Цифровые образовательные ресурсы на уроках технологии в школе

Хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов,
где представлен широкий выбор электронных пособий

Федеральная система информационно-образовательных ресурсов
(информационный портал)

Хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов

Материалы для изучения и преподавания математики в школе.
Тематический сборник: числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический
материал, задачи, игры, тесты

Коллекция книг,
видео-лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об
олимпиадах, научных школах по математике. Медиатека

Сеть творческих учителей. Методические пособия для учителя;
учебно-методические пособия; словари; справочники; монографии; учебники;
рабочие тетради; статьи периодической печати

«Учитель.ру». Педагогические мастерские,
Интернет-образование. Дистанционное образование. Каталог ресурсов «В помощь
учителю»

Краткая история математики: с древних времен до эпохи
Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия

Правильные многогранники: любопытные факты, история, применение.
Теорема Эйлера. Платоновы и Архимедовы тела. Биографические сведения о
Платоне, Архимеде, Евклиде и других ученых, имеющих отношение к теме.
Многогранники в искусстве и архитектуре. Занимательные сведения о некоторых
линиях Линии: определения, любопытные факты, примеры использования.
Гипербола, парабола, эллипс, синусоида, спираль, циклоида, кардиоида

Подготовка к экзаменам

Электронная школа «Знаника»

Интерактивное приложение для составления заданий

Тестирование
online 5-11 классы

Новые технологии в
образовании

Путеводитель «В мире
науки» для школьников

Мегаэнциклопедия
Кирилла и Мефодия

Сайты «Мир
энциклопедий»

Материалы
ЕГЭ и ГИА

Официальный
сайт ЕГЭ

Российский
обрнадзор

Федеральный
портал, огромное количество материала, в том числе онлайн-тесты ЕГЭ и
ГИА по всем предметам

Министерство
образования РФ

Открытый
банк заданий по математике

Для
классного руководителя и учителя-предметника

Все
о ЕГЭ

Российское
образование- федеральный портал, все предметы

Платное
тестирование, есть один бесплатный демотест

Задания
ИКТ

Много
интересного

ЕГЭ
тренер

Сеть
творческих учителей

Экзамены. Тематические
планы. Поурочное планирование. Методическая копилка. Информационные технологии
в школе

Новости,
методика и опыт преподавания учебных предметов, педагогические технологии,
учебные заведения, уровни и ступени образования, органы управления
образованием, образовательные сообщества и др.

Стандарты образования,
учебные планы, методические разработки, обмен опытом

Большая
коллекция публикаций по методики преподавания всех предметов школьной
программы, например: преподавание математики – 583

Новости.
Электронный журнал “Вопросы Интернет-образования”; книги учителю;
публикации. Отдельные разделы по всем предметам школьной программы (английский,
астрономия, биология, физика, химия и др.). Каждый раздел включает подборки
материалов и конкретные ссылки по темам: образовательные программы по
предмету; к уроку готовы; книжный компас

Дистанционное
образование: курсы, олимпиады, конкурсы, проекты, интернет-журнал
“Эйдос”

Много материала по
направлениям подготовки, пробное тестирование по разным предметам

Для
выпускников и абитуриентов, руководство по профессиям

Уроки
математики

Образовательный
портал «Российская электронная школа»

Росметодкабинет
РФ (для вебинаров)

Единый
урок

Тренажер
ВПР

Конструктор
грамот

Урок
РФ.

Тесты,
кроссворды, логические задачи, ВПР

Презентации по
математике

Технологические карты
уроков

Каталог бесплатных
видеоуроков

Бесплатные вебинары со
свидетельствами (с тестом)

Конспекты уроков и
презентации

Интерактивная рабочая
тетрадь

М – 6 – ВПР вариант 1

Библиотека видеоуроков
ИНТЕРНЕТУРОК.РУ

Просвещение – интернет-
магазин

Программы элективов по
всем предметам

Много
рабочих программ, дидактических материалов, уроков, презентаций

Подготовка
к ЕГЭ с 10 класса – шпаргалки, справочники, ссылки, темы, которых нет в учебнике.
Очень много полезной информации для проведения элективов

Цифровые образовательные ресурсы на уроках технологии в школе

Библиографическое описание

Забродина, Е. В. Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии / Е. В. Забродина, С. С. Быстрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 32 (270). — С. 145-146. — URL: https://moluch.ru/archive/270/61971/ (дата обращения: 16.06.2023).

