Бесплатный онлайн-тест для родителей

Что-то пошло не так.

К сожалению, во время отображения страницы произошла ошибка.

Скорее всего мы уже работаем над её исправлением. Если ошибка будет повторяться, пожалуйста, сообщите нам.

Перейти на главную страницу.

Проверьте, готов ли ребёнок к школе

С первым звонком для ребёнка начнётся новая жизнь! Пройдите наш тест, чтобы оценить его психологическую и интеллектуальную подготовку к учёбе. Вас ждут 15 вопросов и рекомендации методистов.

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Тест поможет вам

Понять, какие знания и навыки нужны первокласснику

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Спланировать дополнительные занятия по подготовке к школе

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Не переживать за будущие успехи ребёнка в учёбе

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Как пройти тест

Нажмите «Начать» и авторизуйтесь

Получите рекомендации по занятиям

Читаем по слогам.

Что проверяем: сформированность послогового чтения.

Материал: написать слова через дефис между слогами (не более трех слогов):

Задание: просим ребенка прочитать слово по слогам (1-2 раза), после чего просим назвать слово, которое только что им было прочитано.

Результат: ребенок должен уметь мысленно соотносить отдельные прочитанные слоги со словом (понимать значение прочитанного по слогам слова).

Определяем звуки.

Что проверяем: зрелость фонематического слуха и навык звукового анализа.

Материал: слова «апельсин», «пирамида», «утка», «слон», «краски» и т.

А) Определяем первый и последний звук в слове:

Задание: произносим ребенку по одному предложенные слова. Просим назвать первый и последний звук в слове.

Результат: ребенок должен уметь вычленять первый и последний звуки в слове и не путать со слогами (не должен называть слоги вместо звуков).

Б) Определяем место заданного звука в слове:

Задание: произносим ребенку слова с заданным звуком, занимающем разные позиции в слове, и просим ребенка сказать, где находится этот звук.

Результат: ребенок должен безошибочно определять позицию звука в слове (конец, середина, начало).

В) Проверяем умение дифференцировать гласные и согласные звуков.

Результат: ребенок должен понимать и уметь сформулировать разницу между гласными (поются, тянутся и т. ) и согласными звуками. Ребенок (после объяснения) должен уметь дифференцировать согласные звуки по твердости/мягкости, звонкости/глухости.

Составляем рассказ по серии картинок.

Что проверяем: сформированность связной речи.

Материал: карточки с любой серией сюжетных картинок.

Задание: попросить ребенка придумать рассказ по сюжетным картинкам, разложить картинки согласно логике рассказа и пересказать.

Результат: ребенок должен придумать, в каком порядке разложить картинки (не обязательно в том, в котором разложили бы вы), и рассказать, что на них происходит. У ребенка должен получиться связный рассказ.

Вариант: «Жили-были два козлика, пошли они однажды по мостику, с разных сторон друг к другу, столкнулись на мосту, и никто не хотел уступать дорогу», – говорит о том, что у ребенка сформирован навык составления связного рассказа.

Вариант: «Вот козлята. Ну, тут они идут. Вот столкнулись», – говорит о том, что навык не сформирован.

Отгадываем и загадываем загадки.

Что проверяем: логическое мышление (мыслительные операции, операции анализа), образное мышление, умение выделять характерные (определяющие) признаки предмета.

Материал: карточки с объектами (например, животные).

Задание: загадываем ребенку простые загадки. Например: Сидит девица в темнице, коса на улице.

Также просим ребенка составить загадку самостоятельно по образцу. Например, прячем от ребенка картинку и описываем животное на картинке по характерным признакам (домашнее животное, покрыто кудрявой шерстью, с витыми рогами, копытами, говорит «б-е-е-е-е-е»). Просим отгадать.

Затем предлагаем ребенку спрятать картинку и описать (загадать) вам животное по характерным признакам. Например: Рыжая, с большим пушистым хвостом, хитрая (ответ: лиса).

Результат: ребенок должен отгадывать простые загадки (можно задавать наводящие вопросы, уметь выделять характерные признаки предмета/объекта и самостоятельно в соответствии с образцом придумывать загадки).

Называем одним словом. Выделяем лишнее.

Что проверяем: умение классифицировать и исключать лишнее понятие.

Материал: карточки с изображениями (как минимум, два-три смысловых ряда).

