5 причин почему онлайн-школа лучше репетитора и как в ней заниматься эффективно

3 секрета онлайн школ

Когда вам предлагают заплатить за онлайн обучение, чтобы начать зарабатывать удаленно, знайте, что в этот самый момент они уже зарабатывают удаленно. На ВАС. ⠀
№2. Сертификат. Его можно выкинуть сразу, после курсов, потому что толку от него меньше, чем от красного диплома. И если ВУЗ еще котируется при приеме на работу, то бумажка об окончании онлайн-курсов не вызовет никаких эмоций вообще. Эффект от нее примерно такой же, как от фотографии кота. Мило, да. Но спасибо, не надо. ⠀
№3. Все можно найти в интернете. Серьезно? Да, абсолютно. А как, вы думаете, онлайн школы готовят материал? Нет, на них не сходит озарение в солнечный день. Максимум, за что они заплатили в процессе создания курса, так это за интернет.

В чем суть работы онлайн-школы?

Сбор информации, её структурирование и подача. Пожалуй, на этих 3 китах и существует вся система онлайн обучения.

Как мы путешествуем по миру

Ищем дешевые билеты на Aviasales

Бронируем квартиры на airbnb. com

Мой блог в Инстаграм

Почему не стоит верить. Балл на экзамене зависит не только от знаний, но еще и от везения и способности ученика сохранять хладнокровие. Занятия в школе или с репетитором могут повлиять только на первую составляющую. Все, что можно обещать: ученик окончит обучение, зная больше, чем раньше — и то при условии ответственного отношения к занятиям.

Центр обещает вернуть деньги, если ученик получит меньше 80 баллов на экзамене

Как быть. Чтобы понять, насколько качественно учит школа, я рекомендую перед началом занятий самостоятельно проверить свой уровень знаний. Для этого можно пройти очное или онлайн-тестирование в Московском центре качества образования, Московском государственном центре диагностики успеваемости, дистанционную диагностику в РГПУ им. Герцена или решить пробный вариант ЕГЭ на сайте онлайн-школы «Фоксфорд».

Такая диагностика часто платная: прохождение тестов стоит 1500—3000  за предмет

Бесплатные тесты на сайтах вроде «Решу ЕГЭ» или «Яндекс-репетитор» не заменяют такую проверку полностью: система не позволяет оценить выполнение заданий с развернутым ответом, например историческое эссе или сложный план в ЕГЭ по обществознанию.

Тестирование позволит родителям и ребенку понять стартовый уровень. Затем раз в два-три месяца стоит повторять проверки и отслеживать прогресс. Если за несколько месяцев в онлайн-школе общий балл не вырос, значит, конкретная школа некачественно учит или ребенку не подходит формат обучения. Возможно, ему не хватает обратной связи от преподавателя или школа тратит мало времени на объяснение сложных нюансов решения заданий. Не исключено, что школа просто дает не те знания, которые реально нужны на экзамене.

«Мы вернем деньги, если ребенок не поступит в университет»

Почему не стоит верить. Обычно школы, которые дают такое обещание, страхуют себя от будущих судебных исков и прописывают дополнительные условия, необходимые для возврата денег. Например, в условиях программы «Гарантированное поступление в вуз мечты» одной известной онлайн-школы можно найти такие требования:

  • Просмотреть 100% занятий по всем курсам выбранной программы.
  • Выполнить 100% домашних заданий и контрольно-проверочных работ по всем курсам выбранной программы с задержкой не более 2 недель.
  • Решить верно не менее 50% заданий всех курсов.
  • Правильно заполнить документы для поступления в вуз.

Требования, касающиеся посещения занятий и выполнения домашних заданий, в целом посильны и требуют лишь дисциплинированности и крепкого здоровья, чтобы не пропускать занятия по болезни. Но требование к верности выполнения предполагает, что у школьника в ходе обучения не должно возникать проблем. Это нереалистично: в онлайн-школы приходят именно для того, чтобы подтянуть сложные предметы.

Если не смотреть в условия программы, кажется, что ученик надежно защищен

Аналогичное обещание дают и другие школы. Обычно требуется посетить 95% занятий, просмотреть 100% материалов, выполнить 100% заданий, при этом не подглядывая в ответы.

Бывает, что деньги обещают вернуть только тем абитуриентам, которые подадут документы в максимальное количество мест по закону и не поступят ни в один университет — а не только туда, куда действительно хотели попасть.

Иногда онлайн-школы требуют, чтобы ученик занимался на курсах всеми предметами, которые будет сдавать на ЕГЭ, иначе условия для возврата считаются невыполненными. Выходит, придется посещать занятия даже по той дисциплине, с которой ребенок не испытывает затруднений. Если для поступления нужны английский, русский и математика, а сложности только с последним предметом, первыми двумя тоже придется заниматься на курсах, иначе в случае непоступления деньги не вернут.

Как быть. Внимательно читать договор, чтобы точно знать условия. Но лучше не рассматривать обещание вернуть деньги как значимый критерий при выборе школы: возврат получить сложно, и он не примирит с неудачным результатом.

«У нас вы будете учиться в легкой игровой форме, весело и без напряжения»

Почему не стоит верить. Онлайн-школы нередко стремятся предельно упростить материал. Якобы подростки не готовы читать тексты длиннее двух предложений, предложения длиннее пяти слов и вообще предпочитают картинки, а не слова.

В результате во время занятий выпускников зачастую не тренируют формулировать мысли развернуто и обоснованно, тогда как на экзамене этого не избежать. Формат «короткие подписи к ярким картинкам» не позволяет дать подробное объяснение того или иного явления, не учит понимать запутанные условия заданий.

Для ЕГЭ важно уметь классифицировать объекты, а классификация в этом материале может сбить с толку. Почему проблема «использования Мирового океана» выделяется как самостоятельная, а не относится к экологическим или сырьевым?

Еще одна проблема конспектов — попытка написать коротко, но при этом книжно. Формулировки вроде «духовный аристократизм» большинство учеников не воспроизведут самостоятельно, а кто-то, к сожалению, просто не поймет

Пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Как видно, составители просят дать развернутый ответ. Но в примерах конспектов, которые я привела выше, нет полных мыслей, лишь краткие тезисы

Чтобы выпускник мог аргументированно изложить позицию, ответить на вопросы по тексту, привести развернутые примеры, ему стоит почитать хорошие научные или научно-популярные тексты. Если самостоятельно оценить источники сложно, воспользуйтесь, к примеру, лонг-листом премии «Просветитель».

Попробуйте купить ребенку хорошую учебную литературу. Неплохой вариант — вузовские учебники для первокурсников по непрофильным дисциплинам. Например, учебник по российскому праву Кашаниных подойдет для подготовки к экзамену по обществознанию, а для изучения русского языка подойдет проверенный временем «Справочник по правописанию и стилистике» Д. Розенталя.

Также лучше выбирать школы, которые работают в режиме лекций или онлайн-семинаров, а не те, где предлагают заранее записанные вебинары. Так ребенок сможет уточнить что-то напрямую у преподавателя, если столкнется с противоречием в конспекте или чего-то не поймет.

«Мы замотивируем ребенка на учебу»

Почему не стоит верить. За мотивацию в онлайн-школах обычно отвечают кураторы или наставники. Как правило, это бывшие выпускники школы или студенты-первокурсники, которые получают за свой труд небольшие деньги. Например, «сотрудник чата поддержки» в одной из онлайн-школ получает 100 Р в час, а «координатор обучения» с гораздо большим количеством обязанностей — в среднем 20 000 Р в месяц.

Это люди без специального образования, которые не владеют необходимыми навыками для успешной мотивации учеников: вся «мотивация», которую обещают школы, часто сводится к напоминанию о времени урока и о домашних заданиях.

Задачи куратора в одной из онлайн-школ

Как быть. Если ребенка действительно нужно мотивировать к занятиям, я рекомендую выбрать школу, которая предусматривает систему «штрафов» для учащихся, а не родителей и не предлагает услуги куратора. На мой взгляд, пример ниже — хорошая мотивация и по сути, и по форме.

У ученика есть жизни, как в компьютерной игре. После потери всех жизней ученика отчислят с курса

Окно с жизнями — не сухое уведомление о расторжении договора в случае невыполнения требований школы, а предложение почувствовать себя хорошим игроком, который сумел успешно пройти миссию.

Геймификация, хоть и кажется несерьезным способом мотивации, на самом деле работает, в том числе и на взрослых людях. Например, приложение для изучения иностранных языков «Лингвалео» предлагает учащимся зарабатывать за выполнение заданий виртуальные фрикадельки, которыми можно кормить льва. Приложение популярно среди взрослых, несмотря на «детскую» мотивацию.

Но важно, чтобы учеба все же не воспринималась как игра, особенно во время подготовки к экзамену.

«Наши онлайн-курсы будут требовать всего 60 свободных минут в неделю»

Почему не стоит верить. Если школьнику действительно достаточно часового занятия раз в неделю, ему не нужен репетитор. Подобные уроки — скорее психотерапия, нежели учеба: возможность еще раз убедиться, что все понятно и не вызывает вопросов. Ради этого не стоит тратить деньги весь год, проще походить к преподавателю в индивидуальном формате пару недель перед экзаменом. В остальных случаях старшеклассник не успеет пройти программу за час в неделю.

Описание годового курса по русскому языку. За 25 часовых занятий ученику, «нацеленному на 100 баллов», предлагают освоить всю программу, необходимую для сдачи ЕГЭ

Другая школа предлагает подготовиться к экзамену по обществознанию за 26 занятий общей продолжительностью 30 часов. На изучение экономики — одного из разделов курса, по которому на ЕГЭ примерно 20% заданий, — школа отводит два занятия

Как быть. Сравните, сколько часов на изучение предмета отводится в госстандарте. На обществознание за 10—11 классы в сумме должно быть запланировано 140 часов — ЕГЭ проверяет материал, который проходят как раз за эти два года.

Поэтому выбирайте курсы, программа которых предполагает занятия два-три раза в неделю и обязательное домашнее задание, необходимое для допуска к следующему занятию или хотя бы к следующему блоку курса. Еще лучше, если в самой школе есть промежуточная аттестация.

Число занятий в неделю, на мой взгляд, важнее общего количества часов: два часовых занятия в неделю лучше одного двухчасового. Мой опыт подготовки ребят к ЕГЭ показывает, что для сдачи экзамена по русскому на 80—90 баллов обычному школьнику — не двоечнику и не медалисту — нужно заниматься не менее полутора часов в неделю с сентября по май. Это около 35 недель с учетом зимних каникул, больше 50 часов за год. Обществознанием, историей, биологией, литературой — предметами с большим объемом теории — нужно заниматься в два раза больше. Мои ученики обычно занимаются дважды в неделю по 90 минут — за год получается больше 100 часов.

Этого мнения придерживается и Бенедикт Кэри — автор книги How We Learn. Он использует отличное сравнение: «Можно поливать лужайку раз в неделю полтора часа или три раза в неделю по полчаса. Если делать это трижды в неделю, газон будет зеленее».

Если школьник уделит изучению материала час в неделю, информация будет быстро улетучиваться: другие уроки ее вытеснят. На занятии ему придется сначала долго вспоминать, о чем идет речь, и систематизировать знания будет трудно. К тому же формат групповых занятий не позволяет преподавателю убедиться, что каждый слушатель помнит предыдущие темы, так что пробелы в знаниях будут накапливаться.

Резюмирую

Отвечая на вопрос в заголовке этой статьи, хочется сделать две оговорки.

Во-первых, культура онлайн-образования в России ещё только формируется. По данным исследования “Нетологии” и “Юкассы” всего 8 процентов российских интернет-пользователей учились чему-либо через интернет. У людей пока нет понимания, что такое онлайн-обучение, что оно всегда требует хороших навыков самоорганизации. Не случайно, в большинстве онлайн-школ такой упор на работу тьюторов и кураторов для студентов. Ученики, не готовые к серьёзным нагрузкам, будут отваливаться в процессе учёбы всегда.

Во-вторых, есть очень много студентов, которые считают, что им всё должны преподносить на блюдечке и кланяться в ноги, раз уж они заплатили деньги. Я думаю, эти люди находятся в “детской” позиции: им все должны по первому требованию помочь, объяснить, а лучше сделать всё за них. Зачастую они больше всех жалуются, что рядовые сотрудники не могут сию секунду решить их вопрос, наводят в общем чате панику, а потом пишут публичные отзывы в духе “обман”, “лохотрон”, “ужас”. С такими расставаться не жалко.

С остальными надо работать: улучшать продукт, налаживать обратную связь, помогать и мотивировать.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Расскажите о своём опыте обучения в онлайн-школе:

33%
Бросил обучение, не завершив до конца
10

40%
Никогда не учился в онлайн-школе и на онлайн-курсах
12

67%
Я сотрудник онлайн-школы, хочу посмотреть результаты опроса
2

Проголосовали 30 пользователей. Воздержались 2 пользователя.

Задача

Повышение успеваемости в школе и адаптация детей-сирот в приемных семьях.

Предпосылки и мотивация

Проблема вторичного сиротства довольно остро стоит в нашей стране: в 2020 году из 33,8 тыс. детей, отданных под опеку, 4,8 тыс. были возвращены. И за последние пять лет процент возвратов вырос почти в два раза. Благотворительный фонд «Катрен» и онлайн-школа для детей и подростков Skysmart вместе с исследовательской компанией Tiburon Research провели опрос среди 400 приемных семей по всей России и выявили пять основных трудностей, с которыми сталкивается приемный ребенок в новой обстановке. Ими стали проблемы в учебе, состояние здоровья ребенка, особенности его поведения, отношения внутри семьи и социальное одобрение окружающих.

Большинство проблем вытекают одна из другой: бывшие сироты не имеют примеров моделей поведения в мире вне детского дома. 80% из них — это так называемые социальные сироты, у которых есть родители, лишенные родительских прав. Опыт, который они получили в кровной семье не предполагает мотивации к учебе, им непонятно, зачем нужно учиться, почему их оценивают по новым для них меркам. Образование как социальный лифт для них неочевидно и, как следствие, не вызывает желания им заниматься. Такие дети выделяются среди сверстников и зачастую не в лучшую сторону. Все это накладывается на психологические особенности бывших детдомовцев: они намеренно обостряют конфликты, стремясь «бросить, пока не бросили их». Если каждая отдельная проблема кажется понятной и решаемой, то в сумме они приводят к тому, что родители, которые не готовы к таким сложностям, рассматривают возможность вернуть ребенка в детский дом, вместо того чтобы решать их.

Реализация

В 2021 году при сотрудничестве благотворительного фонда «Катрен» и онлайн-школы для детей и подростков Skysmart появился социальный проект «Школа перемен». Целью организаторов было улучшить успеваемость школьников, что, в свою очередь, помогло бы снять напряженность в семьях, дать приемным детям большую уверенность в себе, в своих силах и получить опыт социализации, которого у них не было в детдоме.

Зачастую основной задачей каждого отдельного педагога было не освоение образовательной программы, а формирование самой привычки учиться. Для работы с «нестандартными» детьми отобрали вначале 12 преподавателей, которые прошли специальное обучение с представителями фонда. В рамках этого курса педагогам рассказали об основных сложностях и ловушках, которые могут быть в работе с воспитанниками проекта. Например, не все преподаватели были готовы к шокирующему уровню откровенности детей, видящих в педагогах старших друзей.

Онлайн-школа Skysmart отвечает в проекте за учебную часть: интерактивные уроки и образовательные материалы, методическую и техническую поддержку платформы, а также за преподавателей. Представители фонда «Катрен», в свою очередь, забирают на себя психологическую поддержку участников проекта. Это касается как детей и родителей, так и педагогов. Преподаватели регулярно общаются с психологом в чате, и в своей обратной связи большинство из них отмечают высокую эффективность такой практики. На супервизиях часто разбираются индивидуальные сложности, педагоги делятся успешными методами, советами.

Индивидуальный подход стал главным преимуществом проекта. Преподаватели не идут по изначально заданной школьной программе, а адаптируют ее к каждому конкретному ученику. Это важно, потому что даже к обычным детям важно найти собственный подход, здесь же проблема возводится в куб, так как особенности обучения связаны с культурным кодом, обстановкой в семье, травматичным опытом, материальным состоянием и другими важными внешними факторами. Поэтому преподаватели проекта сначала работают даже не над повышением успеваемости, а над появлением мотивации учиться и регулярно посещать уроки без прогулов и побегов из дома. Для этого в арсенале педагогов школы целый набор вовлекающих приемов, которые позволяют быстро и понятно объяснить материал.

Например, для объяснения материала по английскому языку одному из учеников преподаватель готовил презентацию с героями популярной игры Brawl Stars. Тема была знакома и очень интересна ребенку, благодаря чему он смог быстрее адаптироваться. А другому мальчику преподавательница объяснила время Present Simple на примере игрушки «симпл-димпл», и благодаря рифме ребенок быстро запомнил правило. Индивидуальность касается и частоты занятий: стандартно ученики занимаются два раза в неделю, но некоторым нужно прилагать больше усилий или, наоборот, меньше. Так как дети на проекте разные, не все из них могут выдерживать целый 60-минутный урок — в таких случаях преподаватель помогает отвлечься, например шутит, придумывает ассоциации к темам или интегрирует в занятие забавные истории, интересные ребенку.

С развитием проекта появились метрики и чек-листы успеваемости, комьюнити преподавателей в Slack, где они могут получать регулярную обратную связь от психологов «Школы перемен». Например, на уроках они следят за поведением ребенка, его общением с родителями и другими членами семьи. Есть специальный чек-лист, позволяющий преподавателю выявить кризис в семье. Вовремя выявленный кризис поможет быстро отреагировать фонду и его устранить.

Трудности

За время проекта организаторы столкнулись с большим количеством сложностей. Основная часть касалась технологической составляющей. Например, некоторым опекунам было сложно вникнуть в работу платформы или признаться представителям проекта в том, что они не могут с чем-то разобраться или что-то купить. В отдаленных регионах подводил интернет: приема сигнала не хватало, чтобы поддерживать корректную работу платформы. Из-за этого приходилось сталкиваться с совершенно анекдотичными случаями. Например, когда родители во время снегопада дежурили у спутниковой антенны — стряхивали с нее снег, чтобы обеспечить стабильное соединение.

Другая проблема — психологическая. Многие дети были совершенно не готовы к работе с незнакомыми педагогами и буквально на каждом занятии испытывали преподавателей на прочность.

Дарья Табакова, преподавательница «Школы перемен»:

«Одна из учениц во время занятия отказывалась вставать с кровати, накрыв голову одеялом. Примерно 20 минут от урока я потратила на то, чтобы разговорить ее, узнать, как ее зовут. Другая ученица очень стеснялась и говорила поначалу исключительно шепотом. Только ко второму месяцу занятий девочка осмелела и начала отвечать голосом. Эта же девочка испытывала меня на прочность, намеренно давая неправильные и нелогичные ответы, чтобы понять, надолго ли хватит моего терпения и преподавательского энтузиазма».

Помимо этого, не все родители одинаково вовлечены в образовательный процесс: они перекладывают его на детей, которые могут пропускать занятия без предупреждения. Чтобы урегулировать эту проблему, ввели правило: после трех пропусков занятий ребенок исключается из проекта.

Всем уже надоели слова «кризис» и «антикризис»? Многие пытаются обозначить своё недовольство в отношении использования слова «кризис». Ведь по сути в маркетинге в период тяжелых экономических времен ничего принципиально не меняется.

Я буду использовать это слово и вот почему. Мне неважно, как на самом деле называется текущее состояние. Мне неважно точное определение. Мне важно, чтобы мы с вами говорили на одном языке.

Конечно пить яд раньше времени и закрывать онлайн-школу не нужно. Все что работает еще можно спасти. Но для этого нужно уйти от готовых схем типа «один продукт — один офер — одна воронка — один источник трафика».

Надеюсь все уже поняли, что это плохая модель. Она нужна была исключительно для того, чтобы было проще продавать. Наш человеческий ум всегда ищет простые незамысловатые схемы. Так что многие из нас в той или иной степени попали в ловушку маркетинга, который подстраивается под естество поведения. Кстати, сам автор не использовал эту модель, как говорят эксперты.

Я уверен, что практика использовать подобные учения «рабочим связкам» в качестве фундамента для бизнеса, когда выбран только один хорошо изученный технический инструмент, пропадет на долго. Сейчас порушилось много технических схем, которые были «собраны на коленке». И по воле случая так долго работали.

Риск №2: качать только трафик

Я знаю проекты, которые сидели на холодном трафике. Трафик сейчас у многих встал по многим причинам:

  • Перестал показывать эффективность
  • Команды развалились
  • Некоторые школы начали экономить
  • Продукт не актуальный прямо сейчас

То есть причин на самом деле много и все они разные.

Одним словом: нарушилась процедура закупки рекламы. Так как работа с базой не налажена, то школы начали терять до 90% выручки. На коне остались те, кто имел налаженную процедуру работы с базой. Это я тоже вижу своими глазами.

Привычные процедуры нарушились (спокойного течения событий больше нет), и сейчас происходит шевеление игроков для налаживания новых бизнес-связей.

Любое резкое изменение среды с негативным окрасом можно назвать кризисом. Фактически кризис — это гиперускорение изменений одного или нескольких аспектов рынка. Собственно потому событие и называется кризисом, потому что не все успевают адаптироваться и не все были готовы к новому. Для некоторых проектов скорость изменений может быть критической.

Так что же делать?

Есть модель развития онлайн-школы, которая состоит из пяти направлений.

Что бы вы не придумали, какой бы прием не применили, это все будет укладываться в эти 5 направлений:

Продукт — то, ради чего с вами взаимодействуют. Канал в Telegram является продуктом. Ваши курсы являются продуктом. Производные от курсов — продукты.

Состояние базы — качество базы, которое определяет сколько внимания пользователи уделяют вашему проекту, и размер.

Команда — ваш скрытых ресурс, эффективность которого является катализатором предприятия. Все направления можно закрыть компетенциями правильных людей.

Аналитика — наши глаза. Нужна для того, чтобы принимать управленческие решения на основе достоверных данных, а не развиваться по наитию.

Изменение №1: нельзя игнорировать новое состояние всей аудитории

Именно второй и третий пункты (про состояние базы и внешний трафик) следует теперь пересмотреть и дополнить: важно не только состояние текущих пользователей, над которым школа должна работать с первых секунд коммуникации и хранить как самое дорогое, что у нее есть, но и состояние потенциальных клиентов, не находящихся еще в базе.

Изменение №2: нельзя игнорировать актуальность продукта

Как продукт с этим связан? Это тоже очень важный пункт. Находясь в текущих условиях нужно задать вопрос уместно ли то, что вы предлагаете именно сейчас?

Интересный вопрос про “уместность”, не так ли? Интересен он тем, что он был актуален всегда. А значит, инструментарий и общий подход по работе с людьми остались прежними. Это то, с чего я начал: маркетинговые инструменты продаж не изменились. Только расставилась акценты.

5 направлений соотносятся с реальными постоянными процедурами.

Для полноты картины должен внести ясность в текущую модель. Эти направления развития школ легко соотносятся с «большой тройкой» процедур, которые отвечают за значительную долю расходов при создании, поддержке или масштабировании онлайн-школы:

  • Привлечение новых пользователей через продающие воронки. Расход на рекламный бюджет, подрядчиков и создание новых воронок.
  • Дальнейшая работа с базой. Расход на команду и производство продающих активностей.
  • Создание продуктов. Расход на методологию, съемки и все, что нужно для создания вашего продукта.

При чем, чем больше вам нужно вкладываться в рекламный трафик, тем больше:

1) требует внимания процесс создания новых воронок, а значит нужно:

  • создавать новые воронки и тестировать их
  • создавать новые продукты для расширения оферов.

2) надежность нужно обеспечить в самой закупке, а значит нужно:

  • иметь несколько команд по трафику
  • подстраховаться и вводить каскадный маркетинг.

Одно тянется за другим. Эти процедуры нельзя останавливать.

Но на самом деле есть еще одна процедура. Она несколько выбивается из общей концепции. Четвертая процедура — это исполнение обязательств.

Кризис 24. 2022 подсветил больше слабых мест, чем любой другой. Опоры проекта, которые оказались под ударом и не были предусмотрительно задублированы, были выбиты.

Представьте себя месяц назад. Напишите себе письмо в прошлое. Что бы вы сделали со своими проектами по пунктам? А теперь представьте себя год назад. И снова напишите себе письмо в прошлое. Что бы вы сделали со своими проектами?

Вы удивитесь, но в списке будут ровно те пункты, которые должны были быть всегда. Ровно те направления работ, которые описаны в моем канале. Приходите, будем обсуждать.

Еще больше размышлений по работе в кризис можно почитать тут:

Выживаем в кризис: антикризисный план для инфобизнесаВсе пропало, закрываем онлайн-школу или перестраиваем работу в новых условиях? Можно ли что-то спасти или рушим до основания и строим заново?

ПРИЧИНА № 1Онлайн-лекции намного легче воспринимать и запоминать

Лекции по математике, которые были у меня в универе, ни в какое сравнение не идут с теми, что я прослушал на «Курсере». Это как небо и земля.

На «Курсере» вовлеченность на порядок выше по нескольким причинам:

  • Во время лекций постоянно есть небольшие задания, чтобы усвоить материал. Их выполняет каждый студент, а не один из всех.
  • Лекция длится не больше 15 минут против полутора часов в универе. Такой подход согласуется с современными знаниями о том, как работает обучение. Когда ты можешь получить небольшую часть информации, спокойно ее обдумать и перейти к следующей, все усваивается намного лучше.
  • Выразительные возможности видеолекций и дистанционных заданий намного богаче. Можно показывать анимацию, делать интерактивные пазлы и так далее.

Может, кому-то и заходит полтора часа бормотания и бесконечных формул на доске, которые нужно переписывать в тетрадь, не успевая подумать, но мне такой вариант не кажется оптимальным.

ПРИЧИНА № 2Удаленка экономит всем время и позволяет больше успевать

Получаю второе высшее на вечернем и работаю. Для меня дистанционное обучение — чудо чудесное. И вот почему:

  • Время. Экономлю часов 10 в неделю на дорогу. На практиках и контрольных не нужно ждать без дела, пока преподаватель всех опросит. Подключаешься, когда тебе нужно.
  • Записи лекций. Голова не всегда круто варит по вечерам, а так можно пересмотреть и разобраться.
  • Комфорт. Таскаться с компом в универ по пробкам после работы — то еще удовольствие. И за родным рабочим столом сидеть приятнее, чем в душной аудитории на деревянном стуле.

В итоге нормально себя чувствуешь, больше спишь и лучше усваиваешь материал. Если есть вопросы, можно написать в чат преподавателю. Да и с однокурсниками легко связаться в любом мессенджере.

ПРИЧИНА № 3Удаленка снижает нагрузку на преподавателей без потери качества обучения

Я почти 25 лет преподаю. Последние два года только онлайн. И меня, и учеников все устраивает.

В чем разница между голосом с экрана и голосом из-за кафедры? Физическое присутствие преподавателя в комнате практически не влияет на качество усвоения информации, во всяком случае для людей старше 14 лет.

Вопросы можно задавать в чате «Зума». Информацию лучше видно, если преподаватель выводит ее на экран, а не пишет мелом на доске. Слышно хорошо, если преподаватель говорит в микрофон. Общаться с однокурсниками можно через все мессенджеры мира. Тот же профессионал так же доносит те же знания — только вы получаете их в уюте собственного дома.

Признаться, мне в жизни хватает общения. У меня около шести-семи уроков в день, включая выходные. И тут очень кстати, что я дома и никуда не надо ехать или идти. Налил себе кофе или чаю и молча отдыхаешь без людей. Хотя я очень люблю свою работу.

ПРИЧИНА № 4На удаленке можно учиться, даже когда болеешь

Получаю второе высшее, гуманитарное, на заочном. Занятия по субботам. Год учились дистанционно, и это было просто волшебно.

Не надо в дождь, холод, жару ехать в электричке к первой паре в универ. Простыла — это не мешает присутствовать на занятиях. При этом ты не рискуешь ни других зацепить, ни себе навредить еще больше. Ты не жуешь что-то всухомятку, а можешь нормально пообедать. Кашляешь — под рукой горячий чай.

У преподавателей все аналогично. Некоторые из них возрастные, думаю, им было особенно комфортно.

Преподаватель показывает презентации — делаешь скрины, и у тебя есть наглядный материал для дальнейшей подготовки к экзаменам. Ты делаешь доклад, защищаешь курсовую — у тебя есть демонстрация экрана и презентация. Преподаватель доволен дополнительными усилиями, а ты тихонько прокачиваешь скиллы по тем же презенташкам. Посещаемость, кстати, близка к 100%. И экзамены сдают отлично или хорошо тоже почти 100%.

ПРИЧИНА № 5На удаленке ученики не списывают друг у друга

Не понимаю преподов, которые называют дистанционное обучение профанацией и говорят, что процесс преподавания сильно отличается. Я репетитор, у меня 95% учеников переведены на онлайн после того, как я подхватил ковид. Мне нравится заниматься через «Зум», дети все хорошо усваивают и не списывают. Видимо, это вопрос мотивации.

Как студент могу сказать, что дистанционка мне понравилась. Прежде всего — экономия времени на дорогу. Никаких нудных лекций на полтора часа: многие темы нам записали в укороченном виде, так как вуз оплачивал факт лекции, а не ее продолжительность. Иногда даже просто скидывали конспекты, которые я, например, воспринимаю лучше, чем бубнеж под презентацию.

ПРИЧИНА № 6Удаленка помогает избежать детских травм и буллинга

До сих пор разгребаю детские травмы от школы, а прошло уже больше 20 лет с окончания. И били, и издевались, и чего только не было. Школа обычная. Такой социализации врагу не пожелаю. Помню, как шла после вручения аттестата, дрожа от радости, что больше никогда.

Хотя у меня была и любимая учительница, которой я очень благодарна, это не перевешивает негатива. А адекватная социализация у меня была в кружках — даже подруга оттуда осталась до сих пор. Кому-то школа, может быть, и подходит, и даже нужна — сильным, стрессоустойчивым и не знаю каким еще. Решать такие вещи нужно индивидуально с каждым ребенком.

ПРИЧИНА № 7На онлайн-занятиях больше времени уходит на полезные задания и меньше — на суету

Школы в том виде, в котором они есть сейчас, появились в индустриальную эпоху: родители весь день на производстве, дети — в образовательных учреждениях. Меняется экономика — меняется и формат обучения. Детям нужны оценки других авторитетных взрослых и оценка себя в группе, но для этого не обязателен формат, когда 30 человек собрали по признакам возраста и места жительства и усадили за парты.

У нас в 90-е типичный урок был такой: 15 минут — проверка домашнего задания. Произвольный чувак идет к доске и что-то рассказывает. Остальные 29 человек заняты своим делом. Еще 20 минут — устный рассказ по теме урока, он же — пересказ учителем параграфа из учебника. Остальные 10 минут — «лес рук» на вопросы учителя к классу. КПД для ученика низкий, но раньше варианта получше не было. Сейчас появилась вариативность и возможность индивидуального подхода. Зачем от этого отказываться?

ПРИЧИНА № 8На удаленке легче определить таланты ребенка и подтянуть знания

Для нашего ребенка удаленка стала благом. Во-первых, вскрылись все слабые места школьных учителей. Кто и очно ничего не давал, тот и на дистанте не смог организовать ни себя, ни детей. Кто опаздывает, тот и там опаздывал, путался в заданиях, спрашивал то, что не задавал или забыл задать. Что бы ни пели на собраниях, стало очевидно, что все немного не так.

Во-вторых, много олимпиад и программ тоже перевели на дистант, открылись новые возможности. На пригласительных турах стал понятен общий уровень подготовки ребенка, сильные и слабые стороны. Итог: школу поменяли без сожаления и жалости со стороны ребенка, который держался за круг общения, но понял, как интересно учиться с новыми детьми.

ПРИЧИНА № 9Ученикам с плохим зрением удобнее заниматься онлайн

У половины учеников проблемы со зрением. Если класс старомодный, со ступеньками, то видно от силы первым трем рядам.

Со слышимостью то же самое. Если перед вами двое разговаривают, ничего больше не слышно. Другое дело с микрофоном.

ПРИЧИНА № 10Удаленка позволяет больше внимания уделять кружкам и другим интересам

Посещение школы, несомненно, расширяет круг общения ребенка, причем принудительно. У каждого в памяти есть любимая учительница, а также хотя бы одна совсем нелюбимая. С учениками тем более — хочешь не хочешь, а приходится общаться даже с теми, кого во дворе за километр обойдешь.

Когда началась удаленка, я позавидовала школьникам и посочувствовала студентам. Основная масса детей вполне способна освоить школьную программу удаленно. Больше времени можно уделить физкультуре и кружкам — там и общение по интересам будет. Очно нужны лишь практические занятия по естественным предметам и контрольные.

Удаленка хороша тем, что все можно делать в своем режиме. Ответственный и усидчивый ребенок все равно будет заниматься. Способный, но безответственный будет выявлен на контрольных, и ему придется догонять — только в ускоренном режиме и в записи. Не очень способный и безответственный по старинке будет учиться офлайн. Когда таких в классе всего несколько, их можно заставить не отвлекаться, и необходимый минимум они усвоят.

ПРИЧИНА № 11На удаленке можно учиться из любого места и чаще бывать на улице

При моем лицее был чудесный яблоневый сад, и весной там было очень красиво. Я всегда хотела там позаниматься. Но вместо того, чтобы усесться под сенью деревьев и поучить любимую биологию, я сидела в маленьком помещении, где пахло потом после урока физкультуры, а подо мной расшатывался стул.

К биологии больше интереса не было, несмотря на то, что я была лучшей в лицее, участвовала в олимпиадах, создавала научные проекты. Рамки, в которые меня втиснули, не способствовали плодотворному обучению. Вечером, сидя на террасе с котом под боком, я делала в три раза больше, чем в школе.

InternetUrok

Кратко: консервативная альтернатива обычной школе
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит: от 700 Р в месяц, первая неделя — бесплатно

Можно ходить на уроки по расписанию и общаться с преподавателем в онлайн-чате, а можно смотреть записи и обращаться за консультацией отдельно

Уроки проходят в соответствии с обычной школьной программой: учителя задают и проверяют домашние задания, проводят контрольные и ставят оценки. Еще к интернет-школе можно официально прикрепиться, а не переходить на семейное обучение — тогда следить за прохождением государственной аттестации будет школа, а не родители.

Ученик может не ходить на онлайн-уроки, а слушать их в записи, главное — вовремя выполнять домашние задания. А еще большую часть материала школьники проходят быстрее — просто из-за того, что учителя не тратят время урока на проверку посещаемости и никого не вызывают к доске.

Фоксфорд

Кратко: школа-конструктор
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит: от 1500 до 35 400 Р в месяц

Разобраться, из чего складывается цена, можно с помощью калькулятора: занятия в записи по базовой программе и сопровождение классного руководителя стоят дешевле, чем онлайн-курсы по индивидуальному образовательному маршруту

«Фоксфорд» поможет оформить документы для перехода на семейное обучение и проследит за прохождением аттестаций в школах-партнерах, подберет комфортную школу для написания всероссийских проверочных работ, если родители не хотят забирать личное дело ребенка из школы. А детям, которые продолжают ходить в обычную школу, но не справляются с отдельными предметами, предложит дополнительные курсы.

В «Фоксфорде» можно выбрать базовую или индивидуальную программу обучения. Базовая — это уроки как в обычной школе, только в ускоренном темпе благодаря тому, что учителя не отвлекаются на организационные вопросы. А в индивидуальную программу дополнительно включены углубленные курсы, на которых ученики готовятся к олимпиадам: можно учиться по одному из шести готовых образовательных маршрутов или сформировать собственный.

Занятия в «Фоксфорде» проходят по расписанию: у каждого ученика оно индивидуальное, но все уроки начинаются не раньше 10 утра и проходят в первой половине дня. Одновременно в «Фоксфорде» по одной и той же программе занимаются несколько потоков, но с разными преподавателями — если темп или способ изложения материала ребенку не подходит, можно поменять учителя.

За успехами ребенка следит классный руководитель или личный наставник. Услуги наставника дороже, зато он поможет включиться в новый формат учебы, составит расписание подходящих олимпиад и научит планировать время и занятия.

Дополнительно можно получить консультацию тьютора и психолога. Тьютор проведет профориентационное тестирование и поможет сформировать индивидуальный образовательный маршрут. Психолог научит справляться со страхами и стрессами из-за учебы и адаптироваться к домашнему обучению.

Бит

Кратко: учебные группы с особой спецификой
Возраст учеников: с 3 лет и по 11 класс
Сколько стоит: 2240—20 800 Р в месяц в зависимости от класса и программы

Учебный центр «Бит»

Занятия в учебном центре «Бит» не ограничиваются школьными предметами. Малышам с трех лет предлагают развивающие программы, дошкольникам — подготовку к поступлению в первый класс, детям с ограниченными возможностями здоровья — отдельную программу по общеобразовательным предметам, а иностранцам — методики по освоению русского языка.

Для тех, кто ищет альтернативу обычной школе, «Бит» предлагает несколько вариантов учебы. Если школьник самостоятельно справляется с программой по учебникам, ему подойдет открытый доступ к тестам и базе знаний — можно выбрать тариф с ежемесячной консультацией преподавателей, а можно обойтись без них.

Старшеклассникам подойдет программа с углубленным изучением предметов для ЕГЭ и ГИА: алгебру, геометрию, русский язык и два предмета по выбору изучают на онлайн-уроках с преподавателями, а все остальное осваивают самостоятельно. Ученикам, которым нужны регулярные встречи с учителями по всем предметам, «Бит» предлагает тариф с гибким расписанием и небольшими группами: в зависимости от занятости ученик может выбирать занятия утром, днем или вечером.

В команде онлайн-школы есть тьюторы, психологи, дефектологи и логопеды, которые помогут определиться с будущей профессией, адаптироваться к дистанционному обучению и решить другие проблемы, которые могут возникнуть у школьника.

Онлайн-лицей № 1

Кратко: индивидуальные учебные планы у каждого ученика
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит: 2100—25 500 Р в месяц

Пример урока по математике. Занятия могут проводиться так, а могут быть интерактивными, во время которых ученики и учителя работают вместе

В «Онлайн-лицее № 1» учатся по индивидуальным образовательным маршрутам. На минимальном тарифе — только доступ к тестам, видеоурокам и электронной библиотеке школы. В остальных программах помогает куратор: если ученик не успевает за программой, куратор откроет доступ к курсам прошлого года или договорится с преподавателем о дополнительных занятиях.

К ОГЭ и ЕГЭ в школе готовят всех учеников 9 и 11 классов, но не на основных занятиях, а в дополнительное время: подготовка состоит из дистанционного модуля, который можно осваивать в любое удобное время, и онлайн-семинаров с преподавателями.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и тем, кому в школе скучно, онлайн-лицей предлагает заниматься индивидуально: это дороже, чем обычные занятия, зато позволяет готовиться не только к итоговой аттестации, но и к олимпиадам.

Алгоритм

Кратко: российская и британская программа
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит: 6000—27 900 Р в месяц, есть индивидуальный план обучения, который оплачивается отдельно

На ютуб-канале школы можно посмотреть, как проходят уроки: ученики могут переписываться друг с другом в общем чате, присылать ответы на задания учителю в личный чат и даже «выходить к доске» с помощью аудио- и видеосвязи

«Алгоритм» предлагает сразу две программы: общеобразовательную российскую и британскую, которая готовит школьников к экзаменам в зарубежных вузах. Чтобы ребенок успевал проходить обе программы, занятия идут в разное время: в первой половине дня — российская школа, во второй — британская. В российской школе можно учиться с первого класса, а в британской только с 10 лет. Заниматься можно как очно, так и онлайн, но сдавать экзамены A-level все равно придется очно — в центре на Лубянке.

Дистанционные уроки в «Алгоритме» — это полноценные семинары, во время которых преподаватель дает задания, слушает ответы, пишет на виртуальной доске и корректирует ошибки учеников в прямом эфире. Чтобы такие занятия были эффективными, группы ограничены: больше 14 человек в «класс» не набирают.

Для учеников на семейном обучении есть несколько разных форматов:

  • полноценные пятидневные занятия как в школе, только без домашних заданий;
  • пара учебных дней в неделю с интенсивной загрузкой, а остальное время — для самостоятельной работы;
  • индивидуальная программа с личным расписанием и занятиями с преподавателем один на один.

И в российской, и в британской школе занятия ограничены общеобразовательными предметами, но если ребенок учится по индивидуальной программе, то может изучать любые курсы. Кроме английского языка в «Алгоритме» есть дополнительные курсы по испанскому, французскому, немецкому и китайскому, в том числе и такие, которые помогут подготовиться к международным экзаменам.

IBLS

Кратко: для тех, кто готов учиться самостоятельно
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит: от 2700 Р в год для москвичей и 14 000—65 812 Р в год для всех остальных

Такие видеоуроки доступны школьникам как на заочном, так и на семейном обучении

IBLS предлагает всего два формата обучения: заочное и семейное. В первом случае ребенок прикрепляется к частной московской школе «Наши пенаты» — кроме дистанционной аттестации ученику придется приезжать в школу для прохождения всероссийских проверочных работ и диагностик МЦКО. А ученики, которые находятся на семейном обучении, могут вообще не появляться в школе, пока не придет время сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

Основные блоки учебных материалов — готовые видеолекции и демоверсии аттестационных работ — доступны в обоих форматах обучения. Дополнительно заочники могут записываться на онлайн-уроки, во время которых преподаватели в прямом эфире помогут закрепить самостоятельно пройденный материал и ответят на возникшие вопросы. Школьники на семейном обучении вместо этого получают доступ к тестам-тренажерам — такие задания с автоматической проверкой выявят пробелы в знаниях по конкретным темам.

Проходить программу в строгом соответствии с календарно-тематическим планом не обязательно: ученики могут выстраивать собственные образовательные маршруты и регулировать темп обучения.

Для родителей, которые перевели детей на дистанционное образование, школа «Наши пенаты» совместно с МГИМО организует специальную программу профессиональной переподготовки: чтобы помочь ребенку справиться с новыми условиями обучения, родителям самим потребуется стать в определенной степени учителями.

Международная школа завтрашнего дня

Кратко: почти как в школе, только по «Зуму»
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит: 40 500—126 000 Р в год, для москвичей есть бесплатная программа

Сроки проведения аттестаций по всем предметам определены заранее — выбрать свой темп обучения не получится

«Международная школа завтрашнего дня» максимально похожа на обычную школу: ученики ходят на уроки строго по расписанию, сдают аттестацию по графику и пользуются классическими школьными учебниками.

Главное отличие в том, что уроки проходят по «Зуму». Правда, видеозапись занятия не сохраняется: если пропустил — придется нагонять тему самостоятельно.

По каждому предмету урок проходит раз в неделю. Оценки ставят только за промежуточные контрольные работы и тесты, которые ученики сдают дистанционно. Очное присутствие может понадобиться только на ОГЭ и ЕГЭ, а москвичам дополнительно после 8 класса и на диагностиках Московского центра качества образования.

Перед началом обучения школа проводит обязательный тренинг для родителей, на котором рассказывают, как все устроено: от технических аспектов до юридических тонкостей.

Многопрофильная академия непрерывного образования

Кратко: школа совсем без расписания
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит: 500—15 000 Р в год

Чтобы узнать, как проходят уроки, нужно оформить заявку на просмотр пробных уроков

«Многопрофильная академия непрерывного образования» предлагает ученикам систему полностью удаленного образования — без интерактивных уроков и точных дат сдачи контрольных работ.

Каждая тема начинается с видеолекции, на которой преподаватель объясняет самое важное. Дальше ученики смотрят разборы решения типовых задач, потом пробуют выполнить несколько упражнений самостоятельно, а в конце решают тест, который поможет оценить, насколько хорошо усвоена тема. Все, что нужно для обучения, есть в личном кабинете ученика — бумажные учебники не понадобятся.

Кроме обучения по всем предметам можно выбрать занятия только по одному курсу, который тяжело дается ребенку в обычной школе. Это стоит 500 Р за четверть и 1500 Р в год — дешевле, чем услуги репетитора.

Amige school

Кратко: альтернативное образование в онлайн-формате
Возраст учеников: 1—11 класс
Сколько стоит:от 30 000 Р в год плюс 1000 Р за промежуточные аттестации

В основе обучения — проектный подход: ученики, учителя и родители работают вместе над исследованием определенной области и решением проблем. Это помогает ребенку запомнить материал как собственное открытие, а не просто зазубрить параграф из учебника. А еще так дети учатся работать в команде, даже если с другими участниками группы можно связаться только по «Зуму».

Независимо от тарифа, который выбрали родители, ученикам доступны «живые» видеоуроки по предметам. Это заранее записанные курсы, но не в формате лекций, а с интерактивной составляющей. Ребенок включается в работу, выполняет задания в специально отведенное время и постоянно меняет вид деятельности: слушание сменяется чтением, играми, исследованиями и даже танцами и песнями.

В обучении задействованы родители: даже если выбран тариф с регулярной помощью учителя и полноценными онлайн-уроками, совсем не участвовать в занятиях ребенка у взрослых не получится. Школа поощряет и взаимодействие семей друг с другом: родители, которые хорошо разбираются в математике и совсем не знают английского, могут по взаимообмену заниматься с ребенком из семьи с противоположной проблемой или даже предложить детям самостоятельно обучить друг друга тем или иным предметам.

Для тех, кому важен английский язык, школа предлагает специальные языковые курсы с полным погружением: они стоят от 15 000 Р в год дополнительно к основной программе.

Zaochka Class

Кратко: уроки на минималках
Возраст учеников: 2—6 класс
Сколько стоит: от 8500 Р в месяц

Школа не перегружает уроками: свободное время можно посвятить более интересным для ребенка секциям и кружкам

«Заочка-класс» помогает родителям младшеклассников справляться с семейным обучением. В школу берут детей с третьего по пятый класс: занятия проходят три дня в неделю по три урока и охватывают только основные дисциплины — русский, математику, чтение и окружающий мир.

Исключение — для учеников четвертого класса. Они посещают уроки пять дней в неделю, чтобы хорошо закрепить материал начальной школы и подготовиться к переходу в среднюю. Но по желанию родителей можно сохранить и трехдневный график учебы.

Все занятия проходят по «Зуму» в небольших группах до восьми человек: вместо записанных видеолекций — живое общение с преподавателем и одноклассниками. К основному пакету предметов можно добавить изучение английского и испанского или творческие занятия: студию правополушарного рисования или занятия с кинотерапевтом. Вместе с детьми участвовать в дополнительных курсах могут и взрослые.

Из утопии — в образ жизни

Идея о непрерывном образовании впервые прозвучала в 1972 году в докладе ЮНЕСКО. Критики посчитали ее утопией. Мировое сообщество задалось вопросами. Хотя бы потому, что концепция ставила под сомнение традиционное образование.

Понадобилось несколько десятилетий, чтобы концепция lifelong learning начала превращаться из утопии в образ жизни. Идея непрерывно учиться выглядит не так странно, когда технологии постоянно обновляются, а новые профессии появляются ежегодно.

В цифрах это выглядит так. С 2015 по 2019 гг. увеличилось число россиян в возрасте 25–64 лет, которые занимаются самообразованием, — с 21% до 37%. Вероятно, на конец 2021 года цифра будет еще больше. Хотя бы потому, что постарался коронакризис.

У каждого найдется знакомый Андрей, который разочаровался

И вот мы плавно подходим к выводу: люди внезапно осознали, что высшее образование — это для мамы, бабушки, галочки и не для жизни. И с этим нужно что-то делать.

Представим себе Андрея, который пять лет учился на системного администратора. Потом вышел, счастливый, из универа, отпраздновал получение диплома. Подумал: «Вот теперь все двери передо мной откроются».

Уже через месяц Андрей узнает, что зарплаты у сисадминов в его городе низкие. Без опыта устроиться сложно, а таких, как Андрей, — тысячи. При этом он не может тратить еще несколько лет на переобучение. Ему нужны деньги, реализация и все такое.

5 причин почему онлайн-школа лучше репетитора и как в ней заниматься эффективно

Онлайн-образование как раз нацелено на таких, как Андрей: выпускников никому не нужных вузов. На молодых людей, которые только выбирают профессию после школы. На тех, кто несколько лет работает и не понимает зачем: денег нет, удовольствия тоже. Ну и на профи, которые хотят прокачать скилы. И тут встает вопрос эффективности. Потому что в массовом сознании бродят заблуждения. Мол, онлайн-обучение — для ленивых, курсы слишком короткие. Не то что в универ ходить с толстыми книжками. Ну и якобы государственный диплом несопоставим с сертификатом онлайн-школ. Но тут на помощь придут исследования.

Ребята из Высшей школы экономики решили оценить, как студенты лучше усваивают знания: онлайн или офлайн. Проверяли это на курсах «Инженерная механика» и «Технология конструкционных материалов». В итоге оказалось, что результаты студентов не зависят от формы обучения. И это страшные выводы для тех, кто топит за оффлайн.

Поиск эффективного обучения

Эффективность учебы можно оценить с точки зрения методики, метрик и других показателей. Но нас интересует другое. Например, как обучение поможет решить проблему Андрея за пределами курсов. Сможет ли он приобрести полезные навыки, получить работу, увеличить доход, вырасти в должности. Осознать, что эта профессия ему подходит.

Андрей не может бросить работу и учиться. Ему нужны такие курсы, где он будет совмещать. И которые сможет оплатить с его небольшой зарплатой. Рассрочка платежей, кредит и другие плюшки повысят вероятность прийти к цели. Но Андрею нужно проработать еще несколько пунктов.

Выбор направления

В этой задаче кроется большое коварство. Повсюду масса площадок для будущих программистов, дизайнеров, копирайтеров, менеджеров, пекарей, тренеров и кого угодно.

И здесь нужно понять, кем хочешь быть. Банальное «делай что любишь» помогает не выгорать, работать в удовольствие. Иногда взрослым людям сложно даже себе признаться, чего они хотят.

В книгах по самообразованию встречается одна и та же техника. Это когда нужно взять лист бумаги и на одной стороне выписать все, что вдохновляет и получается. На другой — все, что отнимает силы и бесит. Например, вы умеете прогнозировать и находить решения с помощью цифр и терпеть не можете хаос в данных. Или всегда мечтали создать продукт, которым будут пользоваться миллионы людей. Но при этом раздражаетесь при виде кривых приложений.

Еще техника направлена на честный разговор с собой: «А чего я хочу? А точно ли это моя мечта? А не боюсь ли я своих желаний?».

Филипп Гузенюк в книге «Счастье в деятельности» вообще рассматривает поиск себя как путь героя. Еще он рекомендует вспомнить о детских мечтах и спросить о своих талантах у друзей. В книге много картинок и очень крупный шрифт, что меня смутило. Но может кому-то помочь определиться. И займет час-два на прочтение.

5 причин почему онлайн-школа лучше репетитора и как в ней заниматься эффективно

Выбор площадки

Сегодня поисковик выдаст сотни предложений. И нужно выбирать. Вот несколько деталей, на которые стоит обратить внимание.

Это просто курсы или они помогут найти работу?

Предложение просто обучиться направлено в пустоту. Куда важнее, насколько создатели изучили рынок трудоустройства. Можно обучить тысячи дизайнеров-верстальщиков. Но они останутся один на один со своими курсами. Потому что прямо сейчас на hh. ru удаленных вакансий для них менее 200 по всей России.

Более эффективны те курсы, которые либо помогут трудоустроиться, либо расскажут, как продвигать себя и новые навыки. Прекрасно, если к концу обучения будет собрано минимальное портфолио.

Перед вами инфобизнес или EdTech?

К инфобизнесу сложилось неоднозначное отношение. Чаще всего создатели продают контент или предлагают освоить новую профессию за пару недель. В качестве экспертов могут выступать некомпетентные люди, сомнительные специалисты из инстаграма. В предложениях звучат приукрашенные фразы вроде: «стань IT-специалистом через месяц и зарабатывай 250 000 ₽», «только сегодня скидка на вебинар 80%», «пройди обучение и работай по часу в день на берегу Тихого океана».

У инфобиза чаще всего нет методики обучения и своей площадки. Ученик не понимает, что в итоге делать с этими знаниями.

EdTech-платформы, как правило, создают профессионалы. У них есть методика обучения и его мониторинг, индивидуальный подход к ученикам. В приоритете — практические навыки. В идеальном сценарии у выпускника будет портфолио и помощь в трудоустройстве. Еще в EdTech встречается модель ISA. Это возможность оплачивать обучение только после трудоустройства.

Есть ли тьютор?

Дать студентам обучающие видео и оставить с ними один на один — провальная затея. Важно, чтобы к каждому ученику был прикреплен тьютор или ментор, который даст совет, подскажет, какие слабые места прокачать. Даже замотивированных людей иногда нужно взять за руку и повести. Хотя бы на сложных этапах. Поэтому курсы с живым личным общением выигрывают.

Мы каждый день слышим от людей: «У меня нет времени». Андрей тоже скажет, что у него работа, дети, жена и с друзьями встретиться некогда. При этом в среднем россияне проводят в интернете 7 часов 52 минуты каждый день. Жители со всего мира — по 6 часов 54 минуты. Это данные WebCanape, опубликованные в 2021 году.

Можно подсчитать свои цифры, удивиться и освободить несколько часов в неделю для обучения. Ну и занести их, например, в гугл-календарь. Если не получается взять и отвлечься, попробуйте сервис FocusMe. Он на время блокирует доступ к отвлекающим сайтам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *