Какими были первые курсы
Рисовать на бумаге статуи и кубы — это одно, а рекламу для «Яндекса» или банков — другое.
Многие студенты школы — и тогда, и сейчас — уже были в профессии. Но им нужно было прокачивать навыки, чтобы в ней состояться. Мы давали и софт-скиллы, и хард-скиллы. Например, как читать бриф, как не впасть в состояние «художника может обидеть каждый», как защищать свою работу.
Мы практически сразу открыли курс по 3Д. Старались не просто учить работать с программами, а делать это с вывертом. Например, чтобы почувствовать форму, леттерингу учились, вырезая буквы из картошки. А иллюстрации рисовали на брифах из журналов, чтобы потом на работе все было знакомо и понятно. Тогда так никто не делал.
Не обошлось и без ошибок. Первые курсы мы запускали без методиста. Такой специалист разрабатывает образовательные программы, работает с преподавателями и улучшает курс от потока к потоку. Методисты в нашей школе появились через несколько лет после запуска. А тогда, в 2015 году, мы решили записать сразу видео всех курсов, хотя опыта преподавания у нас не было.
Первыми преподавателями были иллюстраторы из нашего агентства. С этими людьми мы съели не один пуд соли, доверяли друг другу, поэтому пошли на эксперимент с онлайн-школой
Вначале съемки были очень простыми — лектор рассказывал на белом фоне. Наш черный круг мы придумали спустя несколько лет
Когда записали, смонтировали и провели первые потоки, стало понятно, что нужно внести в программу правки. В итоге перезаписали несколько уроков в курсах по меловому леттерингу и анатомии. плохо записался звук, преподаватели решили, что нужно изменить структуру повествования. Поэтому следующие курсы мы записывали, начиная со второго потока. Первый был репетицией, проходил полностью онлайн — в вебинарах, чтобы не расходовать зря деньги.
Важно, чтобы курс был нужен аудитории. Поэтому за до старта мы его анонсируем, открываем продажи и смотрим, как реагируют люди. на новости программы, его сразу или вообще никак не реагируют.
Нам повезло: за все время существования школы мы закрыли всего пять-шесть курсов. Это немного, учитывая, что было около 300 программ.
Даже если курс не зашел — не сдаемся, а перепридумываем его: меняем название, описание, направление. Например, курс по современному искусству у нас полетел, когда мы назвали его «Что случилось с искусством за последние 100 лет». Изначально он назывался просто — «Современное искусство». А годовую программу по мы изменили после нескольких итераций на «: дизайн цифровых продуктов».
Но иногда мы не оглядываемся на Верим в курс и долго рассказываем, почему он классный.
Делаем это в тех случаях, когда считаем, что тема поможет рынку стать лучше. Например, так было с интенсивами про историю Баухауса или японский дизайн.
Одна из программ, где мы не ориентировались на фокус группы — курс по психологии «Остаемся адекватными». Мы его раскрутили, и он взлетел. Сейчас он переехал в дизайн-библиотеку под названием «Здоровые настройки»
Статья была полезной?
Онлайн-школа — как дом. Может стать надежной крепостью, которая с годами будет развиваться. А может оказаться соломенным домиком как у одного из трех поросят — и рассыпется при первом серьезном ветре.
В этой статье разберем, как создать онлайн-школу по шагам. Такую, которой никакие штормы на рынке не страшны.
Увы, но многие онлайн-курсы, которые запускаются на рынке, остаются невостребованными.
Так происходит, когда авторы курсов создают их «из головы», без опоры на боли и потребности аудитории. Уверенный в успехе, эксперт выбирает тему, которая интересует его самого, но на деле материал оказывается никому не нужен.
Представьте ситуацию: молодой человек вручает девушке на свидании вместо цветов перфоратор. Он отлично владеет этим инструментом и уверен: такая вещь куда нужнее, чем цветы, да и прослужит дольше. Возможно, в мире есть девушки, которые оценят этот подход, но найти такую может быть слишком сложно.
По этой причине важно выбирать тему и наполнение курса на основе потребностей и болей людей.
Насколько хорошо вы знаете своих будущих клиентов — их проблемы, желания, мечты, — настолько хорошо вы и зарабатываете.
Как правильно выбрать тему и аудиторию для первого запуска?
Определите область пересечения нескольких факторов:
Еще крайне важны факторы, касающиеся вас самих:
Всё это про вас? Упаковать вашу экспертность в курс поможет наш бесплатный марафон. Он доступен сразу после регистрации на платформе GetCourse.
Вам уже не терпится приступить к записи уроков и монтажу? Не делайте этого, пока не получите первые продажи!
Всё, что требуется на первом этапе — это описать основные уроки и результат их изучения. Вы получите програму, которая включает:
• темы уроков;
• результат каждого урока;
• домашние задания, если они предусмотрены.
Не погружайтесь в детали. Главное, чтобы ваши потенциальные покупатели понимали, для чего им нужен ваш курс и что они получат в результате.
Прописать структуру можно и на листке бумаги, но удобнее сделать это в таблице. В дальнейшем вам будет легко отредактировать записи, затем перенести на GetCourse и стать на шаг ближе к реализации курса.
Лендинг — это страница с описанием вашего курса, где посетитель сможет изучить предложение и оплатить участие.
Когда-то для создания подобных страниц требовалась целая команда из дизайнера, программиста и верстальщика. Сейчас красивый и эффективный лендинг может собрать любой, кто умеет пользоваться клавиатурой и мышью. Нужно просто загрузить текст и фото в специальный конструктор.
Такая страница будет прекрасно работать и
«продавать» ваш продукт — конечно, при условии, что вы правильно выполните предыдущие и следующие шаги.
На GetCourse создать лендинг можно разными способами. Один из них — взять за основу структуру курса, подготовленную на предыдущем шаге, и сделать посадочную страницу за пару кликов.
Вот примеры таких лендингов:
Этот и другие технические аспекты подготовки онлайн-курса мы раскрываем на бесплатном марафоне. Он доступен сразу после регистрации на GetCourse.
Времена, когда клиенту можно было написать «скиньте деньги на карту», в прошлом. Мало того, что такой подход не вызовет доверия — бонусом вы получите путаницу в финансовых вопросах и отсутствие контроля.
Гораздо удобнее проводить оплату прямо через платформу, на которой вы создаете свои курсы: в этом случае вам не придется тратить время на дополнительные настройки, а все оплаты будут собираться в удобную аналитику.
Сейчас прием платежей подключается быстро и просто, без походов в налоговую и смс (даже если у вас нет ИП и вы никогда не настраивали онлайн-кассу).
Этих четырех шагов уже достаточно, чтобы продать курс самым заинтересованным людям. Для них можно провести продажу через прямые эфиры, zoom или полноценный вебинар.
Но никогда не помешает еще один шаг.
Это нужно, чтобы ваши клиенты:
Процесс настройки рассылок технически не сложен, и у нас в GetCourse по нему также есть готовые пошаговые алгоритмы.
Эти и другие инструкции доступны сразу после регистрации на платформе.
Начните создавать вашу онлайн-школу прямо сейчас, даже если вам кажется, что это сложно или у вас нет времени!
Благодаря пошаговому обучению и поддержке наших специалистов вы сможете быстро сделаете все необходимое и получите первый результат.
Какие правовые документы можно использовать в свою пользу
Если будете писать в Рособрнадзор, есть несколько документов, на которые можно сослаться.
В пункте 15 статьи 91 закона «Об образовании в РФ» сказано: требования для выдачи лицензии должны допускать, что образовательный процесс в учебном заведении проходит только в .
Этот же момент встречается в пункте 5 положения о лицензировании образовательной деятельности. Там говорится об образовательных программах, которые проходят только дистанционно. Соискатель лицензии должен позаботиться об условиях для , то есть о соответствующих программах, технике и других вещах, необходимых ученику, чтобы иметь доступ к программе и освоить ее, даже если студенты и преподаватель находятся в разных точках мира. О помещении тут ничего не сказано.
Идем дальше. В подпункте «и» пункта 10 положения о лицензировании образовательной деятельности написано, что руководитель должен представить справку об условиях и ресурсах для , в том числе о помещении. Вот пример такой справки, где в первой части нет указания на недвижимость, а все учебные ресурсы указаны в электронном виде. Этот случай похож на ваш, и он встречается в практике.
При этом в пунктах 2 и 3 письма Минобразования перечисляются минимальные требования к материальной базе для дистанционного обучения: нужны только браузер и подключение к интернету.
На запуск потратили меньше миллиона рублей
Начали с курсов по иллюстрации. Сначала открылись на GetCourse — это платформа для онлайн-школ, которые создают свои курсы. С ее основателем Маратом Нигаметзяновым мы работали в «Студии Лебедева». Он нас и пригласил на площадку. Но через месяц работы GetCourse попросила у нас 70% от бизнеса. Они увидели в нас конкурентов своему флагману на тот момент — студии рисования Вероники Калачевой.
Мы ушли, собрали свой сайт и начали проводить курсы в соцсетях. Работало это так: мы отправляли студентам по почте инструкцию, создавали группы в «Фейсбуке» и «Телеграме». Выкладывали там видео, проводили вебинары. Домашние работы проверяли по почте. Социальные сети на том этапе вовлекали пользователей в обучение лучше платформ. Полностью на свою платформу мы переехали в 2020 году, сохранив чаты в «Слаке» и «Телеграме». Мы всегда дружили с дизайнерами, в 2016 году сделали курсы и по дизайну.
На первое время мы решили открыть для школы ИП, пока бизнес не вырастет. ИП позволяет быть более мобильным. Например, проще было платить гонорары фрилансерам. Это «первое время» продолжалось четыре года. Сейчас у нас ООО. Бизнес стал больше, поэтому нужно было зафиксировать партнерство. На открытие ИП и услуг юриста потратили 30 000 . На ООО — 40 000 .
К моменту запуска курсов с иллюстраторским агентством работало уже более 100 клиентов. Годовая выручка составляла 35 млн рублей. Поэтому деньги взяли из кассы студии.
На запуск школы потратили около 600 000 . Но не единовременно, а постепенно оплачивали расходы.
Деньги вернули быстро — в первый год работы школы. Потратили средства на пять первых курсов, разработку сайта и зарплату единственной сотрудницы — директорки и координаторки школы в одном лице. Она продюсировала съемки, договаривалась с медиа о публикациях, следила, чтобы в образовательных группах процессы шли гладко. Операторы были на фрилансе.
Сначала мы думали, что школа — это еще одно направление иллюстраторского агентства. Но получили много положительного фидбэка, и стало понятно, что это отдельный большой бизнес. Поэтому отделили эти проекты друг от друга.
Первые пять курсов были по анатомии, акварели, дизайну персонажей, скетчингу и меловому леттерингу. Анатомия была важна, потому что многие иллюстраторы на тот момент приходили в профессию самоучками. И часто забывали, что на руке пять пальцев, а не три. Акварелью тогда рисовали все, персонажей и меловой леттеринг часто заказывали клиенты. Скетчинг, техника быстрых набросков, — это начало рисования. Этот курс прошел в школе около 20 раз.
На каждую из этих программ записалось по 30 человек. В первом месяце наша выручка составила 800 000 .
Преподавателям платили 30% от выручки за каждый поток. Программы тогда разрабатывали преподаватели с нашей помощью, снимал и монтировал видео один оператор.
Первые полгода студии мы работали вдвоем из дома. Потом сняли пространство в усадьбе Головиных, с пятиметровыми потолками и колоннами. Мы перекрасили стены в белый, купили мебель и технику. В этом офисе провели семь лет, пока команда не разрослась до десяти человек. Тогда переехали помещение на Покровке. На фото — здание нашего нынешнего офиса на Мясницкой
Административные расходы — зарплату , бухгалтера, аренду офиса, воду в кулере — делили с агентством
Платной рекламы не было. Мы анонсировали выход курсов на площадках агентства. Вокруг него тогда сформировалось комьюнити заинтересованных людей. Поэтому запустилось сарафанное радио, о проекте написали медиа. Еще про курсы написали наши иллюстраторы и преподаватели на своих страницах. Мы попросили друзей из индустрии — дизайнеров и художников — рассказать о нас в своих соцсетях. Причем не гигантских блогеров, а ребят, у которых небольшая, но вовлеченная аудитория.
Расходы на запуск школы в 2015 году — 630 000
Съемка и монтаж первых курсов
Сколько получают преподаватели
Иногда мне кажется, что наша школа — это секта. Потому что ребята, которые попали к нам на черный круг, потом приводят своих знакомых. Есть и второй способ, как к нам может попасть преподаватель. Наши менеджеры следят за всеми дружественными дизайн-студиями. Смотрим, кому что интересно, кто кого публикует, и узнаем про новых людей.
Наш человек — это профессионал, у которого горят глаза от своей работы. Важно, чтобы человек был толерантен к чужой точке зрения, но имел свою голову на плечах. К нам редко попадают душнилы, и они у нас не задерживаются. Мы работаем с теми, кто любит людей, уважает их и верит в них
Преподаватели работают как физлица, ИП или самозанятые. Вопрос оплаты обсуждаем в первую очередь: говорим, какие у нас расходы и сколько мы заплатим. Бывает и так, что преподаватель сразу говорит, сколько хочет за курс. И мы продумываем нашу экономику от обратного: считаем, сколько нужно набрать студентов, сколько должен стоить курс, чтобы он мог заработать эту сумму.
Стандартная ставка преподавателя коротких курсов — это 25% от выручки. Но есть свои нюансы. Например, в программах, в которых мы не тратим много на производство или рекламу, платим авторам больше. В профессиях все устроено сложнее, мы выкупаем у преподавателей контент с теорией сразу на несколько лет, это около 15 000 за лекцию. Дальше считаем занятость преподавателей — сколько он или она провели вебинаров, сколько проверили домашних работ.
Как юридически оформить онлайн-школу
Все аспекты прописаны в законодательстве Российской Федерации. Так, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Согласно второму пункту, лицензию должны получать организации, а также ИП, кроме тех, кто осуществляет обучение непосредственно (то есть если бы вы сами стали преподавателем), например, репетиторы. Лицензия нужна только в том случае, если вы собираетесь выдавать официальные документы об определенном образовании (высшем, например) — практически никакая онлайн-школа этим не занимается, поэтому лицензия не нужна.
Выбор решения — организация (ООО) либо ИП — зависит от масштабов будущей школы, в первую очередь от прибыли. Для начала стоит оформить ИП. Потребуются некоторые документы, однако процесс не повлечет существенных затрат на регистрацию.
Это полный пакет справок. Лучше ориентироваться на документы исходя из времени прочтения статьи — год от года они могут меняться. Для удобства воспользуйтесь сервисами, формирующими список документов под разные виды деятельности. Вы можете оформить патент, либо прибегнуть к иным формам получения УСН.
Таким образом, основное отличие школы по ИП от ООО — масштаб. Крупным организациям больше доверяют, но и платить придется больше. ООО стоит выбирать, когда школа вышла на доход организации хотя бы миллион рублей.
Финансовая модель
Когда материалы готовы и конференции настроены (а иногда и до этих этапов), стоит подумать о монетизации. Учтите такие факторы, как:
Оптимальный промежуток времени, после которого возможно получение чистого дохода — 2-3 месяца.
Определите, в каком формате будет происходить выплата учителям: фиксированный месячный оклад, зарплата за часы работы или иначе. Для предпринимателя оптимальной является почасовая оплата — преподаватель не тунеядствует, получая деньги по факту выполненной работы. При этом стоит учесть тарифы — один преподаватель может заниматься как с «дорогими», так и с «дешевыми» учениками. А платить ему повышенную ставку или нет — решение руководителя. Наиболее оптимально выдавать зарплату с учетом нескольких показателей:
Все это легко уместилось в модель оплаты по процентам — преподаватель получает часть от того, что заработает школа с ученика за одно занятие.
Как мы продавали курс
Мы решили продавать курс через стандартную вебинарную воронку, о которой рассказывают во всех книгах и уроках по продюсированию . План был такой:
Организовать вебинар было нелегко: мы на ходу разбирались с настройкой прямой трансляции на «Ютубе», готовили лекцию и презентацию. Участников завлекали розыгрышем: нужно было написать сочинение в формате ЕГЭ, авторы лучших работ получали бесплатные места на курсе или скидку 50%.
В результате на вебинаре побывало 40 человек, до конца досидели четверо. Двое выиграли бесплатные места и пришли к нам учиться. Еще одна девочка купила самый дешевый тариф за 1500 . В итоге нам предстояло работать весь октябрь за 1500 на двоих — без учета налога и комиссии за . Не самая радужная перспектива.
Но одна из девочек училась до мая и в общей сложности принесла нам 17 000 — это 8,7% нашего годового дохода. Так что вебинар был не таким уж провальным, как показалось изначально.
С помощью бесплатных полезных материалов мы привлекали подписчиков в рассылку, а уже потом предлагали купить наш курс
Мы рассылали своим подписчикам сообщения и приглашали их на вебинар
Слайд из презентации для вебинара. Во время трансляции мы разыгрывали бесплатные места на курсе и скидки среди тех, кто написал сочинение
Всего на курсе было три тарифа — мы дали им литературные названия
Лучшим участникам конкурса мы рассказали о победе в личных сообщениях
Чему нельзя обучать только через интернет
Некоторым профессиям нельзя обучать только дистанционно. Их перечень утвержден Минобрнаукой и касается среднего профессионального образования.
В основном в списке Минобрнауки технические и производственные специальности: слесари, монтажники и механики. Но также это касается дополнительного образования в медицине, искусстве или сфере услуг, если вы, например, обучаете будущих кассиров, официантов, барменов, ветеринаров.
Запуск нового формата — интенсив «Салтычиха»
К зиме 2020 года мы с Катей решили отказаться от годового курса и запустить короткий формат — интенсив на несколько недель. Были сомнения: мы сами не верили, что за условный месяц можно качественно подготовиться к экзамену. За это время не каждый осилит «Войну и мир», а тут — целый кодификатор.
В итоге мы действительно уместили всю программу в шесть недель, но компенсировали это интенсивностью обучения. Чтобы все успеть, ученикам нужно было заниматься и писать сочинения каждый день.
Нам было важно доводить детей до результата, а не просто брать с них деньги. Поэтому мы решили сделать правила еще более суровыми и выгонять с курса бездельников и обманщиков. Не сдал домашку в течение 24 часов или списал сочинение из интернета — вылетаешь.
Так родилась «Салтычиха» — наш жесткий интенсив. Этот курс мы назвали именем помещицы Салтыковой, которая мучила своих крепостных. Надеялись, что жесткие условия привлекут самых мотивированных ребят, которым нужны высокие баллы на экзамене.
В декабре 2020 года, перед стартом продаж, мы провели опрос в группе: 60 подписчиков позитивно отреагировали на такой формат. Нам было нечего терять — решили попробовать.
В рекламе интенсива мы делали упор на жестких дедлайнах. У нас было три тарифа стоимостью до 5000 , которые отличались только количеством жизней:
Если вылетел, но хочешь вернуться, нужно заплатить штраф — 1000 . Мы рассчитывали, что самым популярным будет второй тариф, из 11 учеников выбрали самый жесткий вариант — без права на опоздание. В итоге двое ребят вылетели с курса, а одна девочка заплатила штраф за просрочку. Еще двоим мы вернули деньги: они предупредили, что не смогут участвовать в «Салтычихе».
Мы построили интенсив на практических заданиях. Мы выкладывали лекции в закрытой группе, но не следили, их ученики. Главное — чтобы все вовремя сдавали сочинения. Мы разбирали их по критериям ЕГЭ, но не просто указывали на ошибки, а советовали, как написать лучше.
Чтобы повысить вовлеченность ребят, добавили еще один обязательный элемент — ежедневные отчеты о проделанной работе. В общем чате ученики писали, какие сложности у них возникли, где они ошиблись в тестах, что не поняли в прочитанном романе.
В конце концов наш учебный чат превратился в дружескую тусовку. Мы с ребятами обсуждали зарубежную литературу, историю, сериалы, хобби, обменивались мемами. Такая атмосфера поспособствовала тому, что большинство учеников дошли до конца интенсива, а многие из них записались на следующие потоки.
Мы дорабатывали правила интенсива от потока к потоку. Например, мы решили выгонять за плагиат, когда впервые столкнулись с обманом
Так выглядит разбор сочинения: объясняем, какие ошибки допустил ученик, оцениваем работу по критериям ЕГЭ
В чате обсуждали с ребятами все подряд — от литературы до коллекционирования насекомых
Производство может стоить 5 миллионов рублей
Расскажу о производстве курсов на примере годовых программ. Сначала мы выбираем тему, находим преподавателя, который готовый вовлечься в длительный проект. Методист, у нас в школе пять штатных методистов, работает над структурой: придумывает устройство курса, формат, упражнения.
Мы допускаем, что программа может измениться. Мы любим красивые идеи, и если в процессе появляется такая идея, которая поменяет всю структуру, но улучшит качество курса, то, скорее, мы будем рады эту структуру поменять. На разработку методисты тратят около двух месяцев.
Параллельно продюсер считает стоимость производства: зарплаты, аренду оборудования, гонорары фрилансеров. Затем выбираем участников проекта. Например, ребят, которые вместе с преподавателями проверяют домашнюю работу.
Преподаватели появляются в ключевых моментах, вебинарах, рассказывают теорию. Но когда на потоке больше 50 студентов, а часть задач — стандартная, с проверкой домашних работ справляются и помощники. Ими могут быть наши бывшие студенты, бывшие студенты наших преподавателей, либо менее известные преподаватели.
Давно для себя определила, что хороший учитель — тот, кто приводит студента во внутреннее движение. Мы находим людей, которые горят своим делом и могут заразить ученика любовью к профессии
За полгода до старта мы начинаем верстку лендинга и анонсируем программу. Даем рекламу и смотрим на отклик аудитории. Методисты в это время дописывают и дорабатывают курс с кураторами и преподавателями. За три месяца до запуска мы снимаем основные ролики. На съемках присутствуют методист и продюсер программы.
После запуска смотрим за тем, как проходит набор. Например, какие вопросы задают люди, которые раздумывают над поступлением. На этом этапе мы думаем, что можно изменить в курсе. Иногда меняем то, что будет происходить во втором, третьем и четвертом блоке. Иногда в процессе работы над программой методисту с преподавателем становится понятно, как лучше раскрывать темы в дальнейшем. Например, на определенную тему лучше привлечь другого преподавателя, который лучше знает предмет. Или домашние работы лучше делать другим способом. Стараемся оставаться гибкими.
Деньги на продакшен тратим не одномоментно, а постепенно, весь год, пока идет первый поток. Сейчас у нас уже много своего оборудования, но все равно часто арендуем. Каждый оператор работает со своей техникой, и задачи на съемках тоже разные. Например, особенности съемки зависят от того, сколько человек в кадре: один, два или пять. В школе работают несколько штатных операторов, некоторые из них занимаются только монтажом.
На первом потоке иногда бывают дополнительные расходы. Например, решаем снять звезду дизайна, которая случайно оказалась в Москве.
У программы есть куратор — это ее душа. Куратор накидывает крупными мазками основные образовательные модули, набирает главных преподавателей, плотно работает с методистом и продюсером, проводит основные вебинары, ведет студентов. Курсы состоят из нескольких модулей, у каждого — свой ведущий преподаватель.
Средняя цена длинной программы — 170 000 . За эти деньги студент получает теорию и практику, возможность познакомиться и подружиться с преподавателями, работать с ними. Студентам задают много домашних работ, они участвуют в вебинарах и портфолио-ревью, которые иногда длятся несколько дней. Все студенты получают доступ в дизайн-библиотеку на время прохождения обучения.
В школе есть проект «Беседы» — это интервью с художниками, дизайнерами, иллюстраторами. Если кажется мне интересным, я сажаю человека напротив камеры, задаю вопросы, чувствую вайб от человека, смотрю, чему он может научить. Так я знакомлюсь с новыми людьми и вывожу их на орбиту школы. В кадре — Наталья Брянцева, основательница ювелирной марки AVGVST
Мы сами придумываем программы и ищем кураторов. Быть учителем — большая ответственность. Прежде чем рассказывать студентам, как устроено, нужно привить им любовь к критическому мышлению, умению видеть особенности мира и с любовью стараться делать его лучше.
Проект «Беседы» — это мои собеседования, я смотрю, как человек думает, от чего горят глаза. Очень часто уже на этих съемках придумываю следующий курс или интенсив. Иногда мы предлагаем людям готовую идею напрямую — рынок небольшой, все друг друга знают.
через четыре потока после старта онлайн-курсов можно оценить их успешность. Первый поток часто не особо релевантный. Курс может набраться, например, удачной рекламы или популярности преподавателя. Но если четыре потока хорошо набираются студенты, доходят до конца и дают положительный фидбэк — все идет по плану. В среднем по школе, включая подписку на дизайн-библиотеку, 70% студентов доходит до конца. С другими 30% мы плотно работаем, чтобы понять, что пошло не так. Важно понять, почему они оставили обучение, и потом починить в программе. На годовых программах и курсах возвраты денег студентам составляют 10%. Чаще всего студенты отваливаются жизненных ситуаций, которые мешают им учиться. Около 10% из них просят перевести их на следующий поток.
Иногда мы долго раскачиваем преподавателей. Например, находим человека, договариваемся, что в будущем сделаем программу. И начинаются длительные переговоры
У нас преподает много людей, которые давно в профессии. Состоявшиеся и востребованные профессионалы очень много работают, им сложно выделить время для того, чтобы придумать программу, провести сотни часов с методистом, а потом со студентами. Наверное, это единственная сложность
Короткие курсы мы придумываем так: у нас есть три человека, условные менеджеры по поиску талантов, они придумывают курсы. Мы обсуждаем идеи на собраниях, потом «охотимся» за авторами. Иногда мы приходим к конкретным людям и спрашиваем: «От чего у тебя сейчас горят глаза?» На эту тему и делаем интенсив или курс.
Какие ниши популярны в онлайн-обучении
Прежде, чем заняться подготовкой оборудования и наймом сотрудников, нужно понять, какой специальности вы будете обучать. Вариантов более чем достаточно:
Список можно продолжать бесконечно. Просто возьмите нишу, которой хотите заниматься, и определите, возможно ли бесконтактное обучение, или в ней важен оффлайн-контакт.
Онлайн-курсами занимаются репетиторы, штатные преподаватели учреждений образования (например, при подготовке учащихся к экзаменам, довузовской подготовке) и просто талантливые в своей области люди.
Аудиторию можно разделить в зависимости от востребованности обучения.
Заработок школы зависит от аудитории и выбранной ниши — курсы гитары стоят дешевле, чем обучение программированию. Однако фиксированных цен нет, все зависит от возможностей школы, предоставляемых ей знаний и удобств.
Первичная проверка спроса
Смотрим, есть ли уже подобные онлайн-курсы в интернете, насколько они популярны. Общаемся с потенциальными покупателями.
Тему выбрали. Предполагаемый спрос есть. Записываем курс? Ещё нет.
Просто представьте, как обидно будет: вы потратили 100 часов и/или 200 тысяч на запись курса, а он оказался никому не нужен или нужен, но в сильно изменённом виде. Следующий шаг — проверка на практике после теории.
Реклама группы
С продвижением группы проблем не возникло: до этого я уже работала с соцсетями, настраивала рекламу во «Вконтакте», знала о воронке продаж. Мы просто публиковали полезные материалы и продвигали их на аудиторию конкурентов. Наша база потихоньку росла — к концу учебного года мы набрали 4600 подписчиков.
Чтобы собирать аудиторию для рекламы, я использовала специальную программу — парсер. Это работает так:
Чтобы выводить отзывы учеников на страницу, мы подключили виджет за 49 в месяц. С помощью отзывов пытались привлечь внимание и доказать, что нам можно доверять, ведь у нас уже есть довольные выпускники.
Мы продвигали все посты из ленты. В среднем подписчик обходился в 10 . Если объявление съедало 15 и никого не приводило, то я его отключала
Самый популярный пост — анализ комедии «Недоросль». Он привел 822 подписчика, каждый из которых стоил нам 5,3
Техника и команда, сроки, платежи и документы
Мы определились, что ничего пока не создаём, но самое время разобраться с вопросами, влияющими на себестоимость курса и время его разработки.
1. Что необходимо для создания курса
Конечно, и здесь всё индивидуально. Многие из пунктов достойны отдельных материалов. Перечислим одни из самых частых статей расходов:
2. Сколько времени требуется на создание курса
Главное, что вам стоит спланировать заранее — время на создание контента урока. Тексты и графические материалы, видео, домашние задания. Рассчитывать до часов не нужно, лучше возьмите запас, чтобы не волноваться. Например, поставьте 2 урока в неделю, а не 4.
Далее весь созданный контент нужно куда-то загрузить. В зависимости от сервиса на настройки школы и уроков уйдёт от нескольких недель до нескольких минут.
Чтобы сэкономить время и нервы выбирайте простую и понятную платформу для курсов, не требующую длительного изучения. Например, Zenclass.
3. Как принимать деньги и какие нужны документы
Критерии сравнения
Онлайн-школа — это полноценный бизнес. Чтобы его развивать, важно знать, откуда приходят клиенты, какой курс пользуется спросом и на чем бизнес теряет деньги. Хорошая платформа для размещения онлайн-курсов должна отвечать на эти вопросы. Поэтому каждую мы сравнили по двум направлениям:
Какие возможности есть для создания контента.Как платформа помогает следить за пульсом бизнеса.
В основе сравнения 8 критериев
Личный кабинет руководителя онлайн-школы в iSpring Market
Цена: от 2 970 ₽ в месяц Пробная версия: 14 дней
В iSpring Market есть все необходимое для запуска онлайн-школы: от программы для создания курсов до встроенного маркет-плейса, на котором клиенты оплачивают контент.
Платформа для размещения онлайн-курсов сделана в России и работает через интернет. Не нужно ничего устанавливать, звать программистов и прокладывать локальные сети. Всё, что понадобится для управления школой — интернет и компьютер.
Создание курсов — 5 из 5 баллов
На iSpring Market можно загрузить готовые учебные материалы или создать с нуля электронные курсы, тесты, тренажеры и видеоуроки.
Собирайте программы обучения из готовых материалов. iSpring Market поддерживает любой контент: видеоуроки, вебинары, подкасты, курсы, статьи, презентации, тесты. Каждый материал вы можете продавать по отдельности или собрать в программу обучения.
Каждой учебной программе можно задать подходящие настройки: поделить на главы, установить сроки и правила прохождения.
Вы можете сделать так, чтобы следующая учебная глава открывалась только после завершения предыдущей или курс автоматически закрывался спустя две недели
Создание онлайн-курсов. Вместе с платформой вы получаете возможность создавать в iSpring Suite электронные курсы с тестами и тренажерами из простой презентации.
Программа iSpring Suite работает на базе PowerPoint. После того, как вы установите Suite на компьютер, в PowerPoint появится отдельная вкладка:
iSpring Suite работает прямо в PowerPoint. Вы можете создать интерактивный курс из презентации
Заходите сюда, добавляете в презентацию картинки, анимацию, музыку, видео, тесты и нажимаете кнопку «Публикация» — курс готов. Теперь его можно загрузить на iSpring Market и продавать клиентам.
Курсы подстраиваются под размер экрана и работают на любых устройствах: компьютерах, планшетах и смартфонах.
Статистика — 5 из 5 баллов
Система аналитики помогает следить за обучением клиентов, продажами и взвешенно принимать решения по развитию бизнеса. Все данные делятся на три типа:
Детальная аналитика продаж. iSpring Market показывает сколько денег принес каждый клиент, какие курсы пользуются спросом, а какие не приносят доход.
В iSpring Market вы также можете посмотреть общую выручку за месяц, квартал или год, чтобы проследить сезонность и, например, спрогнозировать спад спроса
Данные по курсу. iSpring Market покажет, как пользователь прошел конкретный курс: сколько материалов изучил, как много времени на это потратил, какой балл набрал.
Отчет по прохождению курсов. Из этих данных вы в частности можете увидеть вовлеченность ученика в обучение. Если он проходит курсы неохотно, значит ему что-то не нравится
Сервис уведомлений — 3 из 5 баллов
Он поможет поддерживать связь с клиентами и продвигать новые онлайн-курсы.
Обмен сообщениями. В iSpring Market есть внутренний чат, как в социальной сети. Вы всегда на связи с клиентами. Прямо из своего личного кабинета они могут написать вам сообщение и задать вопрос.
Через чат клиенты могут задать вопрос перподавателю или сообщить об ошибке в курсе
У iSpring Market нет встроенного сервиса почтовых рассылок, но платформа интегрирована с системой Zapier. Она позволяет «соединять» между собой разные сервисы, приложения и программы.
Вы сможете включить Zapier в настройках iSpring Market в два клика и подключиться к любой системе автоматических рассылок: Unisender, eSputnik, GetResponse, Sendpulse или MailChimp. Переносить вручную почтовые адреса пользователей в систему рассылок не придется. Zapier за минуту всё сделает за вас.
Редактор лендингов — 3 из 5 баллов
iSpring Market работает по формату интернет-магазина. Как только вы загрузили курс на платформу и установили цену, он появился на витрине — главной странице вашей онлайн-школы. Клиент заходит на ваш сайт, выбирает курс и оплачивает его.
Вы можете изменить внешний вид витрины: добавить логотип, поменять цветовую схему и URL-адрес онлайн-школы. Витрина адаптирует под размер экрана. Ее удобно изучать с компьютера и телефона.
У каждого курса тоже есть своя страница — это лендинг, заточенный под продажу. Здесь вы можете поставить красивую обложку, рассказать о курсе и преподавателе, а также указать цену. Главный минус — все страницы с курсами оформляются по одному шаблону. Изменить дизайн нельзя.
Пример промо-страницы курса в iSpring Market. Страницы курсов индексируются в поисковиках «Гугл» и «Яндекс». Ваш клиент найдет их в поиске без контекстной рекламы
Защита от копирования — 5 из 5 баллов
На платформе используют четыре уровня защиты, чтобы уберечь ваш контент от кражи:
Резервное копирование. Все данные хранятся сразу в нескольких дата-центрах России. Платформа делает резервные копии каждые три часа, чтобы ничего не потерялось.
Круглосуточная техподдержка. Специалисты iSpring Market на связи 24/7 по телефону, в чате и почте.
Способы оплаты — 5 из 5 баллов
На iSpring Market можно принимать оплату по банковским картам и через онлайн-кассы Яндекс Деньги, Robokassa, PayAnyWay и Тинькофф. Деньги поступают сразу на ваш счет. Вся информация о платежах сохраняется.
Платформа автоматически выставит клиенту счет и откроет доступ к курсу, а вам сообщит об оплате. При этом компания не берет комиссию за денежные переводы.
JustClick — сервис для автоматизации инфобизнеса
Цена: от 990 ₽ в месяц + 5% с продаж Пробная версия: нет
В зависимости от функционала цены на тарифы могут отличаться в 20 раз
JustClick объединяет в себе все инструменты для ведения инфобизнеса: воронки продаж, CRM, создание лендингов, редактирование и создание курсов, сервис для рассылок и онлайн-кассу. К сожалению, обучению в этом списке уделили не очень много внимания.
Создание курсов — 1 из 5
Курсы состоят из уроков. Урок в JustClick напоминает интерактивную статью, с текстом, изображениями и видео, выглядит, как простая интернет-страница.
Для создания уроков есть редактор. В нём вы можете добавить заголовки, разбить текст на абзацы, добавить картинки или видео для наглядности.
Редактор курсов напоминает простой текстовый редактор
Возможности платформы ограничены. Всё, что вам доступно для теоретических уроков — текст, картинки и видео. Вы не сможете добавить в урок интерактивные элементы, обучающие игры или тренажёры. Даже самый простой тест с несколькими вариантами ответов здесь нельзя создать.
В уроки можно вставлять практические задания — вопросы с ответами в свободной форме. Система автоматически проверит ответы, если они ограничены одним словом или фразой. В остальных случаях ответы учеников придётся проверять вручную.
Вы собираете курс из готовых материалов: текстов, видео и картинок
Вебинары — 4 из 5
В JustClick можно создавать вебинарные комнаты, но для самой трансляции придётся использовать Ютуб. К вебинару вы сможете добавить обложку и таймер — их будут видеть зрители перед началом. А во время самого вебинара можно поставить баннер с призывом к действию. Например, пройти пробную версию вашего курса.
Отдельно стоит отметить автовебинары — видеозаписи, которые имитируют живые трансляции. Вы можете один раз записать видео, а потом отправлять его в рассылках новым пользователям под видом вебинара.
Чтобы сделать автовебинар максимально похожим на прямой эфир, можно загрузить в чат сценарии переговоров участников, заранее придумав вопросы, и отвечать на них в видео. И когда ученик будет смотреть запись вебинара, помимо выступления спикера будет видеть в чате вопросы от других участников. Это будет создавать ощущение прямого эфира.
Статистика — 3 из 5
Система оценивает финансовые и маркетинговые показатели: сколько заработали денег, сколько клиентов пришло, средний чек, а также сколько подписчиков, продаж и прибыли принесла конкретная рекламная кампания.
Статистика позволяет увидеть, сколько вы заработали за определённый период
Статистики по качеству обучения нет. Вы не сможете узнать, как проходят ваши курсы ученики, с какими темами возникают сложности и сколько времени уходит у них на учёбу.
Редактор лендингов — 5 из 5
В системе есть уже 50 готовых шаблонов для лендингов и форм оплаты — это поможет быстро собрать страницу для курса. Готовый шаблон можно подстроить под себя: поменять цвета оформления, кнопок, добавить свой логотип.
JustClick предлагает 50 готовых шаблонов для вашего лендинга
Если шаблоны не подходят, вы можете создать страницу с нуля с авторским дизайном в визуальном редакторе или даже на чистом HTML.
В редакторе есть много инструментов, чтобы сделать визуально красивую страницу: настроить шрифты, выбрать разные цвета, добавить таблицы для наглядности.
Поначалу в редакторе можно растеряться, потому что кнопок и функций довольно много
Все лендинги адаптируются под экраны смартфонов и планшетов. Вам не придётся дополнительно их настраивать для разных устройств.
Сервис отправки писем — 4 из 5
В JustClick можно настроить автоматическую цепочку писем или СМС. Так вы сможете заранее создать несколько писем, которые буду приходить в нужном порядке и с нужной периодичностью новым пользователям.
Ещё в сервисе есть собственный инструмент для написания писем. Он довольно простой и разобраться в нём не сложно.
CRM-система — 4 из 5
Так выглядит карточка клиента в CRM-системе JustCLick
У сервиса продвинутая и гибкая CRM-система. Каждый контакт можно отметить тегом, разделять и объединять пользователей в группы. Ещё CRM хранит всю историю взаимодействий с клиентом — это может помочь вашим менеджерам по продажам.
Защита от копирования материалов — 4 из 5
У JustClick есть своя онлайн-касса, вам не придётся подключать и платить за неё дополнительно. Чеки отправляют тоже они. Но онлайн-кассу подключить могут только юрлица или ИП, имейте это в виду. За процессинг JustClick берет 5% с каждой покупки.
Ещё можно интегрировать почти любую другую онлайн-кассу: Юmoney, Робокасса, Webmoney, QIWI и др. Помимо этого JustClick даёт возможность получать оплату от учеников в виде переводов с карты на карту.
Также система позволяет принимать платежи через Apple Pay, что очень удобно для многих пользователей.
В JustClick есть почти всё, что нужно для инфобизнеса. Платформа для онлайн-курсов предлагает закрыть все потребности от лендингов до рассылок. Но инструменты для обучения тут крайне ограничены. Вы не сможете сделать интересные практические задания, проверить знания и как-то дополнительно мотивировать своих учеников.
Также вы не сможете узнать, где в ваших курсах проблемные места, потому что статистики по таким вопросам нет.
Сервис подойдёт для продажи курсов, ведения базы клиентов и рассылок. Но если рассматривать его, как инструмент для создания курсов, он очень слабый.
Четыре месяца работы за копейки
В октябре 2020 года мы набрали всего трех учеников, но не могли их подвести, поэтому курс стартовал. За месяц мы планировали пройти теорию и все произведения из кодификатора до лирики Пушкина включительно.
И мне, и Кате ежедневно приходилось тратить по часу на работу с учениками. Время от времени подписчики основной группы обращались к нам за проверкой сочинений: такая услуга стоила 500 .
Целую неделю участники марафона читали «Преступление и наказание» и писали сочинения, которые мы проверяли по критериям ЕГЭ. Для марафона мы подготовили шесть постов и шесть видеолекций, где разбирали самые сложные темы романа — от евангельских мотивов до образа Петербурга. Для ребят это была хорошая возможность потренироваться, а для нас — показать свой подход к обучению.
В марафоне участвовали 40 человек, 15 из них написали сочинения. Те, кто сдал больше всего работ, получили бесплатные места на курсе. Мы думали, что главное — заманить людей на курс. А там мы очаруем их своим подходом, и на следующий месяц они останутся учиться уже за деньги.
Эта стратегия не сработала. Всего одна ученица из октябрьской троицы продолжила занятия в ноябре, а с марафона пришли еще 10 девочек. Судя по общению в чате, всем все нравилось, но никто из «марафонцев» не оплатил обучение в декабре. Мы с Катей продолжали работать практически бесплатно, что нас категорически не устраивало.
Мы проанализировали конкурентов и попытались разобраться, почему у них покупают, а у нас нет. Пришли к выводу, что основной формат подготовки к ЕГЭ — короткие курсы на несколько недель: школьники не хотят долго учиться, им нужен быстрый результат.
Некоторые конкуренты успешно продавали годовые курсы, но в основном это были крупные школы с большой базой подписчиков, огромным количеством отзывов и определенной репутацией. У нас ничего этого не было.
Неудивительно, что наш курс никто не покупал. Платить новичкам сразу за год рискованно, а покупать месяц из годовой программы нет смысла: в другой школе за это время можно пройти весь кодификатор.
Ежедневно в течение недели участники марафона писали сочинения по заданной теме, а мы их оценивали
Онлайн-школа. Пошаговый план
Большое практическое руководство о том, как создать онлайн-школус нуля.
Конечно же, все кто решают создать онлайн-школу, обладают разным уровнем знаний и опыта. У кого-то уже есть школа в офлайне, а кто-то никогда не преподавал. Кто-то выступал на конференциях с тысячами зрителей, а кто-то максимум защищал диплом в университете. Для кого-то интернет-маркетинг — привычная часть бизнеса, а кто-то лишь вчера узнал о таргетированной рекламе.
Тем не менее, общие шаги создания онлайн-школы выглядят примерно одинаково для всех. А ошибки, в том числе дорогостоящие, часто совершают не только из-за недостаточного внимания какому-либо шагу, но и из-за неправильной последовательности.
Первичная проверка спроса: точно ли это нужно людям
Проверка спроса продажами. MVP
Оргвопросы: техника и команда, сроки, платежи, документы
Экономика: ценообразование, расходы, планирование доходов
Продажи: воронка и бесплатные продукты