Задание: раскладываем перед ребенком карточки, например, с домашними животными.

Просим назвать каждое животное. Просим дать всем карточкам общее название («животные» или лучше «домашние животные»).

Раскладываем перед ребенком карточки, среди которых одна берется из другого смыслового ряда.

Просим ребенка убрать лишнюю карточку и объяснить свой выбор.

Результат: ребенок должен уметь классифицировать предметы/объекты по общему признаку, вычленять лишнее.

Считаем. Соотносим по цвету, форме, размеру.

Что проверяем: сформированность элементарных математических представлений.

Материал: бумага, карандаш или любые геометрические фигуры разного размера (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); коробка цветных карандашей (не менее 12 цветов); цифры.

А) Определение сформированности сенсорных эталонов (форма, величина, цвет). Выявление умения сравнивать предметы по разным параметрам.

Задание: показываем ребенку и просим назвать разные фигуры.

Рисуем или показываем ребенку фигуры (предметы), которые можно сравнить по какому-либо признаку:

Затем показываем ребенку 12 карандашей и просим назвать цвета и оттенки.

Результат: ребенок должен знать названия основных геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник), должен уметь сравнивать предметы/объекты по заданному признаку. Должен знать название основных цветов и оттенков.

Б) Знание цифр и определение количества.

Задание: раскладываем перед ребенком карточки с цифрами или пишем цифры от руки (не по порядку!) и просим их назвать. Далее предлагаем ребенку положить под определенной цифрой соответствующее ей количество предметов/фигур.

Результат: ребенок должен знать и называть цифры, а также соотносить их с количеством, которое они обозначают.

В) Арифметические вычисления (сложение и вычитание в пределах десятка).

Задание: предлагаем ребенку решить элементарные примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах одного десятка (важно: слагаемое или вычитаемое не должны быть больше трех). Например:

Результат: ребенок должен правильно решать простые примеры на сложение и вычитание в пределах десятка.

Штрихуем, обводим.

Что проверяем: сформированность графомоторной координации.

Материал: бумага, карандаш.

Задание: рисуем на листе бумаги различные фигуры и просим ребенка заштриховать по заданному образцу (вертикальными, горизонтальными или наклонными линиями).

Далее рисуем фигуры пунктиром и просим ребенка обвести фигуру по заданному пунктиром контуру.

Результат: ребенок должен уметь правильно держать карандаш, аккуратно заштриховывать и обводить фигуру, не выходя за границы контура и не отрывая руки.

Запоминаем предметы и стихи.

Что проверяем: сформированность зрительной и слуховой памяти.

Материал: 7-8 (до 10) различных небольших предметов или предметных картинок.

А) Проверяем зрительную память.

Задание: раскладываем на столе перед ребенком 7-8 предметов (или картинок), предлагаем ему на них внимательно посмотреть и запомнить (не называя предметов вслух!). Просим ребенка отвернуться и в это время убираем со стола 2-3 фигурки. Просим ребенка обернуться и назвать фигурки, которых не хватает.

Результат: ребенок должен запоминать фигурки и правильно называть те, которые были убраны.

В) Проверяем слуховую память.

Задание: читаем ребенку 2-3 раза любое просто четверостишие (не должно содержать слов, значения которых ребенку не известны). Например:

На заборе валенки

Вверх ногами сохли,

Потому что валенки

Вниз ногами мокли.

Результат: ребенок должен запомнить стишок и прочитать его (допускается 1-2 подсказки, максимум).

Подробнее о том, как проверить готовность ребенка к школе, рассказывает нейролингвист, дефектолог-психолог, логопед-дефектолог «Детской академии речи» Наталия Михайловна Шмагина.

Другие советы и рекомендации специалистов Детской академии речи вы можете найти в разделе «Материалы для родителей»!

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

Search results:

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Готов ли ты к школе, 5-7 лет, тестовые задания для проверки знаний детей»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс. XML.

Нашлось 65 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Дата генерации страницы: воскресенье, 19 июня 2022 г. , 0:07:23 GMT

Тесты готовности ребенка к школе

Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

1 тест готовности ребенка к школе – Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

Тестовая беседа, предложенная С. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

Оценка ответов на тест готовности к школе

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

  • №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
  • №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
  • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
  • № 22 – за правильный ответ -2 балла.
  • № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

2 тест готовности ребенка к школе – Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Тест состоит из 4-х частей:

  • тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
  • копирование фразы из письменных букв;
  • срисовывание точек;
  • опросник.

3 тест готовности ребенка к школе – Графический диктант, разработанный Д. Элькониным.

Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

Задание
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т. ) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.

Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.

Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.

Через 2 минуты – следующее задание:

Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.

Должны получиться следующие узоры:

Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

4 тест диагностики готовности ребенка к школе – Лабиринт

Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:

5 Тест готовности к школе – “Чего не хватает?”

Разработан Р. Немовым.

Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

  • 10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.
  • 8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.
  • 4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.
  • 2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.
  • 0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

6 Тест определения готовности к школе – “Найди отличия”

Выявляет уровень развития наблюдательности.

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

7 Тест психологической готовности к школе – “Десять слов”.

Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.

Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.

Условие проведения теста – полная тишина.

В начале скажите:

Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке.

Всего проводится 5 наборов слов, т. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов:

Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь.

Перед пятым предъявлением скажите:

Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше.

Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.

Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)

8 Тест готовности – “Чего не хватает?”

Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.

Используются игрушки, различные предметы или картинки.

Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

9 Тест “Четвертый – лишний”

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд. Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.

Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

10 Тест “Классификация”

Исследование логического мышления.

Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.

Ребенку предлагается разлоджить кретинки ( предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так ( часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки )

Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы ( “домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т

11 Тест “Составление рассказа по картинкам”

Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.

Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.

Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине. ” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.

Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.

Еще раз напоминаем, что:

  • все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры;
  • при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении;
  • не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней;
  • сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал, примерные нормы. При покупке такого пакета обратите внимание на набор методик, качество выполнения рисунков и издательство.

Использовались материалы с сайта solnet.

На что обратить внимание

Педагоги IQши выделяют четыре основные стороны развития будущего первоклассника:

Физическое развитие

Перед поступлением в школу ребёнку нужно пройти медицинскую комиссию. По её результатам станет ясно, к какой группе здоровья отнести будущего первоклашку, и готов ли его организм к продолжительным урокам. Медицинская комиссия включает в себя осмотры профильных специалистов и анализы. Все обследования проводятся в ближайшей детской поликлинике.

Медицинское заключение – это обязательный документ для поступления в начальную школу. Без него ребёнка не смогут зачислить в первый класс.

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Отдельно стоит упомянуть речевую готовность ребёнка. Что она в себя включает?

  • Будущий первоклашка должен уметь чётко произносить звуки, иначе говоря, его речь должна быть понятной.
  • Он должен не только произносить, но и сам верно различать речь других людей.
  • Ребёнок должен уметь говорить целыми предложениями.

Если вы заметили проблемы с речью, рекомендуем сразу обратиться к логопеду. Вместе с занятиями у специалиста вы также можете развивать речь и самостоятельно: учите ребёнка рассказывать истории, сочинять сказки, говорить подробно о своих эмоциях и чувствах. Чаще просто беседуйте с детьми: о том, как прошёл день, что нового было в детском саду и т.

Психологическая готовность

Она включает в себя:

  • интерес к учёбе и получению новых знаний,
  • способность будущего первоклассника себя организовать и выполнять требования учителя,
  • желание и умение общаться с незнакомыми людьми,
  • способность справляться с эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Подробнее о психологической готовности ребёнка к школе вы можете познакомиться в нашей статье “Психологическая готовность к школе”

Бытовая готовность

Это способности ребёнка к самообслуживанию и набор знаний, которыми он пользуется в повседневной жизни.

Как зовут родителей и братьев-сестёр, где проживает ребенок, что нужно делать утром или перед сном, что можно есть, а что нельзя, как перейти дорогу и прочее. Дети по своей природе любознательны,  будьте терпеливыми и отвечайте на бесконечные “почему”, тогда проблемы с бытовой готовностью  обойдут вас стороной.

Интеллектуальная готовность

Это сторона развития беспокоит родителей больше остальных, хотя именно она чаще бывает условной и неоднозначной, потому что будущий первоклассник может волноваться перед незнакомыми людьми и дать неверные ответы.

