Почему онлайн-обучение вытесняет традиционное и как эффективно учиться онлайн?
Время на прочтение
Еще лет 20–30 назад обучение в России редко выходило за рамки школы, техникума, университета и периодических курсов повышения квалификации. Но сегодня все чаще упоминается концепция lifelong learning, или обучение на протяжении всей жизни.
Из утопии — в образ жизни
Идея о непрерывном образовании впервые прозвучала в 1972 году в докладе ЮНЕСКО. Критики посчитали ее утопией. Мировое сообщество задалось вопросами. Хотя бы потому, что концепция ставила под сомнение традиционное образование.
Понадобилось несколько десятилетий, чтобы концепция lifelong learning начала превращаться из утопии в образ жизни. Идея непрерывно учиться выглядит не так странно, когда технологии постоянно обновляются, а новые профессии появляются ежегодно.
В цифрах это выглядит так. С 2015 по 2019 гг. увеличилось число россиян в возрасте 25–64 лет, которые занимаются самообразованием, — с 21% до 37%. Вероятно, на конец 2021 года цифра будет еще больше. Хотя бы потому, что постарался коронакризис.
Билет на четыре года в один конец
Как меняется отношение к учебе, видно и по снижению популярности вузов. За последние десять лет желающих учиться в вузе стало в два раза меньше. Это данные портала SuperJob. А исследования сервиса «Работа.ру» и портала «Рамблер» сообщают, что 40% россиян никогда не работали по специальности. Так происходит, потому что высшее образование не гарантирует наличия навыков. И далеко не всегда влияет на уровень зарплаты. Знания устаревают, а вузы не успевают обновлять программы.
Преподаватели учат не тому, что нужно будет завтра, а тому, что было нужно позавчера. Выпускники рискуют просидеть минимум четыре года в универе и выйти с никому не нужным образованием. Особенно это касается сферы IT, менеджмента, дизайна, маркетинга и других.
У каждого найдется знакомый Андрей, который разочаровался
И вот мы плавно подходим к выводу: люди внезапно осознали, что высшее образование — это для мамы, бабушки, галочки и не для жизни. И с этим нужно что-то делать.
Представим себе Андрея, который пять лет учился на системного администратора. Потом вышел, счастливый, из универа, отпраздновал получение диплома. Подумал: «Вот теперь все двери передо мной откроются».
Уже через месяц Андрей узнает, что зарплаты у сисадминов в его городе низкие. Без опыта устроиться сложно, а таких, как Андрей, — тысячи. При этом он не может тратить еще несколько лет на переобучение. Ему нужны деньги, реализация и все такое.
Онлайн-образование как раз нацелено на таких, как Андрей: выпускников никому не нужных вузов. На молодых людей, которые только выбирают профессию после школы. На тех, кто несколько лет работает и не понимает зачем: денег нет, удовольствия тоже. Ну и на профи, которые хотят прокачать скилы. И тут встает вопрос эффективности. Потому что в массовом сознании бродят заблуждения. Мол, онлайн-обучение — для ленивых, курсы слишком короткие. Не то что в универ ходить с толстыми книжками. Ну и якобы государственный диплом несопоставим с сертификатом онлайн-школ. Но тут на помощь придут исследования.
Ребята из Высшей школы экономики решили оценить, как студенты лучше усваивают знания: онлайн или офлайн. Проверяли это на курсах «Инженерная механика» и «Технология конструкционных материалов». В итоге оказалось, что результаты студентов не зависят от формы обучения. И это страшные выводы для тех, кто топит за оффлайн.
Поиск эффективного обучения
Эффективность учебы можно оценить с точки зрения методики, метрик и других показателей. Но нас интересует другое. Например, как обучение поможет решить проблему Андрея за пределами курсов. Сможет ли он приобрести полезные навыки, получить работу, увеличить доход, вырасти в должности. Осознать, что эта профессия ему подходит.
Андрей не может бросить работу и учиться. Ему нужны такие курсы, где он будет совмещать. И которые сможет оплатить с его небольшой зарплатой. Рассрочка платежей, кредит и другие плюшки повысят вероятность прийти к цели. Но Андрею нужно проработать еще несколько пунктов.
Выбор направления
В этой задаче кроется большое коварство. Повсюду масса площадок для будущих программистов, дизайнеров, копирайтеров, менеджеров, пекарей, тренеров и кого угодно.
И здесь нужно понять, кем хочешь быть. Банальное «делай что любишь» помогает не выгорать, работать в удовольствие. Иногда взрослым людям сложно даже себе признаться, чего они хотят.
В книгах по самообразованию встречается одна и та же техника. Это когда нужно взять лист бумаги и на одной стороне выписать все, что вдохновляет и получается. На другой — все, что отнимает силы и бесит. Например, вы умеете прогнозировать и находить решения с помощью цифр и терпеть не можете хаос в данных. Или всегда мечтали создать продукт, которым будут пользоваться миллионы людей. Но при этом раздражаетесь при виде кривых приложений.
Еще техника направлена на честный разговор с собой: «А чего я хочу? А точно ли это моя мечта? А не боюсь ли я своих желаний?».
Филипп Гузенюк в книге «Счастье в деятельности» вообще рассматривает поиск себя как путь героя. Еще он рекомендует вспомнить о детских мечтах и спросить о своих талантах у друзей. В книге много картинок и очень крупный шрифт, что меня смутило. Но может кому-то помочь определиться. И займет час-два на прочтение.
Выбор площадки
Сегодня поисковик выдаст сотни предложений. И нужно выбирать. Вот несколько деталей, на которые стоит обратить внимание.
Это просто курсы или они помогут найти работу?
Предложение просто обучиться направлено в пустоту. Куда важнее, насколько создатели изучили рынок трудоустройства. Можно обучить тысячи дизайнеров-верстальщиков. Но они останутся один на один со своими курсами. Потому что прямо сейчас на hh.ru удаленных вакансий для них менее 200 по всей России.
Более эффективны те курсы, которые либо помогут трудоустроиться, либо расскажут, как продвигать себя и новые навыки. Прекрасно, если к концу обучения будет собрано минимальное портфолио.
Перед вами инфобизнес или EdTech?
К инфобизнесу сложилось неоднозначное отношение. Чаще всего создатели продают контент или предлагают освоить новую профессию за пару недель. В качестве экспертов могут выступать некомпетентные люди, сомнительные специалисты из инстаграма. В предложениях звучат приукрашенные фразы вроде: «стань IT-специалистом через месяц и зарабатывай 250 000 ₽», «только сегодня скидка на вебинар 80%», «пройди обучение и работай по часу в день на берегу Тихого океана».
У инфобиза чаще всего нет методики обучения и своей площадки. Ученик не понимает, что в итоге делать с этими знаниями.
EdTech-платформы, как правило, создают профессионалы. У них есть методика обучения и его мониторинг, индивидуальный подход к ученикам. В приоритете — практические навыки. В идеальном сценарии у выпускника будет портфолио и помощь в трудоустройстве. Еще в EdTech встречается модель ISA. Это возможность оплачивать обучение только после трудоустройства.
Есть ли тьютор?
Дать студентам обучающие видео и оставить с ними один на один — провальная затея. Важно, чтобы к каждому ученику был прикреплен тьютор или ментор, который даст совет, подскажет, какие слабые места прокачать. Даже замотивированных людей иногда нужно взять за руку и повести. Хотя бы на сложных этапах. Поэтому курсы с живым личным общением выигрывают.
Мы каждый день слышим от людей: «У меня нет времени». Андрей тоже скажет, что у него работа, дети, жена и с друзьями встретиться некогда. При этом в среднем россияне проводят в интернете 7 часов 52 минуты каждый день. Жители со всего мира — по 6 часов 54 минуты. Это данные WebCanape, опубликованные в 2021 году.
Можно подсчитать свои цифры, удивиться и освободить несколько часов в неделю для обучения. Ну и занести их, например, в гугл-календарь. Если не получается взять и отвлечься, попробуйте сервис FocusMe. Он на время блокирует доступ к отвлекающим сайтам.
Профи — о том, как взять максимум от онлайн-курсов
Светлана Шиманская
руководитель программ ISA в Skypro
1. Запланировать время. Прямо в календаре. И обязательно сесть в это время за учебу. Можно даже сначала просто тупить в точку. Важно запретить себе делать что-либо, кроме учебы, в это время.
2. Не планировать всю нагрузку на один день. Мозгу нужно время на адаптацию к информации. Можно в один день посмотреть видео и прочитать домашку, но не делать ее. Вы невольно будете ее обдумывать. Поэтому в следующий слот будет проще начать.
3. Придумать себе подарки за достижения. Сдавал месяц все домашки вовремя — сходил в кино.
4. Прямо записать то, ради чего вы начали учиться. И в самом начале, пока вы еще горите желанием, можно записать видеообращение самому себе будущему. Рассказать, почему вы решили инвестировать время и деньги.
5. Не бояться задавать вопросы и просить помощи. Ваши одногруппники, кураторы, наставники, преподаватели — это ваш ресурс. Неважно, насколько глупым будет вопрос. Главное — это поможет прийти к цели.
Владимир Баяндин
руководитель образовательных продуктов в Skypro
Эффективность в образовании не зависит от формата. Эффективным считается тот продукт, который смог довести студента до его цели. И при минимально вложенных ресурсах: времени, денег, нервов. Человек до прохождения курса должен отличаться от человека после окончания. И не только знаниями, навыками, но и установками.
На что обратить внимание студентам, которые вписываются в новую образовательную историю:
Это только начало
По предварительным данным Microsoft, в 2025 году в мире появится 149 млн рабочих мест в сфере высоких технологий. Ожидается, что к 2030 году восьмиста миллионам работников потребуются новые компетенции.
Даже те, кто скептически относится к онлайн-курсам, осознают: на рынке труда уже невозможно размахивать дипломом пятилетней давности. Миру нужны профи, которые готовы учиться новому и быть гибкими.
Что такое электронное обучение
Электронное обучение (от английского Electronic Learning, или просто e-Learning) — это система обучения при помощи интернета и электронных технологий. Смысл заключается в том, что ученик использует гаджеты для учёбы.
Онлайн-обучение стало особенно популярным в последние годы. Многим удобно учиться дома: не нужно тратить время на дорогу и сборы, нет привязки к конкретному месту. Но у образования онлайн есть и минусы — некоторым тяжело концентрироваться без очного присутствия преподавателя, особенно тем, у кого-то не оборудовано рабочее место дома.
Давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки электронного обучения.
Плюсы электронного обучения
Если школьник учится через интернет, он самостоятельно планирует расписание. Легко совмещать образование онлайн с дополнительными секциями и кружками — например, не придётся жертвовать утренней тренировкой в бассейне в угоду уроку за партой.
Персонализация программы
Учите то, что интересно вам! Можно подстраивать учебный план под индивидуальные амбиции и запросы. Школьник хочет поступить на мехмат МГУ? Не проблема — делаете акцент на физику и математику. Школьника интересуют гуманитарные науки? Концентрируетесь на языках, истории, праве.
Свобода доступа
Другое преимущество электронного обучения — независимость от локации. Неважно, где школьник — в Европе, Азии, Штатах или Новой Зеландии. Всё, что нужно для обучения — компьютер или планшет с выходом в интернет. Можно учиться из любой точки планеты, и это делает образование доступным.
Экономия
Если в традиционной учёбе нужно покупать канцелярию, школьную форму, учебные пособия, рабочие тетради, цветы учителям, ранец и вдобавок регулярно скидываться на нужды класса и родительского комитета, то электронное обучение не предусматривает ни одной из перечисленных трат. Все учебники и пособия — цифровые, а заниматься и получать образование онлайн можно хоть в пижаме.
Качественные знания
Обычная школа не гарантирует качество знаний: многое зависит от конкретного педагога или политики администрации школы. Плюс электронного образования — вы сами выбираете учителей, учебники, программу. Соответственно, знания будут качественнее, чем при учёбе по навязанным стандартам.
Минусы электронного обучения
Перестроиться на новый лад не всегда легко. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учёбы в онлайн-формате. Всё будет по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Но появятся новые обязанности — вовремя подключиться к вебинару или выполнить домашку на сайте до дедлайна.
✅ Решение — выбрать платформу, где адаптироваться помогут наставники.
Отсутствие лицензий у некоторых школ
Онлайн-школ много, но не у всех есть подтверждающие документы.
Лицензия на образовательную деятельность — это важный документ для учебных заведений. Он необходим организациям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. Даже электронное обучение не снимает с организации ответственности перед законом.
✅ Решение — проверять документы курсов или онлайн-школ.
Неподготовленность учеников
Часть населения лишена возможности учиться в онлайне, поэтому электронное образование может показаться страшным и непонятным.
✅ Решение — найти платформу с дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом и научиться правильно учиться онлайн.
Нехватка кадров
Другой минус электронного образования — недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в онлайне. Электронное и очное обучение сильно различаются. Педагог должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было ярко, понятно и интересно.
✅ Решение — выбирать онлайн-курсы с проверенными учителями, которые давно работают на дистанционке и знакомы с особенностями электронного образования.
Отсутствие живого общения
Если школьник экстраверт и учится в онлайне, ему может не хватать общения со сверстниками, ведь вся учёба проходит за компьютером. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда достаточно.
✅ Решение — компенсировать нехватку общения посещением секций, кружков, путешествиями и экскурсиями.
Резюме
Вот сводная таблица плюсов и минусов электронного образования. Отметим, что каждый недостаток легко компенсировать. Например, в адаптации помогут наставники, а социализация восполняется на дополнительных занятиях.
Почему ты посещаешь сразу две школы?
В очной школе у меня класс «Математическая вертикаль» с углублённой информатикой и программированием. Сначала мы подключили «Фоксфорд» в помощь по изучению Python. Но в этом году я часто болел, пропускал много уроков. Восполнял пробелы в «Домашней школе Фоксфорда», и вскоре заметил, что получаю на онлайн-уроках больше знаний. В «Фоксфорде» я второй год, и очень доволен.
Чем виртуальная школа отличается от обычной? Помимо того, что уроки проходят в интернете.
Главное отличие и преимущество онлайн-школы — не надо рано вставать! В обычной школе занятия начинаются в 8:30, на месте нужно быть в 8:15, а встать в семь утра!
Уроки в «Фоксфорде» длиннее, потому что часто идут парами. Зато между ними есть перерыв — можно отдохнуть. Материал так лучше усваивается.
В онлайн-школе нет оценок. В «Фоксфорде» за просмотр занятий и выполнение заданий начисляются XP (очки опыта — прим. редакции). Это стимулирует идти дальше, хочется как можно больше продвинуться по уровням.
Достижения Максима в «Фоксфорде»
После онлайнов есть время погулять или сходить на кружок. А в обычной школе освобождаешься не раньше 15 часов, потому что, кроме уроков, есть факультативы. Они вроде бы по желанию, но всех заставляют их посещать. Из-за них ничего не успеваешь.
Домашняя работа в обычной школе занимает больше времени, потому что её пишешь от руки. И делать её нужно каждый день. В «Фоксфорде» сам регулируешь, когда и сколько домашек сделать. Бывают задания с дедлайном, но у них довольно большой срок выполнения.
Ну и в обычной школе у учителей всегда есть любимчики. На результат могут повлиять личные отношения. В «Фоксфорде» преподаватели ко всем относятся одинаково, обращаются на «вы», стараются, чтобы всем было понятно.
Помогает ли онлайн-школа учёбе в обычной школе?
Например, в сентябре я заболел и просидел дома почти три месяца. В это время занимался алгеброй и геометрией у Юрия Александровича Блинкова. Пришёл в школу, а там зачёт. Если честно, немного боялся его писать, потому что смотрел всего лишь базовый курс, а у меня физико-математический класс. Но напрасно боялся — решил на 97 из 100! Это был лучший результат в классе. Вообще, в этом году геометрия стала одним из моих любимых предметов.
Уровневая система изучения иностранного языка помогла мне подружиться с английским. Дело в том, что в предыдущей школе я изучал испанский. А в этой пришлось перейти на английский, причём сразу на углублённый уровень. Конечно, посыпались «двойки». В «Фоксфорде» я смог постепенно подтянуть и даже полюбить английский язык. Занятия Ирины Олеговны Ганиной намного интереснее, чем в обычной школе.
Так же с физикой. В школе скучно, а здесь интересно.Чтобы поступить в главный корпус физико-математического лицея, я готовился по урокам Елены Валентиновны Алексеевой.
Благодаря Валерие Алексеевне Аникушиной, я научился писать сочинения. Читаю много, а вот с выражением мыслей на бумаге были проблемы. Раньше в школе обходился так: брал готовые сочинения в интернете и переделывал под себя. В «Фоксфорде» так не выйдет — такие оригинальные темы, что приходится сочинять самому. Сначала было сложно, но с каждым разом стало получаться всё лучше и лучше.
Ну и главное — «Фоксфорд» открыл для меня такие предметы, как биология и география. Не в том плане, что раньше я их не проходил, просто они стали мне интересны.
Ты настолько увлёкся географией, что стал призёром Московской олимпиады школьников. Расскажи, как ты готовился и как происходило это испытание?
Готовился по учебнику и курсу географии «Фоксфорда». Кирилл Сергеевич Шенюк — классный учитель! Великолепно рассказывает материал, очень харизматичный.
Зимой был заочный этап МОШ (Московской олимпиады школьников — прим.редакции): за определённое время нужно было решить и отправить несколько заданий. Если прошёл по баллам, тебя приглашают на очный этап. До него было допущено довольно много ребят, но большая часть быстро ушли, посмотрев вопросы. Было всего четыре задания, но очень сложных.
В следующем году я смогу пройти сразу на очный этап и постараюсь улучшить результат.
Как правильно готовиться к олимпиадам и вообще преуспевать в учёбе?
На олимпиадах часто встречаются вопросы из смежных дисциплин. Например, на географии в этом году был вопрос про эндемиков. Нужно было по фотографии определить что за растения и где они растут. Я справился с этим заданием, благодаря курсу биологии Надежды Викторовны Левиной, запомнил, что она рассказывала о ботанике.Из-за того, что она даёт более углублённую программу, я узнал про Викторию Регию и проч., что помогло мне ответить на вопрос.
Нужно обязательно досиживать до конца, не торопиться сдать ответы. Лучше всё лишний раз проверить, покопаться в памяти.
Во время подготовки можно обещать себе награду за каждое выполненное задание. Например, съем кусочек шоколадки или торта, если просмотрю урок и решу домашку. В прямом эфире, кстати, лучше не конспектировать. Эффективнее потом просматривать записи, ставить на паузу, обдумывать и записывать разборчиво главные мысли.
Чем ты увлекаешься, помимо учёбы?
Моё хобби — это театр. Два года хожу на занятия в Московский молодёжный театр и играю там в трёх спектаклях — «Хоббит», «Александр Невский» и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Театр для меня — это возможность проявить себя на сцене, способ увидеть «театр за кулисами». Там очень интересные занятия, на которых я узнал много того, что мне потом понадобиться в жизни. У меня там появились новые друзья.
Кем видишь себя в будущем?
Хочу стать врачом, причём чтобы моя деятельность была связана с кибернетикой и наукой. Может, удастся сделать какое-нибудь открытие для человечества.
Преимущество 1. Не нужно рано просыпаться и тратить время на дорогу
Уроки в «Домашней школе Фоксфорда» начинаются в 10:00 по московскому времени. У ребёнка есть возможность выспаться, позавтракать и спокойно приступить к занятиям. Не надо спешить на школьный автобус, мёрзнуть на холоде и мокнуть под дождём — а это существенные преимущества дистанционного обучения.
Расписание «Домашней школы Фоксфорда» комфортно для спортивных и творческих ребят. Уроки по базовым курсам проходят в первой половине дня, а по углублённым и олимпиадным — ближе к вечеру. Днём дети могут спокойно посещать свои секции и кружки (либо смотреть занятия в записи).
А как в обычной школе? Ученики «привязаны» к расписанию школы. Занятия обычно начинаются в 8 утра и длятся до 13–15 часов. Если учесть время, затрачиваемое на дорогу, и объём домашних заданий, получается, что у ребёнка весь день занят школой. Совмещать учёбу со спортом или творчеством практически невозможно.
Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда», помимо базовых школьных дисциплин, могут выбрать углублённые и олимпиадные курсы по предметам, которые им нравятся или необходимы для поступления. Это называется индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ), что является несомненным преимуществом дистанционного обучения.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» действует шесть ИОМов, в каждом — до пяти дополнительных курсов:
Определиться с направлением обучения помогает тестирование и специалист по профориентации.
А как в обычной школе? Дети изучают от 15 до 20 дисциплин плюс добровольно-принудительная проектная работа и внеурочная деятельность. Многие предметники считают свой урок главным и задают колоссальные по объёму домашние задания. Деление на гуманитариев и технарей начинается в лучшем случае в 8 классе, а профориентация — в 10–11. Старшеклассники вынуждены тратить время на ненужные предметы вместо того, чтобы готовиться к ОГЭ и ЕГЭ.
В «Домашней школе Фоксфорда» нет дневников — детям не ставят «двойки». И в этом состоит важное преимущество дистанционного обучения. Прогресс помогает отслеживать рейтинг, который ребёнок набирает при просмотре занятий и выполнении заданий. А свои знания ребята демонстрируют во время аттестаций. На семейном образовании они сдаются всего несколько раз в год, а в случае анскулинга — только перед ОГЭ.
Сегодня контрольная по алгебре, завтра — по физике, послезавтра — по литературе, и так по кругу. Получая «неуды», дети нередко теряют интерес к учёбе, особенно если оценка занижена из-за поведения или банальной личной неприязни.
Если ученик «Домашней школы Фоксфорда» чего-то не понял или хочет углубить познания в какой-либо теме, он может задать вопрос в чате онлайн-занятия и тут же получить ответ. Преподаватели «Фоксфорда» — профи своего дела, они всегда внимательны и доброжелательны к ребятам.
А как в обычной школе? Не все учителя любят свою работу. Многие не скрывают (даже перед учениками) недовольство низкой зарплатой и школьной бюрократией. На свои вопросы дети нередко получают ответы вроде «читай учебник» или «надо было на уроке слушать» либо не получают их вовсе.
В «Домашней школе Фоксфорда» дети никогда не выпадают из учебного процесса. Если не получилось посмотреть урок онлайн, всегда можно включить запись. Причём не только на компьютере, но и с мобильных устройств.
Преимущество дистанционного обучения в виде записи занятий позволяет:
А как в обычной школе? Если ребёнок пропустил урок, ему придётся брать домашку у одноклассников и самому или с родителями разбираться в теме. Чем дольше «прогул», тем сложнее восполнить пробел в знаниях. Многие ребята вынуждены переносить простуду на ногах, а семейный отдых возможен только на каникулах.
При поступлении в «Домашнюю школу Фоксфорда» к каждому ученику прикрепляется наставник, который впоследствии нередко становится ему другом.
Наставники домашней онлайн-школы «Фоксфорда» помогают ребятам распределять нагрузку и справляться с трудными заданиями, а родителей информируют о прогрессе их детей. Если ребёнок начнёт терять интерес к учёбе или загрустит, наставник его обязательно поддержит.
А как в обычной школе? Зачастую родители из-за работы не успевают следить за оценками детей и тем более помогать с домашками. Школьники порой остаются один на один со своими проблемами и начинают тихо ненавидеть учёбу.
Хотите узнать, какие ещё есть преимущества дистанционного обучения, как выбрать онлайн-школу и какие возможности открыты перед учениками домашней онлайн-школы «Фоксфорда»? Запишитесь на бесплатную консультацию.
Онлайн-курсы или обучение в традиционном университете? В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта, чтобы помочь вам принять обоснованное решение.
Выбор между онлайн-курсами и посещением традиционного университета может быть трудным. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, и в конечном счете все сводится к тому, что вы ищете в процессе обучения. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы как онлайн-курсов, так и университета, чтобы помочь вам определить, какой вариант лучше для вас.
Важнейший вопрос, что же лучше, онлайн-курсы или университет?
Плюсы и минусы онлайн-курсов
1. Гибкость: Одним из самых больших преимуществ онлайн-курсов является гибкость, которую они предлагают. С помощью онлайн-курсов вы можете установить свой собственный график и учиться в своем собственном темпе. Это особенно полезно для людей, у которых плотный график или другие обязательства, которые затрудняют посещение традиционных занятий.
2. Удобство: Онлайн-курсы можно посещать из любого места, если у вас есть доступ к компьютеру и Интернету. Это означает, что вы можете учиться, не выходя из собственного дома, без необходимости ездить на работу в другое место.
3. Более низкая стоимость: Онлайн-курсы часто обходятся дешевле, чем традиционные университетские курсы. Это связано с тем, что онлайн-курсы не требуют тех же накладных расходов, что и традиционные университеты, таких как обслуживание зданий и принадлежности для занятий.
1. Отсутствие взаимодействия: Одним из самых больших недостатков онлайн-курсов является отсутствие взаимодействия с другими студентами и преподавателями. Хотя некоторые онлайн-курсы могут предлагать дискуссионные форумы или другие способы общения с преподавателями и одноклассниками, это не то же самое, что находиться в физическом классе.
2. Самомотивация: Онлайн-курсы требуют большой самомотивации и дисциплины. Без структуры традиционного класса может быть легко отстать или потерять мотивацию.
3. Ограниченные сетевые возможности: Еще одним недостатком онлайн-курсов являются ограниченные сетевые возможности. В традиционной университетской обстановке у вас есть возможность встретиться и пообщаться с другими студентами и профессорами в вашей области, что может быть полезно для будущих карьерных перспектив.
Какие же плюсы и минусы онлайн-курсов перед университетом?
Плюсы и минусы посещения университета
Плюсы посещения университета:
1. Социальное взаимодействие: Одним из самых больших преимуществ обучения в традиционном университете является социальное взаимодействие, которое он обеспечивает. В университетской среде у вас есть возможность встретиться и установить контакт с другими студентами и преподавателями в вашей области, что может привести к ценным возможностям налаживания связей и дружбе на всю жизнь.
2. Практическое обучение: Многие университетские курсы предлагают возможности практического обучения, такие как лабораторные работы, стажировки и полевые работы. Эти возможности могут обеспечить ценный опыт работы в реальном мире, который трудно воспроизвести в онлайн-среде.
3. Верительные грамоты: Степень, полученная в традиционном университете, обладает определенным уровнем престижа и доверия, которого могут не обеспечить онлайн-курсы. Это может быть особенно важно для определенных профессий или отраслей промышленности, а так же для работодателя.
Минусы посещения университета:
1. Стоимость: Одним из самых больших недостатков обучения в университете является стоимость. Расходы на обучение и другие расходы могут быстро накапливаться, оставляя многих студентов со значительными долгами после окончания учебы.
2. Временные обязательства: Посещение университета требует значительных временных затрат. В дополнение к посещению занятий учащимся, возможно, потребуется участвовать во внеклассных мероприятиях, клубах и организациях, что может отнимать много времени.
3. Отсутствие гибкости: Посещение университета требует структурированного графика, который может быть не идеальным для студентов с плотным графиком или другими обязательствами.
Какие же плюсы и минусы университета перед онлайн-курсами?
Могут или смогут ли онлайн-курсы заменить образование в университете?
Онлайн-курсы не могут полностью заменить традиционный университетский опыт. Хотя онлайн-курсы предлагают гибкость и удобство, они не могут обеспечить такой же уровень практического обучения и социального взаимодействия, как в университете.
Посещение университета дает много преимуществ, помимо простого получения образования. Это дает студентам сообщество сверстников и профессоров, которые разделяют их интересы и могут предоставить рекомендации и поддержку. Он также предлагает возможности для проведения внеклассных мероприятий, спортивных команд, клубов и других общественных мероприятий, которые могут улучшить общее впечатление от университета.
Онлайн курсы или университет, кто же победит?
Часто задаваемые вопросы:
Вопрос: Какой вариант для меня лучше, онлайн-курсы или университет?
Ответ: В конечном счете это зависит от ваших индивидуальных предпочтений и обстоятельств. Если вы цените гибкость и удобство, онлайн-курсы могут стать для вас лучшим вариантом. Если вы цените практическое обучение и социальное взаимодействие, лучшим выбором может стать поступление в университет. Принимая решение, учитывайте свои цели и приоритеты.
Вопрос: Являются ли онлайн-курсы такими же авторитетными, как традиционные университетские курсы?
Ответ: Это может зависеть от конкретной программы и учреждения, предлагающего онлайн-курсы. Однако многие авторитетные университеты в настоящее время предлагают онлайн-курсы и степени, которые имеют ту же аккредитацию и полномочия, что и их традиционные аналоги. Так же не стоит забывать и о работодателях, которые иногда скептически относятся к онлайн-курсам.
Вопрос: Могу ли я получить финансовую помощь на онлайн-курсы?
Ответ: Да, некоторые онлайн-курсы и дипломные программы имеют право на получение финансовой помощи. Обратитесь за дополнительной информацией к конкретной программе или учреждению.
Онлайн курсы это здорово.
Хотя онлайн-курсы могут стать ценным дополнением к вашему образованию, мы лично считаем, что обучение в университете по-прежнему является предпочтительным вариантом для большинства студентов. Возможности практического обучения и социального взаимодействия, которые возникают при посещении университета, не могут быть воспроизведены в онлайн-среде. Однако, если вы ищете гибкость и удобство в своем образовании, онлайн-курсы могут стать отличным вариантом. В конечном счете, оба варианта могут обеспечить ценный образовательный опыт, который может привести к успеху в выбранной вами области. Итак, ответ на вопрос “что лучше онлайн-курсы или университет?” заключается в том, что это зависит от того, что вы ищете в процессе обучения.
На нашей платформе мы понимаем важность как традиционного университетского образования, так и онлайн-обучения. Вот почему мы предлагаем множество онлайн-курсов, которые могут дополнить вашу учебу или предоставить вам дополнительные знания, навыки и хобби. Наши курсы разработаны таким образом, чтобы быть гибкими и удобными, позволяя вам учиться в вашем собственном темпе и по вашему собственному расписанию. Итак, независимо от того, решите ли вы поступить в университет или пройти онлайн-курсы, мы надеемся что вы сделаете то, что подскажет вам сердце и эта статья хоть немного вам помогла, а если решите узнать что-то новое и поднять свои навыки, наша платформа всегда рада вам помочь.
Главное преимущество современного мира – это многообразие форматов обучения. Люди разные и каждый воспринимает информацию также по разному. Кому-то важна рабочая атмосфера. Чтобы был кабинет и четкий график от-до. А кто-то хорошо запоминает все, слушая информацию в наушнике. Есть и визуалисты. Им нужна картинка и поэтому видео – это самый подходящий вариант для них.
Какие существуют форматы обучения?
В начале форматы можно разделить на две большие группы: офлайн и онлайн.Офлайн – это обучение, которое проходит в стенах учебного учреждения. Оно состоит из самостоятельного обучения, группового, индивидуального и обучения с наставником.Онлайн (e-learning) – это метод, который стремительно приобретает популярность и представляет собой получения знаний через с помощью интернета.Он представлен такими видами:
Плюсы и минусы e-learning
Так как онлайн стал неотъемлемой частью среднего и крупного бизнеса, и спутником тех, кто заинтересован в своем профессиональном и интеллектуальном развитии, все больше людей переходят на такой формат обучения.
Плюсы онлайн обучения
Не важно откуда вы, онлайн стирает все границы, давая возможность обучаться где угодно, не тратя время, деньги на дорогу и при этом оставаясь в привычном для себя окружении.
Вы можете учиться в темпе, который подходит именно вам, не предоставляя себе неудобств. Видео, аудио, текст или сочетание всего. Утром, ночью или во время обеденного перерыва. Для онлайна возможно все.
Можно легко подключить экспертов или учеников, познакомиться в чатах не ограничиваются только вашей страной.
Минусы онлайн обучения
Такие люди жизненно нуждаются именно в физическом присутствии других людей. Нет полноценного человеческого контакта. Это может помешать им качественно осваивать информацию.
Сложно разделить быт/отдых и обучение. Человек ныряет с головой или в одно или в другое, тем самым очень быстро устает и становиться непродуктивным.Выбор как всегда за вами! Но время, предоставляет нам колоссальные возможности. Вы можете получать новые знания практически везде, где у вас есть доступ к интернету. Так почему бы или не воспользоваться?
Правда ли, что обучение в аудиториях перестаёт быть нужным? Может ли онлайн-формат обучения полноценно заменить живое общение? Почему так важен зрительный контакт между студентом и преподавателем? Как ковид повлиял на индустрию бизнес-образования? И почему подавляющее большинство студентов онлайн-курсов не проходит обучение до конца?
Баттл мнений руководителя бизнес-школы RMA Кирилла Кулакова и генерального директора Нетология-Групп Максима Спиридонова.
Студенты на лекции Пресс-служба
Об усвоении контента
Домашняя обстановка отличается от учебной колоссальным образом. Наши нейронные связи соединены так, что дом стал синонимом отдыха, комфорта. Мы возвращаемся домой, чтобы набраться сил после сложного дня. Это поведение всего человечества на протяжении истории. Поэтому это даже не просто нейронные связи, а нечто, закрепленное в рептильном мозге, от чего не избавиться по щелчку пальцев.
На карантине мы все выяснили: домашняя обстановка не способствует концентрации на важных профессиональных вопросах. Вдруг приоритетом становится лишний перекус, перекур, генеральная уборка, поливка цветов. Все, что угодно, но только не напряжение мозга и уж тем более не освоение новых знаний и навыков.
Атмосфера в аудитории, напротив, запрограммирована на получение серьезного контента, она учебная. Да, конечно, там тоже есть отвлекающие факторы, но все же мозг склонен одергивать нас, из-за тех же нейронных связей: пришел сюда учиться, превозмог себя и расстояние — учись.
Наконец, живое обучение — это о восприятии контента благодаря контакту преподавателя и студента. Когда спикер видит заинтересованные глаза студентов, он чувствует свою ответственность и значимость и начинает вкладываться в свою работу сильнее: придумывает новые форматы обучения, тщательнее готовится к занятиям. Студенты, в свою очередь, видя преподавателя непосредственно перед собой и ощущая его живую энергетику и интерес в том, что он делает, сами оказываются заинтересованными и максимально концентрируются на получении информации. Это повышает уровень вовлеченности учащихся в процесс и как следствие повышает уровень освоения материала.
Специфика онлайн-образования в том, что оно позволяет заходить в процесс обучения в более комфортных условиях. Но тут есть и ловушка: эти комфортные условия могут недостаточно располагать к обучению, и более того, отвлекать.
Палка о двух концах: с одной стороны, онлайн-обучение — это возможность учиться где и когда удобно, с другой — повышенные требования к дисциплине и мотивации обучающегося.
О стоимости обучения
Прежде, чем переходить к вопросу о стоимости обучения, стоит сначала определить, а что вообще входит в услуги образования — то, о чем мы обычно не задумываемся.
Обучение — это не только про знания.
Дополнительные ценности оффлайн образования — это компетенции и опыт преподавателя, отражающиеся в их зарплате; аудитории вблизи метро и стоянки, что в Москве не может стоить дешево; клининг, охрана, администрирование — все для комфорта и безопасности учащихся; свет, вода и прочие коммуникации.
В конце концов, мы снова возвращаемся к вопросу об атмосфере. В стоимость обучения входит создание площадки для обучающихся для коммуникации и нетворкинга, создание пространства для живого диалога с преподавателем. Профессиональные знания должны передаваться в учебной аудитории, где выше концентрация и уровень восприятия.
Стоит ли платить за это? Разумеется, да. Покупая оффлайн курсы/ поступая в оффлайн университеты вы в том числе и платите за сервис.
Причина более низкой стоимости онлайн-образования в том, что себестоимость этих продуктов ниже — ниже ставки преподавателей, потому что им никуда не надо ехать, нет трат на аренду помещений и прочее.
Кроме того, сейчас во многих нишах идет ценовая конкуренция между онлайн-школами, поэтому дополнительно снижается стоимость продуктов. Таким образом, пользователь может выбирать из более дешёвых альтернатив.
Преподаватель выступает на лекции Пресс-служба
О возможности задавать вопросы
Кроме того, такой формат позволяет спикеру адаптировать программу под каждую группу, заострить внимание на моментах, которые действительно интересны студентам.
Онлайн-обучение же часто состоит из уже когда-то записанных вебинаров. О какой связи между преподавателем и студентом может идти речь, если между вами даже нет зрительного контакта?
Возвращаясь к оффлайну, большинство спикеров открыты к сотрудничеству. Они с удовольствием оставляют студентам свои контакты, чтобы те имели возможность задать вопросы, которые появятся уже после встречи. То есть обучение выходит за рамки учебных аудиторий и это действительно здорово.
Если представить, что онлайн-обучение обеспечивается хорошим вниманием ученика, то онлайн выигрывает — ученик может учиться в собственном темпе, глубже обдумывать вопросы. В этом смысле онлайн прогрессивнее и качественнее, опять же при условии достаточного внимания со стороны ученика.
О социализации и нетворкинге
Онлайн-образование хорошо осознает проблему социализации и решает её в разных формах. Например, это какие-то асинхронные курсы + вебинары в live-режиме, которые позволяют общаться и с другими учениками, и с преподавателями. Это активности типа митапов, встреч в онлайн и оффлайн. Каждый крупный игрок EdTech пытается найти способ решения проблемы социализации, но зачастую эти способы проигрывают по степени вовлечения обычным оффлайн-лекциям. Но как мне видится, через несколько итераций будут найдены более эффективные форматы, которые смогут заменить социализацию в оффлайн.
Ковидная пандемия всячески пытается повлиять на общественное восприятие социализации. За период массового перехода в онлайн мы заметили, что постоянное сидение дома перед компьютером не может иметь долгосрочные перспективы. Люди устали от изоляции и онлайна, поэтому сейчас мы видим, что спрос на оффлайн приобретает новый импульс. Уверен, что после всеобщей вакцинации он будет еще выше.
Все мы знаем, что одна из ключевых функций образования — социализация. Важно понимать, что сейчас многие идут учиться не только ради контента, но и ради нетворкинга. В наше время это определяющий фактор. В онлайне заполучить профессиональные связи и контакты очень сложно, поскольку люди склонны больше доверять тем, кого они знают вживую. Живое общение и общее дело (обучение в одной аудитории) создает прочную связь между студентами, которая поддерживается в течение многих лет после окончания курсов.
Поэтому долг каждого оффлайн образовательного заведения создать атмосферу, способствующую социализации, например, для наших студентов стены RMA буквально становятся вторым домом, где комфортно каждому.
Кроме того студенческая среда, в которой люди делятся своими впечатлениями и опытом, делают ошибки и показывают свои успехи в обучении, способствует получению знаний самым благоприятным образом. Когда студент видит крутой опыт другого, он вдохновляется, мотивируется, становится более дисциплинированным — никому не хочется упасть лицом в грязь перед однокурсниками.
А если еще вокруг одни единомышленники, то создается чувство общности и взаимопомощи, команды. Не понял что-то в теме — подошел и спросил у тех, кто сидит рядом с тобой в аудитории: создается мощный обмен идеями и знаниями.
Студенты занимаются нетворкингом Пресс-служба
О возможности пропустить тему, если ты о ней знаешь
Бизнес-образование — это обучение, построенное целиком на мотивации учеников и их желании учиться. Если есть тема, которая знакома или неинтересна, то ее вполне можно пропустить — никто двойку за посещение не поставит. Если пропустил лекцию не специально, то можешь прийти на то же занятие с другой группой и восполнить пробелы.
Сейчас оффлайн бизнес-школы часто подстраиваются под своих учеников и под их желание учиться. Например, в нашей бизнес-школе действует программа лояльности, согласно которой выпускник имеет возможность на постоянной основе посещать лекции RMA.
И поскольку с каждой новой группой учебная программа обновляется в среднем на 10-15% за счет ротации спикеров, с этой программой можно бесконечно долго получать новые знания и открывать для себя что-то новое.
Вопрос противоречивый. Действительно, онлайн-образование дает большую возможность гибкости для учеников, и вместе с этим предъявляет больше требований к его способности и желанию творчески поучаствовать в тюнинге его образовательной траектории.
Объективно, некоторые вещи из курсов можно пропускать, если ты с ними знаком, но чтобы понимать, знаком ли ты с этой темой в достаточной степени, нужно быть самому достаточно зрелым. Нужно быть соавтором своей образовательной траектории — это важно при обучении. Если ты правильно это сделаешь, то сэкономишь время, и получишь большее погружение в материал.
Теги: онлайн-обучение, образование, онлайн, online, интернет, плюсы онлайн-обучения, дистанционное образование
С каждым годом всё больше людей предпочитают обучение онлайн. Причём они не просто учатся, а успешно осваивают новые образовательные программы и даже меняют свою профессию. Такое распространение онлайн-обучения связано со стремительным развитием коммуникационных технологий, среди которых особое место занимает глобальная сеть интернет. Возможностей и инструментов для организации качественного образовательного процесса становится всё больше, поэтому постоянно растёт число онлайн-проектов, где предлагают обучающие курсы и прочие услуги повышения квалификации.
И в этом нет ничего удивительного, так как мир очень динамичен, а вчерашняя информация очень быстро перестаёт быть актуальной. В итоге, чтобы освоить навык, востребованный на рынке труда, далеко не всегда нужно оканчивать университет. Иногда намного проще, быстрее и эффективнее пройти онлайн-обучение. Есть и другая сторона медали: если раньше человек в большинстве случаев вынужден был всю жизнь работать по профессии, полученной в институте, сегодня он может кардинально её поменять, превратившись, скажем, из учителя математики в Java-разработчика или Data Scientist. Или, будучи юристом, стать маркетологом.
Что же, давайте подробнее поговорим о том, какие есть плюсы и минусы у дистанционного образования.
Плюсы онлайн-обучения
Преимуществ у онлайн-обучения довольно много, вот лишь некоторые из них:
1. Обучение проходит в любое время. Не секрет, что онлайн-образование отличается гибкостью. Например, вам не обязательно сидеть в аудитории в назначенный час. И хотя большинство курсов проводятся в вечернее время, студент всегда может посмотреть занятие в записи, если урок был пропущен. И это не говоря о том, что задания для самостоятельного выполнения тоже можно делать в любое удобное время, отправляя отчёты онлайн.
2. Для обучения подходит любое место. Вы можете находиться у себя дома, в деревне, на даче или даже, отдыхая под пальмой. Главное — хороший интернет. То есть вы живёте привычной жизнью, плюс получаете новые знания. Отсутствие географических ограничений — один из главных плюсов дистанционного образования.
3. Более доступная стоимость обучения. В большинстве случаев при онлайн-образовании вы заплатите меньше, чем при обучении традиционным способом. Это связано с тем, что при организации учебного процесса исключаются затраты на помещения и оборудование.
4. Для обучения обычно привлекают экспертов-практиков. Очень часто в университетах преподают теоретики, поэтому, закончив ВУЗ, студент остаётся «белым листом» или сталкивается с рядом проблем при использовании своих знаний на реальных проектах. Качественное онлайн-обучение предполагает привлечение практикующих специалистов, которые сами работают в брендовых компаниях.
5. Широкие коммуникационные возможности по обмену информации. Все участники онлайн-обучения постоянно общаются между собой в чатах и мессенджерах. В результате формируется профессиональное сообщество, общение в котором продолжается даже после окончания обучения. Всё это позволяет постоянно «быть в теме», обмениваться опытом, кейсами, новостями, приёмами оптимизации и т. д.
Минусы онлайн-обучения
Плюсы — это хорошо, но есть и минусы:
1. Плохое качество связи. Обучение станет невозможным или попросту некомфортным, если соединение с интернетом оставляет желать лучшего. Сегодня это редкость даже в отдалённых регионах, однако проблемы всё же случаются. И чаще всего с данными трудностями сталкиваются путешественники или любители совмещать обучение с отдыхом на природе.
2. Перенасыщенность информацией. Проблема больше относится к тем людям, которые решили обучаться самостоятельно, используя открытые источники и записанные видеокурсы. Псевдообразовательного продукта на рынке настолько много, что обучение может превратиться в малоэффективное занятие. Избыток информации скорее помешает, чем поможет. К тому же, можно легко столкнуться с уже устаревшим контентом, потратив время впустую.
3. Недостаток навыков. Иногда для успешного освоения выбранной профессии нужно сначала овладеть специализированными программами и инструментами, пройдя дополнительное обучение.
4. Недостаток общения. Некоторым важно видеть перед собой преподавателя и однокурсников «вживую». Но это, скорее, психологический аспект.
5. Неумение организовать самостоятельный процесс обучения. Когда для учёбы не надо выходить из дома и куда-то ехать, это расслабляет и мешает концентрации. Поэтому нужно чётко понимать, зачем вы учитесь, и какова ваша цель. Наиболее эффективны, как правило, платные курсы, так как, отдав собственноручно заработанные деньги, вы приобретёте дополнительный стимул.
Очевидно, что вышеперечисленные минусы онлайн-обучения не являются критическими, и в большинстве случаев их можно преодолеть. Мало того, практика показывает, что при правильной организации учебного процесса и при наличии высокой мотивации у студента удаётся достигать весьма достойных результатов.
В последнее время все больше желающих перейти на получение образования удаленно, поэтому остро встает вопрос: «Что лучше: очное или дистанционное обучение?» Каждая форма получения знаний имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Очевидно, что получать образование из дома удобней для большинства, но можно ли сравнивать качество получаемых знаний и как контролируется процесс обучения в таком случае.
Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с обучением онлайн и дистанционно, сможете в статье.
Плюсы и минусы очного обучения
Очное обучение – это традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на лекциях. Чаще такую форму выбирают молодые люди, закончившие школу, необремененные постоянной работой и домашними обязанностями, что позволяет много времени проводить в стенах учебного заведения.
У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:
К недостаткам традиционной формы обучения относятся:
Таким образом, очное обучение подходит не всем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за и против» прежде, чем пойти на такой ответственный шаг.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Если раньше альтернативой стандартной системе образования была заочная или вечерняя форма, то сегодня все больше вузов предлагают освоить ту или иную профессию дистанционно, через интернет.
Преимущества такого формата учебы очевидны:
Вместе с тем, есть у дистанционного обучения и свои недостатки:
Дистанционное обучение – хороший вариант для совершенствования существующих знаний, повышения квалификации или углубленного изучения материала, но не для осваивания новой профессии с нуля.
Очно или дистанционно – выбираем лучший вариант
Сравнивая две формы получения образования, нельзя однозначно сказать, что лучше – дистанционное обучение или очное. Выбор зависит от многих факторов, в том числе от возраста и квалификации человека, начального уровня знаний и требуемого результата, самого предмета изучения.
Не последнюю роль играют и личные качества – одним легче учиться в группе под контролем преподавателя, другим достаточно задать нужное направление, и они с легкостью усваивают новую информацию самостоятельно.
Несколько общих рекомендаций по выбору дистанционного или очного обучения:
Выбрать дистанционное обучение или очное – во многом зависит от заинтересованности учащегося в получении знаний, его способности к самообучаемости и мотивации. Так как при онлайн-обучении сложно контролировать, как усваивается и закрепляется материал, успех такой учебы напрямую связан с ответственностью и организованностью обучаемого.
С другой стороны, очная форма обучения требует постоянной вовлеченности, присутствия на лекциях и проработки знаний на практике, поэтому не подойдет занятым людям с постоянной работой.
И у очного, и у дистанционного обучения есть преимущества и недостатки. Стоит оценить свои возможности и предпочтения, после чего делать выбор.
Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!