Анализ исследования, посвященных использованию и проектированию компьютерных средств обучения, позволил выделить следующие возможности ЭОР на уроках технологии, способствующих развитию и формированию ПУУД школьников: мультимедийности; возможность в наглядной форме представлять изучаемый материал; учет эргономических требований к учебным материалам; ориентация на индивидуализацию обучения в рамках единого учебно-воспитательного процесса; спектр возможностей, воспитательного характера; направленность на познавательные мотивы обучаемого, которые способствуют устойчивой активности учащихся и повышают эффективность процесса обучения.

Однако в современной школе ЭОР используются эпизодически. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования находится на стадии формирования. Отсутствие единой системы разработки обучающих программ привело к созданию большого количества разнородных ЭОР, которые не в полной мере соответствуют требованиям современного образования и интересам учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): практическая работа, урок технологии, учащийся, класс, материал, основная школа, повышение качества образования, учебный процесс.

Использование цифровых и электронных образовательных ресурсов на уроках математики.

Одними из главных факторов, определяющих направление развития общества, является развитие информационных технологий. За последние годы произошло значительное изменение роли и места информационных технологий в образовательном процессе. Без них сложно и даже невозможно представить современного человека. Развитие информационных технологий обусловило появление такой новой формы образования, как электронное образование, то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Сегодня, на фоне информатизации образования в школе и разнообразного использования компьютерной техники в учебном процессе, вопросы применения информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока математики стали особо актуальными. Они способствуют развитию интеллекта школьников, повышают степень мотивации к обучению, совершенствуют навыки самостоятельной работы по поиску нужной информации, осуществляют индивидуальный подход в обучении, увеличивают объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач, повышают качество контроля знаний учащихся, обеспечивают гибкость управления учебным процессом.

Примерами электронных образовательных ресурсов являются компьютерные учебники и словари, компьютерные обучающие системы, учебные видеофильмы и звукозаписи, виртуальные интерактивные среды.

Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Электронные образовательные ресурсы можно использовать на разных этапах урока:

-актуализация знаний (теоретический материал из ЭОР может быть использован для повторения понятий; упражнения могут применяться для повторения правил выполнения различных действий );

– поиск путей решения проблемы (материал из ЭОР может послужить «толчком» для выведения какого-либо утверждения, упражнения могут использоваться как тренажёр для отработки решения задач);

– решение проблемы (некоторые упражнения из ЭОР могут выбираться в качестве проблемных задач и даваться ученикам в начале урока);

– самостоятельная работа с использованием полученных знаний (упражнения из ЭОР могут использоваться на уроках для самостоятельного выполнения);

– систематизация знаний (теоретический материал или упражнение из ЭОР могут применяться учителем для демонстрации применения знаний в жизни, например использование практико-ориентированных задач, игровых задач по темам).

В своей работе я использую следующие электронные образовательные ресурсы:

Презентация одновременно является источником информации и средством привлечения внимания обучающихся. Они не требуют много времени для создания и просты в использовании на любых этапах уроков математики.

Так применение презентации и интерактивной доски на уроке в игровой форме повторить и закрепить изученный материал. Нетрадиционная форма проведения урока дает возможность поднять интерес учащихся к предмету, развивать их творческую самостоятельность. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучения и закрепления полученных знаний.

Электронно-образовательные ресурсы  в сети Интернет.

Я использую в своей работе образовательныеИнтернет-порталы:

Инфоурок предлагает большую коллекцию готовых видеоуроков, которые можно использовать для изучения нового материала, или в качестве элементов углубления. Здесь можно подобрать готовый тест по любой теме с возможностью автоматической проверки. Так же есть возможность создать свои задания с необходимым содержанием. Я использую их для самопроверки на уроке или в качестве домашнего задания.

Очень удобна в работе интерактивная рабочая тетрадь Скайсмарт. Она создана на основе дидактических материалов кразным УМК и позволяет создать работу из нужных заданий, имеется автоматическая проверка части заданий. Использую ее аналогично .

Широко использую в своей работе Интернет – порталы ЕГЭ  http://www.egeru.ru/, http:/foxford, http://fipi.ruдля подготовки учащихся 9-11 классов к итоговой аттестации.

Чаще остальных я использую сайт «Решу ЕГЭ».

Программа сайта  позволяет автоматически формировать индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере.

Пробное тестирование учащихся выпускных классов может проводится в онлайн-режиме по заданиям с последующим оцениванием их ответов, либо можно подготовить печатные материалы для проведения работ.

Разделы «Решу ВПР» отлично подходят не только для подготовки к Всероссийским работам, но и для различных тематических работ на уроках закрепления и контроля.

Хочется отметить, что данные ресурсы удобны и для дистанционного обучения. Хотя с моей точки зрения самым эффективным способом обучения является живое общение с учениками. Во время дистанционного обучения я провожу онлайн уроки с использованием ZOOMи графического планшета. У учителя детей есть возможность пользоваться совместной доской, решать задания, а не быть пассивными слушателями. Урок проходит в таком случае более продуктивно. Ииспользование на уроках электронных и цифровых образовательных ресурсов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества.

Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Достигаются необходимые предметные и метапредметные результаты, повышается мотивация и познавательная активность обучающихся, создаются условия для их успешной самореализации в будущем.

В заключение отметим, что использование ЭОР не должно заменять все этапы урока. Корректное использование электронных образовательных ресурсов на различных этапах урока дополняет занятие, делает урок более насыщенным, интересным для учащихся, а значит и более эффективным.

Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники математики, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала, позволяют выстраивать учебную работу вокруг потребностей и возможностей ученика, учитывать бюджет его времени.

Наиболее эффективным будет процесс использования ЭОР, если учитель создаст свои собственные ресурсы, те, которые будут адаптированы под его класс, с учетом всех особенностей его преподавания и обучающихся, с которыми он работает.

Бухтоярова, Н. А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования метапредметных умений на уроках технологии / Н. А. Бухтоярова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3878/ (дата обращения: 16.06.2023).

Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, предметная область «Технология», проектная деятельность, совершенствование метапредметных умений.

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС общего образования, — это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной учебной деятельности, позволяющей в решении конкретных познавательных личностно значимых задач.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального, основного и среднего уровней является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования течение всей жизни.

Предметные результаты трактуются как предметная терминология, научные представления о ключевых теориях, понятия, специфические умения для данной предметной области, виды деятельности.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), как способность учебной, познавательной деятельности.

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

– развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

– активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

– совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

Более детально рассматривая формирование метапредметных умений на уроках технологии следует заметить, что приоритет отдаётся совершенствованию умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности, с применением информационно-коммуникативных технологий.

Использование в образовательном процессе компьютерных технологий, создаёт благоприятные условия для развития личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, внедрением новых подходов к обучению.

Использование цифровых образовательных ресурсов в качестве одного из основных направлений информатизации российского образования определено как приоритет. Цифровой образовательный ресурс — это информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на любом электронном носителе, а также размещён в сети интернет. Важно отметить, что цифровые образовательные ресурсы не могут быть сведены к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства. В связи с этим необходимы новые подходы к организации обучения и воспитания. В образовательную практику педагогов прочно вошли компьютерные и коммуникационные технологии. Ученики лучше идут на контакт, если видят в педагоге грамотного, современного человека, умеющего использовать прогрессивные технологии.

При организации образовательной деятельности цифровые образовательные ресурсы позволяют педагогу:

– организовать разнообразные формы деятельности обучающихся;

– применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий;

– представлять информацию ярко, заметно, контрастно за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

– управлять деятельностью обучающихся адекватно интеллектуальному уровню конкретного ребенка, уровню его знаний, умений, навыков, интересов, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств;

– создать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной деятельности обучающихся, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

– создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, учащихся и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

BYOD (принеси своё устройство) Bringyourowndevices — это принцип, при котором на уроке активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и все те устройства, которые уже есть у самих учеников.

Массовое открытое обучение — это сетевое коллегиальное обучение. Совместная коллективная деятельность.

Перевёрнутый класс, так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме для закрепления программного материала.

Событийное образование подразумевает организацию таких мероприятий, образовательных фестивалей и праздников, которые создают яркую эмоциональную атмосферу учения, позволяющую помнить материал всю жизнь и мотивировать обучающихся на познание.

И, пожалуй, самый любопытный принцип, Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.

Перечисленные выше принципы я использую в моей педагогической практике. При изучении темы «Технология обработки конструкционных материалов», я прошу обучающихся использовать собственные смартфоны, ноутбуки, планшеты для выхода в Интернет. Ученики 7 класса делятся на группы, каждая из них получает свое задание (название материала, свойства материала, особенности обработки, применение). При этом каждый ученик имеет возможность индивидуальной работы в сети интернет, что позволяет повысить самостоятельность в поиске необходимого материала по теме, умение обработать найденный материал, а затем представить его в своей группе. В ходе парной и групповой работы весь материал обучающиеся собирают в единую тему и делают презентацию в программе MS Power Point или видеофильм в программе Movie Maker. Данный вид деятельности формирует у обучающихся самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, выраженную в метапредметных умениях: поиска информации, планирования своей деятельности, коммуникации.

К плюсам BYOD метода также можно отнести возможность активно принимать участие в онлайн — олимпиадах, конкурсах. Ребята с интересом относятся к данной форме деятельности активно и успешно участвуют в международных олимпиадах Учи.ру., Оlimpiada.ru., УрФУ для школьников «Изумруд», «Высшая проба» и др.

Использование ИКТ-технологий на уроках позволило создать медиатеку дидактических игр по курсу технологии на площадках популярных сервисов — LearningApps.org и Umaigra. Оба сервиса русскоязычные, имеют дружелюбный интерфейс, простую регистрацию, а самое главное, огромное количество разнообразных шаблонов для создания интерактивных игр: кроссворды, викторины, пазлы и т. д. В шаблоны легко встраивается любое содержание — текст, картинки, аудио, видео. Создание упражнения в данных сервисах не вызывает никаких трудностей, не требует установки дополнительных программ, не требует значительного времени. Часть дидактических игр для медиатеки были созданы обучающимися самостоятельно и представлены в рамках предметной недели естественных наук в школе.

В современном мире невозможно представить проведение воспитательных и учебных мероприятий без мультимедийных технологий. Все мероприятия, на которых удается использовать мультимедийный проектор, музыку проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Главное при подготовке — организовать найденный материал: сделать наглядным, понятным, интересным.

Учитель технологии постоянно встречается с трудностью объяснения ученикам различных сложных процессов: заквашивание и сквашивание молока, тепловая обработка и гомогенизация и т. п. Я использую принцип Бриколажа показывая видео с ускоренной или замедленной, поэтапной съёмкой процессов. Визуализация позволяет разобраться в этапах процесса и понять его суть. Видео или 3D-визуализация позволяют сделать программой материал максимально привлекательным и посещённым, что не всегда позволяет слайдовая презентация.

Важной, с точки зрения потребностей образования, особенностью многих существующих цифровых образовательных ресурсов является интерактивность, а использование их на уроках позволяет: визуализировать информацию, моделировать и имитировать процессы и явления, индивидуализировать и дифференцировать процесс организации образовательной деятельности, осуществлять контроль с диагностикой ошибок, организовывать самоконтроль и самокоррекцию освоения программного материала обучающимися, усиливать мотивацию обучения, формировать культуру познавательной деятельности.

Метапредметные умения сформированные на уроках технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов дают возможность ученикам применять навыки познания в любой предметной области, решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний без конкретизации учебных предметов.

Основные термины (генерируются автоматически): BYOD, обучающийся, предметная область, образовательная деятельность, проектная деятельность, цифровой образовательный ресурс, вид деятельности, познавательная деятельность, программный материал, событийное образование.

Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный университет цифровой экономики «BIT EDUСATION на базе МБОУ СОШ с. Тербуны»» по апробации рабочей программы учебного предмета «Технология» (углубленный уровень) для старших классов как одного из элементов профессиональной ориентации в мире информационных технологий.

Ключевые слова:

технология, цифровые компетенции, проектная деятельность.

The article is devoted to the teaching of the subject technology in the context of the development of high-tech production and breakthrough (critical) technologies. Validity of the introduction of the subject «Technology» in the framework of the project «School University of digital economy» BIT EDUCATION on the basis of MBOU SOSH S. Terbuny “«on testing the work program of the subject «Technology» (advanced level) for senior classes as one of the elements of professional orientation in the world of information technology.

Keywords:

technology, digital competencies, project activities.

Развитие техники, науки, культуры, проникновение информационных технологий в различные области деятельности человека оказывают огромное влияние на содержание школьного технологического образования. Быстроразвивающийся технологичный мир подталкивает все предметные области образовательного процесса к неизбежным изменениям. Уровень технологической культуры населения в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий определяет кадровый потенциал выпускников современной школы, их конкурентоспособность на рынке труда, влияет в целом на интеллектуализацию человеческого капитала и наукоемких сфер деятельности, обеспечивает безопасность и культуру организации производственных и иных технологических процессов в современной школе.

Но сегодняшнему выпускнику необходимы не просто базовые предметные знания, а формирование непрерывно обновляющихся, с учетом изменений требований, базовые компетенции цифровой экономики. Поэтому назрела необходимость обучения школьников 10–11 классов по основным образовательным программам, которые будут отвечать персональному профилю каждого выпускника, ориентироваться на развитие цифровых компетенций, ежегодно обновляться и фиксироваться в индивидуальном учебном плане школьника. И здесь особая роль отводится предметной области «Технология», которая должна отвечать вызовам времени и удовлетворять потребностям выпускника.

Мотивация к активному изучению предмета в последнее время была ослаблена по ряду причин:

− сокращение учебного времени на изучение предмета;

− устаревшая материально-техническая база, требующая обновления и модернизации;

− уровень компетентности педагогов недостаточно высок.

Поэтому сегодня учителю необходимо выстраивать деятельность на уроках технологии так, чтобы происходило освоение выпускником в полном объеме базовых компетенций работы с современным технологичным оборудованием в области робототехники и 3D-моделирования, информационных технологий и технологий производства, сформировались цифровые компетенции при знакомстве с миром профессий и вовлечении в проектную культуру. Самоопределение и ориентация обучающихся на инженерно-технические и IT- специальности существенно меняет уже сегодня материальную и нематериальную сферы современной школы.

Введение учебного предмета «Технология» на уровне среднего общего образования МБОУ СОШ с. Тербуны позволяет развивать наукоемкие технологии в школе, способствует знакомству с миром цифры, позволяет создать такие высокотехнологичные производства и инновационные технологические кластеры, как Школьный университет цифровой экономики.

Программа построена по модульному принципу и содержит следующие модули:

− «Основы пилотирования»;

− «Технологии виртуальной и дополненной реальности»;

− «Технология 3D-моделирования»;

− «Лазерные технологии»;

− «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения».

Результатом изучения каждого модуля, является разработка, создание и защита проекта.

Занятия рассчитаны на углубленную подготовку обучающихся, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков, а также на развитие инженерного и художественного мышления, формирование начальных технических и цифровых знаний, овладение soft- и hard- компетенциями.

Учебные занятия направлены на развитие у школьников интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности в области технологических инноваций, значительно расширяющих кругозор и образованность.

Приоритетными результатами программы являются:

− знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования;

− решение изобретательских задач;

− знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий, освоение их важнейших базовых элементов;

− профессиональное самоопределение;

− овладение опытом конструирования и проектирования, навыками применения ИКТ и цифровых технологий;

− базовые навыки работы в программах по моделированию;

− ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;

− владение проектным подходом к деятельности.

Инновационный поиск новых средств обучения привел учителей кафедры Технология к пониманию того, что на уроках технологии, особенно в старших классах, необходимо активнее применять метод проектов. Наиболее ценными и эффективными в проектной деятельности, являются такие процессы, как исследование и прототипирование. Эти процессы являются основными факторами повышения учебной мотивации.

Результатом работы по каждому модулю является проект, который может быть, как индивидуальный, позволяющий расширить индивидуальное поле деятельности каждого обучающегося, так и групповой, который учит работать в команде. Обе формы работы позволяют раскрыть таланты в области освоения культуры проектирования, содействовать профессиональному самоопределению, развивают навыки «4К»:

− критическое мышление;

− командная работа.

Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Метод проектов реализуется как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе общества и направлены на развитие их творческого потенциала. Перед обучающимся ставится проблема, при решении которой, приобретается личный опыт, формируется большое количество компетенций. В основе метода творческих проектов лежит развитие критического мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в современном информационном пространстве. Данный опыт показал, что у обучающихся сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая активность, показательно вырос уровень выполнения творческих работ, что подтверждает анализ оценки проектных работ и результатов олимпиады школьников на всех этапах за последние три года. Так, проект «Развивающий массажный коврик для детей дошкольного возраста», который выполнен с помощью ПО для 3D-моделирования и 3D принтера, получил высокую оценку коллег и стал победителем регионального и призером всероссийского этапов ВОШ.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно — деятельностный подход в обучении школьников, интегрировать компетенции, полученные ими на уроках технологии и в другие предметные области.

Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников. Учитель выступает в роли коуча.

Следовательно, программа учебного предмета «Технология» для обучающихся 10–11 классов (углубленный уровень) даёт возможность выпускникам школы с. Тербуны расширять границы технического творчества, а также получать актуальное представление о тенденциях на рынке труда. Программа предполагает подготовку инженерно-технических кадров, которые смогут применять как технические, цифровые так и предпринимательские навыки на практике. Успешное освоение всех её модулей и защита проектов не только способствует формированию цифровой грамотности современных выпускников, но и благодаря профессиональным пробам в реальных или модельных условиях позволяет иметь четкое представление о деятельности в интересующей сфере. Квалифицированная помощь педагога и грамотно построенная работа в лаборатории межпредметных технологий(ЛМТ) по системе ПРОФИ II в рамках программы учебного предмета «Технология», обеспечивает осознанное решение при составлении индивидуального образовательного маршрута, и реализации личной программы дальнейшего профессионального развития. Таким образом, понимание глубочайшей важности цифровых возможностей в развитии профессионального успеха привело к поиску и реализации новых подходов в преподавании учебного предмета «Технологии».

Основные термины (генерируются автоматически): учебный предмет, BIT, проектная деятельность, профессиональное самоопределение, современная школа, урок технологии, цифровая экономика, EDUCATION, высокотехнологичное производство, Школьный университет.

Учитель
математики Смычкова Л.А.

МАОУ
СОШ № 17 г. Краснодара

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию доклад на тему
«Цифровая образовательная среда на уроках математики».

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это единая информационная система,
которая объединяет всех участников образовательного процесса — обучающихся,
преподавателей, родителей и администрацию учебных заведений.

– одна из главных частей российского проекта «Образование»,
утверждённая Приказом Министерства просвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года.

ЦОС включает в себя:


комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;


совокупность технологических средств информационных и коммуникационных
технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное
информационно-коммуникационное оборудование;


ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной
информационно-образовательной среде

– создание современной и безопасной электронной
образовательной среды, обеспечивающей доступность и высокое качество обучения
на всех уровнях.


доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, которые
способствуют расширению и углублению предметных знаний;


цифровые решения, которые позволят обучающемуся, не имеющему возможности
посещать учебное заведение из-за болезни или по другим причинам, быть на связи
с классом и преподавателем во время занятия;


интеграция государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с
платформой ЦОС;


возможность видеотрансляции для распространения лучших занятий.

Важнейшую роль в создании
информационно-образовательной среды играет математика. ФГОС ориентирует меня на
широкое использование цифровых инструментов как необходимое условие решения
поставленных перед школой задач в условиях развития информационного общества.

Абстрактный характер математики, ее
прочные внутренние логические связи и необходимость последовательного изучения
ее разделов всегда порождали своеобразные трудности преподавания этой
дисциплины. Кажущаяся «строгость» изложения часто порождает у обучающихся
взгляд на математику как на сухую, малоинтересную науку.

Показатели всероссийской проверочной работы
в начале 2020-21 учебного года выявили, что учащиеся проявляют низкий уровень
интереса к математике, что поставило передо мной задачу создания условий, стимулирующих
развитие математических интересов и как следствие, закономерное повышение
качества обучения.

На примере 6 В класса:

1 ВПР: Результаты: (24 человека писало)

% Качества знаний: 33,3%

% Успеваемости: 79,2%

2 ВПР: Результаты: (32 человека писало)

% Качества знаний: 34,4%

% Успеваемости: 90,6%

Использование ЦОС способствует решению
следующих задач:


разнообразие системы занятий, нешаблонное их построение, включение по
возможности в каждое занятие новых элементов;


увлекательное преподавание занятий, активизация деятельности обучающихся.

Без использования современных средств
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ядром которых являются
цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), уже невозможно представить
образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного
общества.

К ЦОР относят любой информационный
источник в цифровом виде, который может быть использован в образовательном процессе.

ЦОР по математике можно разделить на 3
группы:

– элементарные ЦОР: изображение
пространственных фигур или формулировки различных теорем;

– базовые ЦОР (сочетают в себе два и более
элементарных ЦОР): формулировка и доказательство теоремы в текстовом виде и
рисунок к ней;

– ЦОР сложной структуры – ЦОР, выстроенный
в соответствии с логикой организации изучения некоторого раздела, темы.

В октябре 2020 года наша школа вошла в
число школ для апробации обучающей онлайн-системы «01Математика». В Краснодарском
крае 6 школ (3 школы города Краснодара и 3 школы Славянского района) вошли в
этот проект. Цель проекта – повышение качества математического
образования обучающихся нашей школы.

Я остановлюсь подробно на этой системе
обучения.

Что такое 01Математика.РФ?

– Это содержание высокого качества
соответствующее Федеральным государственным стандартам.

– Более 50000 уникальных заданий.

– Адаптивная система обучения.

– Уникальные технологии обучения.

– Глубокая проработка деталей.

– Более 150 часов обучающего видео.

– Это образовательная карта знаний и
индивидуализация образования, что позволяет иметь исчерпывающую картину знаний
и умений ученика, и на основе этих данных выстраивать их индивидуальную
траекторию.

Вы видите, что в этой системе есть задания
с 4 по 11 класс, а также задания по ОГЭ и ЕГЭ (профиль). К сожалению не все
темы ещё в систему загружены. Большинство тем по алгебре есть, по геометрии тем
очень мало, что огорчает меня. Но, как утверждают организаторы, новые темы
прорабатываются и добавляются.

Есть в этой системе и недочёты. Как
например, по теме “Длина окружности”. Я задала на дом проработать эту
тему и при выполнении заданий ребята мне скинули фото, что программа просит
найти длину окружности, а обозначает ее буквой (как площадь). Про такие недочеты я докладываю организаторам и
они их исправляют.

Мне необходимо было самой зарегистрировать
один из своих классов. И начать применять эту систему на уроках.

Позже нам разрешили зарегистрировать все
свои класс, чем я с удовольствием воспользовалась.

На уроках я провожу самостоятельные,
контрольные работы, а также прорешиваем с ребятами задания по определенным
темам. Что очень экономит время при проверке работ. Система сама проверяет и
выставляет процент выполнения.

Также я задаю Домашние задания в “01Математика”.
В зависимости от цели, я могу задать только лишь Прктику или Контрольную
работу, а могу сразу задать Адаптивное обучение, Практику и Контрольную.

Очень удобно проверять выполнение заданий.
Учитель видит в каком номере ученик допустил ошибку.

Можно нажать на неправильно решенный прмер
и посмотреть, что вызвало у ученика затруднение.

Это система помогает тем обучающимся, которым обучение
даётся с трудом и по многим темам имеются пробелы. Если я как учитель желаю
посмотреть, на каком этапе находится тот или иной обучающийся, то открываю его
персональную страничку. На ней можно увидеть детальную статистику об
образовательных результатах. Можно узнать, сколько заданий выполнено, когда, за
какое количество времени, по какой теме работал, какие задания и темы вызвали
наибольшую сложность, сколько ошибок сделал, есть ли прогресс.

Одна из целей преподавания математики
заключается в формировании у обучающегося убеждения в том, что ЦОР является
удобным и несложным инструментом, полезным в различных областях человеческой
деятельности.

Компьютер дает преподавателю математики 5
новых педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг,
коммуникативность, производительность, от использования которых прямо зависит
эффективность и качество преподавания дисциплины.

Использование ЦОР предполагает работу не
только самого преподавателя, но и обучающихся.

Иногда я задаю ребятам на дом изучить
новую тему. На уроке мы разбираем то, что осталось непонятным. Этот приём
экономит время на уроке. И остается достаточно времени на отработку умений и
навыков.

С введением в
учебный процесс новых компьютерных технологий для меня как учителя становится
актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных
ресурсов. Преподаватель находится в постоянном поиске, выбирает лучшее,
наиболее подходящее, создает свои собственные ресурсы.

Я как учитель математики при подготовке к занятиям
использую различные ЭОР, не только систему “01Математика”. Приведу
примеры:

1) https://oge.sdamgia.ru/ – Сдам ГИА: Решу ОГЭ

Я зарегистрировалась и
использую ресурс данного Веб-портала, в котором применяются многие элементы
технологии дистанционного обучения. Зарегистрировавшись на данном портале,
получила доступ в личный кабинет. Я как учитель составляю варианты для проверки знаний обучающихся, используя случайное генерирование вариантов системой,
подобрав конкретные задания из каталога или добавив собственные задания.
Регулирую настройки: показывать или скрывать правильные решения заданий после
выполнения работы, задать дату и время выполнения работы, установить параметры
выставления отметок.

У меня есть
возможность создавать тематические тесты, контрольные работы, домашние задания
различного уровня сложности, в зависимости от подготовленности каждого
обучаемого. Тщательно выбирая задания, создаю ситуацию успеха даже у самого
«слабого» обучающегося.

2) https://interneturok.ru/– Библиотека видеоуроков школьной программы

Из библиотеки видеоуроков я выбираю нужные мне уроки и
показываю их в классе с дальнейшим разбором. Очень меня выручает этот сайт,
если я нахожусь на больничном или на учебе. Я посылаю в группу класса ссылку на
видеоурок и задания.

– программа для проведения групповых онлайн-конференций,
поддерживающая одновременное вещание нескольких спикеров. Поддерживается запись
и сохранение занятия на компьютере или в онлайн-облаке с общим доступом.
Активно использовала данную платформу в марте – июне 2019-2020 уч.года.
Применяю до сих пор при проведении индивидуальных консультаций с обучающимися.

Важно знать, как обучающиеся воспринимают
материал с использованием ЦОР. Поэтому после выполнения ряда домашних заданий
творческого характера с привлечением ЦОР мною был проведен опрос учеников 9-х
классов, в результате которого получены следующие данные:

– 56% учеников отметили, что такие занятие
им нравятся;

– 39% отметили, что при использовании ЦОР
материал лучше усваивается и запоминается;

– 5% ответили, что им все равно, и они
отвлекаются.

Большинство обучающихся положительно
оценивают применение ЦОР, что не снимает необходимости дифференцированного
подхода в обучении, в том числе и применении ЦОР.

Таким образом, использование ЦОР в
обучении математике дает возможность:

– реализовать личностно-ориентированный
подход в обучении;

– повысить качество наглядного учебного
материала, который становится более красочным и динамичным;

– автоматизировать контроль и самоконтроль
результатов учебной деятельности;

– развивать умения исследовательской
деятельности;

– активизировать познавательную
деятельность обучающихся;

– повысит мотивацию к изучению математики;

– обеспечить активное взаимодействие
обучающихся с учебным материалом.

При использовании ЦОР на занятиях
столкнулась со следующими проблемами:

– недостаточное количество тем в системе “01Математика”;

– не хватает интернета в школе для работы
целого класса учеников, приходится раздавать им свой интернет, на это уходит
драгоценное время;

– не все кабинеты оснащены компьютерами и
интерактивными досками;

– попытки создать личные методические
ресурсы требуют огромных затрат труда и времени, что становится серьезной
проблемой;

– внедрение ЦОР в образовательный процесс
в настоящее время осуществляется неравномерно.

Для того, чтобы формировать ИКТ
компетентность у обучающихся, учитель сам должен обладать данной
компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность
использовать ЦОР для решения различных педагогических задач.

Учитель живёт до тех пор, пока учится;

как только он перестаёт учиться, в нём
умирает учитель.

К. Д. Ушинский

Спасибо за внимание!

Скачано с www.znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *