Сегодня все больше сфер нашей жизни постепенно переходят в сеть интернет: медицина, образование, сфера услуг и так далее. И перед абитуриентом зачастую встает вопрос: какую же форму обучения выбрать – очную (дневную), заочную или дистанционную? О преимуществах офлайн и онлайн образования мы и поговорим.
Главное преимущество современного мира – это многообразие форматов обучения. Люди разные и каждый воспринимает информацию также по разному. Кому-то важна рабочая атмосфера. Чтобы был кабинет и четкий график от-до. А кто-то хорошо запоминает все, слушая информацию в наушнике. Есть и визуалисты. Им нужна картинка и поэтому видео – это самый подходящий вариант для них.
Этот вариант сочетает в себе аудиторные часы с онлайн-практикумом. Соответственно, на сегодняшний день такой принцип обучения наиболее эффективен.
В принципе, обучающийся может и сам легко комбинировать эти две формы обучения, посещая лекции и покупая интернет-курсы. В этом случае у него гораздо больше шансов быстрее и точнее овладеть той или иной профессией.
Как вы представляете себе процесс обучения? Обязательное посещение занятий, лекции и семинары, контрольные и экзамены? Да, все верно, во многих школах и ВУЗах учеба действительно выглядит именно так. Офлайн обучение – это и есть общепринятый процесс получения знаний и навыков вживую от преподавателя студенту. Однако сейчас на арену выходит дистанционное образование, и оно приобретает все больше поклонников. Рассказываем, как видоизменилась офлайн учеба после появления столь сильного онлайн конкурента.
В настоящее время интернет технологии развиваются буквально семимильными шагами, предлагая пользователям различные формы и методы обучения. Назовем самые популярные:
🔹 Mobile learning – специальные обучающие приложения для смартфонов;
🔹 геймификация – внедрение игровых и конкурсных форматов в образование;
🔹 дополненная реальность – создание трехмерной модели или голограммы того или иного объекта, за счет чего в разы повышается наглядность, а значит – ученики лучше понимают и запоминают материал.
Что такое офлайн-курс?
Термины офлайн и онлайн имеют непосредственное отношение к компьютерным технологиям и Интернету. В компьютерной технике состояние онлайн означает, что устройство включено и готово к работе, а офлайн означает, что оно выключено, либо не имеет сетевого соединения.
Таким образом, офлайн-курс – это формат обучения, в котором предусмотрен только личный обмен знаниями между преподавателями, студентами и группой, которые вживую присутствуют в определенной локации (учебном заведении). По сути, это привычный для любого человека, который посещал школу, колледж или университет, формат обучения.
Выбор образовательных программ широк как никогда. Не выходя из дома, можно пройти полноценные курсы от Калифорнийского, Гарвардского, Принстонского, Йельского, Стэнфордского университетов. Дистанционные программы по самым разным специальностям открывают и российские вузы. Футурологи предсказывают, что война офлайн и онлайн образования закончится победой последнего.
В этой статье:
Плюсы обучения онлайн и офлайнПлюсы дистанционного обучения Преимущества традиционного образованияМинусы офлайн и онлайн обученияСлучаи, когда онлайн образование противопоказаноВместо заключения
Но не спешим прощаться с традиционным образованием, ведь и у него есть что предложить студентам. Посмотрим, чем хороши оба этих формата.
Правда ли, что обучение в аудиториях перестаёт быть нужным? Может ли онлайн-формат обучения полноценно заменить живое общение? Почему так важен зрительный контакт между студентом и преподавателем? Как ковид повлиял на индустрию бизнес-образования? И почему подавляющее большинство студентов онлайн-курсов не проходит обучение до конца?
Баттл мнений руководителя бизнес-школы RMA Кирилла Кулакова и генерального директора Нетология-Групп Максима Спиридонова.
Студенты на лекции Пресс-служба
Об усвоении контента
Домашняя обстановка отличается от учебной колоссальным образом. Наши нейронные связи соединены так, что дом стал синонимом отдыха, комфорта. Мы возвращаемся домой, чтобы набраться сил после сложного дня. Это поведение всего человечества на протяжении истории. Поэтому это даже не просто нейронные связи, а нечто, закрепленное в рептильном мозге, от чего не избавиться по щелчку пальцев.
На карантине мы все выяснили: домашняя обстановка не способствует концентрации на важных профессиональных вопросах. Вдруг приоритетом становится лишний перекус, перекур, генеральная уборка, поливка цветов. Все, что угодно, но только не напряжение мозга и уж тем более не освоение новых знаний и навыков.
Атмосфера в аудитории, напротив, запрограммирована на получение серьезного контента, она учебная. Да, конечно, там тоже есть отвлекающие факторы, но все же мозг склонен одергивать нас, из-за тех же нейронных связей: пришел сюда учиться, превозмог себя и расстояние — учись.
Наконец, живое обучение — это о восприятии контента благодаря контакту преподавателя и студента. Когда спикер видит заинтересованные глаза студентов, он чувствует свою ответственность и значимость и начинает вкладываться в свою работу сильнее: придумывает новые форматы обучения, тщательнее готовится к занятиям. Студенты, в свою очередь, видя преподавателя непосредственно перед собой и ощущая его живую энергетику и интерес в том, что он делает, сами оказываются заинтересованными и максимально концентрируются на получении информации. Это повышает уровень вовлеченности учащихся в процесс и как следствие повышает уровень освоения материала.
Специфика онлайн-образования в том, что оно позволяет заходить в процесс обучения в более комфортных условиях. Но тут есть и ловушка: эти комфортные условия могут недостаточно располагать к обучению, и более того, отвлекать.
Палка о двух концах: с одной стороны, онлайн-обучение — это возможность учиться где и когда удобно, с другой — повышенные требования к дисциплине и мотивации обучающегося.
О стоимости обучения
Прежде, чем переходить к вопросу о стоимости обучения, стоит сначала определить, а что вообще входит в услуги образования — то, о чем мы обычно не задумываемся.
“Ежедневная трата времени в школе у ребенка в сумме за годы складывается в колоссальные цифры. Учиться многому можно интенсивнее и гораздо быстрее, чем предлагает школа. (Подчеркну: соотношение полезного и бесполезного колеблется в зависимости от конкретной школы и конкретного ребенка – но даже в хороших школах бесполезного много).
Если это произойдет, плохо будет примерно всем. Начиная с самой Феодулии.
Трудозатраты по подготовке онлайн-урока гораздо выше (особенно в условиях, когда и “живые” уроки не отменили в госшколах), а КПД его зависит от многих факторов и в целом гораздо ниже. Вовлеченность в такой урок обеспечить труднее, чем оффлайн. Онлайн-урок должен быть гораздо короче, чтобы быть эффективнее. И их не может быть подряд у ребенка, скажем, 5-6 (не говоря уж о 7-8) – просто физически одуреешь от экрана.
Сейчас у нас есть уникальная возможность попробовать организовать образование ребенка без школ, без уроков, давая ему инструменты прежде всего управления собственным временем и способами действия. С резким уменьшением нашего присутствия.
Мое мнение: не надо пытаться истерически наращивать это присутствие за счет интернета. Надо расширить горизонт планирования – не уроками, а большими темами, не днями, а неделями. Надо выкладывать материалы, выставлять дедлайны, давать обратную связь, точечно консультативно включаться – а в середине оставлять ребенку воздух и возможность маневра. Я бы даже сократил количество предметов, которыми ребенок занимается в эти карантинные недели (ну или подумал над его перераспределением в сторону модульности и интенсивов).
Спит ребенок утром? Пусть спит. Зачем ему в 8-30 уже сидеть у экрана? Возможно, его продуктивное время будет днем или вечером. Давайте и это поисследуем. Поисследуем его способность планировать, держать сроки, распределять задания.
Здесь нужна, конечно, включенность родителей – осмысленная (им сейчас очень страшно и хотелось бы, чтобы кто-то занял чем-то их детей и следил за ними). И нужно наше терпение. Потому что получаться будет мало что. Но моя точка зрения, что надо пробовать другое, а не то же, что мы делаем в школе.
У многих, вполне вероятно, никогда в жизни не будет больше такой возможности – поучиться в своем темпе, поуправлять единственной валютой, которая есть в школьном возрасте – временем, поучиться неравномерно – скакнуть вперед в одном, поставить на паузу другое. Сейчас вдруг у всех возникнет шанс попробовать анскулинг и хоумскулинг.”
Что такое онлайн-, оффлайн- и дистанционное обучение
Прежде, чем сравнивать разные формы обучения, необходимо понять, чем один из них отличается от других. С оффлайн-обучением — подходом все понятно — это привычный образовательный формат, в котором взаимодействие между учеником и преподавателем осуществляется в очном формате, то есть в классах, университетских аудиториях и пр.
Такой подход всем знаком со школьной скамьи.
Дистанционное обучение по школьной программе — это формат, в котором основное взаимодействие между преподавателем и учеником осуществляется в удаленном режиме.
Родители, дедушки и бабушки нынешних школьников знают об этом подходе на примере заочного обучения в институтах и университетах. Более того дистанционное обучение стало обыденностью в разгар пандемии коронавируса, когда школы перевели на «удаленку».
Характерной чертой этого образовательного режима является характер взаимодействия между субъектами: учитель присылает уроки, а ученики в свободное время просматривают, выполняют задания и отправляют их по выбранному каналу коммуникации.
Взаимодействие при дистанционном обучении может осуществляться следующим образом:
Онлайн-обучение — это более «продвинутый» дистанционный формат, когда взаимодействие осуществляется в реальном времени. Уроки проводятся через групповые видео-чаты в мессенджерах или через специализированные сервисы (например, Google Meet или Zoom), где можно пользоваться виртуальной доской или другими удобными инструментами.
Появление этого формата связано с увеличением скорости интернета и доступностью сети на разных устройствах — от персонального компьютера до смартфона.
Преимущества и недостатки оффлайн-обучения
Как и остальные методы взаимодействия, оффлайн-обучение имеет комплекс положительных и отрицательных (в основном, организационных) сторон. К первым относится:
К минусам оффлайн-обучения относятся следующие нюансы:
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Говоря о дистанционном обучении, будем подразумевать лишь взаимодействие через интернет, так как этот метод сейчас считается основным.
Такая возможность для образовательных организаций утверждена на законодательном уровне с 2012 года, когда был принят закон №273-ФЗ, в статье 16 которого прописана опция электронного обучения через телекоммуникационные сети и применение дистанционных технологий для обучения на расстоянии.
Положительные стороны этого формата:
К отрицательным сторонам дистанционного обучения можно, пожалуй, отнести только минимизацию личных контактов между преподавателем и учеником, а также отсутствие социальной среды.
В таких условиях приходится самому преодолевать трудности, пользуясь интернетом, книгами и другими источниками знаний, а также удаленными консультациями с преподавателем.
Кроме того, фактор мотивации нельзя сбрасывать со счетов — в дистанционном формате могут учиться далеко не все, а только мотивированные и организованные ребята.
Преимущества и недостатки онлайн-обучения
Преимущества онлайн-формата практически повторяют плюсы дистанционного обучения. В дополнение к ним следует добавить:
К недостаткам онлайн-подхода можно отнести отсутствие полноценных возможностей обучения для некоторых профессий. В школьном образовании это ограничение отсутствует, поэтому мы с успехом реализуем как онлайн-, так и оффлайн-подход в рамках школьных курсов , а также для подготовки к ЕГЭ / ОГЭ / ВПР / олимпиадам.
Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Магистр физико-математических наук. Преподавательский стаж более 13 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.
Почувствовали ли вы изменение спроса на обучение за “карантинные” месяцы?
Александр Шалаев: Снижения спроса мы точно не заметили. Многие понимают: самоизоляция рано или поздно закончится, и выиграют те, кто использовал это время для собственного профессионального развития и обучения персонала компании. Также необходимо учитывать, что строительство – это стратегическая отрасль, один из драйверов роста экономики нашей страны. Обучение работников, задействованных в строительстве, позволяет повысить качество подготовки проектов и реализовывать их более эффективно.
Учебный центр Главгосэкспертизы России быстро отреагировал на изменения и адаптировался к новым реалиям карантина. Еще в марте мы стали переводить наши очные семинары в онлайн, что значительно расширило географию слушателей. Ранее им приходилось приезжать в Москву или на площадки наших филиалов, сейчас актуальные знания от экспертов Главгосэкспертизы можно получать, не выходя из дома или непосредственно на работе.
Более того, в апреле мы запустили новый для себя продукт – бесплатный ежемесячный вебинар, на котором эксперты Главгосэкспертизы разъясняют последние изменения в градостроительном законодательстве. Мы провели уже два мероприятия, и в них приняло участие более 1500 слушателей государственных и негосударственных экспертных организаций, представителей компаний-застройщиков и проектировщиков.
Вторым масштабным федеральным проектом, запущенным Учебным центром в период карантина, стала “Школа эффективного заказчика”. Задача программы – повышение квалификации руководящего состава субъектов Российской Федерации и иных государственных распределителей бюджетных средств. Программа охватывает весь жизненный цикл объекта капитального строительства, особое внимание уделяется подготовке заданий на проектирование. Помимо профессиональных знаний программа позволяет участникам приобрести навыки эффективного взаимодействия, проектного управления и командной работы. В пилотном выпуске Школы, который прошел на площадке Казанского филиала Главгосэкспертизы России, приняли участие более 350 руководителей и представителей государственных заказчиков Приволжского федерального округа. В дальнейшем проект охватит все регионы России, занятия будут проводить не только для руководящего состава, но и для работников всех уровней – среднего менеджмента и исполнителей на местах.
Запускать проекты в кризис рискованно. В чем залог вашего успеха?
Александр Шалаев: Мне очень нравится цитата одного из героев сериала “Игра престолов”: “Хаос – это не провал, xаос – это лестница”. Вот именно так я смотрю на ситуацию, которая сейчас разворачивается. Надо использовать каждую возможность, которая дается. А кризис, как известно, – время возможностей. И мы их не упускаем. Ключевым фактором для нас становится тщательный подход к проектированию образовательных программ.
При подготовке мы используем данные по отраслям и компаниям, аналитику из автоматизированной информационной системы “Главгосэкспертиза” и соединяем их с экспертным мнением – получается глубокий разбор часто встречающихся ошибок и причин их возникновения. Также мы учитываем запросы наших слушателей, их пожелания и потребности.
Например, при подготовке пилотного проекта “Школа эффективного заказчика” мы вместе с филиалом собирали запросы от всех субъектов Приволжского федерального округа, анализировали структуру строительной отрасли в регионах, выбирали лучшие практики – все для того, чтобы участники получили максимальную пользу от обучения. Когда продукт ориентирован на клиента, когда он сделан под его запросы, тогда он точно будет востребован.
Последние два месяца образование ушло в онлайн. По какому пути пойдет дальнейшее развитие образовательных услуг?
Александр Шалаев: Несмотря на активное развитие онлайн-образования и его бум, спровоцированный “карантинными” условиями нашей жизни, оно никогда не было самым эффективным. Да, онлайн-обучение позволяет получить доступ к знаниям из любой точки мира или даже пройти обучение в самых престижных университетах. Но проходя онлайн-курс, ты получаешь исключительно профессиональные знания, а коммуникативные навыки, умение работать в команде и прочие soft skills остаются не затронутыми. Обучение – это ведь еще и соревнование, формирование социальных сетей на будущее, личное общение с экспертом в группе или один на один, отработка новых знаний на тренингах и семинарах.
Многие эксперты сходятся во мнении, что самый эффективный формат обучения тот, что включает в себя составляющую как онлайн, так и офлайн, то есть смешанный формат, или blended learning. При таком обучении онлайн- и офлайн-форматы органично дополняют друг друга и способствуют многогранному развитию.
Уверен, что после снятия всех ограничений практика именно такого обучения станет наиболее распространенной. Тем более что такой подход не только эффективен, но и восполняет потребности людей, которые долгое время были ограничены в живом общении.
Планирует ли Учебный центр Главгосэкспертизы внедрять принцип blended learning в свои программы?
Александр Шалаев: Лучше сказать, что мы продолжим его применять в наших программах. Так, в Школе эффективного заказчика, о которой я упоминал ранее, после окончания периода самоизоляции обучение будет состоять как из онлайн-модулей, так и из очных мероприятий, которые позволят участникам работать в формате коворкинга и свободно обмениваться успешным опытом. В этом году мы готовим к запуску программы повышения квалификации экспертов, которые также включают в себя дистанционный курс, вебинары и очные практические занятия.
Что касается уже действующих программ, то ярким примером применения смешанного подхода к обучению является наш проект “Экспертиза будущего”. В нем мы уже несколько лет совмещаем и онлайн-лекции, и вебинары, и очные тренинги, проектную деятельность и масштабные конференции.
Как развивается проект?
Александр Шалаев: Изначально мы задумывали его как проект по повышению эффективности деятельности и формированию команды инициативных и высокопрофессиональных работников исключительно Главгосэкспертизы России. Состоялось два выпуска программы, и ее выпускники показали высокую результативность как в разработке предложений по развитию Главгосэкспертизы и института экспертизы в целом, так и в плане профессионального и личностного роста. Учитывая множество поступающих запросов от экспертных организаций на включение их работников в программу, в этом году, помимо внутреннего трека, который будет проходить по программе предыдущих двух лет обучения, проект пополнится треком для внешних участников.
В итоге, анализируя развитие проекта, сегодня мы можем смело утверждать, что проект “Экспертиза будущего” вышел на новый этап развития. Теперь это не просто корпоративная программа Главгосэкспертизы России, но проект по созданию образовательной и инновационной среды для распространения лучших отраслевых практик.
Обучение — это не только про знания.
Дополнительные ценности оффлайн образования — это компетенции и опыт преподавателя, отражающиеся в их зарплате; аудитории вблизи метро и стоянки, что в Москве не может стоить дешево; клининг, охрана, администрирование — все для комфорта и безопасности учащихся; свет, вода и прочие коммуникации.
В конце концов, мы снова возвращаемся к вопросу об атмосфере. В стоимость обучения входит создание площадки для обучающихся для коммуникации и нетворкинга, создание пространства для живого диалога с преподавателем. Профессиональные знания должны передаваться в учебной аудитории, где выше концентрация и уровень восприятия.
Стоит ли платить за это? Разумеется, да. Покупая оффлайн курсы/ поступая в оффлайн университеты вы в том числе и платите за сервис.
Причина более низкой стоимости онлайн-образования в том, что себестоимость этих продуктов ниже — ниже ставки преподавателей, потому что им никуда не надо ехать, нет трат на аренду помещений и прочее.
Кроме того, сейчас во многих нишах идет ценовая конкуренция между онлайн-школами, поэтому дополнительно снижается стоимость продуктов. Таким образом, пользователь может выбирать из более дешёвых альтернатив.
Преподаватель выступает на лекции Пресс-служба
О возможности задавать вопросы
Кроме того, такой формат позволяет спикеру адаптировать программу под каждую группу, заострить внимание на моментах, которые действительно интересны студентам.
Онлайн-обучение же часто состоит из уже когда-то записанных вебинаров. О какой связи между преподавателем и студентом может идти речь, если между вами даже нет зрительного контакта?
Возвращаясь к оффлайну, большинство спикеров открыты к сотрудничеству. Они с удовольствием оставляют студентам свои контакты, чтобы те имели возможность задать вопросы, которые появятся уже после встречи. То есть обучение выходит за рамки учебных аудиторий и это действительно здорово.
Если представить, что онлайн-обучение обеспечивается хорошим вниманием ученика, то онлайн выигрывает — ученик может учиться в собственном темпе, глубже обдумывать вопросы. В этом смысле онлайн прогрессивнее и качественнее, опять же при условии достаточного внимания со стороны ученика.
О социализации и нетворкинге
Онлайн-образование хорошо осознает проблему социализации и решает её в разных формах. Например, это какие-то асинхронные курсы + вебинары в live-режиме, которые позволяют общаться и с другими учениками, и с преподавателями. Это активности типа митапов, встреч в онлайн и оффлайн. Каждый крупный игрок EdTech пытается найти способ решения проблемы социализации, но зачастую эти способы проигрывают по степени вовлечения обычным оффлайн-лекциям. Но как мне видится, через несколько итераций будут найдены более эффективные форматы, которые смогут заменить социализацию в оффлайн.
Ковидная пандемия всячески пытается повлиять на общественное восприятие социализации. За период массового перехода в онлайн мы заметили, что постоянное сидение дома перед компьютером не может иметь долгосрочные перспективы. Люди устали от изоляции и онлайна, поэтому сейчас мы видим, что спрос на оффлайн приобретает новый импульс. Уверен, что после всеобщей вакцинации он будет еще выше.
Все мы знаем, что одна из ключевых функций образования — социализация. Важно понимать, что сейчас многие идут учиться не только ради контента, но и ради нетворкинга. В наше время это определяющий фактор. В онлайне заполучить профессиональные связи и контакты очень сложно, поскольку люди склонны больше доверять тем, кого они знают вживую. Живое общение и общее дело (обучение в одной аудитории) создает прочную связь между студентами, которая поддерживается в течение многих лет после окончания курсов.
Поэтому долг каждого оффлайн образовательного заведения создать атмосферу, способствующую социализации, например, для наших студентов стены RMA буквально становятся вторым домом, где комфортно каждому.
Кроме того студенческая среда, в которой люди делятся своими впечатлениями и опытом, делают ошибки и показывают свои успехи в обучении, способствует получению знаний самым благоприятным образом. Когда студент видит крутой опыт другого, он вдохновляется, мотивируется, становится более дисциплинированным — никому не хочется упасть лицом в грязь перед однокурсниками.
А если еще вокруг одни единомышленники, то создается чувство общности и взаимопомощи, команды. Не понял что-то в теме — подошел и спросил у тех, кто сидит рядом с тобой в аудитории: создается мощный обмен идеями и знаниями.
Студенты занимаются нетворкингом Пресс-служба
О возможности пропустить тему, если ты о ней знаешь
Бизнес-образование — это обучение, построенное целиком на мотивации учеников и их желании учиться. Если есть тема, которая знакома или неинтересна, то ее вполне можно пропустить — никто двойку за посещение не поставит. Если пропустил лекцию не специально, то можешь прийти на то же занятие с другой группой и восполнить пробелы.
Сейчас оффлайн бизнес-школы часто подстраиваются под своих учеников и под их желание учиться. Например, в нашей бизнес-школе действует программа лояльности, согласно которой выпускник имеет возможность на постоянной основе посещать лекции RMA.
И поскольку с каждой новой группой учебная программа обновляется в среднем на 10-15% за счет ротации спикеров, с этой программой можно бесконечно долго получать новые знания и открывать для себя что-то новое.
Вопрос противоречивый. Действительно, онлайн-образование дает большую возможность гибкости для учеников, и вместе с этим предъявляет больше требований к его способности и желанию творчески поучаствовать в тюнинге его образовательной траектории.
Объективно, некоторые вещи из курсов можно пропускать, если ты с ними знаком, но чтобы понимать, знаком ли ты с этой темой в достаточной степени, нужно быть самому достаточно зрелым. Нужно быть соавтором своей образовательной траектории — это важно при обучении. Если ты правильно это сделаешь, то сэкономишь время, и получишь большее погружение в материал.
Какие существуют форматы обучения?
В начале форматы можно разделить на две большие группы: офлайн и онлайн.Офлайн – это обучение, которое проходит в стенах учебного учреждения. Оно состоит из самостоятельного обучения, группового, индивидуального и обучения с наставником.Онлайн (e-learning) – это метод, который стремительно приобретает популярность и представляет собой получения знаний через с помощью интернета.Он представлен такими видами:
Оффлайн- или онлайн-обучение — что лучше?
Добавлено: 23 марта 2021 в 12:00
Появление интернета в нашей жизни кардинально изменило многие аспекты нашей жизни, в том числе и образовательную систему. Сейчас практически каждый школьник имеет доступ в сеть, а с ним и возможность обучаться дистанционно.
Речь идет не только об курсах программирования или других внешкольных активностях, но и о полноценном образовании. Вместе с тем не утихают споры о том, что лучше: онлайн или оффлайн обучение.
Попробуем разобраться в этом вопросе.
Преимущества и недостатки офлайн-обучения
Разберем самые заметные преимущества и недостатки обучения в офлайн-режиме:
Преимущества и недостатки в сводной таблице:
Преимущества и недостатки офлайн обучения
Офлайн-обучение, особенно так называемое очное (дневное), имеет множество преимуществ перед дистанционном обучением, в числе которых можно назвать следующие:
❌ прежде всего – невозможность переноса занятия, даже в случае весьма уважительной причины;
❌ из прошлого пункта вытекает следствие – необходимость студенту как-то самому догонять своих одногруппников;
❌ учебу редко когда удается сочетать с работой или иной деятельностью из-за жесткого графика;
❌ отсутствие желаемых курсов или специальностей в том или ином городе;
❌ транспортные расходы;
❌ необходимость тратить время на дорогу.
При выборе формы обучения необходимо также учитывать и то обстоятельство, что каким-то творческим профессиям, где необходимы определенные навыки, лучше все-таки обучаться очно.
На что обращать внимание при выборе онлайн-школы (курсов, тренингов и так далее)
Прежде всего – на отзывы об организации в сети интернет.
Также немаловажным фактором при выборе учебного заведения является наличие у него сайта или хотя бы одностраничного сайта. При этом текст на главной (или) единственной страничке сайта должен быть максимально конкретен. Вы должны понимать, для кого создан тот или иной курс, какова его стоимость, каких результатов можно достичь после прохождения обучения, кто автор и ведущий курса, какое внимание уделяется практической части.
Кроме того, обязательно обращайте внимание на наличие домашних заданий и способа их проверки. Разумеется, оптимальным вариантом будут курсы с домашней работой, которую в определенные сроки проверяют кураторы онлайн-школы. В противном случае вы получаете лишь самообразование.
Ну и наконец, цена подобных курсов должна быть средней, но никак не завышенной. Слишком низкая стоимость обучения по сравнению с конкурентами вас тоже должна оттолкнуть.
Отличия очного и дистанционного обучения
Онлайн и офлайн обучение можно сравнить по нескольким параметрам. Если говорить, допустим, о цене, то дистанционное обучение обойдётся дешевле. Кроме того, дистанционный формат позволяет проходить тот или иной курс самостоятельно неограниченное число раз.
Зато мотивация на офлайн обучении все время поддерживается на одном и том же уровне, а при обучении онлайн может снижаться и даже со временем совсем погаснуть. К тому же на дистанционном обучении можно существенно затянуть со сроками выполнения необходимых заданий. То же самое можно сказать и о концентрации внимания, ибо домашняя обстановка всегда расслабляет, особенно при отсутствии самодисциплины.
Преимущества традиционного образования
Живое общение. Общение с преподавателями влияет на восприятие информации. Подключается ассоциативная память, что положительно сказывается на усвоении учебного материала. Учащийся может сразу задать вопросы по материалу, уточнить непонятные места, получить более широкие сведения о предмете. При занятиях на онлайн-форме такой качественной обратной связи нет.
Положительная конкуренция. Взаимодействие с другими участниками группы заставляет студента уделять обучению больше внимания. Не желая отставать от сокурсников, он будет больше внимания уделять успеваемости, выполнять домашние задания, конспектировать и изучать лекции.
Уверенность. Университет выдает диплом государственного образца. В современном мире классическое образование более востребовано работодателями. Делая выбор между выпускником стационарного обучения и дистанционного с другими равными условиями, практически любой руководитель возьмет специалиста, окончившего дневную форму обучения, а не с сертификатом о прохождении курсов.
Полезные связи. Во время обучения студенты много общаются и взаимодействуют как с сокурсниками, так и преподавательским составом и учащимися на других потоках. Это позволяет заводить полезные знакомства, которые помогут в трудоустройстве в будущем.
Общение с ровесниками — один из плюсов традиционного образования
Специфика современных офлайн-курсов
Если с обучением в школах и ВУЗах все более-менее понятно – здесь весь образовательный процесс устроен так, чтобы сохранить прямой контакт группы учащихся и преподавателей и живое общение во время занятий и зачетов (во время передачи знаний и измерения результата).
Более того, попробовав учить и учиться удаленно во время пандемии, некоторые преподаватели, школьники и студенты решили для себя, что ни они лично не готовы переходить на дистанционное обучение, ни система образования в целом для этого не приспособлена. Государство также обещает сохранить привычные форматы обучения для высших учебных заведений и средней школы. Поэтому можно сказать, что здесь пока нет ярко выраженной конкуренции между онлайн и офлайн обучением.
Иначе обстоит ситуация для языковых курсов, курсов подготовки к экзаменам, профпереподготовки и бизнес-программ. Многие школы либо сразу позиционируют себя как учебные центры в формате онлайн, либо предлагают микс из онлайн и офлайн программ, чтобы ученики могли выбрать наиболее удобный для себя формат.
Онлайн выбирают те, кто:
Современные офлайн курсы, в свою очередь, предлагают сразу несколько преимуществ:
Случаи, когда онлайн образование противопоказано
Если в профессии, которую вы хотите получить, не допускается применение исключительно электронного обучения. Стать врачом, летчиком-испытателем, физиком-ядерщиком, обучаясь онлайн, не получится.
Проверить, внесена ли профессия, которую вы хотите получить, в список запрещенных можно по ссылкам:
Если вы не привыкли самостоятельно учиться. В школе над вами стояли учителя, требуя приходить на уроки подготовленными. Нежелание получить двойку заставляло делать домашнее задание.
При дистанционном обучении отвечать за график занятий будете исключительно вы. Никто не будет проверять, посмотрели ли вы вебинар, сделали ли конспект, выполнили ли домашнее задание. Без силы воли и умения организовать себя учеба будет отодвигаться на второй план. Если, делая выбор между кино и домашними заданиями, вы привыкли выбирать первое, онлайн-формат вряд ли подойдет.
Минусы офлайн и онлайн обучения
Несмотря на достоинства онлайн-формы обучения, не каждому человеку подходит такой формат. Не все люди могут самостоятельно организовать и контролировать занятия.
Маленький выбор. Полностью онлайн-образование заменить офлайн все равно не сможет. Существует список профессий, которые нельзя получить дистанционно. Среди них специальности в области строительства, инженерии, медицины, педагогики. Даже профессию архивариуса и программиста нельзя получить, используя онлайн-обучение.
Мотивация. Вторым препятствием может стать собственная мотивация. Онлайн-обучение требует организованности и силы воли. Онлайн-курсы часто не ограничены по срокам, поэтому существует риск отложить учебу ради других дел. Без самодисциплины об успешном получении онлайн-образования можно забыть.
Социализация. Обучаясь через интернет, студент не имеет живого общения с коллективом единомышленников. Для замкнутого человека это плюс, но обучающийся лишает себя социального развития, не может завязывать полезные и дружеские связи, и не сможет перенимать опыт у профессионалов. С помощью уроков, размещенных в сети, усваивать информацию на должном уровне может оказаться сложно. Кроме этого, достаточно сильно сказывается на качестве обучения отсутствие практики и фидбэка от специалиста.
Главный минус традиционного офлайн-образования в том, что оно требует больше временных затрат, поскольку нужно тратить время, чтобы добраться до учебного заведения, а также на посещение лекций, многие из которых студенту не только не интересны, но и не нужны. У студента есть фиксированный график занятий, и их посещение обязательно. Стоимость офлайн-обучения, если это не бюджет, дороже, чем аналогичные онлайн-курсы даже в рамках одного университета
Плюсы дистанционного обучения
Отсутствие формальностей. Для обучения на большинстве онлайн-курсов, размещенных в интернете, не нужны формальности: сдача ЕГЭ, конкурс проходных баллов на основе школьных аттестатов, военный билет.
Другое дело, если вы хотите учиться дистанционно в крупных вузах. К примеру, поступление в МГСУ (Московский государственный строительный университет) проводится на основании ЕГЭ.
Гибкость. Территориально студент может находиться где угодно. Курсы могут проводиться в другом городе или даже стране. Для обучения нужен только ноутбук, подключенный к интернету. Комфортная обстановка благоприятно действует на усвоение информации. Студент сам выбирает, когда смотреть вебинары и выполнять домашнее задание. Приятным дополнением служит и тот факт, что обучающийся не тратит время на дорогу в институт и обратно. Такое обучение можно сочетать с работой, что невозможно при очной форме.
Онлайн-обучение расширяет рамки возможностей
Финансы. Выигрывает онлайн-образование и в финансовом плане. Многие курсы по высшей математике, филологии и другим предметам бесплатны и доступны всем желающим, вне зависимости от того, есть у них документ о среднем образовании или нет. Другое дело, если студент хочет не просто прослушать курсы, а получить по ним сертификат. Это возможно при условии идентификации личности и прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса.
Вуз: если студент хочет не пройти отдельные курсы, а получать высшее образование дистанционно, то это происходит платно. Но обычно стоимость в два раза ниже, чем при получении офлайн-образования.
Плюсы и минусы дистанционного образования
Онлайн-обучение также имеет свои положительные и отрицательные стороны. К неоспоримым плюсам такой формы образования можно смело отнести:
Если же курсы, тем более платные, ограничивают доступ к своим материалам через месяц или даже через год, то задумайтесь, нужны ли лично вам такие курсы.
🖌 наличие множества отвлекающих факторов;
🖌 необходимость в самодисциплине и умение правильно организовать свое рабочее время;
🖌 необходимость долго время проводить за экраном компьютера, ноутбука, планшета, телефона и других гаджетов;
🖌 отсутствие контакта с учителем, так называемого общения вживую, лицом к лицу;
🖌 риск нарваться на неквалифицированные курсы или даже мошенников;
🖌 невозможность задать вопросы по пройденному материалу.
Онлайн-обучение подойдет больше всего тем, кто хочет повысить квалификацию, или представителям тех профессий, где наглядность и практический опыт не являются определяющими факторами.
Вместо заключения
Плюсов и минусов хватает как у офлайн, так и у онлайн образования. И выбор только за вами. Если вы уверены в своей мотивации, и по профессии, которую вы хотите получить образование, разрешена дистанционная форма обучения, почему бы и нет. И, конечно, обучение в интернете станет удачным дополнением к знаниям, полученным в вузе на очной форме.
Онлайн-образование может стать отличным дополнением к традиционному
Наиболее удачный вариант — соединить обе формы. Дистанционно удобно изучать теорию, повышать квалификацию, учиться смежным навыкам, а получать практический опыт лучше при живом общении. Поэтому онлайн-курсы хорошо подходят в качестве дополнения к традиционному образованию, но пока не смогут его полностью заменить.
Различные формы обучения будут обсуждать 1-2 октября на конференции об инновациях в образовании EdCrunch 2019. Приходите в ЦМТ в Москве или приобретайте доступ к онлайн-трансляции.
Минусы онлайн обучения
Такие люди жизненно нуждаются именно в физическом присутствии других людей. Нет полноценного человеческого контакта. Это может помешать им качественно осваивать информацию.
Сложно разделить быт/отдых и обучение. Человек ныряет с головой или в одно или в другое, тем самым очень быстро устает и становиться непродуктивным.Выбор как всегда за вами! Но время, предоставляет нам колоссальные возможности. Вы можете получать новые знания практически везде, где у вас есть доступ к интернету. Так почему бы или не воспользоваться?
Плюсы онлайн обучения
Не важно откуда вы, онлайн стирает все границы, давая возможность обучаться где угодно, не тратя время, деньги на дорогу и при этом оставаясь в привычном для себя окружении.
Вы можете учиться в темпе, который подходит именно вам, не предоставляя себе неудобств. Видео, аудио, текст или сочетание всего. Утром, ночью или во время обеденного перерыва. Для онлайна возможно все.
Можно легко подключить экспертов или учеников, познакомиться в чатах не ограничиваются только вашей страной.
Плюсы обучения онлайн и офлайн
В 2012 году приказом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государство разрешило вузам внедрять дистанционное обучение. Онлайн-формат делает высшее образование в РФ более доступным. Каждый желающий может освоить содержание программ бакалавриата, а в будущем — магистратуры. Есть еще возможность пройти отдельный курс дистанционно, а затем зачесть его в своём университете.
Вместо вывода
У каждой медали две стороны. Как вы поняли, и у онлайн, и у офлайн форматов есть свои достоинства и недостатки. Поэтому перед выбором идеальной программы для себя, стоит тщательно взвесить все за и против, осознать свои цели, потребности и приоритеты, чтобы определиться, какой формат обучения подойдет именно вам.
Плюсы и минусы e-learning
Так как онлайн стал неотъемлемой частью среднего и крупного бизнеса, и спутником тех, кто заинтересован в своем профессиональном и интеллектуальном развитии, все больше людей переходят на такой формат обучения.