Идея для развития онлайн школы

Антон Сажин, основатель и директор образовательной онлайн-платформы CORE, член Совета Министерства просвещения по цифровой трансформации образования, эксперт по формированию эффективной цифровой модели образования будущего.

Ищите свой сегмент аудитории. Например, будет расти спрос на образование людей с ограниченными возможностями здоровья. А также на образование представителей «серебряного возраста» — они достаточно активны, и их страта с каждым годом становится больше. Это связано с ростом продолжительности жизни и всё более заметными последствиями демографической ямы. В то же время экономика будет заинтересована в занятости пожилых людей. Значит, обучение новым профессиям аудитории 60+ — перспективный выбор.

Учитывайте, какую информацию ищут люди, что их волнует и заботит, какие задачи они хотят решить и с какими проблемами справиться. Присматривайтесь к общей информационной повестке: что сейчас активно обсуждается. Вот что будет популярно в нише образовательных услуг:

Есть несколько общих трендов, которые уже проявляют себя или скоро проявятся в онлайн-образовании любой тематической направленности. Не отставайте от них.

В обществе растёт либеральный настрой, а значит, будут набирать популярность образовательные курсы, связанные с борьбой за права: общей либеральной повесткой, феминизмом, инклюзивностью. Такие тематики будут использоваться как точки привлечения аудитории.

Раньше оценкой усвоенных знаний и компетенций занимались люди — преподаватели, рекрутеры. Технологии искусственного интеллекта способны обеспечить большую объективность в оценивании. Это позволяет исключить человеческий фактор со всеми его недостатками. Машина проверяет не только знания студента, но заодно и компетенции преподавателя — то, как его ученики освоили новую информацию, зависит и от него.

Инструменты по созданию образовательного контента упростились и удешевились, появились крупные платформы, которые работают как заводы. Всё это привело к тому, что желающим чему-то научиться теперь доступно очень много курсов. Как они будут выбирать из множества вариантов? Решающую роль сыграет личный бренд преподавателя. Сильные, известные в своей сфере эксперты всё чаще будут задумываться о создании собственных частных школ. И у них хорошие перспективы: студенты больше доверяют конкретному человеку, чем бренду, они выбирают, у кого, а не где учиться.

Кроме того, очень важна личная связь преподавателя и студента: ценности того, кто продаёт курс, должны совпадать с ценностями того, кто его покупает. Это тоже станет драйвером для развития малых онлайн-школ. Они будут конкурировать с крупными игроками рынка образовательных услуг.

Как это работает? Представьте популярный онлайн-курс по выпечке: преподаватель рассказывает и показывает, как делать кондитерские изделия. Естественно, он использует в процессе кухонную технику и другую утварь — всё это можно продемонстрировать крупным планом, чтобы было видно бренд производителя.

И ещё один совет — пожалуй, главный: не бойтесь экспериментировать. Мне близка логика постоянного прогресса. Я за динамичные курсы, когда в самой архитектуре зашиты циклы совершенствования. Проводите кастдев, анализируйте запросы учеников, чтобы понять реальные потребности и «боли» аудитории, проверяйте гипотезы и действуйте!

Привлечь внимание школьника и подготовить его к сдаче ЕГЭ помогут мемы, Лапенко и разговоры о политике.

скриншот из игры until down / supermassive games

Идея для развития онлайн школы

Журналист с широким кругом интересов, пишет про бизнес, культуру и международную политику. Сотрудничает с РБК, Republic и «Ножом».

В 2018 году создатель московской школы подготовки к ЕГЭ Илья Созонтов решил попробовать перенести обучение в онлайн. На деле всё оказалось куда сложнее, чем выглядело на первый взгляд. Через полгода неоплачиваемого труда Илью покинула почти вся команда. Предприниматель совершил много ошибок, однако в итоге нащупал верный путь и смог построить небольшую, но прибыльную онлайн-школу на 1 500 учеников. Рассказываем, как ему это удалось.

Осенью 2018 года студентка магистратуры факультета политологии МГУ Карина Горшкова устроилась учителем истории в школу дополнительной подготовки к ЕГЭ LUDI. Карина давно хотела в неё — из-за подхода основателя Ильи Созонтова.

«Он говорил, что даёт задания по песням Оксимирона, на уроках дети разбирают тексты из современных российских медиа, а преподаватели могут ходить с татуировками и цветными волосами», — делится Карина.

Карина получила работу мечты очень вовремя — примерно тогда же Илья Созонтов решил попробовать перенести образовательный процесс в онлайн. В какой-то момент он понял, что один очный центр не может раскрыть весь потенциал, — объём вложений в методику и разработку программы слишком большой, чтобы оставаться в рамках одного предприятия с узкой геолокацией. А открывать новые школы по модели франшизы показалось слишком медленным и очень трудозатратным способом.

Илья пригласил Карину и ещё пятерых преподавателей попробовать сделать онлайн-курс. Предполагалось, что учителя будут вести вебинары и получать за это процент с продаж, а продвижение возьмёт на себя Илья. Он сразу предупредил преподавателей, что до тех пор, пока не будет запущен первый курс, им придётся поработать бесплатно. Этот период затянулся почти на полгода.

«Мы думали, что можно просто взять очный курс и заменить уроки в группах вебинарами — и ничего адаптировать и менять не надо. Однако всё оказалось гораздо сложнее», — говорит Карина.

Онлайн-формат потребовал перераспределить обязанности в команде и полностью изменить модель маркетинга. По версии Ильи Созонтова, в офлайне и онлайне стоимость привлечения ученика может быть одинаковой, но в реалиях Москвы очно создатели школы могли просить с ученика до 8 тысяч рублей в месяц за предмет.

«Таким образом, показатель  очной школы стремился к 120–150 тысячам рублей с учётом того, что ученик в среднем покупает», — говорит Созонтов.

В онлайне LTV почти в 10 раз меньше — зато можно работать со всей Россией. Однако выше и процент усушки — всегда есть ученики, которые просто перестают отвечать на сообщения.

Сначала Илья и Карина выбрали основной площадкой для продвижения паблик во «ВКонтакте». Стратегия оказалась неудачной — на первый вебинар в сентябре 2018 года пришло всего три человека, одним из которых был парень Карины, решивший её поддержать.

Было решено продвигать курсы через личный бренд. Эта стратегия принесла свои плоды — но далеко не сразу.

К началу 2019 года все преподаватели, кроме Карины, ушли из проекта — им надоело работать бесплатно, и многие из них потеряли веру в успех онлайн-школы.

«Я мыслила иначе, — вспоминает девушка. — Я решила, что готова поработать бесплатно сейчас ради того, чтобы обеспечить себе стабильный заработок и устойчивый фундамент для роста. Выражаясь языком учебников обществознания, я выбрала интенсивный, а не экстенсивный путь развития».

В феврале 2019 года Карина и Илья запустили первый платный трёхмесячный курс по истории XX века. Курс собрал около 150 учеников. Карина рассказывает, что это был очень нелёгкий период: не было сотрудников, всё приходилось делать самой. Она оформляла материалы, делала презентации, проверяла домашку учеников.

После этого курса школа впервые получила скромную прибыль — гонорар Карины оказался даже меньше, чем от очных уроков в LUDI. Закрепиться на рынке Карине и Илье помог 30-дневный марафон в мае 2019 года. Задумка была в том, чтобы повторить весь школьный курс истории за месяц, работая ежедневно.

Ученикам понравился интенсив. Школа получила хорошую базу положительных отзывов. Кроме того, запустилось сарафанное радио: успешно сдавшие ЕГЭ выпускники рассказывали о курсе своим младшим друзьям.

Осенью 2019 года на оба курса набралось около 550 школьников — месяцы бесплатного труда наконец стали хорошо окупаться. На майском 30-дневном интенсиве в 2020 году в школе была уже тысяча студентов.

Зимой 2019–2020 создатели школы совершили последнюю крупную ошибку. В середине годового курса они решили ввести строгую систему контроля за успеваемостью учеников и начали выгонять их за прогулы и плохие оценки. Идея была хороша в плане мотивации, но не финансово: при среднем LTV 15–20 тысяч рублей и стоимости привлечения 2-3 тысячи очень невыгодно выгонять ученика.

«Потеряв на этой гипотезе почти 2 млн рублей и не заметив реального прироста в успеваемости оставшихся учеников, в апреле я решил, что от этой практики нужно отказаться, — ещё один месяц начал бы создавать кассовые разрывы», — рассказывает Илья.

Сегодня правило об исключении за неуспеваемость в школе всё ещё действует — однако ученики знают о нём с самого начала курса и воспринимают как должное, а отчисления происходят очень редко.

Несмотря на ошибку с отчислениями, первый годовой курс закончился успешно. 15 учеников школы стали стобалльниками на ЕГЭ, треть получила более 92 баллов, а половина — больше 85 баллов.

Летом 2020 года Илья и Карина придумали название для своей школы — «Мам, я сдам!» До этого она существовала как два отдельных авторских курса без общего бренда. В 2020–2021 учебном году добавился третий предмет — русский язык.

В 2021 году у школы уже 1 100 учеников. В среднем они покупают 1,5 предмета, поэтому всего на трёх курсах около 1 600 уникальных слушателей — в три раза больше, чем в начале прошлого учебного года. Средний чек — 3 700–4 200 рублей в месяц.

Цена обучения зависит от степени вовлечения учащегося. Базовый тариф предполагает, что школьник смотрит лекции и вебинары и выполняет домашние задания, которые проверяют кураторы. Более дорогие опции включают больше обратной связи от кураторов и преподавателей.

Сейчас в «Мам, я сдам!» работает 15 постоянных сотрудников — преподаватели, дизайнеры, методисты, и 45 кураторов — каждый руководит учебной группой из 35 учеников.

Между сторис об убийстве Александра III Илья рассказывает о том, как мама приезжала к нему в гости и учила его запекать индейку. Карина делится своим опытом вакцинации «Спутником V», а в конце каждого вебинара смотрит с учениками клип. А Наталья, которая ведёт курс по русскому языку, объясняет, что такое плеоназмы, на примере цитат из «Внутри Лапенко».

Преподаватели стараются выстроить комьюнити учеников. Некоторые выпускники первых курсов сейчас работают в школе кураторами. В августе 2020 года Карина и Илья арендовали лофт и провели вечеринку со своими выпускниками, а в будущем планируют устраивать и новогодние праздники.

Годовой курс разделён на два семестра и майский интенсив. В первом полугодии ученики проходят всю программу, чтобы ознакомиться с материалом и подготовиться к первой части ЕГЭ. Во втором полугодии — снова проходят всю программу, но уже с упором на вторую часть экзамена. Третья часть — повторение за месяц и суперинтенсивный марафон.

Карина и Илья преподают по методике «перевёрнутого класса». Она предполагает, что ученики самостоятельно изучают теорию, а с преподавателями занимаются в основном практикой. Вместо текстовых материалов по теории они спроектировали лекционный видеокурс, который они дорабатывают и перезаписывают каждый год.

«Многие онлайн-школы безответственно относятся к методическим материалам, — говорит Карина. — Чаще всего они просто перекладывают популярный школьный учебник в свой „авторский“ скрипт — таблички, схемки. Но, по сути, уникальности в этом материале нет. Наши материалы невозможно найти нигде, кроме нашего курса».

В основе образовательного процесса — вебинар. Преподаватель объясняет ученикам тему, а те задают ему вопросы и выполняют задания. Обычно на вебинары приходят 20–30% студентов курса — остальным удобнее смотреть его в записи.

Раз в месяц вебинар проводит психотерапевт, который разговаривает с учениками, как справиться с предэкзаменационным стрессом и выдержать нагрузку.

Инновация школы — система групповых зачётов (хотя эту опцию лучше описывает термин «семинар»). За дополнительную плату ученики получают возможность несколько раз в месяц заниматься с кураторами в группах не более 6 человек.

В бизнес Илья вложил всего полмиллиона рублей, которые ушли на рекламу в первые полгода. Сегодня месячная выручка курсов — 4,8 млн рублей.

Основные статьи расходов — зарплаты, а также маркетинг — затраты на него, по словам Ильи, будут только расти, так как рынок становится всё более конкурентным. Прибыль сегодня составляет около 40% от выручки.

По оценке Ильи, сегодня создать такую же школу с нуля будет стоить уже от 2,5 до 5 млн рублей.

Создатели «Мам, я сдам!» не спешат открывать новые курсы — вместо этого они наращивают количество учащихся на уже существующих и планируют создавать углублённые программы.

«Глобально я вижу своей целью в ближайшие три года занять 3% рынка в каждом предмете и углублять продуктовую линейку сверху вниз — от старшей школы к средней, предлагая ребятам помладше олимпиадную подготовку и общеразвивающие программы», — говорит Илья.

Карина отмечает, что скоро из школ будут выпускаться дети, рождённые во время беби-бума 2006–2008 годов. По её версии, количество бюджетных мест на гуманитарных специальностях почти не увеличивается.

«Конкуренция всё выше и выше, и проходные баллы всё выше и выше. А качественные курсы подготовки к олимпиадам доступны только москвичам — ребятам из регионов негде готовиться».

Идея для развития онлайн школы

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Эти инструменты помогут уберечь студентов от скуки на занятиях и сделать их участие в образовательном процессе активным.

Идея для развития онлайн школы

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Психолог, коуч, руководитель направления soft skills по личной эффективности и техникам публичных выступлений в Университете ИТМО, создатель онлайн-школы интерактивных методов обучения Designica School.

Чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интересным, мы регулярно применяем самые разные методики — от деловых игр и дебатов до фасилитации. Необычный формат одного-двух занятий привлечёт учеников, заставит ненадолго «втянуться» в ту или иную тему, но не факт, что другие элементы курса будут им столь же интересны.

Сделать привлекательным весь курс — задача не из лёгких. Решение заключается в подборе таких механик для учебного процесса, которые:

Вот шесть неклассических механик, которые сделают процесс обучения нескучным. Они подходят для разных направлений: и корпоративного обучения, и тренингов по soft skills, и традиционных университетских программ, для формата как онлайн, так и офлайн.

Геймификация — это адаптация игровых механик для неигровых процессов, в частности для образования. Она позволяет увлекать участников через придуманную разработчиком программы историю или метафору. При этом не происходит отрыва от основной задачи обучения, под неё можно подстроиться, даже если речь идёт об уже сложившейся программе. Участники не покидают привычную реальность, но могут примерить в ней игровую роль и быстро получить обратную связь через систему вознаграждений — баллов, рейтингов и так далее.

Для чего подходит

Для любых видов обучения как детской, так и взрослой аудитории.

Несколько примеров наглядно показывают, что использовать такую механику можно в разных сферах.

Pressmaster / Shutterstock

Учебный проект представляет собой практическую реализацию идеи в рамках тематики курса или, например, решение стоящей перед студентами задачи. Главное — чтобы сделать проект, студентам нужно применить знания, которые они получают на курсе. Одновременно проект — это кейс для портфолио студентов. Он позволяет им попробовать свои силы на практике и уже в процессе обучения применить теорию, о которой рассказывает преподаватель. Проект может быть индивидуальным или групповым, а может — вообще преподавательским, когда группа учащихся помогает создать его педагогу, а он таким образом проверяет знания и на доступном примере показывает, как использовать их в деле.

В основном для практико-ориентированных курсов. Создание проекта будет хорошо работать для программ дополнительного профессионального образования или повышения квалификации.

В зависимости от того, какого типа это проект — групповой, индивидуальный или преподавательский, техника отличается.

Индивидуальный ученический проект

Для бизнес-ориентированного образования идеально подходит формат создания проекта, недаром такую механику чаще всего используют разнообразные акселераторы. Участники курса уже во время обучения могут сделать первые шаги в том процессе, о котором рассказывают преподаватели, — именно практическая польза увлекает их и подстёгивает продолжать обучение. Проектный способ также позволяет изучить и применить разные методы управления в зависимости от целей и задач. Семь самых популярных методов включают классический менеджмент, Agile, Scrum, Kanban, Six Sigma и PRINCE2.

Например, Университет ИТМО совместно с посольством США запустил в 2019 году программу дополнительного профессионального образования ITMO Advance, чтобы помочь людям, которые не могут найти работу или продвинуться в профессии. Студентов учили новым цифровым и бизнес-навыкам, помогали повысить уровень владения английским языком и прокачать софт-скиллы. Для этого курса я разработала программу блока «Предпринимательство», и было очевидно, что его стоит построить как проект.

Суть этого проекта

Студенты сами выбирали близкую для себя бизнес-идею — кто-то хотел бизнес по пошиву пижам, а кто-то — агентство по локальному туризму. Каждый новый модуль предполагал поэтапное развитие своего бизнес-плана — например, анализ рынка и конкурентов, определение целевой аудитории, выбор бизнес-модели и так далее. К концу почти годичного курса у участников программы уже были наработки для запуска своего бизнеса, а некоторые действительно начали его. Студенты программы «прожили» свои проекты, и даже если они не получили видимого результата, то уже попробовали себя в деле и поняли, например, что оно им не подходит.

Групповой ученический проект

Этот формат — самый популярный, ведь работать в группах легче и комфортнее. Так, на курсе «Психология предпринимательства» в ИТМО ребята выбирали интересное им бизнес-направление, анализировали рынок и вместе делали небольшие виртуальные проекты — например, открывали свою мини-кофейню или запускали другие небольшие предприятия.

В пример можно привести и форум «Тебе решать», проведённый «Сбером» и ИТМО в рамках олимпиады «Я — профессионал». Участие в нём принимают студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры. Ребята со всей страны приезжали к нам, слушали лекции практикующих специалистов из «Сбера», «Яндекса» и ИТМО, а после объединялись в команды для создания проектов по тематикам, предоставленным банком-партнёром. Благодаря своим проектам они могли зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем и получить льготу для поступления в магистратуру.

Вести проект могут не только студенты, но и преподаватели. Это отличный способ разнообразить обучение, наглядно демонстрировать на протяжении курса применение теории и заодно проверять, хорошо ли закрепились знания в головах студентов. Например, в своём курсе «Образовательный гейм-дизайнер», который проходил на площадке «Ра-курс», я предложила каждому участнику создать собственную игру по выбранной ими теме и одновременно запустила свой преподавательский проект — тоже игровой. Его тему и детали выбирали коллективно, в итоге на протяжении всего курса мы создавали деловую игру по целеполаганию:

Идея для развития онлайн школы

KeyStock / Shutterstock

Хакатоны изначально возникли в IT-среде. Их суть заключается в следующем: в одном месте собирается несколько команд разработчиков, организатор хакатона объявляет сложную IT-задачу — написать новую программу с определёнными функциями или «хакнуть» действующую программу, то есть найти в ней уязвимость, или что-то подобное. На решение задачи даётся короткий срок (обычно от 8 до 72 часов), и всё это время команды не покидают помещение, где проходит хакатон. Команда, которая быстрее всех справится с задачей, получает приз. Со временем формат хакатонов вышел за рамки IT-мира и стал применяться в совершенно разных сферах.

В классических программах мы, конечно, не запираем участников в комнате на несколько суток. Тем не менее учебные программы в похожем формате тоже существуют. Привлекательность хакатона заключается в быстром достижении цели, необычной обстановке и в хорошем призовом фонде — поощрением может быть денежная награда или, например, финансирование проекта-победителя спонсором, как делают во многих крупных технологических компаниях.

Но организовать процесс непросто: надо подобрать заказчиков-спонсоров, менторов для работы с командами и решить ещё массу других задач, которые после перехода на тотальный дистант сконцентрированы вокруг обеспечения техникой и обратной связью.

Для практико-ориентированных курсов, в рамках которых могут быть сложные практические задания, рассчитанные на групповое решение. Упрощённая версия хакатона может помочь, когда есть риск, что учащиеся заскучают из-за большого количества однообразных действий.

В своей практике я не применяла хакатон в чистом виде, но использовала его упрощённую версию для формата онлайн-защиты итоговых (выпускных) проектов. Вот как это было.

Защита итоговых проектов в формате хакатона

Ситуация: 24 участника корпоративного обучающего курса, которым надо рассказать о своём итоговом проекте, показать презентацию и получить обратную связь. Если выделить на выступление каждого, включая вопросы и ответы, по десять минут, то в сумме на весь процесс уйдёт больше четырёх часов.

Проблема: концентрация внимания слушателей быстро упадёт, они устанут смотреть чужие доклады, даже если те будут им интересны. К тому же защита проходила онлайн — значит, большинство выключится из процесса после собственной «минуты славы».

Решение: защиту проекта каждого участника перевели в групповой формат — так, чтобы сокурсники тоже были активно заняты в процессе, а не просто пассивно слушали. Вот как это сделали:

Симуляция — проживание максимально близкого к реальности опыта. Она бывает как в офлайн-форматах, так и цифровой: от тренажёров по вождению в автошколах до специальных 3D-атласов по анатомии человека, используемых в подготовке хирургов. В любом случае суть в том, что в безопасных условиях учащийся может пройти через процессы, с которыми ему предстоит столкнуться в реальности.

Плюсы симуляции: наглядность учебного материала и вовлечение учащихся. Если лекцию или главу из учебника можно понять не до конца, то после симуляции вопросов обычно уже не остаётся. Этот инструмент изначально появился в подготовке космонавтов, пилотов, водителей — то есть профессий с особыми рисками. Теперь же его используют в самых разных сферах, но именно отсутствие рисков при отработке практических навыков привлекает в симуляции.

Для обучения тем рабочим процессам, в которых в ближайшем будущем точно ничего не изменится. Например, типичные лабораторные опыты с большой долей вероятности останутся теми же, что были многие годы. В иных случаях велик риск того, что пока симуляцию создадут и введут в учебный процесс, она уже устареет — не будет отражать современный опыт. Создание симуляции, как любой технологии, требует значительных инвестиций и времени.

В качестве примера удачной симуляции можно привести проект Virtonomica — он объединяет экономические симуляторы и тренажёры для начинающих предпринимателей. В многопользовательских играх без жёстких сценарных рамок любой человек может попробовать себя в роли бизнесмена, вывести на виртуальный рынок свой продукт, «пободаться» с конкурентами или стать боссом огромной корпорации. Организаторы изредка добавляют сюда новые механики, но основные изменения привносят сами игроки. Кстати, у игры есть демоверсия — там можно познакомиться с интересными механиками и вдохновиться на собственные свершения.

Ещё один пример — симулятор для юристов, созданный участницей одного из моих курсов. Он детально проработан: там есть и кейсы, которые встречаются юристам на практике, и организационные сложности, которые могут появиться в работе. История рассказывается с помощью разных элементов — текстовых, анимационных презентаций и квизов.

Идея для развития онлайн школы

Gorodenkoff / Shutterstock

Такая учебная задача, как исследование, позволяет студентам сформулировать какую-то гипотезу и подтвердить или опровергнуть её в процессе обучения.

Исследование позволяет ученикам лучше разобраться в теме, а также подобрать подходящие для себя методы или практики и даже создать собственную систему таких практик. Широкий спектр методов плохо воспринимается и запоминается, а исследование позволяет устранить этот пробел.

Эта форма используется в самых разных дисциплинах, где есть возможность проверить теорию на практике. Так, студенты-медики могут от занятия к занятию формировать картину определённого заболевания, ставить диагноз и пробовать разное лечение, будущие маркетологи проводят исследование сегментов рынка, а историки в подробностях изучают какое-то явление или событие.

Если предмет изучения — «софтовые» навыки, то исследование можно заменить на самоисследование. Этот процесс представляет собой самопознание и поиск индивидуальных решений. Участники курса исследуют собственные возможности и различные методики, которые помогут им, например, достичь определённой цели или просто стать счастливее.

Самоисследование позволяет учащимся получить мотивацию продолжать обучение и заниматься развитием своих навыков.

В моей практике было несколько онлайн-марафонов в формате самоисследований, проводились они через мессенджеры. Например, марафон по целеполаганию был построен по сценарию типичного «пути героя». Проектируя этот марафон, мы с коллегами опирались на знаменитую книгу Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Участники марафона проходили по этапам «пути героя», для каждого из которых была подобрана своя техника. Так, для этапа «инициации» предлагалось , позволяющее участнику отрефлексировать, в какой жизненной точке он находится, а для этапа «зова» — техника «цели — ценности», помогающая выявить цель, достижение которой сделает его максимально счастливым.

В основу другого марафона — по тайм-менеджменту — мы с коллегами-методистами заложили не этапы, а классификацию Ицхака Адизеса. Такая структура помогала выстроить каждому участнику собственную гипотезу — что может ему подойти, а что точно нет. Типология позволяла выбрать наиболее близкие к ней методы по организации своего времени.

Конструктор работает по простому принципу — методист формирует блоки курса, а темы для подробного обсуждения выбирают сами участники. Это своеобразная , когда полностью убрать тот или иной уровень не получится, но в наших силах вытащить отдельные кубики и поэкспериментировать с ними.

Как и в случае с групповым проектом, этот формат позволяет ученикам влиять на программу, подбирать что-то полезное для себя и заодно погружаться в теорию, без которой выбрать практику невозможно.

Для преподавания очень объёмных, но непрофильных для конкретной целевой аудитории тем, которые нужно «вложить» в них за короткий срок. Например, курс права для студентов-экономистов (понятно, что за один семестр невозможно изучить всё то, что студенты-юристы проходят за четыре года, поэтому создаётся курс-ликбез по основам).

Конструктор можно использовать и в образовательных учреждениях, и в корпоративном обучении.

Подобный формат я делала несколько лет назад для студентов ИТМО, когда мне предложили прочитать им курс с ёмким названием «Психология». Задача была сложной, поскольку в техническом вузе знаний по психологии даётся минимум, и есть всего одна попытка, чтобы увлечь ребят предметом и не разочаровать их. При этом глубоко погрузиться в тему психологии за 5–6 занятий просто невозможно, поэтому и был задействован конструктор: на лекции я давала студентам теорию, а они на основании этого материала выбирали тему, которую хотели бы изучить подробнее, и предлагали обоснование своего выбора. Те, кто не посещал лекции, не могли повлиять на выбор практической темы — благодаря этому бонусу я получила лучшую посещаемость за все курсы, которые когда-либо вела.

Кстати, однажды я обнаружила записку с благодарностью от студентов того самого потока и выложила её в социальных сетях, а на пост откликнулась их куратор — оказалось, что ребята спустя несколько лет с удовольствием вспоминали курс «Психология». Такая вовлечённость и заинтересованность темой — и есть лучшая награда для преподавателя.

Эта статья подготовлена на основе вебинара «Больше, чем лекция: 6 неклассических способов провести курс», который прошёл на онлайн-площадке «Ра-курс».

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Идея для развития онлайн школы

Обучение становится прибыльным бизнесом. По данным Сколково — объем рынка онлайн-образования в России превышает 21 миллиард рублей. И ежегодно цифра будет расти на 20%. Если вы давно мечтали открыть онлайн-школу, сейчас самое время. В этой статье мы расскажем, что важно учесть на старте.

Этап 1. Выбор ниши

Ниша — услуги, которые вы предлагаете. Это опорная точка в развитии бизнеса. Если ниша выбрана правильно, проект принесет прибыль.

Какие ниши нужны на старте? Узкие и глубокие. Узкие — когда вы охватили определенную группу людей. Глубокие — помогли этой группе решить конкретную задачу.

Пример: онлайн-курсы по фотографии. Курсы по фотографии — слишком широкая категория. Сюда входят разные жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, винтаж, репортажная съемка. Сократим охват до одного направления, к примеру, репортажной съемки. Это уже уютная ниша, но масштаб еще велик. Кого будете тренировать — профи или новичков? Ведь программы обучения у них будут отличаться. Сузим фокус до курсов по основам репортажной съемки для начинающих. Теперь это четко определенная ниша.

Идея для развития онлайн школы

Юрий Пьянков,            бизнес-тренер

«Узкая ниша позволяет стать крупной рыбой в мелком пруду. Вы можете доминировать в своей категории, а затем занять и другие водоемы.

Это значит, что как только вы освоите одну нишу, можно расширить бизнес и занять другую узконаправленную. Главное на начальном этапе не быть всем для всех — это маркетинговая ошибка. Это не значит, что нельзя предложить широкий объем услуг. Но вы должны понимать, что для каждой категории услуг нужна отдельная маркетинговая кампания».

Этап 2. Анализ целевой аудитории (ЦА)

Целевая аудитория  — группа людей, которым интересен ваш продукт. Правильно определенная ЦА позволяет быстрее наладить диалог с клиентами и запустить продажи. Как описать целевую аудиторию:

Пример: онлайн-курс по репортажной съемке для новичков. Молодые люди 18-25 лет. Низкий уровень дохода. Живут в регионах. Не женаты. Учатся в университете, в свободное время фотографируют. Хотят создавать яркие снимки и превратить хобби в профессию. Прочитали дюжину книг по фотоделу, изучают Photoshop по бесплатным видеоурокам на YouTube. Рациональны в выборе, так как нет возможности делать спонтанные покупки. Тщательно сравнивают цены. Любят скидки. Никогда не покупают сразу.

Курсы, построенные на домыслах преподавателей, никто не покупает. Чтобы зарядить контент максимальной пользой, отталкивайтесь от задач целевой аудитории. Для этого после выбора ниши придется идти в «поля» и задавать вопросы потенциальным клиентам. О чем спрашивать?

Совет: как правильно задавать вопросы потенциальным клиентам, научит книга «Спроси маму» Роба Фицпатрика.

Идея для развития онлайн школы

Евгений Уткин, основатель онлайн-школы «Класс Консалтинг»

Интервью лучше проводить вживую. В крайнем случае, по телефону или месенджеру. Только не стандартный опрос в соцсетях. Работать лучше вдвоем: один задает вопросы, второй фиксирует ответы и реакцию собеседника.

Изучите также конкурентов, отзывы клиентов, посмотрите тематические форумы. Чем больше информации найдете и подробнее ответите на вопрос «Чем полезен ваш продукт для клиентов?», тем точнее будет прицел».

Этап 3. Выбор формата обучения

К примеру, вы решили запустить онлайн-курсы по интернет-маркетингу или дистанционно готовить школьников к ЕГЭ. У вас есть опыт, примерная программа обучения и комплект лекций. Осталось только правильно это упаковать. Рассмотрим 4 популярных формата:

Подборка полезных статей

Самый простой вариант — подготовить серию статей и продавать их по подписке. Оплата картой, электронными деньгами и по счету для организаций. Первый урок — на следующий рабочий день после оплаты.

Такой формат работает по принципу студенческой зачетки — сперва ты работаешь над рассылкой, потом рассылка работает на тебя.

Хороший ход — кроме теоретической базы предложить проверку домашних заданий, чтобы ученики смогли закрепить знания и получить обратную связь. Посмотрите, как это сделал «Мегаплан» в дистанционном курсе о повышении продаж с помощью скриптов.

Идея для развития онлайн школы

Проверка домашних заданий повышает ценность электронного курса и увеличивает число заказов

Однако формат почтовой рассылки подойдет не для каждого курса. К примеру, научить редактуре текста или азам интернет-маркетинга — можно, а монтировать видео или чинить автомобиль — вряд ли.

Преимущество подхода: минимум усилий и финансовых вложений. Всё, что нужно для старта помимо контента, — интернет-страничка, с которой вы будете получать заказы, счёт в банке и электронная почта.

Видеоуроки

Видеоуроки сделают обучение максимально наглядным, поэтому формат подойдет практически для любого курса. К примеру, самарский аэрокосмический университет дистанционно учит строить ракеты и самолеты.​​

Первая из восьми видеолекций по основам авиа- и ракетостроения

Главное — продумать формат видеоуроков. Это может быть скринкаст — запись с экрана компьютера с закадровым голосом, который комментирует происходящее в видео.​​​

Фрагмент видеоурока «Как создать собрание в MS Outlook»

Для других задач больше подойдет стандартный учебный ролик или видео с «говорящей головой».​​

Идея для развития онлайн школы

Съемка, озвучка, монтаж, цветокоррекция — качественные видеоуроки требуют определенных вложений на старте. Но только на старте, после остается только продавать курс и считать прибыль.

Подробнее о том, какой формат видеоуроков выбрать и как самостоятельно создать качественный обучающий ролик, читайте в статье от экспертов по дистанционному обучению.

Преимущество подхода: вы не тратите время на разъезды и выступления. Достаточно один раз снять видео и продавать к нему доступ. Можно доходчиво объяснить любую тему: от основ интернет-продвижения до занятий плаванием.​

Обучение проходит в формате «смотри — повторяй». Однако видеоуроки не дают обратной связи: если вы хотите проверять домашние задания учеников и разбирать их ошибки, придется продумать каналы общения. Это могут быть закрытые скайп-сессии, видеоконференции на YouTube или обсуждения в социальных сетях.

Электронные курсы

Электронный курс вобрал все лучшее из других учебных форматов. В курс вы можете упаковать лекции, видео, музыку, инфографику, сделать тест для самопроверки или интерактивную игру.

К примеру, основатель школы «Академия Excel» Дмитрий Якушев дистанционно учит клиентов работать в таблицах MS Excel. К примеру, этот электронный курс с видео помогает подготовиться к собеседованию по Excel, освоить 23 формулы и проверить знания с помощью трех тестов разной сложности.​

Идея для развития онлайн школы

Бизнес-тренер и руководитель студии электронных курсов New York Александр Виноградов в этом материале рассказывает менеджерам по продажам, как правильно делать холодные звонки.​​​

Идея для развития онлайн школы

Идея для развития онлайн школы

Идея для развития онлайн школы

Все эти курсы сделаны из простых PowerPoint-презентаций в приложении iSpring Suite. Как оно работает: после того, как вы установите Suite на компьютер, в PowerPoint появится отдельная вкладка.

Идея для развития онлайн школы

Добавляете в презентацию картинки, аудио, видео, тесты — курс готов. Можно загрузить его на сайт или отправить клиентам электронной почтой.

Преимущество подхода: в электронном курсе вы можете комбинировать разные форматы материала, чтобы раскрыть тему максимально точно. Фото, видео, музыка, тексты, инфографика — все становится частью полезного информационного продукта. В конце можно поставить тест, чтобы ученики закрепили знания, или создать интерактивную игру.

Вебинары

Это очный семинар в онлайн-режиме: вы читаете лекцию ученикам сразу из нескольких городов, только при этом сидите за компьютером дома в удобном кресле и мягких тапочках.

Вебинар похож на беседу по Skype: можно говорить в микрофон, писать в чат, показывать рабочий стол на ПК или презентацию. Лекцию тут же можно записать на видео и отправить слушателям после выступления вместе с методическим материалом: презентацией или статьей.

К примеру, онлайн-университет Skillbox через вебинары учит клиентов дизайну, маркетингу,  SEO-продвижению и управлению проектами. А «Яндекс» готовит школьников к ЕГЭ и ОГЭ. Лекции читают сотрудники ведущих вузов страны.

Идея для развития онлайн школы

Преимущество подхода: вебинары экономят время. Вам не нужно тратить время на дорогу и деньги на аренду помещения для лекции, при этом обучать можно клиентов из нескольких городов. На вебинаре вы работаете со слушателями: задаете и отвечаете на вопросы, проводите голосование, тут же тестируете клиентов.

Советы по длительности занятий:

В каждой сфере — своя специфика, но эти средние цифры дадут ориентир и помогут запустить курс без перегибов. Обязательно в начале покажите клиентам план обучения. Объясните, что ждет на каждом этапе, какие есть правила, бонусы и ограничения. Прикрепите к письму ссылки на сервисы и группы для общения. Дайте людям карту местности и фонарик, чтобы им было легче ориентироваться в курсе.

Идея для развития онлайн школы

Александр Виноградов, основатель студии по разработке онлайн-курсов New York

«На старте совсем не обязательно доводить продукт до совершенства. Сделайте минимально жизнеспособную версию и запустите тестовые продажи. Так вы сможете «прощупать» аудиторию, измерить градус интереса.

Проведите несколько вводных уроков, соберите отзывы и рекомендации от клиентов. Если проект «выстрелил», работайте над качеством уроков. Если нет покупок, нужно вновь идти «в поля», проводить проблемные интервью с клиентами и затачивать учебную программу под интересы аудитории».

Этап 4. Выбор инструментов для обучения

У вас готов материал, который можно показать клиентам. Но как это сделать? Чаще всего офлайн-тренеры без опыта рассылают контент по электронной почте. Но это все равно что провести очный тренинг на улице или в подвале.

Помочь выбрать платформу для продажи курсов поможет наша обзорная статья. Мы рассмотрели 5 наиболее популярных платформ с различными механиками организации и продажи курсов.

Такой малобюджетный вариант оправдан на этапе тестирования бизнес-идеи или изучения спроса. Для серьезного проекта понадобится дополнительный инструментарий.

Инструменты для организации онлайн-курсов

Идея для развития онлайн школы

Дмитрий Якушев, основатель онлайн-школы «Академия Excel»

Из отдельных материалов — презентаций, видео, электронных курсов, статей — можно создать программу обучения. Пользователь проходит ее поэтапно, шаг за шагом.

Идея для развития онлайн школы

По сути, программа обучения — это отдельный онлайн-курс. За него можно назначить цену и привязать удобную платежную систему. СДО автоматизирует прием платежей, открывает доступ к курсам и ведет учет слушателей. Вся статистика по оплате фиксируется.

Если я хочу проверить учеников или дать обратную связь, то назначаю для них вебинар или провожу тестирование. По отчету я вижу, какие курсы проходят чаще всего, что нравится и не нравится клиентам. Это помогает мне улучшить учебную программу».

Когда выбрана ниша и оформлен продукт, пора в крупную клетку прорисовать бизнес-модель — как онлайн-школа станет зарабатывать деньги.

Продажа курсов

Бесплатным контентом Udemy привлекает новых клиентов, получает через форму регистрации на платформе их почту и номер телефона, расширяя так базу потенциальных покупателей. Им можно позвонить и продать дополнительный курс или сделать рассылку с анонсами новых платных уроков.

Некоторые проекты бесплатно предлагают пройти часть курса. По такому принципу работает приложение Geeksmath. Здесь можно пройти часть лекций по высшей математике, статистике, линейной алгебре или эконометрике. За полный курс придется заплатить.

Бесплатный курс – платный сертификат

Coursera тоже не берет деньги за часть курсов, зато сделала платными сертификаты об окончании обучения. Они стоят $50-100. Суть в том, что курсы проводят ведущие мировые университеты, и сертификат— ценное пополнение к портфолио.

Продажа подписки на определенный период

Образовательный проекут Udemy продает по подписке сразу серию курсов. Цена на комплект ниже, чем на один курс.

Идея для развития онлайн школы

«Никто не готов платить даже 300 рублей за два часа полезной информации незнакомцу. Грейте своих клиентов: отправляйте полезные материалы по email, бесплатно консультируйте по сложным вопросам, добавьте клиентов в друзья в соцсетях. Сперва вы работаете на репутацию, после репутация работает на вас.

На начальном этапе нужно быть готовым к тому, что прибыль окажется низкой. Первые полгода я ничего не зарабатывал. При этом не нужно быть как все: лить воду на бесплатном вебинаре, чтобы только получить адреса почтовых ящиков, и говорить по теме на платных. Пусть люди ничего не купят после первой онлайн-встречи, но они обязательно к вам вернутся, если вы им один раз помогли. Так после очередного бесплатного вебинара мне позвонила одна из участниц и предложила провести целую серию корпоративных тренингов для ее компании».

Этап 6. Поиск продюсера

По данным Акселератора онлайн-школ, 90% ошибок возникает на этапе, когда эксперт пытается одновременно создавать полезный контент и продюсировать курсы. В итоге времени не хватает ни на материал, ни на продвижение.

Идея для развития онлайн школы

Владимир Раджапов, диджитал-продюсер онлайн-университета Skillbox

«Я рекомендую эксперту заниматься  исключительно продуктом, а для развития бизнеса нанять продюсера или проджект-менеджера. Каждый должен делать то, что лучше всего получается.

Где искать партнера? Например, на отраслевых выставках и конференциях — здесь собираются представители компаний, заинтересованных в сотрудничестве. Но придется заплатить взнос и вложиться в оформление стенда.

Часто бизнесмены создают некоммерческие ассоциации для сотрудничества. Также существуют специальные сайты для поиска бизнес-партнеров. К примеру, biznet.ru. Здесь можно разместить свое предложение или изучить чужие проекты.

Если для старта не хватает ресурсов, воспользуйтесь Kickstarter. Это платформа для привлечения денег на проекты. Принцип работы следующий: у вас есть идея, вы описываете ее на Kickstarter, указываете срок запуска и нужный бюджет. Пользователи, которым понравился проект, просто перечисляют деньги на указанный счет».

Kickstarter — это еще и хорошая рекламная площадка. Если продукт интересный, о нем узнают и заговорят. Возможно, у вас даже появятся первые клиенты.

Запомнить

Платформа для онлайн-школы помогает создавать онлайн-курсы, обучать клиентов и получать за это деньги. Это основной инструмент для развития инфобизнеса.

В статье мы разобрали шесть популярных платформ для онлайн-школы в России. Обзор поможет вам быстро сравнить решения между собой и выбрать подходящий вариант для своей школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *