ОГЛАВЛЕНИЕ
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Тематическое планирование учебного предмета с определением основ- ных видов учебной деятельности
- Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенно- стей Южного Урала
Характеристика контрольно-измерительных материалов
- Критерии оценивания предметных результатов учебного предмета
- Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение обра- зовательной деятельности
- Календарно-тематическое планирование учебного предмета
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и челове- ка» разработана с целью организации получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения- ми), имеющими заключения психолого-медико-педагогической комиссии, сохранения и совершенствования единого образовательного процесса в соот- ветствии с федеральным государственным образовательным стандартом об- разования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов федерального и регионального уровней, локальных актов МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И
Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И
В 2018–2019 учебном году в МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.
Нормативные документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности
Федеральный закон от 29. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04. 2014 г. № 145-ФЗ и от 06. 2015 г. № 68-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 08. 2015 г. № 576, от 28. 2015 г. № 1529, от 26. 2016 г. №38).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 2013 г. № 1015 (ред. от 28. 2014 г. ) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01. 2013 г. № 30067).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10. 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14. 2015 г. № 38528).
Закон Челябинской области от 29. 2013 № 515-30 (ред. от 28. 2014 г. ) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30. 2013 г. ) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29. 2013 г. № 1543.
Приказа МОиН Челябинской области от 25. 2014 №01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для учащихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год».
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от17. 2016 года № 03-02/5361 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016-2017 учебном году».
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31. 2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28. 2016 г. № 03-02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02. 2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11. 2015 г. № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях».
Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования /В. Кеспиков, М. Солодкова, Е. Тюрина, Д. Ильясов, Ю. Баранова, В. Кузнецов, Н. Скрипова, А. Кисляков, Т. Соловьева, Ф. Зуева, Л. Чипышева, Е. Солодкова, И. Латыпова, Т. Зуева; Министерство образования и науки Челябинской области; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск, ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
- Устава Учреждения. МКС(К)ОУ С(К) ОШ-И – письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Учебный план МКС(К)0У «Специальной ( коррекционной) школы – интерната на 2018- 2019 уч. год.
Цель изучения учебного предмета: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи учебного предмета
- формировать представления об окружающем мире: живой и нежи- вой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
- развивать способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и само- стоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и кли- матических условиях.
Поставленные задачи ориентируют работу учителя в нескольких взаи- мосвязанных направлениях.
Образовательное направление.
Активное и сознательное включение человека в самостоятельную жизнь обеспечивается, в числе прочего, наличием комплекса точных пред- ставлений об объектах и явлениях природного и социального мира (далее: объекты изучения), взаимосвязей между ними. Показателем сформированно- сти таких представлений служит умение ими оперировать.
Учебный предмет «Мир природы и человека» ориентирован на накоп- ление детьми комплекса представлений об объектах и явлениях непосред- ственно окружающих ребенка, и об объектах, обеспечивающих формирова- ние общей, упрощенной, но разносторонней картины современной действи- тельности. Особое внимание в этой работе обращено на формирование прак- тически значимых для ребенка конкретного возраста умений взаимодейство- вать с объектами изучения.
В основе работы в образовательном направлении лежит продолжение начатой в ДОУ работы по формированию и коррекции сенсорной культуры ребенка: накопление им чувственного опыта, уточнение и дифференциация образов восприятия, обобщение и формирование на этой базе представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления яв- ляются базовой формой существования знаний (помимо понятий и сведений), формируемой в начальных классах коррекционной школы.
Сенсорное развитие тесно связано с формированием мышления, вни- мания, памяти, речи. Поэтому достаточный уровень сенсорного развития ре- бенка является необходимой базой для дальнейшего формирования умений выделять учебный объект, произвольно концентрировать и удерживать на нем внимание, соотносить увиденное с воспринятым ранее, анализировать, обобщать, классифицировать и сравнивать объекты.
Систематическая работа в образовательном направлении позволяет формировать любознательность и наблюдательность учащихся – основу бо- лее полного и глубокого ознакомления и понимания окружающей действи- тельности.
Коррекционно-развивающее направление.
Качество произвольного оперирования представлениями связано с со- стоянием устной речи детей. Овладевая речью, ребенок устанавливает связь между словом и образом предмета, слово приобретает для него смысл, появ- ляется возможность пользоваться речью и понимать обращенную речь. В связи с этим особое внимание в программе уделено развитию устной речи детей в следующих направлениях:
- расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ре- бенка соответственно его возрасту (умения знакомиться и представляться (называть свои имя, фамилию и класс); обращаться за помощью и благода- рить за предоставленные услуги; корректно формулировать просьбу или от- каз; описывать необходимый ему предмет и др.);
- накопление тематического словаря в рамках изучаемых естество- ведческих и обществоведческих тем;
- формирование умения составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания;
- обучение участию в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулиро- вать просьбы и инструкции, рассказывать о сделанном, проводить элемен- тарные обобщения).
Накопление определенного комплекса знаний и умений не может яв- ляться конечной целью обучения в коррекционной школе. Важно, чтобы ре- бенок умел ими пользоваться, чтобы при работе в данной образовательной области происходило изменение, совершенствование самого ученика, корре- гировались недостатки его развития, накапливался опыт взаимодействия с окружающим миром, обеспечивалась подготовка к самостоятельной жизни. Для достижения положительных результатов в этом направлении в процессе изучения содержания учебного предмета организуется коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, проводится работа по формированию уверенности в себе и самостоятельность.
Воспитательное направление.
Специфика предмета «Мир природы и человека» позволяет в качестве одного из приоритетных направлений выдвинуть воспитательную работу средствами учебного предмета.
На материале курса проводится систематическое гражданское воспита- ние учащихся. В этой связи дети знакомятся с жизнью своего района, насе- ленного пункта, всей страны. Учатся понимать и использовать в самостоя- тельных высказываниях слова «город», «поселок», «село», «деревня», «насе- ленный пункт», «столица», «страна», «Родина». Знакомятся с Гимном, Фла- гом и Гербом нашей Родины, ее Президентом, по возможности, руководите- лем региона, выдающимися гражданами страны и своего региона. Учащиеся учатся ценить красоту и богатство природы родного края и страны. Знако- мятся с наиболее известными памятниками природы и культуры. Узнают о праздниках: государственных, региональных, семейных, главных религиоз- ных (Рождество), основных обрядах, связанных с памятными датами, тради-
циях празднования. Также дети учатся организовывать свои действия в соот- ветствии с содержанием праздников (Новый год, 9 мая, День рождения и др.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными профессиями. Для этого организуются экскурсии в учреждения и на пред- приятия, проводятся имитационные и деловые игры в школе.
Параллельно с работой в рамках гражданского воспитания реализуются и задачи эстетического воспитания учащихся. При знакомстве с природными и социальными объектами ведется формирование умений видеть (подмечать) удивительное и интересное. Для этого организуются экскурсии в музеи и на природу. Дети знакомятся с художественными произведениями, музыкой, репродукциями картин, народными промыслами. Школьники делают зари- совки, составляют коллекции, проводят конкурсы работ, в процессе которых их внимание обращается не только на правильность, но и на эстетическое оформление работы. Вместе с этим школьников учат замечать красоту и уди- вительность конкретных явлений природы. Знакомят с художественными фотографиями фотографов-натуралистов. Безусловную пользу оказывает во- влечение самих учащихся и их родителей в подобную деятельность в процес- се внеурочной и внеклассной работы по предмету.
При изучении учебного предмета «Мир природы и человека» отдель- ным интегративным направлением работы является формирование элементов экологической грамотности учащихся, таких как:
- элементарные представления об объектах, явлениях окружающе- го мира и взаимосвязях между ними, представления о единстве природного и социального мира;
- простейшие умения организовывать безопасное взаимодействие с окружающим миром;
- осознанное, ценностное, бережное отношение к изучаемым объ- ектам и явлениям природы, жизни людей;
- понимание смысла природоохранительной работы человека и же- лание принимать в ней посильное участие.
Реализация поставленных задач обучения на уроках учебного предмета
«Мир природы и человека» является результатом обучения. Степень полноты реализации задач в отношении каждого ребенка есть его достижения. Поэто- му критерии оценки степени реализации поставленных задач являются кри- териями оценки достижений ребенка. В качестве таких критериев могут быть приняты:
- Владение комплексом представлений об объектах изучения и взаимосвязях между ними.
- Владение практическими умениями взаимодействовать с объек- тами изучения в учебно-бытовых ситуациях.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального госу- дарственного образовательного стандарта для детей с умственной отстало- стью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обу- чения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения данного учебного курса.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
- рекомендована Министерством образования РФ для специальных (коррек- ционных) классов;
- соответствует федеральному компоненту государственного образовательно- го стандарта основного общего образования;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и пре- емственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учи- тывает возрастные особенности учащихся;
- адресована обучающимся, которым рекомендовано обучение по программе федерального государственного стандарта для детей с умственной отстало- стью (интеллектуальными нарушениями).
Процесс обучения детей, которым рекомендовано обучение по про- грамме для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени- ями) носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в исполь- зовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недо- статков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого ма- териала с реальной жизнью.
Отбор материала к уроку для таких детей строится на принципе мини- мального числа вводимых специфических понятий, которые будут использо- ваться.
Учебный материал к уроку будет отбираться таким образом, чтобы объяснение было доступным.
Основной формой обучения является урок. Основные типы уроков:
- Урок освоения новых знаний (имеет целью изучение и первичное за- крепление новых знаний).
- Урок закрепления знаний (имеет целью выработку умений по при- менению знаний).
- Урок комплексного применения знаний (имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях).
- Урок обобщения и систематизации знаний (имеет целью обобщение единичных знаний в систему).
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний (имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками).
Методы обучения: наблюдение, беседа, объяснение, повторение, срав- нение, анализ, работа с учебником, дидактические игры.
Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференциро- ванного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, ин- теллектуальных возможностей учащихся.
Структура программы учебного предмета «Мир природы и человека» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Тематическое планирование ежегодно конкретизируется в календарно- тематическом планировании, утверждаемом директором МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И
Особенности преподавания данного учебного предмета в 3 классе
В классе обучается 5 детей, по решению ПМПК. Состав обучающихся класса не однороден, так как дети поступали в данный класс с разным уров- нем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. У детей разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопро- изношения, мыслительных операций: памяти, внимания, восприятия.
Виду разного уровня подготовки учащихся класса к обучению чтению и их индивидуальных особенностей и возможностей, программный материал по предмету делится на 3 варианта, исходя из зоны ближайшего развития обучающихся. Каждый вариант так же требует индивидуального подхода, так как психофизические особенности обучающихся каждой группы индивиду- альны.
Класс по степени усвоения учебного предмета «Мир природы и чело- века» 1 класса по программе ФГОС для детей с умственной отсталостью (ин- теллектуальными нарушениями) условно можно разделить на 3 группы:
К I группе относятся обучающиеся, которые владеют элементарными представлениями об окружающем мире, понимают явления природы, имеют общее представление и начальный опыт безопасного взаимодействия с объ- ектами и явлениями окружающего мира. У этой группы учащихся формиро- вано связное высказывание, они могут произвести элементарный анализ и синтез информации, делать простые выводы с основой на свой жизненный опыт.
Ко II группе относятся обучающиеся, у которых знания и представле- ния об окружающем мире сформированы частично, фрагментарно. Эти зна- ния носят поверхностный характер, не систематизированы. У этих учащихся сформировано общее представление о безопасном взаимодействии с объек- тами и явлениями окружающего мира, но носят теоретический характер, знают некоторые правила поведения, но не соотносят их с практической дея- тельность, не могут соотнести со своим жизненным опытом. Производят анализ и синтез предлагаемой информации только при направляющей и кор- ректирующей помощи учителя.
К III группе относятся обучающиеся, у которых не сформировано об- щее представление о предметах и явлениях окружающего мира, владеют зна- ниями ограниченными рамками обихода. Эти учащиеся не могут произвести элементарный анализ предлагаемой информации, не соотносят свой жизнен-
ный опыт с безопасным взаимодействием с объектами и явлениями окружа- ющего мира.
Каждой группе обучающихся на уроках по учебному предмету «Мир природы и человека» предлагаются посильные задания и осуществляется направляющая и корректирующая помощь в зависимости от зоны их бли- жайшего развития и актуальных знаний.
Регулятивные учебные действия
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной зада- чей и условиями её реализации с помощью учителя;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, това- рищей, родителей и других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные учебные действия
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуще- ственных признаков с помощью учителя;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явле- ний с помощью учителя;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
- с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные учебные действия
- допускать возможность существования у людей различных точек зре- ния, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, вла- деть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятель- ности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Достаточный уро вень
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя вес- на. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая – холодная вода), почвы (сухая – влажная – замороз- ки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет време- ни года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Растения
Жива я пр ир ода
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место про- израстания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за ком- натными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, озна- комление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зи- мой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зу- бы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни че- ловека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Ги- гиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охра- ны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное озна- комление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрук- ты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Лич- ная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др. ), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина – Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветрива- ние помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика ви- русных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время про- студной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка бе- лья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравле- ния ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по теле- фону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, ин- струментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электриче- ством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб
Тематическое планирование учебного предмета
с определением основных видов учебной деятельности на 3 класс
Содержание учебного предметаВид учебной деятельностиЧасти суток. Называние. Порядок следования. Соотнесение с положе- нием стрелок на циферблате часов. Дни недели. Называние. Порядок следования. Рабочие и выходные дни. Месяца, времена года. Углубление представлений, формируемых во 2 классе через обобщение представле- ний, полученных в ходе наблюдений и опытов, и сведений из рассказов и печатных источников о каждом вре- мени года, изучение последователь- ности месяцев в каждом сезоне, в го- ду. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Личностные: проявляет интерес к окружающей действительности (класс, школа) с помощью взросло- го; слушает инструкцию и выпол- няет элементарные задания с по- мощью взрослого при неоднократ- ном повторении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Регулятивные: слушает инструк- цию учителя, работает с символами и по образцу совместно с учителем; работает с символами по образцу с помощью учителя; выполняет при помощи учителя действия по схе- мам-символам. Познавательные: понимает неко- торые существенные свойства хо- рошо знакомых предметов с помо- щью учителя; понимает знаки, сим- волы схемы, использует предметы- заместители с помощью учителя. Коммуникативные: слушает об- ращенную речь учителя и выполня- ет элементарные инструкции (учи- тель- ученик); слышит обращённую речь взрослого и принимает по- мощь. Личностные: положительное от- ношение к окружающей действи-
Профессии людей на производстве, в сфере обслуживания. Удивительное о профессиях. Любовь к своему делу. Уважение к труду своему и других людей. Ближайшее окружение. Семья. Квар- тира, школа. Учреждения. Торжественные даты. Населенные пункты. Страна. Одежда. Обувь. Мебель. Посуда. Бытовые приборы. Светильники. тельности, готовность к организа- ции взаимодействия с ней и эстети- ческому ее восприятию. Регулятивные: слушает и выпол- няет элементарную инструкцию учителя; выполняет практические действия по образцу учителя; адек- ватно реагирует на конструктивную критику, исправляет указанные ошибки. Познавательные: знает изучаемые объекты неживой природы, их свойства на основе изучения мате- риала и жизненного опыта, делает элементарные выводы по образцу учителя. Коммуникативные: сотрудничает в рамках партнерства по схеме учи- тель-ученик, ученик-ученик; рабо- тает в паре, группе; умеет обра- щаться за помощью и принимать помощь при выполнении задания. Закрепление представления о без- опасном поведении, формируемых в 1-2 классах. Предупреждение заболеваний и травм. Безопасное поведение в природе. Безопасное поведение в обществе. Личностные: понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этиче- ских нормах и правилах поведения в современном обществе. Регулятивные: знает и соблюдает правила работы на уроке в различ- ных формах: работа в парах, инди- видуальная работа, самостоятель- ная работа, коллективная работа, правила поведения на уроке, со- блюдает дисциплину; умеет анали- зировать работу одноклассников на уроке по образцу учителя. Познавательные: знает основные понятия по изучаемым темам, уме- ет отличать предметы живой и не- живой природы, знает их свойства на основе изученного материала, делает элементарные выводы на основе изученного материала и на основе жизненного опыта. Коммуникативные: слушает собе- седника, вступает в диалог и под- держивает его, признает возмож- ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументиро- вать свою позицию.
Человек. Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значе- ние в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Звери. Птицы. Дифференциация до- машних и диких животных. Рыбы. Насекомые. Растения. Грибы. Меро- приятия оп охране природы доступ- ные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, ознакомле- ние с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц и под- готовка к прилету перелетных птиц, ознакомление с работой егеря и лес- ничего, уход за комнатными расте- ниями, бережное отношение к дико- растущим растениям). опасному и бережному поведению в природе и обществе. Регулятивные: осуществляет вза- имный контроль в совместной дея- тельности, адекватно оценивает собственное поведение и поведение одноклассников на уроке. Познавательные: Дифференциро- ванно воспринимает окружающий мир, его временно — простран- ственную организацию; использует в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражаю- щие доступные существенные свя- зи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные: дифференци- рованно использует разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др. ) в коммуникативных ситуациях.
- Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей Южного Урала
- На выполнение национального, регионального и этнокультурного ком- понента отводится 10-15% учебного времени. Региональный подход направ- лен на расширение кругозора, развитие наблюдательности, привитие любви к малой родине, патриотических чувств, на формирование обще-учебных уме- ний и навыков школьников. Формой включения НРиЭК ЮУ является фраг- мент урока (5-10 минут).
Характеристика контрольно-измерительных материалов учебного предмета
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека» не предусмотрены программными требованиями. Уровень усвое- ния программного материала и сформированность базовых учебных дей- ствий по предмету отслеживается во время учебного процесса в течение все- го учебного года и определяется по степени овладения предметными знания- ми (минимальный и достаточный уровни предметных результатов).
2-4 класс
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:
- обнаруживает понимание материала,
- может с помощью учителя обосновать,
- может самостоятельно сформулировать ответ, выполнить практическую ра- боту, привести необходимые примеры;
- допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- даёт ответ, выполняет письменную или практическую работу в целом соответственно требованиям оценки «5»,
- но допускает З неточности, недочета и исправляет их с помощью учителя;
- допускает одну-две негрубые ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но владеет материалом недостаточно полно и последовательно;
- допускает ряд ошибок в речи;
- затрудняется самостоятельно подтвердить рассказ примерами и делает это с помощью учителя;
- нуждается в постоянной помощи учителя Отметка «2» не ставится
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образова- тельной деятельности
Учебник Мир природы и человека. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч. 1/Н. Матвеева, И. Ярочкина, М. Попова и др. – М. : Просвещение. 2017. -64с. Гаврикова М. Коррекционно- развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд. , доп. – М. : Глобус, 2011. Каткова Е. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М. : Интелект – Центр, 2011. Николаекова Е. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М. : «Первое сентября», 2010. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под ред. Петровой. – 2-е изд. , перераб. – М: Просвещение, 2011. Худенко Е. , Останина Е. Практическое пособие по развитию речи. – М. : Руссико, 2007. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М:«Первое сентября», 2013.
Материально-техническое обеспечение
Для отражения количественных показателей в требованиях использует- ся следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз. , кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной напол- няемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчиты- вающих несколько учащихся.
Наименование объектов материально-технического обеспеченияТаблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам естествознания. Географические и исторические настенные карты. Иллюстративный материалы (альбомы, комплекты от- крыток и др. Учебно- практическое и учебно – лабораторное оборудованиеТермометр для измерения температуры воздуха, воды. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержа- ния обучения. Коллекция полезных ископаемых. Игры и игрушкиНаборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по те- мам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. В соответствии с санитарно – гигие- ническими норма- миСтол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических мате- риалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Информационно – коммуникативные средства
1 четверть – 9 часов. Сезонные изменения в природеОсень. Растения осенью. Сезонные изменения в природе нашего краяЗанятия людей осенью. Зима. Растения зимой. Занятия людей зимой. Весна. Растения весной. Раннецветущие растения нашего краяЗанятия людей весной. 2 четверть- 7часов. Лето. Растения летом. Животные нашего краяЗанятия людей летом. Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Воздух. Значение воздуха. 3 четверть-10 часов. Ветер. Направления ветра. Растения. Сравнение растений. Части растений. Плоды и семена. Грибы нашего краяЖивотные. Дикие животные. 4 четверть. -8 часовПерелётные птицы. Зимующие птицы. Птицы нашего краяЧеловек. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. Кровь. Сердце. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.