5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Разбираемся в особенностях дистанционного обучения

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Руководитель Forbes EducationForbes Staff

Дистанционное обучение появилось задолго до эпохи интернета и начало обретать массовость еще в середине XIX века. Тогда главным (и единственным) средством удаленной коммуникации были почтовые отправления: профессора и студенты обменивались учебными материалами и домашними заданиями в письмах. Первая официальная программа дистанционного обучения была зарегистрирована в Бостоне в 1873 году, а в 1911 году австралийский Университет Квинсленда (The University of Queensland) открыл факультет, на котором студенты учились по переписке.

Изобретение радио, а затем телевидения, сделали дистанционное образование более увлекательным и одновременно доступным большему числу людей. В начале 1950-х гг. Университет Хьюстона (The University of Houston) запустил первый в истории образовательный канал KUHT (сегодня он известен под названием HoustonPBS), который транслировал университетские лекции. Многие из учебных курсов стояли в вечерней телепрограмме, чтобы зрители смотрели видеоуроки после работы.

Появление ПК и интернета совершили революцию в дистанционном образовании: оно стало более интерактивным, доступным, персонализированным и динамичным. В 1989 году Университет Феникса (The University of Phoenix) запустил первые в истории университетские онлайн-программы бакалавриата и магистратуры. А в начале 1990-х годов руководитель сети американских кабельных телеканалов Гленн Джонс открыл первый в мире университет, обучающий только через интернет. Jones International University (JIU), в отличие от классических вузов, был коммерческим предприятием и специализировался на бизнес-образовании, а также педагогике. В 1999 году Университет Джонса получил официальную аккредитацию в США, чем спровоцировал настоящий скандал: по мнению американского академического сообщества, JIU не мог считаться полноценным университетом.

За прошедшие с тех пор два десятилетия онлайн-образование стало привычным для многих из нас: 98% университетов предлагают дистанционные программы, а совокупное число пользователей глобальных онлайн-курсов уже достигло 180 миллионов человек. Благодаря появлению новых технологий, опыт обучения в дистанте становится все богаче и разнообразнее. Тем не менее, онлайн по-прежнему вызывает много споров. Может ли обучение через интернет сравниться с классическим, особенно если речь идет о «серьезном» образовании – бакалавриате, магистратуре или программах МВА?

Мнимое противостояние: online или offline?

По мнению директора по развитию российской онлайн-платформы Skillbox Евгении Герман, разница между онлайн и офлайн не так велика, как принято об этом говорить: и то и другое – образование, а онлайн – всего лишь средство доставки контента. При выборе образовательного продукта в первую очередь важна не форма, а суть – каких целей вы достигнете, к чему вам поможет прийти это обучение.

Безусловно, учеба онлайн отличается от классической. Однако сложно говорить о том, что какой-либо из форматов лучше другого. То, что для одного студента станет достоинством, для другого может оказаться недостатком. Чтобы ответить на вопрос, стоит ли получать диплом онлайн, важно взвесить все «за» и «против» и сопоставить их со своими ожиданиями и целями.

Онлайн-формат дает колоссальную свободу выбора. Вы можете учиться из любой точки земного шара и выбирать университет или бизнес-школу не по географическому, а по качественному признаку: знаменитые Гарвард, Стэнфорд и другие ведущие учебные заведения мира, равно как и лучшие российские вузы, становятся намного ближе и доступнее.

Известный хэдхантер Алена Владимирская считает, что главное преимущество любой профессионально ориентированной онлайн-программы – низкая цена и доступность. Это знания, которые можно получить быстро, дешево и тогда, когда вам это нужно. Это большая и важная история.

Обратная сторона обучения «из дома» – отсутствие погружения в университетскую среду и, как следствие, менее насыщенный опыт студенческой жизни. Как известно, образование – это намного больше, чем диплом или набор академических знаний. Это еще и новые знакомства, общение за пределами занятий, а в случае с обучением за рубежом – захватывающий, обогащающий опыт жизни в другой стране.

СEO глобальной образовательной платформы Coursera Джефф Маджионкальда разъясняет: люди, которые учатся в магистратуре старше, у них часто есть семьи и работа. Для них цена классического образования возрастает: нужно бросить работу, поехать на кампус. Онлайн-программы для них – оптимальное решение. Студенты бакалавриата обычно не работают, им не нужно жертвовать чем-либо ради образования. К тому же, для них важна университетская жизнь – развлечения, новые друзья, возможность встретить будущего партнера. Социальная составляющая для бакалавриата намного более значима, чем для магистратуры.

Онлайн дает возможность учиться на протяжении всей жизни, совмещая обучение с работой и семьей. Большую часть программы вы можете осваивать в удобном ритме по собственному расписанию, не нужно тратить время на дорогу. Классические очные программы не могут предложить такой гибкости: ради диплома вам придется сделать как минимум годовой перерыв в трудовой деятельности, а подобные «простои» далеко не всегда идут на пользу карьере.

«Мы не заставляем студентов подстраиваться ежедневно под какое-то расписание. Большую часть уроков, лекций можно смотреть в удобное время. Онлайн-обучение позволяет сделать образование доступнее: студент из любой точки мира имеет возможность получать качественное и актуальное образование без необходимости переезжать и тратить дополнительные ресурсы на проживание в другом городе», –объясняет Евгения Герман.

Дистанционное обучение требует серьезной самодисциплины и самоорганизации. Если в традиционном формате вам ставят жесткие временные рамки, за вас планируют расписание, то в дистанте контроль времени, мотивация и определение промежуточных целей ложится на плечи самого студента. Такой формат подходит тем, кто сильно мотивирован на приобретение новых знаний, и малоэффективен для студентов, главным приоритетом которых является формальное получение диплома или нетворкинг.

Также важно понимать, что не всем людям комфортно учиться онлайн. Для некоторых студентов отсутствие ежедневного личного общения с преподавателями и однокурсниками может приводить к выгоранию и потере мотивации.

Многие студенты онлайн-программ выбирают дистанционный формат, чтобы не тормозить развитие своей уже состоявшейся карьеры. В результате, вашими однокурсниками могут оказаться люди, добившиеся успеха и высоких позиций в своей сфере. Кроме того, если речь идет о международных программах, вы познакомитесь с представителями самых разных стран и культур и, как следствие, услышите больше нестандартных точек зрения, почерпнете свежие идеи и разовьете навык межкультурной коммуникации.

Как считает Алена Савицкая, дистанционные программы отличаются намного более разнообразным студенческим составом с точки зрения географии, таким образом способствуя большей глубине и богатству дискуссий на занятиях, межкультурному погружению.

А Меган Шаплей, академический декан кампуса Geneva Business School в Барселоне, подчеркивает: «Все студенты нашей программы IEMBA – действующие руководители компаний. Очевидно, что у них чрезвычайно плотный рабочий график, который может часто меняться. Для них онлайн-программа – самый практичный вариант, поскольку позволяет находить время на обучение. Еще одно огромное преимущество – международный состав студентов, для которых обучение за рубежом не было бы возможно в очном формате из-за необходимости сочетать его с выполнением роли в компании».

Нетворкинг в бизнес-школах

Согласно исследованиям, симпатия и взаимное доверие возникают между людьми легче и быстрее, если они взаимодействуют офлайн. Несмотря на то, что за период пандемии мы привыкли к общению через экран монитора, и оказалось, что поддерживать контакт можно и дистанционно, новые знакомства по-прежнему проще заводить при очной встрече. Стремясь компенсировать возможные сложности с онлайн-нетворкингом, многие бизнес-школы предлагают комбинированное обучение: большая часть программы проводится онлайн, а несколько модулей – очно, что дает возможность студентам и преподавателям встретиться лично.

Алена Владимирская объясняет, что МВА – это не только про знания (знания вы можете получить из книг, из бесплатных онлайн-лекций, из Youtube). Главный плюс МВА –нетворк: возможность знакомиться с преподавателями и с такими же равными, как вы. Это всегда давало очень хорошие карьерные возможности: рядом учатся люди, которые видят вас в группе, они приглашают вас на позиции в своих компаниях; вас видит профессура, вас рекомендуют. Кроме того, существует огромное alumni-сообщество, которое старается брать «своих». Выпускники Стэнфорда берут выпускников Стэнфорда, выпускники Чикаго – выпускников Чикаго. В сообществах выпускников всегда были редкие вакансии, которые не появлялись больше нигде, там люди вместе делали бизнес, забирали друг друга на работу, легко поднимали инвестиции. Но это история про доверие. Она существует только тогда, когда люди видят друг друга, а в онлайне практически не работает. Тем не менее, онлайн-МВА – это легкодоступные знания, возможность их актуализировать и для многих людей прекрасная тренировка английского языка, который тоже очень помогает в карьере.

Позицию Алены Владимирской поддерживает и Меган Шаплей: учась онлайн, студенты получают возможность завязать знакомства с одноклассниками со всех концов земного шара. Программа позволяет наладить связи во время работы над совместными проектами и на еженедельных онлайн-встречах факультета. Онлайн открывает массу возможностей для международных студентов, но в то же время это слабая замена живому человеческому общению. Отношения людей в основе своей социальны и требуют взаимодействия лицом к лицу. «Поэтому мы поощряем наших студентов IEMBA участвовать в Leadership Development weeks – коротких учебных блоках, которые проводятся очно дважды за семестр» – заключает Меган.

По статистике, если говорить об объеме усваиваемых за единицу времени знаний, эффективность онлайн-обучения превосходит классическое. Это объясняется более активным и осознанным вовлечением в процесс. В онлайне вы можете учиться в своем ритме: возвращаться к темам, которые вызвали сложности, не задерживаться на материале, который и так понятен. Традиционное обучение, напротив, предполагает, что вам придется подстраиваться под темп других участников – как однокурсников, так и преподавателей. Алена Савицкая подчеркивает, что никогда прежде у нас не было такой возможности стать активными участниками учебного процесса. На традиционных уроках всё строилось на пассивном получении информации и коротких ответах на вопросы, а активное вовлечение студента ограничивалось 2-3 минутами за занятие. Современные технологии дали инструменты для организации обучения, позволяющие сделать каждого студента активным участником, а не пассивным слушателем.

Самый лучший способ развиваться: понять, что работает, что нет, и что нужно изменить в будущем, – считает Меган Шаплей, – качественный фидбек абсолютно необходим каждому студенту, это движущая сила изменений. И, как вам скажет любой преподаватель, фидбек не может сводиться только к цифрам. Имеют значение вовлеченность, отношение, заинтересованность и многие другие качественные характеристики, которые мы проживаем в реальной жизни. Сбор ценного фидбека онлайн не всегда прост и конструктивен – это один из вызовов онлайн-обучения.

Действительно, дистант дает инструменты для измерения вовлеченности и успехов каждого студента: можно узнать, сколько времени вы провели на платформе, с какой попытки справились с заданиями в тесте, насколько регулярно занимаетесь. Эти данные помогают вам увидеть прогресс, а преподавателю быстро оценить, насколько хорошо вы усвоили материал. В то же время, многие вещи сложно измерить цифрами, они требуют личного общения. В случае с онлайн-обучением преподавателю зачастую требуется больше усилий, чтобы по-настоящему узнать каждого ученика и дать персональный фидбек.

Каким бы выдающимся ни был преподаватель в традиционном классе, он не сможет отследить насколько равные возможности для участия получает каждый из учеников, – поясняет Алена Савицкая. Более того, проблема равнозначного вовлечения каждого студента более сложна: по данным исследований, на занятиях по изучению технических дисциплин мнение студенток спрашивают реже, чем мнение учащихся мужского пола. А технологии непредвзяты, они помогают исключить подобное неравенство.

Современному человеку очень непросто выбрать программу образования – слишком много различных факторов необходимо учесть, чтобы не ошибиться. И дистанционное обучение, с одной стороны, облегчает задачу, снимая вопросы границ, расписания и перерыва в карьере, но с другой – только добавляет сложностей, ведь необходимо решить, достаточно ли у вас мотивации и самодисциплины, умеете ли воспринимать информацию и получать знания через монитор, так уж необходимо личное общение с сокурсниками и профессорами, насколько качественно будет отслеживаться прогресс и т.

Выбор, как говорится, за вами. Но помните: «Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога» (Э. Ремарк).

Картина первая. Примиряющая

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

1946 г. , школа по переписке. Почтальон доставил упражнения.

Примем за исходное положение, что «онлайн» и «дистанционное» образование по сути означают одно и то же, либо различаются непринципиальным образом.

В этом случае мы получаем картину, характерную для большинства исследований на эту тему: центральное место на смысловом полотне отводится сумбуру и сумятице.

В итоге мы увидим, что онлайн-образование крайне неоднородно. Сюда придётся отнести множество форматов образовательной активности, которые порой противоречат друг другу и по сути, и по конечному результату. Вот они:

  • Факультет дистанционного обучения при вузе (отдельный курс, преподаваемый дистанционно): совмещение различных вариантов образовательной онлайн- и оффлайн-активности. Лекции в режиме онлайн либо видеозаписи лекций, обмен файлами, текстами, общение по электронной почте, скайп-консультации и прочее…
  • Онлайн-школы: работа учителя с учеником ведется в режиме реального времени, живое взаимодействие, единственное отличие которого от традиционных форм коммуникации — наличие бесперебойного доступа к сети Интернет.

Отдельно можно выделить:

  • Коллективный формат занятий: вебинары, на которых может одновременно присутствовать почти неограниченное количество участников, либо использование собственных площадок компаний;
  • Индивидуальные уроки (как правило, обучение с онлайн-репетитором);
  • Использование элементов онлайн-обучения в «живом» взаимодействии: например, лекция, которая читается в университете и параллельно транслируется по скайпу тем студентам, которые физически не присутствуют в аудитории. В данном случае речь идёт об использовании информационных образовательных технологий в рамках традиционного классно-аудиторного формата занятий.

Можно ли объединить перечисленные выше форматы обучения в одну образовательную модель? Если мы ответим на этот вопрос утвердительно, то получим пазл, детали которого никогда не сойдутся в одну цельную картину.

Картина вторая. Проблемная

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

1946 г. , школа по переписке. Дети наконец получили долгожданную бандероль.

А если попробовать оттолкнуться не от образовательных возможностей — коммерческих и находящихся в свободном доступе, — а попытаться проблематизировать?

Когда мы говорим об онлайн-образовании, что мы имеем в виду? Не является ли это зачастую спором немого с глухим, когда каждый понимает по-своему, но отчаянно пытается доказать свою правоту?

Сегодня к этой проблеме мы относим множество вопросов:

  • Тотальная информатизация образовательного и жизненного пространства. Здесь смысловые акценты могут смещаться кардинальным образом: от философского позитивизма к голливудскому постмодернизму;
  • Влияние информационных технологий на интеллектуальные способности молодого поколения. Тема, которая никогда не утратит актуальность и всегда будет звучать под лозунгом «Мы такими не были!». Так, из спора ретрограда с электроником мы узнаем, что современные дети не умеют писать, не знают дату Бородинского сражения, не мыслят себя без гаджетов и в целом тотально дебильны и инфантильны. Тема (лже)деградации молодого поколения сегодня неизменно пересекается с проблемой информационной зависимости либо, правильнее сказать, гаджетомании и девайсофилии;
  • Реформирование системы образования. Продвинутые мира сего то и дело призывают отринуть пережитки «совка» и бодрым шагом вступить в эпоху технотронного education;
  • Образование как бизнес. Информатизация как глобальное явление позволяет огромному количеству компаний делать большие деньги на инновациях в сфере образования. Чего сегодня только нет! Мы готовимся к ЕГЭ, играя; учим иностранный язык, проходя виртуальные квесты; в сети мы самоопредлеяемся, профориентируемся и занимаемся ещё тысячей дел, крайне полезных для становления личности.

Многообразие тем порождает и многообразие мифов. И если само по себе мифологическое мышление присуще каждому из нас, по крайней мере, на уровне бытовой самоидентификации, то процессы замыливания смыслов и подмены понятий уже грозят всем нам окончательным погружением в мир, сплошь состоящий из предикатов, не имеющих субъектов.

Картина третья. Разлучная

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

1946 г. , школа по переписке. Учительница кройки и шитья заворачивает заготовки в конверты для пересылки.

Поскольку найти единое, непротиворечивое и, главное, верифицируемое доказательство близкого родства интересующих нас понятий не получается, давайте изыщем те особенности, которые принципиально их друг от друга отличают.

По содержанию

Научение как процесс, знание как результат. Пожалуй, за скобки вынесем вопрос о том, насколько это знание должно быть фундаментальным либо узкоспециальным.

Неважно, как мы обзовём тот или иной формат обучения, конечной целью его должен быть прирост знания, навыков и компетенций. И вряд ли «онлайн» или «оффлайн» могут негативным образом на этот процесс повлиять, при условии, что выбор сделан осознанно, а усилий приложено достаточно.

По субъектам

Модель коммуникации, характерную для дистанционного образования, можно схематизировать таким образом:

Человек — посредник — человек

Крайне важно в данном случае понимание того, что посредником могут являться не только информационные технологии!

Можно ли будет назвать дистанционным обучением обмен учебными материалами, заданиями, тестами, литературой не посредством сети Интернет, а по почте (не электронной)? Конечно, можно. В XVIII веке такая модель получила название «корреспондентское обучение». Коммуникация между адресантом и адресатом в подобном случае протекает по определенным каналам, не предполагающим личного контакта (визуального, аудиального, тактильного), однако эта коммуникация «завязана» на межличностной связи, на субъектности.

Конечно, стоит признать, что в современном мире информационные технологии стали необходимым атрибутом или инструментом дистанционного образования. Собственно, популярность дистанционного образования обусловлена его доступностью, которая в свою очередь обусловлена именно этим информационным фактором. Однако, по сути, а не только по факту, дистанционное обучение — это специфическое взаимодействие (как правило, сложное, состоящее из целого комплекса активностей, различных по формату и содержанию) как минимум двух человек при участии некоего посредника.

Онлайн-образование замыкается на другой цепочке:

Человек — сеть — ?

«Онлайн» — это всегда указатель формата, его маркер. «Онлайн» указывает на способ связи, который не может существенным образом влиять на содержание (лишь в том случае, если этот способ связи используется для передачи информации, которая требует, например, тактильного контакта).

«Онлайн» — это связь не человека с человеком, а человека (пользователя) с компьютером (девайсом), подключенным к сети. Это нахождение человека и техники в режиме взаимодействия «здесь и сейчас».

Обучение онлайн — это обучение, опосредованное соединением. Оно становится возможным только благодаря актуальному подключению к глобальной или локальной сети.

В итоге мы получаем достаточно простое, но важное различие: «онлайн» — указатель канала и (виртуального) контекста коммуникации, которая может осуществляться как между различными субъектами, так и в рамках субъект-объектного взаимодействия (если речь идет о ситуации, когда человек проходит какой-то тест, смотрит обучающий видеоролик или играет в обучающую игру).

«Дистанционно» — имеет отношение к каналу, контексту, цели и обязательно требует субъектов взаимодействия. Дистанционное обучение — человекоразмерная категория, которая указывает на то, что общение протекает без посредственного физического контакта. Содержательно же это полноценный образовательный процесс.

Об отношении

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

1946 г. , школа по переписке. Сельские дети заняты выполнением домашнего задания.

Когда мы говорим о том, что система образования должна стать более гибкой, подстроиться под запросы современной цивилизации и активнее вести работу по внедрению информационных технологий в учебную практику, мы большей частью имеем в виду «онлайнизацию» образовательного пространства. Технологии в данном случае выступают в качестве инструментов, которые призваны помочь сделать обучение более эффективным, комфортным и привлекательным.

Дистанционное образование — это совершенно самостоятельная форма получения знаний, которая сочетает в себе различные элементы онлайн- и оффлайн-активности. Его нельзя рассматривать в качестве вспомогательного инструмента, оно давно заслуживает того, чтобы считаться равнозначной альтернативой традиционным «живым» формам обучения.

Зачем нужно проводить это различие? Что оно даёт?

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

1946 г. Учителя-энтузиасты работают над учебными программами для сельских детей.

С появлением Интернета у человека появилось гораздо больше возможностей для самореализации. На сегодняшний день выбор настолько велик, что гораздо проще запутаться, чем получить реальный результат. Кроме того, в последние годы наблюдается своеобразный парадокс:

Мы всё активнее используем Интернет для работы и развлечений, но при этом продолжаем считать, что образование, полученное в сети (или благодаря сети), не может конкурировать с дипломом, полученным в студенческой аудитории.

Наши страхи, сомнения, замешательство и нежелание экспериментировать часто обусловлены непониманием разницы между дистанционным образованием (часто итог которого — диплом либо сертификат престижного учебного заведения) и онлайн-обучением, которое, как правило, связано с самообразованием, попыткой «подтянуть» предмет, разнообразить унылые учебные будни или поэкспериментировать с форматом. И если большинство старейших университетов Европы сегодня имеет факультеты дистанционного обучения, которые ценятся ничуть не меньше традиционных очных программ подготовки, на постсоветском пространстве сохраняется некий снобизм по отношению к тем, кто делает выбор в пользу мобильности, комфорта и доступности.

Понимание этимологической разницы, о которой мы говорили выше, также необходимо для того, чтобы определить, какие элементы онлайн-обучения либо дистанционного обучения мы хотим массово внедрять в систему образования, а с чем, быть может, стоит бороться.

Подобные дискуссии важно структурировать, договорившись о понятиях и определив границы проблемного поля. В обратном же случае возникает ситуация, когда мы начинаем рассуждать о негативном влиянии компьютерной зависимости на молодое поколение, а в итоге делаем вывод о неэффективности и даже небезопасности для ребенка, например, занятий с репетитором через Интернет.

Если мы не научимся понимать специфику современных образовательных форматов, мы не сможем использовать их максимально эффективно. Мы будем действовать по принуждению, «по накатанной», либо выхватывать в общем потоке возможностей те, которые сами свалятся нам на голову.

Будем продолжать гордиться тремя высшими образованиями, полученными ради корочки, будем ограничивать свою жизнь привычными вещами, делами, событиями, полагая, что кульминация информационной эпохи — это седьмой айфон.

Будем надеяться, что такой разговор о понятиях — лишь первый в ряду подобных. Прежде чем что-то внедрять или запрещать, необходимо разобраться, с чем мы вообще имеем дело и имеем ли мы в виду одно и то же.

11 мая 2016, 17:00

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Дистанционное обучение

Посещение вуза. В процессе всего обучения студенты учатся удаленно, им не нужно ходить на  занятия в университет. Чтобы поступить в учебное заведение, необязательно приезжать в деканат, документы можно прислать с помощью курьерской доставки. Диплом об окончании вуза вам также могут прислать по почте.

Организация обучения. Ученики должны освоить такой же объем знаний, как и в очном формате. Для учащихся проводятся пары практически ежедневно в Zoom или Skype, им необходимо выполнять домашнее задание и участвовать в семинарах.

Сессия. Студенты сдают экзамены по пройденным предметам в том же режиме, что и очники. Разница лишь в том, что сдача экзаменов проходит в Zoom или Skype с включенной камерой.

Общение с преподавателями. Ученики регулярно встречаются на лекциях с преподавателями и могут напрямую задавать свои вопросы.

Стоимость обучения. Как правило, дистанционное обучение стоит дороже заочного, так как для обучающихся проводится больше занятий и используется специальная образовательная онлайн-площадка.

Заочное обучение

Посещение вуза. Необходимо обязательно приезжать в вуз раз в полгода для прослушивания лекций и сдачи сессии.

Организация обучения. Студенты большую часть времени учатся самостоятельно. Перед сессией для заочников проводятся пары на протяжении 2-3 недель, на которых они проходят основные темы.

Сессия. Заочники сдают сессию каждые полгода, экзамены принимаются непосредственно в университете.

Общение с преподавателями. Студенты могут задать вопросы только на консультациях или во время лекций. В остальное время искать ответы придется самому.

Стоимость обучения. Заочная форма обучения стоит дешевле, чем другие формы.

Дистанционное обучение похоже на очную форму: студенты осваивают новый материал на протяжении семестра и выполняют задания, идет непрерывный учебный процесс. Но удаленная учеба отличается тем, что поступить и учиться в университете могут люди из разных точек мира, совмещая работу и занятия. При заочной форме обучения студенты активно учатся в период сессии, должны посещать пары и сдавать экзамены непосредственно в университете. В остальное время учащиеся осваивают материал в удобном режиме.

Если вы готовитесь поступить в университет или уже стали студентом, то рекомендуем вам принять участие в студенческой олимпиаде «Я — профессионал», в которой вы сможете получить льготы при поступлении в учебное заведение, возможность пройти стажировку в крупной российской компании или выиграть денежный приз. Посмотрите историю успеха Тимура Маннанова, призера олимпиады, он получил бронзовую медаль по направлению «Физическая химия и катализ», а также прошел обучение в зимней школе в Новосибирске у лучших экспертов.

//disshelp. ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/Nauchnye-stati-2020_-novshestva-trebovaniya-usloviya-i-pr. -1-1536×1090. jpg 1536w” sizes=”(max-width

Дистанционное обучение – уникальная возможность для учащихся осваивать профессиональный горизонт в максимально комфортных условиях: где и когда им угодно. Данная привилегия появилась благодаря развитию интернет-технологий, средств коммуникаций, техники, НТП.

В России эта образовательная ветвь появилась сравнительно недавно, но уже с 2020 года из-за жесткой необходимости (ухудшения эпидемиологической обстановки) была внедрена на всех ступенях обучения: от школьной скамьи до ВУЗов. Сегодня мы ответим на самые распространенные вопросы, затрагивающие данную область.

Вопрос №2. Как строится образовательный процесс?

Учащийся выходит на связь с педагогом согласно расписанию или по договоренности с ним посредством использования Интернет-связи. Обучение возможно как онлайн, то есть когда педагог фактически присутствует на занятиях, разъясняет тему, задает вопросы, общается с подопечным, так и оффлайн – без живого общения с выдачей соответствующих заданий, установления сроков их сдачи, записей уроков (видеоматериалов) и пр.

Вопрос №3. Какие виды занятий задействованы?

В целом дистанционная система обучения ничем не отличается от традиционной, за исключением условий ее реализации и возможностей учащихся, педагогов и пр.

Школьники по-прежнему разбирают темы с преподавателем, получают домашнее задание. Живого и близкого контакта между ними нет, все проходит на расстоянии. Все задания и материалы они сдают в электронном виде, путем отправления материалов по мессенджерам, электронной почте, через личный кабинет учащегося в образовательном заведении, на специальной площадке и пр. Аналогично действуют и студенты.

Вопрос №4. Какова продолжительность дистанционного обучения в школах. СУЗах и ВУЗах?

Для данной формы обучения разрабатывается отдельный учебный план с учетом занятий с педагогом и часов для самостоятельного изучения материалов. В школах данная форма обучения действует в привычном режиме: дети учатся по модулям или четвертям, триместрам, присутствуют каникулы и пр.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Программа дистанционного обучения

Студенты также не ощущают кардинальных изменений, но при этом доминирующая часть тем подлежит самостоятельному изучению. Они также прослушивают лекции онлайн или оффлайн, отвечают на семинарах, выполняют письменные проекты, лабораторные работы (по возможности), рефераты и доклады, контрольные работы и пр. Единственное – проходить практику дистанционно невозможно.

Вопрос №6. Интернет должен быть всегда?

С 2020 года российские Вузы стали принимать документы от абитуриентов дистанционно. Теперь направить все необходимые файлы поступающий может через личный кабинет на портале Госуслуг, на сайте образовательного заведения, через специализированные площадки (например, ПоступиОнлайн) и пр.

Единственным случаем, когда потребуется личный визит в непосредственно ВУЗ – это предоставление оригиналов документов для непосредственного зачисления. Но даже это шаг можно выполнить дистанционно, направив пакет документов через курьера, транспортную компанию Почту России.

Вопрос №9. Какой диплом получит выпускник?

Если Вы обучаетесь в государственном и аккредитованном ВУЗе, то Вы получите диплом государственного образца. Если ваше направление не было аккредитовано, то ВУЗ подготовит диплом об образовании на фирменном бланке (частный вариант).

Не беспокойтесь, сам документ об образовании будет выслан в традиционной форме (корочка и вкладыш) по почте на указанный Вами адрес.

Вопрос №10. Какие качества необходимы индивиду, чтобы успешно обучаться дистанционно?

Дистанционная основа предполагает использование современных гаджетов и специальных программ. Поэтому учащемуся, как минимум потребуется владение компьютером, телефоном или планшетом на уровне уверенного пользователя, знание специальных программ (скайп, зум): как их запустить, выйти на связь с педагогом, как подключиться к Интернету и пр.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Как стать успешным студентом при дистанционной форме обучения?

Студентам пригодятся также текстовые редакторы (ворд, эксель и пр. ), специальные программы по их профилю (например, языки программирования для программистов и т.

Дистанционное обучение изначально было предназначено для уже самостоятельных личностей, обладающих следующими качествами: самодисциплина, планирование, ответственность. Именно от их применения будет зависеть успех в обучении и карьере, развитии профессионала.

Школьников нередко приходится контролировать, а студенты – «народ самостоятельный», но не всегда дисциплинированный. Чаще всего эксперты рекомендуют дистанционно осваивать профиль уже практикующим специалистам: для расширения собственных возможностей, продвижения по карьерной лестнице и пр.

Вопрос №11. Выгодно ли дистанционное обучение?

В начале развития новой формы подготовки учащихся работодатели, преподаватели и иные эксперты относились к ней скептически, с опаской. Сегодня она является одной из самых актуальных и востребованных, не вызывает глобальных сомнений в качестве, так как давно известно: что качество образования зависит на 70-80% от усилий и стремления студента.

Дистанционное обучение выгодно в финансовом плане. Оно обходится в 1,5-3 раза дешевле очного и заочного. Но работодатели (около 15-20%) продолжают сомнительно относиться к этой форме, отмечая отсутствие практических навыков у выпускников.

Вопрос №12. В каких образовательных заведениях возможно дистанционное обучение?

Данная форма обучения практикуется практически повсеместно. Единственным исключением являются детские сады и ясли. На сегодняшний день даже школьники по заявлению родителей могут спокойно перейти на новый формат.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Где применима дистанционная форма обучения?

О переходе на дистанционное обучение студентов очных и заочных отделений принимает решение администрация СУЗа или Вуза, руководствуясь указаниями Рособрнадзора, Минобразония, Минздравоохранения и пр.

Дистанционная профессиональная подготовка действует практически во всех СУЗах и Вузах в виде отдельной ветви, на которую можно подать документы. Практикуется она исключительно на коммерческой основе.

Вопрос №13. Возможно ли перевестись с дистанционной формы на очную или заочную и обратно?

Обучение дистанционно производится согласно определенным регламентам, действующим в Вузе и на государственном уровне. Сегодня этот формат является общепризнанным отдельным отделением (направлением) в образовательных заведениях профессионального образования.

Студенты имеют право переводиться как внутри конкретного Вуза, так и иные учреждения, предварительно уточнив наличие соответствующей специализации и свободных мест, возможность перевода, перечень необходимы документов, академическую разницу и пр.

Вопрос №14. За что отчисляют с дистанционки?

Да-да, отчисление в данном случае также возможно и практикуется. В начале занятий преподаватели отмечают в журнале присутствующих, поручают выполнение конкретных заданий и пр. Каждый учащийся обязан соблюдать правила ВУЗа. Никто их не отменял.

Причины для отчисления с дистанционной формы обучения стандартны: неуспеваемость, прогулы, невыход из академического отпуска и пр.

Это один из самых спорных вопросов на сегодняшний день. Все зависит от иммунитета, нагрузки на ученика, его способностей и возможностей, подготовки и пр.

В последнее время родители стали чаще жаловаться на ухудшение зрения у детей. В целом, использование техники и Интернета в течение длительного времени может оказывать негативное воздействие на учащегося, вызывая ухудшение остроты зрения, сужение сосудов глазного дна, вызывая переутомление, головные боли, напряженность и пр.

Также дистанционное обучение может оказывать сильное воздействие на опорно-двигательный аппарат, позвоночник. Учащемуся приходится длительное время находиться, сидя за гаджетом или компьютером, не делая физических упражнений, движений и пр. Поэтому важно грамотно планировать учебный день, подключая правильное питание, прогулки на свежем воздухе, тренировки (физическую активность) и пр.

Дистанционное обучение против онлайн обучения

Поскольку дистанционное обучение и онлайн-обучение связаны друг с другом, люди привыкли путать эти два термина, но между дистанционным обучением и онлайн-обучением существует определенная разница. Термин дистанционное обучение подчеркивает различие географического присутствия учащегося из учебного заведения в процессе обучения, тогда как онлайн-обучение подчеркивает метод обучения, основанный на Интернете. Онлайн-обучение используется в качестве способа предоставления содержания курса для студентов, которые посещают курсы дистанционного обучения. С другой стороны, дистанционное обучение всегда требует участия двух сторон: учебного заведения и студентов. Однако, когда рассматривается термин «онлайн-обучение», его также можно интерпретировать даже в соответствии с самостоятельным обучением человека, который просто использует источники, доступные в Интернете, для получения знаний о его / ее интересах. Например, любой может воспользоваться бесплатными учебными пособиями, доступными в Интернете, чтобы узнать о некоторых графических инструментах / программном обеспечении.

В чем разница между дистанционным обучением и онлайн-обучением?

В целом, онлайн-обучение, которое является методом обучения, основанным на Интернете, широко используется для целей дистанционного обучения. Также термин «онлайн-обучение» может означать самостоятельное обучение человека с использованием бесплатных онлайн-образовательных ресурсов.

• В любом из этих случаев как дистанционное обучение, так и онлайн-обучение ориентированы на отдельного человека, а не на группу учащихся. • Кроме того, оба повышают самостоятельность учащихся в процессе обучения и являются гибкими с точки зрения времени. • Тем не менее, важно помнить, что курсы дистанционного обучения используют много других режимов, таких как коммуникационные технологии, для доставки содержания курса. • Большинство работающих заочных студентов предпочитают онлайн-обучение в качестве режима обучения из-за легкого доступа к гибкости интернета с точки зрения времени в настоящее время.

//disshelp. ru/blog/wp-content/uploads/2020/02/Otlichiya-onlajn-obucheniya-ot-distantsionnogo-obrazovaniya. jpg” alt=”Отличия онлайн-обучения от дистанционного образования” width=”1747″ height=”1240″ srcset=”https

Современные достижения науки и техники открыли для человечества массу возможностей. Сегодня люди могут получать образование, зарабатывать деньги в удобных и комфортных условиях: дома, в кафе и пр. Достаточно иметь под рукой гаджет (ноутбук планшет, телефон и пр. ) и выход в Интернет.

Чтобы стать высококвалифицированные и дипломированным специалистом, не обязательно «протирать штаны» в ВУЗе.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Получать образование можно дистанционно или с помощью онлайн-обучения. Дистанционное образование и онлайн-обучение: это одно и то же или совершенно разные вещи? Давайте разберемся в этих понятиях прямо сейчас.

Сходства дистанционного образования и онлайн-обучения

Онлайн-обучение, являясь частью дистанционного образования, имеет ряд схожих черт с ним:

  • Студент следует учебному плану (индивидуальному ил групповому плану обучения), выполняет курсовые и контрольные работы, проходит тесты, пишет доклады и рефераты, отвечает на онлайн-занятиях и пр.
  • Скорость освоения предметов будет индивидуальной, так как студенты учатся в свободное от работы или иных дел время;
  • Удобство и доступность: все учебные материалы находятся в открытом для студентов доступе. Изучать дисциплины учащиеся могут в удобном для них месте, в удобное время (хоть днем, хоть ночью);
  • Студенты также сдают зачеты и экзамены, проходят аттестации, выполняют отчеты и курсовые работы и пр. Данные мероприятия призваны оценить уровень усвоения материала, определить их знания и навыки.

Если у Вас возникают сложности при обучении независимо от выбранной формы», то команда ОЦ Дисхелп готова помочь в их решении. Наши специалисты решат любые задачи, выполняют любую студенческую работу, проконсультируют. Помогут подготовиться к экзаменам и зачетам. Достаточно лишь обратиться в офис ОЦ Дисхепл заполнить электронный бланк заказа на сайте. Высокое качество услуг и индивидуальный подход гарантированы каждому заказчику. Убедитесь в этом лично!

Заочное образование

Обучение на заочной основе занимает больше времени, чем на очном, но это не помеха для желающих освоить новую профессию или усовершенствовать свои знания и навыки.

Заочное образование имеет ряд особенностей по сравнению с иными формами:

  • Студенты поучают вопросы для самостоятельного изучения и темы курсовых, задания для контрольных, лабораторных и иных работ заранее, изучая их между сессиями;
  • В среднем экзаменационная сессия занимает 21 день. В этот период студенты обязаны посещать ВУЗ в рамках установленного расписания. Здесь проводятся лекции, семинары, практические задания, на которых педагоги стараются объяснить студентам наиболее важные аспекты, разъяснить им неясности и ответить на все интересующие вопросы.
  • Благодаря столь специфичному графику обучения, студенты могут совмещать работу и учебу. Более того, работодатели могут отпускать работника на сессию, оформляя ученический отпуск, обычный (ежегодный) отпуск или отпуск за свой счет.

Следует отметить, что для получения глубоких знаний студенту придется развивать самодисциплину и самостоятельно осваивать специальную литературу. На это ему и дается почти 9 месяцев свободы.

Среди достоинств заочного образования следует отметить:

— у студента есть масса свободного времени, которым он может распоряжаться, как ему удобно. Главное, уложиться до сессии и освоить все необходимые предметы, подготовить письменные работы и пр.

— учеба практически не мешает работе. Заочное образование позволяет получать образование без отрыва от производства (за исключением сессии, когда студент должен посещать занятия, зачеты и экзамены).

— все учебные материалы студент может получить непосредственно у преподавателя (лично или с помощью интернета), на сайте ВУЗа, в библиотеке или через одногруппников. Поэтому освоение профиля считается более мобильным.

— качество образования зависит от студента: чем больше он читает, изучает, тем выше уровень его компетентности. ВУЗ лишь направляет его в нужное русло, рекомендуя дисциплины, литературу и пр.

— все письменные работы должны быть сданы в определенный срок, то есть существует определенный график сдачи контрольно-измерительных материалов.

К недостаткам заочного образования:

— большинство работодателей полагает, что качество заочного образование значительно ниже очного, поэтому с неохотой принимают специалистов-заочников.

— просрочка по сдаче письменных работ может повлечь за собой академическую задолженность и не допуск к сессии, поэтому следует придерживаться определенного графика обучения.

— работодатели не всегда готовы отпускать сотрудников на сессию, предлагая им ученический отпуск или оформить ежегодный оплачиваемый отпуск.

Дистанционное образование

Расстояние – не помеха для жизни, общения и развития. С помощью интернет-технологий можно не только установить новые связи, но и освоить новую профессию и даже развить собственный бизнес.

Получить образование без отрыва от производства и повседневных дел можно с помощью дистанционного образования. Данная форма предполагает получение новых знаний и умений посредством интернет-технологий (электронная почта, мессенджеры, скайп, видеосвязь, курьерская служба, официальный сайт ВУЗа и пр.

Дистанционная форма образования не предполагает посещение ВУЗа. Даже защищать дипломный проект можно в домашних стенах. Здесь нет четкого расписания занятий, но созданы все условия для приобретения людьми знаний, умений, развития. Процесс обучения более легкий по сравнению с очным или заочным обучением.

Связь с преподавателями и куратором можно поддерживать посредством современных средств связи (соцсети, личные контакты (электронная почта, телефон)) и пр. Лекции, семинары и консультации могут проводиться в онлайн или оффлайн режиме, с помощью видеосвязи или обычных переписок в чате. Если должны присутствовать все студенты, то преподаватель оповещает о мероприятии, заранее назначая дату и время «виртуальной встречи».

Все задания, список литературы студенты получают от педагогов и выполняют в удобное время, отправляя по мере готовности на проверку.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Среди достоинств дистанционного образования можно выделить:

  • Студенты могут получить образование как, когда и где удобно. Для этого им достаточно иметь возможность выхода в Интернет и свободное время;
  • Дистанционное образование не требует посещения ВУЗа, так как здесь фактически нет четкого расписания занятий и сессии. Все материалы, зачеты, экзамены сдаются в удобное для студента время (заранее обговоренное с педагогом);
  • Благодаря тому, что студент может изучать литературу с удобное для него время, когда захочет, связываться по мере необходимости с преподавателями, дистанционное образование считается самым мобильным.
  • Всю необходимую литературу студенты может найти за считанные минуты в Интернете. Подобрать источники информации помогут преподаватели лично или они будут указаны в методических рекомендациях, на официальном сайте ВУЗа и пр.

Среди минусов дистанционного образования отмечают:

  • Данная форма предполагает освоение теоретических материалов. Практики в этом направлении, к сожалению, не найти. Для выработки реальных навыков студент должен самостоятельно учиться применять их в жизни, используя полученный багаж знаний на работе, в быту.
  • Честность и добросовестность изучения. При дистанционном образовании невозможно отследить качество знаний студента. Не исключено, что у него все стены обклеены ответами на вопросы. Онлайн-экзамены не гарантируют качества образования, все зависит от студента.
  • Чтобы учиться, необходимо обладать самодисциплиной и мотивацией. Самодисциплина призвана самостоятельно контролировать ход обучения, постепенно изучать предметы, составлять свое расписание занятий и придерживаться его. Мотивация облегчает процесс обучения. Когда студент понимает, зачем ему это нужно, как получение образования может изменить его жизнь. Если он хочет развиваться и учиться, то освоить профессию становится гораздо легче.

Сходства и отличия дистанционного и заочного образования

К общим чертам указанных форм образования можно отнести следующие моменты:

— фактически весь материал студенты изучают самостоятельно;

— все задания и список рекомендуемой для чтения литературы учащиеся получают заранее;

— учебные пособия и иные материалы можно найти в Интернете;

— при желании можно подобрать индивидуальный график обучения;

— можно совмещать работу и учебу.

Отличия дистанционного образования от очного состоят в следующем:

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Отличия дистанционного образования от очного

Таким образом, заочная и дистанционная формы образования позволяют стать высококвалифицированным специалистом в более комфортных условиях. Студенты могут совмещать работу и учебу, совершенствовать свои знания в удобное для них время. Главное, быть хорошо замотивированным и ответственным человеком.

В чем сходства и различия?

Сравнение дистанционного и традиционного обучения позволяет выявить их сходства и различия.

  • Цель и задачи: освоение учениками знаний в рамках школьной программы;
  • Система, основанная на оценивании;
  • Используются одинаковые учебные материалы, правда, в одном варианте они цифровые, в другом — печатные;
  • Одинаковые дипломы по окончании школы;
  • Уровень социализации;
  • Роль родителей и педагогов;
  • Формат взаимодействия с учителями (живой/онлайн);
  • Мотивация.

Это краткий список главных сходств и отличий дистанционного обучения от традиционного. Для того, чтобы определиться, что же из них, все же, лучше, нужно детально изучить плюсы и минусы каждого.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Преимущества и недостатки традиционной формы

Далее, перечислим достоинства и недостатки традиционного обучения, в сравнении с дистанционным и удаленным.

Начнем с хорошего:

  • Живой контакт и взаимодействие учителя с учениками;
  • Социальное взаимодействие детей друг с другом, с социумом;
  • Соревновательный элемент в учебе;
  • Закрепление приобретенных знаний и навыков при работе в группе лучше, чем при самостоятельной работе;
  • Возможность напрямую у учителя спросить или уточнить непонятные моменты в новой теме;

Далее, перейдем к минусам:

  • Жизнь по расписанию;
  • Соблюдение школьных правил и дисциплины;
  • Учителя больше ориентированы на передачу старых знаний, а не на освоение новых. Между тем, мир меняется, и на самообучении у обучающихся больше шансов постичь актуальную информацию;
  • Чрезмерное влияние педагогов на личности детей. К сожалению, далеко не все учителя сегодня искренне любят своих учеников и свою работу.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Что лучше?

Итак, мы рассмотрели различия традиционной и дистанционной систем обучения, выявили плюсы и минусы дистанционки и традиционки. Наступил черед подвести итоги, выяснить, заменит ли удаленка привычный формат или до этого еще далеко.

Для начала, вернемся к поставленному в начале статьи вопросу: почему дистанционное обучение хуже традиционного? Беглый взгляд на достоинства и недостатки каждого показывает, сама по себе концепция онлайн — более продуктивная, современная, она лучше и качественнее. Обучающийся имеет возможность самостоятельно отладить ритм и темп обучения. Он учится по собственному графику и сам фильтрует материал. Учитель же играет роль корректирующего звена.

Однако, признайтесь честно, сколько современных детей сегодня готовы к такому режиму?

Выходит, традиционное обучение лучше лишь потому, что вынуждает детей учиться, несмотря ни на что. Всех детей, особенно тех, у кого мотивации к школе вообще нет. Таким образом, даже несмотря на минусы, традиционная школа для основной массы школьников, все же, лучше.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Если же вам повезло иметь старательного и усидчивого ребенка, который, к тому же еще и интроверт, и не нуждается в высоком социальном взаимодействии со сверстниками, смело оставляйте его на дистанционке. С ней он горы свернет, вместо того чтобы прозябать где-то на задней парте, среди более прытких сверстников. А если еще и с учительницей не повезет, можно и психику будущему гению повредить.

Чем отличается дистанционное обучение от электронного и онлайн

Обновлено 22 сентября 2021

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Сегодня учиться можно по-разному: вузы, колледжи, школы и учреждения дополнительного профессионального образования предлагают дистанционное, электронное и онлайн-обучение. Чем эти способы получения знаний отличаются друг от друга и что у них общего? Все ответы – в этой статье. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

  • Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
  • Дистанционное обучениеСинхронноАсинхронноСмешанно
  • Синхронно
  • Асинхронно
  • Смешанно
  • Правовая база дистанционного обучения

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Эти два понятия определяет ФЗ № 273 в статье 16. Из длинного и запутанного официального определения следует, что:

  • электронное обучение (ЭО) – это процесс учебы с использованием информации, представленной в цифровом формате, и соответствующих технических средств, которые обеспечивают доступ к ней и общение педагогов и студентов (школьников);
  • дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это методы, процессы и средства обучения, в том числе и электронного, на расстоянии.

Электронное обучение (electronic learning, e-learning) необязательно должно быть дистанционным (на расстоянии) и онлайновым. Если студент приходит на занятия в университет, садится за компьютер, входит в оцифрованную вузовскую библиотеку, не выложенную в свободном доступе в Сети, читает виртуальный учебник, а потом сдает тесты на этом же не подключенном к интернету компьютере, то это тоже будет электронным обучением.

Дистанционные образовательные технологии – термин еще более многозначный. Так можно назвать всё что угодно – хоть пересылку заданий и выполненных контрольных работ обычными почтовыми операторами, хоть курьерскую доставку переписки студентов и преподавателей, хоть голубиную почту. И все это тоже будет одной их технологий дистанционного обучения. Но главным образом под ДОТ понимаются методы и средства, основанные на использовании информационных телекоммуникационных сетей (ИТС) – современных систем передачи информации: интернета, сотовой связи – для дистанционного обучения.

Фактически ДОТ и электронное обучение могут существовать по отдельности, но современное образование предполагает их тесную взаимосвязь, на которой строится дистанционное обучение и в вузах, и в колледжах, и в школах.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Дистанционное обучение

Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Синхронно

Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах.

Асинхронно

Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты.

Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:

  • Автоматизированное – полностью самостоятельное, без участия преподавателя: студент изучает все материалы, сдает тесты с автопроверкой и получает сертификат об окончании курса или проходит в его следующий модуль – и так до полного завершения программы. По такому принципу построена учеба на многих сайтах дистанционного обучения.
  • С поддержкой тьютора – в этом случае на определенных этапах самостоятельного дистанционного обучения студентов поддерживает и контролирует преподаватель: он проверяет домашние задания, разъясняет сложные места курса в общем чате учебной группы или на специальном форуме. Обычно в таком формате занятия проходят в специализированных системах дистанционного обучения – СДО, они есть у большинства вузов и крупных компаний, занимающихся онлайн-образованием. Еще один вариант платформ для асинхронного электронного обучения в крупных образовательных организациях и компаниях сферы EdTech – LMS (Learning Management System), то есть системы управления обучением.

Смешанно

Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

  • Синхрон + асинхрон. Комбинация синхронного и асинхронного дистанционного обучения. В программах такого типа сочетаются онлайновые занятия, проходящие по расписанию, и самостоятельная работа с цифровым контентом в удобное для студента время.
  • Онлайн + офлайн. Сочетание дистанционного электронного обучения и обычных занятий в аудиториях. Часть курса изучается через интернет, часть – лично в учебном заведении.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.

Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.

В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.

Правовая база дистанционного обучения

  • Реализация дистанционного и электронного обучения в образовательных организациях – ФЗ № 273-ФЗ.
  • Порядок применения дистанционного и электронного обучения – Приказ Минобрнауки № 816.
  • Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при обучении в бакалавриате, специалитете и магистратуре – Приказ Минобрнауки № 301.
  • Организация дистанционного и электронного обучения с применением информационных технологий – ФЗ № 149-ФЗ.

В приложении к приказу № 816 есть ссылки на методические рекомендации о применении в электронного обучения и ДОТ в учебном процессе.

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

5 когнитивных ловушек онлайн-обучения и способы борьбы с ними

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.