33.
Методика ознакомления учащихся с
числами, полученными при измерении.
Методика обучения математике в начальных
классах. Курс лекций. Байрамукова П. , Уртенова А.
Р. на Д.: 2009
299 с.
Значительное место в данном пособии занимают
вопросы, связанные с формированием творческого подхода к обучению математике,
умения оценивать различные системы изложения материала с точки зрения
педагогики, психологии, дидактики. Особое внимание в пособии уделяется привитию
и оттачиванию профессиональных навыков и приемов работы, умению вести
научно-исследовательскую деятельность. Учебное пособие адресовано студентам и
преподавателям факультетов подготовки учителей начальных классов педагогических
вузов.
Размер:
37,4 Мб
О том, как читать книги в форматах
,
– см. раздел “Программы; архиваторы; форматы
Автор
учебно-методического комплекта по
математике для четырехлетней начальной
школы, доктор педагогических наук,
профессор, заведующая кафедрой теории
и методики начального образования
Московского государственного гуманитарного
университета им. М. А. Шолохова, лауреат
премии Правительства Российской
Федерации в области образования, автор
учебников и учебно-методических пособий
по математике.
В 1999 году в школьной
практике начали использовать
учебно-методический комплект по
математике для 5 – 6 классов (автор Н.Б.
Истомина).
Концепция курса:
целенаправленное развитие мышления
всех учащихся в процессе усвоения
программного содержания.
Критерием
развития мышления является сформированность
приёмов умственной деятельности:
– анализ и синтез
Овладев этими
приемами, ученики становятся более
самостоятельными в решении учебных
задач, могут рационально строить свою
деятельность по усвоению знаний.
Данная концепция
создаёт дидактические условия не только
для качественной предметной подготовки
всех учащихся, необходимой для продолжения
математического образования в основной
школе, но и для овладения учащимися
универсальными учебными действиями
(личностными, познавательными,
регулятивными, коммуникативными) в
процессе усвоения предметного содержания.
Практическая
реализация концепции находит выражение
в:
– логике построения
содержания курса «Математика»;
– методическом
подходе к формированию понятий;
– системе учебных
заданий;
– методике обучения
решению текстовых задач;
– методике
формирования представлений о
геометрических фигурах;
– методике
использования калькулятора;
– организации
дифференцированного обучения;
– организации
уроков математики.
Методика обучения математике в начальной школе. Практикум. Учебное пособие
Методика обучения математике в начальной школе. Практикум. Учебное пособие
Учебное пособие представляет собой сборник методических задач. Его цель – сформировать у будущего учителя методические знания, умения и опыт творческой деятельности для реализации на практике идей развивающего обучения младших школьников математике. Данное учебное пособие вместе с учебником Н.Б. Истоминой-Кастровской, З.Б. Редько, Т.В. Смолеусовой, Н.Б. Тихоновой, И.Ю. Ивановой “”Методика обучения математике в начальной школе”” составляет УМК дисциплины “”Методика обучения математике в начальной школе””. Цели УМК – развить методическое мышление студентов, сформировать у них умение применять математические, педагогические, психологические и методические знания для организации деятельности учащихся начальных классов в процессе обучения математике.
Соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования последнего поколения.
Для студентов, обучающихся по направлению “”Педагогическое образование”” (квалификация “”бакалавр””), а также для учителей, работающих в начальных классах, и магистрантов.
2-е издание, переработанное и дополненное.
Купить этот сборник недорого за наличный или безналичный расчет с доставкой можно в Интернет-магазине или просто нажать кнопку КУПИТЬ
Официальный сайт. 2022 – 2023 учебный год. Открытый банк заданий. Полная версия. ВПР. РП. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ПНШ. ДОУ. УМК. СПО. 2023 – 2024 учебный год. КДР. Контрольный срез знаний. РДР. 1 четверть. Стартовый контроль. Школа России. 2 четверть. Школа 21 век. ГДЗ. 3 четверть. Решебник. Перспектива. КРС. Школа 2100. Таблица. Планета знаний. 4 четверть. Страница. Экзамен. Россия. Беларусь. ЛНР. Казахстан. РБ. Татарстан. Башкортостан. ДНР
Вид поставки: Электронная книга. Официальная лицензия. Полная версия издательства с фото и картинками
Способ доставки: электронная доставка, оплата после доставки книги
Язык книги: Русский
Возможные варианты формата книги: Word, PDF, TXT, EPUB, FB2, PDF, MOBI, DOC, RTF, DJVU, LRF
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе
М.: Владос, 2007. — 456 с. — (Вузовское образование).
Общие вопросы методики преподавания математики.Изучение чисел в начальной школе.Изучение арифметических действий в начальной школе.Изучение величин в начальной школе.Геометрический материал в программе начальных классов.Алгебраический материал в программе начальных классов.Доли и дроби в курсе математики начальных классов.Решение задач в начальной школе.Методическая подготовка учителя к обучению математике в начальной школе.Личностно-ориентированное обучение на уроках математики в начальной школе.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах
Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001. — 288 с. — (Педагогическое образование).
айрамукова П.У., Уртенова А.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 299 с. — (Библиотека учителя).
Методика преподавания математики как учебный предмет.Построение начального курса математики.Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения.Развитие младших школьников в процессе обучения математике.Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел.Методика изучения арифметических действий в концентре «десяток».Методика изучения арифметических действий в концентре «сотня».Методика изучения арифметических действий в концентре «тысяча».Методика изучения арифметических действий в концентре «многозначные числа».Текстовая задача и процесс ее решения.Методика обучения решению составных задач.Методика изучения алгебраического материала.Буквенная символика, равенства, неравенства, уравнения.Методика изучения геометрического материала.Методика изучения важнейших величин.Методика изучения дробей.Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы. Различные концепции построения начального курса математики.
Виленкин Н.Я., Пышкало А.М. и др. Математика
Виленкин Н.Я., Пышкало А.М., Рождественская В.В., Стойлова Л.П. Учебное пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1977. — 352 с.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах
Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. (спец. № 2001)/Под ред. М.А. Бантовой. —3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984. — 335 с.: ил.
Общие вопросы методики начального обучения математике.Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел и арифметических действий над ними.Обучение решению арифметических задач.Методика изучения алгебраического материала.Методика изучения геометрического материала.Обучение измерению величин.Методика изучения дробей.Внеклассная работа по математике и методика ее проведении.
Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики
М.: Просвещение, 1988. — 320 с.
Стойлова Л.П. Математика
М: Издательский центр «Академия», 2002. — 424с. — ISBN: 5-7695-0456-0
Истомина
Н. Методика обучения математике в
начальных классах. Учебное
пособие для студентов средних и высших
педагогических учебных заведений. —
М.
Формирование
у учащихся представлений о числе и о
десятичной системе счисления тесно
связано с изучением величин.
В
начальных классах у учащихся имеются
некоторые интуитивные представления
о величинах и об их измерении.
Измерение
заключается в сравнении данной величины
с некоторой
величиной того же рода, принятой за
единицу. Процесс сравнения
зависит от рода рассматриваемых величин:
для длины он
один, для площади – другой, для масс –
третий и т. д. Но каким бы
ни был этот процесс, в результате
измерения величина получает
определенное числовое значение при
выбранной единице измерения.
Действия
над величинами и их отношения равносильны
аналогичным
действиям и отношениям с их числовыми
значениями.
В
курсе математики начальных классов
дети знакомятся с различными
величинами: длина, масса, объем, время,
площадь.
При
формировании представлений о каждой
из названных величин целесообразно
ориентироваться на определенные этапы,
в которых нашли отражение: математическая
трактовка данного понятия, его
взаимосвязь с изучением других вопросов
начального курса математики, а также
психологические особенности младших
1-й
этап.
Выяснение и уточнение представлений
школьников о данной величине (обращение
к опыту ребенка).
2-й
этап.
Сравнение однородных величин (визуально,
с помощью ощущений, наложением,
приложением, путем использования
различных мерок).
3-й
этап.
Знакомство с единицей данной величины
и с измерительным прибором.
4-й
этап.
Формирование измерительных умений и
навыков.
5-й
этап.
Сложение и вычитание однородных величин,
выраженных в единицах одного
наименования.
6-й
этап.
Знакомство с новыми единицами величин
в тесной связи с изучением нумерации и
сложения чисел. Перевод однородных
величин, выраженных в единицах одного
наименования, в величины, выраженные в
единицах двух наименований, и наоборот.
7-й
этап.
Сложение и вычитание величин, выраженных
в единицах двух наименований.
8-й
этап.
Умножение и деление величин на число.
Имеющийся
у ребенка жизненный опыт позволяет ему
осознать практическую значимость
изучаемого понятия, связать его с
реальными предметами и явлениями,
перевести имеющиеся житейские понятия
на язык математики.
Основу
деятельности ученика на этапе сравнения
величин составляют практические
действия, выполняемые им в различных
игровых ситуациях.
Следующим
важным шагом в изучении величин является
формирование представлений об
измерении.
Большую
роль в осознании детьми процесса
измерения могут сыграть различные
ситуации проблемного характера.
В
результате практической деятельности
учащиеся сами делают вывод о
необходимости введения единицы длины.
Только тогда учитель знакомит их с
сантиметром.
Поле
введения единицы длины учитель знакомит
детей с линейкой и учит пользоваться
ею как измерительным инструментом.
Для
того чтобы учащиеся лучше осознали
взаимосвязь между числом и величиной,
т. е. поняли, что в результате измерения
они получают числа, которые можно
складывать и вычитать, полезно в качестве
наглядного пособия для сложения и
вычитания чисел использовать ту же
линейку.
Знакомство
с каждой новой единицей длины также
связано с практическими действиями
школьников. Например, при введении новой
единицы измерения – дециметра – учитель
строит изучение материала так, чтобы
дети прежде всего осознали ее
необходимость.
Установив
соотношение между единицами длины (1
дм=10 см), учащиеся могут выполнять
различные упражнения, связанные с
переводом единиц одних наименований в
другие, и даже рассматривать длины,
выраженные в единицах двух наименований.
Так
же, поэтапно, проводится работа, целью
которой является формирование
представлений о массе, емкости, времени.
Знакомство
учащихся с понятием «площадь фигуры»,
так же как и знакомство с величинами
длина,
масса, емкость, время, начинается
с уточнения представлений, имеющихся
у учащихся о данной величине. Используя
эти представления, можно познакомить
детей с понятием «площадь», выбрав
для этой цели такие две фигуры, при
наложении которых друг на друга одна
целиком помещается в другой. «В этом
случае, – сообщает учитель, – в математике
принято говорить, что площадь одной
фигуры больше (меньше) площади другой».
Когда же фигуры при наложении совпадают,
их площади равны, или одинаковы. Этот
вывод ученики могут сделать самостоятельно.
Оказывается, для сравнения площадей,
так же как и для сравнения длин, можно
воспользоваться меркой.
Перед
знакомством школьников с единицей
площади полезно провести практическую
работу, связанную с измерением площади
данной фигуры различными мерками. Модель
1см2
вырезается из плотной бумаги. С помощью
этой модели измеряются площади различных
фигур. В этом
случае учащиеся сами придут к выводу,
что измерить площадь
фигуры – значит узнать, сколько квадратных
сантиметров она
содержит.
Измеряя
площадь фигуры с помощью модели, школьники
убеждаются
в том, что укладывать 1см2
в фигуре неудобно, так как это требует
много времени. Гораздо удобнее использовать
прозрачную
пластинку, на которую нанесена сетка
из квадратных сантиметров.
Она называется палеткой.
Учитель знакомит детей с правилами
пользования ею.
Наложив
палетку на прямоугольник, дети легко
находят его площадь. Для этого они
подсчитывают число квадратных сантиметров
в
одном ряду, потом считают число рядов
и перемножают полученные числа:
После
того как учащиеся убедятся в этом
экспериментально на нескольких
прямоугольниках, учитель может познакомить
их с правилом
вычисления площади прямоугольника:
чтобы вычислить площадь прямоугольника,
нужно знать его длину и ширину и
перемножить эти числа.
Формирование
представлений о величинах и усвоение
отношений
между их единицами тесно связаны с
изучением нумерации чисел.
Так, для усвоения структуры двузначных
чисел можно использовать
модели единиц длины: 1 дм и 1 см (1 дм = 10
см, 1 дес. = 10 ед.).
Для
усвоения структуры трехзначного числа
можно использовать
в качестве моделей 1 м, 1 дм, 1 см. Это
позволит учителю наглядно
интерпретировать отношения между
разрядными единицами,
десятками, сотнями, а детям – лучше
усвоить отношения между
единицами величин.
Соседние файлы в папке Недоленко
Методический подход к формированию понятий
Установление
соответствия между предметными,
вербальными, графическими, схематическими
и символическими моделями. Этот подход
позволяет учесть:
– индивидуальные
особенности ребёнка;
– его жизненный
опыт;
– предметно-действенное
и наглядно-образное мышление
Система учебных заданий
– соблюдает баланс
между:
логикой и интуицией
словом и наглядным
образом
– создает проблемные
ситуации
– целенаправленно
формирует приемы умственной деятельности
Логика построения содержания курса
– тематический
принцип построения
– ориентир на
усвоение системы понятий и общих способов
действий
– повторение ранее
изученных вопросов включено в процесс
усвоения нового программного содержания,
в связи с этим в учебниках нет разделов
«закрепление», «повторение».
– повышает степень
самостоятельности ребёнка при усвоении
новых вопросов предметного содержания
– помогает ему
осознать, какими видами деятельности
он уже овладел, а какими пока нет
– способствует
формированию у учащихся представлений
о взаимосвязи изучаемых вопросов
– оказывает
положительное влияние на познавательную
мотивацию
– готовит учащихся
к принятию новой учебной задачи, которую
ставит учитель, а впоследствии и сами
дети.