий использовались почтовые письма.

Дистанционная школа сегодня — та, где учиться можно из любой точки мира. Это хорошая возможность получать знания вне зависимости от места проживания. Формат дистанционного обучения популярен за границей, но развивается и в России — появляются онлайн-школы, где учатся с помощью современных технологий.

Что такое электронное обучение

Электронное обучение (от английского Electronic Learning, или просто e-Learning) — это система обучения при помощи интернета и электронных технологий. Смысл заключается в том, что ученик использует гаджеты для учёбы.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

‍Онлайн-обучение стало особенно популярным в последние годы. Многим удобно учиться дома: не нужно тратить время на дорогу и сборы, нет привязки к конкретному месту. Но у образования онлайн есть и минусы — некоторым тяжело концентрироваться без очного присутствия преподавателя, особенно тем, у кого-то не оборудовано рабочее место дома.

Давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки электронного обучения.

Для кого подходит дистанционное обучение

Современные виды дистанционного обучения дают большие возможности. Но все же ДО не для всех.

Чтобы получать удаленное образование студенту надо иметь:

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, какие бывают виды дистанционного образования. Помните, что вне зависимости от формы обучения у вас есть верный помощник — студенческий сервис. Специалисты сервиса помогут справиться с любой задачей и получить высший балл.

Прежде чем начать разговор о видах дистанционного обучения, не лишним будет отметить, что удаленное образование стоит выбирать целеустремленным людям, имеющим высокую степень мотивации или же тем, кто по каким-то причинам не может учиться в университете или на курсах очно. Особенно эффективно такое обучение, если вы уже обладаете азами профессии или специализации и просто хотите повысить свою квалификацию.

Современные формы удаленного обучения

Для обеспечения учебного процесса могут быть задействованы самые различные виды дистанционного образования:

Виды дистанционного обучения могут использоваться как по отдельности, так и комплексно в зависимости от оснащенности образовательного учреждения техническими средствами (ТСО) и специфики программы. От выбора ТСО во многом зависят характер и эффективность учебы: например, использование радио и телевидения не предполагает получения персонифицированной информации, а предусматривает лишь преподнесение общей.

Для преподавания каждой из дисциплин могут применяться любые виды дистанционного обучения, их успешное сочетание позволяет сделать процесс познания нового менее монотонным и более интересным и продуктивным.

Видеоконференции

Обеспечивают двустороннюю аудио- и видеосвязь между преподавателем и студентами и довольно часто используются в программах дистанционного обучения. Главным преимуществом такой формы виртуального общения является наличие визуального контакта в режиме реального времени.

Это большой плюс, так как, видя ученика, преподаватель может контролировать степень понимания предмета, корректировать заинтересованность, задавая вопросы и наблюдая за языком жестов. Ощущение вовлеченности – важный психологический аспект, который повышает эффективность процесса обучения.

Видеоконференции охватывают самое большое количество участников образовательного процесса и создают единую среду, что особенно эффективно при корпоративном обучении. К недостаткам этой формы можно отнести ее относительную дороговизну.

Аудиоконференции

Это вид электронной конференции, в ходе которой ее участники используют телефоны либо оборудование, специально разработанное для голосового общения. Такие сеансы связи могут проводиться один на один с учеником и применяться при работе с группой студентов.

Аудиоконференция – достаточно доступный вид обучения благодаря отсутствию сложностей в ее техническом обеспечении. С помощью этого вида дистанционного образования можно организовывать практические занятия, семинары и проводить лекции.

Компьютерные телеконференции

Это видеоконференции, которые проводятся с применением ПК, подключенных к высокоскоростному Интернету и оснащенных микрофонами и цифровыми видеокамерами. Для компьютерных телеконференций используется двух- или многоканальное видео и аудио.

Основные недостатки этого вида дистанционного обучения – обязательное наличие хорошей скорости интернет-соединения, которое не всегда может быть технически обеспечено в некоторых регионах, и необходимость закупать специальное оборудование.

Отметим также, что успешность применения компьютерных телеконференций напрямую зависит от творческих навыков преподавателя. Особенно эффективно используется потенциал этой формы при организации коллективной работы учеников, а также в тех случаях, когда в дистанционном обучении задействуются методы ролевых игр и интеллектуальных конкурсов.

Видеолекции в дистанционном образовании

Видеолекции уверенно становятся неотъемлемым видом дистанционного обучения. Цифровые файлы могут храниться на индивидуальном электронном носителе или веб-сервере. Как правило, на экране транслируется запись выступления лектора, иногда его замещает аватар (виртуальный двойник), озвучивающий письменный материал преподавателя.

Неоспоримое преимущество этой формы подачи учебного материала перед традиционной офлайновой «начиткой» состоит в том, что студент может самостоятельно регулировать ход видеолекции, сколько угодно раз возвращаться к предыдущим разделам и сложным моментам.

Занятия в чате

Это уроки, которые проводятся с использованием чатов – электронной системы общения, в которой два и более имеющих подключение к сети Интернет собеседника в режиме реального времени обмениваются отправленными с компьютеров текстовыми сообщениями, которые видят все участники группы.

Веб-уроки

Это дистанционные семинары, конференции и другие формы учебной деятельности, которые проводятся с использованием телекоммуникационных средств и прочих ресурсов Интернета. Обычно для организации веб-занятий применяются форумы. Они представляют собой один из видов совместной работы учащихся по изучению определенной тематики, разбору проблемы. В ходе обсуждения слушатели делают записи на сайте, доступные к прочтению и комментированию остальными участниками курса.

Большим плюсом веб-уроков признана возможность многодневного (а не только доступного в ходе краткосрочного сеанса связи) общения учеников и преподавателей и асинхронный характер взаимодействия: записи на сайте можно читать и оставлять в любое удобное время.

Методы радио- и телекоммуникации

Радиосвязь – традиционный вид дистанционного обучения, который в наше время используется не как единственный канал обмена информацией, а в комплексе с остальными формами.

К преимуществам радиотрансляций при реализации программ удаленного образования можно отнести их доступность широкой аудитории. Недостаток применения этой технологии состоит в том, что она не может гарантировать достаточную мотивацию к учебе и требует высокой самоорганизации учащегося.

Телевидение как отдельный вид дистанционного обучения тоже проигрывает таким более продвинутым вариантам, как видеоконференции. Однако благодаря визуальному контакту с учащимся или аудиторией этот метод очевидно эффективнее, чем радиотрансляции.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что инновационные виды дистанционного образования практически полностью вытеснили радио и телевидение, а их использование оправданно только при изучении иностранных языков посредством просмотра прямых включений новостных передач и live-репортажей.

Любой вид дистанционного обучения предполагает контроль знаний. В основном он проводится с помощью тестов, так как такой способ не требует присутствия учащегося в учебном заведении, а при грамотном составлении проверочных заданий отражает реальные знания студентов программы.

Виды дистанционного обучения

Чтобы обеспечить учебный процесс, в вузе задействуют разные виды дистанционного обучения. Иногда их используют по отдельности. Но чаще всего комбинируют. Ниже расскажем о видах дистанционного обучения и приведем их краткую характеристику.

Этот вид системы дистанционного обучения предполагает двухстороннюю связь между преподавателем и студентами. Это большой плюс, т.к. преподаватель может контролировать процесс получения информации, отслеживать степень заинтересованности студентов, задавать вопросы. Ощущение вовлеченности — важный психологический аспект, который повышает эффективность обучения.

У этого вида дистанционного обучения есть свои недостатки. Во-первых, нужен высокоскоростной интернет. А не во всех регионах скорость интернета хорошая. А во-вторых, надо покупать специальное оборудование как вузу, так и самим студентам.

При этом виде обучения лекции проводят с использованием чатов. Это такая электронная система общения, в которой несколько человек в режиме реального времени обмениваются отправленными с компьютеров текстовыми сообщениями. В этом случае преподавателю удобно объяснить тему один раз для всех и ответить на все интересующие вопросы.

Этот вид обучения представляет собой дистанционные семинары и конференции. Во время прохождения веб-уроков студенты могут общаться между собой в чате, делать заметки, которые доступны всем слушателем. Студенты могут присутствовать онлайн или изучить материал в свободное время.

Обучение по электронной почте

Такие виды занятий при дистанционном обучении популярны в Европе. Студенты и преподаватель взаимодействуют через электронную почту. Учащиеся получают весь материал и задания по электронке, выполняют его и отправляют на проверку в строго отведенное время.

Формы интерактивного обучения

Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

Основные формы и методы интерактивного обучения‍

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведениях действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционныхпедагогов и учеников.

Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет.

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Телеприсутствие. Существуетмного различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Например, мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему воп-росы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками

Формы организации учебного процесса

Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу студентов. Все эти формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса или тьютором и групповую работу студентов.

Основные организационные формы педагогической деятельности

· Видеолекции. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Видеолекция может транслироваться через телекоммуникации в учебные центры непосредственно из вуза. Такие лекции ничем не отличаются от традиционных, читаемых в аудитории.

· Мультимедиа лекции. Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Разнообразные формы проведения практических занятий: занятия по изучению иностранного языка, решение задач по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам, семинары, лабораторные практикумы, – могут быть использованы и при дистанционном обучении. В этом случае они приобретают некоторую специфику, связанную с использованием информационных технологий.

· Практические занятия по решению задач. Для успешного овладения приемами решения конкретных задач можно выделить три этапа. На первом этапе необходимо предварительное ознакомление обучающихся с методикой решения задач с помощью печатных изданий по методике решения задач, материалов, содержащихся в базах данных, видео-лекций, компьютерных тренажеров.

На втором этапе рассматриваются задачи творческого характера. В этом случае возрастает роль преподавателя и тьютора. Общение преподавателя с обучающимися в основном ведется с использованием on-line технологий. По усмотрению преподавателя отдельные темы могут быть переданы тьютору для проведения занятий в периферийных центрах. Такие занятия не только формируют творческое мышление, но и вырабатывают навыки делового обсуждения проблемы, дают возможность освоить язык профессионального общения.

На третьем этапе выполняются контрольные работы, позволяющие проверить навыки решения конкретных задач. Выполнение таких контрольных заданий может проводиться как в off-line, так и on-line режимах в зависимости от содержания, объема и степени значимости контрольного задания.

Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.

В системе дистанционного образования реализуются все три уровня семинарских занятий: просеминары, семинары, спецсеминары. Часть семинаров проводится в филиале в форме традиционных аудиторных занятий под руководством тьютора, поскольку организация выездов преподавателей в филиал для проведения – семинарских занятий нецелесообразна.

На подготовительном этапе преподавателем составляется план проведения семинарского занятия, определяется круг учебной и научной литературы, выстраивается логика семинарского занятия. Студенты получают задание не позднее, чем за 1 неделю до проведения семинарского занятия, и на подготовительном этапе занимаются самостоятельной подготовкой к занятию. Программа семинарского занятия и задание для студентов высылаются по электронной почте или представляются в базе данных или на специально разработанной web-странице.

Основной этап проведения сетевого семинара включает непосредственное общение между учащимися и преподавателем, организованное в сети в режиме on-line.

На заключительном этапе подводятся итоги семинара, а также может быть осуществлен контроль по теме семинарского занятия или промежуточный контроль по курсу в целом.

Специфика организации сетевых семинаров особенно заметна на этапе специализации, когда возрастает роль спецсеминаров, имеющих научную компоненту.

При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности.

На первый взгляд, личный контакт учащихся с преподавателями при дистанционном обучении ограничен, но реально использование информационных технологий расширяет возможности для проведения консультаций. Оперативная обратная связь может быть заложена как в текст учебного материала, так и в возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту в процессе изучения курса.

При дистанционном обучении могут быть организованы:

· «очные» консультации, проводимые тьютором в учебном центре (филиале); они составляют 10-15% времени, отводимого учебным планом на консультации;

· off-line консультации, которые проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации;

· on-line консультации, проводимые преподавателем курса, например, с помощью программы mirk; они составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.

Лабораторная работа 7.

Технологии дистанционного обучения (4 часа)

План лабораторной работы:

1. Сущность и модели дистанционного обучения

2. Структура и средства реализации курса дистанционного обучения

3. Формы и средства взаимодействия в дистанционном обучении

4. Обеспечение дистанционного доступа обучающихся к учебным и учебно-методическим материалам

5. Индивидуальные дистанционные консультации, современные средства их осуществления

6. Формирование и развитие у обучающихся навыков использования ИКТ в целях обучения и самообразования

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

2. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

4. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.

5. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013

6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.

7. «Наша новая школа» и ТРИЗ-педагогика / Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина // Международная Ассоциация ТРИЗ. Международный фестиваль «ТРИЗ-Фест 2009». Докл. Научно-практ.конф. 27–29 июля 2009. – СПбГПУ. – 171-178 с.

8. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы специалиста образовательного учреждения / А.К. Колеченко. – М.: КАРОО, 2006.

9. Пайперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пайперт. – М.: «Педагогика», 1989. – с. 224.

10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

11. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

13. www.bank.orenipk.ru/Text/tl0 228.html

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, в среднем во всем мире составляет 1:3,5.

Расширение сферы самостоятельной работы студентов при дистанционном обучении приводит к увеличению ее доли в организации учебного процесса. Речь идет о самостоятельной работе студентов с лекционным материалом, о текущем и промежуточном самоконтроле, о выполнении студенческой исследовательской работы, о подготовке к семинарским или практическим работам, о работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т.д. При полном методическом обеспечении учебной дисциплины доля самостоятельной работы студента может составлять около двух третей семестровой учебной нагрузки студента.

Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения сопровождается расширением информативного поля, в котором работает студент. Информационные технологии позволяют использовать как основу для самостоятельной работы студента не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и электронные издания, ресурсы сети Интернет – электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.

Организация индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности учащихся в системе дистанционного обучения предполагает, как и при очном обучении, использование новейших педагогических технологий. В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских и проблемных методов.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный, реконструктивный и творческий.

В системе дистанционного обучения особенно эффективно организуется репродуктивный уровень самостоятельной работы студентов. Он эффективен в решении задач, заполнении компьютерных таблиц, схем, проведении самостоятельных практикумов с помощью компьютерных тренажеров и т.д. Реконструктивный уровень самостоятельной работы студентов осуществляется с помощью компьютерного моделирования, работы с имитационными моделями. Творческое начало реализуется, прежде всего, в подготовке курсовых и дипломных студенческих исследовательских работ или проектов и связано с научно-исследовательской работой студентов.

Научно-исследовательская работа студентов

Система дистанционного обучения предполагает использование различных педагогических технологий, позволяющих реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу научно-исследовательской работы студентов.

Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Они не имеют заранее определенной и проработанной структуры. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Необходимым условием выполнения творческих проектов при дистанционном обучении является четкая постановка планируемого результат, значимого для учащихся. Специфика дистанционного обучения предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую не содержащими готовых ответов. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности студентов, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, работы с документами, умений обобщать и интегрировать полученную информацию.

Реализация творческих проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности студентов и стимулировать их научно-исследовательскую работу. При этом взаимодействие между студентами и преподавателем при дистанционном обучении может осуществляться с использованием как off-line, так и on-line технологий. Местом для обсуждения концепции группового проекта или индивидуальных проектных работ, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности и т.д. становится своеобразный «дискуссионный клуб», который организуется, например, в рамках «Электронного университета».

Исследовательские проекты отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом во главу угла ставится принцип доступности для студентов содержания и методов исследования. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов.

Самым простым способом решения данной задачи может стать подготовка студентов, удаленных от базовых вузовских центров, к участию в научных конференциях на основе сетевых технологий, путем организации систематического консультирования с помощью электронной почты или телеконференции. Более интересной является разработка самих исследовательских проектов с использованием информационных технологий.

Проектная деятельность при дистанционном обучении имеет свои преимущества:

· возможности мультимедиа представления материала;

· оперативная обратная связь, позволяющая анализировать подготовку к выполнению проектной работы на различных этапах;

· опосредованное с помощью компьютера общение, что зачастую снимает коммуникативные проблемы, особенно часто возникающие при организации игровых проектов;

· возможность одновременно работать в группе и индивидуально;

· фиксация текстов, открывающая возможность долгосрочного обращения к результатам и опыту выполненной работы.

Опыт организации «дистанционных проектов» позволяет утверждать, что цель проектной деятельности в системе дистанционного образования остается традиционной и направленной, прежде всего, на выполнение студентами научно-исследовательской работы. При этом меняются структура и способы организации учебной деятельности: иными становятся способы доставки учебной информации, организации учебных диалогов и управления учебным процессом. Главной задачей преподавателя становится разработка системы поддержки НИРС на основе постоянного консультирования и включения в наиболее сложные диалоговые ситуации.

Эффективной формой организации НИРС является проведение олимпиад, телевикторин и других творчески-активных форм учебно-познавательной деятельности. Они дают возможность адаптировать педагогические инновации к особенностям дистанционного обучения.

Все выше названные организационные формы НИРС в системе дистанционного образования могут быть реализованы на основе on-line технологий: Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.

Лабораторная работа 8.

Научно-исследовательская работа студентов с опорой на новейшие информационные технологии (2 часа)

1. Создание психологического комфорта у студентов в процессе дистанционного обучения

2. Тьюторы – педагоги XXI века

3. Преимущества и недостатки дистанционных технологий обучения

Примечание: форма отчета – краткое научное сообщение по изьранной теме с мультимедийным сопровождением.

3. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.

4. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013

5. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.

6. Малитиков, Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко, В.П. Колмогоров // Право и образование. – 2000. – №1 (2). – С. 42-54.

7. Моисеева, М.В. и др. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М.В. Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004. – 216 с.

8. Полат, Е.С. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. – М., «Академия», 2006.

9. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.

10. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютер. – 2008.– №36. – С. 26–30.

Сравнительная характеристика тьютора и преподавателя

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

Средства

Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов.

Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения.

Среди них часто выделяют:

Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.

Формы дистанционного образования

Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:

Чаще всего в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребята выполняют домашку и пишут контрольные на интерактивной платформе, изучают новый материал на вебинарах, где можно в реальном времени задать вопрос преподавателю в текстовом чате и тут же получить ответ. Уроки можно пересматривать в записи.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

Дистанционное обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»‍

Принципы

Интерактивное обучение подразумевает:

Суть дистанционного обучения школьников

Дистанционный урок в школе — это, прежде всего, способ взаимодействия преподавателя и учеников на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на сайте или платформе и отправляют работы по электронной почте.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

Как устроена дистанционная школа‍

Юридически дистанционное обучение — это не отдельная форма получения образования. Дети, обучающиеся удалённо, осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Дистанционное обучение редко используется в обычных школах — пока нет возможности внедрять технологии массово. Показательна ситуация в марте 2020 года, когда в период пандемии COVID-19 всем школам пришлось резко перейти в онлайн — и дистанционное образование явно вызывало трудности.

Чаще всего с ДОТ работают коммерческие организации. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира, все уроки проходят в дистанционном формате в режиме онлайн, а задания выполняются на собственной образовательной платформе. «Фоксфорд» 12 лет на рынке, поэтому знает, как правильно организовать дистанционную учёбу. Только в 2020/21 учебном году здесь прошли обучение свыше 8 000 школьников.

С точки зрения закона ребята чаще всего находятся на заочной или семейной форме обучения. При этом дистанционное обучение подходит всем, кто не вписывается в рамки традиционной очной системы — например, интровертам, путешественникам, юным спортсменам и ребятам с ОВЗ.

Резюме

Вот сводная таблица плюсов и минусов электронного образования. Отметим, что каждый недостаток легко компенсировать. Например, в адаптации помогут наставники, а социализация восполняется на дополнительных занятиях.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

Интерактивное занятие в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»

Для занятий мы используем специальную платформу, на которой проходят вебинары, хранятся записи уроков и контролируются знания. Ребёнку нужен только компьютер, ноутбук или планшет. Выполняя домашние задания на платформе, ученик получает очки опыта.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

‍Домашнее задание по геометрии

Учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и моментально получать ответы.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

‍ Вебинар по алгебре в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»‍

Вебинары включают в себя голосования и опросы, которые помогают взаимодействовать ученикам и преподавателю.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

‍Устный опрос на уроке географии — домашняя онлайн-школа «Фоксфорда»‍

Кроме того, в «Экстернате Фоксфорда» для учеников есть онлайн-клубы по интересам, где они получают новые знания и обмениваются мнениями и новостями: клуб иностранных языков, дискуссионный клуб, театральная студия онлайн, клуб спидкубинга и другие.

Интерактивное обучение помогает сделать уроки интересными, даёт ребёнку возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения.

Преимущества для ребёнка:

Сложности для педагога:

Дистанционное обучение — процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения) и с применением специфических технических средств (интернет-технологий или других интерактивных сред).

В зависимости от участия преподавателя в процессе образования, современное дистанционное обучение бывает нескольких типов. Всего выделяют три формы ДО.

Синхронное обучение

Синхронное обучение проходит с помощью онлайн-уроков. Их проводит преподаватель по заранее утвержденному расписанию. При этой форме обучения студенты получают материал в режиме реального времени. Онлайн-уроки могут быть в виде конференций, вебинаров, консультаций и индивидуальной обратной связи.

У этой формы обучения есть свои плюсы и минусы.

Преимущества синхронного обучения:

Недостатки синхронного обучения:

Асинхронное обучение

Асинхронное обучение строится на самостоятельной работе студентов. Весь материал преподаватель записывает заранее. Это могут быть видеолекции, уроки, статьи, презентации, интерактивные тренажеры. Студенты изучают материал и сдают тесты и контрольные работы к определенному дедлайну. При асинхронном типе дистанционного обучения участие преподавателя минимальное. Его основная задача — проверка домашних заданий и экзаменация студентов.

Преимущества асинхронного обучения:

Недостатки асинхронного обучения:

Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

Смешанное обучение

Смешанное обучение представляет собой смесь синхронного и асинхронного дистанционного образования. Часть информации студенты получают через онлайн-уроки, остальную часть изучают самостоятельно.

Эта форма обучения включает в себя плюсы и минусы двух других форм.

Главный недостаток этой формы дистанционного обучения — отсутствие технических возможностей. Хорошую программу обучения создать непросто. Чтобы смешанное обучение давало хорошие результаты, вся система должна быть хорошо отлажена. Часто в вузах просто не хватает технических специалистов, чтобы создать программу обучения и оптимизировать под нее все материалы.

Минусы электронного обучения

Перестроиться на новый лад не всегда легко. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учёбы в онлайн-формате. Всё будет по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Но появятся новые обязанности — вовремя подключиться к вебинару или выполнить домашку на сайте до дедлайна.

✅ Решение — выбрать платформу, где адаптироваться помогут наставники.

Отсутствие лицензий у некоторых школ

Онлайн-школ много, но не у всех есть подтверждающие документы.

Лицензия на образовательную деятельность — это важный документ для учебных заведений. Он необходим организациям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. Даже электронное обучение не снимает с организации ответственности перед законом.

✅ Решение — проверять документы курсов или онлайн-школ.

Неподготовленность учеников

Часть населения лишена возможности учиться в онлайне, поэтому электронное образование может показаться страшным и непонятным.

✅ Решение — найти платформу с дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом и научиться правильно учиться онлайн.

Нехватка кадров

Другой минус электронного образования — недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в онлайне. Электронное и очное обучение сильно различаются. Педагог должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было ярко, понятно и интересно.

✅ Решение — выбирать онлайн-курсы с проверенными учителями, которые давно работают на дистанционке и знакомы с особенностями электронного образования.

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

Отсутствие живого общения

Если школьник экстраверт и учится в онлайне, ему может не хватать общения со сверстниками, ведь вся учёба проходит за компьютером. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда достаточно.

✅ Решение — компенсировать нехватку общения посещением секций, кружков, путешествиями и экскурсиями.

Плюсы электронного обучения

Если школьник учится через интернет, он самостоятельно планирует расписание. Легко совмещать образование онлайн с дополнительными секциями и кружками — например, не придётся жертвовать утренней тренировкой в бассейне в угоду уроку за партой.

Персонализация программы

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

Учите то, что интересно вам! Можно подстраивать учебный план под индивидуальные амбиции и запросы. Школьник хочет поступить на мехмат МГУ? Не проблема — делаете акцент на физику и математику. Школьника интересуют гуманитарные науки? Концентрируетесь на языках, истории, праве.

Свобода доступа

К какой форме дистанционного обучения можно отнести онлайн занятия которые проводит педагог

Другое преимущество электронного обучения — независимость от локации. Неважно, где школьник — в Европе, Азии, Штатах или Новой Зеландии. Всё, что нужно для обучения — компьютер или планшет с выходом в интернет. Можно учиться из любой точки планеты, и это делает образование доступным.

Экономия

Если в традиционной учёбе нужно покупать канцелярию, школьную форму, учебные пособия, рабочие тетради, цветы учителям, ранец и вдобавок регулярно скидываться на нужды класса и родительского комитета, то электронное обучение не предусматривает ни одной из перечисленных трат. Все учебники и пособия — цифровые, а заниматься и получать образование онлайн можно хоть в пижаме.

Качественные знания

Обычная школа не гарантирует качество знаний: многое зависит от конкретного педагога или политики администрации школы. Плюс электронного образования — вы сами выбираете учителей, учебники, программу. Соответственно, знания будут качественнее, чем при учёбе по навязанным стандартам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *