Разбираемся в особенностях дистанционного обучения

Руководитель Forbes EducationForbes Staff
Дистанционное обучение появилось задолго до эпохи интернета и начало обретать массовость еще в середине XIX века. Тогда главным (и единственным) средством удаленной коммуникации были почтовые отправления: профессора и студенты обменивались учебными материалами и домашними заданиями в письмах. Первая официальная программа дистанционного обучения была зарегистрирована в Бостоне в 1873 году, а в 1911 году австралийский Университет Квинсленда (The University of Queensland) открыл факультет, на котором студенты учились по переписке.
Изобретение радио, а затем телевидения, сделали дистанционное образование более увлекательным и одновременно доступным большему числу людей. В начале 1950-х гг. Университет Хьюстона (The University of Houston) запустил первый в истории образовательный канал KUHT (сегодня он известен под названием HoustonPBS), который транслировал университетские лекции. Многие из учебных курсов стояли в вечерней телепрограмме, чтобы зрители смотрели видеоуроки после работы.
Появление ПК и интернета совершили революцию в дистанционном образовании: оно стало более интерактивным, доступным, персонализированным и динамичным. В 1989 году Университет Феникса (The University of Phoenix) запустил первые в истории университетские онлайн-программы бакалавриата и магистратуры. А в начале 1990-х годов руководитель сети американских кабельных телеканалов Гленн Джонс открыл первый в мире университет, обучающий только через интернет. Jones International University (JIU), в отличие от классических вузов, был коммерческим предприятием и специализировался на бизнес-образовании, а также педагогике. В 1999 году Университет Джонса получил официальную аккредитацию в США, чем спровоцировал настоящий скандал: по мнению американского академического сообщества, JIU не мог считаться полноценным университетом.
За прошедшие с тех пор два десятилетия онлайн-образование стало привычным для многих из нас: 98% университетов предлагают дистанционные программы, а совокупное число пользователей глобальных онлайн-курсов уже достигло 180 миллионов человек. Благодаря появлению новых технологий, опыт обучения в дистанте становится все богаче и разнообразнее. Тем не менее, онлайн по-прежнему вызывает много споров. Может ли обучение через интернет сравниться с классическим, особенно если речь идет о «серьезном» образовании – бакалавриате, магистратуре или программах МВА?
Мнимое противостояние: online или offline?
По мнению директора по развитию российской онлайн-платформы Skillbox Евгении Герман, разница между онлайн и офлайн не так велика, как принято об этом говорить: и то и другое – образование, а онлайн – всего лишь средство доставки контента. При выборе образовательного продукта в первую очередь важна не форма, а суть – каких целей вы достигнете, к чему вам поможет прийти это обучение.
Безусловно, учеба онлайн отличается от классической. Однако сложно говорить о том, что какой-либо из форматов лучше другого. То, что для одного студента станет достоинством, для другого может оказаться недостатком. Чтобы ответить на вопрос, стоит ли получать диплом онлайн, важно взвесить все «за» и «против» и сопоставить их со своими ожиданиями и целями.
Онлайн-формат дает колоссальную свободу выбора. Вы можете учиться из любой точки земного шара и выбирать университет или бизнес-школу не по географическому, а по качественному признаку: знаменитые Гарвард, Стэнфорд и другие ведущие учебные заведения мира, равно как и лучшие российские вузы, становятся намного ближе и доступнее.
Известный хэдхантер Алена Владимирская считает, что главное преимущество любой профессионально ориентированной онлайн-программы – низкая цена и доступность. Это знания, которые можно получить быстро, дешево и тогда, когда вам это нужно. Это большая и важная история.
Обратная сторона обучения «из дома» – отсутствие погружения в университетскую среду и, как следствие, менее насыщенный опыт студенческой жизни. Как известно, образование – это намного больше, чем диплом или набор академических знаний. Это еще и новые знакомства, общение за пределами занятий, а в случае с обучением за рубежом – захватывающий, обогащающий опыт жизни в другой стране.
СEO глобальной образовательной платформы Coursera Джефф Маджионкальда разъясняет: люди, которые учатся в магистратуре старше, у них часто есть семьи и работа. Для них цена классического образования возрастает: нужно бросить работу, поехать на кампус. Онлайн-программы для них – оптимальное решение. Студенты бакалавриата обычно не работают, им не нужно жертвовать чем-либо ради образования. К тому же, для них важна университетская жизнь – развлечения, новые друзья, возможность встретить будущего партнера. Социальная составляющая для бакалавриата намного более значима, чем для магистратуры.
Онлайн дает возможность учиться на протяжении всей жизни, совмещая обучение с работой и семьей. Большую часть программы вы можете осваивать в удобном ритме по собственному расписанию, не нужно тратить время на дорогу. Классические очные программы не могут предложить такой гибкости: ради диплома вам придется сделать как минимум годовой перерыв в трудовой деятельности, а подобные «простои» далеко не всегда идут на пользу карьере.
«Мы не заставляем студентов подстраиваться ежедневно под какое-то расписание. Большую часть уроков, лекций можно смотреть в удобное время. Онлайн-обучение позволяет сделать образование доступнее: студент из любой точки мира имеет возможность получать качественное и актуальное образование без необходимости переезжать и тратить дополнительные ресурсы на проживание в другом городе», –объясняет Евгения Герман.
Дистанционное обучение требует серьезной самодисциплины и самоорганизации. Если в традиционном формате вам ставят жесткие временные рамки, за вас планируют расписание, то в дистанте контроль времени, мотивация и определение промежуточных целей ложится на плечи самого студента. Такой формат подходит тем, кто сильно мотивирован на приобретение новых знаний, и малоэффективен для студентов, главным приоритетом которых является формальное получение диплома или нетворкинг.
Также важно понимать, что не всем людям комфортно учиться онлайн. Для некоторых студентов отсутствие ежедневного личного общения с преподавателями и однокурсниками может приводить к выгоранию и потере мотивации.
Многие студенты онлайн-программ выбирают дистанционный формат, чтобы не тормозить развитие своей уже состоявшейся карьеры. В результате, вашими однокурсниками могут оказаться люди, добившиеся успеха и высоких позиций в своей сфере. Кроме того, если речь идет о международных программах, вы познакомитесь с представителями самых разных стран и культур и, как следствие, услышите больше нестандартных точек зрения, почерпнете свежие идеи и разовьете навык межкультурной коммуникации.
Как считает Алена Савицкая, дистанционные программы отличаются намного более разнообразным студенческим составом с точки зрения географии, таким образом способствуя большей глубине и богатству дискуссий на занятиях, межкультурному погружению.
А Меган Шаплей, академический декан кампуса Geneva Business School в Барселоне, подчеркивает: «Все студенты нашей программы IEMBA – действующие руководители компаний. Очевидно, что у них чрезвычайно плотный рабочий график, который может часто меняться. Для них онлайн-программа – самый практичный вариант, поскольку позволяет находить время на обучение. Еще одно огромное преимущество – международный состав студентов, для которых обучение за рубежом не было бы возможно в очном формате из-за необходимости сочетать его с выполнением роли в компании».
Нетворкинг в бизнес-школах
Согласно исследованиям, симпатия и взаимное доверие возникают между людьми легче и быстрее, если они взаимодействуют офлайн. Несмотря на то, что за период пандемии мы привыкли к общению через экран монитора, и оказалось, что поддерживать контакт можно и дистанционно, новые знакомства по-прежнему проще заводить при очной встрече. Стремясь компенсировать возможные сложности с онлайн-нетворкингом, многие бизнес-школы предлагают комбинированное обучение: большая часть программы проводится онлайн, а несколько модулей – очно, что дает возможность студентам и преподавателям встретиться лично.
Алена Владимирская объясняет, что МВА – это не только про знания (знания вы можете получить из книг, из бесплатных онлайн-лекций, из Youtube). Главный плюс МВА –нетворк: возможность знакомиться с преподавателями и с такими же равными, как вы. Это всегда давало очень хорошие карьерные возможности: рядом учатся люди, которые видят вас в группе, они приглашают вас на позиции в своих компаниях; вас видит профессура, вас рекомендуют. Кроме того, существует огромное alumni-сообщество, которое старается брать «своих». Выпускники Стэнфорда берут выпускников Стэнфорда, выпускники Чикаго – выпускников Чикаго. В сообществах выпускников всегда были редкие вакансии, которые не появлялись больше нигде, там люди вместе делали бизнес, забирали друг друга на работу, легко поднимали инвестиции. Но это история про доверие. Она существует только тогда, когда люди видят друг друга, а в онлайне практически не работает. Тем не менее, онлайн-МВА – это легкодоступные знания, возможность их актуализировать и для многих людей прекрасная тренировка английского языка, который тоже очень помогает в карьере.
Позицию Алены Владимирской поддерживает и Меган Шаплей: учась онлайн, студенты получают возможность завязать знакомства с одноклассниками со всех концов земного шара. Программа позволяет наладить связи во время работы над совместными проектами и на еженедельных онлайн-встречах факультета. Онлайн открывает массу возможностей для международных студентов, но в то же время это слабая замена живому человеческому общению. Отношения людей в основе своей социальны и требуют взаимодействия лицом к лицу. «Поэтому мы поощряем наших студентов IEMBA участвовать в Leadership Development weeks – коротких учебных блоках, которые проводятся очно дважды за семестр» – заключает Меган.
По статистике, если говорить об объеме усваиваемых за единицу времени знаний, эффективность онлайн-обучения превосходит классическое. Это объясняется более активным и осознанным вовлечением в процесс. В онлайне вы можете учиться в своем ритме: возвращаться к темам, которые вызвали сложности, не задерживаться на материале, который и так понятен. Традиционное обучение, напротив, предполагает, что вам придется подстраиваться под темп других участников – как однокурсников, так и преподавателей. Алена Савицкая подчеркивает, что никогда прежде у нас не было такой возможности стать активными участниками учебного процесса. На традиционных уроках всё строилось на пассивном получении информации и коротких ответах на вопросы, а активное вовлечение студента ограничивалось 2-3 минутами за занятие. Современные технологии дали инструменты для организации обучения, позволяющие сделать каждого студента активным участником, а не пассивным слушателем.
Самый лучший способ развиваться: понять, что работает, что нет, и что нужно изменить в будущем, – считает Меган Шаплей, – качественный фидбек абсолютно необходим каждому студенту, это движущая сила изменений. И, как вам скажет любой преподаватель, фидбек не может сводиться только к цифрам. Имеют значение вовлеченность, отношение, заинтересованность и многие другие качественные характеристики, которые мы проживаем в реальной жизни. Сбор ценного фидбека онлайн не всегда прост и конструктивен – это один из вызовов онлайн-обучения.
Действительно, дистант дает инструменты для измерения вовлеченности и успехов каждого студента: можно узнать, сколько времени вы провели на платформе, с какой попытки справились с заданиями в тесте, насколько регулярно занимаетесь. Эти данные помогают вам увидеть прогресс, а преподавателю быстро оценить, насколько хорошо вы усвоили материал. В то же время, многие вещи сложно измерить цифрами, они требуют личного общения. В случае с онлайн-обучением преподавателю зачастую требуется больше усилий, чтобы по-настоящему узнать каждого ученика и дать персональный фидбек.
Каким бы выдающимся ни был преподаватель в традиционном классе, он не сможет отследить насколько равные возможности для участия получает каждый из учеников, – поясняет Алена Савицкая. Более того, проблема равнозначного вовлечения каждого студента более сложна: по данным исследований, на занятиях по изучению технических дисциплин мнение студенток спрашивают реже, чем мнение учащихся мужского пола. А технологии непредвзяты, они помогают исключить подобное неравенство.
Современному человеку очень непросто выбрать программу образования – слишком много различных факторов необходимо учесть, чтобы не ошибиться. И дистанционное обучение, с одной стороны, облегчает задачу, снимая вопросы границ, расписания и перерыва в карьере, но с другой – только добавляет сложностей, ведь необходимо решить, достаточно ли у вас мотивации и самодисциплины, умеете ли воспринимать информацию и получать знания через монитор, так уж необходимо личное общение с сокурсниками и профессорами, насколько качественно будет отслеживаться прогресс и т.д.
Выбор, как говорится, за вами. Но помните: «Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога» (Э.М. Ремарк).
Онлайн-образование на волне пандемии

Директор Forbes Russia EducationForbes Russia Contributor
Весной 2020 года система образования по всему миру пережила колоссальную встряску. Вместе с системой стресс пережили и родители, чьи дети перешли на дистанционное обучение. Согласно исследованиям, 84% учителей, 73% детей и 68% родителей испытывали стресс от онлайн-обучения во время карантина. Поскольку ни школы, ни вузы не были готовы к нему, переход прошел в экстренном режиме, а качество обучения в большинстве случаев оставляло желать лучшего.
Но были и плюсы: обстоятельства вынудили профессоров из самых престижных университетов мира, выдающихся педагогов и всех учителей планеты вложить свой творческий и профессиональный потенциал в онлайн-образование. Никогда еще научное сообщество не тратило столько сил на то, чтобы придумать эффективные модели дистанционного обучения.
Как известно, еще до пандемии мировой рынок EdTech демонстрировал активный рост и по некоторым прогнозам к 2025 году объем инвестиций в онлайн-образование должен был достичь $350 млрд. По мнению инвестора и ярой сторонницы EdTech Деборы Кваззо (GSV Ventures), с учетом новой реальности прогнозы стоит скорректировать: через 5 лет объем рынка может достичь $1 трлн.
Самое время вспомнить распространенные стереотипные вопросы об онлайн-образовании и попробовать разобраться, какие из них обоснованы, а какие – нет.
Онлайн-обучение менее эффективно, чем очное?
Сегодня эксперты сходятся во мнении, что сравнивать онлайн и офлайн в принципе некорректно. У обоих форматов есть свои неоспоримые плюсы, а эффективность будет разной для каждого конкретного случая. Результат зависит от контекста, предмета, целей обучения, личных характеристик ученика, качества реализации учебного продукта и бесконечного множества менее очевидных факторов.
Рынок онлайн-образования очень разнообразен – это массовые открытые онлайн-курсы (такие как Coursera, EdX, Udacity, Udemy), образовательные платформы широкого профиля, b2b-решения (в первую очередь, различные LMS), обучающие мобильные приложения и компьютерные игры, инструменты для видео-конференций, виртуальные уроки с преподавателями и многое другое. Вопрос «Что эффективнее?» не имеет смысла. Важнее понять: «Как правильно комбинировать форматы и инструменты, чтобы добиться наилучшего результата?».
Неслучайно после первой волны пандемии подавляющее большинство ведущих университетов мира заявили о планах по внедрению комбинированного обучения (blended learning), когда классические очные занятия дополняются работой на онлайн-платформе.
Это решение вызвано не только необходимостью подготовиться к возможному продолжению пандемии, но и объективными причинами: согласно проведенному в США опросу, 81% студентов считают, что использование вспомогательных цифровых инструментов существенно улучшает их успеваемость в вузе.
В будущем онлайн вытеснит традиционные формы обучения?
В эпоху life-long learning, когда нам необходимо регулярно осваивать новые знания и навыки, успевая при этом работать и жить, онлайн-обучение становится очень важным инструментом. Дистанционный формат удобен для повышения квалификации, развития конкретных узких навыков, знакомства с новыми программами и цифровыми инструментами.
Быстрое освоение специфических навыков очень пригодилось во время самоизоляции. Представители глобальной образовательной платформы Udemy отмечают, что в первую волну пандемии в числе наиболее популярных курсов оказались уроки по проведению видеоконференций в Zoom и управлению виртуальной командой.
В то же время, многие специальности требуют фундаментального образования, часто с использованием сложной научно-технической базы. Вряд ли кто-то захочет лечиться у врача, получившего диплом дистанционно, даже если он тренировался на самых современных симуляторах. Кроме того, у классического образования есть неоспоримое преимущество – живой контакт участников. Современные технологии бесконечно далеки от того, чтобы создавать настоящее «ощущение присутствия». Харизма преподавателя, невербальное общение, атмосфера класса вдохновляют и вовлекают в процесс обучения. Во время очных занятий лучше работает нетворкинг, именно поэтому традиционный МВА востребован работодателями намного больше, чем дистанционный.
Отдельная сложность возникает с онлайн-обучением детей. Чем младше ребенок, тем выше его потребность в движении, осязании и физическом, а не виртуальном контакте с учителем и одноклассниками. Перевод младших школьников на «дистант» оказался самым проблематичным. Несмотря на то, что к повторному карантину (если он случится) школы подойдут более подготовленными, онлайн-обучение в начальной школе по-прежнему навряд ли приблизится по качеству к очному, просто потому что комфортная образовательная среда для ребенка предполагает живое общение.
Удобство и низкая стоимость – главные преимущества онлайн-обучения?
Безусловно, возможность учиться в любое время и из любой точки мира – именно то, о чем думают люди, делающие выбор в пользу онлайн-обучения в «некарантинных» условиях. Дополнительным бонусом оказывается цена: как правило, дистанционные курсы стоят дешевле, чем их очные аналоги. Существуют и другие, менее очевидные, но не менее важные плюсы.
С переходом на дистанционное обучение многие школьные учителя заметили неожиданный эффект: в то время, как у большинства учеников результаты ухудшились, у некоторых, напротив, произошел прорыв. Похоже, радикальная смена формата способна творить чудеса, когда привычное обучение заходит в тупик.
Заниматься онлайн можно в своем ритме. Благодаря возможности в любой момент вернуться к изученному, задержаться на сложной теме и быстро проскочить уже знакомый материал, взрослые ученики тратят на 25-60% меньше времени на обучение по сравнению с классическим форматом.
При этом, низкая стоимость и доступность онлайн-образования имеют и обратную сторону. По статистике, больше половины зарегистрировавшихся на онлайн-платформах никогда не начинают обучение, а среди начавших до конца доходят всего 20-60% пользователей. У классических очных курсов процент учеников, успешно завершивших обучение, значительно выше. Онлайн-обучение менее персонифицировано, его проще проигнорировать, ведь ученик несет ответственность за результат только перед собой, а обучение всегда можно отложить «на потом».
Онлайн-образование не котируется на рынке труда?
Безусловно, если говорить о фундаментальном образовании, таком как бакалавриат, магистратура или программы МВА, ценность традиционного диплома в глазах работодателя по-прежнему несопоставимо выше.
Если же речь идет о программах дополнительного образования, упоминание пройденного онлайн-курса точно не испортит резюме. Изучение иностранных языков, освоение новых программ и платформ, развитие дополнительных навыков – все это демонстрирует работодателю заинтересованность соискателя в личном и профессиональном развитии.
К тому же, важно помнить, что всё больше работодателей (в т.ч. такие гиганты, как Apple, IBM, Google) меняют свои практики найма, ставя в приоритет фактические навыки соискателя, а не формальные дипломы и сертификаты. Так что, в первую очередь, имеет значение, чему вы научились, а не где и как.
Качество онлайн-курсов оставляет желать лучшего?
Начнем с того, что и очное образование не значит качественное: встречаются как высококлассные, зарекомендовавшие себя программы, так и совершенно невостребованные, малоэффективные, а иногда даже шарлатанские. То же самое можно сказать об онлайн-образовании.
Существует множество онлайн-курсов и их число растет с каждым днем. По сути, любой человек, независимо от его уровня экспертизы, может запустить собственный курс. Отсутствие ценного контента, бессистемность, низкое качество материалов, тотальное непонимание даже базовых принципов обучения, – все эти проблемы действительно характерны для некоторых онлайн-программ. Однако не стоит судить об онлайн-образовании в целом на основе продуктов от недобросовестных создателей.
Чтобы не разочароваться в онлайн-обучении стоит следовать нескольким правилам:
Обучение, в любом случае, требует усилий и времени. Никаких секретных способов и уникальных методик не существует – это маркетинговая уловка и верный знак того, что вам продают иллюзию, а не реальные знания.
Старайтесь выбирать курсы от проверенных провайдеров: известных университетов и специализированных организаций.
В этом случае, вы сможете быть уверены в достоверности и актуальности того, чему вас учат. Кроме того, можно надеяться на профессиональную подачу материала, опирающуюся на современные методики обучения. Помните, создание качественного образовательного продукта требует много времени, инвестиций и экспертизы.
Решение о формате обучения зависит от того, чему вы хотите научиться.
Какие-то навыки можно усвоить дистанционно. В первую очередь – всё, что связано с работой на компьютере: изучение нового софта, веб-дизайн, программирование.
А вот в случае с изучением иностранных языков, развитием гибких навыков и получением комплексных знаний (вовлекающих разноплановые навыки), скорее всего, потребуется комбинировать разные методы и форматы обучения.
Если вам нужно освоить навык, который очень важен для работы, но лично вам не интересен, лучше искать форматы, где вас будет учить живой человек.
Удачным вариантом могут оказаться онлайн-уроки с преподавателем или курсы, где предполагается совместная работа с другими учениками. Человеческое взаимодействие способно мотивировать тогда, когда учиться не хочется.
Учитывайте свои личные предпочтения и ищите форматы, которые мотивируют именно вас.
Не стоит через силу зубрить новые английские слова в мобильном приложении только потому, что это приложение помогло вашему коллеге. Разные люди учатся по-разному. Если какой-то курс не сработал, не делайте поспешных выводов о своих способностях. Попробуйте другие форматы.
Обзор конкурентной структуры рынка онлайн-образования России
Несмотря на то, и отчасти благодаря тому, что рынок онлайн-образования России еще только формируется, он уже высоко конкурентен. Помимо крупных EdTech-конгломератов (VK, Skyeng, TalentTech, Яндекс) на рынке присутствует достаточное количество крупных, по российским меркам, игроков, в том числе из ТОП-15, которые представляют реальный интерес для анализа конкурентного присутствия.
Диаграмма 13 «ТОП-15 участников рынка онлайн-образования России»

Лидер сектора бизнес-образования, компания «Like Центр», является вторым, после «Skillbox Holding Limited» (с выручкой более 10 млрд руб.), номером ТОП-15 компаний рынка онлайн-образования России, с годовой выручкой свыше 7 млрд руб. (10% доля общего рынка онлайн-образования) в 2021 году.
Среди отдельных крупных игроков рынка онлайн-обучения России в 2021 году следует также выделить: университет «Синергия» с выручкой свыше 2 млрд руб. и лидера сектора корпоративного обучения университет «Актион» с выручкой около 2 млрд руб., онлайн-школу подготовки к экзаменам «Умскул» с выручкой свыше 2 млрд руб., онлайн-платформу корпоративного обучения «iSpring» c выручкой около 2 млрд руб., платформу для онлайн-школ «GetCourse» с выручкой 1,7 млрд руб., образовательный центр «Maximum Education» с выручкой 1,6 млрд руб. и детскую онлайн-школу по изучению английского языка «NovaKid» с выручкой 1,5 млрд руб.
Общий анализ деятельности ТОП-15 лидеров рынка 2021 года дает представление о конкурентном присутствии и о наиболее высоко конкурентных нишах рынка онлайн-образования России, среди которых сектор дополнительного профессионального образования, являющийся на текущий момент времени уже прямым конкурентом сектора высшего образования (четыре компании с совокупной 25% долей общего рынка), сектор изучения иностранных языков (две крупных компании с совокупной 16% долей общего рынка), сектор среднего школьного образования (четыре крупных компании с 11% долей общего рынка), сектор бизнес-образования (одна доминирующая компания с 10% долей общего рынка), сектор корпоративного обучения (две крупных компании с совокупной 5% долей общего рынка).
Общая выручка компаний ТОП-15 рынка онлайн-образования России составила в 2021 году порядка 51 млрд руб. (70% доля общего рынка).
Несмотря на достаточно высокую конкуренцию, занятую крупными мультиструктурными компаниями 44% долю текущего рынка онлайн-образования России (ТОП-100 EdTech-компаний), потенциал развития российского рынка, в том числе в силу его молодости, не исчерпан. Среди характерных особенностей зрелого, сконцентрированного, сформированного рынка, наличие хотя бы одной компании «единорога», оценка которой равна или превышает 1 млрд долл., а также наличие компаний второго слоя выручки, которые пока отсутствуют.
Именно компании второго эшелона, которые, возможно, только собираются выходить на рынок в ближайшей перспективе, наиболее технологичные из этих компаний, продолжат формирование рынка онлайн-образования России в среднесрочной перспективе и именно они, в первую очередь, будут представлять интерес для инвесторов, с точки зрения автора, в дальнейшем.
Существуют все предпосылки того, что будущий лидер, «единорог» рынка онлайн-образования России, пока еще неизвестен широкой аудитории или еще даже не создан.
В информатике, наряду с понятием “информация”, часто употребляется понятие “данные”. Данные – это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию.
Несмотря на то, что выводы любого аналитического исследования отчасти субъективны, из любой информации можно извлечь пользу, чего я Вам и желаю.

1. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: Edumarket, 2017-2021
2. Исследование Российского рынка онлайн-образования: Edmarket, 2020
3. Российский рынок онлайн-образования: Liberty Marketing, 2020
4. Мониторинг экономики образования, НИУ ВШЭ, 2016
5. РБК Тренды, по данным Smart Ranking: 2019-2022
6. Исследование российского рынка онлайн-образования, «Нетология», 2022
7. Иные открытые источники информации.
Что случилось с образованием для взрослых
Центр «Сколково» связывал падение во втором квартале 2022 года с тем, что весной люди оказывали предпочтение не таким долгосрочным вложениям, как образование, а сохранению капитала. Если раньше дорогие и длинные курсы продавались за счет рассрочек и кредитов, во время прошлогоднего колебания курса и изменения базовой ставки ЦБ это стало трудновыполнимым делом.
В июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech ИТ-кластера Фонда «Сколково», выделила несколько отраслей, которые получают поддержку и поэтому не проседают. «Сейчас самые популярные меры поддержки получает ИТ-отрасль, а значит, люди потянутся осваивать новые профессии. И спрос на обучение ИТ-специальностям компенсирует падение остального дополнительного профессионального образования», — отметила Царевская-Дякина.
Например, компания SkyEng, занимающая вторую строчку в рейтинге EdTech-компаний с выручкой больше 9 млрд рублей, развивает проект SkyPro, обучающий IT-профессиям с нуля. Как рассказала Forbes Life Светлана Шиманская, руководитель карьерного центра онлайн-университета рентабельного образования Skypro, спрос и интерес к обучению новым профессиям в IT рос последние несколько лет — и до сих пор остается быстрым способом за короткий период (не более одного года) обучиться и устроиться на хорошо оплачиваемую работу. «Сложно сказать, повлияла ли эмиграция на онлайн-обучение в целом. Явного скачка за последний год мы не заметили», — говорит Шиманская.
По ее словам, в 2022 году у учеников появился запрос на soft skills и взаимодействие с международными рекрутерами, компаниями и командами. Центр подстроился под новые реалии и актуализировал курсы под международный опыт. «Помимо этого мы подготовили ряд материалов: как пройти собеседование и устроиться на работу в международную компанию, где актуализировать знания, какие книги и порталы читать, а также — где общается международное комьюнити маркетологов, разработчиков, аналитиков», — рассказывает руководитель карьерного центра.
«Мы анализируем рынок вакансий, запросы компаний, а также уровень зарплаты специалистов сферы, — описывает ситуацию на рынке Шаманская. — С уверенностью можем сказать, что самые популярные профессии в IT — те, которые не требуют навыков программирования. Например, профессия аналитика данных, инженера по тестированию, графического дизайнера. Из более сложного — Java-разработчик, веб- и Python-разработчик».
Помимо этого, Диана Королева отмечает высокий спрос на изучение иностранных языков и получение новых microdegree (микроквалификации — получение навыков в узкой направленности). По ее словам, надстройки новых специальностей — тренд этого года. Вячеслав Юрченков, начальник Центра развития образовательных технологий и руководитель проекта EduTech Club СберУниверситета, в беседе с Forbes Life обозначил тренд на практико-ориентированное обучение, которое пригодится уже завтра. Главными мотиваторами для обучения становятся амбиции и повышение эффективности, а не получение сертификата или диплома.
На первый план выходит гибридный формат обучения — когда студенты синхронно учатся очно и онлайн. Но это не просто присутствие на занятии, а полноценная работа в группах с сокурсниками и консультации с преподавателем или коучем. Также растет спрос на короткие программы, микроформаты (видео, чат-боты, ленты с постами) и сокращение длительных. Онлайн-лекции и вебинары, по словам Вячеслава Юрченкова, выбирает 35% студентов, согласно исследованию, который СберУниверситет провел в партнерстве с «Работа.ру», потратив в среднем около 9,5 часов в неделю, что соответствует одному полноценному рабочему дню с перерывом на обед.
Тренд на гибридный формат обучения выделяют и 61% участников Конкурса инноваций в образовании (КИвО), принявших участие в исследовании НИУ ВШЭ. Сочетание онлайн-формата и аудиторных занятий выбирают опрошенные из крупных городов. Также в топ-три трендов входят программы по микроквалификации (выбирают 46,1% опрошенных зрелого возраста из крупных городов) и совмещение учебы с практикой (38,7% инноваторов, участников КИвО, преимущественно среди студентов и школьников).
НИУ ВШЭ также провел независимый анализ онлайн-образования и выяснил, что 93% опрошенных, прошедших различные онлайн-курсы, в итоге реализовали поставленную карьерную цель. «84% пользователей из числа нашедших работу заняты по специальности, которую изучали на образовательной платформе. 85% из трудоустроившихся нашли работу в течение трех месяцев после завершения курсов, причем 55% достигли этого еще в процессе обучения. Заработная плата у выпускников, нашедших работу в новой профессии, увеличилась в среднем на 38% за полгода после завершения обучения», — говорится в материале.
Тренды на рынке онлайн-образования
Новые политико-экономические реалии не могли не сказаться на рынке онлайн-образования. В конце апреля 2022 года команда Нетологии собрала мнения лидеров отрасли по поводу текущих изменений и тенденций, а также советы по запуску образовательных проектов.
Вот лишь некоторые из них:




Для исследования рынка корпоративного обучения в 2021 году команда TalentTech вместе с Нетологией и eLearning center опросила топ-менеджеров, отвечающих за развитие и обучение более чем в 100 компаниях численностью от 100 до нескольких десятков тысяч сотрудников в 16 отраслях экономики и социальной сферы.
Приводим ключевые результата этого опроса.
В среднем по всем компаниям обучение охватывает 57% сотрудников, а бюджет на обучение одного сотрудника составляет 26,5 тысяч рублей. В крупных компаниях обучается больше персонала, чем в средних или небольших — 83%, 59% и 46% сотрудников соответственно.
Линейных сотрудников компании обучают в первую очередь профессиональным компетенциям (72%), собственным продуктам компании (60%), базовым soft skills — коммуникации, продажи, переговоры, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект.
Руководители стремятся развивать лидерские навыки (61%). Также их обучают управлению проектами (53%), профессиональным компетенциям и soft skills, как и линейных сотрудников.

Наиболее популярные способы оценки эффективности обучения:
- сбор обратной связи — 80%;
- удовлетворённость сотрудников программами обучения и развития — 63%;
- тестирование или проверка знаний — 59%.
Чтобы выяснить, как новые тенденции повлияли на сферу, IT-холдинг TalentTech вместе с экспертами сообщества HR-директоров «HR Орден» провели исследование на тему реакции российских работодателей на изменившиеся условия. В опросе участвовало 280 компаний крупного (51%), малого (32%) и среднего бизнеса (17%). Треть респондентов — компании со штатом от 1 000 сотрудников.
Половина опрошенных оставили планы на обучение сотрудников без изменений. 40% компаний сократили расходы на обучение сотрудников. И только 10% работодателей решили ещё больше вкладываться в развитие персонала.
В основном изменения касаются крупного бизнеса: 46% таких работодателей собираются тратить на образование сотрудников меньше, чем планировали. А вот 60% компаний из сферы малого бизнеса затраты на развитие персонала не будут пересматривать.
Инвестиции в EdTech в России продолжают расти. Совокупный среднегодовой темп роста объёма инвестиций в 2017‒2019 годах составил 69%, а в 2019‒2021 — уже 149%.
В 2020‒2021 годах объём инвестиций частных фондов в EdTech-компании увеличился почти в 8 раз — с $11 млн до $86 млн. Доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в EdTech в 2021 году составила 33%, что значительно ниже, чем на российском венчурном рынке в целом.
В 2021 году большая часть инвестиций была направлена на образовательные проекты для детей разных возрастов, в первую очередь школьников.

Самые крупные сделки 2021 года

В 2021 году усилилась международная экспансия российских EdTech-стартапов: более половины компаний привлекали инвестиции с целью масштабирования на внешнем рынке
Инвесторы чаще вкладываются в платформы с готовыми курсами, но в 2021 году больше всего инвестиций привлекли решения для создания контента — в основном речь про сделку с GetCourse.
Рынок EdTech консолидируется вокруг крупных игроков: IT-корпораций, строящих мультивертикальные экосистемы — такие как VK и Сбер, и быстро растущих образовательных корпораций.
VK стал одним из наиболее активных инвесторов в 2019‒2021 годах. 3 из 5 сделок с участием компании вошли в топ-10 крупнейших. Компания инвестировала в Алгоритмику, Skillfactory, Тетрику, Умскул, Учи.ру. Развитие продолжается и внутри экосистемы — корпорация наращивает своё продуктовое предложение и выходит на международные рынки.
Образовательные корпорации активно расширяют портфель сервисов и экспериментируют с новыми форматами и целевыми аудиториями. Например, Skyeng вышел на рынок дополнительного профессионального образования с онлайн-университетом Skypro. Для развития в этом сегменте компания инвестировала в Qmarketing Academy, в которой постепенно планирует увеличить долю до 100%.
EdTech-экосистемы выстраивают таким образом, чтобы полностью закрыть весь образовательный путь человека — от дошкольных развивающих программ до получения новой профессии.
Подробнее об инвестициях в российский EdTech и о том, какие прогнозы на этот счёт дают инвесторы и эксперты, — в полной версии исследования.
Активно развиваются проекты государственных информационных систем — платформа «Сферум» и система «Моя школа».
EdTech-компании, в том числе Нетология, активно участвуют в программах проекта «Кадры для цифровой экономики», в частности в проекте «Цифровые профессии». Этот проект повышает доступность IT-образования и призван уменьшить дефицит IT-кадров. Государство акцентируется на социальных группах населения — например, для безработных и людей с инвалидностью обучение бесплатное.
Одним из ключевых событий 2021 года стал запуск двухлетней программы обучения по программированию для талантливых школьников России и создание «Цифровых кафедр». Школьники могут выбрать самые популярные IT-курсы среди ведущих поставщиков, а все расходы покроет государство. В 2021 году 10 492 школьников из 10 пилотных регионов начали осваивать основные языки программирования. В 2022 году количество школьников увеличится до 100 тысяч.
Пандемия выявила слабые места в системе образования. Так, в школах остро ощущалась нехватка цифрового контента, видеомодулей для работы с классом, инструментов автоматической выдачи и проверки домашних работ. В результате увеличилось количество регистраций пользователей на коммерческих онлайн-платформах, которые быстро адаптировали свои сервисы и располагали необходимыми инструментами.
Отток школьной аудитории в коммерческий сектор заставил государство пересмотреть подходы к формированию цифровой образовательной среды. Как следствие оживились законотворческие активности, направленные на регулирование онлайн-обучения в школах, организациях среднего профессионального и высшего образования.
По мнению Валентины Куренковой, GR-директора Нетологии, государство будет активнее регулировать EdTech не только в части школ, но и в части образования взрослых. К этому неизбежному процессу компаниям важно успеть адаптировать свою деятельность и выстроить диалог с регулятором.
Среди других трендов на стыке EdTech и государства эксперты выделили:

21 Статистика и тенденции электронного обучения на 2023 год
Наш обзор 21 ключевой статистики электронного обучения онлайн может помочь вам лучше понять основные тенденции электронного обучения и онлайн-образования и их будущее:
Ожидается, что к 457.8 году рынок электронного обучения достигнет 2026 миллиарда долларов.
Поскольку все больше и больше учебных заведений предлагают возможности мобильного обучения людям из отдаленных регионов, рынок электронного обучения будет расти со скоростью 10.3% и достигнет колоссальных 457.8 миллиардов долларов.
Комплексные программы обучения приводят к увеличению дохода на одного сотрудника на 218%.
Основываясь на отчете индустрии электронного обучения, Deloitte отметила, что среднему сотруднику требуется 24 минуты или 1% своей рабочей недели для обучения. Такой подход к микрообучению помогает сотрудникам усваивать новейшие доступные им знания и навыки. Этот процесс ведет к увеличению доходов и увеличению конкурентных преимуществ.
По прогнозам, к 2026 году Китай станет крупнейшим рынком электронного обучения с оценкой в 105.7 млрд долларов США.
Китайский рынок электронного обучения превзойдет рынок США, достигнув прогнозируемого уровня США. $ 105.7 млрд. размер рынка на 2026. Рост связан с политикой Китая, направленной на ускорение перехода к новым методам обучения, основанным на Интернете.
65% миллениалов выбрали свою нынешнюю работу из-за возможностей личного и профессионального развития.
Согласно данным eLearning Infographics, 65% миллениалов предпочитают свою нынешнюю работу, которая дает им больше шансов как для личного, так и для профессионального развития. Эти цифровые аборигены ценят баланс между работой и личной жизнью с большей гибкостью и профессиональным ростом, который требует больше места для непрерывного процесса онлайн-обучения.
Исследования показывают, что средняя зарплата профессиональных разработчиков электронного обучения составляет 79,526 XNUMX долларов.
Согласно Glassdoor, исследования показывают, что средняя зарплата профессиональных разработчиков электронного обучения составляет 79,526 20 долларов. Это показывает, что у разработчиков LMS не только интересная и успешная карьера. Они также получают достойную зарплату, которая может даже превышать эту цифру. Это также доказывает, что системы управления обучением – жизнеспособная карьера, поскольку она выше средней годовой зарплаты по стране на XNUMX тысяч долларов.
68% сотрудников считают обучение и развитие самой важной политикой компании.
Более высокие премии возлагаются на сотрудников, которые обладают более высокими навыками по сравнению с другими. Это главная причина, по которой 68% сотрудников считают обучение и развитие важнейшей политикой компании. Сотрудникам необходимо непрерывное электронное обучение, обучение и развитие, чтобы не только получить больше навыков, которые они могут использовать для повышения своей карьеры, но и занять более высокооплачиваемые должности.
Пандемия COVID-19 даже усиливает и дает преимущества статистике онлайн-электронного обучения и тенденциям на 2023 год. Даже после своего пика электронное обучение стало тенденцией и продолжает становиться нормой, а не просто увлечением.
В 180 году количество слушателей MOOC превысило 2020 миллионов.
По данным исследовательской и аналитической компании Class Central, из-за пандемии количество слушателей массовых открытых онлайн-курсов (МООК) превысило 180 миллионов.
72% организаций считают, что электронное обучение дает им конкурентное преимущество
Предоставление сотрудникам знаний, необходимых для эффективного выполнения своих производственных обязанностей, может улучшить качество их результатов и общую прибыль. Таким образом, большинство опрошенных организаций считают электронное обучение основным конкурентным преимуществом.
Платформы онлайн-обучения используются 43% студентов для выполнения домашних заданий.
Студенты в значительной степени полагаются на платформы онлайн-обучения, чтобы помочь им с домашними заданиями. Лучшие университеты сделали свои уроки доступными в Интернете, чтобы улучшить качество образования.
2 из каждых 5 компаний из списка Fortune 500 пользуются преимуществами электронного обучения
Компании из списка Fortune 500 признают ценность электронного обучения и включают его в свои бизнес-модели. Исследования показывают, что существует взаимосвязь между использованием электронного обучения в этих компаниях и их успехом.
США и Европа составляют 70% мировой индустрии электронного обучения.
На Соединенные Штаты и Европу в совокупности приходится 70% мирового рынка электронного обучения – тенденция, которая показывает, что страны в развитых странах определяют большую часть активности электронного обучения.
Электронное обучение увеличивает процент удержания на 25-60%
В соответствии с Исследовательский институт Америки, Электронное обучение может повысить уровень удержания за счет 25-60% по сравнению с традиционным обучением. В исследовании говорится, что больший контроль над процессом обучения является одним из ключевых факторов повышения уровня удержания.
В 2020 году электронное обучение внедрили 90% компаний по всему миру.
Отчет Research and Markets «Корпоративное электронное обучение – обзор мирового рынка (2017–2026 годы)» показывает, что электронное обучение использовалось в качестве инструмента обучения большинством компаний во всем мире. Массовый сдвиг объясняется пандемией COVID-19.
70% студентов согласны с тем, что онлайн-классы лучше традиционных классных комнат.
Примерно 70% всех учащихся считают, что онлайн-обучение не уступает традиционным классным комнатам или даже лучше. Результаты были частью исследования, проведенного для сравнения онлайн-обучения с традиционным обучением.
В обычную неделю 56 процентов студентов колледжей в США используют ноутбуки в классе.
Делать заметки на ноутбуке намного проще, особенно если инструктор курса говорит быстро! Это исследование также показало, что 51% людей употребляют таблетки каждую неделю.
75% учителей считают, что цифровой учебный контент заменит печатный
По данным Deloitte «Обзор цифрового образования»75% опрошенных учителей считают, что цифровое обучение полностью заменит печатные учебники в течение следующего десятилетия.
Инвестиции в EdTech достигли 18.7 млрд долларов в 2019 году
Инвестиции в глобальные образовательные технологии (EdTech) достигли в 18.7 году около 2019 млрд долларов США с появлением более новых, быстрых и широко доступных гаджетов.
9 из 10 учителей сообщают о проблемах, связанных с устранением неполадок при работе с технологиями онлайн-обучения
Почти 9 из 10 учителей сообщают, что уделяют технологиям устранения неполадок больше времени, чем когда они использовали физические классы.
4.4 миллиона домохозяйств с детьми не имеют доступа к онлайн-обучению
В соответствии с Бытовая Пульс Обзор , проходя через Бюро переписи населения США включая 52 миллиона домохозяйств, 4.4 миллиона домохозяйств с детьми не имеют постоянного доступа к компьютерам для онлайн-обучения.
Студенты, которые тратят более 60 минут в неделю на электронное обучение, успевают лучше
Согласно глобальному анализу данных, проведенному McKinsey, студенты из США, чьи устройства используют разные 60 минут в неделю добиться лучших академических результатов.
12% и 32% учителей в США считают смартфоны полезными для школьных заданий
Согласно исследовательскому отчету Министерства образования США, от 12% до 32% населения США учителя согласны с полезностью смартфонов для выполнения заданий своих учеников.
Динамика развития рынка онлайн-образования России

В 2019 году, до пандемии, по данным маркетингового агентства «Liberty Marketing», наибольший объем онлайн сегмента рынка образования приходился на направление высшего профессионального образования.
Популярные направления дополнительного профессионального образования (2019) Liberty Marketing

По данным IT-холдинга “TalentTech”, по итогам 2021 года, доля направления дополнительного образования для взрослых в онлайн сегменте составляло уже около половины объема рынка, порядка 26% приходилось на дополнительное школьное образование (ниже прогнозируемых значений), а 18% занимало высшее профессиональное образование. Доля высшего профессионального образования в общей структуре рынка онлайн-образования сократилась больше, чем ранее ожидалось и прогнозировалось.
Востребованность программ отдельных сегментов направления дополнительного онлайн-образования для взрослых, по итогам 2021 года, по сравнению с данными 2019 года, изменений практически не претерпела. Наиболее востребованными программами дополнительного образования среди обучающихся для взрослых в 2021 году, также, как и в 2019 году, были программы в сфере информационных технологий, управления бизнесом, продаж и маркетинговых коммуникаций, а также дизайна. Изменились, в основном, только проценты их долевого присутствия в общем рыночном объеме – произошло выравнивание показателей ранее отстающих сегментов относительно показателей направлений-лидеров. За одним явным исключением – сегмент «Образования для взрослых» стал одним из лидирующих на рынке онлайн-образования РФ.
Развитие технологий онлайн обучения уже на протяжении нескольких лет оказывает существенное влияние на трансформацию рынка образования в целом, меняя его структуру за счет изменения структуры спроса, формирует новые, уже необратимые тенденции его дальнейшего преобразования.
Онлайн-образование, объем рынка, PAM-TAM-SAM-SOM
Таким образом, когда речь идёт о рынке онлайн-образования, в частности об объеме российского рынка, подразумевается его гипотетическая расчетная величина. В расчетах учитывается текущее количество потенциальных потребителей, средняя стоимость продуктов и услуг, а также потенциал развития рынка с учетом имеющейся статистики и прогнозируемых изменений демографической ситуации, спроса и объемов продаж.
Данный расчет наглядно продемонстрирован в статье “Объем рынка онлайн-образования России (2021-2022) PAM-TAM-SAM-SOM”

Объем формирующегося рынка – это, по мнению автора данной статьи, условно бесконечная величина «абстрактной потенциальной осуществимости» с условно неограниченными перспективами развития, создаваемыми самими участниками рынка. При этом процесс формирования рынка предоставляет всем его участникам, гарантированные возможности для условно неограниченного развития бизнеса, увеличения клиентской базы и объемов реализации товаров и услуг, вне зависимости от количества игроков, присутствующих на данном рынке.
Основным общим трендом дальнейшего развития рынка онлайн-образования России является переход, в первую очередь частного бизнеса, от оцифровки (диджитализации) офлайн образовательных программ, к созданию новых методик и инструментов обучения, что обосновано требованиями возрастающей конкуренции между участниками рынка.
Потребитель уже пресытился псевдоинновационным форматом онлайн-обучения, ощутил на себе маркетинговый обман, включая низкое качество сервиса и коммуникационной поддержки, несоответствие рекламных обещаний результатам обучения, заимствование и переупаковку неактуальных программ обучения, столкнулся с некачественными и попросту устаревшими образовательными продуктами.
Формирующийся, но уже высококонкурентный рынок онлайн-образования России, требует новых решений и подходов, новых методик и инструментов, новых игроков рынка, которым, возможно, удастся повысить качество и эффективность образовательных программ, вывести рынок образования на более качественный уровень.
Современное образование должно обеспечивать новизну впечатлений, быстрые наглядные результаты, социальное взаимодействие и новый пользовательский опыт с возможностью скорейшего применения и закрепления приобретенных знаний и навыков на практике.
Искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные, игровые механики, автоматизация, микрообучение, геймификация, виртуальная и дополненная реальность (AR/VR) – это тренды развития рынка образования, которые «лежат на поверхности». Формирование комбинаторных конфигураций этих трендов – это путь формирования нового, современного, актуального, инновационного образования.
Как изменилось онлайн-образование для детей
Как узнал Forbes осенью 2022 года, только в сентябре, после объявления мобилизации, из страны эмигрировало порядка 700 000 человек. Так, разработчик программного обеспечения ЕПАМ вывез тысячи сотрудников, зачастую с семьями (в РФ работало около 6 000 человек). Похожим образом поступили десятки других софтверных и ИТ-компаний.
Вообще начало учебного года — время, когда ежегодно увеличивается количество учеников на всех программах. Но в учебном центре Geekz в 2022 году получилось иначе. Как рассказывает Тигран Басеян, генеральный директор и основатель центра, в начале года в нем было до 1000 учеников, к середине – 1500 учеников, а сентябрьские события привели к оттоку аудитории. Это связано с тем, что семьи после объявления мобилизации были вынуждены отказываться от дополнительных способов подготовки к экзаменам. «Для всех подобных учеников мы предоставили гранты, дав возможность продолжить обучение, даже несмотря на то, что не было возможности оплачивать курсы», — рассказывает Басеян.
Одновременно семьи, покинувшие Россию, по словам Басеяна, переживают за организацию обучения детей и стараются сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и продолжал качественное обучение. Часто школьников переводили на дистанционный формат, например, в частные школы, экстернаты.
Статистика онлайн-обучения
Резкий сдвиг в образовании, который привел к росту электронного обучения, – это необходимость часа, учитывая ранее существовавшую недоступность образовательных ресурсов в различных регионах. Однако, поскольку методы электронного обучения быстро развертываются, эффективны и доступны по цене, их быстрое распространение во всем мире, по-видимому, носит постоянный характер.

В то же время, с учетом мнения опрошенных экспертов, ожидался рост онлайн сегментов направления среднего профессионального образования с 13% до 24%, и, дополнительного школьного образования до наибольшей 33% доли рынка онлайн-образования (Диаграмма 14). При этом в качестве драйверов развития онлайн сегмента в 2019 году, также, как и в 2021 году, выступали образовательные программы корпоративного обучения и дополнительного образования для взрослых.
Наиболее востребованные среди потребителей программ дополнительного образования для взрослых в 2019 году были сферы информационных технологий, управления бизнесом, продаж и маркетинговых коммуникаций, дизайна.
Моя школа в online