В статье авторы описывают актуальность цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования при работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: ребенок, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь.
Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех уровней и степеней. Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса.
ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Для образования и обучения детей, наиболее современные и эффективные ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.
Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.
В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:
– специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;
– «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издения;
Размещённые на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.
Что дают ЦОР учителю?
Глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; экономия времени на уроке; привлечение разных видов деятельности: мыслить, рассуждать, спорить;возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
Что даёт ЦОР ученику?
Способствует росту успеваемости по предмету; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Сегодня существует достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, которые доступны учителю. Среди такого разнообразия, учителю необходимо грамотно подобрать ЦОР для обучающихся с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.
Одной из важнейших задач для детей с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. Особо распространены среди учеников нарушения письменной речи. Нарушение письма отмечается очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.
Нарушения письменной речи выражаюся в:
Отмечаются следующие виды дисграфии:артикуляционно-акустическая; акустическая; дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая дисграфия.
Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность нескольких операций письма.
Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников должна осуществляться на всех учебных предметах. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки речи, необходимо находиться в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, а также использовать современные цифровые образовательные ресурсы.
ЦОР стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письмаю
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих.
Применение ЦОР создают большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляется обучающемися свободу выбора форм и средств деятельности.
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику
Включая в урок ЦОР, мы дополнительно стимулируем ребёнка преодолевать речевой дефект, акктивно формируем коммуникативные особенности обучающихся. Также цифровые образовательные ресурсы выступают в роли стимула саморазвития, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть, рассматривать, вернуться ещё раз к заданию. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления. В настоящее время существует достаточно много интерактивных игр, компьютерных программ, аудио-, видео- материала.
Нами была изучена и апробирована в коррекционном процессе следующая специализированная программа «Букварь». Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение обучающихся, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Программа «Букварь» является эффективной компьютерной программой для коррекции смешанной дисграфии. Работа с использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.
Таким образом, активизируется компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Приведу в пример некоторые задания данной программы: определи, на что похожа буква; выдели цветом букву среди абстрактного рисунка; собери из букв заданное слово, фразу; отгадай загадку — запиши отгадку; вставь недостающую букву в слово и т. д.
В программе использована концепция «чтение через письмо».
Она помогает ребенку научиться читать и писать. Эффективно использовать данную программу можно в период обучения грамоте.
Также используется цифровая среда МЭО, которая обеспечивает условия для организации персонифицированного обучения в соответствии с потребностями обучающихся. Обеспечивает доступность качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ОВЗ.
В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР, МЭО позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по всем предметам.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебный процесс, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь, программа, вид деятельности, ограниченная возможность здоровья, предмет, ресурс.
Библиографическое описание
Кушнарева, Т. С. Цифровые образовательные ресурсы в коррекционно-развивающем процессе дома-интерната / Т. С. Кушнарева, С. Н. Руднева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/9921/ (дата обращения: 17.06.2023).
Процесс обучения и воспитания детей с умственной отсталостью подчинен основной цели — социализации детей этой категории и их интеграции в обществе.
Вследствие нарушения умственной деятельности утаких детей не формируются:
навыки совместных действий;
умения действовать по образцу;
умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные;
воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует;
устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру.
Возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей данной категории. Для этого как нельзя лучше подходят информационные компьютерные средства обучения, так как развитие детей с умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда обучение на занятиях строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания электронных и цифровых образовательных ресурсов.
Если в природе ресурс — это запас, источник, средство, необходимое для осуществления какого-либо процесса, то в нашей работе источником служит любая информация образовательного характера.
На своих занятиях любой педагог использует информационные образовательные ресурсы, которые включают в себя:
печатные издания (книги, журналы, раскраски и т. д.);
картографические объекты на печатной основе (дидактические карточки, пазлы);
электронные образовательные ресурсы;
цифровые образовательные ресурсы;
Информация, представленная в цифровой, электронной, «компьютерной» форме,входит в состав электронных образовательных ресурсов. Ктаким ресурсам относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
Наиболее полно представлена и используется информация в цифровом образовательном ресурсе.Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.
В доме-интернате ведется работа по готовыми электронными изданиями. Электронные учебные материалы, собранные в нашей медиатеке, можно отнести к электронным ресурсам учебного назначения следующих типов:
Часто на занятиях приходится использовать большое количество раздаточного материала, это занимает большое количество времени и места на столе. Такое неудобство легко разрешается с помощью слайдовых презентаций.
Повышается эффективность урока: активизируется восприятие материала обучающимися за счет слуха и зрения, учитель может применить за занятие существенно больший по объему и разнообразию материал.
За период работы компьютерного класса специалисты, а так же другие педагоги используют в своей работе занятия с опорой на мультимедиа презентацию (в начале — простые формы представления информации (демонстрировались слайды с изображением животных, овощей и т. д. по тематическим темам), сейчас разрабатываются динамические презентации в которых ребенок может рисовать и производить простые действия).
С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны и созданы мультимедийные музыкальные физминутки («Зарядка с зайцами», «В гостях у солнышка»). Разработан цикл глазных гимнастик с использованием ИКТ по следующим темам: «На весенней полянке», «Танец снежинок» и др.
Хочется отметить: при творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов, игровых дидактических материалов и т. п., использование которых будет способствовать активизации познавательной деятельности и повышению уровня развития социальной активности детей с ОВЗ.
Оказываются полезными и клавиатурные тренажеры, а также современные текстовые и графические редакторы. Их использование в учебном процессе способствовало развитию моторики, внимания и памяти ребенка, активизации мышления, углублению и закреплению знаний по русскому языку, отработке правописания и т. п. Данная работа сочеталась с пропедевтическим курсом информатики, в частности, с формированием начальных пользовательских навыков работы на персональном компьютере.
Для проведения занятий с использованием компьютерных программ создан компьютерно-игровой комплекс «Познавай-ка», куда входят следующие обучающие игры:
Несерьезные уроки («Учимся запоминать», «Учимся считать», «Учимся мыслить логически», «Учимся думать», «Буквы и цифры», «Учимся анализировать», «Развиваем реакцию», «Учимся рисовать»);
Веселые акварели (ребенок раскрашивает веселые картинки с образцом и без образца);
Волшебные феи: Азбука. («Звук и Буква», «Найди букву», «Составь слоги»; Математика (знакомит детей с цифрами от 0 до 9 и числом 10, учит сравнивать числа и объясняет простейшие действия с ними — сложение, знаки «больше» и «меньше», пространственная ориентировка. Посчитай-ка», «Неравенства», «Помоги мишке», «Сказочные задачки», «Построим домик» и другие);
Все эти игры способствуют формированию пространственных представлений, моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, закреплению цвета, формы, цифр, букв, активизацию словаря. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности воспитанников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Мир информатики (1–2,3–4) (Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем, способствуют развитию внимания, зрительной памяти);
Компьютер для малышей (пазлы, раскраски)
«Курс элементарной компьютерной грамотности». Цифровой образовательный ресурс, позволяющий раскрыть информацию о различных устройствах компьютера и отработать первоначальные навыки работы на компьютере.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр было встроено в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализация учебно-коррекционного процесса осуществлялась за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.
Такие технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную деятельность детей с умственной отсталостью, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших рисованных картинок и таблиц.
Занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов имеют ряд преимуществ перед традиционными коррекционно-развивающими занятиями:
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, ребенок, ресурс, умственная отсталость, действие, информация, презентация, процесс обучения, цифровой образовательный ресурс.
Целью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида является подготовка учащихся к труду и самостоятельной жизни в современном обществе. Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу учащихся с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степени. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии учащихся, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.
На современном этапе наиболее способствующими оптимизации и интенсификации логопедической работы являются информационно-коммуникационные технологии, использование которых — одно из условий совершенствования и повышения эффективности работы по коррекции нарушений речи учащихся.
Особую роль в этом процессе играют электронные образовательные ресурсы (ЭОР), так как интерактивная и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению изучаемого материала, повышению мотивации обучения учащихся. Кроме того, в связи с инертностью образования новых сложных условно-рефлекторных связей, учащимся с нарушением интеллекта для формирования речевых навыков требуется многократное повторение материала. В тоже время у детей наблюдается повышенная утомляемость, низкий уровень работоспособности. Использование электронных образовательных ресурсов позволяетобеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых заданий, индивидуализировать коррекционный процесс, повысить заинтересованность и познавательную активность детей. Полисенсорный характер воздействия мультимедийных средств активизирует компенсаторные механизмы, так как позволяет задействовать сохранные анализаторы, способствуя повышению результативности коррекционной работы с учащимися.
На логопедических занятиях в нашей школе используется мультимедийная продукция, способствующая закреплению и автоматизации речевых навыков путём выполнения учащимися заданий в компьютерной программе Л. Р. Лизуновой «Игры для Тигры», компьютерных играх «Весёлый диктант», «Баба Яга учиться читать», «Гарфилд — первоклассникам. Грамматика и письмо. Основы лексики», «Алфавит», «Учимся читать». Осуществляется работа по программно — методическому комплексу «Русский язык. 2 класс», представляющий мультимедийную систему диагностических тестов и диктантов. Коррекции нарушений устной и письменной речи способствует применение ресурсов из «Единой коллекции ЦОР», наиболее оптимальными для учащихся коррекционной школы VIII вида являются ИИСС «Учимся правильно говорить» (Л. Е. Шевченко), «Моя любимая азбука» и «Русский язык (первые уроки), 1 класс» (Бунеева Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.), «Русский язык, 1 класс» (Репкин В. В., Восторгова Е. В.).
Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, программно-методических и учебных комплексов, но возможности их использования для работы с учащимися коррекционной школы ограничены. В связи с этим в среде программ Microsoft PowerPoint и Macintosh осуществляется разработка авторских электронных иллюстративных приложений к логопедическим занятиям. Они объединяют визуальную информацию (предметные и сюжетные картинки, тексты, графические изображения, символику), динамическую информацию (анимацию), аудио (звуки, слова, музыку).
Электронные приложения к занятиям представляют собой комплексы фонетических, фонематических, лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических упражнений (в зависимости от темы занятия), игр по коррекции нарушений всех сторон речи, игровых упражнений по развитию внимания, мышления, пространственного восприятия, памяти, воображения.
Разработка и применение авторских электронных ресурсов, использование предлагаемой мультимедийной продукции осуществляется с учетом следующих принципов коррекционной деятельности:
– патогенетического (учёт механизмов нарушения);
– учёта симптоматики и степени выраженности нарушения речи;
– опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;
– поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину);
– постепенного усложнения речевого материла и зданий с учетом «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому);
– системности (формирование речи как единой функциональной системы);
– общедидактических (доступности, наглядности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, сознательности и активности).
Во всех разрабатываемых электронных образовательных ресурсах задания даются в игровой форме, при этом часто создается проблемная ситуация, самостоятельное решение которой доступно ребенку. Предусматривается как фронтальная, так и индивидуальная работа с учащимися. Задания в электронных приложениях имеют разноуровневый характер, разрабатываются для детей, имеющих различную степень недоразвития той или иной речевой функции. Это позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс, обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальному образовательному маршруту, разработанному в соответствии со стартовым уровнем и потенциальными возможностями развития речи, психическими и поведенческими особенностями.
В целях оптимизации создан и пополняется банк данных электронных образовательных ресурсов. Опыт работы показывает, что наиболее целесообразной является блочно — модульная разработка электронных пособий различной тематики.
Таким образом создан ЭОР «Формирование дифференциации звонких и глухих согласных», состоящий из шести блоков: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «С-З», «Г-К», «Ж-Ш». Игры и упражнения внутри блоков сгруппированы в модули: «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение», «Текст», в каждом из которых по 3–12 игровых заданий. Поиграть детям предлагают сказочные герои, в названии которых есть соответствующие парные согласные. Например, в блоке «Б-П» представлен следующий материал:
1 модуль — сравнение артикуляции и произношения оппозиционных звуков б-п по схематическим изображениям положения органов артикуляции, игра «Угадай, какая буква живет в домике≤».
2 модуль — дифференциация смешиваемых звуков в слогах: звуковой анализ и синтез слогов, игры «Повторяй-ка», «Упрямый попугай», «Скажи наоборот».
3 модуль — дифференциация оппозиционных звуков в словах: сравнение слов — квазиомонимов, определение наличия звуков в названиях картинок, звуковой и слоговой анализ и синтез слов (игра «Кубики»), отгадывание загадок и ребусов, раскладывание на две группы картинок с оппозиционными звуками в названии (игры «День рождения Бори и Паши», «Собираем урожай», «Доктор Айболит», «Отправь поезд», «Уборка»), вставка пропущенных букв в словах (игры «Путешествие», «Рыбалка», «Подпиши рисунки», «Найди грибы», «В зоопарке»).
Рассмотрим подробнее содержание некоторых игр.
Игра «Отправь поезд».
Игровая ситуация:«Помоги Буратино рассадить пассажиров в вагончики». На перроне появляются животные — игрушки. Ребенок по инструкции кликает на вагончик с буквой б или п. Правильный ответ: животное оказывается в вагончике (звуковое сопровождение «Голос животного»). Ошибка: животное остается на месте, появляется знак «стоп» (звуковое сопровождение «Подумай!»). Помощь: при клике мышкой по картинке с животным интонировано произносится его название. Итог: поезд отправляется (звуковое сопровождение «Движущийся поезд, гудок»).
Игра «Подпиши рисунки».
Игровая ситуация «Буратино нарисовал свои любимые игрушки, но не смог подписать их, потому что путает буквы б-п. Помоги ему вставить буквы правильно». Ребенок называет картинку, кликает ЛКМ по пропущенной букве б или п. Правильный ответ: буква вставляется в слово (звуковое сопровождение «Правильно»). Ошибка: буква становится красной, возле рисунка появляется клякса (звуковое сопровождение «Подумай»). При затруднении ребенку предлагается помощь («Щелкни по картинке») в виде интонированного произношения этого слова.
Игровая ситуация: «Помоги кораблику доплыть до острова сокровищ». В море появляется волна со словом, если в нем пропущена буква б — ребенок кликает по ней мышкой, если буква п — пропускает. Правильный ответ: кораблик плывет вперед (звуковое сопровождение «Шум волн»), на игровом поле появляется флажок. Ошибка: кораблик остается на месте (звуковое сопровождение «Зловредный пиратский смех»), приплывает акула. Волны появляются и исчезают автоматически. Итог: пиратский корабль уплывает, кораблик доплывает до острова, игрок получает сундук с сокровищами (звуковое сопровождение «Ура!»). Проверка осуществляется кликом по кнопке «спасательный круг».
4 модуль — дифференциация оппозиционных звуков в предложениях: составление предложений со словами-квазиомонимами, придумывание предложений по сюжетным картинкам, дополнение предложений словами по предметным картинкам, моделирование предложений, вставка пропущенных букв в предложениях (игры «Так бывает или нет≤», «Найди ошибки», «Путаница»), синтез предложений из слов со смешиваемыми звуками.
5 модуль — автоматизация умения различать звонкие и глухие согласные в связной речи: вставка пропущенных букв в текст, составление рассказа по серии сюжетных картинок, включающих слова со смешиваемыми звуками.
В связи с тем, что нарушения речи у воспитанников коррекционной школы VIII вида имеют системный характер, электронные пособия разрабатываются с учетом необходимости логопедическое воздействия на речевую систему в целом. Автоматизация и дифференциация звуков проводится на материале упражнений, способствующих уточнению и обогащению словарного запаса, формированию структуры предложения, развитию навыков словоизменения и словообразования. Например, в электронной игре «Доктор Айболит» дети сначала помогают «записать» больных животных на прием (определяя, какой из парных согласных звук слышится в названии), а затем отвечают на вопрос, кому помог доктор Айболит (закрепляя в речи беспредложную форму дательного падежа существительных).
Техническое оснащение нашей школы позволяет использовать возможности интернета. Эффективными является разработка и использование интерактивных упражнений по шаблонам приложения Web 2.0 LearningApps.org. Данные шаблоны являются интерактивными модулями, которые легко включить в содержание коррекционной работы, их можно создавать или изменять в оперативном режиме. Работа учащимися осуществляется онлайн на сайте приложения (http://learningapps.org/) или, что оптимальнее, по прямой ссылке из презентации PowerPoint (в этом случае необходим браузер Google Chrome).
Опыт работы показывает целесообразность применения логопедических онлайн — альбомов различной тематики. Например, формированию фонематического восприятия учащихся способствует онлайн — альбом «Звонкие и глухие согласные» (http://zvonkigluh.blogspot.ru/). Для разработки собственных авторских онлайн — альбомов создан раздел «Мой диск» в приложении Диск Google, осуществлена регистрация в веб-сервисе Blogger. Альбомы создаются в виде блогов с соответствующими теме названиями, выбирается шаблон «динамический просмотр». Такое расположение позволяет оперативно находить необходимый альбом, а благодаря внутренним ярлыкам — ориентироваться в имеющемся электронном материале различного уровня сложности.
Значимость компьютерных технологий при их рациональном использовании трудно переоценить. Работа с электронными пособиями способствует развитию коммуникативных умений и навыков, адекватных учебной деятельности: умения понять и принять учебную задачу, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия в соответствии с заданием, осуществлять самоконтроль, подводить итоги своей деятельности. Играя или выполняя электронные упражнения, дети постепенно овладевают элементарными навыками работы с компьютером, наблюдается повышение их самооценки, уровня самостоятельности, речевой и поведенческой активности.
Таким образом, использование ЭОР делает коррекционный процесс интересным и увлекательным, способствует повышению у детей мотивационной готовности к логопедическим занятиям, что позволяет интенсифицировать работу по формированию речевых и коммуникативных навыков, развитию высших психических функций, обеспечивая базу для успешной социальной адаптации учащихся в современном обществе.
1. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы/О. И. Кукушкина//Дефектология.1994. — № 5.
2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 224с.
3. Феклистова И. В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе/ И. В. Феклистова // Коррекционная педагогика. 2011. — N 1 (43).
Основные термины (генерируются автоматически): звуковое сопровождение, VIII, игра, ребенок, Русский язык, буква, игровая ситуация, коррекционная школа, коррекционный процесс, правильный ответ.
Моя школа в online