Интеллектуальная готовность – это сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления. Тесты на интеллектуальные способности определяют развитие логики будущего первоклашки, способности выражать свои мысли, быть внимательным, легко запоминать факты и события.

Педагог наблюдает, умеет ли ребёнок выделять главное и второстепенное, может ли решить простую задачку, знает ли буквы, умеет ли читать. Напомним, результаты тестов на интеллектуальные способности не являются приоритетными, мнение о готовности будущего первоклассника к школе принимается на основании всесторонних тестов развития ребёнка.

Тесты для первоклассников

Выполните упражнения по направлениям:

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Также советуем пройти специальные упражнения от Айкьюши для подготовки к школе. Так вы сможете определить, всеми ли знаниями обладает ваш ребёнок для поступления в школу.

Готов ли я к школе

Скоро в первый класс

Как подготовиться к школе? На что обратить внимание родителям будущих первоклассников? Об этом читайте в нашей статье “Психологическая готовность ребенка к школе”.

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Готовность к школе ребенка 6 лет

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает :

  • мотивационную готовность (желание учиться);
  • эмоционально – волевую и личностную готовность (способность управлять своим поведением);
  • интеллектуальную готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

От уровня формирования этой готовности будет зависеть не только быстрая адаптация к школе, ее требованиям и условиям, но и успешность школьного обучения в целом.

К шести-семи годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, проявить усилие в случае преодоления препятствий, наметить план действия, исполнить его, оценить результат действия. Но все эти компоненты волевого действия недостаточно устойчивы, удержание цели определяется трудностью задания, длительностью выполнения.

Развитие организованности помогает ребенку управлять своим поведением, зависит во многом от характера взаимоотношений взрослого и ребенка.

Диагностический тест на готовность к школе для детей

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Распечатайте задания или нарисуйте аналогичные самостоятельно. На первом листе предложите ребенку дорисовать лица детей, обращая особое внимание ребенка на то, что это — первоклассники. Спросите, какие эмоции испытывают эти ребята?

Расскажите, что на втором листе — школа. Пусть ребенок раскрасит здание и окна любыми цветами по своему выбору.

О чем говорит тест

Любые рисунки и раскраски дошкольника — яркое отражение внутреннего мира и состояния ребенка. Нужно только правильно понять их.

Яркие или пастельные «красивые» цвета, стремление приукрасить изображение говорят о хорошем, радостном волнении ребенка в ожидании первых школьных дней.

Темные или скучные невыразительные «некрасивые» (красивость и некрасивость определяется именно с точки зрения ребенка. Вы же знаете его любимые и нелюбимые цвета?) краски повествуют о неуверенности и страхе перед 1 сентября.

Усердие, с каким ребенок раскрашивал рисунок, аккуратность линий, тщательность в подборе цветов говорит о значимости для малыша этих грядущих перемен в его жизни.

Эмоции, которыми ребенок наделяет цветных человечков, естественно, отражают собственные эмоции ребенка как будущего ученика начальной школы.

Диагностический тест на готовность к школе для родителей

Прежде всего вопрос — готов ли ребенок идти в школу — беспокоит родителей будущего первоклашки. Следующий тест покажет степень эмоциональной и психологической готовности к школе ребенка 5-7 лет.

Только действительно вовлеченный в дела и переживания своего ребенка родитель сможет правдиво и верно ответить на следующие вопросы и понять уровень мотивации к обучению, готовность к важным изменениям в жизни.

  • Как часто ребенок обращается к вам с вопросами?
  • Как часто ребенок просит почитать ему книгу?
  • Как часто ребенок выбирает развивающие игры другим занятиям? (Пазлы, стратегические настольные игры, сложные поделки и т.д.)
  • Как часто ребенок с удовольствием выполняет развивающие задания на бумаге?
  • Как реагирует ребенок в большинстве случаев, когда вы загадываете ему загадку?

Ключ к тесту

  • Для вопросов 1-4: часто — 5 баллов, иногда 3 балла, редко 1 балл.
  • Для пятого вопроса: пытается ответить самостоятельно — 5 баллов, по настроению — 3 балла, ждет подсказку — 1 балл.

Готовность к школе — результаты теста

  • Менее 15 баллов. Говорят о низком уровне познавательной активности, отсутствии мотивации к учебе, неуверенности в собственных успехах. Чтобы исправить ситуацию нужно применить один из двух диаметрально противоположных подходов в зависимости от степени загруженности ребенка. Перегруженного ребенка следует разгрузить. В противном случае нужно организовать совместные игры и занятия с родителями.
  • 15-19 баллов. Умеренная познавательная активность ребенка. Нужно найти причину столь слабого энтузиазма и постараться исправить ситуацию.
  • Более 19 баллов. Явление стремление узнавать новое, учиться новому, пробовать себя в новых сложных задачах. Учиться такому ребенку будет интересно и легко.

Познавательная готовность к школе

  • Попробуйте понять, интересно ли ребёнку узнавать новое. Если ребёнок ничем не интересуется — значит к школе он не готов. Возможно, его естественную любознательность уже успели убить. Нужно срочно любознательность возрождать или поддерживать — гулять в парках, наблюдать за животными, что-то разбирать/собирать, вместе читать и так далее.
  • Проверьте зрительно-двигательную координацию. В первом классе (и следующие 10 лет) придётся много писать. Для этого и нужны хорошие «связи» между рукой и глазами.
  • Проверьте логическую память. Умеет ли ребёнок запоминать не механически, а осмысленно. Детей часто заставляют учит наизусть стихи. Это хорошо, но в данном процессе работает только механическая память. При этом в школе часто нужна логическая — запоминать порядок действий и понимать, зачем одно действие должно идти за другим.
  • Выясните насколько развито аналитическое мышление. Способен ли ребёнок выявлять связи между предметами и явлениями.

Подготовка к школе

Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.

Психологическое развитие ребенка, формирование готовности к учению происходит в различных видах деятельности. Большое внимание на развитие личности оказывает игра.

Познавательная активность, воображение, стремление к общественной оценке – все направлено на игру, совершенствуется в игре.

В игре ребенок оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную структуру подчинения, управления и исполнения. Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их, благодаря этому у него возникает новое отношение к себе. В игре формируется умение и желание делать вместе. Через игровую деятельность дети легко усваивают знания о свойствах и качествах предметов, находят между ними связи, анализируют, обобщают. В процессе игровой деятельности у них формируется мировоззрение, понятия, интересы, потребности.

Развивать мелкую моторику, память, логику, мышление, внимание, речь тоже очень важно. Задания для подготовки к школе здесь.

Играйте в школу! Рассаживайте игрушки за парты, рассказывайте им как поднять руку и выйти к доске, давайте задания и упражнения.

Ребенок может быть одним из учеников, а со временем сам станет учителем в своем игрушечном классе. И это один из важных сигналов хорошей психологической готовности к школе ребенка 6 лет. И благоприятной обстановки в школе у состоявшегося первоклассника.

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Бесплатный онлайн-тест для родителей

Речевая готовность

Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А именно:

  • Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 
  • Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 
  • Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  • Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Тест для будущих первоклассников, который определит уровень речевой готовности, — игра «Путаница». Она направлена на коррекцию слоговой структуры слова. Начинайте так: «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться! Босака — собака, ловосы — волосы, посаги — сапоги, лекосо — колесо, скоровода — сковорода.

Важно научить ребёнка рассказывать или пересказывать что-либо (сказку, историю, произошедший случай), формулировать впечатления и чувства, побуждать участвовать в разговоре. Следите за тем, как он выговаривает слова, — ребёнка должны понимать чужие люди. Для чёткости дикции помогут чистоговорки: «Ежевику любит Вика. Колет Вику ежевика. Паша с Мишей не шалят. Целый день они молчат. Так как Паша с Мишей стать шпионами хотят».

Учите описывать окружающие предметы или явления. Объясняйте, для чего служат предметы вокруг, например, светофор, микроволновка, дверная скважина. Отвечайте на любые вопросы и надоедливые «Почему?». Тогда дошкольник 6–7 лет сможет не только объяснить значение знакомого слова, но и порассуждать о возможном значении незнакомых выражений.

Психологическая готовность

Это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Составляющие психологической готовности ребёнка к школе:

  • Личностная — самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. 
  • Волевая — заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим.

Тренируйте ребёнка быть усидчивым, заниматься задачей или игрой долгое время. Он должен понимать, что дела требуют планирования, и осознавать важность некоторых задач, например, чтобы сделать домашку, придётся отложить весёлую игру на потом.

Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами. Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *